Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые ориентации в структуре Н. В. Сиврикова ментальности поколений'

Ценностно-смысловые ориентации в структуре Н. В. Сиврикова ментальности поколений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
651
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПОКОЛЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТРУКТУРА МЕНТАЛЬНОСТИ / СОВЕТСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПЕРЕХОДНОЕ ПОКОЛЕНИЕ / MENTALITY / GENERATION / VALUES / MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS / STRUCTURE OF MENTALITY / TRANSITIONAL GENERATIONS / POST-SOVIET GENERATIONS / SOVIET GENERATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пищик Влада Игоревна, Сиврикова Надежда Валерьевна

В статье представлена модель структуры ментальности поколений, согласно которой она включает глубинные (архетипы), ядерные (знания, смыслы и ценности) и периферические элементы. Представлены результаты исследования ценностных и смысложизненных ориентаций различных поколений. Установлено, что динамика системообразующих в структуре ментальности ценностносмысловых ориентаций поколений выражается в следующих особенностях: у представителей постсоветского и советского поколений иерархии ценностей имеют много общих черт, а у представителей постсоветского и переходного поколений носят противоположный характер; представители старших поколений отличаются большей ориентацией на цели и результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES AND MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS IN STRUCTURE OF MENTALITY OF GENERATIONS

The article analyzes the views on the structure of mentality of generations. The authors suggest a model for this structure, according to which the mentality of generations is a system that includes deep (archetypes), nuclear (knowledge, meanings and values) and peripheral elements. On the basis of the comparative analysis it is found that in modern society there are changes in the socio-psychological peculiarities of mentality of generations. Dynamics axiological orientations generations is expressed in the following peculiarities: the representatives of post-Soviet and Soviet generations have a lot in common, and the representatives of the post-Soviet and transitional generations are of an opposite character; the older generations are aimed at the goals and results.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые ориентации в структуре Н. В. Сиврикова ментальности поколений»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 159.9

В.И. Пищик

Н.В. Сиврикова

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

В статье представлена модель структуры ментальности поколений, согласно которой она включает глубинные (архетипы), ядерные (знания, смыслы и ценности) и периферические элементы. Представлены результаты исследования ценностных и смысложизненных ориентаций различных поколений. Установлено, что динамика системообразующих в структуре ментальности ценностносмысловых ориентаций поколений выражается в следующих особенностях: у представителей постсоветского и советского поколений иерархии ценностей имеют много общих черт, а у представителей постсоветского и переходного поколений носят противоположный характер; представители старших поколений отличаются большей ориентацией на цели и результат.

Ключевые слова: ментальность, поколения, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, структура ментальности, советское поколение, постсоветское поколение, переходное поколение.

Введение

Актуальность изучения ментальности поколений обосновывается необходимостью решения следующих научных задач: углубленное изучение структуры общества и динамики социальных изменений, поиск механизмов и причин трансформации ментальности в современном обществе, разрешение социальной проблемы конфликта поколений и разработка инструментов управления сознанием и поведением людей. При этом в науке до сих пор нет единой концепции поколений и четких представлений о структуре ментальности.

Противоречие между острой необходимостью изучения социально-психологических особенностей поколений и недостаточной теоретической разработкой проблемы в психологической науке привело к необходимости изучения ценностно-смысловых ориентаций как элементов ментальности поколений.

Рассматривая ментальность поколений как сложную систему, которая определяет мировосприятие и предрасположенности представителей разных поко-

© Пищик В.И., Сиврикова Н.В., 2015

88

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

лений, важно решить вопрос о структуре этой системы. При этом нужно учитывать, что ментальность, с одной стороны, явление целостное. Она едина, так как человек воспринимает окружающий его мир не отдельной своей частью, а целиком — как неделимое целое «Я» [4, с. 88]. С другой стороны, в силу своей сложности ментальность по определению является многосоставной и многоуровневой системой [2; 5; 12; 13; 16].

Поэтому, рассматривая структуру ментальности поколения, мы будем говорить о некоторой ее модели — теоретическом конструкте, который необходим для выделения единиц анализа ментальности поколения.

Модель структуры ментальности поколений

Проблема построения модели ментальности связана с тем, что разные исследователи изучают это явление на разных уровнях, с позиций разных наук, исходя из разных целей. Поэтому ими устанавливаются порой несопоставимые между собой границы системы и уровень детализации моделируемых процессов. В результате в качестве компонентов ментальности называют огромное количество явлений: ценности, ценностные ориентации, способность к мышлению, стиль мышления, понятия, кодекс поведения, особенности смыслообразования, мотивация, архетипы, картина (образ) мира, метафоры, социальные установки, стереотипы, образ жизни, мыслительные операции, формы деятельности, неосознаваемые психологические автоматизмы, нормы и образцы взаимодействия, этика, степень восприимчивости к опыту, «привычки сознания», парадигмы сознания, чувственная ткань образа, значения, смыслы и т.д.

Чтобы упорядочить такое многообразие компонентов ментальности, исследователи пытаются систематизировать накопленные в данной области знания [3; 5; 12; 16, и др.]. Зачастую исследователи прибегают к классификации выделяемых компонентов, что позволяет миновать их полного перечисления. В качестве оснований для классификации компонентов ментальности предлагаются следующие дихотомические принципы: статика — динамика [4], бессознательное — осознаваемое [5], внешнее — внутреннее [2]. Подобные попытки вносят определенную упорядоченность в изучение ментальности поколений, но не позволяют составить полноценную модель данного психологического явления.

С нашей точки зрения, важным является не простое перечисление компонентов ментальности, а выявление внутренней логики взаимодействия между отдельными компонентами и роли каждого из них в выполнении функций ментальности в целом. Решение данных вопросов привело к появлению самых разных практик структурирования ментальности. Условно их можно разделить на несколько подходов: иерархический; функциональный, содержательный и топографический.

В рамках иерархических моделей акцент делается на вертикальной (уровневой) составляющей матрицы ментальности. Например, И.В. Мос-

89

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

товая, А.П. Скорик, Р.А. Додонов описывают четырехуровневую структуру ментальности, включающую: 1) партикулярный уровень; 2) «духовную самость»; 3) социальный отклик; 4) метасоциальный уровень [2].

На наш взгляд, иерархический подход к структурированию ментальности заслуживает внимания, так как позволяет раскрыть процесс ее эволюции.

Функциональный подход к структуре ментальности редко обсуждается в современной литературе. Лишь отдельные авторы указывают, что компоненты ментальности поколений можно выделить на основе выполняемых ими функций. При этом описываются базовый, совмещающий, инициирующий и реализующий элементы ментальности поколений [5].

В рамках содержательного подхода к структурированию ментальности принято выделять различные содержательные аспекты коллективного сознания и бессознательного. Как правило, представленные авторами перечни содержательных конструктов ментальности весьма обширны и относятся к определенному виду ментальности. Так, Р.А. Додонов приводит более 20 категорий, включенных в описание этнической ментальности [2]; Юревич А.В. сокращает этот список до 12 элементов [11]; В.И. Пищик предполагает, что в содержании ментальности коллективного субъекта можно выделить следующие конструкты: этический; временной; пространственный; рисковости; коммуникативный; интеллектуальный; гедонизма; определенности; достижений [5]. Предполагается, что конструкты ментальности могут составлять различные конфигурации в зависимости от ситуации развития коллективного субъекта. Так, М. Лос указывает, что в посткоммунистическом обществе именно конструкт рискованности претерпевает существенные изменения. Автор считает, что резкий переход к либерально-рыночной идеологии привел к усилению конструкта «риск» в ментальности современного российского общества [15].

В рамках топографического подхода к структурированию ментальности можно выделить два направления:

1) указание на слои ментальности, которые по составляющим элементам фактически воспроизводят уже известные уровни психики или самосознания. Так, Н.П. Саманцова выделяет в структуре ментальности следующие составляющие: когнитивную, деятельностную, мотивационноценностную [7];

2) представление ментальности в виде сфероцентрической модели с выделением ядерных и периферических элементов ее структуры. В.И. Пищик рассматривает ментальность как совмещенную систему, которая включает ядерные (значения, смыслы и ценности) и периферические структуры [16]. Глубинные компоненты ментальности, по мнению автора, представлены архетипами.

Объединяя взгляды разных авторов, мы предлагаем сфероцентрическую модель структуры ментальности в виде шара, разделенного на слои и сектора (рисунок 1).

90

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

Наибольший интерес в рамках прикладных исследований вызывают периферические компоненты структуры ментальности поколений, которые представлены социально-психологическими особенностями поколений. Согласно предложенной модели (рисунок 1) можно выделить три группы социально-психологических особенностей поколений: когнитивные, деятельностные и аксиологические. К когнитивным относят такие особенности ментальности поколений, как социальные представления, образ Мира или внутренняя картина Мира, формы дискурса, стиль мышления и т.д. Деятельностный компонент представлен такими характеристиками поколения, как стиль жизни, стратегии поведения, социальные установки, жизненные сценарии и т.д. К аксиологическим особенностям поколения относятся ценностные и смысложизненные ориентации, особенности отношения к объектам и субъектам окружающего мира.

Согласно мнению ряда исследователей [1; 2; 3; 5; 6; 9; 10; 16], именно ценностные и смысложизненные ориентации выступают системообразующим компонентом в структуре ментальности поколений. Ценностно-смысловая сфера личности не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей. Зарубежные исследователи подчеркивают идею циркуляции общих смыслов и ценностей в социальном сознании [14], что может быть обусловлено жизненным контекстом, социокультурными и экономическими условиями [1]. Поэтому наше исследование было посвящено изучению ценностно-смысловых ориентаций поколений.

91

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

Результаты эмпирического исследования

Исследование было проведено в Челябинской области в период с 2008 по 2013 год. Цель исследования заключалась в определении особенностей ценностно-смысловых ориентаций представителей советского, переходного и постсоветского поколений.

Эмпирическую базу исследования представили большие социальные группы, дифференцированные относительно значимого социокультурного события — перестройки. Выборку составили представители следующих поколений: постсоветского 1990—1995 годон рождения (166 человек); переходного 1980—1985 годон рождения (196 человек) и советского 1970—1975 годон рождения (81 человек).

Для сбора данных использовались: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) и опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). В качестве методов математической обработки данных выступали: коэффициент корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни. Эксперимент был expost-facto, сущность которого заключается в том, что экспериментатор специально не воздействует на испытуемых, а они находятся или находились под влиянием каких-то внешних факторов (например, перестройка в нашей стране), которые оказали влияние на исследуемое явление (ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений).

Результаты, полученные с помощью методики ОТеЦ, показали, что все изучаемые ценности для участников исследования являются значимыми. Вместе с тем иерархии ценностей у представителей переходного и постсоветского поколений оказалась диаметрально противоположными (таблица 1).

Таблица 1

Ценностные ориентации поколений

Ранг Советское поколение Переходное поколение Постсоветское поколение

1 Активные социальные контакты Сохранение собственной индивидуальности Высокое материальное положение

2 Креативность Развитие себя Креативность

3 Сохранение собственной индивидуальности Достижения Собственный престиж

4 Собственный престиж Духовное удовлетворение Активные социальные контакты

5 Развитие себя Активные социальные контакты Духовное удовлетворение

6 Достижения Высокое материальное положение Развитие себя

7 Духовное удовлетворение Креативность Достижения

8 Высокое материальное положение Собственный престиж Сохранение собственной индивидуальности

92

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

В ходе исследования была установлена отрицательная корреляционная взаимосвязь между ними (n=8; rs=-0,881; р<0,01). Оказалось, что для представителей переходного поколения наибольшую ценность представляют собственная индивидуальность, саморазвитие и духовное удовлетворение, которые имеют наименьшую ценность для представителей постсоветского поколения. Менее всего из предложенных категорий переходное поколение ценит собственный престиж, креативность и высокое материальное положение, которые занимают лидирующие позиции в иерархии ценностей представителей постсоветского поколения.

Между иерархиями ценностей постсоветского и советского поколений, а также переходного и советского поколений значимых корреляций обнаружено не было. В целом же можно отметить, что иерархии ценностей постсоветского и советского поколений имеют много общих черт: доминирующее положение ценностей креативности, собственного, престижа и активных социальных контактов. Существенные различия наблюдаются в позиции материальных благ в иерархии ценностей постсоветского и советского поколений. Они занимают первую позицию в иерархии у представителей постсоветского поколения, а у представителей советского — последнюю позицию.

Значимые различия были обнаружены между представителями переходного и постсоветского поколений в выраженности таких терминальных ценностей, как собственный престиж (р<0,05); высокое материальное положение (р<0,05) и сохранение собственной индивидуальности (р<0,05).

Очевидно, что ценности поколений с переходом к системе рыночных отношений и уходом от коллективистских ценностей существенно изменились. В целом можно отметить, что представители постсоветского поколения отличаются от своих предшественников большей ориентацией на одобрение со стороны окружающих, убежденностью в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Представители же переходного поколения больше стремятся к независимости от других, но и материальные блага ценят больше, чем представители более молодого поколения.

В ходе исследования не удалось обнаружить значимых различий в выраженности ценностных ориентаций у представителей постсоветского и советского поколений. Значимость отдельных ценностей у представителей поколений 90-х и 70-х годов оказалась схожей. Подобные результаты подтверждают наличие преемственности между поколениями, так как показали сходство иерархии ценностей и их выраженности у поколения родителей и детей.

Значимые различия были обнаружены в оценке ценности «духовное удовлетворение» у представителей поколений 80-х и 70-х годов. Представители советского поколения ценят данную категорию выше, чем представители переходного поколения (р<0,01). Вместе с тем важно учитывать, что в иерархии ценностей именно представителей переходного поколения она занимает лидирующее место. Можно сделать вывод, что духовность

93

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

как ценность личности и духовные потребности имели большое значение в СССР. Но именно с распадом этого государства стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни начинает доминировать над другими ценностями. Люди переходного поколения предпочитают делать то, что интересно им, а не продиктовано долгом или требованиями общества.

При обработке результатов теста СЖО полученные сырые значения были переведены в нормализованные баллы. Затем определялись общие тенденции, характеризующие особенности смысложизненных ориентаций у представителей разных поколений (рисунок 2).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у представителей постсоветского поколения наблюдается тенденция к недооценке смысла будущего и прошлого. Данное состояние характеризует человека как гедониста, живущего сегодняшним днем, не имеющего целей и неудовлетворенного прошлым. Можно сказать, что его личностные смыслы носят респондентный, ситуативный и защитный характер. При этом отмечается эмоциональная неустойчивость, склонность к аффективным реакциям, конформность по отношению к авторитетам и пренебрежение мнением остальных. Кроме того, при таком профиле жизненных смыслов отмечается внутренняя замкнутость при внешней открытости, избегание глубоких и эмоционально насыщенных контактов с людьми, т.е. неспособность к субъект-субъектному общению [11].

Иная картина наблюдается при анализе смысложизненных ориентаций представителей переходного поколения. Они больше ценят прошлое и будущее. Данную ситуацию можно охарактеризовать как стремление вый-

94

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

ти из неблагоприятной среды, это подтверждается устойчивыми средними показателями локусов контроля — Я и жизни. В исследовании А.В. Серого и А.В. Юпитова было показано, что при данном состоянии наблюдается определенная демонстративность и аффективность поведения на фоне низкой сензитивности к себе. Подобная картина может быть объяснена сложными переходными условиями, выпавшими на долю представителей данного поколения. Становление данного поколения происходило в период распада СССР, смены идеологии государства, накопления первоначального капитала. Оно училось жить по-новому тогда, когда и старое еще не успело до конца постигнуть. Было вынуждено преодолевать трудности 90-х и современные экономические кризисы.

Представители советского поколения схожи с представителями переходного поколения по профилю смысложизненных ориентаций. Они высоко оценивают свое прошлое и будущее, достаточно позитивно относятся к настоящему. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как достаточно интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу. А.В. Серый, А.В. Юпитов указывают, что при таком типе временной транс-спективы люди отличаются ориентацией на ценности самоактуализации, гибкостью поведения, высокой межличностной чувствительностью [8].

Значимые различия были обнаружены в уровне ориентации на цели (р<0,05) и на результат (р<0,01) у представителей переходного и постсоветского поколения, а также у представителей советского и постсоветского поколений. Оказалось, что переходное и советское поколения по сравнению с постсоветским больше ценят свое прошлое и будущее. Их временная трансспектива отличается большей степенью зрелости. Представители старшего поколения отличаются большей целеустремленностью, наличием целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они больше удовлетворены своим прошлым, считают его важным и продуктивным этапом собственного жизненного пути.

В ходе исследования не удалось обнаружить значимых различий в уровне осмысленности жизни и отдельных смысложизненных ориентаций у представителей советского и переходного поколений.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. В современном обществе наблюдаются процессы изменения ментальности поколений, что отражается в динамике социально-психологических особенностей ментальности представителей советского, переходного и постсоветского поколений.

2. Динамика системообразующих в структуре ментальности ценностно-смысловых ориентаций поколений выражается в следующих особенностях:

95

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

• иерархии ценностей представителей разных поколений не совпадают. У представителей постсоветского и советского поколений они имеют много общих черт, а у представителей постсоветского и переходного поколений носят противоположный характер. Исключение составляет положение ценности «высокое материальное положение»: постсоветское поколение ценит ее превыше всего, советское поколение менее остальных исследуемых ценностей, а у переходного поколения материальные блага занимают 6-ю позицию в иерархии;

• представители старших поколений отличаются большей целеустремленностью, наличием целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они больше удовлетворены своим прошлым, считают его важным и продуктивным этапом собственного жизненного пути.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии работы с персоналом, организации учебного процесса, в психологическом консультировании и при создании рекламы.

Перспективой дальнейшего изучения социально-психологических особенностей ментальности поколений могут стать исследования, посвященные анализу стиля жизни представителей различных поколений. Это позволит выявить специфику деятельностного компонента структуры социально-психологических особенностей ментальности поколений.

Литература

1. Гуров С.В. Психологические особенности смыслообразования студентов: типы, стили, стратегии // Российский психологический журнал. 2012. № 1. С. 62-66.

2. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. 191 с.

3. Косов А.В. Ментальность как мировоззренческая система и компонента мифосознания // Методология и история психологии. 2007. № 3. С. 75-90.

4. Немирович-Данченко П.М. К вопросу о методах изучения ментальности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 1 (2). С. 88-96.

5. Пищик В.И. Ментальность поколений: психологические исследования. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. 200 с.

6. Садыкова Х.Н., Хаматханова М.А. Поколенческие изменения ценностных ориентаций: методика и результаты исследования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 1. С. 58-61.

7. Саманцова Н.П. Структура и этапы формирования ментальности педагога профессионального обучения // Наука и современность. 2011. № 8-1. С. 330-334.

8. Серый А.В, Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. 64 с.

96

Ценностно-смысловые ориентации в структуре ментальности поколений

9. Таршис Е.Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. 88 с.

10. Черникова Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 10. С. 171-179.

11. Шевченко А.А. Профессиональная деформация смысложизненных ориентаций личности в структуре профессиональных деструкций // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 5-3 (5). С. 94-95.

12. Юревич А.В. Структурные элементы национального менталитета // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. С. 12. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 1.10.2014).

13. Drobot O.V. Managerial Mentality: Scientific Paradigm of Research.- Middle-East Journal of Scientific Research (Socio-Economic Sciences and Humanities). 2013. Р. 101-107.

14. Kaufmann L. In Search of a Cultural “Common Denominator”: Metaphors, Historical Change and Folk Metaphysics. Social Science Information, March 2003; vol. 42, no. 1. P. 107-146.

15. LOS M. Post-communist fear of crime and the commercialization of security. Theoretical Criminology, May 2002; vol. 6, no. 2. P. 165-188.

16. Pishchik V. The Typology of Mentality of the Soviet and Post-Soviet Generations. International Journal of Humanities and Social Science, 2011, vol. 1, no. 5. Р. 121-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.