Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВЫМ ОБРАЗОВ ГОРЯНОК В ПОЭМАХ «БЕГЛЕЦ» И «ИЗМАИЛ БЕЙ»'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВЫМ ОБРАЗОВ ГОРЯНОК В ПОЭМАХ «БЕГЛЕЦ» И «ИЗМАИЛ БЕЙ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
горянка / европейский романтизм / патриархальная культура / женский образ / ориентализм / исключительный герой / амбивалентность / mountain woman / European romanticism / patriarchal culture / female image / orientalism / exceptional hero / ambivalence

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яндиева М.С.-А., Манкиева Э.Х.

Статья посвящена анализу проблематики отражения образов северокавказских женщин в литературном наследии М.Ю. Лермонтова. Автор статьи в своем исследовании подробно останавливается на раннем этапе творчества поэта, используя в качестве исследовательского материала романтические поэмы «Беглец» и «Измаил бей». В рамках проведенного анализа формулируется вывод о ключевой роли романтического подхода к перцепции Лермонтовым образа горянки, в рамках которого акцент делается на ее экзотичности, недоступности и гендерной объективации. Кроме того, в статье обращается особое внимание на ключевую роль кавказской женщины в сохранение традиционного для региона патриархального уклада и строгих морально-нравственных установок, характерных для горской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION LERMONTOV'S IMAGES OF MOUNTAIN HOUSES IN THE POEM «THE FUGITIVE» AND «ISMAIL BEY»

The article is devoted to the analysis of the problems of reflecting images of North Caucasian women in the literary heritage of M.Yu. Lermontov. The author of the article in his research dwells in detail on the early stage of the poet’s work, using the romantic poems “The Fugitive” and “Ishmael Bey” as research material. As part of the analysis, a conclusion is formulated about the key role of the romantic approach to Lermontov’s perception of the image of the mountain woman, within which the emphasis is placed on her exoticism, inaccessibility and gender objectification. In addition, the article draws special attention to the key role of the Caucasian woman in preserving the region’s traditional patriarchal way of life and strict moral principles characteristic of mountain culture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВЫМ ОБРАЗОВ ГОРЯНОК В ПОЭМАХ «БЕГЛЕЦ» И «ИЗМАИЛ БЕЙ»»

УДК 82 Яндиева М.С.-А., Манкиева Э.Х.

Яндиева М.С.-А.

ассистент кафедры русского языка Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

Научный руководитель: Манкиева Э.Х.

доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВЫМ ОБРАЗОВ ГОРЯНОК В ПОЭМАХ «БЕГЛЕЦ» И «ИЗМАИЛ БЕЙ»

Аннотация: статья посвящена анализу проблематики отражения образов северокавказских женщин в литературном наследии М.Ю. Лермонтова. Автор статьи в своем исследовании подробно останавливается на раннем этапе творчества поэта, используя в качестве исследовательского материала романтические поэмы «Беглец» и «Измаил бей». В рамках проведенного анализа формулируется вывод о ключевой роли романтического подхода к перцепции Лермонтовым образа горянки, в рамках которого акцент делается на ее экзотичности, недоступности и гендерной объективации. Кроме того, в статье обращается особое внимание на ключевую роль кавказской женщины в сохранение традиционного для региона патриархального уклада и строгих морально-нравственных установок, характерных для горской культуры.

Ключевые слова: горянка, европейский романтизм, патриархальная культура, женский образ, ориентализм, исключительный герой, амбивалентность.

Развитие русской литературы в первой половине XIX столетия было неразрывным образом связано с ростом влияния в ее рамках романтической

традиции, воспевавшей жизнь исключительных героев в экстремальных обстоятельствах. Романтизм, рожденный на континентальной Европе и в Великобритании на рубеже веков, часто находил свое вдохновение в культуре и обычаях неевропейских народов. Он намеренно противопоставлял размеренный и стабильный уклад западной цивилизации мятежности и свободе восточных наций, стоявших на принципах, значительно более близких духу природы и эстетике самих романтиков. Основой западной ориенталисткой литературы в этом контексте стал Ближний Восток и Османская империя, в то время как почетное звание русского «востока» в культурном смысле получил Северный Кавказ, ставший ареной многолетней кавказской войны [7, 2016, с. 235].

Большое количество русских писателей, от А.С. Пушкина до Л.Н. Толстого, находили в обычаях и традициях горских народов Кавказа богатый материал для создания великих литературных текстов. Объектом их исследовательского внимания становились различные стороны жизни горцев -политики, экономики, религии и войны. При этом одна из самых важных и острых сторон горского менталитета - вопроса о месте и роли женщины в кавказском социуме - привлекала особый интерес со стороны русских, прибывавших на Кавказ и писавших о нем. Именно освещению проблемы особенностей отражения образов горянок в русской литературе на материале таких известных поэм М.Ю. Лермонтова, как «Беглец» и «Измаил бей» посвящена данная работа. Анализ, проведенный в статье, позволит вычленить как основные черты, собственно, лермонтовской перцепции женщин Кавказа, так и выделить более широкие особенности репрезентации Кавказа русской литературой XIX века.

Ключевой характеристикой отражения образа горянки в раннем творчестве Лермонтова является его четкое соотнесение с романтическим образом экзотической восточной женщины, уже созданным Джорджем Байроном и другими европейскими романтиками. Наиболее ярким образом этот западный романтизированный канон, воплощенный в горянке, представлен в одной из ключевых поэм поэта, а именно в поэме «Измаил бей». Данное

произведение, выполненное в романтическом ключе, ставит в центр читательского внимания мужской образ исключительного героя - кабардинского князя Измаила, в свое время отправившегося в Россию по приказу своего отца и вернувшегося на Кавказ для отмщения русским за покорение своей родины. Однако ключевой женский образ поэмы - молодой лезгинки Зары, позднее прикрывшейся под именем джигита Селима, придает поэме более глубокий уровень содержательности.

Образ Зары в поэме в полной мере соответствует западному представлению о восточной женщине того времени. Центральными элементами ее образа являются внешняя красота, внутренняя гордость и чувство собственного достоинства, амбивалентное сочетание внешней покорности и внутренней мятежности, а также небывалая глубина чувств, способных подвинуть скромную горянку на самые невероятные подвиги: «Пусть, подойдя, лезгинку он узнает: в ее чертах земная жизнь играет, Восточная видна в ланитах кровь, Но только удалится образ милый — Он станет сомневаться в том, что было, и заблужденью он поверит вновь». Скромная горянка появляется как в самом начале подвигов князя Измаила, как и в самом их конце, становясь теме самым ключевым событием в его судьбе. Особая роль Зары в системе персонажей поэмы подтверждается эпиграфом к произведению, в качестве которого были выбраны слова Джорджа Байрона о черкесской женщине: «So moved on earth Circassia's daughter, the loveliest bird of Franguestan» (Так шла по земле дочь Черкесии, прекраснейшая птица Франгестана).

Уже при первом явлении Зары на страницах поэмы читатель видит в ней исключительное сочетание двух противоположных начал - смелости и покорности. С одной стороны, она выполняет традиционные обязанности хозяйки дома - подает обед гостю, готовит его коня к пути, надевает на голову платок и всячески демонстрирует свою покорность и благородный нрав. Вместе с тем, уже при первом столкновении с Измаилом она уже идет на осознанный риск - не уходит из комнаты, где беседуют мужчины и тем самым привлекает к себе внимание молодого гостя. Другая ключевая сторона образа горянки,

воплощенная в Заре, также ярко иллюстрируется Лермонтовым на том же приветственном обеде. Речь идет о гордости героини, не согласной принимать игнорирование своей личности со стороны гостя: «Движенье глаз ее живых, и наконец остановились глаза, которые резвились, ответа ждут, к нему склонились, а он забыл, забыл о них! Довольно! этого удара вторично дева не снесет: Ему мешает, видно, Зара? Она уйдет! Она уйдет» [4].

Еще одной специфической чертой образа горянки, переданной в поэме М.Ю. Лермонтова «Измаил Бей» является особая роль женщины в судьбе мужчины. Несмотря на всю схожесть духовного портрета мужчины и женщины кавказских гор - их естественную мятежность, подчиненность обычаям предков, стремление к свободе и риску, в основе своей они все же различаются. Кавказский мужчина ставит в центр своего жизненного пути подвиг и войну, он стремится скорее к героической смерти, нежели чем к простой жизни главы семейства. Кавказская горянка, в свою очередь, является сдерживающим началом для мужчины, он убеждает его отказаться от гибельного для него героизма, привлекает его обещанием мирной и счастливой жизни. Свойственную всем женщинам попытку ограничить мужчину и спасти его от самого себя совершает и Зара в сцене прощания с Измаилом. Она призывает его отказаться от пустых идей мести, борьбы и войны в пользу совместной жизни с ней в скромном ауле, сама бедность которого станет для него убежищем: «Зачем спешишь к родному краю, и что там ждет тебя? — не знаю. Пусть мой отец твердит порой, что без малейшей укоризны должны м жертвовать собой для непризнательной отчизны: по мне отчизна только там, где любят нас, где верят нам» [3]. Именно отказ Измаила внять словам горянки становится гибельным для обоих героев в финальной части поэмы.

Другая стороны характера кавказской женщины - жесткая встроенность в представление горянки о мире условностей, традиций и обычаев кавказского уклада, отражена в другой, не менее важной поэме М.Ю. Лермонтова «Беглец» [6]. В центре сюжетной линии поэмы лежит история молодого черкеса, бежавшего в поля боя и потерявшего там двух братьев и отца. Возвращение

беглеца вызывает в ауле возмущение и осуждение, никто не хочет принимать у себя опозорившего себя джигита. Однако особо явственно картину отвержения передает приветствие матери героя, отринувшего свои материнские чувства во имя более важного для нее чувства долга. Узнав о позоре сына, мать не только прогоняет его с порога, нот даже не переносит его тело на кладбище после совершенного им самоубийства. Именно слова матери подводят героя к трагедии, демонстрируют невозможность жизни после позора: «Молчи, молчи! гяур лукавый, ты умереть не мог со славой, так удались, живи один. Твоим стыдом, беглец свободы, не омрачу я стары годы, ты раб и трус — и мне не сын»

[3].

Жестокое приветствие матери, ее равнодушие перед горем сына и отказ принимать его в самый тяжелый момент жизни передает саму суть традиционного горского уклада, в котором законы предков и традиции чести имеют значительно большее значение, чем жизнь и судьба отдельно взятого человека. При этом отказ матери от самого высокого женского чувства -материнского чувства, наглядно демонстрируют степень жесткости кавказской традиции, и роль женщины в ее поддержании и самовоспроизведении. Именно женщины в кавказском социуме играют центральную роль в поддержании примата коллективного над личным, общего над индивидуальным, долга над правами и эгоистичными интересами. Разрушение Лермонтовым образа идеальной всепрощающей матери в образе кавказской женщины демонстрируют всю глубину разрыва в представлении востока и запада и правильном, и должном, что в очередной раз придает поэме удивительную силу и глубину, раскрывая конфликт между личностью и обществом. Вместе с тем, такая глубокая и сложная сцена их поэмы «Беглец» во многом могла способствовать более гуманному взгляду российского общества на Кавказскую войну. Она должна была художественными методами показать, каким трагическим событием для народов Кавказа является Кавказская война, если в своей жестокости и бескомпромиссности она разрушает сами основы человеческого

существования в мире, в центре которого должны стоять любовь и человеческие связи, самыми сильными, из которых являются отношение ребенка и матери [5].

Таким образом, подводя итоги работы, мы можем сделать однозначный вывод о том, что поэмы М.Ю. Лермонтова «Беглец» и «Измаил Бей» являются важнейшими литературными источниками, сформировавшими основные мотивы репрезентации женских кавказских образов в русской литературе девятнадцатого века. В этих произведениях наиболее ярким образом отражается романтическая призма русского литературного взгляда на Кавказ, но также в них присутствует сильное гуманистическое начало, формирующее более гуманный и человечный взгляд читателей на войну и ее трагические социальные и этические последствия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаджиева А. У. Женские образы в поэмах М. Ю. Лермонтова «Последний сын вольности», «Исповедь», «Ангел смерти» и «Измаил-бей» как романтические героини // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1-2 (79). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-obrazy-v-poemah-m-yu-lermontova-posledniy-syn-volnosti-ispoved-angel-smerti-i-izmail-bey-kak-romanticheskie-geroini?ysclid=lw0jtm5m86764536475 (дата обращения: 14.05.2024);

2. Громова Е. Б. О поэме М.Ю. Лермонтова «Беглец» // Ставропольский хронограф. Ставрополь. 2010. С. 183-19;

3. Лермонтов М. Ю. «Беглец» / «Культура.рф» [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/poems/36817/beglec?ysclid=lw0jr3uorc992858772 (дата обращения: 14.05.2024);

4. Лермонтов М. Ю. «Измаил Бей» / «Онлайн-читать.рф» [Электронный ресурс]. URL: https://онлайн-читать.рф/лермонтов-измаил-бей/ (дата обращения: 14.05.2024);

5. Манкиева Э. Х. Архетипический образ матери в кавказоведческих произведениях М.Ю. Лермонтова «Беглец», А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек», А.В. Дружинина «Mаdmоiselle Jeannette» и Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-4 (78). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhetipicheskiy-obraz-materi-v-kavkazovedcheskih-proizvedeniyah-m-yu-lermontova-beglets-a-a-bestuzheva-marlinskogo-ammalat-bek-a-v?ysclid=lw0jueeuf367760152 (дата обращения: 14.05.2024);

6. Манкиева Э. Х. Кавказоведческая ветвь русской литературы Х!Х века: взгляд на женщину // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 8-1 (74). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kavkazovedcheskaya-vetv-russkoy-literatury-hih-veka-vzglyad-na-zhenschinu (дата обращения: 14.05.2024);

7. Семенова С. Г. Русская литература XIX-XX веков: от поэтики к миропониманию / С. Г. Семенова. - М.: Академический проект, Парадигма, 2016. - 445 с

Yandieva M.S.-A., Mankieva E.Kh.

Yandieva M.S.-A.

Ingush State University (Magas, Russia)

Scientific advisor: Mankieva E.Kh.

Ingush State University (Magas, Russia)

FEATURES OF FORMATION LERMONTOV'S IMAGES OF MOUNTAIN HOUSES IN THE POEM «THE FUGITIVE» AND «ISMAIL BEY»

Abstract: the article is devoted to the analysis of the problems of reflecting images of North Caucasian women in the literary heritage of M. Yu. Lermontov. The author of the article in his research dwells in detail on the early stage of the poet's work, using the romantic poems "The Fugitive " and "Ishmael Bey " as research material. As part of the analysis, a conclusion is formulated about the key role of the romantic approach to Lermontov's perception of the image of the mountain woman, within which the emphasis is placed on her exoticism, inaccessibility and gender objectification. In addition, the article draws special attention to the key role of the Caucasian woman in preserving the region's traditional patriarchal way of life and strict moral principles characteristic of mountain culture.

Keywords: mountain woman, European romanticism, patriarchal culture, female image, orientalism, exceptional hero, ambivalence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.