Научная статья на тему 'Особенности формирования отечественной отраслевой информационно-управляющей системы Организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники'

Особенности формирования отечественной отраслевой информационно-управляющей системы Организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
262
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ТОИР

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Коротков Василий Александрович

Рассмотрены основные аспекты формирования отечественной отраслевой информационно-управляющей системы Организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Коротков Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING THE DOMESTIC PARTICULAR BRANCH INFORMATIVE-MANAGING SYSTEM OF AVIATION TECHNICAL SERVICE AND REPAIR ORGANIZATIONS

The basic aspects of forming the domestic particular branch informative-managing system of aviation technical service and repair organizations are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования отечественной отраслевой информационно-управляющей системы Организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта

№147

УДК 629.7.048.36

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

В.А. КОРОТКОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Чинючиным Ю.М.

Рассмотрены основные аспекты формирования отечественной отраслевой информационно-управляющей системы Организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.

Ключевые слова: информационно-управляющая система, Организация по ТОиР.

Введение

Многие зарубежные Организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) авиационной техники (АТ) используют специализированные отраслевые информационно-управляющие системы (ИУС). Примерами таких широко известных информационных систем являются BOLD, IFS Applications, Oracle Applications и Portable Maintenance Aid (PMA). За всеми названными зарубежными ИУС стоят крупные производители программного обеспечения Borland (США), IFS (Швеция), Oracle (США) и Boeing (США).

В настоящее время для российских Организаций по ТОиР АТ специалистами отрасли разработано несколько отечественных ИУС: «РУСЛАН», «ТРИАДА», «ЭРЛАН-1», «ЭРЛАН-

2», ИС «Авиакомпания» и др. [1].

Приведенные зарубежные ИУС создают серьезную конкуренцию аналогичным отечественным системам, которые проигрывают им по многим критериям. Создание отечественной конкурентоспособной системы с целью вывода отечественной АТ на мировой рынок является актуальной задачей. Рассмотрим основные критерии отставания и пути выхода отечественных ИУС на мировой уровень.

Стандарты и общие требования

В настоящее время в РФ сложился избыточный и несистематизированный набор требований в области информационного сопровождения технической эксплуатации (ТЭ) АТ. Основной причиной такого положения явилось то, что в разное время отдельными ведомствами создавались руководящие документы для решения информационных задач локального уровня.

Отечественный нормативно-правовой базис формирования требований к ИУС представляет собой три платформы требований:

1. Требования по информационному сопровождению ТЭ АТ:

• Воздушный кодекс РФ (п. 8);

• ГОСТ 18675-79 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для неё;

• НТЭРАТ ГА-93 (п.19.2 - по ведению электронных паспортов изделий АТ);

• ФАП-21 - «Процедуры сертификации авиационной техники»;

• ФАП-132 - «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации»;

• ФАП-145 - «Организации по техническому обслуживанию и ремонту»;

• Методика оценки аутентичности компонентов ВС и др.

2. Международные авиационные требования и рекомендации:

• «Руководство по сохранению летной годности» Doc. 9760 - документ ИКАО;

• АТА-100. Требования к технической документации изготовителей;

• АЕСМА iSpec 1000D. Интерактивные электронные технические руководства;

• Эксплуатация воздушных судов. Приложение 6 к Конвенции о ГА;

• Летная годность воздушных судов. Приложение 8 к Конвенции о ГА и др.

3. Требования в области информационных технологий:

• Р 50.1.029-2001, Р 50.1.030-2001, Р 50.1.031-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия;

• ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы;

• ГОСТ Р 50596-93. Система информационно-управляющая для обеспечения технической эксплуатации ВС;

• ГОСТ Р ИСО 10303, Р 50.1. Принципы формирования обменных файлов для информационной поддержки изделия (CALS-технологии) и др. [1].

Из приведенного перечня видно, что процесс формирования конкурентоспособной отечественной ИУС Организаций по ТОиР имеет различные и слабо связанные между собой нормативно-правовые документы. Данное обстоятельство создает значительные затруднения при организации работ по сертификации объектов ТЭ как в России, так и на международном уровне.

Функциональность ИУС

Функции АТБ, в соответствии с НТЭРАТ ГА-93, включают учет всей номенклатуры поно-мерных изделий АТ, технолого-конструкторское обеспечение, подготовку производства, материально-техническое обеспечение, оперативное и периодическое ТО, планирование использования ВС и диспетчеризацию производства.

С точки зрения функциональности, т.е. информационного охвата производственных функций подразделений Организаций по ТОиР, как отмечают специалисты НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, в ряде отечественных авиакомпаний реально функционируют только модули учета изделий АТ на ВС и, в редких случаях, модуль материально-технического обеспечения.

Иными словами, не реализуется основной принцип функционирования автоматизированной системы управления технологическими процессами производства, т. е. автоматизированное формирование производственных заданий, учет их выполнения, взаимодействие электронной эксплуатационно-технической документации, электронных формуляров (паспортов) компонентов ВС и электронной нормативно-технической документации.

Помимо производственных функций ИУС Организаций по ТОиР должна охватывать также и дополнительный комплекс задач, косвенно связанных с производством, таких как учет кадрового состава, взаимодействие с базами данных поставщиков компонентов ВС, проверку аутентичности компонентов ВС и др.

Разработать ИУС с полным набором функциональных задач без единого нормативноправового, административно-управленческого и финансового базиса весьма сложно. С другой стороны, разработать всеобъемлющую ИУС невозможно, поскольку нельзя описать абсолютно полный набор задач, который к тому же обладает свойством изменчивости (смена поставщиков, переход ВС от одного владельца к другому, нормативно-правовые изменения и т.п.). Выходом из данной ситуации является создание открытой ИУС Организации по ТОиР, с учетом реальных взаимосвязей между различными информационными платформами.

Интеграция и обмен данными

Как уже отмечалось выше, многие Организации по ТОиР работают с различными типами ВС, в том числе и ВС зарубежного производства. При переходе ВС от одного владельца к другому раньше вся сопроводительная документация передавалась упрощенно, т.к. представлялась исключительно на бумажных носителях.

При переходе на электронную эксплуатационную документацию возникает вопрос возможного перевода информации, созданной на базе одной ИУС, в другую информационную систему. Этот перевод возможен либо посредством использования единых стандартов представления данных, либо с использованием обменных файлов.

При более широком применении СЛЬБ-технологий, в рамках использования САО-САМ-САЕ-технологий, широко используется перевод электронных чертежей и 3Б-моделей между программными приложениями.

С точки зрения мониторинга летной годности ВС, проведения работ по сертификации и лицензированию Организаций по ТОиР ИУС должна позволять решать задачи автоматизированного формирования доказательной документации.

Для обеспечения взаимосвязанной работы всех управляющих систем авиапредприятия и исключения двойного ввода информации в различные системы, например, базы данных склада, отдела кадров и бухгалтерии, задача интеграции данных в единое информационное пространство приобретает в этих условиях особое значение.

В настоящее время особенностью формирования электронного информационного сопровождения отечественной АТ является то, что электронный информационный образ ВС и его компонентов создается на стадии эксплуатации. Как отмечают специалисты НЦ ПЛГ ВС Г осНИИ Г А, имеет место лоскутный характер формирования существующих отечественных ИУС Организаций по ТОиР, т.е. работают в основном модули учета изделий АТ и материально-технического обеспечения, которые имеют наибольшую потребность у Организаций по ТОиР [1].

Создание единого информационного пространства, т.е. предусматривающего связь баз данных разработчика, изготовителя, поставщика и эксплуатанта АТ, является основой для отраслевого мониторинга как с целью оценки аутентичности компонентов ВС, так и для обеспечения контроля производственной и финансовой деятельности предприятий.

Мониторинг летной годности в ИУС

Цель мониторинга летной годности ВС заключается в сборе и периодическом анализе поступающей от эксплуатантов информации о ресурсном и техническом состоянии каждого экземпляра ВС и об особенностях его эксплуатации.

Цель приобретения ИУС Организацией по ТОиР заключается в минимизации затрат на управление технологическими процессами производства.

Таким образом, для осуществления функции мониторинга летной годности ВС Организацией по ТОиР должны формироваться соответствующие информационные потоки. В этой связи система мониторинга летной годности ВС должна быть выполнена в виде надстройки над системой управления всеми технологическими процессами производства Организации по ТОиР. Функции надстройки для мониторинга летной годности ВС должны исключать ручное составление отчетной доказательной документации и должны осуществляться путем непосредственной работы с базами данных ИУС Организации по ТОиР.

Выводы

1. Формирование конкурентоспособной отечественной отраслевой ИУС Организаций по ТОиР должно основываться на единой, гармонизированной с зарубежными аналогами, нормативно-правовой базе.

2. Функциональность ИУС Организаций по ТОиР должна одновременно обеспечивать максимальный охват основных производственных функций авиапредприятия и возможность обмена информацией с другими управляющими системами.

3. Функция мониторинга летной годности ВС должна быть выполнена в качестве надстройки над отраслевой ИУС Организаций по ТОиР и исключать ручной режим формирования доказательной документации.

4. Объединение в ОАК отечественных производителей АТ требует в качестве первоочередных задач формирование межотраслевых и отраслевых ИУС для эксплуатации новых типов ВС, для чего должна быть предусмотрена возможность первоначального информационного наполнения электронного образа ВС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирпичев И.Г. Интеграция гетерогенных информационных систем авиапредприятий как одно из условий формирования информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика и прочность, поддержание летной годности ВС, №103, 2006.

2. Драздов С.А., Кирпичев И.Г. Основные требования к информационно-управляющим системам авиапредприятий в задачах мониторинга летной годности // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика и прочность, поддержание летной годности ВС, №103, 2006.

FEATURES OF FORMING THE DOMESTIC PARTICULAR BRANCH INFORMATIVE-MANAGING SYSTEM OF AVIATION TECHNICAL SERVICE AND REPAIR ORGANIZATIONS

Korotkov V.A.

The basic aspects of forming the domestic particular branch informative-managing system of aviation technical service and repair organizations are considered.

Сведения об авторе

Коротков Василий Александрович, 1981 г.р., окончил ЕАТК ГА (2002), МГТУ ГА (2007), аспирант, старший преподаватель кафедры ТЭЛА и АД МГТУ ГА, автор 8 научных работ, область научных интересов - информационное сопровождение процессов технической эксплуатации авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.