Научная статья на тему 'Особенности формирования оборонного сознания в современной России'

Особенности формирования оборонного сознания в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / УЧЕБНО-НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ / DEFENSIVE CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM / NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA / EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разгонов В. Л.

Статья посвящена особенностям формирования оборонного сознания в современной России. Обосновывается необходимость формирования основ оборонного сознания в период обучения в школе, показывается специфика его формирования в военном училище, предлагается модель взаимодействия гражданских и военных вузов для формирования оборонного сознания. Раскрывается понятие «оборонное сознание», которое рассматривается как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества. По мнению автора, воспитание оборонного сознания способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота. Описывается опыт формирования патриотизма и мужества у курсантов на примере работы Новосибирского высшего военного командного училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMING OF DEFENSIVE CONSCIOUSNESS IN MODERN RUSSIA

The article studies particular features of the forming of defensive consciousness in modern Russia: the necessity of its formation during the period of study at school, the specificity of its formation in military school, a model of the interaction of regular and military universities to form the defensive consciousness. Part of the research is based on the experience of patriotic education in Novosibirsk Vocational Military Commanding School. The graduates of this school work in conditions that threaten the life of a military officer. They show patriotism and courage that was brought up by educational principles in the school. These principles of raising patriotism in students include a system approach (coordinated and goal-pursuing work of the state and non-governmental bodies), a target-focused approach (the use of special forms of work for separate social, professional and other groups of students), a principle of activeness and successiveness (that implies persistence and reasonable initiative), a principle of universality of directions in patriotic education and some other principles that are described in the work.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования оборонного сознания в современной России»

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya / Min-vo obrazovaniya i nauki RF. - M., 2011.

2. Zayjdman, I.N. Kak nauchitj vsekh i kazhdogo: uchebno-poznavateljnaya deyateljnostj na osnove individualizacii i differenciacii: praktiko-orientirovannaya monografiya / I.N. Zayjdman, O.A. Efremova. - Novosibirsk, 2010.

3. Zayjdman, I.N. Terapevticheskaya didaktika v obuchenii russkomu yazihku: razvitie kommunikativnihkh i socialjnihkh kompetenciyj: praktiko-orientirovannaya monografiya. - Novosibirsk, 2013.

Статья поступила в редакцию 24.10.14

УДК 165.12+17.025

Razgonov V.L. FEATURES OF THE FORMING OF DEFENSIVE CONSCIOUSNESS IN MODERN RUSSIA. The

article studies particular features of the forming of defensive consciousness in modern Russia: the necessity of its formation during the period of study at school, the specificity of its formation in military school, a model of the interaction of regular and military universities to form the defensive consciousness. Part of the research is based on the experience of patriotic education in Novosibirsk Vocational Military Commanding School. The graduates of this school work in conditions that threaten the life of a military officer. They show patriotism and courage that was brought up by educational principles in the school. These principles of raising patriotism in students include a system approach (coordinated and goal-pursuing work of the state and non-governmental bodies), a target-focused approach (the use of special forms of work for separate social, professional and other groups of students), a principle of activeness and successiveness (that implies persistence and reasonable initiative), a principle of universality of directions in patriotic education and some other principles that are described in the work.

Key words: defensive consciousness, patriotism, national interests of Russia, educational and scientific centers.

В.Л. Разгонов, полковник, начальник Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых сил Российской Федерации» (филиал), г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОННОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена особенностям формирования оборонного сознания в современной России. Обосновывается необходимость формирования основ оборонного сознания в период обучения в школе, показывается специфика его формирования в военном училище, предлагается модель взаимодействия гражданских и военных вузов для формирования оборонного сознания. Раскрывается понятие «оборонное сознание», которое рассматривается как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества. По мнению автора, воспитание оборонного сознания способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота. Описывается опыт формирования патриотизма и мужества у курсантов на примере работы Новосибирского высшего военного командного училища.

Ключевые слова: оборонное сознание, патриотизм, национальные интересы России, учебно-научные центры.

Последние события на Украине показали всему российскому обществу, насколько нестабильной является современная геополитическая ситуация. Россия, с её несметными сырьевыми запасами, по-прежнему остаётся объектом экономических притязаний ведущих держав. В этих условиях, как справедливо отметил президент Российской Федерации В.В. Путин, необходимо защищать свои национальные интересы. Будущее страны можно строить, по мнению главы государства, только на прочном фундаменте, которым может быть только патриотизм: «Это - уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это - ответственность за свою страну и ее будущее». Далее он отметил: «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [1].

Всё это возможно только, когда есть соответствующие государственные структуры, в том числе и Вооружённые силы. Современные Вооружённые силы в полной мере обеспечиваются современной техникой, однако сама по себе техника не в состоянии выполнять задачи современной войны и обороны. Для этого необходимо подготовить профессионала - высококвалифицированного офицера, владеющего не только современной техникой,

но и способного воспитывать у подчинённых профессионализм, патриотизм и умело формировать их оборонное сознание.

Здесь следует отметить одну особенность - научить призывника в течение года строевым приёмам, стрельбе из оружия и т.п. не является большой проблемой. А вот сформировать оборонное сознание, чувство долга и патриотизм, как показывает опыт современной армии, достаточно непросто. Безусловно, ликвидация института замполитов рот, а позднее института заместителей по воспитательной работе породила вакуум, которую ни в коей мере не заполняют помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, введенный в Вооружённых силах РФ. Более того, не удалось создать в полной мере профессиональную армию, и наши Вооружённые силы продолжают комплектоваться из военнослужащих по призыву. Поэтому важнейшей является задача сформировать у них чувство того, что армия - это не отбывание повинности, а важнейший государственный институт, предназначенный для защиты национальных интересов России и предусматривающий всеобъемлющее выполнение воинского долга.

Задача формирования оборонного сознания, таким образом, ложится, прежде всего, на плечи школы. Как неоднократно отмечалось педагогами, оно формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной лично-

сти, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина, обладающего оборонным сознанием. И школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для этого. Также следует отметить, что формирование оборонного сознания невозможно только усвоением определённой суммы знаний. Необходим деятельност-ный компонент: через активное вовлечение в общественную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении. Воспитание оборонного сознания в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Воспитание оборонного сознания способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. И здесь важную роль играют не столько знания, сколько чувства гордости за свою страну, свою малую родину, свой коллектив, свою семью - всё это является составным компонентом. Поэтому инициатива президента В.В. Путина о восстановлении комплекса ГТО в современной школе и создание "единого учебника" по истории демонстрируют государственный подход к воспитанию подрастающего поколения и его оборонного сознания. То, что школа вложит в своих воспитанников сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим безграмотных потребителей, - значит, погубим Россию и её будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Таким образом, если основы оборонного сознания будет заложено в школе, то только в этом случае возможно подготовить в армии не только профессионального солдата, но и патриота, выполняющего свой долг, а не отбывающего службу как некую повинность.

Посмотрим теперь, может ли современная школа выполнить эту задачу? Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI в., определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Как известно, составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется убежденностью в необходимости формирования у себя необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных сил, пониманием каждым своей роли и места в службе родине, личной ответственностью за выполнение требований военной службы в армии и т.п.

На современном этапе развития российского общества формирование оборонного сознания осуществляется через решение следующих задач:

1) утверждение в обществе социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа военной службы;

2) расширение возможностей для граждан активно участвовать в решении социально-экономических проблем и удовлетворения культурных потребностей;

3) создание условий для усиления патриотической направленности телевидения и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации отечественной истории;

4) формирование толерантного отношения к представителям других национальностей и религиозных конфессий.

Таким образом, формирование оборонного сознания в современной школе предполагает духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание. Реализация задач военно-патриотического воспитания школьников осуществляется через решение более частных задач с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, ус-68

ловий, в которых оно проводится, особенностей их решения в социально-политической и духовной сферах [2].

В рамках реализации постановления № 122 правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг."» была подготовлена концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренная правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В этой концепции отмечается, что коренные преобразования в стране конца XX - началеXXI в., определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Между тем, патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ по-прежнему остаётся актуальной задачей.

От чего следует отталкиваться при воспитании оборонного сознания? Исследователь Р.Г. Яновский отмечает: «Любовь к Родине - самое емкое понятие, оно включает в себя заботу о благополучии страны, ее защите на полях сражений, чувство восхищения ее достижениями и печали при ее неудачах, стремление что-то сделать для нее полезное, развивая уважение самодостаточности отдельной личности, рассматривая себя в качестве гражданина, представителя страны, нации, семьи, рабочего коллектива» [3]. Поэтому необходимо выбрать такие страницы истории России, которые являются предметом гордости россиян. Особое место среди них занимает массовый героизм и самоотверженный труд на благо родины в годы Великой Отечественной войны.В своей книге «Солдатский долг» Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский писал: «Победа! Это величайшее счастье для солдата - сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле!» [4]. Выдающийся полководец видел в выполнении воинского долга концентрацию оборонного сознания советского человека.

Это отметил в своей статье, посвящённой победе, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны РФ П.В. Петрий. Вот что он пишет: «Прикосновение к памяти военного лихолетья, всесторонний анализ хода и исхода боевых сражений, источников Великой Победы для современников имеет не только научно-познавательное, духовное, патриотическое, воспитательное, но и сугубо практическое значение. Историческая память о ратном подвиге нашего народа есть сегодня та самая духовная ценность, без которой невозможно поступательное движение России вперед» [5].

К сожалению, из событий Советской истории лишь эта война является единственным объединяющим наш народ событием, оценки которого совпадают в разных слоях современного российского общества. Кроме того, важное значение для формирования оборонного сознания имеют события, связанные с военным героизмом в ходе многочисленных войн, которые вела Россия. По мнению А.В. Кузнецовой и Е.А. Кублицкой, историческая память играет не последнюю роль не только в формировании патриотических чувств, ни и в их поддержании и сохранении. Значение исторической памяти в укреплении патриотических отношений граждан к своему Отечеству особенно актуально в настоящее время, когда в российском обществе происходит трансформация социальных и политических институтов, меняются формы и типы социальных идентичностей, характер взаимоотношений граждан и государства, и, в конечном счете, переосмысление духовных ценностей [6]. Причём следует отметить, что большинство этих войн носили оборонительный характер, и победа в них способствовала формированию оборонного, а не агрессивно-наступательного сознания.

В Новосибирском высшем военном командном училище патриотическое воспитание имеет давние традиции. Яркой страницей в развитии училища стали 1980-е гг. Именно в этот период училище стало одним из крупнейших военно-учебных заведений страны. Выпускники уже зарекомендовали себя в войсках достаточно квалифицированными офицерами, способными руково-

дить воинскими подразделениями в мирных условиях и боевой обстановке, при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, умело и эффективно осуществлять воспитательную работу. Они на практике стали воплощением патриотизма, мужества, героизма, добросовестного выполнения воинского долга. Чувство любви к Родине, воинского долга и войскового товарищества и другие традиции, заложенные в училище, помогли нашим выпускникам с честью выйти из испытаний самой продолжительной для нашего государства в XX в. - Афганской войны. Среди первых офицеров, награжденных за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан высшей наградой - званием Героя Советского Союза (посмертно), - имена наших выпускников: старшего лейтенанта Н. Шорникова и гвардии лейтенанта А. Дема-кова. Необходимо отметить, что на долю офицеров-выпускников 90-х годов также выпало немало трудных испытаний. Участие в боевых действиях в Таджикистане, Югославии, Чечне, Дагестане, Абхазии, Приднестровье и других «горячих точках». В каких бы военных конфликтах не участвовали наши выпускники, они всегда показывали примеры героизма, мужества и отваги, высокого воинского мастерства, проявляя любовь к Родине и ее народу. Об этом говорит то, что 25 выпускникам (из них 17 посмертно) присвоено звание Героя: Герой Советского Союза - 2, Героя России - 23. Командный, профессорско-преподавательский состав училища предпринимает действенные усилия для реализации принципов целостности, преемственности служебной и учебной деятельности, которые служат залогом воспитания оборонного сознания у выпускников училища [7].

Важнейшими принципами патриотического воспитания в училище являются:

1) принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

2) принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой социальной, профессиональной и других групп курсантов (разноуровневая включенность в воспитание оборонного сознания таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом);

3) принцип активности и поступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Библиографический список

4) принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

5) принцип учета региональных условий в пропаганде оборонного сознания и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к Сибири, Новосибирску, Академгородку;

6) принцип опоры на исторический опыт оборонного сознания в войнах, которые вынуждена была вести Россия с захватчиками; большую роль здесь играют такие дисциплины как «Отечественная история» и «Военная история».

Все эти принципы взаимосвязаны и реализуются в нашем училище в единстве.

Отметим ещё один важный момент. В связи с тем, что современные училища не удовлетворяют потребности Российской армии в высококвалифицированных специалистах, президентом В.В. Путиным была поставлена задача возродить военные кафедры в вузах, которые могут подготовить высококвалифицированных офицеров запаса. Однако следует отметить следующее обстоятельство, что военные кафедры должны быть не для всех, не только для тех, кто годен к военному делу и способен его освоить, но и у тех, кто хотел бы его освоить в стенах вузах наряду с основной специальностью. В этом отношении в нашем училище накоплен интересный опыт взаимодействия с гражданскими вузами. По инициативе командования училища и ректора Новосибирского государственного университета предполагается создать Учебно-научный центр, готовящий не только кадровый резерв военнослужащих запаса из способных студентов НГУ, но выполняющий научные разработки в интересах Вооружённых сил. Тем более, что в Новосибирске подобный опыт сотрудничества накоплен. Достаточно вспомнить, что по-настоящему партнёрские отношения были заложены основателем Новосибирского Академгородка М.А. Лаврентьевым и первым начальником училища генерал-майором В.Г. Зибаревым. Курсанты училища регулярно встречались с ведущими учёными Сибирского отделения Академии наук СССР, происходил обмен мнениями и опытом, что, безусловно, способствовало формированию оборонного сознания не только курсантов училища, но и всей научной общественности Новосибирского Академгородка. Поэтому реализация проекта Учебно-научного центра НГУ-НВВКУ помимо прикладных задач, внесёт свой весомый вклад в формирование оборонного сознания современной молодёжи.

1. Выступление В.В. Путина на совещании в Краснодаре, посвящённом вопросам нравственного и патриотического воспитания // Российская газета. - 2012. - 12 сентября.

2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2002.

3. Яновский, Р.Г. Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. - М., 2004.

4. Рокоссовский, К.К. Солдатский долг. - М., 1988.

5. Петрий, П.В. Великая победа как духовная ценность современной России // Военно-философский вестник. - 2011. - № 5.

6. Кузнецова, А.В. Гражданский патриотизм - основы формирования новой российской идентичности / А.В. Кузнецова, Е.А. Кублицкая. - М., 2005.

7. Авдеев, В.В. Воспитание патриотизма в филиале Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковой академии ВС РФ» (г. Новосибирск) / В.В. Авдеев, В.Г. Бояренко, В.Г. Кокоулин // Военно-образовательные учреждения: история, современность, вклад в науку и культуру. - Омск, 2013.

Bibliography

1. Vihstuplenie V.V. Putina na sovethanii v Krasnodare, posvyathyonnom voprosam nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya // Rossiyjskaya gazeta. - 2012. - 12 sentyabrya.

2. Agapova, I.A. Patrioticheskoe vospitanie v shkole. - M., 2002.

3. Yanovskiyj, R.G. Patriotizm: o smihsle sozidayuthego sluzheniya Cheloveku, Narodam Rossii i Otechestvu. - M., 2004.

4. Rokossovskiyj, K.K. Soldatskiyj dolg. - M., 1988.

5. Petriyj, P.V. Velikaya pobeda kak dukhovnaya cennostj sovremennoyj Rossii // Voenno-filosofskiyj vestnik. - 2011. - № 5.

6. Kuznecova, A.V. Grazhdanskiyj patriotizm - osnovih formirovaniya novoyj rossiyjskoyj identichnosti / A.V. Kuznecova, E.A. Kublickaya. - M., 2005.

7. Avdeev, V.V. Vospitanie patriotizma v filiale Voennogo uchebno-nauchnogo centra Sukhoputnihkh voyjsk «Obthevoyjskovoyj akademii VS RF» (g. Novosibirsk) / V.V. Avdeev, V.G. Boyarenko, V.G. Kokoulin // Voenno-obrazovateljnihe uchrezhdeniya: istoriya, sovremennostj, vklad v nauku i kuljturu. - Omsk, 2013.

Статья поступила в редакцию 24.10.14

УДК 378

Nurmagomedova N.H. FORMS AND METHODS OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE.

This paper defines educational forms and methods, the use of which is very important in professional and pedagogical training of future teachers of computer science. The forms that the researcher offers are meant to provide a deep and creative learning of theoretical knowledge, practical skills and ways of life, fosters creativity, responsibility and initiative of students. They include such activities as research work of students, business games, discussion, decision and other educational tasks. The author states that computer science teachers should be knowledgeable and well-informed, because teaching this subject on the modern level is based on the knowledge from different disciplines. This is why the author of the work defines the school subject of computer science as a scientific subject that develops pupils and that teaches not only principles of the computer's work and the sphere, where the computer is used, but also gives the understanding of laws and methods of delivering information both in interpersonal communication and in the social life.

Key words: future teachers of computer, training, research, extracurricular activities, role plays, discussion, solution of pedagogical problems.

Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

В статье обосновывается необходимость развития эрудиции и творческих способностей у будущего учителя информатики. Представлены формы и методы, применение которых в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей информатики, обеспечит глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков деятельности, способствует развитию креативности, ответственности, инициативности студентов. Автор указывает на одно из направлений совершенствования подготовки учителя информатики -привлечение студентов к исследовательской работе, а также называет формы работы студентов: деловая игра, дискуссия, решение педагогических задач и др.

Ключевые слова: будущий учитель информатики, профессиональная подготовка, исследовательская деятельность, внеаудиторная деятельность, деловые игры, дискуссия, решение педагогических задач.

Динамичность и гибкость школьной образовательной системы, наблюдаемая нами в последние годы, заставляет совершенно по-новому ставить проблему подготовки учителей в целом. Освоение отдельных, пусть даже и новейших, технологий обучения уже не может считаться центральным звеном педагогического образования. Возникает проблема переориентации педагогического образования с усвоения студентами отдельных технологий, методов обучения на формирование готовности выбирать и применять технологии, методы, ориентируясь на новое.

Одним из направлений совершенствования подготовки учителя информатики - привлечение студентов к исследовательской работе, которая способна мобилизовать и развить их творческие возможности. Такая ориентация учебно-воспитательного процесса позволит формировать творческого учителя информатики, владеющего методическими основами научного эксперимента. Исследовательская подготовка чрезвычайно важна для будущего учителя информатики, ибо даже содержание курса информатики и информационных технологий предполагает широкое использование эксперимента. Учебные образовательные программы, на наш взгляд, должны включать не только ознакомление с эффективными педагогическими стратегиями, методами; изучение специальных профессиональных и общеобразовательных программ, но и обучение методике исследовательской деятельности, обучение в деятельности, в том числе, реализация исследовательских принципов в педагогической практике [1].

Известно, что научно-исследовательская работа студентов позволяет формировать их методологическую культуру (научно-мировоззренческие взгляды, освоение отдельных частных методов исследований, получение научных взглядов).

Проблемы качества методической подготовки будущего учителя информатики зачастую связаны с традиционными подходами к организации обучения, в результате чего нивелируется индивидуальность студента, не учитывается его творческий потенциал, не предоставляется возможность для самореализации как обучаемого, так и обучающего в процессе их совместной деятельности и сотрудничества.

Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, стоящих перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования в целом и методической подготовки в частности. Внеаудиторная деятельность студентов мо-

жет обеспечить глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков и способов деятельности; способствовать развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, формированию индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности [2]. Начинающему учителю предлагается разработать отдельные темы курса информатики, что позволяет углубленно изучить содержание курса, продумать разные варианты проведения уроков по теме, различные формы заданий. Примерная тематика методических разработок: «Поурочное планирование конкретной темы курса», «Методика организации различных форм урока информатики», «Диагностика обучаемости и обученности учащихся», «Организация контроля на уроках информатики».

При разработке отдельной темы курса учитель определяет, почему предложенное распределение часов внутри темы наиболее целесообразно, какие могут быть осуществлены межпредметные связи и каким образом, какая литература должна быть использована при подготовке содержания обучения. В методическую разработку учитель включает вопросы для активизации познавательной деятельности учащихся, перечень наглядных пособий и программного обеспечения урока, методику их применения, предусматривает методы проверки знаний, самостоятельные и творческие работы, практические задания, содержание домашней работы. Накопление в кабинете информатики методических разработок помогает учителям в подготовке к урокам.

В системе форм и методов повышения профессионального мастерства учителя особая роль принадлежит деловым играм. Они позволяют в нестандартной форме осмыслить содержание новых идей, развивать творческие способности. Их характерная особенность состоит в том, что активность слушателей повышается в процессе игры постепенно, достигая пика к ее завершению.

Дискуссия - эффективная форма коллективного обсуждения теоретических вопросов. В дискуссии становятся заметными глубокие знания одних и неполные, поверхностные знания других. Дискуссия продуктивна при соблюдении следующих условий" она строго регламентирована, проводится по узловым вопросам темы; ей предшествует подготовительная работа по теме; дискуссия завершается логическим подведением разговора к выводу, который стремится получить преподавать. Вопросы для обсуждения на заседании школы молодого учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.