Научная статья на тему 'Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье'

Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
562
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ETHNIC FAMILY / НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫЙ БРАК / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ЦЕННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ / VALUES OF MULTICULTURAL EDUCATION / БИЛИНГВИЗМ / NATIONAL-MIXED MARRIAGES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Магомедова Зулейха Магомедовна

В публикации рассматривается влияние межнациональных браков на формирование личности в семье. В результате национально смешанных браков происходит смешение, взаимодействие двух культур, носителями которых являются родители. В таких семьях (межнациональных, межконфессиональных) возникают трудности именно поликультурного воспитания детей. В данной статье рассматриваются некоторые ценности поликультурного воспитания в национально смешанной семье, которые оказывают существенное влияние на формирование личности: дом, культура питания или еда в поликультурной среде, ребенок смешанных кровей, двуязычие или билингвизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Магомедова Зулейха Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of multicultural education are ininternational family

The publication examines the impact of interethnic marriages on the formation of personality in the family. As a result of national mixed marriages there is a mixture, the interaction of the two cultures, which are the carriers of the parents. In such families (ethnic, religious) difficulties arise it is the multicultural education of children. This article discusses some of the values of multicultural education in the national mixed families who have a significant impact on the formation of personality: the house, food culture or food in a multicultural environment, a child of mixed blood, bilingualism or bilinguism.

Текст научной работы на тему «Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki.com/vol4-1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/23PDMN116.pdf Статья опубликована 04.03.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:

Магомедова З.М. Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/23PDMN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Магомедова Зулейха Магомедовна

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», Россия, Махачкала

Профессор кафедры «Общей и теоретической педагогики»

Кандидат педагогических наук E-mail: bars19832006@rambler.ru

Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье

Аннотация. В публикации рассматривается влияние межнациональных браков на формирование личности в семье. В результате национально - смешанных браков происходит смешение, взаимодействие двух культур, носителями которых являются родители. В таких семьях (межнациональных, межконфессиональных) возникают трудности именно поликультурного воспитания детей.

В данной статье рассматриваются некоторые ценности поликультурного воспитания в национально - смешанной семье, которые оказывают существенное влияние на формирование личности: дом, культура питания или еда в поликультурной среде, ребенок смешанных кровей, двуязычие или билингвизм.

Ключевые слова: семья; межнациональная семья; национально-смешанный брак; поликультурное воспитание; ценности поликультурного воспитания; билингвизм

Процесс современной глобализации отличается быстрыми экономическими, политическими и социокультурными преобразованиями. Поток миграции людей ведет не только к физическому сближению, но видоизменяет различия между национальным и интернациональным. Быстрый рост миграционных потоков становятся своего рода угрозой для современной цивилизации, одним из ответов которому является развитие новых брачных отношений и формирование полиэтнической, национально-смешанной семьи.

В некоторых странах под "национальностью" понимается не принадлежность к определённой этнической культуре, а гражданство, поэтому национально - смешанные браки называют межнациональными и межкультурными.

Национально - смешанная семья, это маленькая ячейка, где гармонично сочетаются различные виды культур, традиций, языков, где в итоге формируется единое поликультурное воспитание с изменением различных внутрисемейных ценностных ориентаций, где на развитие адаптации и коммуникации субъектов семейных отношений, оказывают влияние и условия поликультурной среды. Значимость ценных ориентаций в межнациональных семьях происходит в русле толерантного отношения.

Поликультурное воспитание в межнациональной семье мы представляем как существующую поликультурную систему разнокультурных социальных, психологических, религиозных и традиционно-этнических взаимоотношений, способствующих формированию семейных ценностей основанной на уважении и любви супругов, в приобщении детей к таким ценностям посредством поликультурного воспитания.

В данной статье будет рассмотрен ряд некоторых ценностей поликультурного воспитания в национально - смешанной семье, которые оказывают существенное влияние на формирование личности.

Выделим наиболее значимые из них. К культурным ценностям мы относим следующие: дом, культура питания или еда в разнокультурной среде, ребенок смешанных кровей или метис, двуязычие или билингвизм.

"Дом". Основная ценность семьи - это дом. В данном случае мы рассматриваем дом не просто как жилище, а как важнейшую культурологическую реалию. С давних времен с домом связано представление о надежности, безопасности и защиты человека от внешней, часто неблагоприятной среды. Прежде всего, дом — это убежище. Дом не только защищает человека от внешних неблагоприятных факторов, но и формирует в человеке положительные качества. Он дарит эмоциональный и физический комфорт, в нем все привычно, все родное, знакомое с детства, и это «.. .важная составляющая уюта и эмоционального комфорта, так как обеспечивает человеку важнейшее культурное свойство - стабильность [3, 57].

Мы не можем сказать, что современный человек свободен от мира. Потеря дома и утрата семьи означают для него утрату самого важного места в мире, где он мог бы чувствовать себя абсолютно свободно. Потеряв дом и семью, человек становится более уязвимым, погруженным в стихийную социализацию с неизменной сменой семейных ролей: или наедине с самим собой, или с тем человеком, который образует с тобой единство жизни и единство судьбы. Создание нового дома в совершенно новой культурной, языковой или расовой среде становится для одного из супругов нелегким делом.

Полюбить и принять чужую культуру и воссоздать новый дом с учетом требований новых культурных традиций становится возможным для семьи, чьи отношения строятся на любви к друг другу.

Поэтому так остро встает для современного человека проблема семьи. Смешанная семья в данном случае гораздо менее устойчива, нежели однонациональная. С одной стороны, такая неустойчивость представляет собой определенную опасность, так как может создать у человека ощущение отчужденности и ненужности в двух национальных общностях, и, в то же время, в такой семье открывается возможность формирования более глубокой нравственности, воспитанию толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Тесная связь с родителями, как носителями двух культур, может разнообразить и обогатить жизнь детей. Главная функция поликультурного воспитания в национально -смешанной семье заключается в устранении противоречия между нормами и средствами воспитания и обучения доминирующей в семье нации и этнического меньшинства в лице одного из родителей. Основными критериями определения степени поликультурного воспитания в межнациональной семье являются:

• сформированность таких взглядов на культуру, когда признается и принимается постулат о многообразии культур и их взаимосвязи;

• осознание того, что сам факт многообразия культур весьма важен для развития и самореализации человека как личности;

• формирование положительного отношения к различиям в культурах разных народов;

• развитие таких умений и навыков, которые позволяли бы человеку в процессе взаимодействия с носителями разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Рассмотрим еще один немаловажный фактор в национально - смешанной семье, имеющий значение в поликультурном воспитании - это "культура питания".

Культура питания это один из главных составляющих компонентов повседневной жизни и представляет собой самый выразительный пример видоизменений биологических потребностей человека. Пища в этнологии считается одним из самых устойчивых признаков. Еда - это не только процесс подавления чувства голода, но и феномен культуры. То, как человек удовлетворяет свои потребности, и говорит о мере его воспитанности и цивилизованности. Потребность питания одна из наиболее важных потребностей человека.

В цивилизованном мире еда не только способ поддержания жизни. Культура питания тесно связанна с социально-культурными формами поведения людей (церемониями, обряды, ритуалы и т.п.). Сопровождая различные события человеческой жизни, еда участвует во всех праздничных событиях (дни рождения, свадебные застолья) и трагических (поминальные обряды и т.д.). Совместное принятие пищи - это не только насыщение, удовлетворение голода, но и общение людей, а сама пища (еда) в этом общении становится символом, знаком [5; с. 35]. Культура питания — это большое наследие, которое семья передает потомству. Национально - смешанная семья, в процессе совместной жизни изменяя или дополняя традиционность и обрядность однонациональной семьи, невольно становится модернизатором новой культуры питания, обогащая и дополняя ее новшествами.

Поэтому союз двух людей разных культур способствует быстрому развитию межнациональных глубин.

Российский культуролог М.В. Капкан утверждает, что гастрономическая культура -это, прежде всего, специфическая система норм, принципов и образцов, которая воплощается в способах приготовления пищи, наборе принятых в данной культуре продуктов и их сочетаниях, практике потребления пищи, а также в рефлексии над процессами приготовления пищи и ее потребления. [4, 9].

Возникновение культуры питания в поликультурном воспитании в межнациональной семье видоизменяется под воздействием некоторых факторов, действующих совместно. На изменения моделей питания оказывают влияние не только природные, но и культурные причины. Прежде всего, это природно-географический фактор. Различные географические условия проживания дают определенный набор продуктов, с определенными способами их обработки, идифиренциальное восприятие пищи у разноэтнических партнеров. Тип цивилизации так же выступает как один из факторов влияния и видоизменения культуры питания. Речная, земледельческая и скотоводческая цивилизации обусловливают определенные пищевые привычки, связанные с базовым источником пищи и основным видом деятельности.

Представители разных культур в интернациональной семье имеют разное представление о мире, различны порой мышление и ценности Разница двух ментальностей нередко приводит к конфликтам. Но основанная на толерантности и взаимоуважении межнациональная семья делает возможность компромиссу. Монолит «я», в однонациональной семье уступает место быстро изменяющемуся в смешанном браке ''я'' на ''мы'', находящему «собственные» способы получать удовольствие, различая «допустимое» и «недопустимое»

через познание своих вкусовых предпочтений, исполнять многообразные культурные смыслы. Открытость другому или новому "пищевому новшеству" и связанными с ним ритуалами и способами приготовления пищи позволяет познавать чуждую культуру.

"Ребёнок-метис". Этот термин очень актуален в обществе и создает вокруг себя множество противоречивых мнений, слухов и мифов.

Многие религиозные деятели не приветствуют смешанные браки, т.к. такой брак сильно искажает религиозную ориентацию семьи, которая может проявляться как в религиозной практике, та и в религиозном сознании. В межнациональных, в особенности в межконфессиональных семьях религиозная практика проявляется либо смешением религиозных традиций, либо отчуждение от веры, когда она полностью выпадает из повседневной жизни семьи. Разные взгляды родителей на религию в смешанных семьях представляют особую опасность на формирование религиозного сознания у подрастающих детей, что может привести к дальнейшей проблеме их самоидентификации в будущем.

Некоторые представители медицины в своих взглядах выступают не в пользу межнациональных семей. "Именно смешение двух различных генетических программ, доставшихся гибриду в наследство от разнородных родителей, и ведет к разбалансировке всей его биологической структуры, нарушению психической и моральной целостности. Данные международной криминалистической и психиатрической статистики наглядно свидетельствуют, что среди расово-смешанных индивидов выше преступность, процент нервных и сексуальных отклонений" [1, 247]. Некоторые психологи считают, что дети, рожденные в межнациональных семьях, могут столкнуться с проблемой идентификации. Они редко бывают враждебно настроены, но приобретают много комплексов, так как не могут полностью приобщить себя к одной культуре. Ребенок, выросший в такой семье, чаще всего выбирает для себя национальность того из родителей, кто имеет в семье более высокий социальный и этнический статус.

Национальная среда, в которой растет ребенок, так же имеет немаловажное значение.

Несмотря на неутешительные выводы различного рода исследований смешанных браков, допустима ситуация, когда ребёнок - метис не может самостоятельно определиться со своей этнической принадлежностью. В связи с этими выводами у детей межнациональных браков отсутствует единая модель самоидентификации, она всегда носит разносторонний характер.

В национально смешанных браках этническое самовыражение - это личный выбор, и этот выбор может меняться на протяжении жизни человека. Длительный опыт совместного проживания национально - смешанных семей, развивает двустороннее двуязычие, взаимовлияние культур, обуславливают высокую степень толерантности в общении. Такие семьи являются примером межкультурного взаимовлияния, когда супругам с абсолютно разными признаками (расовой, языковой и религиозной принадлежности) удается строить свои взаимоотношения.

И такая история человечества свидетельствует о том, что смешанные браки всегда были условием развития. Разнообразие является основой устойчивости вида. Это затрагивает социальные, биологические и культурные явления. По мнению многих педагогов, психологов и генетиков для генетического здоровья человечества именно национально-смешанные браки - просто спасение. Смешивание наций и рас видоизменяет и совершенствует ген, становясь более приспособленным к выживанию в этом сложном современном мире. Отношения супругов в национально - смешанной семье, построенные на любви и взаимопонимании друг друга, формируют благоприятное отношение к культурам других народов, что, в свою очередь, влияет на коммуникативные способности нового подрастающего поколения.

Термин "двуязычие или билингвизм" можно понимать, как способность индивида, а также отдельных групп населения знать и объясняться на двух языках.

Язык (знание и незнание его) тесно связан с образом жизни семьи и семейной культурой. Поэтому в процессе поликультурного воспитания в межнациональной семье большую роль играет язык как средство понимания и общения. Членов такой семьи, как малой этнической группы, объединяют этническая и языковая общность, культурные традиции (религия, искусство, история и пр.). В межнациональной семье языковые ориентации зависят от степени развития семейных традиций, от того, умеют ли родители передать их своим детям и насколько они настойчивы в этом стремлении.

Одной из немаловажных сторон поликультурного воспитания в национально-смешанной семье является двуязычие. Для детей, родившихся и воспитывающихся в национально-смешанных семьях, характерно двуязычие, умение изъясняться на двух языках своих родителей.

В развитии детей от межнациональных браков иногда наблюдаются признаки потери национальной принадлежности, когда ребенок не ощущает себя частичкой ни одной, ни другой культуры. Как правило, эта проблема чаще возникает в тех семьях, где родителям самим трудно определить, на какую культуру опираться в воспитании ребенка, и какой язык станет для него родным.

Проведенное анкетирования в Дагестанском государственном педагогическом вузе, показало, что у большинства опрошенных студентов отсутствуют достаточные знания об обычаях и традициях своего народа (40% - знают культуру своего народа, 52% - плохо знакомы с культурой своего народа их знания ограничиваются знанием отдельных традиций; 8% студенты из смешанных браков - преимущественно знакомы с одной национальной культурой) [2, 125].

Если в отношениях между супругами нет конкуренции, а преобладает уважительное отношение к языку и культуре обоих супругов, то ребенок будет свободно себя чувствовать в обеих культурах.

Как показала практика, не все дети, выросшие в таких семьях, становятся двуязычными, не все дети могут свободно использовать два языка. Но, не смотря на то, что один из языков для детей становится родным, основы второго языка в нем уже заложены и они обязательно скажутся на дальнейшем развитии ребенка.

В том же случае, если ребенок освоил оба языка, и он может пользоваться ими, то в данном случае преимущества неоспоримы. Дети, освоившие родные языки обоих родителей, довольно коммуникабельны и уверенно чувствуют себя в процессе общения с обоими родителями, и обе культуры становятся для него родными.

«Параллельно с языковыми процессами в таких семьях происходит формирование своеобразных черт культуры, домашнего быта, традиций, отличающих от семейного быта тех однонациональных семей, к которым ранее принадлежали сами супруги» [9; с. 191]. При этом ребенок на обоих языках получает необходимые сведения о реальности, умеет рассказать о себе, т.е. два языка развиваются параллельно, взаимно обогащаясь, дополняя друг друга. Родители, в большинстве своем, право выбора языка оставляют за самими детьми [12, 65].

В процессе сближения народов разных национальностей не последнюю, а нередко и решающую роль играет язык общения. Распространению двуязычия способствуют не в последнюю очередь национально-смешанные браки. По мнению Л.В. Щербы, при смешанном двуязычии возникают условия, благоприятствующие сравнению: «Сравнивая детально разные языки, мы разрушаем ту иллюзию, к которой нас приучает знание лишь одного языка,

— иллюзию, будто существуют незыблемые понятия, которые одинаковы для всех времен и для всех народов. В результате получается освобождение мысли из плена слова, из плена языка и придание ей истинной диалектической научности. Таково, по-моему, колоссальное образовательное значение двуязычия, и можно, мне кажется, лишь завидовать тем народам, которые силою вещей осуждены на двуязычие. Другим народам его приходится создавать искусственно, обучая своих школьников иностранным языкам». [11, 313].

В заключении можно сказать, что, не смотря на многие изменения, происходящие в жизни людей разных культур, образование национально- смешанных браков, прежде всего, является процессом сближения народов, естественным и необходимым для человечества. Образование смешанных браков приводит к усовершенствованию физических и моральных качеств человека. Этнически - смешанные браки в силу своей этнокультурной специфики, формируют норму толерантности, которая является одной из базовых характеристик современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев В.Б. Расология. - М.: Белые Альвы, 2005. - 528 с.

2. Долгая Н.А. Формирование толерантных установок у студентов в поликультурном пространстве педагогического вуза // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 124-126.

3. Жолдубаева А.К. Современная семья как феномен культуры // Мысль. - 2011. -№ 5. - С. 54-58.

4. Капкан М.В. Феномен гастрономической культуры: специфика форм репрезентации (на примере России Х1Х-ХХ веков): дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 - Екатеринбург, 2010. - 173 с.

5. Капкан М.В., Лихачева Л.С. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2008. - № 55. - С. 34 - 43.

6. Магомедова З.М. Антропологические знания в контексте цивилизационных ценностей. Махачкала: АЛЕФ, 2012. - 118 с.

7. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала, Дагучпедгиз. 1980.-56 с.

8. Магомедова Л.И. Роль Дагестанской семьи в воспитании подрастающего поколения Вестник университета. Москва, 20009.-№ 30.

9. Русские. Этносоциологические очерки. - М.: Феникс, 1992. — 230 с.

10. Штейн Е.Э. Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России: дис. ... доктора исторических наук: 07.00.07 - Москва, 2005. - 546 с.

11. Щерба Л.В. К вопросу о двуязычии // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - С. 313-318. Архивировано из первоисточника 19 июля 2013.

12. Ярмиева Р.М. Роль семьи в формировании и развитии языка // Социологические исследования СОЦИС - 2008. - №1. - С. 65-68.

Magomedova Zuleykha Magomedovna

Daghestan State Pedagogical University (DSPU), Russia, Makhachkala

E-mail: bars19832006@rambler.ru

Problems of multicultural education are ininternational family

Abstract. The publication examines the impact of interethnic marriages on the formation of personality in the family. As a result of national - mixed marriages there is a mixture, the interaction of the two cultures, which are the carriers of the parents. In such families (ethnic, religious) difficulties arise it is the multicultural education of children.

This article discusses some of the values of multicultural education in the national - mixed families who have a significant impact on the formation of personality: the house, food culture or food in a multicultural environment, a child of mixed blood, bilingualism or bilinguism.

Keywords: family; ethnic family; national-mixed marriages; multicultural education; values of multicultural education

REFERENCES

1. Avdeev V.B. Rasologiya. - M.: Belye Al'vy, 2005. - 528 s.

2. Dolgaya N.A. Formirovanie tolerantnykh ustanovok u studentov v polikul'turnom prostranstve pedagogicheskogo vuza // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014. № 6. S. 124-126.

3. Zholdubaeva A.K. Sovremennaya sem'ya kak fenomen kul'tury // Mysl'. - 2011. - № 5. - S. 54-58.

4. Kapkan M.V. Fenomen gastronomicheskoy kul'tury: spetsifika form reprezentatsii (na primere Rossii XIX-XX vekov): dis. ... kandidata kul'turologii: 24.00.01 -Ekaterinburg, 2010. - 173 c.

5. Kapkan M.V., Likhacheva L.S. Gastronomicheskaya kul'tura: ponyatie, funktsii, faktory formirovaniya // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki. - 2008. - № 55. - S. 34 - 43.

6. Magomedova Z.M. Antropologicheskie znaniya v kontekste tsivilizatsionnykh tsennostey. Makhachkala: ALEF, 2012. - 118 s.

7. Magomedova Z.M. Progressivnye traditsii narodov Dagestana kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya. Makhachkala, Daguchpedgiz. 1980.-56 s.

8. Magomedova L.I. Rol' Dagestanskoy sem'i v vospitanii podrastayushchego pokoleniya Vestnik universiteta. Moskva, 20009.-№ 30.

9. Russkie. Etnosotsiologicheskie ocherki. - M.: Feniks, 1992. — 230 s.

10. Shteyn E.E. Formirovanie etnicheskoy samoidentifikatsii u potomkov russko-evreyskikh brakov v sovremennoy Rossii: dis. ... doktora istoricheskikh nauk: 07.00.07 - Moskva, 2005. - 546 c.

11. Shcherba L.V. K voprosu o dvuyazychii // Shcherba L.V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel'nost'. - L., 1974. - S. 313-318. Arkhivirovano iz pervoistochnika 19 iyulya 2013.

12. Yarmieva R.M. Rol' sem'i v formirovanii i razvitii yazyka // Sotsiologicheskie issledovaniya SOTsIS - 2008. - №1. - S. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.