Научная статья на тему 'Особенности формирования методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта'

Особенности формирования методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / CRIMINALISTIC SUPPORT / METHODS OF INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович, Щукин Владимир Иванович

Рассмотрены проблемы расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта и обоснована необходимость формирования методики их расследования. Отмечается, что исходные положения методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта должны отражать наиболее существенные организационные, технико-криминалистические и тактические аспекты. Указываются причины координации и согласованности взаимных действий следователя и специалиста при расследовании экономических преступлений на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович, Щукин Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of methods for the investigation of economic crimes in the field of railway transport

The article deals with the problems of investigation of economic crimes in the field of railway transport and the necessity of formation of methods of their investigation.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта»

УДК 343.985.7

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Е.В. Чинёнов, В.И. Щукин

Рассмотрены проблемы расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта и обоснована необходимость формирования методики их расследования. Отмечается, что исходные положения методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта должны отражать наиболее существенные организационные, технико-криминалистические и тактические аспекты. Указываются причины координации и согласованности взаимных действий следователя и специалиста при расследовании экономических преступлений на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: криминалистическое обеспечение, методика расследования экономических преступлений, железнодорожный транспорт.

Экономические преступления занимают весомое место в ряду преступных посягательств, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта и его инфраструктуры. Преступления в этой сфере обладают определенной спецификой. Она проявляется в способах их подготовки, совершения, сокрытия. Преступные действия предопределяются конкретными целевыми установками и формируются под влиянием отраслевой специфики железнодорожного транспорта. Реализация преступного замысла происходит путем выполнения типичных действий и операций с применением особых орудийно-инструментальных средств, индивидуализирующих способ совершения экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта. Обладают своеобразием личностные характеристики субъекта указанных преступлений.

Организация раскрытия и расследования экономических преступлений в исследуемой сфере обладает рядом особенностей. Они проявляются в криминалистическом обеспечении: методическом, тактико-

криминалистическом, технико-криминалистическом, а также в вопросах организации взаимодействия следователя с линейными и территориальными оперативными подразделениями; в использовании специальных знаний.

Проблематика методического обеспечения раскрытия, расследования преступлений в криминалистике является объектом научных изысканий на протяжении нескольких десятилетий. Вклад в формирование концептуальных положений криминалистической методики расследования преступлений внесли такие ученые, как: Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, И.А. Возгрин, Н.Л. Гарант, С.А. Голунский, А.Н. Колесниченко, И.Ф. Крылов, И.М. Лузгин, С.П. Митричев, Н.А. Селиванов, В.Г. Танасевич, Н.П. Яблоков, И.Н. Якимов, Б.М. Шавер и другие отечественные ученые-криминалисты [1, с. 66].

По мнению С.П. Митричева, деятельность по расследованию преступлений должна строиться с учетом индивидуальности и своеобразия каждого преступного деяния и быть направлена на нахождение общего в способах совершения преступлений; в действиях преступников и оставляемых ими следах; в преступных связях и обстоятельствах, подлежащих доказыванию, основанных на нормах уголовного и уголовно-процессуального законодательства [2, с. 5]. И.А. Возгрин определяет криминалистическую методику различных видов преступлений как систему рекомендаций по эффективному проведению следствия или дознания, разработанных на основе изучения объективных закономерностей организации раскрытия и расследования преступлений [3, с. 262].

Термин «криминалистическая методика расследования преступлений» в научный оборот был введен В.И. Громовым в 1929 году. По его справедливому мнению, умение методически правильного построения и ведения следственной работы предопределяет успех расследования [4, с. 7]. В становление и развитие криминалистической методики как самостоятельного раздела криминалистики особую лепту внес И.Н. Якимов, создавший типовую схему расследования. Ее основу составили действия «... по установлению вещественного состава преступления», «... по собиранию и оценке улик», «... по выявлению личности предполагаемого виновника преступления» и пр. [5, с. 336] С.А. Голунский и Б.М. Шавер в своей совместной работе определили криминалистическую методику частью науки криминалистики, обобщающую опыт расследования преступлений путем применения наиболее целесообразных приемов и методов [6, с. 3].

Основным условием конструирования любого прикладного знания является анализ положений раскрывающихся в науке через категорию принципов. В полной мере это относится к базовым принципам построения криминалистических методик, обоснованных И.А. Возгриным, и представленных им в виде классификационной системы: научность; целостность; системность; ситуационность [7, с. 24]. Дальнейшие научные изыскания, предпринятые Р.С.Белкиным, А.В. Варданяном, А.С. Шаталовым Н.П. Яблоковым и другими учеными, несколько расширили исходную структуру принципов. Среди них особо значимыми для построения методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта нами выделяются следующие: адаптация применительно к конкретным условиям расследования [8, с. 277], этапность расследования [9, с. 362], детерминированность закономерностями преступной деятельности [10, с. 22; 11, с. 17; 12, с. 3; 13, с. 8]. Адаптация и расширение дифференциации обосновывается специфичностью деятельности субъектов расследования на объектах транспорта; наличием характерных условий, присущих первоначальному этапу расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта, и особенностями взаимодействия и организации расследования; особенным характером преступной деятельности и ее механизма, формирующими определенную характерную картину следов [14, с. 12; 15, с. 8; 16, с. 146].

Расследование экономических преступлений, совершенных в сфере железнодорожного транспорта, носит сложный и многоэтапный характер, включающий в себя набор определенных обязательных процессуальных действий и решений, оперативно-розыскных мероприятий. В содержании каждого из этапов достаточно отчетливо прослеживается с одной стороны экономическая, а с другой - транспортная специфика. Расследование экономических преступлений на железнодорожном транспорте, как правило, осуществляется продолжительное время, затрагивает большое количество объектов, находящихся на значительном удалении друг от друга, характеризуется наступлением определенных качественных изменений, связанных с установлением обстоятельств, предмета доказывания в процессе производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, объединенных единой целью решения задач и ситуаций расследования [17, с. 21]. Наличие необходимой информации и доказательств, особенности их добывания и оценки, специфичность применяемых тактических решений, операций и комбинаций по делам данной категории обосновывают ситуационный характер расследования изучаемых видов преступлений.

Отличительной чертой расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта, по мнению Т.С. Волчецкой, является закономерность отражения криминальных ситуаций, криминальных событий в оставляемых ими следах [18, с. 26], обладающих характерными признаками зеркального отображения сферы производственно-экономической деятельности железнодорожного транспорта. Устанавливаются подобные следы, анализируются, исследуются, используются посредством применения специальных методов, входящих в систему экономической криминалистики [19, с. 117].

Методико-криминалистическое обеспечение расследования различных видов преступлений в сфере железнодорожного транспорта, в том числе и экономических, в настоящее время находится в стадии активных научных разработок [20; 21; 22; 23; 24; 25; 26]. Для проводимого нами исследования примечательной является позиция Ю.Г. Корухова о закономерностях организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения различных видов преступлений. Предполагается выработка на их основе научно обоснованных рекомендаций по эффективному ведению следствия и дознания [3, с. 262]. В результате ее осмысления и обобщения опыта расследования экономических преступлений совершенных на железнодорожном транспорте выделим наиболее устойчивые и часто повторяющиеся особенности, относящиеся к процессу расследования. В их числе: деятельность по получению и проверке первичной информации о событиях, имеющих признаки преступлений в исследуемой сфере; определение круга типичных обстоятельств, подлежащих доказыванию; проведение отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; использование специальных знаний; моделирование и алгоритмизация действий.

Успех расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта зависит от использования разнообразных специальных знаний, относящихся к сфере деятельности железнодорожного транспорта, экономики, технологических процессов и др.

Проблемы комплексности подхода к научным исследованиям в области методического обеспечения расследования преступлений в сфере экономики в настоящее время активно исследуются А.Ф. Волынским, А.Ю. Головиным, С.Ю. Журавлевым, В.Д. Зеленским, М.В. Кардашевской, И.П. Можаевой, В.А. Прорвичем, С.В. Растороповым, И.В. Тишутиной, А.В. Шмониным и другими учеными. По мнению А.Ф. Волынского, методику и организацию расследования экономических преступлений следует считать категорией межнаучной и междисциплинарной: «...методика без организации беспомощна, организация без методики бесцельна» [30, с. 10]. М.В. Кардашевская ставит вопрос о возможности выделения организации расследования преступлений в самостоятельный раздел криминалистики [27, с. 206]. Н.В. Павличенко и П.И. Иванов, в исследовании методики расследования преступлений в сфере экономической деятельности определяют основания необходимые для разработки криминалистических методик [28, с. 111].

На наш взгляд исходные положения методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта в первую очередь должны отражать наиболее существенные организационные, технико-криминалистические и тактические аспекты.

Организация расследования, по мнению И.П. Можаевой, это непрерывный процесс научно организованной и научно обоснованной деятельности, осуществляемой с использованием организационных, материально-технических и других средств и приемов, обеспечивающих эффективность и оптимальность выявления, расследования и предупреждения преступлений [29, с. 199]. Одной из особенности организации расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта является характер совместных действий следователя с органом дознания в целях реализации задач расследования. Другой - характер совместных действий следователя и специалиста, либо использование в процессуальной и непроцессуальной форме специальных знаний, в том числе и в области производственно-экономической деятельности железнодорожного транспорта. В этой связи примечательно высказывание А.Ф. Волынского « . причем не ситуативного использования помощи специалиста, а его постоянного участия в расследовании в качестве специалиста-консультанта; реализации возможностей оперативно-розыскной деятельности не «по случаю» и не «для галочки», а в порядке совместных действий» [30, с. 12]. Взаимодействие оперативного работника и следователя со специалистами проявляется в совместной работе по сбору информации и доказательств в ходе оперативно-розыскных и следственных действий. Специалист способен оказать консультационную и практическую помощь в выявлении, фиксации и изъятии доказательств, а также в определении направления дальнейшего их использования в раскрытии и расследовании экономических преступлений путем решения вопросов

220

диагностического и ситуационного характера. Важным аспектом взаимодействия следователя со специалистом является ориентирование следователя на перспективу экспертного исследования следов и вещественных доказательств, и оказание содействия в формулировании вопросов выносимых на его разрешение.

Необходимость координации и согласованности взаимных действий при расследовании экономических преступлений на железнодорожном транспорте объясняется рядом причин:

во-первых, отраслевыми особенностями деятельности органов внутренних дел на транспорте, что предполагает выездной характер деятельности оперативных подразделений в отдалении от сосредоточения основных сил и средств органов внутренних дел на транспорте;

во-вторых, спецификой осуществления функций в условиях постоянно действующих на объектах транспорта технологических процессов (круглосуточность работы, непрерывность пассажиропотоков, высокая концентрация материальных ценностей и товаров и пр.), способных резко изменять оперативную обстановку, направленность и интенсивность действий ОВД на транспорте;

в-третьих, отсутствием, в большинстве случаев, возможности своевременно получить необходимую помощь специалистов.

Все вышеперечисленные факторы обусловлены:

- значительной протяженностью участков оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте;

- сосредоточением на сравнительно небольших территориях большого количества материальных ценностей и лиц, задействованных в транспортном процессе;

- динамикой перемещения грузов и служебной информации; непрерывностью, цикличностью производственно-экономической деятельности;

- экономической, производственной, и административной взаимосвязанностью транспортных процессов с деятельностью юридических и физических лиц находящихся в зоне оперативного обслуживания территориальных органов внутренних дел;

- режимом работы в отрасли.

Учитывая изложенные особенности железнодорожного транспорта, следует отметить, что они влияют на формирование методики расследования экономических преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. Именно комплексный подход использования организационных, технико-криминалистических и тактических действий дает возможность оптимизировать практическую деятельность по расследованию этой категории преступлений.

Список литературы

1. Шаталов А.С. Вопросы модернизации частных криминалистических методик расследования преступлений // Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. №1 (19). С.64-77.

2. Митричев С.П. Методика расследования отдельных видов преступлений: (Лекции) / М-во высш. и сред. спец. образования СССР. Всесоюз. юрид. заоч. ин-т. М., 1973. 38 с.

3. Криминалистика: История, общая и частные теории. В 3-х томах: учебник. Т. 1 / Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Возгрин И.А., Волынский А.Ф., и др. / под ред.: Белкин Р.С., Коломацкий В.Г. М.: Изд-во Акад. МВД России, 1995. 279 с.

4. Громов В.У. Методика расследования преступлений: Руководство для органов милиции и уголовного розыска / Вл. Громов. 2-е изд., доп. М.: Изд-во Нар. ком. внутр. дел РСФСР, 1930 (тип. изд-ва НКВД). 136 с.

5. Якимов И.Н. Криминалистика. М.: НКВД РСФСР, 1925. 496 с.

6. Голунский С.А., Шавер Б.М. Криминалистика. Методика расследования отдельных видов преступлений. М.: Юриздат.: 1939. 372 с.

7. Возгрин И.А. Принципы методики расследования отдельных видов преступлений: Учеб. пособие. Ленинград : ВПУ МВД СССР, 1977. - 80 с.

8. Белкин Р.С. Общая теория советской криминалистики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. 398 с.

9. Герасимов В.Н., Колдин В.Я., Крылов В.В., Куликов В.И., и др.; Криминалистика: учебник / отв. ред.: Яблоков Н.П. М.: БЕК, 1996. 708 с.

10. Варданян А.В., Грибунов О.П. . Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. №2 (81). С. 23-35.

11. Варданян А.В., Айвазова О.В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. Вып. 1. Ч. II. С.17-23.

12. Головин А.Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. Вып. 3. Ч. II. С. 3-10.

13. Головин А.Ю., Головина Е.В. Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений как объект системных наблюдений: монография. Москва, 2010. Издательство РосНОУ. 160 с.

14. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук Ростов-на-Дону, 2016. 54 с.

15. Щукин В.И. Расследование незаконной перевозки запрещенных веществ и предметов на железнодорожном транспорте: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1992. 230 с.

16. Чиненов Е.В. Щукин В.И. Следы экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Юристъ-Правоведъ. №3. 2018. С.146-150.

17. Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск: Томский университет, 1985. 333 с.

18. Волчецкая Т.С. Генезис, современные тенденции и перспективы развития криминалистической ситуалогии на современном этапе // Актуальные проблемы использования ситуационного подхода в юридической науке и правоприменительной деятельности: материалы международной научно-практической конференции. БФУ им. И. Канта. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2012. С.26-27.

19. Голубятников С.П. Экономическая криминалистика: фантом или реальность // Вестник Нижегородской Академии МВД России, 2017. №4 (40). С.117-121.

20. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты расмкрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: дисс. . д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2016. 543 с.

21. Набоких И.А. Криминалистическая модель экономических преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте в условиях реформирования: дисс. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2004. 138 с.

22. Малыхина Е.А. Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта: дисс. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2018. 196 с.

23. Пермяков А.Л. Методика расследования мошенничества, связанного с осуществлением инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта: дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2016. 197 с.

24. Новиков Е.Ф. Оперативно-розыскное предупреждение хищений с объектов транспорта (по материалам Забайкальского УВД на транспорте. автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Псков, 2012. 28 с.

25. Ярошенко С.А. Выявление, раскрытие и предупреждение преступлений экономической направленности в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (по материалам Дальневосточного федерального округа): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. 21 с.

26. Чиненов Е.В. Щукин В.И. Экономические преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, как объект криминалистического научного анализа // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. №1 (84). С.90-103.

27. Кардашевская М.В. Организация расследования преступлений в структуре криминалистики // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №8. С.204-206.

28. Павличенко Н.В., Иванов П.И. Современное состояние методик расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. №3 (39). С.110-115.

29. Можаева И.П. К вопросу о методологических основах криминалистического учения об организации расследования преступлений // Общество и право. 2014. №3 (49). С.197-201.

30. Волынский А.Ф., Тишутина И.В. Об организации и методике расследования преступлений в сфере экономики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. №7. С. 10-15.

Чиненов Евгений Владимирович, канд. экон. наук, доц., начальник кафедры, Chinenovevg@yandex.ru, Россия, Белгород, БелЮИМВД России имени И.Д. Путилина,

Щукин Владимир Иванович, канд. юрид. наук, доц., профессор кафедры, SchukinV1956@yandex.ru, Россия, Белгород, БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина

FEATURES OF THE FORMATION OF METHODS FOR THE INVESTIGATION OF ECONOMIC

CRIMES IN THE FIELD OF RAIL WAY TRANSPORT

E.V. Chinenov, V.I. Shchukin

The article deals with the problems of investigation of economic crimes in the field of railway transport and the necessity of formation of methods of their investigation.

Key words: criminalistic support, methods of investigation of economic crimes, railway transport.

Chinenov Evgeny Vladimirovich, Cand. econ Science, Assoc. Prof., Head of the Department, Chinenovevg@yandex.ru, Russia, Belgorod, BelUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin,

Schukin Vladimir Ivanovich, Cand. legal Science, Assoc. Prof., Professor, SchukinV1956@yandex.ru, Russia, Belgorod, BelUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.