Научная статья на тему 'Особенности формирования культуры отношения к клиенту у студентов-психологов'

Особенности формирования культуры отношения к клиенту у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
557
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГА К КЛИЕНТУ / КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОНАТИВНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГА К КЛИЕНТУ / PSYCHOLOGIST’S CULTURE TO CLIENT / PSYCHOLOGIST AND CLIENT’S RELATIONS / COMMUNICATIVE AND PERCEPTUAL / EMOTIONAL AND SENSUAL / BEHAVIORAL AND TARGET COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Газизова Р. Р.

В статье отражена роль отношения психолога к клиенту в процессе психологического консультирования. Представлено понимание культуры отношения психолога к клиенту, ее компоненты и психологические составляющие, условия и механизмы, обусловливающие эффективность ее формирования. Описаны результаты исследования, посвященного формированию культуры отношения к клиенту у студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE PECULIARITIES IN STUDENT PSYCHOLOGIST’S RELATION TO CLIENTS

The role of a psychologist’s relation to the client in the process of psychological counseling is discussed. The psychologist and client relations are analyzed from the psychic and analytical, cognitive and behavioral and existential and humanistic points of view. A psychologist’s culture in relation to the client is considered as a psychologist’s ability to manage the situation as to the client could find the key to solving his problems by himself. There are singled out communicative and perceptional, emotional and sensual and conative and target components in the structure of culture. Conditions and mechanisms contributing to effective culture formation are presented. Results of the study in formation student psychologists’culture are described.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования культуры отношения к клиенту у студентов-психологов»

УДК 159.9 (07)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЯ К КЛИЕНТУ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

© Р. Р. Газизова

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина 47а.

Тел.: +7 (919) 615 21 75.

E-mail: reginagazizova05@mail. ru

В статье отражена роль отношения психолога к клиенту в процессе психологического консультирования. Представлено понимание культуры отношения психолога к клиенту, ее компоненты и психологические составляющие, условия и механизмы, обусловливающие эффективность ее формирования. Описаны результаты исследования, посвященного формированию культуры отношения к клиенту у студентов-психологов.

Ключевые слова: культура отношения психолога к клиенту, коммуникативно-

перцептивный компонент, эмоционально-чувственный компонент, конативно-целевой компонент культуры отношения психолога к клиенту.

Сегодня профессия психолога является одной из самых популярных. Практически каждый вуз ежегодно выпускает тысячи психологов-специалистов. В этой связи актуальной является проблема повышения эффективности подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности.

В научной литературе накоплен значительный материал по профессиональной подготовке студен-тов-психологов на этапе обучения в вузе. В исследованиях Д. Е. Беловой, О. В. Гудименко, И. В. Кос-таковой, И. А. Савенковой, М. Ю. Уваровой, А. Г. Ши-лакиной и др. раскрыта проблема профессионального самоопределения и самоактуализации студентов-психологов. Проблема профессиональной идентичности и самосознания студентов-психологов отражена в работах О. С. Андреевой, Э. Н. Ахметшиной, Л. Д. Колесниковой, У. С. Родыгиной, Т. В. Та-раскиной, А. О. Шарапова и др. Вопросам становления профессиональной позиции студентов-психологов посвящены работы В. А. Гавриленко, М. С. Луковой, О. К. Соколовской, О. Н. Тихоновой, Е. А. Ходыревой и др.

Особая роль в оказании психологической помощи принадлежит отношению психолога к клиенту. Особенности отношения психолога к клиенту в большей или меньшей степени отражены в работах практически всех основоположников различных направлений практической психологии. В рамках психоаналитического направления (З. Фрейд,

А. Адлер, К.-Г. Юнг) отношения психолога/психотерапевта к клиенту/пациенту рассматриваются как фактор лечения, но качество этих отношений различно. По мнению З. Фрейда, психолог должен создавать условия для максимального проявления бессознательного в человеке, при этом никак не вовлекаясь в отношения с клиентом. По мнению же К.-Г. Юнга и А. Адлера, отношения с клиентом являются важной составляющей психотерапии, но также как и у З. Фрейда, имеют определенные рамки в своих проявлениях и носят характер взаимодействия объекта и субъекта. Психолог, работающий в рамках когнитивно-поведенческого направления (А. Лаза-

рус, А. Эллис, А. Бек), выступает в четко определенной роли учителя и наставника. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готовым стать моделью и образцом для подражания. При этом психолог также должен проявлять эмпатию, устанавливать доверительные отношения и раппорт, а при необходимости использовать в работе директивный стиль. Консультанты ориентированы на развитие умений клиента в будущем самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами. В экзистенциально-гуманистическом направлении (К. Роджерс, Ф. Перлз, И. Ялом) психолог выступает в роли помощника клиента. Отношения между психологом и клиентом рассматриваются как важное средство достижения изменений, личностного роста и развития, активизации внутренних личностных ресурсов клиента для самостоятельного разрешения собственных психологических проблем.

В связи с вышеизложенным можно, на наш взгляд, говорить о культуре отношения психолога к клиенту и ее компонентах, формирование которых возможно на этапе обучения будущих психологов.

Культура отношения психолога к клиенту, по нашему мнению, есть осознание и владение психологом механизмами взаимодействия с клиентом, обусловливающими способность клиента к самостоятельному разрешению своих психологических проблем. В структуре культуры отношения психолога к клиенту мы выделяем следующие компоненты:

- коммуникативно-перцептивный - совокупность коммуникативно-перцептивных способностей психолога, реализуемых в процессе общения с клиентом и обусловливающих глубокое и всестороннее восприятие и понимание личности клиента и его проблемы;

- эмоционально-чувственный - способность психолога к эмоциональному принятию клиента и его проблемы, а также к саморегуляции своего эмоционального состояния в ситуации взаимодействия с клиентом;

- конативно-целевой - проявляется в направленности консультативной деятельности психолога

на личностный рост клиента и особой позиции психолога по отношению к клиенту, характеризующейся эмпатией и в то же время сохранением границы общения с клиентом.

В нашем исследовании для диагностики коммуникативно-перцептивного компонента использовались методики «Социальный интеллект» (субтесты №1, 2) (Дж. Гилфорда) и «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновский); для диагностики эмоционально-чувственного компонента: опросник «Социальный интерес» (А. Адлер), методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко), методика диагностики эмпатии (В. В. Бойко); для диагностики конативно-целевого компонента: опросник аффилиации (А. Мехрабиан), методика диагностики направленности консультативной деятельности психолога по отношению к клиенту (Т. Д. Дубо-вицкая, Р. Р. Газизова).

Мы разработали экспериментальную программу формирования культуры отношения к клиенту у студентов-психологов, в которой приняли участие 84 студента третьего курса, обучающихся в Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета. В качестве контрольной группы выступили студенты, обучающиеся по специализации «Педагогическая коррекция» (34 студента), экспериментальной группы - студенты, обучающиеся по специализации «Психологическое консультирование» (50 студентов).

Экспериментальная программа была направлена на формирование у студентов коммуникативно-перцептивного, эмоционально-чувственного и конативно-целевого компонентов, составляющих культуру отношения психолога к клиенту. С этой целью нами был разработан и реализован спецкурс «Культура отношения психолога к клиенту», включающий теоретический и практический блоки. Спецкурс рассчитан на 50 аудиторных часов и 24 часа внеучебной самостоятельной работы, занятия со студентами проходили один раз в неделю. Изучение теоретического блока направлено на ознакомление студентов с понятиями «отношение», «структура и виды отношений», «отношение психолога к клиенту», «культура отношения психолога к клиенту» и др., компонентами культуры отношения психолога к клиенту и их психологическим составляющими. Практический блок предполагает формирование внимания и интереса, доверительного, доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту; эмпатии; осознание роли провокации, вербальных и невербальных средств общения в отношении с клиентом, психологических границ в поддержании доверительных отношений с клиентом; умения выбирать адекватные, конструктивные формы самоконтроля эмоционального состояния; развитие наблюдательности у психолога. В качестве упражнений и заданий, направленных на развитие соответствующих качеств и свойств личности,

использовались авторские и модифицированные упражнения, базирующиеся преимущественно на гуманистически ориентированных концепциях. Внеучебная деятельность (самостоятельная работа студентов) включает в себя выполнение домашних заданий (с письменным отчетом); анализ научной литературы, в которых представлено отношение психолога к клиенту; выполнение специальных творческих и практических заданий.

В таблице представлены показатели достоверности сдвига средних значений исследуемых показателей у студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после формирующего эксперимента по коммуникативно-перцептивному, эмоционально-чувственному и конативно-целевому компонентам. В ЭГ по коммуникативно-перцептивному компоненту по сравнению со своими первоначальными особенностями получены следующие изменения: улучшилось владение средствами невербальной психодиагностики (ф*эмп=770.5 при р<0.01) и умение понимать соответствие вербального сообщения человека его действительным желаниям и стремлениям (ф*эмп=800.5 при р<0.01). В то же время у студентов ЭГ оказались значимо ниже показатели по шкалам «Напряженность в межличностных отношениях» (ф*эмп=860.0 при

р<0.01), «Отчужденность между субъектами отношений» (ф*эмп=858.0 при р<0.01) и «Агрессия в отношениях» (ф*эмп=844.0 при р<0.01). Изменения, которые произошли после проведения формирующего эксперимента по коммуникативноперцептивному компоненту, свидетельствуют о том, что студенты ЭГ стали объективнее оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Уменьшение показателей по таким шкалам как «Напряженность в межличностных отношениях», «Отчужденность между субъектами отношений» и «Агрессия в отношениях» свидетельствует о более выраженном стремлении будущих психологов устанавливать отношения, которые носят стабильный характер, вызывают положительные чувства, эмоциональный комфорт и доверие. В отношениях студенты стали более дружелюбными, искренними, начали стремиться к сотрудничеству.

В ЭГ по эмоционально-чувственному компоненту по сравнению со своими первоначальными особенностями получены следующие изменения: значительно повысился уровень развития социального интереса (ф эмп=796.0 при р<0.01), эмоционального канала эмпатии (ф эмп=724.0 при р<0.01), интуитивного канала эмпатии (ф*эмп=1004.0 при р<0.05), проникающей способности к эмпатии (ф эмп=630.0 при р<0.01), в целом эмпатии (ф эмп=724.0 при р<0.01). Студенты-психологи экспериментальной группы стали лучше управлять своими эмоциями (ф эмп=744 при р<0.01) и больше проявлять положительные эмоции (ф эмп=810.0 при р<0.01).

Таблица

Результаты достоверности сдвига средних значений исследуемых показателей у студентов контрольной и экспериментальной групп после формирующего эксперимента

Исследуемые параметры

Контрольная группа Экспериментальная грунна

Конст. этан (n=34) Контр. этап (п=34) Т-критерий Вилкоксона Конст. этан (n=50) Контр. этап (п=50) Т-критерий Вилкоксона

Коммуникативно-перцептивный компонент

Владение средствами невербальной 7.4 7.8 500.5 7.6 9.2 770.5a

психодиагностики Умение понимать соответствие вербального сообщения человека его действительным 6.7 6.8 557.5 6.8 7.9 800.5a

желаниям и стремлениям Напряженность в межличностных 39.4 41.2 551.5 39.8 34.6 860.0a

отношениях Отчужденность между субъектами 41.2 39.7 548.5 38.4 33.1 858.0a

отношений Агрессия в отношениях 34.9 35.3 572.5 33.4 29.6 844.0a

Эмоционально-чувственный компонент

Социальный интерес 6.2 5.9 525.0 5.8 7.3 796.0a

Рациональный канал эмпатии 3.1 3.2 544.5 3.2 3.6 1016.0

Эмоциональный канал эмпатии 3.6 3.6 567.5 3.2 4.2 724.0a

Интуитивный канал эмпатии 3.4 3.2 530.5 2.8 3.4 1004.0b

Установки, способствующие эмпатии 3.8 3.7 514.0 3.9 4.2 1030.0

Проникающая способность к эмпатии 3.2 2.9 499.5 3.0 4.1 630.0a

Идентификация в эмпатии 3.3 3.2 572.0 4.1 4.5 1080.0

Эмпатия 20.4 19.8 496.0 20.3 23.9 724.0a

Неумение управлять эмоциями 2.2 2.2 573.0 2.2 1.5 744.0a

Доминирование негативных эмоций 1.8 1.9 573.5 1.7 1.2 810.0a

Конативно целевой компонент

Направленность на решение проблемы 9.2 9.5 525.5 9.5 8.1 806.0a

Направленность на самопрезентацию 4.8 3.9 473.5 3.9 3.5 1100.0

Направленность на развитие личности клиента 9.5 9.1 511.5 10.3 11.3 764.0a

Мотив аффилиации в межличностных отношениях 32.4 32.4 575.0 32.7 31.9 1134.0

Уровни значимости различий по Т-критерию Вилкоксона обозначены следующим образом: “p<0.01, *p<0.05.

Таким образом, после проведения формирующего эксперимента у студентов ЭГ по сравнению со своими первоначальными результатами повысился уровень эмпатии. Об улучшении у будущих психологов способности создавать атмосферу открытости и доверительности свидетельствует увеличение показателей по шкале «Проникающая способность к эмпатии». Об улучшении умения понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера говорит увеличение показателей по шкале «Интуитивный канал эмпатии». Уменьшение показателей по шкалам «Неумение управлять эмоциями» и «Доминирование негативных эмоций» свидетельствует о том, что у студентов улучшилась способность поддерживать эмоциональное равновесие. Увеличение показателей по шкале «Социальный интерес» говорит о том, что стремление студентов к взаимопониманию, сопереживанию и сотрудничеству с людьми стали более выраженными.

По конативно-целевому компоненту по сравнению со своими первоначальными особенностями

получены следующие изменения: значительно увеличилось количество студентов, ориентированных на развитие личности клиента (ф*эмп=764 при р<0.01. После формирующего эксперимента в ЭГ стало меньше студентов-психологов, которые используют стратегию решения проблемы вместо клиента (ф эмп= 806.0 при р< 0.01).

Итак, в результате формирующего эксперимента в экспериментальной группе произошли значимые изменения по 14 из 19 показателей.

В процессе формирующего эксперимента были проверены и обоснованы психологопедагогические условия и механизмы формирования культуры отношения к клиенту у студентов-психологов.

Эффективность формирования культуры отношения к клиенту у студентов-психологов обеспечивают следующие психолого-педагогические условия:

- опора на диагностику культуры отношения к клиенту и ее психологических составляющих, что

позволяет выявить индивидуальные различия в сформированности культуры отношения психолога к клиенту на этапе профессиональной подготовки, а также проследить динамику ее развития;

- вовлечение будущих психологов как субъектов в личностно и профессионально значимые для них виды деятельности (в учебную деятельность по овладению понятийным аппаратом, анализу первоисточников; квазипрофессиональную - в виде тренингов, деловых и ролевых игр; учебнопрофессиональную - домашние задания, психологическая практика в центре психологической помощи, - опосредствующие формирование культуры отношения психолога к клиенту в контексте будущей профессии;

- реализация между преподавателем и студентами отношений, способствующих созданию у будущего педагога-психолога образа культуры отношения к клиенту (преподаватель демонстрирует культуру отношения к студентам, студенты постепенно, на основе подражания преподавателю, учатся культуре отношения к клиенту);

- реализация программы формирования культуры отношения к клиенту.

В качестве психологических механизмов формирования культуры отношения к клиенту у сту-дентов-психологов мы выделяем:

1) осознание своей позиции и направленности консультативной деятельности. Консультанту необходимо демонстрировать понимание, эмоциональную поддержку и сочувствие к клиенту, при этом сохраняя дистанцию в отношениях, не проявлять привязанности к клиенту, стремления к дружбе и любви. Такие отношения дают возможность быть с клиентом в полноценном, искреннем, доверительном и этичном контакте, сохраняя при этом объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента. Деятельность консультанта должна быть ориентирована на поддержку и личностный рост клиента и состоять в активизации в нем внутреннего психического потенциала для самостоятельного решения собственных психологических проблем;

2) целеполагание - постановка целей на формирование и развитие культуры отношения к клиенту;

3) принятие и следование этическим принципам отношений психолога и клиента. Уровень профессионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и способностью строить свою деятельность с учетом этических норм. Этические принципы и правила работы пси-

холога-консультанта формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает;

4) механизм викарного научения означает, что отношение преподавателя к студенту способствует тому, что будущие психологи постепенно, на основе подражания преподавателю, учатся культуре отношения к клиенту;

5) механизм интериоризации - переход ценности культуры отношения психолога к клиенту из коллективного сознания учебно-профессиональной общности в индивидуальное сознание студента и ее закрепление в виде личностного смысла;

6) механизм экстериоризации, в результате которого сформированная во внутреннем плане личностная ценность культуры отношения к клиенту получает внешне выраженную форму в реальных отношениях.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены условия и механизмы, обусловливающие эффективность формирования культуры отношения к клиенту у студентов-психологов. В процессе экспериментального исследования обнаружены различия в уровне сформированности компонентов и психологических составляющих культуры отношения психолога к клиенту у студентов экспериментальной групп. Выявленные различия носят достоверный характер, следовательно, программа формирования культуры отношения психолога к клиенту является эффективной и действенной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии.

2. Бек А. Когнитивная терапия депрессии. Газизова Р. Р.

Проблема отношения психолога к клиенту // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2. ИЯЬ:

http://www.science-education.ru/102-5869.

3. Газизова Р. Р., Дубовицкая. Т. Д. Культура отношения психолога к клиенту: Учеб.-метод. материалы для студентов психолого-педагогических специальностей. Стерлита-мак: РИО СФ БашГУ, 2012. 104 с.

4. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 256 с.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 1995. 356 с.

6. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. 326 с.

7. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 512 с.

8. Фрейд З. Психоаналитические этюды. М.: ООО «Попурри», 1998. 608 с.

9. Эллис А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002. 352 с.

10. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции.

11. Ялом И. Дар психотерапии. М.: Эксмо, 2009. 352 с.

Поступила в редакцию 10.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.