Научная статья на тему 'Особенности формирования маскулинного Образа-Я у переговорщиков в зависимости от пола'

Особенности формирования маскулинного Образа-Я у переговорщиков в зависимости от пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗ-Я / МАСКУЛИННОСТЬ / ПЕРЕГОВОРЫ / МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА / ПОЛ / GENDER / IDENTITY / I-IMAGE / MASCULINITY / NEGOTIATIONS / MALE / FEMALE / SEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Танасов Георгий Георгиевич

Статья обращена к проблеме переговоров в современной жизни, а конкретно к тому, как представители обоих полов стремятся выстроить свой гендерный Образ-Я, и какие стратегии при этом используются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF MASCULINE I-IMAGE OF NEGOTIATORS DEPENDING ON SEX

The article addresses to the issue of negotiation in modern world, and specifically to how members of both sexes tend to build their gender self-image, and what strategies they are use.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования маскулинного Образа-Я у переговорщиков в зависимости от пола»

УДК 316.6 : 159.923

Танасов Георгий Георгиевич

Tanasov Georgiy Georgievich

кандидат психологических наук, докторант, доцент кафедры психологии личности и общей психологии

Кубанского государственного университета тел.: (918) 430-43-11

Candidate of Psychology, post-doctoral researcher, associate professor of the chair of psychology of personality

and general psychology, Kuban State University tel.: (918) 430-43-11

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАСКУЛИННОГО ОБРАЗА-Я У ПЕРЕГОВОРЩИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА

FEATURES OF FORMATION OF MASCULINE I-IMAGE OF NEGOTIATORS DEPENDING ON SEX

Аннотация:

The summary:

Статья обращена к проблеме переговоров в современной жизни, а конкретно - к тому, как представители обоих полов стремятся выстроить свой гендерный Образ-Я, и какие стратегии при этом используются.

The article addresses to the issue of negotiation in modern world, and specifically to how members of both sexes tend to build their gender self-image, and what strategies they are use.

Ключевые слова:

гендер, идентичность, Образ-Я, маскулинность, переговоры, мужчина, женщина, пол.

Keywords:

gender, identity, I-image, masculinity, negotiations, male, female, sex.

Значимая роль переговоров в разнообразных жизненных ситуациях, важность знаний об этой области проблем создают устойчивое стремление к совершенствованию в этой сфере. В предпринятом исследовании анализ активности личности в переговорном процессе осуществляется с позиций субъектнобытийного подхода, то есть с позиции личностной уникальности каждого, и в разрезе влияния гендерного, полового фактора.

Что представляет эталон личности профессионала - это некий целостный образ человека, предстающий в гармоничном синтезе как внешних экспрессивных, связанных с поведением, так и внутренних психологических характеристик.

При дихотомии переговорщиков по половому признаку становятся актуальными особенности восприятия переговорщиком гендерного образа самого себя и представление им желательного гендерного образа - гендерного эталона успешного переговорщика.

А.А. Бодалев писал, что «исследование содержания эталонов... у типичных представителей различных социальных общностей является, по всем данным, одним из важнейших направлений...» [1, с. 25]. Эталон личности, сформировавшийся в сознании человека, - это важный элемент, опосредующий оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами осуществляемой деятельности. Как аналог передачи смысла жизни в процессе освоения и принятия некоторого эталона личности может служить ситуация «вовлеченного подражания», когда конкретный человек служит примером не только в частных проявлениях, а в целом как завершенный гештальт, которым в данном случае выступает его личность.

Эталон личности профессионала может одновременно интерпретироваться как один из возможных видов образа-идеала, поскольку в контексте выполненного исследования профессиональный эталон является примером выражения социальной нормы или идеальным образцом, выступающим в функции «мерки» для сравнения в процессе саморазвития личности. Р. Мейли считает, что такой эталон, или идеальный образ, выступает «в качестве более или менее приемлемого заменителя» инстанции Сверх-Я [2].

Часто идеальное Я связывается с усвоением культурных ценностей и норм поведения, «которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления» [3, с. 63]. Но здесь существует опасность идеализации эталона - завышение его характеристик до уровня, не соответствующего реальным возможностям конкретного человека. Это серьезная практическая проблема, так как «адекватиза-ция» притязаний происходит медленно. Человек между тем переходит в другую возрастную, социальную, профессиональную группу, где эталоны вновь должны измениться. Так упускается время на адекватный профессиональный и личностный рост, формирование соответствующего возрасту жизненного уклада.

Такой эталон также может обладать чертами стереотипа, то есть характеризоваться схематизмом, упрощенностью, ригидностью, жестким следованием социальной нормативности и прочими отличительными особенностями стереотипа. В противовес такому эталону выделяют индивидуализированный эталон, который является результатом творческого акта осмысления субъектом его неповторимого жизненного пути, творческого синтеза своих потребностей, деятельностных возможностей и событий, отраженных в его субъективной картине мира. В результате такого синтеза в процессе экстраполяции обретается чувство личностной идентичности.

Действительный мастер всегда уникален, только «единичное» в эталоне, возникающее в процессе обретения эталоном статуса личностного смысла, является фактором, мобилизующим личностное развитие. Для развития существенно противоречие между идеальным (эталон) и реальным (самооценка) компонентами Образа-Я. Как правило, высокая степень совпадения считается важным показателем психического здоровья (К. Хорни). В. Франкл писал об устанавливающемся между «я есмь» и «я должен» напряжении и о необходимости сохранения этого напряжения [4]. К таким движущим развитие личности «напряжениям» относится и то различие, которое переживает личность, сравнивая Я-реальное с тем, что

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

она «должна» обрести, формируясь как профессионал, то есть воплощая в себе черты социальнопсихологического эталона личности профессионала. Таким образом, внутреннее противоречие становится источником активности по саморазвитию. Отсутствие или недостаточность этого различия, снятие этого внутриличностного смыслового противоречия приводят к экзистенциальному вакууму, потере смысла жизни, стагнации личности.

Когда эталон является целью саморазвития, он образует с Образом-Я тесно взаимодействующую диаду, становится значимым, обретает личностный смысл. И эта диада, находясь в напряжении, в противоречивом единстве, порождает побуждения, энергизирующие деятельность по саморазвитию, предопределяет направленность развития личности. В существовании этой диады мы находим объяснения происходящим с личностью превращениям в процессе профессионализации.

Иначе ситуацию можно квалифицировать как профессиональное несоответствие, если личность, раздираемая неразрешимым конфликтом между собственной потенцией развития и тем направлением, которое задает в развитии не индивидуализированный эталон, дисгармонизируется, невротизируется, теряет чувство самотождественности и перестает развиваться как личность и как профессионал. Если личность надевает на себя не подходящую ей «профессиональную личину», формальный профессиональный рост, измеряемый не уровнем профессионализма и своеобразием, а профессиональной пригодностью, квалифицируется экспертами как нормальный. Но, безусловно, потенция личностного развития если не исчезает полностью, то значительно ослабевает.

Задача нашего исследования состояла в выявлении представлений мужчин и женщин (как субъектов переговорного процесса) о наборе необходимых гендерных черт (эталон) для успешной переговорной деятельности и сопоставление этого представления с их гендерной самооценкой. В исследовании работа велась с 4-мя группами респондентов (молодые мужчины и женщины в возрасте от 25 до 35 лет и более опытные переговорщики в возрасте от 35 до 52 лет). Общее количество участников исследования - 119 человек. Использовался модифицированный вариант методики «Психологический пол» С. Бем (модификация О.Г. Лопуховой). Более подробно описание выборки и процедуры исследования приведено в статье Г.Г. Танасова [5].

Мы предположили, что с возрастом эталон становится более индивидуализированным и очищается от ненужного груза неосознанных заимствований. То есть человек с обретением профессионального, жизненного опыта приводит в большее соответствие компоненты своего Образа-Я. Вопрос - кому это больше удается мужчинам или женщинам? В первую очередь нас интересовал набор маскулинных характеристик, поскольку маскулинные черты прямо коррелируют с представлением об успешном переговорщике [6].

В табл. 1 приведены коэффициенты корреляции, отражающие степень сходства эталонных маскулинных профилей с самооценочными маскулинными профилями у мужчин и женщин.

Таблица 1 - Статистическая взаимосвязь между эталонным и самооценочным маскулинным профилем (^)

Группы респондентов (^)

Молодые женщины 0,68**

Зрелые женщины 0,60**

Молодые мужчины 0,17

Зрелые мужчины 0,54*

(где: ** р < 0,01; * р < 0,05)

Как видно из данных табл. 1 сходство маскулинного эталона и самооценки находится у женщин на достаточно высоком уровне. При этом надо отметить, что с возрастом у женщин степень сходства идеального и реального компонентов Образа-Я даже снижается, хотя это не является статистически достоверным и об этом можно говорить только на уровне тенденций.

Для мужчин в целом характерно гораздо большее расхождение реального и идеального представления. Если зрелые мужчины лишь немного отстают от женщин, то молодые мужчины демонстрируют абсолютное несходство своего идеального представления с реальным наличием у себя маскулинных качеств.

На основании данных из табл. 1 можно констатировать, что женщины выглядят более защищенными от вероятного конфликта, продуцируемого расхождением компонентов Образа-Я, вместе с тем уровень различия между идеальным и реальным компонентами позволяет женщинам сохранять достаточный уровень напряжения, побуждающего к совершенствованию личности и профессиональных навыков, и к достижению большего соответствия с маскулинным идеалом.

Также для уточнения динамической составляющей в табл. 2 приведены коэффициенты корреляции между показателями молодых и зрелых респондентов.

Таблица 2 - Статистическая взаимосвязь между тождественными маскулинными профилями

между группами женщин и мужчин (^)

Наименования показателя (ге)

Корреляция между самооценочными профилями у женщин 0,81**

Корреляция между самооценочными профилями у мужчин 0,54*

Корреляция между эталонными профилями у женщин 0,34

Корреляция между эталонными профилями у мужчин 0,84**

(где: ** р < 0,01; * р < 0,05)

С другой стороны, если обратить внимание к блоку данных в табл. 2, где приведены сравнения молодых и зрелых респондентов, то мы видим, что у женщин имеет место очень высокая степень согласования самооценочного профиля и очень низкое сходство эталона. Таким образом, основная динамика в части изменения маскулинных черт происходит не столько за счет изменения реального компонента Образа-Я, а, в первую очередь, через изменение представления об эталоне. То есть женщины адекватно оценивают свои возможности по развитию желательных для переговорщика маскулинных качеств и основной упор переносят на корректировку эталона.

Что касается мужчин, то наблюдается обратная ситуация. Если в молодом возрасте у них явно занижен уровень соответствия между идеальным и реальным компонентами Образа-Я, то к зрелому возрасту этот разрыв оказывается практически преодолен и доведен до оптимального уровня. Причем основная динамика произошедших изменений сосредоточилась в изменении актуального маскулинного профиля.

В заключении напомним, что именно уровень развитие маскулинных черт связан с представлением об успешном переговорщике [7]. Поэтому нужно отметить, что зрелые респонденты, и мужчины, и женщины демонстрируют приблизительно одинаковую степень соответствия идеального и реального маскулинных компонентов Образа-Я. Но пути достижения этого баланса у них совершенно различны. У женщин это, в первую очередь, корректировка эталона, а у мужчин основные изменения происходят с их гендерной самооценкой.

В итоге получается, что для женщин процесс личностного и профессионального развития в части совершенствования маскулинных черт оказывается трудно достижим. Для них основной прогресс заключается в выстраивании адекватного их возможностям маскулинного эталона. Тогда как мужчины практически не обращают внимания на возможность внесения корректив в сложившийся на начальном этапе профессионального развития маскулинный эталон и предпочитают подтягивать свои актуальные маскулинные характеристики к планке, заданной эталоном.

Ссылки:

1. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.

2. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975. С. 196-283.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

5. Танасов Г.Г. Гендерные особенности эталона перего-

ворщика и самооценки у мужчин и женщин с различающимся по продолжительности опытом деловых переговоров // Теория и практика общественного развития. 2011.

№ 6. С. 91-94.

6. Там же.

7. Там же.

References (transliterated):

1. Bodalev A.A. Formirovanie ponyatiya o drugom cheloveke

kak lichnosti. L., 1970.

2. Meyli R. Struktura lichnosti // Eksperimental'naya psikhologi-ya / ed. by P. Fress, J. Piazhe. M., 1975. P. 196-283.

3. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. M., 1986.

4. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. M., 1990.

5. Tanasov G.G. Gendernye osobennosti etalona peregovorsh-

chika i samootsenki u muzhchin i zhenshchin s razlichayush-chimsya po prodolzhitel'nosti opytom delovykh peregovorov // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. No. 6. P.91-94.

6. Ibid.

7. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.