Научная статья на тему 'История планировки и застройки Сарапула -типичного российского уездного города конца XIX - начала ХХ вв'

История планировки и застройки Сарапула -типичного российского уездного города конца XIX - начала ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
511
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / VYATKA PROVINCE / САРАПУЛ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВВ. / SARAPUL AT THE END OF XIX CENTURY AND THE BEGINNING OF XX CENTURY / РЕГУЛЯРНЫЙ ПЛАН ЗАСТРОЙКИ / GEOMETRICAL PLAN / ЗАСТРОЙКА ГОРОДА XVIII В. / DESIGNING A TOWN IN XVIII CENTURY / ГОРОД РЕГУЛЯРНОГО ТИПА / ПЛАНИРОВКА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА / УЕЗДНЫЙ ЦЕНТР / ЭКЛЕКТИКА В РОССИЙСКОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ / "КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ" / МОДЕРН В РОССИЙСКОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ / MODERN IN A RUSSIAN COUNTY TOWN / ARCHITECTURAL STYLE / ECLECTICS IN A RUSSIAN COUNTY TOWN / "BRICK STYLE"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андреева Елена Александровна

В статье рассматриваются основные этапы проектирования и застройки Сарапула крупного уездного города Вятской губернии. На основе изучения архивных и натурных материалов рассмотрены композиционные и стилевые особенности зданий, их характерные черты. Проанализирована специфика архитектуры Сарапула типичного города русской провинции конца XIX -начала XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of development of Sarapul as a typical Russian county town at the end of 19th - beginning of the 20th century

The article describes the main stages of building of Sarapul, a town in Vyatka province. Archival materials helped to gather information of the history of development of the first general plans. The author also studies the establishment of its architectural style and trends in the context of development of domestic architecture. The article presents a first attempt to understand and systematize neostyles of eclectic which were widely used in Sarapul at the end of XIX century. The author shows compositional and stylistic features of buildings, their characteristics.

Текст научной работы на тему «История планировки и застройки Сарапула -типичного российского уездного города конца XIX - начала ХХ вв»

Отечественная история

Е.А. Андреева

История планировки и застройки Сарапула -типичного российского уездного города конца XIX - начала ХХ вв.

В статье рассматриваются основные этапы проектирования и застройки Сарапула - крупного уездного города Вятской губернии. На основе изучения архивных и натурных материалов рассмотрены композиционные и стилевые особенности зданий, их характерные черты. Проанализирована специфика архитектуры Сарапула - типичного города русской провинции конца XIX -начала XX вв.

Ключевые слова: Вятская губерния, Сарапул конца XIX - начала XX вв., регулярный план застройки, застройка города XVIII в., город регулярного типа, планировка провинциального города, уездный центр, эклектика в российском провинциальном городе, «кирпичный стиль», модерн в российском провинциальном городе.

Градостроительное развитие малых провинциальных городов, формирование их архитектурно-пространственной среды позволяет проследить история планировки и застройки Сарапула - одного из красивейших купеческих городов Прикамья. Его уникальная по своей художественной значимости и еще полностью не исследованная архитектура сложилась в период бурного развития капитализма в конце XIX - начале ХХ вв. Она отражает эволюцию отечественного зодчества того времени. В данной статье, не претендующей на подробное раскрытие темы, сделана попытка обобщить известный материал и ввести в научный оборот новые архивные данные по истории строительства Сарапула, рассмотреть композиционные и стилевые особенности наиболее значительных городских сооружений.

о. Сарапул возник на высоком правом берегу р. Камы на месте с. Воз-5 несенское, которое основали русские поселенцы еще в XVI в. Статус к города он приобрел в 1780 г., когда по указу Екатерины II было учреждено Вятское наместничество, состоящее из 13 уездов, одним из кото-¡2 рых являлся Сарапульский. В 1796 г. наместничество переименовали ^ в губернию. Став уездным городом, поселение изменило свой облик ^ и планировку, о чем свидетельствует геометрический план 1780 г. [4], присланный из Нижегородского наместничества в «Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», осуществлявшую перепланировку и устройство городов России. Вероятно, он использовался как подоснова для составления архитектором И. Лемом (его подпись стоит на проекте) «высочайше конфирмованного» 13 августа 1784 г. первого генерального плана города [1]. Согласно ему, планировочная структура Сарапула представляет собой неправильной формы четырехугольник, состоящий из прямоугольных кварталов, первый ряд которых был срезан берегом Камы. Три длинные улицы располагались параллельно реке, под прямым углом их пересекали семь коротких. Как и по плану 1780 г., жилая территория с севера и юга была ограничена речками Яро-маской и Сарапулкой. Могучая, полноводная Кама играла важную роль в пейзаже местности и являлась градообразующим стержнем, вдоль которого тянулась застройка. Над ее водным простором уже в то время царили редкие церкви и строения. В плане 1784 г. они учитывались как доминанты. На Соборной площади еще в 1776 г. был воздвигнут, а позднее неоднократно перестроен, первый каменный храм города - Вознесенский собор, позднее окруженный подклетом, пятиглавый с высокой многоярусной колокольней (снесен в 1830-е гг.). Вокруг собора была запроектирована огромная площадь, вносившая разнообразие в ритмический повтор кварталов, на которые членилась застройка.

Небольшие размеры города позволяли легко вписать простой и компактный план в разнообразный рельеф местности, не нарушая геометрической правильности его конфигурации. Как и все регулярные города того времени, он был обнесен земляным валом и рвом. По плану 1784 г. Сарапул представлял собой хотя и малый по российским меркам, но все же город нового регулярного типа, спроектированный в Комиссии, как и большинство городов тех лет, на плановой основе. Однако столичный зодчий, как уже упоминалось выше, использовал геометрический план, составленный в 1780 г., и лишь отредактировал его с небольшими изменениями. Гигантская работа, проводимая Комиссией по перепланировке городов, не могла охватить всю территорию России, а потому на местах работали опытные специалисты, составляющие проекты, которые впоследствии использовались петербургскими зодчими.

о" -О ^

Следующий этап в истории строительства Сарапула — план, состав- ^ у ^ ленный архитектором Царского села шотландцем В.И. Гесте (У. Хэсти) ^ 2 оо (о нем подробнее см.: [5; 6, с. 129; 10]) [2]. Согласно плану, официаль- о з ° но утвержденному 23 марта 1812 г. императором Александром I, город § ^

о

имел прямоугольную сетку улиц, состоящую из восьми рядов по восемь ^ ^ кварталов в каждом удлиненного с востока на запад прямоугольника. ^ В его боковых кварталах симметрично запроектированы четыре про- о сторные площади с церквями. Две главные — Соборная и Покровская, были раскрыты к реке. Территория города по плану 1812 г. значительно увеличилась в западном направлении за счет вырубки лесных массивов. Создавая новый регулярный план Сарапула, столичный архитектор не учел его природный рельеф, наложив четкую прямоугольную сетку кварталов на глубокие и волнистые овраги. Благодаря подобной практике проектирования в России, обрывистые овраги и высокие холмы в наши дни заметно обогащают городской пейзаж и придают ему особую живописность. По «утвержденному плану 1812 г.» дома возводились по красным линиям улиц, а не по древнерусской традиции в глубине участка, который отводился для зеленых насаждений. Застройка была разреженной, скромной, в основном, деревянной и только на центральных улицах сооружались двух- и трехэтажные кирпичные дома, принадлежащие богатым горожанам. Строительство зданий на затопляемой во время паводка территории не предполагалось.

План 1812 г. имел типичное для эпохи классицизма композиционное построение, отличавшееся подчеркнутой регулярностью, ясностью, математической правильностью чертежа. Первые каменные сооружения, возведенные в благородных формах классицизма, ярче всего представлены в Сарапульском уезде культовыми сооружениями. В стиле классицизма были построены по проекту губернского архитектора Ф. Рослякова Троицкая церковь в с. Мостовое (1804 г.), Богоявленская церковь в с. Нечкино (1807 г.) и Покровская церковь в Сарапуле (1792 г.). Ее красивый и выразительный по рисунку высокий восьмигранный купол с люнетами, выполненный в стилистических формах позднего барокко, доминировал как в городской среде, так и со стороны реки. В облике Покровской церкви соединилась элегантность основного объема, унаследованная от раннего классицизма и выразительная, упругая пластика купола, присущая стилю барокко. В 1813 г. рядом с Покровской церковью была построена пленными французами изящная по рисунку трехъярусная колокольня Петропавловской церкви — самая высокая (63 м) доминанта города. В 1817 г. возвели Воскресенскую кладбищенскую церковь, которой свойственны мягкие, плавные очертания. Храмы Сарапула эпохи классицизма, возведенные значительно

о. позднее столичных аналогов, состоят из трех лаконичных объемов:

Р „

Ь колокольни с портиком, трапезной и церкви, расположенных на одной

к оси. Четкость структуры симметричного плана, гармоничная красота

ясных форм и членений, минимум деталей декора, колеровка в два тона

¡2 с выделением белым цветом ордера позволяют отнести культовые соо-

^ ружения Сарапульского уезда к лучшим постройкам подобного рода

си

^ в истории провинциального зодчества.

В конце XVIII - начале XIX вв. в губернских и уездных городах России, находящихся под сильным влиянием столичной архитектуры, появилось огромное количество копий Таврического дворца, бывшего в то время эталоном облика русской усадьбы [7]. Однако, ввиду малочисленности местного дворянства, этот тип застройки в Сарапуле не получил распространения.

Следующий генеральный план Сарапула, «высочайше утвержденный 19 января 1845 г.» императором Николаем I [3], не менял его сложившуюся структуру, а лишь увеличивал число кварталов в северной части у р. Юрманки. Кожевенные, чугунные и кирпичные заводы размещались за городской чертой.

Выгодное расположение на одной из водно-транспортных магистралей восточно-европейской части России, плодородные земли, дающие избыток хлеба и леса, развитие торговли и промышленности (особенно кожевенно-обувной отрасли) способствовали росту города. Открытие во второй половине XIX в. пароходства по Каме еще более усилило значение уездного города как торгового узла на водном пути к Уралу и Сибири. Прибрежную часть реки заполняли причалы и перевалочные склады, купеческие пристани, привлекавшие на работу сотни людей из окрестных деревень и городов. В конце XIX в. здесь функционировало более 40 фабрик и заводов, из них 20 - кожевенных, 2 - винокуренных, 3 - мыловаренных, 6 - кирпичных, фабрика по производству льна и многочисленные ремесленные мастерские. В Российском государственном историческом архиве сохранился документ, позволяющий судить о развитии Сарапула к 1913 г. [9]. Население возросло до 35 тыс. чел. (по переписи 1897 г. оно составляло 21 359 чел.). Появились новые пласты застройки, о чем свидетельствует чертеж, прилагаемый к статистическим данным. Число кварталов составляло уже 142. Территория увеличилась почти в 2,5 раза. Южная часть разрасталась промышленными предприятиями, расположенными вдоль Камы. Границы города, установленные планом 1845 г., стали расширяться не только в южном, но и в северном направлении. Просматривалась некая хаотичность расширения окраин, что являлось характерной чертой градостроительного развития России рубежа XIX-XX вв.

Центр города — Соборная площадь и прилегающие к ней улицы —

■О -о ^

т ^ о:

к и 2 и з

застраивались кирпично-штукатурными домами, плотно стоящими друг ^ § 2 к другу. Их фасады объединялись одной темой (единым масштабом, 'о з °

ср

горизонтальными линиями межэтажных членений, ритмом почти оди- § ^

о ^

наковых по размеру и форме окон, дробным и обильным декором), свя- ^ зывающей здания в единый ансамбль, эффектно воспринимающийся ^ с речной стороны. Дальше от центра строения располагались простор- о но, улицы были засажены деревьями и целыми зелеными массивами, придающими городу поразительную живописность и поэтичность, усиливая гармоничную связь архитектуры с природным ландшафтом. Как яркие доминанты возвышались монастыри: мужской Иоанно-Предте-ченский (ныне территория мужской колонии) и женский Благовещенский (современная территория радиозавода), а также колокольни церквей, которых в городе насчитывалось 16, включая 6 домовых. Успешно решались вопросы городского благоустройства: проведение электричества, устройство водопровода, мощение дорог и площадей, возведение мостов через речки и овраги. В географической литературе тех лет говорится, что «Сарапул — один из лучших городов на Каме. По обилию храмов, по капитальности и красоте построек, по торгово-посреднической деятельности он превосходит все уездные города Вятской губернии и в некотором отношении не уступает даже губернскому центру» [8].

Если общий проектно-пространственный каркас города сформировался к середине XIX в. (позднее он лишь заполнялся застройкой), то его архитектурный облик создают здания, построенные на рубеже Х1Х—ХХ вв. Их фасады выполнены в разнообразных направлениях эклектики и модерна. В середине XIX в. в отечественной архитектуре стали происходить значительные перемены, вызванные интенсивным экономическим развитием Российской империи. Стилевые каноны классицизма перестали соответствовать новым функционально-технологическим требованиям, предъявляемым к архитектуре. Расширение типологии зданий вызвало поиск новых планировочных решений, новых средств декоративной выразительности. Считалось, что фасады должны были ассоциативно раскрывать функцию зданий. Поэтому при их проектировании архитекторы стремились выбрать соответствовавший назначению постройки исторический стиль. Xарактерным приемом в строительстве стали стилизация (подражание стилям прошлого) и эклектизм (механическое смешение в фасадной композиции элементов разнообразных исторических стилей). Общий архитектурно-исторический процесс, характерный для столиц, затронул и далекий, но экономически динамично развивающийся в те годы, а потому активно строившийся Сарапул.

о. В последней трети XIX в. в его архитектуре появилось несколько 5 неостилей эклектики, среди которых наиболее распространенным был к неоренессанс. Мотивы архитектуры итальянского ренессанса широко нн использовались при проектировании зданий общественного назначе-¡2 ния, т.к. простые легко воспроизводимые формы и элементы декора ^ итальянского зодчества XV-XVI вв. не требовали больших матери-^ альных затрат. В архитектуре прикамского города было две разновидности этого стилистического направления: с использованием ордера (полуколонны, пилястры), как, например, в здании Окружного суда (1878 г., архитектор Серебряков, перестроено в 1926-1927 гг. архитектором М.В. Арнштамом) и безордерный вариант, в котором при отделке применяли только рустовку, определенную форму окон и их обрамлений, карнизы на декоративных кронштейнах, характерные для стилистики ренессанса. Архитектурными памятниками упрощенной версии ренессанса являются здания Алексеевского реального училища (1869-1871 гг.), пожарного депо (1887 г.), комплекс зданий богадельни, вдовьего дома и родовспомогательного учреждения (1876-1887 гг.), здание удельной конторы (1892 г.), построенное знаменитым петербургским зодчим В.А. Шретером. Ренессансный декор распространился также и на фасады жилых зданий города: дома купцов Дедюхиных (1890 г.), адвоката Михеля (конец XIX в.), доходных домов купцов Шитова и Дедюхиной (конец XIX в.).

Еще одним широко применяемым стилистическим направлением эклектики в застройке Сарапула было необарокко. В петербургской архитектуре стилизаторское барокко часто использовали при сооружении дворцов и роскошных особняков. В уездном городе оно применялось для проектирования домов разбогатевших предпринимателей. «Каменные купцы» Сарапула отличались внушительными размерами, щедрым барочным декором, высоким качеством исполнительных работ и имели разнообразный набор помещений, как, например, дома купца П.Ф. Корешова (1907 г.), Н.О. Маркова (1904 г.), Пешехонова (1892 г., архитектор А.Б. Турчинов).

Национальное направление в застройке Сарапула представлено каменными зданиями в «русском» стиле: церковь Ксении Петербургской (1911 г.), дом П.А. Башенина (1904 г.), богадельня Смагина (конец XIX в.) и «византийском» стиле (Никольская церковь в с. Ершовка (1907 г.). «Фольклорное направление» национального стиля, разработанное столичными архитекторами И.П. Ропетом и В.А. Гартманом, представлено в Сарапуле большим количеством деревянных жилых зданий (дачи, гостиничные номера, дома горожан). Прототипом городских сооружений в «народном вкусе» в столичной архитектуре во второй

половине XIX в послужило крестьянское зодчество — избы с их резным

17

•О 2 ГЧ1 т ^ о:

к и 2

декором, ворота и т.д., т.е. основные элементы крестьянской усадьбы. ^ 2 со В Сарапуле, расположенном среди величественных лесов, возведение оз ° деревянных домов было оправдано экономически (строительство такого § ^

О

дома обходилось в несколько раз дешевле каменного) и образом жизни ^ е^ горожан — купцов и мещан, в прошлом выходцев из крестьянской среды. ^ Одноэтажный, а чаще двухэтажный, с открытым срубом или обшитый о тесом и богато орнаментированный виртуозно исполненной резьбой, подобный дом стал распространенным типом жилой постройки уездного города конца XIX — начала XX вв. Иногда первый этаж делали каменным, прорезая в нем большие окна и используя как коммерческий. Второй этаж — жилой — имел щедро декорированные наличники окон, подзоры, свисающие ажурные полотенца, декоративные причелины, резной фриз под карнизом.

Романтические веяния, вызванные интересом к западноевропейскому средневековью, отразились в ряде инженерных сооружений, выполненных в стиле неоготики архитектором П.А. Трубниковым: водонапорная башня (начало XX в.), насосная станция (1910 г.).

Стилем массового строительства в Сарапуле рубежа XIX и XX вв. стал кирпичный стиль. В столицах в этом стиле строили, как правило, утилитарные, промышленные (фабричные и заводские) сооружения. В провинциальном Сарапуле кирпичный стиль нашел широкое применение в силу доступности строительного материала (на рубеже веков в городе действовало более двадцати кирпичных заводов), экономичности, быстроты возведения и повышенной декоративности. В качестве примере можно привести здания земского суда, городской думы (1880-е гг.) и женской гимназии (архитектор И.А. Чарушин, 1902—1904 гг.).

Провинциальные зодчие тех лет демонстрировали хорошее владение формами и декором исторических стилей, создавая довольно удачные стилизации. Иногда они прибегали к смешению мотивов различных архитектурных стилей в одной фасадной композиции, как, например, в доме купцов Постниковых, здании городской думы, где сочетаются элементы барокко и неоренессанса или в доме В.Ф. Вольфа, в фасадах которого неоренессанс дополнен мотивами «стиля Людовика XVI». К концу XIX в. в местном зодчестве усилилась тенденция к измельчению форм, насыщению фасадов дробным декором, нарастающим снизу вверх (особняк Нырова, достроен в 1913 г., доходные дома купцов Дедюхина и Шитова, конец XIX в.).

Новый для России стиль модерн во многом изменил облик купеческого города, обогатил его застройку броскими формами архитектуры,

о. причудливыми силуэтами зданий, новыми объемно-планировочны-Ь ми решениями. Многие дома получили выразительные архитектурные к акценты в виде башенки на крыльце, крутого фронтона, фигурного парапета. Углы домов, расположенных на пересечении улиц, делали скошен-¡2 ными, украшая их эффектными балконами. Примерами стиля модерн ^ являются дом Н.В. Смагина (1912 г.), дача П.А. Башенина (1911 г.), ^ здание электростанции (архитектор П.А. Трубников, 1911 г.), Николаевское училище (1913-1915 гг.), дом С.И. Бодалева (1910-1912 гг.).

Неоклассицизм внес новые черты в застройку Сарапула, напомнив о его регулярной, симметричной планировке, преемственной связи новой архитектуры с застройкой периода классицизма. В стиле неоклассицизма построено здание государственного банка (1909 г.), особняк нотариуса Куракина (1911 г.), дача Барабанщикова (начало XX в.).

Изучение истории планировки и строительства дореволюционного Сарапула позволяет сделать ряд выводов, которые определяются общими проблемами русской архитектуры рассматриваемого периода. Его градостроительное развитие дает возможность проследить процесс застройки, типичный для большинства уездных городов России. Он характеризуется стабильностью планировочной структуры на протяжении XIX в. и быстротой изменения облика городской среды в конце XIX - начале XX вв. Интенсивному росту Сарапула способствовал торгово-промышленный фактор и выгодное расположение на большой судоходной реке. Самый яркий период экономического развития (конец XIX - начало XX вв.) отразился в архитектуре эклектики и модерна. Облик зданий передавал специфику, дух и характер купеческого города, в котором были сосредоточены ремесла, торговля, промышленность и административное управление. В Сарапуле как административном центре уезда появились новые типы зданий общественного назначения, отражающие устремления тех лет, социальные, экономические, политические и технические изменения, происходящие в России. К ним относятся здания окружного и земского судов, городской думы, пожарного депо, банка, электростанции, больничных и учебных заведений.

Основным типом жилой застройки стал двухэтажный, роскошно оформленный каменный купеческий особняк, выполненный в разнообразных архитектурных неостилях тех лет, а также небольшой деревянный дом обывателя, щедро украшенный резьбой, отражающий фольклорные, народные художественные традиции. Деловой подход жителей сказался в использовании первого этажа в качестве коммерческого или строительства рядом с каменным особняком торговой лавки. Во второй половине XIX в. возник новый тип жилого сооружения -доходный дом. Построенные на века городские сооружения и в наши

дни поражают высоким качеством строительных работ, красотой испол- ¡2 5 &

„ „ и _а

нения кирпичной кладки. Каждое здание имеет индивидуальный худо- ^ 2 оо жественный образ. Его очарование формируют небольшие размеры, 02° диктующие единый масштаб застройки, соизмеримый с компактным § ^

о

планом города, живописный силуэт и «стильный» декор, раскрываю- ^ ^ щий назначение сооружения. ^

Сарапул — уникальный и одновременно типичный уездный рус- о ский город. В его облике соединилась городская и сельская застройка, дополненная впечатляющими природными видами. Дальнейшее исследование архитектуры Сарапула позволит расширить представления об общем историко-художественном процессе развития отечественного зодчества, решить сложные задачи сохранения и реставрации памятников, учитывая при этом законы преемственности исторически сложившейся городской среды.

Библиографический список

1. Высочайше конфирмованный план города Сарапула Вятской губернии 1784 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 1399 (Планы, карты и чертежи Петербургского сенатского архива). Оп. 1. Д. 338. Л. 1.

2. Вятская губерния. План Сарапула 1812 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 1293 (Техпическо-строительпый комитет МВД). Оп. 166. Д. 52. Л. 1.

3. Вятская губерния. План Сарапула. 1845 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 1293. Оп. 166. Д. 53. Л. 1.

4. Геометрический план села Сарапула, назначенного быть городом с показанием старого и вповь прожектированного строения 1780 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 1263 (Комитет министров). Оп. 168. Д. 34. Л. 2.

5. Коршунова М.[Ф.] Архитектор В. Гесте (1755-1832) // Труды Государственного ордепа Ленина Эрмитажа. Т. XVIII. Западноевропейское искусство. [Вып.] 5 / Ред. кол. Ю.О. Кагап, H.H. Никулин, Ю.А. Русаков. Л., 1977. С. 132-143.

6. Орлов A.A. Британцы в Москве в 1812 году: вымысел и реальность // Вопросы истории. 2003. № 12. С. 129-136.

7. Патрикеева О.А. Второе рождение Таврического: перестройка помещений Дворца для работы Государственной думы Российской империи // Швей-шая история России. 2016. № 2. С. 95-107.

8. Песковский М. Живописная Россия. Т. VIII. Ч. II. СПб., 1901.

9. Плап и статистические сведения о г. Сарапуле Вятской губернии. 1904-1913 гг. // Российский государственный исторический архив. Ф. 1140 (Взаимное страховое общество «Русь»). Оп. 1. Д. 165. Л. 1-6.

10. Schmidt A.J. William Hastie, Scottish Planner of Russian Cities // Proceedings of the American Philosophical Society. 1970. Vol. CXIV. Р. 226-243.

j

^

о. Андреева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, доцент;

£ доцент кафедры истории искусства и методики преподавания изобразительного ^ искусства художественно-графического факультета, Московский педагогиче-I ский государственный университет

¡2 E-mail: elandreeva2013@yandex.ru

и ш

Ш

¿5 Е.А. Andreeva

The history of development of Sarapul

as a typical Russian county town

at the end of 19th - beginning of the 20th century

The article describes the main stages of building of Sarapul, a town in Vyatka province. Archival materials helped to gather information of the history of development of the first general plans. The author also studies the establishment of its architectural style and trends in the context of development of domestic architecture. The article presents a first attempt to understand and systematize neostyles of eclectic which were widely used in Sarapul at the end of XIX century. The author shows compositional and stylistic features of buildings, their characteristics.

Key words: Vyatka province, Sarapul at the end of XIX century and the beginning of XX century, geometrical plan, architectural style, designing a town in XVIII century, eclectics in a Russian county town, «brick style», modern in a Russian county town.

Andreeva Elena A - PhD in History of Art; associate professor at the Department of Art History and Methods of Teaching Fine Arts of the Art and Graphic Department, Moscow Pedagogical State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.