Научная статья на тему 'Особенности формирования комплексной инфраструктуры как фактор повышения качества жизни населения на территории Белгородской области'

Особенности формирования комплексной инфраструктуры как фактор повышения качества жизни населения на территории Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПАРТЕР / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / БЛАГОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Киселев С.Н., Перцев В.В., Перькова М.В.

На сегодняшний день города рассматриваются, прежде всего, как место для жизни, где можно создать комфортную и дружественную человеку среду. В статье рассматриваются ключевые факторы, определяющие качество жизни в городах. Для создания живого, безопасного, устойчивого и здорового города с человеческим масштабом его общественных пространств, необходимо учитывать: принципы городского планирования и их реализацию, критерии качества городской среды и методику оценки нижних этажей зданий. Для малых и средних городов и муниципальных образований Белгородской области необходимо провести анализ территорий, результатом которого должны стать схема общественных пространств и рекреационных зон и схема пешеходных маршрутов со смысловой направленностью. Разработаны рекомендации о внесении изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования комплексной инфраструктуры как фактор повышения качества жизни населения на территории Белгородской области»

Киселев С.Н., ст. преп., Перцев В.В., проф., Перькова М.В., канд. арх., проф.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ*

perkova.margo@mail.ru

На сегодняшний день города рассматриваются, прежде всего, как место для жизни, где можно создать комфортную и дружественную человеку среду. В статье рассматриваются ключевые факторы, определяющие качество жизни в городах. Для создания живого, безопасного, устойчивого и здорового города с человеческим масштабом его общественных пространств, необходимо учитывать: принципы городского планирования и их реализацию, критерии качества городской среды и методику оценки нижних этажей зданий. Для малых и средних городов и муниципальных образований Белгородской области необходимо провести анализ территорий, результатом которого должны стать схема общественных пространств и рекреационных зон и схема пешеходных маршрутов со смысловой направленностью. Разработаны рекомендации о внесении изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования.

Ключевые слова: градостроительный партер, качество городской среды, городское планирование, региональные нормативы, благоустройство._

Мир вступил в эпоху кардинальной трансформации городов. Города, которые мы знаем, уходят в прошлое. На сегодняшний день города рассматриваются, прежде всего, как место для жизни, где можно создать комфортную и дружественную человеку среду [2]. Состояние городов больше не может рассматриваться как локальная проблема - города участвуют в глобальной конкуренции, и это конкуренция за людей, за наиболее креативных, квалифицированных, активных, платежеспособных и т.д.

Качество жизни в городах определяется четырьмя ключевыми факторами:

1. Комфортной и доступной городской инфраструктурой, высокой транспортной доступностью, доступностью сервисов и услуг, новыми принципами планирования, обеспечивающими шаговую доступность.

2. Избыточностью комфортного жилья, т.е. возможностью выбора типа жилья, вида и его стоимости.

3. Безопасностью городской среды.

4. Гармоничными отношениями между городом и окружающими его территориями.

Наряду с концепцией скоординированной мультимодальной (межвидовой) транспортной системы, направленной на повышение уровня доступности - современным трендом в трансформации городов является приоритетное развитие общественных пространств пешеходной доступности. Площади, скверы, прогулочные зоны, вокруг которых образуется третье по значимости место в городской среде: 1-е место -жилье, 2-е место - работа. Символом третьего места является публичное пространство - кафе,

закрытое или открытое удобное уличное место, где есть беспроводной интернет, так как это территория общения, зона отдыха и работы в пределах пешеходной десятиминутной доступности.

Идея пешеходного масштаба города в градостроительном отношении - это полицентрическая модель. Эта модель направлена на интенсификацию использования пешеходных пространств за счет потребностей и возможностей постиндустриального типа горожанина, доступность свободного выбора деятельности. Инструментарий для создания живого, безопасного, устойчивого и здорового города, с человеческим масштабом его общественных пространств, включает в себя три основных критерия:

1. Принципы городского планирования.

2. Критерии качества городской среды.

3. Методика оценки нижних этажей зданий.

Городское планирование осуществляется с целью сделать возможным наилучшее управление социальным, экономическим, экологическим и пространственным развитием городов в интересах населяющих их людей. Под городским планированием в данном случае понимается система подготовки, разработки и принятия решений, обеспечивающих целенаправленное, планомерное и регулируемое социально-экономическое развитие города и осуществление в нем градостроительной деятельности. Рассмотрим принципы городского планирования (табл.1).

Таблица 1

Тринципы городского планирования и их реализация

№ п/п Принципы планирования Способы реализации

1 Собирать Размещение функциональных зон на небольшом расстоянии между ними. Компактные пространства высокого визуального качества, короткие логичные маршруты, ясная структура, транспортно ориентированная застройка (взаимосвязь пешеходных маршрутов с хорошей системой общественного транспорта)

2 Интегрировать Формирование многофункциональности как в назначении зданий, так и в формах городских пространств, обеспечение разнообразия и богатства впечатлений средствами озеленения, освещения, обогащения малыми архитектурными формами и арт-объектами.

3 Привлекать Привлекательное городское пространство. Приоритет пешеходов, устранение помех и препятствий на тротуарах, переход проезжей части в уровне тротуара. Пандусы предпочтительнее лестниц. Формирование линейного и локального «градостроительного партера», сомасштабного человеку. Забота о визуальном качестве должна распространяться на все элементы города.

4 Открывать Открытые границы между городом и домами, возможность их взаимодействия: активные первые этажи, прозрачные фасады, множество экспозиций и товаров в витринах, уличные кафе, уличная мебель и вспомогательные места для сидения (тумбы, ограды, части зданий, ступени), расположенные у границ пространства. Доступ к интернету.

5 Увеличивать Стимулы для более длительного пребывания в городе: видовые точки, знаковые места, камерные пространства, кратковременная активность (музыка, спорт, парады, фейерверки, концерты), сезонные мероприятия (уличные фестивали, выставки, ярмарки).

Рассматривая критерии качества городской среды, можно выделить:

1. Защиту пешеходов от транспорта, сезонных погодных условий (снег, дождь) погоды и окружающей среды (защита от пыли, шума и пр.).

2. Комфортность пребывания в городе -возможности ходить, стоять/проводить время, сидеть, видеть, разговаривать и слушать, играть и заниматься спортом.

3. Визуальное качество городской среды -здания и пространства соответствуют масштабу человека, имеется возможность наслаждаться погодой (солнце/тень, жара/прохлада), возможность получения положительных ощущений от хорошего дизайна и проработки деталей, качественных материалов, красивых видов, растительности, водных объектов.

Для определения качества и привлекательности градостроительного партера, зоны перехода от зданий к городскому пространству, где внутренняя жизнь взаимодействует с внешней, а прохожие получают впечатления, предлагается использовать методику оценки нижних этажей, разработанную в Стокгольме при реконструкции города в 1990 г. [4]. Такой подход может использоваться для сравнения городов и районов, а также как отправная точка для выработки политики создания привлекательного градостроительного партера вдоль основных улиц. Предлагается выделять 5 типов фасадов зданий:

активный (предполагает 15-20 дверей на 100 м), дружественный (10-14 дверей на 100 м), смешанный (6-10 дверей на 100 м), скучный (от 2 до 5 дверей на 100 м), неактивный (до 2 дверей на 100 м).

Как воспользоваться этим инструментарием, главным принципом которого является, целостность, завершенность и качество градостроительных узлов? Какие меры будут способствовать достижению этого? Для осуществления городского планирования необходимо комплексное решение задач градостроительства, архитектурного проектирования, социально-экономического и экологического регулирования. Например, в Лондоне, к проведению летних Олимпийских игр 2012, на материале анализа передвижения по городу реальных пешеходов, была разработана Схема пешеходных маршрутов Лондона. Туристам и пешеходам она подскажет возможные маршруты прогулок, а муниципальным властям указала, какие улицы и площади следует привести в соответствие в первую очередь [7]. Такие схемы были разработаны для г. Белгорода. Для формирование комфортной среды и повышения качества жизни в малых и средних городах Белгородской области [3] необходимо провести анализ территорий, результатом которого должны стать две схемы:

1. Схема общественных пространств и рекреационных зон в алгоритме 5-10-минутной пешеходной доступности (ориентировочно 300-

500 м).

2. Схема пешеходных маршрутов. Маршрутам следует придать смысловую направленность, например:

- маршруты по памятникам истории и архитектуры;

- парковые маршруты;

- маршруты по торговым центрам и магазинам;

- прогулочные маршруты по бульварам и

аллеям;

- маршруты по набережным и вдоль водоемов;

- маршруты по главным городским направлениям;

- маршруты к достопримечательным местам города;

- именные и традиционные (свадебные) маршруты (рис. 1.).

Рис. 1. Схема общественных пространств и сост. В.В. Перцев, С.Н.

Не следует забывать и про жилые районы городов и муниципальных образований области. Город обладает бесконечным разнообразием дворовых ситуаций. Двор - пространство, окруженное зданиями, являющееся форпостом культуры городской среды, максимально приближенной к каждому жителю и влияющей на формирование образа города. На сегодняшний день функциональное зонирование и расстановка элементов благоустройства на территории двора оказывается искусственно-формальной и не является удовлетворительным способом его организации. Пространство двора должно предполагать различные формы деятельности жителей всех социальных групп. Приближение масштаба двора к масштабу человека, организацию замкнутой территории (общее пространство вместо общественного), зонирование пространства по разным возрастным группам, создание «Фо-

схема пешеходных маршрутов г. Белгорода, Киселев, Турченко В.А.

куса пространства» (фонтан, городская скульптура) и «Социального шоу» - площадки для активного спорта и др. В рамках мониторинга необходимо проводить анализ селитебной территории. Результат его отражать на схемах оценки качества дворовых территорий, где следует определить особенности структурной и художественной организации дворовых пространств, т.е. типы построения и благоустройства дворов и принципы синтезирования архитектурных приемов и форм дизайна. Эти схемы станут вектором направления, на котором необходимо сосредоточить работу по преобразованию городской среды. На их основе необходимо разработать схемы организации локальных и линейных «градостроительных партеров».

«Градостроительный партер» - это автономное и независимое от общей архитектурно-художественной композиции города простран-

ство в уровне двух первых этажей застройки, оборудованное уличной мебелью и системой визуальных коммуникаций, при формировании которого, наряду с архитектурно-градостроительными методами, активно используются проектные методы городского дизайна [1]. Организация градостроительного партера имеет своей целью создание особой предметно-пространственной среды для гармоничного взаимодействия человека с городским окружением. Различают линейный «градостроительный партер» (улица), и локальный «градостроительный партер» (площадь, сквер, двор). Формирование «градостроительного партера» можно разделить на 3 этапа:

1. Формирование типологий «градостроительного партера» по каждому из типов пешеходных маршрутов:

- общегородские маршруты, представляющие собой протяженные магистральные улицы, связывающие основные функциональные зоны города и жилые районы между собой должны иметь линейную форму организации «градостроительного партера» с возможностью его восприятия от 50 до 150 м;

- районные маршруты, представляющие собой протяженные магистральные улицы, связывающие различные структурные единицы отдельного района, на которых расположены «целевые узлы» пешеходного маршрута. «Градостроительный партер» на таких маршрутах может принимать как линейные формы с дальностью восприятия до 50 м. так и форму отдельного узла (площади, сквера, мест рекреации и отдыха).

- внутриквартальные маршруты для организации пешеходной связи внутри микрорайонов и дворовых территорий, где «градостроительный партер» представлен рекреационными зонами (детские и спортивные площадки, места отдыха взрослых и т.п.), которые рассматриваются как узловые соединения пешеходных маршрутов.

- целевые маршруты обеспечивают доступ к общественным зданиям и центрам - «градостроительный партер» на таких маршрутах несет максимальную эстетическую нагрузку в среде города.

2. Предварительный анализ рассматриваемой городской территории на соответствие критериям качества городской среды с применением метода оценки нижних этажей зданий. Целью данного анализа является выявление достоинств и недостатков рассматриваемой территории. Результатом должна стать схема зон необходимой реконструкции.

3. Разработка схем «градостроительного партера», включающих в себя:

- для линейного типа «градостроительного партера»: профили улицы с указанием мест размещения элементов озеленения, благоустройства и городского дизайна, выявлением функциональны зон (транспорта, пешеходов, уличных кафе, мест для сидения);

- для локального типа: поперечные разрезы и планы с указанием мест размещения элементов озеленения, благоустройства и городского дизайна, выявлением функциональны зон (транспорта, пешеходов, уличных кафе, мест для сидения, спортивных и игровых площадок);

- развертки по фасадам улиц с детальной проработкой первых 2-х этажей в соответствии с дизайн-проектом (размещение рекламы, оформление входов, витрин, навесов);

- проект вечернего освещения;

- дополнительная документация, по размещению объектов сезонной торговли, летних кафе, индивидуальные схемы мощения, фонтаны, схема покрытия размещение объектов городской скульптуры и уличного искусства, индивидуальные проекты городской мебели и светильников и т.п.

Схемы «градостроительных партеров» должны определить зоны необходимой реконструкции и механизм их реализации.

В связи с этим, необходимо:

1. Внести изменения в Правила землепользования и застройки территорий, в региональные нормативы градостроительного проектирования в отношении требований к выявленным территориям общественно значимых мест. Например, в «Рекомендациях по жилой застройке г. Сиэтл» (штат Вашингтон, США), выделены основные градостроительные рекомендации по разделам: А - Планировка участка и размещение здания; Б - Архитектурная выразительность; В -Городская среда; Г- Благоустройство; Д - Доступ для транспорта и парковки.

2. Дополнить «Региональные нормативы градостроительного проектирования» требованиями о необходимости разработки схем общественных пространств, схем пешеходных маршрутов, схем оценки качества дворовых территорий, схем организации локальных и линейных «градостроительных партеров».

3. Городам и муниципальным образованиям разработать программы трансформации общественных пространств на базе схем общественных пространств, схем пешеходных маршрутов, схем оценки качества дворовых территорий и схем организации локальных и линейных «градостроительных партеров».

4. В выявленных пешеходных зонах стимулировать функциональную трансформацию первых этажей для создания многофункциональных зон активных фасадов.

5. Городам и муниципальным образованиям внести изменения в правила землепользования и застройки территорий в отношении требований к выявленным территориям общественно значимых мест и дворовых пространств и дополнить Правила благоустройства «Градостроительными рекомендациями по жилой застройке».

6. Муниципальным службам обеспечить эстетическую согласованность наружной рекламы с требованиями «градостроительного партера».

*Работа выполнена в рамках Гранта РФФИ 14-41-08040

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Михайлов С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): Автореф. дис. д-ра исск. Москва. 2011. 57 с.

2. Города для людей / Ян Гейл; Изд. на русском языке - Концерн "КРОСТ", пер. с англ. -М.: Альпина Паблишер. 2012. 276 с.

3. Перькова М.В. Малые города как фактор устойчивого развития территорий // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. №4. С. 63-66.

4. "Если граница не работает, пространство никогда не оживет". Активность фасадов на Невском проспекте. Электронный ресурс. http://alexandra-ben.Hvej ournal.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.