УДК 316.6 : 159.923
Танасов Георгий Георгиевич
Tanasov Georgiy Georgievich
кандидат психологических наук, докторант, доцент кафедры психологии личности и общей психологии
Кубанского государственного университета тел.: (918) 430-43-11
Candidate of Psychology, post-doctoral researcher, associate professor of the chair of psychology of personality
and general psychology, Kuban State University tel.: (918) 430-43-11
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАСКУЛИННОГО ОБРАЗА-Я У ПЕРЕГОВОРЩИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
FEATURES OF FORMATION OF MASCULINE I-IMAGE OF NEGOTIATORS DEPENDING ON SEX
Аннотация:
The summary:
Статья обращена к проблеме переговоров в современной жизни, а конкретно - к тому, как представители обоих полов стремятся выстроить свой гендерный Образ-Я, и какие стратегии при этом используются.
The article addresses to the issue of negotiation in modern world, and specifically to how members of both sexes tend to build their gender self-image, and what strategies they are use.
Ключевые слова:
гендер, идентичность, Образ-Я, маскулинность, переговоры, мужчина, женщина, пол.
Keywords:
gender, identity, I-image, masculinity, negotiations, male, female, sex.
Значимая роль переговоров в разнообразных жизненных ситуациях, важность знаний об этой области проблем создают устойчивое стремление к совершенствованию в этой сфере. В предпринятом исследовании анализ активности личности в переговорном процессе осуществляется с позиций субъектнобытийного подхода, то есть с позиции личностной уникальности каждого, и в разрезе влияния гендерного, полового фактора.
Что представляет эталон личности профессионала - это некий целостный образ человека, предстающий в гармоничном синтезе как внешних экспрессивных, связанных с поведением, так и внутренних психологических характеристик.
При дихотомии переговорщиков по половому признаку становятся актуальными особенности восприятия переговорщиком гендерного образа самого себя и представление им желательного гендерного образа - гендерного эталона успешного переговорщика.
А.А. Бодалев писал, что «исследование содержания эталонов... у типичных представителей различных социальных общностей является, по всем данным, одним из важнейших направлений...» [1, с. 25]. Эталон личности, сформировавшийся в сознании человека, - это важный элемент, опосредующий оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами осуществляемой деятельности. Как аналог передачи смысла жизни в процессе освоения и принятия некоторого эталона личности может служить ситуация «вовлеченного подражания», когда конкретный человек служит примером не только в частных проявлениях, а в целом как завершенный гештальт, которым в данном случае выступает его личность.
Эталон личности профессионала может одновременно интерпретироваться как один из возможных видов образа-идеала, поскольку в контексте выполненного исследования профессиональный эталон является примером выражения социальной нормы или идеальным образцом, выступающим в функции «мерки» для сравнения в процессе саморазвития личности. Р. Мейли считает, что такой эталон, или идеальный образ, выступает «в качестве более или менее приемлемого заменителя» инстанции Сверх-Я [2].
Часто идеальное Я связывается с усвоением культурных ценностей и норм поведения, «которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления» [3, с. 63]. Но здесь существует опасность идеализации эталона - завышение его характеристик до уровня, не соответствующего реальным возможностям конкретного человека. Это серьезная практическая проблема, так как «адекватиза-ция» притязаний происходит медленно. Человек между тем переходит в другую возрастную, социальную, профессиональную группу, где эталоны вновь должны измениться. Так упускается время на адекватный профессиональный и личностный рост, формирование соответствующего возрасту жизненного уклада.
Такой эталон также может обладать чертами стереотипа, то есть характеризоваться схематизмом, упрощенностью, ригидностью, жестким следованием социальной нормативности и прочими отличительными особенностями стереотипа. В противовес такому эталону выделяют индивидуализированный эталон, который является результатом творческого акта осмысления субъектом его неповторимого жизненного пути, творческого синтеза своих потребностей, деятельностных возможностей и событий, отраженных в его субъективной картине мира. В результате такого синтеза в процессе экстраполяции обретается чувство личностной идентичности.
Действительный мастер всегда уникален, только «единичное» в эталоне, возникающее в процессе обретения эталоном статуса личностного смысла, является фактором, мобилизующим личностное развитие. Для развития существенно противоречие между идеальным (эталон) и реальным (самооценка) компонентами Образа-Я. Как правило, высокая степень совпадения считается важным показателем психического здоровья (К. Хорни). В. Франкл писал об устанавливающемся между «я есмь» и «я должен» напряжении и о необходимости сохранения этого напряжения [4]. К таким движущим развитие личности «напряжениям» относится и то различие, которое переживает личность, сравнивая Я-реальное с тем, что
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
она «должна» обрести, формируясь как профессионал, то есть воплощая в себе черты социальнопсихологического эталона личности профессионала. Таким образом, внутреннее противоречие становится источником активности по саморазвитию. Отсутствие или недостаточность этого различия, снятие этого внутриличностного смыслового противоречия приводят к экзистенциальному вакууму, потере смысла жизни, стагнации личности.
Когда эталон является целью саморазвития, он образует с Образом-Я тесно взаимодействующую диаду, становится значимым, обретает личностный смысл. И эта диада, находясь в напряжении, в противоречивом единстве, порождает побуждения, энергизирующие деятельность по саморазвитию, предопределяет направленность развития личности. В существовании этой диады мы находим объяснения происходящим с личностью превращениям в процессе профессионализации.
Иначе ситуацию можно квалифицировать как профессиональное несоответствие, если личность, раздираемая неразрешимым конфликтом между собственной потенцией развития и тем направлением, которое задает в развитии не индивидуализированный эталон, дисгармонизируется, невротизируется, теряет чувство самотождественности и перестает развиваться как личность и как профессионал. Если личность надевает на себя не подходящую ей «профессиональную личину», формальный профессиональный рост, измеряемый не уровнем профессионализма и своеобразием, а профессиональной пригодностью, квалифицируется экспертами как нормальный. Но, безусловно, потенция личностного развития если не исчезает полностью, то значительно ослабевает.
Задача нашего исследования состояла в выявлении представлений мужчин и женщин (как субъектов переговорного процесса) о наборе необходимых гендерных черт (эталон) для успешной переговорной деятельности и сопоставление этого представления с их гендерной самооценкой. В исследовании работа велась с 4-мя группами респондентов (молодые мужчины и женщины в возрасте от 25 до 35 лет и более опытные переговорщики в возрасте от 35 до 52 лет). Общее количество участников исследования - 119 человек. Использовался модифицированный вариант методики «Психологический пол» С. Бем (модификация О.Г. Лопуховой). Более подробно описание выборки и процедуры исследования приведено в статье Г.Г. Танасова [5].
Мы предположили, что с возрастом эталон становится более индивидуализированным и очищается от ненужного груза неосознанных заимствований. То есть человек с обретением профессионального, жизненного опыта приводит в большее соответствие компоненты своего Образа-Я. Вопрос - кому это больше удается мужчинам или женщинам? В первую очередь нас интересовал набор маскулинных характеристик, поскольку маскулинные черты прямо коррелируют с представлением об успешном переговорщике [6].
В табл. 1 приведены коэффициенты корреляции, отражающие степень сходства эталонных маскулинных профилей с самооценочными маскулинными профилями у мужчин и женщин.
Таблица 1 - Статистическая взаимосвязь между эталонным и самооценочным маскулинным профилем (^)
Группы респондентов (^)
Молодые женщины 0,68**
Зрелые женщины 0,60**
Молодые мужчины 0,17
Зрелые мужчины 0,54*
(где: ** р < 0,01; * р < 0,05)
Как видно из данных табл. 1 сходство маскулинного эталона и самооценки находится у женщин на достаточно высоком уровне. При этом надо отметить, что с возрастом у женщин степень сходства идеального и реального компонентов Образа-Я даже снижается, хотя это не является статистически достоверным и об этом можно говорить только на уровне тенденций.
Для мужчин в целом характерно гораздо большее расхождение реального и идеального представления. Если зрелые мужчины лишь немного отстают от женщин, то молодые мужчины демонстрируют абсолютное несходство своего идеального представления с реальным наличием у себя маскулинных качеств.
На основании данных из табл. 1 можно констатировать, что женщины выглядят более защищенными от вероятного конфликта, продуцируемого расхождением компонентов Образа-Я, вместе с тем уровень различия между идеальным и реальным компонентами позволяет женщинам сохранять достаточный уровень напряжения, побуждающего к совершенствованию личности и профессиональных навыков, и к достижению большего соответствия с маскулинным идеалом.
Также для уточнения динамической составляющей в табл. 2 приведены коэффициенты корреляции между показателями молодых и зрелых респондентов.
Таблица 2 - Статистическая взаимосвязь между тождественными маскулинными профилями
между группами женщин и мужчин (^)
Наименования показателя (ге)
Корреляция между самооценочными профилями у женщин 0,81**
Корреляция между самооценочными профилями у мужчин 0,54*
Корреляция между эталонными профилями у женщин 0,34
Корреляция между эталонными профилями у мужчин 0,84**
(где: ** р < 0,01; * р < 0,05)
С другой стороны, если обратить внимание к блоку данных в табл. 2, где приведены сравнения молодых и зрелых респондентов, то мы видим, что у женщин имеет место очень высокая степень согласования самооценочного профиля и очень низкое сходство эталона. Таким образом, основная динамика в части изменения маскулинных черт происходит не столько за счет изменения реального компонента Образа-Я, а, в первую очередь, через изменение представления об эталоне. То есть женщины адекватно оценивают свои возможности по развитию желательных для переговорщика маскулинных качеств и основной упор переносят на корректировку эталона.
Что касается мужчин, то наблюдается обратная ситуация. Если в молодом возрасте у них явно занижен уровень соответствия между идеальным и реальным компонентами Образа-Я, то к зрелому возрасту этот разрыв оказывается практически преодолен и доведен до оптимального уровня. Причем основная динамика произошедших изменений сосредоточилась в изменении актуального маскулинного профиля.
В заключении напомним, что именно уровень развитие маскулинных черт связан с представлением об успешном переговорщике [7]. Поэтому нужно отметить, что зрелые респонденты, и мужчины, и женщины демонстрируют приблизительно одинаковую степень соответствия идеального и реального маскулинных компонентов Образа-Я. Но пути достижения этого баланса у них совершенно различны. У женщин это, в первую очередь, корректировка эталона, а у мужчин основные изменения происходят с их гендерной самооценкой.
В итоге получается, что для женщин процесс личностного и профессионального развития в части совершенствования маскулинных черт оказывается трудно достижим. Для них основной прогресс заключается в выстраивании адекватного их возможностям маскулинного эталона. Тогда как мужчины практически не обращают внимания на возможность внесения корректив в сложившийся на начальном этапе профессионального развития маскулинный эталон и предпочитают подтягивать свои актуальные маскулинные характеристики к планке, заданной эталоном.
Ссылки:
1. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
2. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975. С. 196-283.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
5. Танасов Г.Г. Гендерные особенности эталона перего-
ворщика и самооценки у мужчин и женщин с различающимся по продолжительности опытом деловых переговоров // Теория и практика общественного развития. 2011.
№ 6. С. 91-94.
6. Там же.
7. Там же.
References (transliterated):
1. Bodalev A.A. Formirovanie ponyatiya o drugom cheloveke
kak lichnosti. L., 1970.
2. Meyli R. Struktura lichnosti // Eksperimental'naya psikhologi-ya / ed. by P. Fress, J. Piazhe. M., 1975. P. 196-283.
3. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. M., 1986.
4. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. M., 1990.
5. Tanasov G.G. Gendernye osobennosti etalona peregovorsh-
chika i samootsenki u muzhchin i zhenshchin s razlichayush-chimsya po prodolzhitel'nosti opytom delovykh peregovorov // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. No. 6. P.91-94.
6. Ibid.
7. Ibid.