Научная статья на тему 'Особенности формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ в первой половине 2009 г'

Особенности формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ в первой половине 2009 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / СИСТЕМА / ИСТОЧНИКИ / ДОХОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уманец О. П.

В статье с помощью методов статистического анализа рассмотрены изменения налоговых источников и результаты поступлений в федеральный бюджет РФ налогов и сборов, а так же факторы, оказавшие на этот процесс влияние. Сделан вывод о том, что в условиях финансового кризиса налоговая система и существующий налоговый механизм продемонстрировали свою способность обеспечить формирование доходной части федерального бюджета. Вместе с тем, отмечается, что в условиях модернизации экономики страны необходимы новые качественные изменения в системе налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ в первой половине 2009 г»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

налоговых доходов федерального

бюджета РФ В первой ПОЛОВИНЕ 2009 г.

о. п. уманец,

аспирант кафедры финансов и отраслевой экономики

Е-mail: oumanties@mail. ru Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье с помощью методов статистического анализа рассмотрены изменения налоговых источников и результаты поступлений в федеральный бюджет РФ налогов и сборов, а также факторы, оказавшие на этот процесс влияние. Сделан вывод о том, что в условиях финансового кризиса налоговая система и существующий налоговый механизм продемонстрировали свою способность обеспечить формирование доходной части федерального бюджета. Вместе с тем отмечается, что в условиях модернизации экономики страны необходимы новые качественные изменения в системе налогообложения.

Ключевые слова: налоги, система, источники, доходы, формирование бюджета.

В условиях рыночных отношений основными источниками формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства являются налоговые поступления. налогообложение как комплексная система взимания налогов выступает при этом, с одной стороны, в качестве особой формы взаимосвязей, устанавливаемых государством с субъектами рыночной экономики, а с другой — обусловливает непосредственный процесс реализации основанной на действующем законодательстве о налогах и сборах всей совокупности экономических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком.

налоги играют важную роль в регулировании производственной и предпринимательской деятельности, а также в формировании соответствующей экономической среды для предприятий, фирм и корпораций. Функции налогов служат для разработки конкретных направлений налоговой политики — системы мер по целенаправленному использованию налогообложения в интересах решения государс-

твом задач социально-экономического развития. налоговая политика выступает важной составляющей общей экономической политики государства, поскольку является эффективным рычагом воздействия практически на все процессы, происходящие в экономике. В качестве практического инструмента налоговой политики выступает налоговая система, представляющая собой определенную совокупность установленных налогов, взаимосвязей между ними, органов управления налогообложением и правового поля их функционирования, а налоговый механизм, соответственно, определяет конкретный порядок деятельности налоговой системы и управления налогообложением.

критерием эффективности налоговой системы и налогового механизма служит их способность целенаправленно воздействовать на соответствующие сферы экономики с целью создания в государстве благоприятной экономической среды и возможностей для наполнения бюджетов и централизованных денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих задач и функций.

для обеспечения доходов бюджетов в структуре государства функционируют администраторы — органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, управления государственными внебюджетными фондами, Банк россии и ряд других бюджетных учреждений.

структура поступлений от них не одинакова. например, объемы доходов в федеральный бюджет в разрезе главных администраторов доходов в 2007—2008 гг. распределились следующим образом1: Фтс россии обеспечило 50,6 % всех доходов

1 В процентном отношении к общей сумме доходов федерального бюджета.

66

финансы и кредит

бюджета (в 2007 г. - 41,8 %); ФНС России - 44 % (в 2007 г. - 48,2 %); Роснедра - 1,0 % (в 2007 году — 0,6 %); доля Минфина России составила 0,9 % (в 2007 г. — 5,3 %); от Росимущества поступило 0,8 % (в 2007 г. - 1,1 %); МВД России - 0,5 % (в 2007 г. - 0,5 %); Росрезерв обеспечил 0,5 % (в

2007 г. - 0,7 %); Росрегистрация - 0,2 % (в 2007 г. -0,2 %); Россвязь - 0,14 %; Рослесхоз - 0,13 % (в 2007 г. - 0,13 %); Росатом - 0,3 % (в 2007 г. -0,25 %); от других администраторов доходов федерального бюджета поступило в целом около 0,9 %. Таким образом, видно, что в обеспечении доходов бюджета основными участниками являются ФТС России и Фнс России.

С сентября 2008 г. исполнение федерального бюджета происходило в условиях углубления мирового финансового кризиса, сокращения объемов промышленного производства и снижения мировых цен на нефть. В результате в IV квартале

2008 г. в федеральный бюджет поступило доходов на 21,3 % меньше, чем в аналогичном периоде 2007 г. В I полугодии 2009 г., по предварительной оценке, исполнение основных показателей федерального бюджета составило по доходам 3 168 млрд руб., или

47.2 % к общему объему.

Поступления налоговых доходов и иных обязательных платежей, администрируемых Фнс России, в январе-июне 2009 г. составили 1 371,6 млрд руб., или 52,5 % к прогнозным показателям на

2009 г. ФТС России обеспечила поступления на сумму 1 311,9 млрд руб., или 37,8 % к прогнозным показателям., Росимущество, соответственно, - 12,3 млрд руб., или 34,6 %, от других администраторов поступило 472,5 млрд руб., или 79,3 % к прогнозным показателям. В структуре объема доходов основную долю доходов федерального бюджета обеспечили: ФНС России - 43,3 % и ФТС России - 41,4 %, доля Росимущества составила 0,4 %, других администраторов - 14,9 %. По доходам бюджетной системы РФ ФнС России обеспечила

65.3 % суммы всех поступлений, доля ФТС России составила - 27,4 %, Росимущества - 0,3 %, других администраторов доходов - 7,0 %.

В целом в январе-июне 2009 г. от ФНС России в федеральный бюджет поступило 103,5 % доходов относительно уточненного на этот период прогноза (в сумме 1 325,6 млрд руб.), что превысило величину прогнозного показателя на 46,0 млрд руб., однако на 29,5 % меньше, чем в аналогичном периоде 2008 г. Снижение обусловлено уменьшением поступлений НДПИ - в 2,1 раза, налога на прибыль организаций - в 3,1 раза и акцизов (по подакцизным

товарам и продукции, производимым на территории РФ) - 1,6 раза. В разрезе основных налогов за этот же период поступления НДС составили 40 %, НДПИ - 28 %, ЕСН - 18 % и налога на прибыль - 9 % от общего объема доходов федерального бюджета. В государственные внебюджетные фонды в этот же период было поступлений на 2,9 % больше, чем в январе-июне 2008 г., а страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, - на 3,2 % больше, чем в первом полугодии 2008 г.

Сравнительный анализ поступления админис-трируемых ФНС России доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, за январь-июнь 2008 и 2009 гг. приведен в следующей таблице.

Структура поступлений в январе-июне 2009 г. налога на прибыль организаций в федеральный бюджет относительно периода прошлого года существенно изменилась. Удельный вес налога по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился на 14,4 процентного пункта (с 90,5 до 76,1 %). Одним из факторов снижения поступлений стало ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и, как следствие - уменьшение налоговой базы и объема поступлений. Кроме того, с января 2009 г. снижена ставка налога на прибыль организаций с 24 до 20 %, в том числе по федеральному бюджету - с 6,5 до 2 %. Изменение ставки налога отразилось на снижении отчислений, которые за этот период составили всего 60,1 % от установленного объема.

Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, в январе-июне 2009 г. оказались в 1,3 раза больше, чем поступления в январе-июне 2008 г. Однако этот прирост обусловлен причиной технического характера - переходом в 2008 г. на квартальную уплату налога, в результате чего в январе уплата НДС производилась по результатам хозяйственной деятельности одного месяца - декабря 2007 г., а в феврале и марте 2009 г. уплата налога не производилась. В I квартале 2009 г. уплата производилась по результатам хозяйственной деятельности в целом за IV квартал 2008 г. В сопоставимых условиях, принимая в качестве поступлений за I квартал 2008 г. поступления НДС по начислениям за октябрь-декабрь 2007 г., что соответствует порядку уплаты налога за I квартал 2009 г., и в качестве поступлений за II квартал 2008 г. - поступления по начислениям за I квартал 2008 г., поступления этого налога реально снизились на 10,6 %, что соответствует темпам

Поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджет РФ и внебюджетные фонды за январь—июнь 2008 г. и соответствующий период 2009 г., млрд руб.

Наименование и адрес поступления Январь—июнь 2008 Январь — июнь 2009 К 2008 г., %

Всего поступило в бюджетную систему РФ 4 776,2 3 918,9 82,1

Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ, включая ЕСН 4 005,0 3 125,7 78,0

Поступления в государственные внебюджетные фонды 771,2 793,2 102,9

Налоги и сборы, всего 4 005,0 3 125,7 78,0

Налоги в федеральный бюджет, включая ЕСН 1 945,4 1 371,6 70,5

Налоги в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2 059,6 1 754,1 85,2

Налог на прибыль организаций 1 231,6 628,8 51,1

В том числе: 366,4 118,0 32,2

в федеральный бюджет

в консолидированные бюджеты субъектов РФ 865,2 510,9 59,0

Налог на доходы физических лиц

В том числе: 733,8 739,5 100,8

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

Единый социальный налог в федеральный бюджет 240,9 250,2 103,9

Налог на добавленную стоимость

В том числе: 435,1 553,5 127,2

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 19,8 13,7 69,1

Акцизы 151,6 153,9 101,5

В том числе: 59,2 36,8 62,2

в федеральный бюджет

в консолидированные бюджеты субъектов РФ 92,4 117,1 126,7

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 870,5 422,9 48,6

В том числе 819,7 393,8 48,0

в федеральный бюджет

в консолидированные бюджеты субъектов РФ 50,8 29,2 57,4

Государственные внебюджетные фонды, всего 771,2 793,2 102,9

В том числе:

страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 608,7 628,7 103,3

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произ- 38,3 35,5 92,7

веденных налогоплательщиками на цели государственного социального

страхования)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 43,4 45,3 104,4

Территориальные фонда! обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 80,9 83,7 103,5

Источник: составлено автором по данным ФНС России.

снижения налоговой базы по НДС в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008 г.

Анализ поступлений в федеральный бюджет от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, показал, что в I полугодии 2009 г. поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию составили на 30,9 % меньше, чем за аналогичный период 2008 г. Одной из основных причин стало снижение объемов производства, а, следовательно, и объемов реализации продукции этой категории. Этот вывод, сделанный на основе данных Федеральной службы государственной статистики, подтверждается соответствующими

производственными показателями. Поступления от акцизов на табачную продукцию в I полугодии 2009 г. выросли и на 24,6 % превысили показатель 2008 г.

С 01.01.2009 изменилось законодательство в части зачисления акциза на нефтепродукты. Уплата этого акциза ныне осуществляется в бюджеты субъектов Федерации в полном объеме. Поступления в I полугодии 2009 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ акцизов на нефтепродукты, производимые на территории РФ, сохранились на уровне показателей предыдущего года. Основную долю (74,8 %) обеспечили акцизы на бензин. Анализ поступлений от акцизов на легковые автомобили и мотоциклы показал, что в I полугодии 2009 г. они

900 800 700 600 500 400 300 200 -100 -0

2008 2009 НДС

опустились на 34,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Налогов на имущество организаций в I полугодии 2009 г. поступило в бюджетную систему РФ на 20,3 % больше, поступления транспортного налога выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 22,4 %, что обусловлено повышением ставок транспортного налога в ряде субъектов РФ, а также ростом в 2008 г. объемов продаж транспортных средств.

Как соотносятся объемы поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе - июне 2009 г. и соответствующий период 2008 г., представлено на рисунке.

Из анализа поступлений от налога на игорный бизнес январе — июне 2009 г. следует, что при сокращении с 01.07.2009 числа игорных заведений поступления этого налога снизились на 25,6 %, при этом в доходы местных бюджетов было зачислено всего 2,6 % от общей суммы налога2.

Поступления НДПИ по сравнению с I полугодием 2008 г. снизились в консолидированный бюджет РФ - на 51,7 %, а в федеральный бюджет - на 52,2 %. Определяющее влияние на уменьшение поступлений НДПИ оказало снижение средней цены на нефть в декабре 2008 г. - мае 2009 г. по отношению к декабрю 2007 г. - маю 2008 г. с 98,9 до 45,6 долл. США за баррель нефти, или почти в 2,2 раза. Кроме того, значительно снизился объем добычи природного газа (на 16,8 %) в связи с падением спроса у европейских потребителей и снижением спроса на углеводороды со стороны предприятий электроэнергетики и химической промышленности.

Земельного налога поступило на 16,7 % больше по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. Поступления в федеральный бюджет водного налога в январе-июне 2009 г. составили 36,1 % от планового объема с учетом внесенных изменений. Поступления сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов и объектами жи-

раза

241 250

I В 1,6 раза

П59Ш

37

2008 2009 НДПИ

2008 2009

Налог на прибыль

2008 2009

ЕСНв федеральный бюджет

2008 2009 Акцизы

2 Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, была законодательно прекращена.

Соотношение объемов поступлений налогов в федеральный бюджет в январе-июне 2008 г. и соответствующем периоде 2009 г., млрд руб.

вотного мира отмечены в 6,3 раза меньше, чем в январе-июне 2008 г.

Налога на доходы физических лиц в январе-июне 2009 г. в консолидированный бюджет РФ поступило на 0,8 % больше, чем за такой же период

2008 г. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в этом периоде по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. выросла на 9,9 %, а реальная заработная плата снизилась на 2,8 %. Сравнительный анализ помесячной динамики поступления НДФЛ в январе-июне 2008 и

2009 гг., а также динамики поступлений этого налога в разрезе доходов, облагаемых по различным ставкам, показывает, что показатели со средним отклонением по месяцам в 5-8 % в текущем году в целом соответствовали уровню и показателям прошлого года. Как показывает анализ структуры поступлений в бюджетную систему РФ в разрезе доходов НДФЛ, облагаемых по различным ставкам, их объем практически целиком зависел от поступлений налога с доходов по ставке 13 %, а доля в общей сумме составила 96,9 %.

Сумма налогов на совокупный доход, поступивших в бюджетную систему РФ в январе-июне 2009 г., составила на 1 % больше, чем в этом же периоде 2008 г. Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в январе-июне 2009 г. поступило на 4,3 % больше. А единого сельскохозяйственного налога по сравнению с периодом январь-июнь 2008 г - уменьшились.

В январе-июне 2009 г. поступило единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам

в государственные внебюджетные фонды, без учета расходов на социальное страхование на 3 % больше, чем в январе-июне 2008 г. Помесячная динамика общих поступлений ЕСН в январе-июне 2008 г. в сравнении к таким же периодом 2009 г. показала, что показатели прошлого года со средним уровнем отклонения по месяцам - около 2-7 % - в целом соответствуют уровню и показателям текущего года. Динамика поступления ЕСН, зачисленного в федеральный бюджет в январе-июне 2009 г., в сравнении с периодом 2008 г. показала, что в текущем году сборы этого налога в среднем на 2,7 % выше прошлогодних. Мониторинг ежемесячной динамики номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, по предварительным данным Росстата, в январе-июне 2009 г. выявил рост показателей на 3,1 %, а рост поступлений ЕСН в федеральный бюджет за этот же период составил в среднем 7,4 %.

Помесячный анализ поступлений налоговых доходов в федеральный и консолидированный бюджеты РФ в I полугодии 2009 г. в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. показал, что к концу II квартала ситуация с собираемостью налогов стабилизировалась. Если в начале года произошло (за исключением апреля) снижение показателей, то к началу второго полугодия объем доходов в целом выровнялся и практически с незначительным отставанием вышел на уровень января-июня 2008 г. Стабильными остались поступления от НДФЛ, ЕСН, акцизов, а также отчисления в государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, макроэкономические условия исполнения государственного бюджета в 2008 г. в целом характеризовались существенным замедлением темпов роста экономики, ухудшением ценовой конъюнктуры мировых рынков для основных товаров российского экспорта, обесценением национальной валюты и снижением международных резервов во второй половине отчетного года, а также ростом потребительских цен сверх установленных значений. В первой половине 2009 г. ситуация практически не изменилась, хотя и приобрела управляемый характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурный анализ источников доходов, объемов и соотношения их составляющих в разрезе поступлений от основных установленных налогов и сборов, а также динамики доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в первой половине 2009 г. наглядно показывает, что с точки зрения условий, создавшихся в российской экономике и бюджетно-налоговой

сфере в результате влияния на экономические процессы в стране негативных факторов и последствий мирового финансового кризиса, налоговая система РФ и ее налоговый механизм функционируют в достаточной мере гибко и способны в сложных условиях действовать эффективно, в полной мере выполняя возложенные на них задачи.

Вместе с тем эксперты отмечают, что в последние годы российская экономика стала слишком затратной. По энергоемкости и материалоемкости российская промышленность в несколько раз превосходит экономически развитые страны. Этому также способствует преобладание инфляции издержек, наличие монополизма в условиях свободного ценообразования, отсутствие у предприятий заинтересованности в сокращении затрат.

Налоговая система в России на сегодняшний день остается жесткой и пока еще не имеет достаточной связи с реальными интересами и целями функционирования экономики. Жесткость налоговой системы связана с ее направленностью на создание финансовых резервов путем высокого уровня изъятия доходов у предприятий и населения. При этом она не ориентирована на учет всей совокупности интересов субъектов рыночной экономики. По мнению экспертов, для налоговой системы России все еще характерна реализация фискальной и контрольной функций в гипертрофированном масштабе, в результате чего предприятия теряют заинтересованность в увеличении прибыли и, чтобы избежать высокого налогообложения, всеми мерами стараются ее минимизировать. Высокий уровень давления со стороны налоговой системы при несовершенстве современного законодательства в вопросах административно-правовой и налоговой ответственности побуждает предприятия к поиску новых путей для уклонения от высоких налоговых платежей, в том числе подталкивает их к ведению деятельности в теневом секторе экономики, где результаты производства и услуг вообще не облагаются никакими налогами.

Анализ экономической ситуации приводит к выводам о необходимости пересмотра существующих подходов к вопросам налогообложения и использования в формировании налоговой политики государства принципиально новых направлений, инновационных идей, а также наполнения этой политики соответствующим содержанием, ориентированным на конечный результат.

Несмотря на имеющиеся недостатки, налоговая система РФ и существующий механизм сбора налогов в условиях финансового кризиса обес-

печили наполнение государственного бюджета и способствовали решению задач по стабилизации экономики и экономическому развитию страны. В настоящее время в российской экономике преобладают косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, которые в общей сумме составляют более 70 % налоговых поступлений3.

С другой стороны, учитывая, что российская экономика находится в стадии модернизации, развитие прямого налогообложения может способствовать обеспечению наиболее устойчивых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Вполне естественно, что при этом определенные изменения будут внесены и в Налоговый кодекс

3 По сравнению с Россией в США, например, соотношение прямых и косвенных налогов обратное: около 70 % составляют поступления от прямых налогов и только одна треть — от косвенных.

РФ, и в существующие налоговую систему и налоговый механизм.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон в ред. от 18.07.2009 №181-ФЗ.

2. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24.11.2008 №204-ФЗ.

3. О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты: Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

4. О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2008 № 305-ФЗ.

5. Пеньков Б. Е. Социально-экономическое содержание налогов. Финансы, налоги и кредит / под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. М.: изд-во РАГС, 2007. С. 364.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II MaslÜ

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.