Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТЕНТА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ИХ КОНСТРУИРОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТЕНТА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ИХ КОНСТРУИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный учебник / дистанционное обучение / атрибуты контента / методические рекомендации / electronic textbook / e-learning / content attributes / methodological recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Босов А. В., Мартюшова Я. Г., Наумов А. В.

Введение. Современный учебный процесс, особенно в сфере высшего образования, активно сопровождается средствами дистанционного обучения. Электронные учебники, составляющие значимую часть электронно-обучающей среды вуза, в настоящее время не имеют общепринятых стандартов ни по конструктивным особенностям, ни по контенту. Отсюда возникает необходимость определить некоторые правила формирования контента, стандарты, позволяющие контролировать качество разрабатываемых электронных учебных пособий и учебников и требуемый от них функционал. Цель статьи. Классификация типов контента электронного учебника в зависимости от группы учебных предметов, на обучение которым он направлен, формулировка базовых правил формирования контента, разработанных на основе дидактических принципов конструирования электронного учебника,— главные задачи работы. Методология и методы исследования. В статье использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа научной литературы, моделирование процесса конструирования электронного учебника. Результаты исследования. В статье определены рекомендации разработчикам электронных учебников на основе сформулированных ранее дидактических принципов конструирования. Рекомендации касаются вопросов формирования контента электронного учебника и наделения его определенными атрибутами, способствующими формированию необходимого функционала. Приводятся корректные ссылки на публикации, в том числе авторские, в которых обсуждаются математические методы, обеспечивающие на основе предложенных атрибутов требуемый функционал. Основываясь на опыте использования системы дистанционного обучения CLASS.NET в преподавании физико-математических дисциплин в МАИ, рекомендации иллюстрируются примерами контента электронного учебника по курсу «Теория функции комплексного переменного», разработанного с их использованием. В заключении статьи приведены положения, нормирующие процесс формирования контента электронного учебника для студентов университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Босов А. В., Мартюшова Я. Г., Наумов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF E-TEXTBOOK CONTENT FORMATION ON THE BASIS OF DIDACTIC PRINCIPLES OF TEXTBOOK DESIGN

Introduction. The modern educational process, especially in the field of higher education, is actively accompanied by e-learning means. Electronic textbooks, making up a significant part of the university's e-learning environment, currently do not have generally accepted standards either in terms of design features or content ones. Hence, it becomes necessary to define some rules for the formation of content, standards that allow to control the quality of the developed e-learning aids and textbooks and the required from them functionality. Purpose of the article. The classification of the content types of an electronic textbook depending on the group of subjects it is aimed at, the formulation of the basic rules for the formation of content, developed on the basis of the didactic principles of designing an electronic textbook, are the main tasks of the work. Methodology and research methods. The methods of comparative analysis of scientific literature, modeling of the process of designing an electronic textbook are used in the article. Research results. The article defines recommendations for developers of electronic textbooks based on the previously formulated didactic design principles. The recommendations relate to the content constructing for the electronic textbook and endowing it with certain attributes that contribute to the formation of the necessary functionality. Correct links are given to publications, including author’s ones, discussed mathematical methods that provide the required functionality based on the proposed attributes. Based on the experience of e-learning system CLASS.NET using in teaching physical and mathematical disciplines at the Moscow Aviation Institute, the recommendations are illustrated by examples of the electronic textbook content for the course “Theory of the function of a complex variable”, developed with their use. At the end of the article in the Conclusions section provisions that normalize the process of forming the content of an electronic textbook for university students are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТЕНТА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ИХ КОНСТРУИРОВАНИЯ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

А. В. Босов

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 34-45. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 4 (85). P. 34-45.

Научная статья УДК 37.022

doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-34-45

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТЕНТА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ИХ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Я. Г. Мартюшова

А. В. Наумов

Алексей Вячеславович Босов1, Янина Германовна Мартюшова2, Андрей Викторович Наумов3 1 Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, Москва, Россия 2' 3 Московский авиационный институт, Москва, Россия

1 avbosov@ipiran.ru, ОИССГО: 0000-0001-7163-341Х

2 ma1554@mail.ru, ОИССГО: 0000-0001-7803-5914

3 naumovav@mail.ru, ОИССГО: 0000-0002-3631-6168

Аннотация. Введение. Современный учебный процесс, особенно в сфере высшего образования, активно сопровождается средствами дистанционного обучения. Электронные учебники, составляющие значимую часть электронно-обучающей среды вуза, в настоящее время не имеют общепринятых стандартов ни по конструктивным особенностям, ни по контенту. Отсюда возникает необходимость определить некоторые правила формирования контента, стандарты, позволяющие контролировать качество разрабатываемых электронных учебных пособий и учебников и требуемый от них функционал.

Цель статьи. Классификация типов контента электронного учебника в зависимости от группы учебных предметов, на обучение которым он направлен, формулировка базовых правил формирования контента, разработанных на основе дидактических принципов конструирования элек-

© Босов А. В., 2022 © Мартюшова Я. Г., 2022 © Наумов А. В., 2022

тронного учебника,— главные задачи работы.

Методология и методы исследования. В статье использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа научной литературы, моделирование процесса конструирования электронного учебника.

Результаты исследования. В статье определены рекомендации разработчикам электронных учебников на основе сформулированных ранее дидактических принципов конструирования. Рекомендации касаются вопросов формирования контента электронного учебника и наделения его определенными атрибутами, способствующими формированию необходимого функционала. Приводятся корректные ссылки на публикации, в том числе авторские, в которых обсуждаются математические методы, обеспечивающие на основе предложенных атрибутов требуемый функционал. Основываясь на опыте использования системы дистанционного обучения CLASS.NET в преподавании физико-математических дисциплин в МАИ, рекомендации иллюстрируются примерами контента электронного учебника по курсу «Теория функции комплексного переменного», разработанного с их использованием.

В заключении статьи приведены положения, нормирующие процесс формирования контента электронного учебника для студентов университетов.

Ключевые слова: электронный учебник, дистанционное обучение, атрибуты контента, методические рекомендации

Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00588, https://rscf.ru/project/22-28-00588/.

Для цитирования: Босов А. В., Мартюшова Я. Г., Наумов А. В. Особенности формирования контента электронных учебников на основе дидактических принципов их конструирования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 34-45. doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-34-45

Original article

PECULIARITIES OF E-TEXTBOOK CONTENT FORMATION ON THE BASIS OF DIDACTIC PRINCIPLES OF TEXTBOOK DESIGN

Alexey V. Bosov1, Yanina G. Martyushova2, Andrey V. Naumov3

1 Federal Research Center "Computer Science and Control" of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

2> 3 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia

1 avbosov@ipiran.ru, ORCCID: 0000-0001-7163-341X

2 ma1554@mail.ru, ORCCID: 0000-0001-7803-5914

3 naumovav@mail.ru, ORCCID: 0000-0002-3631-6168

Abstract. Introduction. The modern educational process, especially in the field of higher education, is actively accompanied by e-learning means.

Electronic textbooks, making up a significant part of the university's e-learning environment, currently do not have generally accepted standards either in terms of design features or content ones. Hence, it becomes necessary to define some rules for the formation of content, standards that allow to control the quality of the developed e-learning aids and textbooks and the required from them functionality.

Purpose of the article. The classification of the content types of an electronic textbook depending on the group of subjects it is aimed at, the formulation of the basic rules for the formation of content, developed on the basis of the didactic principles of designing an electronic textbook, are the main tasks of the work.

Methodology and research methods. The methods of comparative analysis of scientific literature, modeling of the process of designing an electronic textbook are used in the article.

Research results. The article defines recommendations for developers of electronic textbooks based on the previously formulated didactic design principles. The recommendations relate to the content constructing for the electronic textbook and endowing it with certain attributes that contribute to the formation of the necessary functionality. Correct links are given to publications, including author's ones, discussed mathematical methods that provide the required functionality based on the proposed attributes. Based on the experience of e-learning system CLASS.NET using in teaching physical and mathematical disciplines at the Moscow Aviation Institute, the recommendations are illustrated by examples of the electronic textbook content for the course "Theory of the function of a complex variable", developed with their use.

At the end of the article in the Conclusions section provisions that normalize the process of forming the content of an electronic textbook for university students are given.

Keywords: electronic textbook, e-learning, content attributes, methodological recommendations

Acknowledgments. The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 22-28-00588, https://rscf.ru/project/22-28-00588/.

For citation: Bosov A. V., Martyushova Ya. G., Naumov A. V. Peculiarities of e-textbook content formation on the basis of didactic principles of textbook design. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(4):34-45. (In Rus.). htpps/doi.org/10.24412/2224-0772-2022-85-34-45

Введение. Современный учебный процесс активно сопровождается средствами дистанционного обучения. Большинство высших учебных учреждений имеют собственные образовательные порталы, на которых размещены системы дистанционного обучения (СДО), основу которых составляют электронные учебники (ЭУ). Процесс конструирования ЭУ в последние годы активно изучается. Понятие

электронного учебника и его роль в современном учебном процессе в условиях прогрессирующей информатизации образования нашли свое отражение в исследованиях многих ученых, среди которых С. А. Бешенков, Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина, Л. Х. Зайнутдинова, Е. О. Иванова, В. П. Кулагин, В. В. Нейханов, Б. Б. Овезов, И. М. Осмоловская, И. В. Роберт и др., в работах группы ученых Федерального института развития образования [3], статьях ученых ИСРО РАО [4]. Дидактические принципы конструирования, формулируемые в соответствии с педагогическими основаниями [5], были предложены авторами в нескольких работах.

Надо заметить, что роль педагога в процессе формирования контента ЭУ резко возрастает в сравнении с традиционными средствами. По этой причине возникает необходимость определить некоторые правила формирования контента, стандарты, позволяющие контролировать качество разрабатываемых ЭУ и требуемый от них функционал. Существующие стандарты разработки ЭУ например формат SCORM [12; 13], в большей степени касаются проблем использования определенных форматов хранения данных и программных технологий разработки, позволяющих различным образовательным платформам и системам дистанционного обучения обмениваться контентом электронных учебников, делая их в определенном смысле универсальными и кроссплатформенными. Для контроля качества контента самого ЭУ они не подходят.

Целью статьи является формирование рекомендаций для разработчиков контента ЭУ позволяющих при использовании его в современном образовательном процессе обеспечить полноту дидактического цикла. Кроме того, предлагается классификация типов контента ЭУ в зависимости от учебного предмета, сформулированы базовые правила конструирования контента и функционального содержания электронных средств обучения.

Опыт разработки и использования в Московском авиационном институте на кафедре «Теория вероятностей и компьютерное моделирование» системы дистанционного обучения позволяет проиллюстрировать на примере ЭУ по курсу «Теория функции комплексного переменного» применение сформулированных в этой работе рекомендаций по конструированию образовательного контента.

Результаты исследования

Дидактические принципы конструирования электронных учебников были сформулированы на опыте эксплуатации СДО МАИ CLASS.NET

[8; 10]. Они были представлены тремя группами: «принципы отбора учебного материала, принципы его структурирования, принципы функционирования электронного учебника» [5; 7].

К первой группе принципов были отнесены:

- «принцип отбора контента на основе культурологической концепции содержания образования, согласно которой контент электронного учебника должен приоритетно соответствовать ведущему компоненту содержания образования по выбранному предмету» [5];

- «принцип компетентностного целеполагания (принцип ориентации на развитие умений и навыков, способствующих формированию соответствующих профессиональных компетенций)» [5].

Ко второй группе принципов относятся:

- «принцип формирования индивидуальных образовательных траекторий средствами графоориентированного подхода, согласно которому структура контента ЭУ представляется в виде нагруженного ориентированного графа, вершинами которого являются единицы контента (теоретические положения, задания и др.), направление дуг определяет последовательность обращения обучающегося к единицам контента, а веса дуг соответствуют сложности элементов практической части контента» [5];

- «принцип сочетания самостоятельной учебной деятельности студентов с получением дозированной педагогической помощи, реализующийся в упорядочении структурных единиц учебного контента» [5].

К принципам функционирования электронного учебника относятся:

- «принцип многофункциональности электронного учебника, реализующийся на основе сценарного подхода [6], предусматривающего использование электронного учебника различными категориями пользователей и наделение его необходимыми для этого функциональными элементами структуры» [5];

- «принцип комплексного использования в учебном процессе ЭУ и печатного издания, созданных на основе взаимосвязанных требований, образующих ядро учебно-методического комплекса» [5];

- «принцип адаптивности электронного учебника, реализуемый на основе обратной связи и статистической обработки результатов работы пользователей» [5].

Перечисленные принципы задали основу для разработки методических указаний и правил для авторов контента ЭУ. Этот контент должен

отвечать как дидактическим, так и информационным задачам, вследствие чего имеет текстовую и атрибутивную составляющую. При этом он разделяется на две большие группы: элементы теоретической части и функциональные элементы, предназначенные для организации учебной деятельности. Количественное соотношение элементов разных групп контента и их качественная, содержательная составляющая непосредственно зависят от типа учебного предмета, определяемого, как уже было указано выше, ведущим компонентом содержания образования. Отметим, что в применяемой авторами системе CLASS.NET функционируют учебники, относящиеся к предметам, направленным на усвоение обучающимися прежде всего способов деятельности.

На основе опыта разработки ряда электронных учебников в рамках системы CLASS.NET и в соответствии с входящим в третью группу принципом совместного использования в учебном процессе печатного издания и ЭУ рекомендуется использовать выбранное или специально написанное печатное издание в качестве теоретической части ЭУ Теоретическая часть должна представлять из себя гипертекст, где в качестве ссылок используются основные структурные элементы. Для учебников по математическим курсам в качестве структурных элементов могут выступать теоремы, определения, примеры, замечания и т. д. Таким образом, помимо текстовой составляющей, адресованной непосредственно обучающемуся, создатель ЭУ наделяет элемент теоретической части контента атрибутом типа и направлениями связей с другими элементами, что позволяет реализовать дидактические принципы функционирования.

В качестве примера приведем элемент теоретической части электронного учебника по курсу «Теория функции комплексного переменного» (ТФКП), отраженный на Рисунке 1. Вынесенный фрагмент отражает гиперссылки на два утверждения, сформулированные в теоретической части учебника ранее. Воспользовавшись ими, при необходимости пользователь ЭУ получает доступ к содержанию утверждений в отдельном окне. Кроме того, ссылки на эти утверждения могут быть использованы в заданиях с дозированной педагогической помощью в практической части.

Контент второй, практической части ЭУ может состоять из заданий трех типов: тестовые задания, задания для самообучения и контрольные задания [8]. Тестовые задания предназначены для контроля готовности пользователя приступить к выполнению заданий для самообучения и контрольных заданий. Эти задания проверяют уровень знания поль-

зователемсоответствующих теоретических положений. Для пооышения степени педсонификаци иоодвний может бветь введен допустимый для ряда предметов число в оо, слухайоый п ко тодыйсриним ает

новые значения для каждого нового пользователя.

Рисунок 1. Гипертекст теоретической части учебника ТФКП

Принцип сочетания самостоятельной учебной деятельности студентов с получением дозированной педагогической помощи реализуется в заданиях для самообучения, содержащихмногоуровневые подсказки, доступ к кото-рымпользовательпоследовательнополучает, либовводяпослеочередной подсказкиневерный ответ, либосамостоятельновыбирая следующую подсказку, переходя на очередной этап решения задачи с понижением получаемой за нее оценки. Полный набор всех подсказок реализует полностью решениезадачи, позволяяпользователюполучить занееминимальный балл. Пример задачи с подсказками по курсу ТФКП приведен на Рисунке 2,представляющем скриншотстраницыэлектронногоучебника.

Подсказки для предложенного задания содержат три уровня: первая подсказка содержит гиперссылку на соответствующее место в теоретической части учебника, вторая подсказка — гиперссылку на аналогичный типовой пример, разобранный в теоретической части с решением, последняя подсказка — решение сформулированной задачи. Студент, воспользовавшийся подсказкой третьего уровня, получает минимальный бал за рассмотренную задачу.

Рисунок2.Подсказкивзадачедлясамообучения

Первая группа дидактических принципов в большей степени отра-жаетсяв отборе контента для группы контрольных заданий, которые должны провелять знанип пользтвателем ЭУоснлвнетв компееенций, по етатленныс в соответствитизучаемому ку[су утеПрым планом. Пример контрпльногозадения, нтиртвлтнного ни проверку освпенря егответ-ствующейкомпетенциипокурсу ТФКП,приведен наРисункеЗ.

Теория функций комплексного переменного

Раздел 1.(§1.1) Комплексные числа и операции над ними. Раздел 2.(§1.4) Элементарные функции комплексного переменного.

Раздел 3. (§1.4) Геометрические свойства элементарных функций. Раздел 4. (§1.3) Дифференцируемость и ь функций о переменного. Тестовые задачи Задачи для самообучения Контрольные задачи Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6

Задача 4.3.6

Проверить дифференцируемость и

Выбрать верный вариант

м--

функции

Re z

1 + И2

Функция /(г) Функция f(z) Функция /(г) Функция /(г) Нет верного о

переменного

дифференцируемой всюду, дифференцируемой всюду, дифференцируема в точка> всюду, кроме точки г = — 1, г = '.

э Бесконечность ^ Не существует Пожаловаться на задачу щ Требования к формату •

сделано используя Latex Equation © 2007 -

Рисунок3.Пример контрольногозадания

Отраженное на Рисунке 3 контрольное задание способствует формированию у пользователей ЭУ, например, следующей компетенции: способности проведения комплексного анализа объекта средствами теории функции комплексного переменного. Компетенции описаны в нормативных документах, фиксирующих государственный стандарт обучения по соответствующей специальности или направлению обучения.

Таким образом, при формировании контента практической части каждая его единица наделена типом, гиперссылкамина другие единицы, случайным какамстромцля персонификации,ссылкой на фярмирус-мую компетенцию. Но для автоматизированной оценки деятельности оИ)мтющихся и реализации дыиткипаыноиофуанцмпиальдадмкЭУ необнидима таяже дислввал характдристкма сложцости задакды.

В процессе структурирования электронного учебника, при реализа-фин латМылфиентндованцуко подходи [р] я этому кычцесау ксе эдементы контента должны быть разделены на последовательные группы, состоящие из приведенных выше трех видов заданий и соответствующих кынлeдоуaаеФьнеизyчaeмым разделамкурса. Такое разбиение по^]во,тит сформировать граф заданий с дугами от заданий предыдущего раздела к задлмг^фц1^с^с^^аучфщегя^ т^^оФ(^зво;^1^тф^]^]ацумца^л аа^увиД^льаую траекторию пользователя различными математическими методами [1; 9]. Структура графа изображена на Рисунке 4.

Тема

Тема 2. Тема к.

Рисунок4.Иллюстрация графоориентированногоподхода

Каждому j-му заданию г-ой темы в графе соответствует его сложность Ш , которая изначально задается экспертным образом, а в процессе функционирования ЭУ пересчитывается математическим аппаратом, программно реализованным в электронной управляющей оболочке СДО, например, на основе модели Раша [11]. Таким образом может быть реализован принцип адаптивности ЭУ Кроме того, сложность задания позволит использующему учебник преподавателю формировать индивидуальные наборы заданий различным пользователям, обеспечивая приблизительно равную суммарную сложность задания [9]. Это, в частности, обеспечит возможность использования ЭУ различными категориями пользователей, что реализует принцип многофункциональности электронного учебника и даст возможность проведения педагогического эксперимента по его практическому использованию в учебном процессе с последующей оценкой применения социологическими и статистическими методами оценивания.

Заключение. Суммируя сказанное, в качестве рекомендации по формированию контента современного ЭУ можно выдвинуть предложение: после отбора учебного материала в соответствии с типом учебного предмета, структурирования его в соответствии с поставленными целями, разработкой сценариев возможного использования, предваряя процесс цифровизации, нужно определить параметры единиц контента.

Каждый элемент контента ЭУ должен быть наделен рядом признаков, или атрибутов, которые можно представить вектором, компонентами которого являются:

- тип элемента (теоретическое положение, практическое задание, исследовательская задача, др.) с указанием подтипов (вид теоретического утверждения, вид задачи в зависимости от цели ее использования);

- непосредственно текстовая составляющая, видимая обучающемуся;

- раздел курса, которому соответствует элемент контента;

- уровень сложности;

- компетенции из учебного плана курса, на освоение которых направлен элемент;

- ссылки на другие элементы контента и т. д.

Список указанных атрибутов может быть дополнен в соответствии с целями, которые ставят себе разработчики курса. Подобный подход полностью соответствует современным стандартам разработки электронных учебников, например стандарту SCORM [12; 13] и парадигме адаптивного компьютерного тестирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы стандартизации процесса разработки контента современных ЭУ являются в настоящее время весьма актуальными. Подходы к их решению в данной работе базируются на предложенных ранее авторами статьи дидактических принципах конструирования. Наделение элементов контента атрибутами, исходя из сформулированных принципов конструирования, позволяет использовать обширный математический аппарат [1; 2; 9; 11] для адаптации системы дистанционного обучения.

Апробация предложенных рекомендаций продемонстрирована на примере разработанного в МАИ электронного учебника по курсу «Теория функции комплексного переменного».

Список источников

1. Босов А. В., Мартюшова Я. Г., Наумов А. В. и др. Байесовский подход к построению индивидуальной траектории пользователя в системе дистанционного обучения // Информатика и ее применение. 2020. Т. 14, № 3. С. 86-93.

2. Босов А. В., Мхитарян Г. А., Наумов А. В. и др. Использование гамма-распределения в задаче формирования ограниченного по времени теста // Информатика и ее применение. 2019. Т. 13, № 4. С. 12-18.

3. Босова Л. Л., Авдеева С. М., Лейбович А. Н. и др. Электронные учебники. Вопросы разработки, внедрения и использования интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2013. 88 с.

4. Иванова Е. О., Осмоловская И. М, Шабалин Ю. Е. Конструирование учебников для реализации процесса обучения в информационно-образовательной среде: монография. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. 188 с.

5. Мартюшова Я. Г. Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 5 (54). С. 151-165.

6. Мартюшова Я. Г. Сценарный подход к разработке и использованию электронного учебника в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 6. С. 45-55.

7. Мартюшова Я. Г., Наумов А. В. Мотивация использования в педагогической профессиональной деятельности электронных средств обучения и дидактические принципы их конструирования // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 3. С. 46-54.

8. Наумов А. В., Джимурат А. С., Иноземцев А. О. Система дистанционного обучения математическим дисциплинам CLASS.NET // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2014. № 10. С. 36-44.

9. Наумов А. В., Иноземцев А. О. Алгоритм формирования индивидуальных заданий в системах дистанционного обучения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2013. № 6. С. 46-51.

10. СДО МАИ CLASS.NET [Электронный ресурс]. URL: http://www.distance.mai.ru/ (дата обращения: 10.01.2022).

11. Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. Chicago: The University of Chicago Press, 1980. 199 p.

12. Rey-Lopez M., Fernandez-Vilas A., Díaz-Redondo R .P., et al. Extending SCORM to create adaptive courses, in: Innovative Approaches for Learning and Knowledge Sharing. Springer Berlin Heidelberg, 2006. P. 679-684.

13. Ueda H. SCORMAdaptiveQuiz 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://github.com/ uedahiro4/SCORMAdaptiveQuiz (дата обращения: 18.01.2022).

References

1. Bosov A. V., Martyushova Ya. G., Naumov A. V. i dr. Bajesovskij podhod k postroeniyu individual'noj traektorii pol'zovatelya v sisteme distancionnogo obucheniya // Informatika i ee primenenie. 2020. T. 14, № 3. S. 86-93. [In Rus].

2. Bosov A. V., Mhitaryan G. A., Naumov A. V. i dr. Ispol'zovanie gamma-raspredeleniya v zadache formirovaniya ogranichennogo po vremeni testa // Informatika i ee primenenie. 2019. T. 13, № 4. S. 12-18. [In Rus].

3. Bosova L. L., Avdeeva S. M., Lejbovich A. N. i dr. Elektronnye uchebniki. Voprosy razrabotki, vnedreniya i ispol'zovaniya interaktivnyh mul'timedijnyh elektronnyh uchebnikov novogo pokoleniya dlya obshchego obrazovaniya na baze mobil'nyh elektronnyh ustrojstv. M.: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2013. 88 s. [In Rus].

4. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M., Shabalin Yu. E. Konstruirovanie uchebnikov dlya realizacii processa obucheniya v informacionno-obrazovatel'noj srede: monografiya. M.: Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2017. 188 s. [In Rus].

5. Martyushova Ya. G. Teoreticheskie osnovaniya konstruirovaniya elektronnyh uchebnikov dlya studentov tekhnicheskih universitetov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. T. 1, № 5 (54). S. 151-165. [In Rus].

6. Martyushova Ya. G. Scenarnyj podhod k razrabotke i ispol'zovaniyu elektronnogo uchebnika v vuze // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22, № 6. S. 45-55. [In Rus].

7. Martyushova Ya. G., Naumov A. V. Motivaciya ispol'zovaniya v pedagogicheskoj professional'noj deyatel'nosti elektronnyh sredstv obucheniya i didakticheskie principy ih konstruirovaniya // Eksperimental'naya psihologiya. 2020. T. 13, № 3. S. 46-54. [In Rus].

8. Naumov A. V., Dzhimurat A. S., Inozemcev A. O. Sistema distancionnogo obucheniya matematicheskim disciplinam CLASS.NET // Vestnik komp'yuternyh i informacionnyh tekhnologij. 2014. № 10. S. 36-44. [In Rus].

9. Naumov A. V., Inozemcev A. O. Algoritm formirovaniya individual'nyh zadanij v sistemah distancionnogo obucheniya // Vestnik komp'yuternyh i informacionnyh tekhnologij. 2013. № 6. S. 46-51. [In Rus].

10. SDO MAI CLASS.NET [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.distance.mai.ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2022). [In Rus].

11. Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. Chicago: The University of Chicago Press, 1980. 199 p.

12. Rey-Lopez M., Fernandez-Vilas A., Diaz-Redondo R. P., et al. Extending SCORM to create adaptive courses, in: Innovative Approaches for Learning and Knowledge Sharing. Springer Berlin Heidelberg, 2006. P. 679-684.

13. Ueda H. SCORMAdaptiveQuiz 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://github.com/uedahiro4/ SCORMAdaptiveQuiz (data obrashcheniya: 18.01.2022).

Информация об авторах

А. В. Босов — доктор технических наук, главный научный сотрудник

Я. Г. Мартюшова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории вероятностей и математического моделирования

А. В. Наумов — доктор физико-математических наук, профессор кафедры теории вероятностей и математического моделирования

Information about the authors

A. V. Bosov — Dr. Sc. (Technology), principal scientist

Ya. G. Martyushova — PhD (Education), senior lecturer at the Chair of Probability theory and Mathematical modeling A. V. Naumov — Dr. Sc. (Physics and Mathematics), Professor at the Chair of Probability theory and Mathematical modeling

Статья поступила в редакцию 08.06.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 30.06.2022. The article was submitted 08.06.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.