Научная статья на тему 'Особенности формирования ментальности современных поколений'

Особенности формирования ментальности современных поколений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
705
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / NATIONAL MENTALITY / ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ РАЗНЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ / PERCEPTION OF REALITY BY DIFFERENT GENERATIONS / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-IDENTIFICATION / TIES BETWEEN GENERATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиева Сямра Исмаил Кызы

Исследование вопросов ментальности людей является важным во многих отношениях. Ментальность влияет на самооценку, формирует самосознание людей, обладает возможностями влияния на идентификацию человека с группой или со всем обществом. Ментальность есть следствие развития мышления, социально-психологических качеств человека в сочетании с генетическими особенностями и влиянием социальной среды. Каждое поколение (в демографическом смысле) обладает своим уникальным состоянием ментальности, как богатой основы для дальнейшего развития. Важной составной частью ментальности являются эмоционально-нравственный мир человека, его установки, когнитивные способности. Все это позволяет воздействовать на сознание человека, в том числе и социально-психологическими способами с целью дальнейшего углубления ментальных представлений и возможностей. Ментальность является своеобразным мостом между поколениями, который создает возможности для их связи, с целью обеспечения стабильности и дальнейшего развития, а также передачи необходимой информации об этническом и социальном самосознании. В статье рассматриваются некоторые подходы в исследовании проблем ментальности, определяются концептуальные стороны исследования взаимоотношения поколений на ментальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MENTALITY FORMATION IN MODERN GENERATIONS

Research of people's mentality issues is important in many aspects. Mentality impacts self-assessment, forms people's self-consciousness, and can influence the identification of the individual with one group or the whole society. Mentality is the result of development of thinking, socio-psychological qualities of people in conjunction with genetic characteristics and influence of the social environment. Every generation (in demographic sense) has its own unique state of mentality, which is a rich basis for people's further development. The important component part of mentality is the emotional and moral values of the individual, his principles, and cognitive abilities. All of this, including the socio-psychological methods, impacts the consciousness of the individual with the purpose of further deepening of mental ideas and possibilities. Mentality is peculiar bridge between the generations, which creates opportunities for creation of ties between them, with the purpose of provision of stability and further development, including transition of necessary information about ethnic and social self-consciousness. The article reviews approaches in research of mentality issues, defined conceptual sides of relationships between generations on mental level.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования ментальности современных поколений»

Алиева Сямра Исмаил кызы ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ...

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОКОЛЕНИЙ

© 2016

Алиева Сямра Исмаил кызы, докторант кафедры социальной и педагогической психологии Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)

Аннотация. Исследование вопросов ментальности людей является важным во многих отношениях. Ментальность влияет на самооценку, формирует самосознание людей, обладает возможностями влияния на идентификацию человека с группой или со всем обществом. Ментальность есть следствие развития мышления, социально-психологических качеств человека в сочетании с генетическими особенностями и влиянием социальной среды. Каждое поколение (в демографическом смысле) обладает своим уникальным состоянием ментальности, как богатой основы для дальнейшего развития. Важной составной частью ментальности являются эмоционально-нравственный мир человека, его установки, когнитивные способности. Все это позволяет воздействовать на сознание человека, в том числе и социально-психологическими способами с целью дальнейшего углубления ментальных представлений и возможностей. Ментальность является своеобразным мостом между поколениями, который создает возможности для их связи, с целью обеспечения стабильности и дальнейшего развития, а также передачи необходимой информации об этническом и социальном самосознании. В статье рассматриваются некоторые подходы в исследовании проблем ментальности, определяются концептуальные стороны исследования взаимоотношения поколений на ментальном уровне.

Ключевые слова: самосознание, взаимосвязь поколений, национальная ментальность, восприятие реальности разными поколениями, самоидентификация.

SPECIFICS OF MENTALITY FORMATION IN MODERN GENERATIONS

© 2016

Aliyeva Samra Ismail gizi, doctoral student of the department of social and pedagogical psychology

Baku State University, Baku (Azerbaijan)

Abstract. Research of people's mentality issues is important in many aspects. Mentality impacts self-assessment, forms people's self-consciousness, and can influence the identification of the individual with one group or the whole society. Mentality is the result of development of thinking, socio-psychological qualities of people in conjunction with genetic characteristics and influence of the social environment. Every generation (in demographic sense) has its own unique state of mentality, which is a rich basis for people's further development. The important component part of mentality is the emotional and moral values of the individual, his principles, and cognitive abilities. All of this, including the socio-psychological methods, impacts the consciousness of the individual with the purpose of further deepening of mental ideas and possibilities. Mentality is peculiar bridge between the generations, which creates opportunities for creation of ties between them, with the purpose of provision of stability and further development, including transition of necessary information about ethnic and social self-consciousness. The article reviews approaches in research of mentality issues, defined conceptual sides of relationships between generations on mental level.

Keywords: self-consciousness, ties between generations, national mentality, perception of reality by different generations, self-identification.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Поколения людей сменяют друг друга, причем это происходит на протяжении не физического существования индивидов, а по мере смены ориентаций, предпочтений, ценностей и социальных норм. Разумеется, кардинальной смены этих духовных и нравственно-психологических характеристик не происходит, здесь обязательно сохраняется преемственность. А как это происходит на уровне ментальности? Это одна из активно исследуемых сфер социальной психологии, в особенности в странах и регионах, где формирование нации, этнического самосознания еще не прошло пика своего развития. В содержание мен-тальности входит, как известно, не только когнитивная модель мира, но модель самого себя как представителя определенной социальной и этнической группы. При этом для лучшего обеспечения самоидентификации привлекаются возможности культурных кодов, т.е. обычаев, традиций, языка, религии, образа и стиля жизни. Однако здесь все не обстоит так гладко, как видится на первый взгляд. Происходят изменения в жизни каждого поколения, кроме того, есть множество процессов вне сообщества (семьи, места жительства и проч.), которые также вносят дисбаланс (который не всегда следует считать негативной силой) в процесс передачи ментальных представлений от поколения к поколению.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Что касается степени исследованности данного вопроса, то здесь следует, прежде всего, отметить заслуги психологической науки, поскольку понятие ментальности связано с возможностями человеческого сознания по оценке

мира, объектов мира, самого себя, создания модели этого мира, как на когнитивном, так и на оценочном уровне. При помощи когнитологии психолог может выявить возможности восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания индивидом окружающего мира. Разумеется, при этом он может опираться на возможности таких наук, как физиология, философия, социология, языкознание, и т.д. Какие предпочтения при этом у индивида при собственной самооценке, при оценке окружающего мира, как ближайшего, так и дальнего - это и предстоит выяснить психологу. В истории психологии проблемы ментальности в рамках психологии, как науки, были впервые разработаны В.Вундтом в виде физиологической психологии [7]. Он объяснял процессы в психологии человека, доступные как внешнему, так и внутреннему наблюдению. Все проблемы идентичности исследуются в рамках социализации личности, т.е. его поведения в социальной среде, факторов, которые на это влияют.

Ментальность - это социальные навыки и духовные идеи, определенный образ мысли, совокупность умственных умений и навыков, присущих отдельному человеку, общественной группу или народу, сюда входит все умственное развитие, установки личности или группы, на нее влияют традиции культуры. Как уровень мыслительной деятельности, ментальность выражает накопленные представления и мнения о действительности, в числе которых есть индивидуальные черты, свойственные отдельному человеку, объединяющие отдельную группу качества и те, которые присущи всем людям, всему человечеству. С точки зрения психологии рассмотрение ментальности должно, в первую очередь, опираться на ее когнитивную и социальную сферы. В целом необходим особый подход для разработки мето-

Алиева Сямра Исмаил кызы психологические

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ... науки

дики исследования уровня ментальности с точки зрения психологии. Здесь в совокупности берутся полученные индивидом знания, навыки и умения и их выражение индивидом в конкретных действиях, на психологическом уровне. Среди форм психологического выражения мен-тальности следует выделить восприятие, идентичность, установки, интересы, их направленность.

Вопросы ментальности являются предметом исследования многих специалистов, поскольку это - сложный процесс, включающий в себя многие психические и социальные акты поведения человека. Прежде всего, это восприятие. Как пишет Г.М.Андреева, «в любом перцептивном акте уместно выделить следующие основные составляющие: субъект восприятия, объект восприятия, собственно процесс восприятия и, наконец, непосредственный результат этого процесса — сенсорный образ или представление об объекте» [1, с.64]. На основании этих образов формируется социальная идентичность личности, которая также характеризует ее ментальные качества. Важную роль в процессе формирования мен-тальности играет социализация. Именно она отвечает за характер и уровень развития ментальности. По указанным проблемам свои соображения высказали К.Юнг, Н.Смелзер, Д. Майерс, Г.Келли, Дж.Тибо, Дж.Хоманс, B.C. Агеев, С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, П.Н. Шихирев, и др. [см. список литературы]. Сюда можно включить исследования еще целого ряда западных психологов, поскольку сама проблема ментальности достаточно обширная и включает в себя все направления личностного развития.

Вопросы взаимодействия поколений с точки зрения формирования ментальности, его сходства и различия также были предметом рассмотрения ряда ученых. Это исследования Т.М.Ньюкома, У.Бенниса, Г.Шепарда, У.Шутца и др. Поскольку процесс формирования мен-тальности у разных этнических групп различен, то это требует отдельного рассмотрения данной проблемы в отношении межпоколенческих отношений в современном азербайджанском обществе. Именно в данном аспекте и будет проводиться исследование и анализ проблемы.

Формирование целей статьи (постановка задания). В данной статье вопросы ментальности, ее сходства и различия у различных поколений рассматриваются без опоры на материалы конкретного исследования; будут рассмотрены общие принципы взаимодействия поколений и характеристика исторически сложившихся ментальных проявлений у старшего и младшего поколений в азербайджанском обществе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Как писал в свое время К.Юнг, «полнота жизни требует большего, чем просто «Я»; она нуждается в духе, то есть в независимом и вышестоящем комплексе, который, очевидно, является единственным, кто способен вызвать к жизненному проявлению все те душевные возможности, которых не может достичь «Я»-сознание» [4]. Ментальность как раз и исходит из содержания человеческого духа. В предисловии к его книге «Психологические типы» В.В.Зеленский пишет, что «определить ведущую (доминантную) функцию того или иного человека еще более затруднительно, чем в случае определения типа установки. Окружающая среда в раннем возрасте играет значительную роль в формировании и развитии или, наоборот, в подавлении и угнетении каждой функции.

Вероятно, однако, что Юнг был прав в своем мнении, что «каждый человек имеет врожденную склонность к развитию определенных функций; со своей стороны, культура или семья, побуждающая, например, к развитию мышления и ощущения, не будут способствовать появлению потомства интуитивного или чувственного типа. И, тем не менее, любая культура и, в конечном итоге, каждая семья способна воспроизводить детей с совершенно разными доминантными функциями» [5]. Здесь 180

речь идет о способностях к интроверсии или экстраверсии. Сам К.Юнг говорит об этом так: «ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы соответствовать нормальному течению жизненного процесса. Однако сложные внешние условия, в которых мы живем, равно как и еще более сложные условия нашего индивидуального психического устройства и предрасположения, редко допускают вполне гармоничное течение психической энергии. Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, что это влечет за собой перевес в сторону работы одного механизма» [там же].

В таком случае у каждого поколения людей имеется свой ритм работы этих механизмов. Если учесть, что здесь играют существенную роль также социально-исторические и региональные условия, то можно будет понять, каким сложным является сам процесс формирования ментальности людей, в том числе из разных поколений. Социально-психологический фактор в формировании ментальности у разных поколений достаточно сложный, который состоит из ряда показателей, один из которых мы уже упомянули:

- это преобладание у индивида, группы или целого народа функции интравертности над экстравертностью или наоборот;

- помимо этого, это - установки на восприятие того или иного знания. Если они достаточно стимулируются внешней средой и различными обстоятельствами, то память, творческое воображение, логические схемы мышления, эмоциональный мир формируются активно, получают своеобразие в выражении. Мы знаем, что ментальность у разных народов различается не только в силу религиозных, языковых, в целом культурных и социально-экономических и политических условий. Она связана с условиями существования, географическими показателями, особенностями социально-психологического развития. Ньюком называет это «процессом установления норм и коммуникаций». Здесь также велико значение ролевых функций личности [6, с.20];

- отсюда - роль общепринятых норм и сопряженных ролей, по выражению Ньюкома [6, с.22]. Это означает, что связь между поколениями поддерживается через систему норм и ролей, однако процесс их формирования и видоизменения непрерывен, что обеспечивает как сходство, так и различие в содержании ментальных характеристик разных поколений.

- важной характеристикой ментальности личности является самосознание, самооценка, социальные установки;

- сюда следует также включить групповое сознание, о котором в свое время писал Г.Лебон, влияющее на социальное поведение. У каждого поколения формируется свое групповое сознание, хотя у близких поколений здесь некоторые моменты перекрываются. В групповом сознании формируются схожие оценки, мнения, «ощущение принадлежности», групповая сплоченность, когда на индивидуальные мотивы оказывает сильное влияние удовлетворенность межличностными отношениями [6, с.26]. Однако следует помнить, что отдельные поколения имеют свое характерное групповое сознание и проявление групповой сплоченности;

-кроме того, на формирование ментальности оказывают влияние генотипические свойства той или иной этнической группы. Теория преобладающего развития возможностей правого или левого полушария, хотя и была впоследствии развенчана, в какой-то степени оправдывает себя, когда речь идет о непосредственных участках мозга, отвечающих за ту или иную функцию (неврология никогда не соглашалась с концепцией о до-минации правого или левого полушария. На самом деле, если бы одно из них работало значительно активнее другого, это было бы крайне неэффективно для функционирования всего мозга в целом) [7]._

Алиева Сямра Исмаил кызы ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ...

Нас интересует характер проявления ментальности у представителей отдельных поколений в рамках одного общества - азербайджанского, сущность формирования ее, и тенденции развития. Проследим эти тенденции в самых общих чертах, в историко-эволюционном аспекте. Сделаем это по направлениям, определенных выше. Поскольку соотношение интравертности и эскстраверт-ности имеет одинаковый характер у представителей разных народов и связан с особенностями психосоматики, то на данном направлении формировании ментальности у разных поколений останавливаться не будем. Будем считать, что здесь соотношение людей, наделенных подобными качествами у разных поколений примерно одинаковое, хотя есть подозрение, что современные ИКТ одновременно расширяют возможности общения между людьми, с другой стороны - сужают, поскольку индивидуальное самовыражение также получило широкое поле для своего развития: доступность информации в Интернете, сочетающееся с незрелостью личности, отрицательно воздействует на психику человека, развитие ее базовых функций, таких, как когнитивность, эмоциональность, волевые качества, потребность в общении с живыми людьми, и т.д.

Таким образом, растет число интравертных людей. Это наше предположение. Тем самым меняются взаимоотношения людей в группе и между группами, в том числе и на уровне поколений. Уточним, что в данной статье понятие поколения берется в демографическом смысле, когда речь идет о семье, где вместе могут проживать два или три поколения, которые определенным образом воздействуют друг на друга. Однако нельзя забывать и об общей среде в социологическом смысле, когда «поколение с социологической точки зрения объединяет людей с общим самосознанием, имеющих общий опыт, общие интересы и взгляды» [27]. Таким образом, каждый представитель того или иного поколения одновременно входит в свою возрастную группу и, в соответствии со временем проживания, может составить одно целое с поколением того периода, в который он проживает. Следовательно, здесь можно говорить об общем и частном в развитии поколений, их ментальности.

В любом случае есть общие точки соприкосновения, есть сходство и различие, обусловленное как социально-психологическими особенностями развития разных человеческих поколений, так и поколениями в социологическом смысле слова. Как справедливо отмечал Ю.М.Плотинский, «В трудах многих социологов XIX и XX веков смена поколений рассматривалась как основная движущая сила исторического процесса, первопричина периодически повторяющихся изменений. Считая, что смена поколений обусловливает обновление общества, О. Конт придавал большое значение оптимальному соотношению между категориями изменения и постоянства, обеспечивающему необходимый ритм прогресса» [26, с.141].

Сохранение постоянства на уровне ментальности обеспечивает, прежде всего, этническое самосознание и историческую память, возможность социокультурного развития народа.

Следующее основание для разграничения менталь-ности различных поколений - это установки на восприятие того или иного знания. Условия восприятия знания меняются сейчас достаточно стремительно, и потому система образования, наука вынуждены приспосабливаться к этим требованиям. Это связано с расширением возможности усваивать знания через многие каналы -Интернет, система образования, инновационные технологии, развитие средств передвижения, расширение технических возможностей печатных средств и т.д. Все это сопровождается процессом формирования «личностного Я», говоря выражением Мида, когда человек формирует значение всех вещей, событий, процессов, которые его окружают. Вместе с тем опора лишь на развитие рационального сознания не всегда способствует гармо-

ничному развитию человека. Об этом К.Юнг говорил, что «если наука является самоцелью, то человек имеет своим raison d'etre (Смысл существования (франц.). -Перев.) один лишь интеллект. Если самоцелью является искусство, то единственной ценностью для человека являются художественные способности, а интеллект отправляется в кладовую. Если самоцелью являются деньги, то наука и искусство могут спокойно упаковывать свой скарб. Никто не может отрицать, что современное сознание почти безнадежно расколото на эти самоцели. Но тем самым люди выращиваются лишь как отдельные качества, они сами становятся инструментами» [4].

Подобная тенденция прослеживается особенно явственно на старшем поколении - расколотость сознания, односторонность развития. У молодого поколения подход к усвоению знаний носит более гармонический и универсальный характер, что выражается в использовании при обучении интерактивных методов обучения, связанности здесь теории и практики, более целенаправленного, избирательного подхода при выборе знаний, их приобретении. Однако старшие поколения усваивали знания в другой среде, на основе других мотиваций, значимость приобретенных знаний была связана со стереотипами советской среды, с идеологией. Целенаправленное усвоение знаний было связано с ориентированностью молодежи на труд во благо общества, на первом плане были общезначимые ценности. Сегодня молодежь более прагматична и ориентирована на личностные достижения в данной сфере.

Следующее направление для определения характера связи между поколениями на уровне ментальности - это видоизменения в общепринятых ролях и нормах, которые в равной степени относятся как к старшему, так и младшему поколениям. Представления же об этих ролях и ценностях складываются на основе, как подчеркивает Мид, толкования или конструирования значений, которое применяется потом при интерпретации и принятии во внимание действий друг друга [1, с.94]. Роли и нормы видоизменяются время от времени, именно благодаря способности каждого человека осмысливать и оценивать содержание значений указанных социальных явлений. Благодаря представлениям о нормах и исполняемых ролях человек может контролировать окружающих, для взаимного влияния людей друг на друга. Если содержание норм и ценностей, а также исполняемых ролей меняется, то также меняется и отношение людей друг к другу. Так, моральные нормы, нормы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между полами постоянно меняются. Поэтому между поколениями появляются противоречия, которые свидетельствуют о самостоятельном ходе ментального развития в каждом отдельном случае.

Следующим направлением формирования менталь-ности и основой для его изменений является становление самосознания, самооценки, социальные установок в сознании каждого поколения. Здесь следует отметить особенности возрастного развития каждого поколения. Аристотель так характеризовал юность: «они легковерны, чрезвычайно смелы, потому что пылки и исполнены надежд; первое из этих качеств заставляет их не бояться, а второе быть уверенными. Молодые люди стыдливы. Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не испытали нужды. В своих занятиях они предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем расчетом. Юноши более, чем люди в других возрастах, любят друзей, семью и товарищей, потому что находят удовольствие в совместной жизни и ни о чем не судят с точки зрения пользы. Они легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими. Они любят посмеяться и сказать острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высокомерие» [28].

К.Юнг, к примеру, о среднем возрасте писал так: «чем ближе середина жизни и чем больше удалось ут-

Алиева Сямра Исмаил кызы

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ..

вердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдены правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения. Поэтому в дальнейшем возникает представление, что они незыблемы, и появляется желание навсегда за них зацепиться. При этом, однако, остается без внимания тот существенный факт, что утверждение социальной цели происходит за счет цельности личности» [5].

Все это имеет место на основе норм и ценностей, которое принимает общество. Однако социально-психологические качества, которыми наделено каждое поколение в отдельности, корректирует эту работу. Здесь играют роль и генетические особенности людей, их физиологии, психики, других особенностей, сформировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. Вместе с тем ментальность должна рассматриваться комплексно, в сочетании всех вышеуказанных признаков. В следующей публикации предполагается рассмотрение характерных особенностей ментальности отдельных поколений представителей азербайджанского этноса, что потребует сбора дополнительной информации и проведения конкретных исследований.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Для проведения сравнительного анализа межпоколенческой ментальности, причем на уровне определенной этнической группы необходимо в отдельности исследовать когнитивные, эмоциональные возможности представителей каждого поколения, для чего следует разработать особые сравнительные методики. Кроме того, важно социометрическое исследование внутригрупповых взаимоотношений у представителей каждого поколения, взятого в отдельности. Также нужно проследить установки, мотивации в определенных сферах действий, выявить здесь сходство и различие. Сейчас демографы и социологи, представители соответствующих структур уже поднимают вопросы внутрисемейных отношений, отношений здесь между поколениями. Здесь настораживает тот факт, что ежегодно растет число разводов, все больше детей растет в неполных семьях. Кроме того, вызывает тревогу качество образования. Все это делает актуальным изучение процесса формирования ментальности различных поколений, полученные же результаты должны способствовать налаживанию взаимоотношений между поколениями на новой, гуманистической основе.

стиль: взаимодействие и роль в успешности обучения: Дис... канд. психол. наук. Краснодар, 2001. 149 с.

17. Ветвицкая С. М. Сравнительное исследование структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп: Дис... канд. психологических наук. Ставрополь, 2001. 170с

18. Серкин В. П. Методы психосемантики: Учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Серкин. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.

20. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик. М.: Изд-во «Ин-тут практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 768с.

21. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 349 с.

23. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.

25. Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта: Дис. д-ра психол. наук. М.: МГУ, 1990. - 433с.

26. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997

27. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2001.-296 с.

28. Аристотель. Риторика. // http://www.klex.ru/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс 1997

2.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 201-211.

3. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И.Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 26-36

4. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Академический проект, 2007

5. Юнг К. Психологическая теория типов. Лекция, прочитанная на Конгрессе швейцарских психиатров, Цюрих 1928 г. [Электронный ресурс]. /К. Юнг - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek

6.Ньюком Т.М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социально-психологического подходов // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд. Моск.ун-та, 1984, с.16-31

7. Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Академический проект, 2010. - 136 с.

8. Быстрое чтение: миф о левом и правом полушарии мозга // http://theoryandpractice.ru/

10. Клименченко О.Н. Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной деятельности: на примере решения малых творческих задач: Дис. канд. психол. наук. М., 2001. 178 с.

11. Серёгина Т. Н. Черты личности и когнитивный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.