Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДИ / УЕЗДНЫЕ ГОРОДА / ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВЫЕ ЗОНЫ / РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАНИРОВКИ РУССКИХ ГОРОДОВ XVIII В / ФОРМИРОВАНИЕ ТОРГОВО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ В МАЛЫХ ГОРОДАХ / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРЫ ТОРГОВЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серегина М.С.

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся восстановления и развития исторических центров малых городов, дается анализ торговой функции городских центров в истории российских городов и в современных условиях. Анализируется опыт создания торгово-общественных зон и их роль в общей структуре города, выявляются объемно-планировочные и композиционные приемы формирования таких центров и их сохранность в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIC INNOVATION IN CIVIL ENGINEERING OF CITIES

This article deals with the issues related to the restoration and development of the historical centers of small towns, analyzes the trade function of urban centers in the history of Russian cities and nowadays. This article analyzes the experience of creating commercial and public zones and their role in the overall structure of a city, reveals the spatial planning and compositional methods of forming such centers and their preservation at the present time.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ»

УДК 721.01

doi:10.52470/2619046Х_2020_1_8

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

М.С. Серегина

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, касающиеся восстановления и развития исторических центров малых городов, дается анализ торговой функции городских центров в истории российских городов и в современных условиях. Анализируется опыт создания торгово-общественных зон и их роль в общей структуре города, выявляются объемно-планировочные и композиционные приемы формирования таких центров и их сохранность в настоящее время.

Ключевые слова: городской исторический центр, торговые площади, уездные города, общественно-торговые зоны, регулярные планировки русских городов XVIII в., формирование торгово-обществен-ных центров в малых городах, композиционные приемы архитектуры торговых зданий и комплексов.

HISTORIC INNOVATION IN CIVIL ENGINEERING OF CITIES

M.S. Seregina

Abstract. This article deals with the issues related to the restoration and development of the historical centers of small towns, analyzes the trade function of urban centers in the history of Russian cities and nowadays. This article analyzes the experience of creating commercial and public zones and their role in the overall structure of a city, reveals the spatial planning and compositional methods of forming such centers and their preservation at the present time.

Keywords: urban historical center, shopping areas, county towns, public and commercial zones, regular planning of Russian cities of the eighteenth century, the formation of trade and public centers in small towns, compositional techniques of architecture of commercial buildings and complexes.

Одним из основных видов деятельности, поддерживающим жизнь города является торговля - не только благодаря первичной торговой функции, но и вторичным функциям, которые ей сопутствуют (потребности в общении, новых впечатлениях, познании, развлечениях и др.). Количество необходимой торговой площади напрямую зависит от численности охватываемой территории. Торговля, в отличие от промышленности, будет расти только в соответствии с количеством людей, проживающих рядом. Поэтому любое увеличение торгового пространства на территории со стабильным населением и рынком обязательно вытеснит какое-либо существующее предприятие. Если пригородные торговые центры будут лучше справляться с торгово-развлекательной функцией, будут конкурентоспособны за счет низкой арендной стоимости, комфортнее за счет свободы в выборе объемно-планировочных решений, они вытеснят городской центр как главную торговую зону. С утратой этого вида деятельности городской центр начинает умирать. Такая система, лишающая исторические городские центры их функциональной наполняемости, губительна для малых городов и исторических поселений нашей Родины.

Но не только этим завершается угасание исторических центров: многие малые города не располагают к тому, чтобы принять такое количество посетителей, с которым справляются

крупные пригородные торговые центры. Отсутствует система общественного транспорта, комфортная система пешеходных связей. В связи с особенностями расселения пригородных территорий возникает необходимость организации достаточного количества стояночных мест. Отметим также недостаточную доступность и комфорт пешеходных связей, ориентированных на маломобильные группы населения, которые составляют значительную часть посетителей - особенно в будние дни. Маломобильные группы населения не обременены необходимостью ежедневно совершать десятки социальных контактов, как это происходит у людей, проводящих будни в кругу рабочего коллектива, поэтому именно указанная категория граждан стремится восполнить свою потребность в социальной жизни прогулками, общением, шоппингом. И как транспортная, так и пешеходная доступность в данном случае играет ключевую роль в оживленности торгово-общественных пространств.

В рамках изучения данного вопроса, особый интерес представляют планировочные решения городов второй половины XVIII - начала XIX в. Новые экономические, бытовые отношения и социально-общественные изменения требовали своего административного оформления. В связи с реформой, по которой Россия была разделена на 50 губерний по 1015 уездов в каждой, необходимо было вновь предполагаемые административно-торговые центры привести в благоустроенный вид. С этой целью был создан указ «О сделании всем городам их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» [3]. В этих проектах необходимо было отразить новое значение городов и их жителей в политической и хозяйственной жизни страны, принять во внимание повышающиеся темпы деловой жизни, рост мануфактур, развитие ремесел, увеличение торговли. Изменяющиеся потребности порождали изменения и в отношении к проектированию новых административных центров. Утверждался принцип централизованного, правильно спланированного регулярного города.

Рисунок 1. Касимов. Торговые ряды, начало XIX в.

В древнерусских городах торговля концентрировалась на специально выделенной для этой цели территории в посаде, обычно на одной из площадей у стен кремля (детинца или монастыря).

Смешанная деревянная и каменная застройка рыночной площади складывалась стихийно, основными элементами её являлись ряды купеческих лавок, протяженные линии которых занимали большую часть территории площади (рисунок 1). Концентрация городской торговли в одном определенном месте - на территории торга - и запрещение купцам держать лавки в других частях города были необходимы для осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из города товаров и для сбора с купцов пошлин. Розничная торговля велась в лавках торговых рядов и являлась привилегией местных купцов и жителей слобод, а все приезжие и иногородние русские купцы имели право вести в городе только оптовую торговлю - и исключительно на территории специально отведенных для них гостиных дворов. Такой порядок торговли сложился еще в XVI в. и был закреплен Соборным уложением царя Алексея Михайловича 1649 г. [1].

Значительный рост населения в русских городах XVIII в. повлек и увеличение внутригородской торговли, что не могло не отразиться на планировочной структуре города. Здания торговых рядов и купеческих лавок стали возводиться не только в пределах торга, но и в других частях города. Подобные тенденции отразились и при создании новых регулярных планировок уездных городов конца XVIII в. Архитектурно-пространственная организация городского ансамбля развивалась вокруг общественного и административного центра. Отношение этого центра с торговыми зонами носило различный характер: в одних городах городской торг проектировался в зоне административно-общественного центра; в других он составлял планировочный узел; иногда в структуру плана города включалось несколько торговых площадей, которые, как правило, располагались вдоль одной из магистралей или же образовывали локальные композиционные центры.

К этому времени в архитектуре торговых зон сложились и получили распространение несколько типов торговых зданий, различных по своей планировочной и объемной структуре: торговый двор, торговый ряд, жилой дом с купеческими лавками в первом этаже и товарные склады (рисунок 2).

Русские города конца XVIII - начала XIX в. по степени их социально-экономического развития, характеру и особенностям осуществлявшейся в них торговли условно можно подразделить на несколько основных групп. К одной из них относятся города - крупные административные и торгово-промышленные центры страны со значительным по тем временам населением. При разработке регулярных планов этих городов предусматривалось

1 2 3 4 5

Рисунок 2. Схема типологической классификации русских торговых зданий

(1) Обывательские дома с лавками, (2) Торговые ряды, (3) Торговые дворы, (4, 5) Склады с многочастной внутренней планировкой и зального типа

Рисунок 3. План г. Рязань 1878 г.

выделение нескольких зон торговли в разных районах города, а также определенная специализация отдельных торговых площадей. Помимо главной торговой площади, проектировалось устройство площадей «хлебных», «площадей для соляных и провиантских магазейнов» и т.п. При въезде в город часто предусматривалось устройство так называемых «въездных» площадей «для розничной и мелочной продажи и харчевен», а также предназначенных для продажи сена, дров, строительных материалов - то есть товаров «грубых» и громоздких, торговля которыми была нежелательна в центральной части города. Торговля мясом и рыбой из санитарно-гигиенических соображений обычновыносилась за черту городского рва и вала или же размещалась на окраинах города. Примерами подобной схемы зонирования городской территории для организации торговли могут служить регулярные планы Твери, Рязани, Курска, Саратова, Одессы [7] (рисунок 3).

Отдельную группу составляют города, «специализировавшиеся» во второй половине XVIII - начале XIX в. на оптовой транзитной торговле такими товарами, как рыба, мука, зерно и другие продукты сельскохозяйственного производства. Эти, в общем-то, небольшие города (с населением от 1 до 10 тыс. чел., большая часть которых была приписана к купеческому сословию) выполняли роль своеобразных торговых посредников между сельскохозяйственными и промышленными районами страны. Соответственно этому в структуре их регулярных планов предусматривалась обширная зона для размещения комплекса зданий товарных складов и купеческих амбаров. Для них отводилось специальное место у городской

Рисунок 4. Стерлитамак. Соляная пристань

заставы или у торговых пристаней вдоль реки, как это было, например, в проектных планах Вышнего Волочка, Вытегры, Калязина, Боровичей [6] (рисунок 4).

Следующая группа - города, в которых ежегодно проводились крупные региональные или всероссийские ярмарки. Для проведения ярмарок в планах этих городов проектировалось устройство громадных по своим размерам торговых площадей. Размещались они обычно не в центре, а на окраине города (объяснялось это сезонным характером ярмарочной торговли и трудностями организации в центре города ярмарок, на которые съезжалось иногда до нескольких десятков тысяч человек). В планах Нижнего Новгорода, Балахны и Макарьева территория «для бываемых ярмарок» вообще вынесена за черту города и расположена на противоположном берегу реки. И лишь в отдельных случаях ярмарочная площадь проектировалась в центре города, например в планировках Ирбита (1821 г.), Якутска (1821 г.) [2] (рисунок 5).

Наконец, еще одну группу городов составляют небольшие уездные центры или заштатные города, торговая деятельность которых ограничивалась рамками сельской округи. В городах данного типа здания торгового назначения сосредоточивались в зоне главной площади. Очевидно, это было вызвано стремлением выделить центр каменными «лучшими» домами, к числу которых в те времена, бесспорно, относились здании торговых рядов и «обывательских домов с лавками». Примером могут служить выполненные в конце XVIII в. проекты регулярных планировок Подольска, Мурома, Касимова, Егорьевска, Каширы, Шуи [4].

Таким образом, расположение и роль торговых зон в общей композиции планов русских городов XVIII в. в первую очередь определялись характером экономического развития города, его места и значения в системе внутренней или внешней торговли страны. Следует отметить, что случались и ошибки в решении торговых зон в новых планировках уездных городов. Так,

Рисунок 5. Черный рынок. Пермь. На черном рынке существовали торговые ряды: лоскутный, обжорный, посудный скобяной, железный, соляной, крендельный, рыбный, телячий, птичий, мыльный, зеленной

например, торг в городе Макарьев-на-Унже сперва был запроектирован на городской окраине, перед обширным пустырем. При корректировке плана в 1802 г. для строительства гостинного двора и торговых рядов было выбрано новое место: на главной площади и в непосредственной близости от одного из основных общественных центров города - Макарьевского монастыря.

Вообще в планировках XVIII в. площадям, в том числе и торговым, отводилась немалая роль: они являлись своеобразными композиционными узлами, способствовали организации в городе ситемы так называемой визуальной ориентации, служили базой для создания главенствующих элементов в общей застройке архитектурных ансамблей. Подобные ансамбли редко, или почти никогда, не обходились без вертикальной доминанты - собора (на главных площадях города) или церкви (на малых, второстепенных площадях). Примером может послужить план застройки уездного города Крапивна Тульской губернии [2]. Выстроенная на регулярной основе сетка улиц должна была иметь две крупные площади, одна из которых, главная, - административная «для присутственных мест и прочих казенных строений» с городским собором Николая Чудотворца (она была создана), а вторая - торговая (планы по созданию которой так и осталась нереализованными, так как на картах конца XIX в. эта площадь отсутствует), и две малые площади, украшенные церквями (одной из малых площадей так же, как и торговой, не суждено было сбыться, а вторая - это ныне частично застроенная частными жилыми домами площадь с полуразрушенной церковью Косьмы и Димиана) [5].

Таким образом, регулярная планировка с выверенными композиционными узлами-площадями (рисунок 6) читалась не только на новых планах уездных городов, но и формировала

Рисунок 6. Регулярный план конца XVIII в. г. Крапивна Тульской губернии

интересный силуэт города с разными по высоте и пропорциям доминатами - главками и колокольнями православных церквей. Панорама города, благодаря этому, часто имела общие для всех уездных городов черты: была насыщенна многочисленными одно- или двухэтажными строениями, жилыми домами, административными и торговыми зданиями, деревянными и каменными, но неизменно с двух- или четырехскатными, с небольшим, но достаточным уклоном крышами, и с размеренно-возвышающимися, разноудаленными от зрителя, главками церквей и соборов. Насыщенные декораивными элементами, детально проработанные силуэты церквей и простые крыши прочих зданий, благодаря которым прослеживается регулярность застройки, лишь изредка «украшенных» печными трубами и слуховыми окнами, придают определенный шарм таким панорамам, а своеобразие ландшафта делает каждый город неповторимым.

В процессе длительной работы по составлению регулярных планов были выработанны приемы архитектурной организации торговых центров и площадей, базирующиеся на форме и композиции плана города, учитывающие своеобразие ландшафта и создающие конкретные видовые точки. Подобные композиционные приемы, при всем их разнообразии, всегда преследовали цель создать выразительный и завершенный архитектурный ансамбль, учитывая все нюансы топографического характера. На данный момент, в большинстве своем, бывшие уездные города сохранили историческую градостроительную структуру улиц и кварталов.

Принимая во внимание опыт содания градостроительных планировок конца XVIII - начала XIX в. и правильно расценивая сохранность тех или иных архитектурных ансамблей, можно эффективно использовать архитектурно-градостроительное наследие малых исторических городов.

Библиографический список

1. АкимоваМ.И. Формирование и развитие главной площади городов Западной Сибири: конец XVI - начало XX вв.: дисс. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2011.

2. Дианова Ю.В., Дианов С.А. Ярмарочное прошлое и настоящее для геокультурного брендинга уральских городов // Человек и культура. 2020. № 3.

3. Крундышев Б.Л., Булгакова Е.А., Крундышев К.Б. Формирование типологии учреждений социального обслуживания в России: монография. М., 2019.

4. Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1977.

5. Максимов А.А. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.

6. Щенков А.С. Роль городского благоустройства в формировании образа малых русских городов. Социальные задачи и проблемы своеобразия поселения // Architecture and Modern Information Technologies // Архитектура и современные информационные технологии. 2018. № 4(45).

7. Щеголева Е.Г., Рудченко В.М. Архитектура провинции. URL: https://docplayer.ru/46420739-Arhitektura-provincii.htmlb (дата обращения: 23.01.2021).

М.С. Серегина

преподаватель

Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно-строительный институт E-mail: seregina.m.s@jnbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.