Научная статья на тему 'Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников во внеучебной деятельности'

Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕТАНАВЫКИ / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипчук Нна Валериевна

В статье рассматриваются вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников во внеучебной деятельности образовательной организации. Проанализировано понятие «внеучебная деятельность». Приводится модель организации внеучебной деятельности, состоящей из нескольких взаимосвязанных между собой блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников во внеучебной деятельности»

УДК 379.8.

Филипчук Анна Валериевна

аспирант кафедры педагогики Мордовского

государственногопедагогического

института имени М. Е. Евсевьева

anna. ugz@mail. ru

Anna V. Filipchuk

Graduate student of pedagogy

Mordovia State Pedagogical

Institute named after M. E. Evseveva

anna. ugz@mail. ru

Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников во внеучебной деятельности

Features of formation of safety culture of life in senior extracurricular activities

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников во внеучебной деятельности образовательной организации. Проанализировано понятие "внеучебная деятельность". Приводится модель организации внеучебной деятельности, состоящей из нескольких взаимосвязанных между собой блоков.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, внеучебная деятельность, мировоззрение, метанавыки, когнитивная сфера, рефлексия.

Annotation. The article considers the problem of safety culture in the extracurricular activities of senior educational organization. Analyzed the concept of "extracurricular activities". A model of the organization of extracurricular activities, consisting of several interconnected blocks.

Keywords: safety culture, extracurricular activities, philosophy, metaskills, cognitive sphere, reflection.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников - одна из первоочередных задач современного общества, решить которую призван школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности". Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в разделе II, пункт 9.5. определяет культуру безопасности жизнедеятельности как жизненно важную социально-нравственную позицию личности, а также как средство, повышающее защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора. ФГОС также предъявляет ряд требований к результатам освоения базового курса ОБЖ, среди которых сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности и здоровом образе жизни; знание распространённых

опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; основных мер защиты и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам; способность использовать различные информационные источники; владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях и, что немаловажно, - умение применять полученные знания в области безопасности на практике; проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

К сожалению, высокие требования ФГОС и социальный заказ на личность со сформированной культурой безопасности жизнедеятельности вступают в противоречие с реальным положением дел, сложившимся в настоящее время в общеобразовательных организациях.

Во-первых, недостаточное количество часов предмета ОБЖ в школе (один час в неделю в 10 и 11 классах) не позволяет в должной мере овладеть учебным материалом.

Во-вторых, качество преподавания предмета оставляет желать лучшего. В образовательных организациях существует не только дефицит профессиональных кадров, способных в равной степени дать как теоретический материал, так и сформировать практические навыки, но и отсутствует учебно-материальная база, соответствующая требованиям времени.

В-третьих, как показывают проведенные исследования, у современных школьников отсутствует мотивация к овладению данным предметом. Лишь единицы считают "Основы безопасности жизнедеятельности" необходимым в школьной программе и связывают это с желанием связать свою дальнейшую жизнь со службой в МЧС России или в Вооруженных силах Российской Федерации.

Следовательно, необходимо искать новые пути решения преодоления сложившихся противоречий. Одним из способов решения данной проблемы является целенаправленная внеучебная деятельность старшеклассников в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено тем, что возможности внеучебной деятельности в образовательной организации, в контексте модернизации образования, очень велики, а педагогический потенциал практические не ограничен.

Безрукова В.С. определяет внеучебную деятельность как составную часть воспитательной системы школы, включающую в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной [1].

Новокшонова Г.А. рассматривает внеучебную деятельности с двух позиций: во-первых, как рациональное использование свободного от учебы времени для собственного развития путем самовоспитания, самообразования и самообучения и широкой общественно-полезной деятельности, во - вторых, как созданные педагогом-воспитателем условия для социальной адаптации,

Примечание [А1]: сразу правьте опечатки. их много, это нормально, но после будет некогда

социальной мобильности, гуманизации среды жизнедеятельности через развитие способностей, склонностей и интересов каждого учащегося [4].

Коджаспирова Г.М. определяет внеклассную воспитательную работу как организацию педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [3, с. 36]. Тимуршина Г.А. рассматривает внеурочную работу как деятельность, организуемую с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности [8, с. 55]. Е.Б. Евладова рассматривает внеурочную работу как возможность организации межличностных отношений в классе [2, с.124]. К.Ю. Бабанский дает определение внеклассной работы как специально организуемых внеучебных занятий, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся [6, с. 291].

Родионова А.В. трактует понятие внеклассной деятельности в контексте Федерального государственного стандарта (полного) общего образования, как деятельностную организацию на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемую участниками образовательного процесса, отличную от урочной системы, позволяющую в полной мере реализовать требования ФГОС [7].

Таким образом, внеучебная деятельность старшеклассников в области безопасности жизнедеятельности - это единая организованная система совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей и заинтересованных ведомств, построенная на основе системного, деятельностного, личностно -ориентированного и компетентностного подхода в соответствии с базовой программой обучения и направленная достижение следующих задач:

- развитие когнитивной сферы;

- формирование безопасного мировоззрения;

- формирование практических умений и навыков поведения в ЧС;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни;

- развитие рефлексии и мотивации к овладению знаниями в области безопасности жизнедеятельности.

Особенностью внеучебной деятельности старшеклассников является возможность ее организации на специально оборудованных площадках с использованием обучающих технологий МЧС России, вовлечение учащихся старших классов в деятельность Детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», в соревнования и мероприятия, проводимых МЧС России. Структура и формы внеучебной деятельности представлены на

рисунке.

Рисунок 1. Структура и формы внеучебной деятельности учащихся 10-11 классов.

Предложенная нами модель организации внеучебной деятельности состоит из трех основных блоков. Первый блок реализуется в общеобразовательной организации. Старшеклассники не просто являются пассивными слушателями и участниками мероприятий, а активно принимают в них участие. Так, например, учащиеся 10-11 классов самостоятельно разрабатывают и проводят для учеников младших классов викторины, классные часы по безопасности жизнедеятельности.

Второй блок заключается в организации занятий с Мобильным учебным комплексом МЧС России (МУК). МУК является универсальным средством обучения в области безопасности жизнедеятельности и состоит из автомобиля, полностью укомплектованного для проведения занятий в любых условиях в любой местности, в любое удобное время. Универсальность МУК обусловлена тем фактом, что, в зависимости от поставленных задач, можно создать практически любые условия для формирования необходимых качеств и знаний у старшеклассников, что, в свою очередь, позволяет формировать

мировоззрение и компетенции безопасности жизнедеятельности. Оптимальная форма использования МУК достигается развертыванием трех учебных точек, на которых проходит теоретическое обучение, практическое закрепление, диагностика и проверка полученных знаний и навыков.

Третий блок - формирование практических навыков действий в ЧС природного и техногенного характера, синтез теории и практики. Реализация педагогических задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников происходит на базе Экспериментального учебного городка МЧС России, созданного в Республике Мордовия специально для апробации инновационных форм подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности. Именно здесь моделируются различные чрезвычайные ситуации, максимально приближенные к реальным событиям.

Предложенный нами процесс формирования культуры безопасности старшеклассников во внеучебной деятельности можно представить в виде разработанного нами методического конструктора по принципу конструктора задач Л.С. Илюшина, представленного в таблице.

Задачи внеучебной деятельности по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников Показатели, свидетельствующие о достижении поставленных задач

1. Знание Формирование когнитивной сферы в области безопасности жизнедеятельности. Владеют терминами и основными понятиями. Знают о негативных факторах ЧС, причинах их возникновения. Умеют классифицировать ЧС.

2. Понимание Осознание причин возникновения ЧС, анализ и интерпретация событий. Анализируют причины возникновения нестандартной, экстремальной, чрезвычайной ситуации, доказывают правильность/неправильность действий. Предполагает дальнейшее развитие ситуации. Описывает последствия.

3. Применение Применение практических умений и навыков. Практические навыки действий в ЧС, навыки использования СИЗ, оказания первой помощи пострадавшим, формирование психологических и морально-волевых качеств.

4. Анализ Расчленение информации на составные части, выявление взаимосвязей, анализ причин и последствий. Формирование рефлексии в области безопасности жизнедеятельности. Способность анализировать развитие событий.

5. Синтез Выбор оптимального решения, способа спасения, алгоритма действий на основе полученных знаний. Формирование безопасного мировоззрения. Формирование компетенций в области безопасности жизнедеятельности. Формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей.

6. Оценка Умение оценивать свое поведение с точки зрения безопасности. Развитие самооценки, избегание неоправданного риска. Способность оценить сложившуюся ситуацию и принять верное решение. Формирование навыков безопасного поведения в повседневной жизни

Таблица 1. Методический конструктор формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников во внеучебной деятельности.

Новизна нашей модели внеучебной деятельности старшеклассников заключается в том, что при ее реализации идет формирование не базовых навыков безопасного поведения, а метанавыков, которые развиваются при использовании интенсивных технологий обучения [5, с. 15]. Именно метанавыки позволяют индивидуумам управлять своими базовыми навыками в условиях непредвиденных обстоятельств, что актуально не только при возникновении чрезвычайных ситуаций, но и в повседневной жизни.

Литература:

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/vneuchebnaja-dejatelnost.

2. Евладова Е.Б. Пути развития внеурочной работы дополнительного образования в современных школах // Классный руководитель. - 2002. - № 6. -С. 124 -131.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -М.: ИКЦ "МарТ", 2005. - 448 с.

4. Новокшонова Г.А. Словарь социального педагога, 2000 г. Режим доступа: http://www.psyoffice. ru/slovar-s168-ru3. htm

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

6. Педагогика: учебное пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

7. Родионова А.В. Педагогический глоссарий, 2010 г. Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1035/word/vneurochnaja-vneuchebnaja-dejatelnost-uchaschihsja#b_2

8. Тимуршина Г.А. Внеурочная деятельность старших школьников как фактор их гражданского становления: дис.... канд. пед. наук. - М.. 2005.

Literatura

1. Bezrukova V.S. Osnovyi duhovnoy kulturyi (entsiklopedicheskiy slovar pedagoga), 2000 g. URL: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/vneuchebnaja-dejatelnost.

2. Evladova E.B. Puti razvitiya vneurochnoy rabotyi dopolnitelnogo obrazovaniya v sovremennyih shkolah // Klassnyiy rukovoditel. - 2002. - № 6. - Р. 124 -131.

3. Kodzhaspirova G.M., KodzhaspirovA.Yu. Slovarpopedagogike. -M.: IKTs "MarT", 2005. - 448 p

4. Novokshonova G.A. Slovar sotsialnogo pedagoga, 2000 g. URL: http://www.psyoffice. ru/slovar-s168-ru3. htm

5. Panfilova A. P. Innovatsionnyie pedagogicheskie tehnologii : Aktivnoe obuchenie : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / A.P.Panfilova. -M. : Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 2009. - 192 p.

6. Pedagogika: uchebnoe posobie / Pod red. Yu.K. Babanskogo. - M.: Prosveschenie, 1983. - 608 p.

7. Rodionova A.V. Pedagogicheskiy glossariy, 2010 g. // http://didacts.ru/dictionary/1035/word/vneurochnaja-vneuchebnaja-dejatelnost-uchaschihsja#b_2.

8. Timurshina G.A. Vneurochnaya deyatelnost starshih shkolnikov kakfaktor ih grazhdanskogo stanovleniya: dis.... kand. ped. nauk. - M.. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.