Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-УЧАСТНИКОВ РЫНКОВ ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-УЧАСТНИКОВ РЫНКОВ ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-УЧАСТНИКОВ РЫНКОВ ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД»

Мызрова К.А., к. э.н., доцент кафедры управления Ульяновский государственный университет

Россия, г.Ульяновск Лаптева А.П. студент бизнес-факультета Институт Экономики и Бизнеса Ульяновский государственный университет

Россия, г.Ульяновск

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-УЧАСТНИКОВ РЫНКОВ ТОВАРОВ

ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Для современного периода характерны: высокая степень глобализации и интернационализации бизнеса, стирание различий между товарами и услугами разных производителей и поставщиков. Совсем не каждая организация - участник рынка товаров повседневного спроса может похвастаться явной уникальностью потребительских свойств и качеств своего продукта, а большая часть продукции может быть заменена соизмеримой по качеству продукцией конкурента или товаром-субститутом.

Состояние потребительского рынка является фактором стабильности, при этом важно отметить, что и в кризисный период, когда располагаемые доходы населения падают, товары повседневного спроса остаются востребованными.

Каждая организация, по мнению П.Друкера, действует на основе «своей теории бизнеса», выбирая ту или иную стратегию развития как способ реализации теории бизнеса в практической деятельности. Остается актуальным вопрос, - какая стратегия будет наиболее эффективной в тех или иных условиях?

Некоторые авторы не разделяют понятия «стратегия» и «конкурентная стратегия», считая, что назначением любой стратегии является позиционирование компании в условиях конкуренции.

Конкурентная стратегия - это комплекс методов и мер, направленных на создание устойчивой позиции предприятия на рынке, противодействие пяти силам конкуренции, а также на достижение максимальной прибыли. Целью конкурентной стратегии является создание устойчивого положения на рынке и достижение превосходства на рынке. Стратегия определяет способ конкурирования, который получает отражение в комплексе действий, создающих уникальную стоимость продукции или услуг компании [3, С.486].

Разделение категорий «стратегия» и «конкурентная стратегия» возможно при изучении организаций. Поведение фирмы в современной экономической системе не может быть не ориентировано на конкуренцию, как и «конкурентоспособность фирмы может быть определена как её

сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами».

Одна из особенностей современного периода для формирования конкурентной стратегии организаций - участников рынка товаров повседневного спроса - необходимость инновационного развития потребительского рынка товаров повседневного спроса. Огромное внимание уделялось и уделяется проработке данного вопроса. Примером важности тому является утверждение Стратегии инновационного развития России на 2017-2019 гг. Оборот розничной торговли будет восстанавливаться умеренными темпами до 1,8 % в 2019 г. По прогнозам социально-экономического развития РФ на 2017 г. инфляция достигнет 4 % в конце 2017 г. и сохранится на этом уровне до конца 2019 г.

И все же, инновационная активность российского бизнеса показывает отрицательную динамику. Рост удельного веса инновационных товаров, работ, услуг, наблюдавшийся в 2010-2013 гг. (с 4,8 % в 2010 г. до 9, 2 % в 2013 г.), в 2014-2015 гг. сменился снижением показателя до 8,7 % и 8,4 % соответственно.

Программы инновационного развития крупных компаний с государственным участием станет стимулом для повышения конкурентоспособности производства за счет увеличения спроса на существенно улучшенные не только инновационные проекты, услуги, но и товары.

Большинство (в особенности прорывных инноваций, которые могут оказать наиболее позитивное влияние на рост ВВП) на рынках развивающихся стран создаются транснациональными корпорациями. Именно международные компании в большей степени заинтересованы в создании прорывных инноваций, т.к. они могут обеспечить продажу инновации на нескольких рынках, что позволяет получить наибольшую отдачу от инвестированных в разработку инновации средств.

В то же время разработка инновации на рынке товаров повседневного спроса является дорогостоящим процессом. Данный процесс подразумевает как изучение и выявление потребностей потребителей, так и разработку продукта, его тестирование, создание маркетингового концепта, сертифицирование [2].

Инновации на данный момент имеют наибольшее влияние на маркетинговые и конкурентные стратегии предприятия. Синтетическая стратегия, которая включает в себя цепочку ценностей потребителя, рекомендации школ по Г.Минтцбергу, а также управление на основе передовых достижений и инновационного развития - это и есть основа формирования новой синтетической конкурентной стратегии.

Синтетическая конкурентная стратегия эффективно использует стратегические подходы и органично включает инновационное развитие [1].

Ещё одной особенностью для организаций - участников рынка товаров повседневного спроса станет приоритетным преобладание товаров российского производства в ассортиментной политике. Так как в рамках процесса импортозамещения, начиная с 2017 г., будут реализованы мероприятия по созданию механизма льготного кредитования для упрощенного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным средствам.

В процессе либерализации торгового режима, связанного с обязательствами РФ в ВТО и установлением льготных торговых режимов с некоторыми странами, уровень ценовой конкурентоспособности отечественных производителей продовольственной продукции будет снижаться. К числу уязвимых продовольственных групп, снижение тарифной защиты на которые может привести к негативным последствиям, относятся: рыба, молочные продукты, сахар.

По прогнозам на 2017-2019 гг. низкий потребительский спрос будет сдерживать рост цен, прежде всего в секторе услуг и непродовольственных товаров. Основным фактором высокого роста цен стал более пролонгированный перенос девальвации рубля в конце 2015 г. - начале 2016 г. на цены непродовольственных товаров, учитывая долю импортной составляющей на рынке. В 2017 г. влияние данного фактора исчерпается.

Ещё одна особенность формирования стратегии связана с развитием информационных технологий и внедрением в сферу бизнеса, в том числе и организаций - участников рынка товаров повседневного спроса. Совершенствование информационных технологий, например, сопровождения логистических операций потенциально позволят снизить стоимость товаров на 30 %.

Привлечение иностранных инвестиций крупных международных компаний в работу на российском сегменте товаров повседневного спроса будет в значительной степени способствовать решению вопроса падения нормы прибыли.

Таким образом, выявленные нами особенности формирования конкурентной стратегии участников-организаций рынка товаров повседневного спроса, во многом определяются условиями, происходящими во внешней среде.

Использованные источники:

1.Елизарьева М.С. Эффективные конкурентные стратегии: новая конкурентная стратегия на основе инновационного превосходства //Научный журнал. 2016. № 8 (9). - С. 42-44.

2.Матвеев Я.С., Носов А.Л. Инновации на рынке товаров повседневного спроса // Инновационное развитие экономики. 2016. № 2 (32). - С. 29-33.

3.Шатунов Г.С. Конкурентные преимущества как элемент эффективности конкурентоспособности организации // Актуальные проблемы экономики

современной России / Издательство: Марийский государственный университет (Йошкар-Ола), 2016, № 3. - С. 481-486.

УДК 330.42

Настюк А.В. магистрант 1 курса кафедра «Бизнес-информатика» Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург Назаров А.Д. магистрант 1 курса кафедра «Бизнес-информатика» Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ООО «COMPUTER NETWORK» В данной статье рассматриваются модели и методы оптимизации затрат, на примере Интернет-провайдера ООО «Computer Network». Проведена оптимизация расходов на рекламу с учетом коэффициента сезонности, найдена зависимость оптимального размера оказания услуги от цены и себестоимости подключения, а также даны рекомендации по улучшению деятельности компании.

Ключевые слова: анализ иерархии, функция спроса, минимизация затрат, увеличение прибыли.

OPTIMIZATION MODEL OF ECONOMIC ACTIVITY OF LLC

"COMPUTER NETWORK" This model considers models and methods of optimization of costs , the example of the ISP Ltd. "Nizhny Tagil Computer Network " . The optimization of advertising , taking into account the seasonality factor , found the dependence of the optimal size of the service on the price and the cost of connection costs , as well as recommendations for improvement of the company.

Keywords: analysis of the hierarchy , the function of demand , minimizing costs , increase profits

В современных экономических условиях неотъемлемой частью успешной работы предприятия является анализ финансово-хозяйственной деятельности, на основе которого руководство и другие заинтересованные лица могут оценивать перспективы развития, финансовые риски, принимать оптимальные управленческие решения.

Для эффективной реализации оперативного управления производством актуальным является наличие на предприятии разработанных математических моделей оптимизации основных экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.