Научная статья на тему 'Информационная среда по контролю летной годности авиатехники'

Информационная среда по контролю летной годности авиатехники Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
143
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дроздова Ольга Евгеньевна, Кирпичев Игорь Геннадьевич, Олимов Борис Викторович

Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным B.C. Описана информационная среда в отрасли по контролю летной годности ВС и сопровождению процесса технической эксплуатации авиатехники, сложившаяся на сегодняшний день. Представлены интегральная схема информационных потоков и оценка корреляции состава информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дроздова Ольга Евгеньевна, Кирпичев Игорь Геннадьевич, Олимов Борис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ENVIRONMENT(WEDNESDAY) UNDER THE CONTROL OF THE VALIDITY OF AIRENGINEERING

This article deals a. information space of airworthiness monitoring of aircraft.

Текст научной работы на тему «Информационная среда по контролю летной годности авиатехники»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность

№ 119

УДК 629.7.017.1: 002.534

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ПО КОНТРОЛЮ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ АВИАТЕХНИКИ

О.Е. ДРОЗДОВА, И.Г. КИРПИЧЕВ, Б.В. ОЛИМОВ Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

Описана информационная среда в отрасли по контролю летной годности ВС и сопровождению процесса технической эксплуатации авиатехники, сложившаяся на сегодняшний день. Представлены интегральная схема информационных потоков и оценка корреляции состава информации.

Авиационно-промышленный комплекс и гражданская авиация РФ на современном этапе своего развития представляет собой сложную динамичную систему, состоящую из большого числа взаимодействующих субъектов.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой значимыми становятся не только высокие технические характеристики авиационной продукции, но и информационное сопровождение ее жизненного цикла. Каждый из участников процесса жизненного цикла авиатехники должен взаимодействовать с остальными, обмениваться информацией и документами.

Все задачи в системе поддержания летной годности ВС объединяются одной общей задачей получения достоверной информации о техническом состоянии парка ВС. Информационная поддержка системы сопровождения эксплуатации авиационной техники (ЭАТ) очень важна, ибо позволяет обладать объективной производственной информацией о состоянии дел и дает возможность своевременно принимать технически обоснованные решения задач безопасной и эффективной эксплуатации авиатехники. Общие требования к составу информации определяются совокупностью показателей летной годности ВС. Основными требованиями к качеству информационного обеспечения являются полнота, достоверность, актуальность, непрерывность информации.

Информационная среда в отрасли по контролю летной годности ВС и сопровождению процесса технической эксплуатации авиатехники, сложившаяся на сегодняшний день, представляет собой совокупность локальных информационных потоков, обеспечивающих решение частных прикладных задач. Действующее информационное пространство формировалось и развивалось постепенно. На основе распоряжений и указаний руководства отрасли отдельные субъекты процесса сопровождения технической эксплуатации авиатехники создавали собственные информационные системы, выстраивали соответствующие информационные потоки, ориентированные на решение проблем технической эксплуатации авиатехники.

На рис. 1, 2 представлена интегральная схема формирования и движения информационных потоков по контролю летной годности и сопровождению ЭАТ. Сюда включены источники информации, каковыми являются эксплуатанты, организации по техобслуживанию и ремонту, разработчики и др., нормативно-правовая база, состоящая из руководящих отраслевых документов, содержащиеся в этих документах сведения, информационные системы, построенные на базе этих документов, а также специальные центры, обеспечивающие движение и обработку информационных потоков, и потребители информации.

На схеме ясно прослеживаются несколько автономных вертикальных потоков формирования и использования информации о воздушных судах и их эксплуатации.

Рис. 1. Интегральная схема формирования и движения информационных потоков

по контролю ЛГ АТ

У такие ГС ГА Ми»

тріиса России от 19П3.04 Н24.10-35ГА "06

оргаюса-ШШ ПрОїй-ЦЯИ раЕот по оценке аувмгттгшо-СТН компонента! БС і сгюпетст-ІПЯ с Решении Соїє-тіГСГА Минтранса России от 17.12.03 Н1б"

Решения «0 Указание Мегод^. ^ка- Указание

жцреккк I І>АС Рос- ііша «По пипрв-

игнлр*л- :кк№ гтнатече- ЗКТМЛЙ-

:трн*п«х ГА Ї5.15-50 И№ При- нны .:е-:-

?ОССНЗҐ тех- 1Т томения 5 к ;;ниипо

гагч. змсппуа- ».03.99 регламенту зтказам и

гацит:; агре- зО про- ТО самолн- ЕЯИС-

гатої й комгоі. йде нии й ЯК-40 правно-

ЩшВснп- контроля аІЛіЛ ДОС-

НТОІ 'ПйХД кш шо- СКФІНІОНОЇО ¡»'ОСО

.. ПО ІЇЇКІ ста агре- ¡пш іниєм ск-ттык

юстыкню”: гати е и УНПЛГ КАД и

№ 5.ЗД25ГА нэмпп. ПВС ВСУ

эт 3012.05 вода пии £СНСТ от

ція Ту-134 ка само- 33.1С.05 № Указание

Ч:24.9-64ГА гдтах ЯК- ІСН&ГА зз.и,-

~'Т 29МЛН и 32 124 ГА

Че2^ .9-ЭЗГА ,ІІДІННЯ

вія ТУ-154 ІГшіание ГС ГА № 25.15- і ВС и

208 от 12 09.00 яО сопро- АД с из-

ЗОКДЄНИИ ТеХНИГ^СКОИ гнан-

іЕсгаїуатаїщи саколетої ным ре-

1К-40^К-42тЯКІЕТ сурсом

КЗС[ ПО

:гигтоя-

лти

■ЦрШ

■^ї 24.6317ГА

ЭТ

11.12.01

Прісш -ФАС РФ М* 134 «О

ятери по со-іерианстЕО-іани:-т системы контроля Сохранения ЛГ ВС ка ос-НОК лшкых об отказал, ненспраіно-стжс АТ и нарушениях праііот эюс-плуагтацнкэ от

£¿0697

Директтиое гпяіио МЛКет 12.04.2004г № 03-2004 «Поря-

Е.:пре ділі пения е Аіиаре-гпстр МАК информации оБ іатпіпсш', икщщнши

їфИЕ11ИСТЕНИ£

и отклонениях I произюдстте, а тчкзюе об отка-ич, нвиспраі-н«тяч, поірбл:-№К№ АТ»

Продолжение рис. 1

В настоящее время насчитывается 13 типов информационных систем только отраслевого уровня: "Воздушный транспорт" (ИСВТ), "Надежность", "Учет дефектов", "СВДП", "СЭВС",

"Учет основных ЛТХ", АСО БП, "Исправность", автоматизированная система документирования состояния воздушных судов (АСДТСВС), "Учет решений", "Мониторинг ЖЦКИ", электронная библиотека научно-технической документации "Авиамедиа" и др., 6 информационно-управляющих систем технического обслуживания и ремонта авиационной техники (ИУС ТОиР АТ) ЭРЛАН-1; РУСЛАН; ТРИАДА; ЭРЛАН-2; ИС "Авиакомпания" или "Аэро бит" и др. Структура системы информационного сопровождения эксплуатации авиатехники включает в себя более 20 "промежуточных" специализированных центров, занимающихся сбором, анализом, актуализацией и распространением информации. Доступ к информации специализированных центров для заинтересованных организаций в значительной степени ограничен.

Информация о авиатехнике и сопровождении процесса ее технической эксплуатации существует в различных источниках и на различных носителях. Созданы базы данных, содержащие однотипную, а зачастую, и одинаковую информацию. Так, например, состав информации в БД системы "Надежность" в значительной степени совпадает с составом информации БД ИУС авиапредприятий в части формулярных данных изделий АТ и условий возникновения неисправностей.

Действительно, независимо от специфики решаемых той или иной информационной системой задач, такие сведения, как типы ВС, ресурсы, наработки, перечень авиакомпаний являются необходимыми. Они накапливаются, хранятся и обновляются в каждой из баз, создавая тем самым дублирование и перенасыщенность информации в рамках информационной среды отрасли. Таким образом, информационное пространство в отрасли представляет собой некоторую совокупность пересекающихся информационных подпространств. Произведенный анализ состава информации в различных информационных системах показал, что корреляция состава информационных параметров по отдельным системам составляет 60-70%. Так, например, сведения о воздушных судах и их текущем состоянии, сведения об эксплуатантах формируются и поддерживаются в каждой из информационных систем. Авиапредприятия вынуждены представлять одинаковую информацию в различные информационные системы при передаче отчетов о эксплуатации авиатехники.

Вместе с тем, ни в одном из авиапредприятий не реализована интеграция между базами. Аналогично ни информационная система "Надежность", ни ИСВТ тоже не интегрирована в БД ИУС авиапредприятий. В авиапредприятиях параллельно ведутся базы данных, содержащие одну и ту же информацию об одних и тех же событиях, а отсутствие интеграции между ними препятствует реализации функции логического контроля качества информации. Этот фактор является существенным препятствием для обеспечения актуальности и достоверности информации.

Следующим недостатком настоящих информационных систем является то, что они формируются на основе предварительно обработанных бумажных носителей и по сути своей представляют "Отчет отчетов". К таким системам относятся, например, информационные системы "Воздушный транспорт", "Надежность", "Учет дефектов". Оценить достоверность информации при таком подходе крайне сложно, что не исключает передачу во внешние БД противоречивых сведений. Отсутствие первичной информации препятствует созданию механизмов оценки объективности информации и ее коррекции.

Анализ информационных потоков позволяет ввести классификацию информации.

1. По функциональным задачам :

1.1. Информация, обеспечивающая функционирование системы государственного контроля и регулирования процессов технической эксплуатации авиатехники;

1.2. Информация, обеспечивающая реализацию технологических процессов эксплуатации и ремонта авиатехники;

Рис. 2. Интегральная схема формирования и движения информационных потоков

сопровождения ТЭ АТ

1.3. Информация, необходимая для обеспечения сопровождения эксплуатации авиатехники (доработка, совершенствование АТ, послепродажное сопровождение АТ и т.д.).

2. По составу информации:

2.1. Информация о ВС и его состоянии;

2.2. Информация о параметрах компонентов ВС;

2.3. Информация о процессах (процесс сертификации, процесс ремонта, процесс ТО и т.д.);

2.4. Информация о событиях (инциденты, отказы и т.д.).

3. По субъектам процесса информационного сопровождения ТЭ АТ:

3.1. Орган государственного контроля и регулирования;

3.2. Эксплуатанты авиатехники;

3.3. Разработчики, изготовители авиатехники, организации-поставщики АТИ.

В настоящее время в связи с глобальным развитием авиационной деятельности требуется изменение подходов к процессу информационного сопровождения процесса технической эксплуатации авиатехники, оценке эффективности и достаточности средств и методов контроля летной годности ВС.

Одним из таких путей может стать формирование в стране системы информационноаналитической поддержки эксплуатации авиатехники, основанной на интеграции отраслевых и межотраслевых информационных ресурсов о жизненном цикле ВС. Информационное обеспечение технической эксплуатации авиационной техники должно базироваться на создании единого информационного пространства, накапливающего информацию о ВС в течение всего его жизненного цикла, опираться на использование современных ИПИ-технологий, включать обработку всех информационных потоков отрасли. Развитие телекоммуникационной и цифровой техники дает возможность качественно перестроить организационную и технологическую составляющие процесса информационного сопровождения эксплуатации авиатехники.

В целях решения поставленной задачи представляется необходимым решить следующие проблемы:

1. Интеграция гетерогенных ИУС, используемых в ГА (Принципиальная и техническая возможность этого предложения обоснована и доказана).

2. Сформировать требования к ИУС авиапредприятий .

3. Сформировать требования к мониторингу летной годности ВС как к составной части технологического процесса технической эксплуатации АТ.

4. Создать интегрированную модель данных - информационный образ ВС. Решение этих проблем определит возможность решения задачи формирования более современной системы информационного сопровождения технической эксплуатации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громов М.С., Шапкин В.С. Проблемы поддержания летной годность воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Аэродинамика, прочность, поддержание летной годности ВС, № 73, 2004.

2. Кирпичев И.Г., Шапкин В.С. Вопросы государственного контроля и регулирования процессов сервисного сопровождения эксплуатации авиационной техники в задачах поддержания летной годности. - М: НЦ ПЛГВС, 2005.

INFORMATION ENVIRONMENT (WEDNESDAY) UNDER THE CONTROL OF THE VALIDITY OF AIRENGINEERING

Drozdova O^., Kirpichev I.G., Olimov B.V

This article deals a. information space of airworthiness monitoring of aircraft.

Сведения об авторах

Дроздова Ольга Евгеньевна, окончила МАИ (1978), кандидат технических наук, старший научный сотрудник НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, автор 20 научных работ, область научных интересов - эксплуатационная надежность авиаконструкций, разработка прикладных программ.

Кирпичев Игорь Геннадьевич, 1960 г.р., окончил МИИГА (1986), кандидат технических наук, начальник отдела Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, эксперт Межгосударственного авиационного комитета, автор 30 научных работ, область научных интересов - информационные системы, организация и сервисное сопровождение эксплуатации воздушных судов.

Олимов Борис Викторович, 1955 г.р., окончил МАИ (1979), начальник сектора НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, автор 20 научных работ, область научных интересов -разработка и использование прикладных систем обработки компьютерной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.