УДК 343.985.7 : 343.346 ББК 67.52
© 2019 г. Чиненов Евгений Владимирович,
начальник кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина кандидат экономических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Щукин Владимир Иванович,
профессор кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Симоненко Екатерина Ивановна,
старший преподаватель кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина кандидат филологических наук. E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье раскрывается роль специальных знаний в методике расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта. Показываются особенности криминалистически значимой информации и специфика специальных знаний, используемых в различных формах для достижения цели эффективного раскрытия и расследования экономических преступлений.
Ключевые слова: расследование экономических преступлений, железнодорожный транспорт, специальные знания.
Chinenov Evgeny Vladimirovich - Head of the Department of Criminalistics of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin PhD in Economics, Associate Professor
Schukin Vladimir Ivanovich - Professor at the Department of Criminalistics of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin PhD in Law, Associate Professor.
Simonenko Ekaterina Ivanovna - Senior Lecturer at the Department of Criminalistics of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin PhD in Philology.
SPECIFICITY OF FUNCTIONING OF RAILWAY TRANSPORT AND ITS IMPACT ON THE PROCESS OF SOLUTION AND INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES
The article reveals the role of special knowledge in the procedure of the investigation of economic crimes in the field of railway transport. The authors produce the features of criminalistically significant information and the specifics of special knowledge used in various forms to achieve the goal of effective solution and investigation of economic crimes.
Keywords: investigation of economic crimes, railway transport, special knowledge.
Основным условием решения криминалистических задач, как свидетельствует Р. С. Белкин, является познание криминалистикой специфических объективных закономерностей действительности [1, с. 23]. Эффективность этого процесса обеспечивается использованием комплекса возможностей, предоставляемых действующим законодательством и научно обоснованными и апробированными криминалистическими рекомендациями [2, с. 175; 3, с. 64; 4, с. 7; 5, с. 3]. В этой связи Е. П. Ищенко считает: «... современную криминалистику предлагается рассматривать как специальную методологию межпредметного юридического исследования, основную форму использования достижений научно-тех-
нического прогресса в интересах правосудия» [6, с. 116]. Таким образом, достижения технических и естественных наук должны быть адаптированы для решения задач юриспруденции и правоохранительной деятельности.
Анализ деятельности органов внутренних дел на транспорте по раскрытию и расследованию преступлений, в частности - экономических, анализ научной литературы указывают на влияние специфики функционирования железнодорожного транспорта на эти процессы [7, с. 9; 8, с. 12]. Изучение данных закономерностей позволяет решить задачи противодействия экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта, осуществлять разработку новых, эффектив-
ных средств и методов для их использования в следственной практике.
Существенной чертой первоначального этапа расследования преступлений, в частности, является информационная неопределенность по различным обстоятельствам, подлежащим установлению по делу [9, с. 38]. Данная ситуация характерна для начала расследования сложных уголовных дел и диктует следователю необходимость действовать в этих условиях, побуждает к поиску и получению дополнительных доказательств путем информационного поиска. В. А. Образцов указывает, что познание полезной криминалистически значимой информации сопряжено с преодолением определенных трудностей, обусловленных малозаметностью, сложностью, особым характером некоторых носителей информации, невозможностью ее обнаружения, анализа и использования в режиме процессуального и формально-логического (непроцессуального) доказывания [10, с. 48].
Собирание и использование криминалистически значимой информации происходит путем поисково-познавательной деятельности в рамках раскрытия и расследования преступлений. В сфере железнодорожного транспорта источники криминалистически значимой информации имеют определенные особенности, а деятельность по их установлению предполагает использование определенных экономических и других знаний. Кроме того, следует использовать и специфические знания в области железнодорожного транспорта и его отраслей: управления в сфере железнодорожного транспорта, транспортных и технологических систем, подвижного состава железных дорог, тяги поездов и электрификации, и приспосабливать к задачам выявления и расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта. Специфика отрасли, разнообразие видов и особенности производственно-экономической деятельности, равно как и сложность механизмов в отрасли экономических преступлений, многообразие схем преступлений, сложность механизма экономических преступлений, своеобразие характеристик личности экономического преступника, действующего в данной сфере, предопределяют использование в оперативно-розыскной, следственной и экспертно-криминалистиче-ской деятельности специальных профессиональных знаний в области железнодорожного транспорта. Недостаток указанных знаний не позволяет следователю в ходе расследования решать в полном объеме диагностические вопросы, вызывает сложность в построении версий, ограничивает возможность криминалистического обеспечения расследования.
В этой связи эффективность раскрытия и расследования экономических преступлений органами внутренних дел на транспорте зависит от ряда факторов, к числу которых относится способность адаптировать к своей деятельности методы различных наук, трансформированные для решения задач противодействия преступности [11, с. 123].
Вопросы использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений явились объектом исследования ряда авторов: Т. В. Аверьяновой, Р. С. Белкина, А. И. Винберга, Г. И. Грамовича, А. В. Жбанко-ва, А. М. Зинина, Г. Г. Зуйкова, Ю. Г. Корухова, Н. В. Кудрявцева, В. К. Лисиченко, Н. Т. Малаховской, Н. П. Майлис, В. А. Образцова, А. М. Ромашова, Е. Р. Россинской, З. М. Соколовского, Н. П. Яблокова, И. Н. Сорокотягиным, А. А. Эйсманом и других ученых.
Следует отметить, что сегодня сложились различные суждения относительно понятия специальных экономических знаний, как основных видов специальных знаний, используемых при раскрытии и расследовании экономических преступлений. Содержание этого понятия оказывает влияние на содержательную составляющую форм использования данных знаний и характер криминалистических рекомендаций по их применению в раскрытии и расследовании преступлений.
Так, А. А. Эйсман под специальными знаниями понимает те, которые не имеют массового распространения, не являются общедоступными, ими располагает ограниченный круг специалистов [12, с. 33]. З. М. Соколовский специальные знания определяет в виде совокупности сведений, полученных в процессе профессиональной, специальной подготовки, позволяющих обеспечивать решение вопросов в различных областях [13, с. 199].
Более конкретизированные суждения касаются определения специальных экономических знаний. Л. П. Климович специальные экономические знания показывает как профессиональный опыт сведущих лиц в отраслях экономических и судебно-бухгалтерских знаний, возможный к использованию в установленных формах для решения задач уголовного судопроизводства [14, с. 16].
Л. Г. Шапиро специальные экономические знания видит комплексно, исходя из отраслевых особенностей экономики и экономической деятельности: экономики управления, анализа хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерского и налогового учета, контроля над организациями и физическими лицами. Такой подход позволяет выделять, например, бухгалтерские знания, специальные знания в области налогообложения и
другие [15, с. 13]. Е. С. Дубоносов, дифференцируя судебно-бухгалтерские экспертизы, выделяет особенности знаний, необходимых для исследований в строительстве, в сфере финансовой деятельности, в сфере образования, на объектах сельского и лесного хозяйства, на объектах здравоохранения и предоставления социальных услуг, в организациях транспорта и связи и пр. [16 , с. 57].
В этой связи примечательно мнение Е. С. Лехановой, которая отмечает «... необходимость творческого приспособления конкретных экономических наук к потребностям судебно-следственной практики объективно обусловливается особенностями системного объекта, получающего отражение в экономической информации» [17, с. 236].
По мнению А. Ф. Волынскогой и В. А. Про-рвич, расследование экономических преступлений реализовывается следователем, в первую очередь, на основе его профессиональных знаний, важнейшим элементом которых выступают необходимые специальные знания (в части их возможностей, оценки результатов применения и пр.), а также практический опыт [18, с. 82]. Специальные знания следователя, оперативного работника, эксперта, используемые для раскрытия и расследования экономических преступлений, носят принципиально различный характер ввиду их различного процессуального статуса и выполняемой роли.
В ходе расследования экономических преступлений, совершенных в сфере железнодорожного транспорта, наряду с криминалистическими и специальными экономическими знаниями востребованы знания инженерно-технических и технологических особенностей функционирования этого многоотраслевого хозяйства, включающего в себя железнодорожные пути, здания, сооружения, узлы, станции, пункты, оборудование сетей связи, электроснабжения, систем сигнализации, централизации и блокировки, обширный парк подвижного состава.
Отрасль железнодорожного транспорта является самостоятельной отраслью экономики, которая характеризуется как специфическая производственно-экономическая и социальная система с собственной функциональной, территориальной, производственной структурой и правовой регламентацией [19, с. 5]. Основным документами, регламентирующими работу железных дорог, являются: Правила технической эксплуатации железных дорог; инструкции по сигнализации, по движению поездов и маневровой работе, по управлению пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД, по управлению автоматикой и телемеханикой, по управлению электрификацией и электроснабжением и др.
Разнообразие экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта, обуславливает использование знаний в различных сферах деятельности: экономики и бухгалтерского учета транспорта; автоматики, телемеханики и связи; вагонов; мостов и транспортных тоннелей; путей и железнодорожного строительства; станций, узлов и грузовой работы; строительных конструкций и строительного производства; тех-носферной безопасности; эксплуатационной деятельности; тяги электрических машин; электроснабжения транспорта и др.
Например, использование специальных знаний о технической документации на подвижной состав, специфике маркировочных обозначений деталей и объектов железнодорожного транспорта, запорно-пломбировоч-ных устройств являются одним из ключевых в методико-криминалистическом обеспечении расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта [20, с. 45; 21, с. 123];
Использование знаний о специфике деятельности железнодорожного транспорта способствует эффективному расследованию преступных деяний, связанных с осуществлением инвестиционных проектов в сфере железнодорожного транспорта [22, с. 130]; в процессе железнодорожного строительства [23, с. 36].
Анализ практики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта свидетельствует о совершенствовании преступного механизма. Преступниками применяются новые способы совершения преступлений. Для этого активно используются современные технологии, включая и цифровые. В таких условиях роль совершенствования технико-криминалистического обеспечения, поиска новых научно-технических средств и методов в раскрытии экономических преступлений, уровня технической подготовленности следователей, экспертов и оперативных сотрудников объективно возрастает. Таким образом, результативность криминалистической техники и новых технологий будут действенны лишь тогда, когда инновации будут приняты на вооружение всеми линейными управлениями (отделами) на транспорте.
Так, за 10 месяцев 2018 года в УТ МВД России по ЦФО было зарегистрировано 7 464 преступлений. С участием специалистов-криминалистов проведено 6 696 осмотров мест происшествий, однако изъятие следов было осуществлено в 3 766 случаях. По возбужденным уголовным делам было выполнено 3 489 судебных экспертиз, из них криминалистических экспертиз - 2 243, иных видов - 1 246. В текущем году увеличилось количество на-
значенных многообъектных судебных экспертиз: почерковедческих, бухгалтерских, компьютерных, пищевых, производство которых связано, как правило, с большими затратами времени. Результативность всех проведенных экспертиз составляет 52,5 % или в 1 834 случаях экспертизы способствовали раскрытию и расследованию преступлений.
Анализ практики расследования уголов-
Литература
1. Криминалистика: История, общая и частные теории. В 3-х томах: Учебник. Т. 1. Под ред.: Белкин Р. С., Коломацкий В. Г. М.., 1995.
2. Волынский А. Ф. Предмет криминалистики и «научный сепаратизм»: последствия и возможности их преодоления // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45).
3. Шаталов А. С. Вопросы модернизации частных криминалистических методик расследования преступлений // Вестник Тюменского государ. ун-та. Право. 2016. № 1 (19).
4. Варданян А. В. К вопросу о принципах формирования частных криминалистических методик / А. В. Варданян, Р. В. Кулешов // Российский следователь. 2015. № 22.
5. Головин А. Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений // Известия Тул-ГУ. Эконом. и юрид. науки. 2014. № 3-2.
6. Ищенко Е. П. Об актуальных направлениях развития отечественной криминалистики // Правовые и гуманитарные исследования в XXI веке: матер: Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием «право и правопорядок в условиях глобализации», 6-7 ноября 2014 г.; под ред. Н. Е. Мерецкого и С. Е. Тур-кулец. Хабаровск, 2014.
7. Антонов А. А. Поисково-познавательная деятельность и ее особенности в ситуациях расследования преступлений на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2016.
8. Грибунов О. П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2016.
9. Драпкин Л. Я. Особенности информационного поиска в процессе расследования и тактика следствия // Проблемы повышения эффективности предварительного следствия: тезисы науч.-практ. конф. Л., 1976.
10. Образцов В. А. Криминалистика: Курс лекций. М., 1996.
11. Голубятников С. П., Шумак Г. А. Проблемы адаптации положений экономических
ных дел по экономическим преступлениям следственными подразделениями УТ МВД России по ЦФО свидетельствует о том, что применение специальных знаний из сферы железнодорожного транспорта в ходе раскрытия и расследования экономических преступлений в той или иной форме позволяет осуществлять его в полном объеме.
Bibliography
1. Criminology: History, General and particular theories. In 3 volumes: Textbook. Vol.1. Ed.: Bel-kin R. S., Kolomatsky V. G. M., 1995.
2. Volynsky A. F. Subject of criminology and «scientific separatism»: consequences and possibilities of their overcoming // Proceedings of The Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2018. № 1 (45).
3. Shatalov A. S. Issues of modernization of private forensic methods of crime investigation // Bulletin of the Tyumen state University. Right. 2016. № 1 (19).
4. Vardanyan A. V. To the question about the principles of formation of private criminalistic methods / A.V. Vardanyan, R. V. Kuleshov // Russian investigator. 2015. № 22.
5. Golovin A. Yu. Problems and ways of improving methods of investigation of certain types of crimes. Izvestiya Tulgu. Economic and legal Sciences. 2014. № 3-2.
6. Ishchenko E. P. On the actual directions of development of domestic criminology // Legal and humanitarian research in the XXI century: mater: all Russia. science.-prakt. Conf. international. participation «law and order in the context of globalization», 6-7 November 2014; ed. E. Meretskogo and S. E. Turkulets. Khabarovsk, 2014.
7. Antonov A. A. Search and cognitive activity and its features in situations of investigation of crimes on railway transport and objects of transport infrastructure: abstract dis. ... PhD in law. Rostov on/D., 2016.
8. Theoretical bases and applied aspects of disclosure, investigation and prevention of crimes against property committed in transport: abstract dis. ... doctor of law. Rostov on/D., 2016.
9. The Drapkin L. Ya., Features of information search in the process of investigation and tactics of investigation // Problems of increase of efficiency of preliminary investigation: abstracts of scientific.-prakt. Conf. L., 1976.
1 0. Samples V. A. Forensic science: a Course of lectures. M., 1996.
11. Golubyatnikov S. P., Shumak G. A. Problems of adaptation of the provisions of economic Sciences to the problems of detection and investigation of economic crimes // Bulletin of the Nizhny
наук к задачам выявления и расследования экономических преступлений // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016. № 2 (34).
12. Эйсман А. А. Криминалистика в системе юридических и естественных наук (в порядке обсуждения) // Сборник научных работ. Вильнюс, 1963. Вып. 1.
13. Соколовский З. М. Понятие специальных знаний. (К вопросу об обоснованиях назначения экспертизы) // Криминалистика и судебная экспертиза. Республиканский межведом. сб. научн. и науч.-метод. раб. Киев, 1969. Вып. 6.
14. Климович Л. П. Судебно-экономиче-ские экспертизы: Теоретические и методические основы, значение при расследовании преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Красноярск, 2004.
15. Шапиро Л. Г. Специальные знания в уголовном судопроизводстве и их использование при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2008.
16. Дубоносов Е. С. К вопросу о классификации судебно-бухгалтерских экспертиз // Известия ТулГУ. Эконом. и юрид. науки. 2013. № 4-2.
17. Леханова Е. С. Некоторые проблемы применения судебно-экономических знаний в уголовном процессе // Пробелы в Российском законодательстве 2009. № 4.
18. Судебно-экономическая экспертиза: Учебное пособие / А. Ф. Волынский, В. А. Прорвич, С. В. Расторопов, Е. А. Семенова; под ред. А. Ф. Волынского, В. А. Прорвича. М., 2010.
19. Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Под ред. Н. П. Терёшиной, Л. П. Левицкой, Л. В. Шкурина. М., 2012.
20. Красильников С. В. Специальные познания при расследовании преступлений на железнодорожном транспорте // Проблемы экспертизы в медицине. 2013. Т. 13. Вып. 3 (51).
21. Грибунов О. П., Малыхина Е. А. К вопросу о значимости исследования технической документации на вагон при расследовании хищений комплектующих деталей железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 2.
22. Пермяков А. Л. Использование специальных знаний в определении размера и наличия материального вреда при расследовании мошенничества, связанного с осуществлением инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. Сб. науч. трудов. Восточно-Сибир. ин. МВД России, 2016.
23. Мерецкий Н. Е. Первоначальный этап расследования хищений, совершаемых при капитальном строительстве железных дорог // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 4 (36).
Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2016. № 2 (34).
12. Eisman A. A. Criminalistics in the system of legal and natural Sciences (in order of discussion) // Collection of scientific works. Vilnius: State. Izd-vo polit. and scientific. lit., 1963. Issue 1.
13. Sokolowski W. M. The Concept of special knowledge. (The question of the justification of an examination) // Criminology and judicial expertise. Republican interdepartmental collection of scientific and methodical works. Kiev, 1969. Issue 6.
14. Klimovich L. P. Forensic economic expertise: Theoretical and methodological foundations, the value in the investigation of crimes: abstract dis. ... doctor of law. Krasnoyarsk, 2004.
15. Shapiro L. G. Special knowledge in criminal proceedings and their use in the investigation of crimes in the field of economic activity: abstract dis. ... doctor of law. Krasnodar, 2008.
16. Dubanosau E. S. To the question of the classification of forensic accounting expertise // Izvestiya tulgu. Economic and legal Sciences. 2013. № 4-2.
17. Lekhanova E. S. Some problems of application ofjudicial and economic knowledge in criminal proceedings // Gaps in the Russian legislation
2009. № 4.
18. It is judicial-economic examination: study guide / A. F. Volynsky, V. A., Parwich, S. V. Ras-toropov, E. A. Semenova; ed, V. A. Parwich. M.,
2010.
19. Economics of rail transport: the textbook / ed. P. Tereshinoy, Levitskaya L. P., Shkurina L. V. M., 2012.
20. Krasilnikov S. V. Special knowledge in the investigation of crimes in railway transport // Problems of expertise in medicine. 2013. Vol. 13. Issue 3 (51).
21. Gribunov O. P., Malykhina E. A. To the question of the importance of the study of technical documentation for the car in the investigation of theft of components of railway transport // Problems of law enforcement. 2017. № 2.
22. Permyakov A. L. The Use of special knowledge in determining the size and availability of material damage in the investigation of fraud associated with the implementation of investment projects in railway transport // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. Sat. science. labours'. East Siberian Institute of the Russian interior Ministry, 2016.
23. Meretsky N. E. The Initial stage of investigation of thefts committed during the capital construction of Railways // Social and human Sciences in the far East. 2012. № 4 (36).