Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 2 (168) 2013
УДК 658
А.Н. Козловский, Ю.А. Кулик
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЯ
A.N. Kozlovskij, Yu.A. Kulik
FEATURES OF FORMATION INVESTMENT POLICY ENTERPRISES
ELECTRICAL ENGINEERING
Инвестиционная политика предприятия — это комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в целях обеспечения стабильной финансовой устойчивости предприятий. Электромашиностроение является структурообразующей подотраслью промышленности и изготавливает продукцию для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии всеми отраслями народного хозяйства. В этом заключаются главные особенности инвестиционной политики электромашиностроения.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЕ.
The investment policy of the enterprise is a complex of the actions providing a favorable investment of own, borrowed and other funds for ensuring stable financial stability of the enterprises. Electric machine industry is structure-forming subsector of the industry and makes production for production, transfer, transformation and electricity consumption by all branches of a national economy. The main features of investment policy of electric machine industry consist in it.
THE INVESTMENT POLICY THE ENTERPRISE. ELECTRICAL ENGINEERING.
Инвестиционная деятельность предприятий электромашиностроения во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число предприятий осознают необходимость четкого перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды [9].
Эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельно -стью предприятия, подчиненного реализации целей общего его развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государ -ственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры инвестиционного рынка
и связанной с этим неопределенностью, выступает инвестиционная политика.
Инвестиционная политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающуюся в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и постоянного возрастания его рыночной стоимости.
Инвестиционная политика предприятия — это комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции в целях обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятий в ближайшей и дальней перспективе; она направлена на обеспечение выживания в сложной рыночной среде, на достижение финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития [9].
Инвестиционная политика на предприятиях электромашиностроения должна вытекать из их стратегических целей бизнес-планов, т. е. из перспективы, а в конечном итоге должна быть направлена на обеспечение фи-
нансовой устойчивости предприятий не только на сегодня, но и на будущее. Если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.
Электромашиностроение, являясь подотраслью электротехнической промышленности, изготавливает изделия для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии, т. е. технические средства для электрификации всех отраслей народнохозяйственного комплекса страны. Следовательно, электромашиностроение является структурообразующей подотраслью промышленности, так как оно связано со всеми отраслями промышленного производства и экономикой страны в целом. В связи с этим проблемы функционирования и развития предприятий электромашиностроения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с процессами, протекающими в отдельных отраслях промышленности и отдельных регионов в целом.
Отечественные предприятия электромашиностроения нуждаются в поддержке государства, которое пока еще ничтожно мало участвует в решении проблем отрасли, а это и износ основных фондов, и устаревшие технологии, и высокая энергоемкость, и низкая энергоэффективность производства, и не совсем рацио -нальное управление, и ухудшение положения с подготовкой кадров, и провал в среднеспеци-альной подготовке, и сокращение тех заделов, которые до недавнего времени сохранялись в области прикладных и фундаментальных исследований, и несформированный или неструктурированный внутренний спрос.
Сегодня в электротехнической промышленности совместно с федеральными органами крайне необходимо определить единую техническую политику, координацию в разработке новой продукции, согласование технических требований, проведение совместных испытаний и решить многие другие вопросы. И наконец, нужно сокращать импорт электродвигателей из Китая при помощи введения таможенных пошлин, потому что ни система сертификации, ни различные налоги не обеспечивают преград проникновению некачественной электротехнической продукции на российский рынок.
Доля импортного оборудования в мощно -стях российских энергокомпаний составляет сегодня около 5 %, однако к 2020 г. она может
увеличиться в четыре раза. Во избежание такого варианта развития событий Минпром-торг РФ предлагает закрепить в законодательстве преференции для отечественных производителей. «РБК daily» пишет: «До 2030 года на развитие российского электромашиностроения необходимо выделить 312,37 миллиардов рублей. В противном случае, через несколько лет доля импортного оборудования в отрасли может достичь 20 процентов, что угрожает энергетической безопасности страны». Такие данные содержатся в стратегии Минпром-торга РФ, определяющей развитие отрасли на 2010—2020 гг. и на перспективу до 2030 г. В случае успешной реализации стратегии России удастся расширить экспорт продукции и к 2020 г. освоить 15 % мирового рынка (против нынешних 2 %).
Средства, необходимые для финансирования, стратегии планируется привлечь на принципах государственно-частного партнерства: правительство будет определять и частично финансировать разработки, а частные инвесторы будут их внедрять, т. е. потребность в ресурсах для реализации инвестиционной политики предприятия электромашиностроения будут определять сами с учетом своего производственного и научно-технического потенциала, необходимого для обеспечения выпуска продукции в соответствии с запросами ранка.
На этапе формирования общей инвестиционной политики предприятия электромашиностроения должна определяться целевая функция его инвестиционной деятельности по критерию соотношения уровня ее доходности и риска. Такой критерий базируется на общей философии финансового управления предприятием, входящей в состав его стратегического набора. В своей инвестиционной политике предприятие может выбирать по критерию рисковых предпочтений инвестора различные ее виды, это:
— консервативная инвестиционная политика — вариант политики инвестиционной деятельности предприятия, приоритетной целью которой является минимизация уровня инвестиционного риска. При осуществлении такой политики инвестор не стремится ни к максимизации уровня текущей прибыльности инвестиций, ни к максимизации темпов роста капитала;
— компромиссная (умеренная) инвестиционная политика — вариант политики осуществления инвестиционной деятельности предприятия, направленной на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным;
— агрессивная инвестиционная политика — вариант политики осуществления инвестиционной деятельности предприятия, направленной на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска значительно выше среднерыночных [1].
Исходным пунктом обоснования инвестиционной политики предприятия должен быть анализ рынка продукции либо уже производимой предприятием, либо намечаемой к выпуску. При оценке рынка продукции принимают во внимание: географические границы рынка реализации данной продукции; общий объем продаж и его динамику за последние три года; динамику потребительского спроса, прогнозируемого на период реализации инвестиционной политики; уровень конкуренции на рынке; технический уровень продукции и возможности его повышения за счет реализации конкретных инвестиционных проектов и другие факторы [10].
При разработке инвестиционной политики предприятиям электромашиностроения следует учитывать: финансовое состояние предприятия (устойчивое, неустойчивое, кризисное); технический уровень производства, наличие незавершенного строительства и не установленного оборудования; возможность получения оборудования по лизингу; наличие у предприятия как собственных, так и возможности привлечения заемных средств в форме кредитов и займов; финансовые условия инвестирования на рынке капитала; льготы, получаемые инвесторами от государства; коммерческую и бюджетную эффективность намечаемых к реализации проектов; условия страхования и получения соответствующих гарантий от некоммерческих рисков; налоги и другие обязательные платежи; условно-постоянные и условно-переменные издержки предприятия, в том числе на производство и сбыт продукции; цены на продукцию и выручку от продаж и т. д. Также инвестиционная политика предприятий электромашиностроения должна определять наиболее приоритет-
ные направления вложения инвестиций, от которых зависит повышение эффективности самого предприятия.
При разработке инвестиционной политики целесообразно руководствоваться следующими принципами, которые позволят избежать многих ошибок и просчетов:
1. Достижение экономического, научно -технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осуществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих равных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.
2. Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.
3. Рациональное распоряжение средствами на реализацию не прибыльных проектов, т. е. снижение расходов на достижение научно-технического, социального или экономического эффектов.
4. Использование предприятием государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме бюджетных ссуд, гарантий Правительства РФ и т. д.
5. Привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных инвесторов.
6. Обеспечение ликвидности инвестиций следует предусматривать в силу значительных изменений внешней инвестиционной среды, конъюнктуры рынка или стратегии развития предприятия в предстоящем периоде (году). Существенное снижение доходности по отдельным объектам инвестирования может оказать негативное воздействие на общую инвестиционную привлекательность предприятия.
7. Обеспечение минимизации инвестиционных рисков, связанных с реализацией конкретных проектов. Влияние коммерческих рисков (строительных, производственных, транспортных и иных рисков) может быть оценено через вероятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности. Та-
кие риски могут быть снижены заказчиками проектов и привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов, диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, аварии, беспорядки и др.) обеспечивается путем предоставления гарантий Правительства РФ и страхования инвестиций [5].
Большинство предприятий электромашиностроения стремятся сделать управление рисками вспомогательной функцией. Наиболее распространенными видами деятельности подразделения по управлению рисками являются идентификация и ранжирование рисков.
Основной инструмент для снижения кредитного риска (риска неисполнения дебитором своих обязательств, т. е. риск возникновения дефолта дебитора) — использование банковских гарантий. То есть банк гарантирует исполнение части обязательств, принятых на себя контрагентом. Такой подход позволит как значительно снизить кредитный риск и потери предприятия, так и дать контрагентам удобный инструмент для осуществления взаиморасчетов, поскольку отпадает необходимость в отвлечении из оборота значительных денежных средств на осуществление предоплаты.
Для эффективного управления кредитными рисками недостаточно установить кредитные лимиты для контрагентов, необходимо осуществлять регулярный мониторинг клиентской кредитоспособности, определить приемлемый размер потерь, который предприятие может себе позволить (лимит потерь). В том случае, если та или иная сделка характеризуется риском потерь, размер которых превышает установленный лимит, она отклоняется. Тем самым предприятие регулирует уровень риска по осуществляемым сделкам.
Также на предприятиях электромашиностроения не получило распространение комплексное управление рисками, например разработка стратегии предприятия с учетом соотношения риск/прибыль.
В ряде стран в качестве стимула обновления производственного аппарата применяется льготирование фирм, осуществляющих инвестиции в машины и оборудование, по налоговым платежам. К примеру, в США в качестве одной из форм стимулирования инвестиционной деятельности применяется впервые введенный в 1962 г. инвестиционный налоговый кредит, состоящий в снижении суммы подлежащих выплате налогов на 7—10 % от размера инвестиций, сделанных в течение соответствующего года в машины и оборудование со сроком службы более трех лет. Естественно, что подобные льготы оказывают позитивное воздействие и на кризисные фирмы, ориентируя их на модернизацию производства. Тем не менее в РФ такие формы регулирования инвестиционной деятельности пока не получили развития [8].
Таким образом, инвестиционная политика предприятия представляет собой сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на перспективное развитие, прирост прибыли и других положительных эффектов в результате осуществления инвестиционных вложений. Эффективная инвестиционная политика предприятия должна быть продуманной и сбалансированной по всем направлениям инвестиционной деятельности и адекватной изменяющимся условиям хозяйствования.
В сложившейся ситуации в России необходимо на всех уровнях принимать управленческие решения, стимулирующие процесс накопления, а реальный рост инвестиций возможен, главным образом, за счет внутренних источников предприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 188 с.
2. Вергилес, Э.В. Анализ принципов управления Анри Файоля [Текст] / Э.В. Вергилес. — М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. — 273 с.
3. ГОСТ Р 51897—2002. Менеджмент риска. Термины и определения [Текст].
4. Истомина, М. Программа присмотра за рисками [Текст] / М. Истомина // FD. Русское издание Financial Director. — 2008. — Июль—август. — С. 57—59.
5. Кирюшкин, Р.А. Предпринимательский риск-менеджмент в современных условиях хозяйствова-
ния [Текст] / Р. А. Кирюшкин. — М.: Дашков и К°. — 2007. — С. 19.
6. Кузнецов, В.Е. Измерение финансовых рисков [Текст] / В.Е. Кузнецов. — М.: Банковские технологии, 2006. — С. 125.
7. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] : пер. с англ. / М. Портер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 113 с.
8. Рыхтикова, Н.А. Особенности применения технологий идентификации рисков в рамках современного риск-менеджмента организаций в России [Текст] / Н.А. Рыхтикова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 1. — С. 101 — 107.
9. Сонин, Н.В. Основные методы оценки инвестиционной политики предприятий [Текст] / Н.В. Сонин // Научные труды Московского гуманитарного университета. — Вып. 86. — М.: Изд-во МосГУ, 2007. — С. 57—59.
10. Федоров, А.И. Инвестиционная политика на современном этапе [Текст] / А.И. Федоров // Финансы. — 2002. — № 3. — 38 с.
11. Овчаренко, Н.А. Методологические подходы к созданию и развитию конкурентной среды в промышленности России [Текст] / Н.А. Овча-ренко // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов — 2011. — № 4. — С. 20—26.
КОЗЛОВСКИЙ Александр Николаевич — аспирант кафедры экономики, учета и аудита Национального минерально-сырьевого университета «Горный».
199106, Россия, Санкт-Петербург, В.О., 21 линия, д. 2.
KOZLOVSKIY, Aleksandr N. — National Mineral Resources University. 199106, 21 line of V.O., St. Petersburg. Russia.
КУЛИК Юрий Александрович — профессор кафедры экономики, учета и аудита Национального минерально-сырьевого университета «Горный», доктор экономических наук.
199106, Россия, Санкт-Петербург, В.О., 21-я линия, д. 2. E-mail: [email protected]
KULIK, Yuriy A. — National Mineral Resources University.
199106, 21 line of V.O., St. Petersburg. Russia. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013