Научная статья на тему 'Особенности формирования инвестиционной политики АПК на региональном уровне'

Особенности формирования инвестиционной политики АПК на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АПК / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT POLICY / AIC / REGION / INVESTMENT PROCESSES / INVESTMENT RESOURCES / SOURCES OF FINANCING / MANAGEMENT / MECHANISMS / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махачев Джамбулат Магомедпазилович

В представленной статье отмечается, что инвестиционные ресурсы всегда ограничены и требуют целенаправленного расходования, поэтому целесообразное их использование это необходимый фактор стабилизации и подъема экономики. В последние годы российские предприятия АПК сталкиваются не столько с выбором приоритетных направлений вложения инвестиций, сколько с изысканием источников финансирования инвестиций при нехватке собственных финансовых ресурсов. Все это предопределяет необходимость того, что государство должно вмешиваться в инвестиционные процессы, особенно в агропромышленном комплексе, и в разработки действенной и эффективной системы управления инвестиционными процессами на макрои микроуровне. С переходом на рыночные отношения все большую роль в управлении инвестиционной деятельностью стали играть субъекты РФ. В условиях современности функции, связанные с управлением инвестиционными процессами, все чаще государством передаются региональным органам власти, так как поэтапное создание благоприятных условий для инвестирования значительно повышает их роль в развитии инвестиционной деятельности. На инвестиционную политику регионального АПК влияет серия внешних и внутренних факторов, которые детально рассмотрены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPICAL FEATURES OF FORMING AN INVESTMENT POLICY OF THE AIC ON THE REGIONAL LEVEL

The manuscript provided notes that investment resources are always limited, and require targeted spending, therefore their efficient use is a necessary factor of stabilization and growth of the economy. In the most recent years, Russian enterprises of the AIC are facing not so much the choice of priority areas of focus of investments, but more with finding sources of financing the investments when personal financial resources are lacking. All this predetermines the need for the state to get involved in the investment processes, especially in the agro-industrial complex, as well as in developing an efficient and effective system of management of investment processes at the macroand micro-levels. With the transition towards market relations, entities of the Russian Federation have started playing a bigger role in the management of the investment activity. In the modern conditions, the functions related to management of investment processes are more and more often transfered to regional authorities by the government because step-by-step creation of favorable conditions for investing significantly improves their role in the development of the investment activity. The investment policy of the regional AIC is impacted by a series of domestic and external factors that have been discussed in detail in the present manuscript.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инвестиционной политики АПК на региональном уровне»

МАХАЧЕВ ДЖ.М.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ АПК НА РЕГ ИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. В представленной статье отмечается, что инвестиционные ресурсы всегда ограничены и требуют целенаправленного расходования, поэтому целесообразное их использование — это необходимый фактор стабилизации и подъема экономики. В последние годы российские предприятия АПК сталкиваются не столько с выбором приоритетных направлений вложения инвестиций, сколько с изысканием источников финансирования инвестиций при нехватке собственных финансовых ресурсов. Все это предопределяет необходимость того, что государство должно вмешиваться в инвестиционные процессы, особенно в агропромышленном комплексе, и в разработки действенной и эффективной системы управления инвестиционными процессами на макро- и микроуровне. С переходом на рыночные отношения все большую роль в управлении инвестиционной деятельностью стали играть субъекты РФ. В условиях современности функции, связанные с управлением инвестиционными процессами, все чаще государством передаются региональным органам власти, так как поэтапное создание благоприятных условий для инвестирования значительно повышает их роль в развитии инвестиционной деятельности. На инвестиционную политику регионального АПК влияет серия внешних и внутренних факторов, которые детально рассмотрены в настоящей статье.

Ключевые слова: инвестиционная политика, АПК, регион, инвестиционные процессы, инвестиционные ресурсы, источники финансирования, управление, механизмы, инвестиционные проекты.

MAKHACHEV D.M.

TYPICAL FEATURES OF FORMING AN INVESTMENT POLICY OF THE AIC ON THE REGIONAL LEVEL

Abstract. The manuscript provided notes that investment resources are always limited, and require targeted spending, therefore their efficient use is a necessary factor of stabilization and growth of the economy. In the most recent years, Russian enterprises of the AIC are facing not so much the choice of priority areas of focus of investments, but more with finding sources of financing the investments when personal financial resources are lacking. All this predetermines the need for the state to get involved in the investment processes, especially in the agro-industrial complex, as well as in developing an efficient and effective system of management of investment processes at the macro- and micro-levels. With the transition towards market relations, entities of the Russian Federation have started playing a bigger role in the management of the investment activity. In the modern conditions, the functions related to management of investment processes are more and more often transfered to regional authorities by the government because step-by-step creation of favorable conditions for investing significantly improves their role in the development of the investment activity. The investment policy of the regional AIC is impacted by a series of domestic and external factors that have been discussed in detail in the present manuscript.

Keywords: investment policy, the AIC, a region, investment processes, investment resources, sources of financing, management, mechanisms, investment projects.

Для привлечения инвестиций и повышения эффективности их использования инвестиционным процессом, как и любым другим, необходимо управлять. В общем управление - это такой процесс,, с помощью которого оказывается воздействие на любую систему, который будет обеспечивать поддержание ее в определенном состоянии или переведет в новое состояние, соответствующее присущим данной системе объективным законам и конкретным целям [14, 16].

В условиях рынка, вопросы, связанные с управлением инвестиционными процессами и разработкой инвестиционной политики в АПК, становятся достаточно актуальными. Это связано с тем, что российские предприятия АПК сталкиваются не столько с выбором приоритетных направлений вложения инвестиций, сколько с изысканием источников финансирования инвестиций при нехватке собственных финансовых ресурсов. Поэтому государство должно управлять всеми протекающими в агропромышленном комплексе процессами (особенно инвестиционными). Государство в лице органов государственной и политической власти выступает

субъектом первого уровня управления инвестиционными процессами в АПК — государственного, а банки, инвестиционные фонды, финансовые компании, холдинги, акционерные общества и прочие участники того же процесса — роль субъектов второго уровня управления (хозяйственного) [7, 19, 20].

АПК, выступая в качестве объекта управления, имеет свои отличия, а именно: основным средством производства здесь выступает земля1, относительная малоэластичность продукции, самого сельского хозяйства и трудовых ресурсов2, высокая потребность в капитале при относительно низкой фондоотдаче3.

Управление инвестиционными процессами в АПК основывается на тех же принципах, что и в других отраслях народного хозяйства: системности4, комплексности5, распределенности6, комплиментарности7, конкурсности8, ориентации на широкую мобилизацию внебюджетных инвестиционных ресурсов, баланс интересов, гласность и эффективность [15].

В условиях рынка основными исполнительными механизмами управления агропромышленным комплексом являются законодательный, который отражает принятую модель рыночных производственных отношений, и инвестиционный, который заключается в совокупности приемов и методов, связанных с привлечением и размещением инвестиционных ресурсов. Главная их особенность заключается в том, что действие инвестиционного механизма управления должно идти с опережением по отношению к законодательному, так как региональная законодательная функция управления агропромышленным комплексом выражена слабее, чем государственная, поскольку она действует в рамках государственного законодательства. Следовательно, основной экономический механизм управления АПК на региональном уровне — это инвестиционный механизм [4, 9, 23, 27]. Для того чтобы инвестиционный механизм на уровне региона был с экономической точки зрения обоснованным, необходима разработка концептуальной модели управления этим механизмом со стороны государства.

Инвестиционный механизм можно рассмотреть как некую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных блоков. В структуре такой системы основным является блок распределения инвестиций, который устанавливает алгоритмы функционирования для остальных блоков. Связь между блоками этой системы осуществляется с помощью поэтапного информационного наполнения (из одной подсистемы в другую).

Строится модель с учетом источников и объемов инвестиций и включает в свой состав дополнительно модель определения возможностей предприятия (предварительный анализ предприятий-участников конкурса), модель учета риска и экспертизы (предварительный отбор победителей) и т. п.

Независимо от принятой модели в АПК России в условиях рынка управление инвестиционными процессами подразделяется на государственное и хозяйственное, каждое из которых, в свою очередь, делится на территориальное и отраслевое (функциональное) [2, 8, 25].

К органам, осуществляющим территориально управление, относятся государственные ор-

1 Общеизвестно, что площадь сельхозугодий ограничена. Помимо того, сельхозугодия обладают естественным плодородием, которое также постепенно может снижаться, если не предпринимать энергичных и постоянных шагов к его восстановлению и повышению. Таким образом, восстановление плодородия земельных ресурсов уже само по себе является крупнейшей народно-хозяйственной проблемой (а не только проблемой для АПК).

2 В регионах данные факторы должны учитывать при разработке системы управления АПК, например, путем установления и дифференциации размеров дотации из регионального бюджета по различным видам продукции.

3 По территории сельские предприятия занимают большие пространства (3-10 тыс. га) протяженностью иногда до 20-30 км, в полеводстве работы носят резко сезонный характер, кроме того, как правило, все хозяйства многоотраслевые, имеют 10-15 и более структурных подразделений. В этих условиях специальная техника может работать очень короткое время в году, земля же требует больших капиталовложений для сохранения плодородия. Неинтенсивное использование основных средств, необходимость иметь большие запасы оборотных средств в течение длительного времени (например, корма, семена) обусловливают низкую фондоотдачу по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.

4 То есть формировании системообразующих элементов финансовой и производственной инфраструктуры организаций АПК, в т. ч. за счет введения общесистемных механизмов нормативно-правового регулирования и государственного управления инвестиционной деятельностью.

5 То есть гармоничном сочетании внутренних финансовых возможностей России в целом и регионов в частности с задачами развития внешнеэкономической деятельности со странами ближнего и дальнего зарубежья

6 То есть разграничении функций по активизации инвестиционных процессов в АПК между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

7 То есть организации финансирования инвестиционных проектов и программ, используя все возможные источники финансирования как взаимодополняющие.

8То есть обеспечении равных прав и возможностей в получении государственной поддержки организациями АПК по сравнению с организациями других отраслей экономики.

ганы субъектов Российской Федерации, органы, представляющие на территории субъекта РФ федеральную государственную власть, а также органы муниципальной власти. При отраслевом управлении наличествует вертикаль управления от центра до низовых организаций. Наиболее эффективным способом оно осуществляется через министерства, задачей которых является претворение в жизнь единой отраслевой технической политики, а также обеспечение поддержки оптимальных как внутриотраслевых, так и межотраслевых пропорций [13].

По уровням иерархии управление инвестиционными процессами в агропромышленном комплексе можно разделить на федеральное, региональное (субъектов Федерации), муниципальное и управление на микроуровне с соответствующими управленческими органами. Система управления инвестиционными процессами на разных уровнях характеризуется своими специфическими особенностями, но на любом уровне она должна способствовать решению проблем и задач, стоящих перед управлением инвестиционными процессами в агропромышленном производстве в различных условиях, и достижению наилучших конечных результатов деятельности субъектов управления.

К субъектам государственного (федерального) управления инвестиционными процессами в АПК относятся: Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ и др. Государственное управление инвестиционными процессами строится на законодательной базе, которая является фундаментом в управлении инвестиционными процессами.

Принятые нормативно-правовые акты направлены на то, чтобы: создать условия для смешанного финансирования и привлечь в экономику частные инвестиции; формировать новые организационные структуры, которые обеспечат государственные гарантии частным капиталовложениям; предоставить налоговые льготы инвесторам, для того чтобы они активизировали свою деятельность.

Для того чтобы повысить эффективность инвестиционной деятельности, необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство, создавать благоприятные условия для того, чтобы во всех отраслях экономики, в т. ч. и в АПК, развивались инвестиционные процессы.

Эффективное управление инвестиционными процессами необходимо для наращивания инвестиционного потенциала — имеющихся в наличии средств и приведенных при необходимости в действие для достижения цели инвестирования, обеспечения инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная привлекательность представляет собой совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, которые определяют состояние инвестиционных процессов.

Также большое значение в процессе государственного управления инвестиционными процессами в условиях рынка имеют следующие функции: организация9, контроль10.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в управлении инвестиционной деятельностью стали играть субъекты Российской Федерации. В настоящее время функции государства по управлению инвестиционными процессами все больше передаются на уровень региональных органов власти, так как постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышают их роль в развитии инвестиционной деятельности. Ослабление поддержки инвестиций на федеральном уровне усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования благоприятного инвестиционного климата в регионы [11, 18].

Основными целями управления инвестиционными процессами на региональном уровне выступают: создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышение его инвестиционной привлекательности по сравнению с другими регионами. В целом управление

9 Проявляется посредством разработки необходимых правил и процедур поведения субъектов управления инвестиционными процессами, а также путем формирования управляющей системы, регламентации взаимодействия и полномочий федеральных, региональных и местных органов управления общей и специальной компетенции в области регулирования инвестиций, создания вспомогательных структур управления инвестиционными процессами.

10 В значительной степени способствует повышению эффективности инвестиционной деятельности, если соответствует требованиям: стратегическая направленность, ориентация на результаты, объективность, своевременность, гибкость, простота и экономичность.

инвестиционными процессами на региональном уровне должно оптимально сочетать функции исполнительных органов Федерации и ее субъектов при четком определении компетенции каждого.

Основными задачами системы управления инвестиционными процессами в АПК на региональном уровне являются:

- формировать спрос на продукцию организаций АПК региона и на инвестиционные ресурсы;

- создать условия, для того чтобы привлечь в АПК внебюджетные источники финансирования инвестиций, в т. ч. свободные средства населения, иностранные инвестиции;

- поддержать крупные инвестиционные проекты в АПК, которые осуществляются совместно с ведущими корпорациями с участием заинтересованных ведомств;

- расширить практику совместного государственно-коммерческого финансирования целевых отраслевых программ и инвестиционных проектов.

Понятие инвестиций в первую очередь находит свое практическое выражение в разработке и реализации инвестиционных проектов. Особое значение имеет рассмотрение данного вопроса на региональном уровне. М.И. Буробкин подчеркивает тот факт, что рассмотрение инвестиционных процессов на уровне региона имеет важное значение для оценки его инвестиционного потенциала в ближайшей перспективе [3]. В этом смысле имеет значение трактовка понятия «регион». Н.К. Фролова отмечает, что у понятия «регион» сложная характеристика. Вполне допустимо использовать данное понятие в следующих случаях: «регион Российской Федерации» и «экономический, экологический и т. д. регион» [24].

Независимо от того, что данное понятие широко употребляется, в нем можно выделить характерные признаки. Первый признак связан с тем, что регион, представляет собой территорию, у которой устойчивые географические координаты. Второй признак связан с тем, что на этой территории в силу определенных экономических, социальных, политических причин складываются особые условия жизнедеятельности людей, живущих на ней. Третий признак связан с несоответствием особых условий жизнедеятельности норме общепризнанного способа организации гражданского общества, существующей вне данной территории [4, 22].

Эти особые условий формируются следующими факторами, а именно: степенью экономического развития, неравным правовым положением, национально-этническими особенностями, культурно-профессиональными различиями, спецификой географического местоположения и др.

Важный признак региона — это его управляющая подсистема, поэтому классификацию регионов необходимо связывать с административно-территориальным делением страны.

Следует отметить, что при любом типе федеративного государства существенно определение управляющей вертикали. Сложившиеся административно-территориальные реалии современной России объективно создали два «полюса власти» — Федеральный центр и субъекты Федерации.

Следовательно, регион — это субъект федеративного государства с исторически сложившимися устойчивыми социокультурными, экономическими, социогеографическими, социально-политическими и другими связями. Для региона характерны следующие системообразующие признаки: целостность, комплексность, специализация, возможность развития и саморазвития, управляемость средствами внутрирегиональной политики.

В современных условиях каждый регион характеризуется разным стартовым уровнем вхождения в рынок. Очевидно, что регионы, у которых незавершенные инвестиционные программы имеют ограниченные возможности самообеспечения. У разных регионов РФ разные темпы аграрных реформ и разная степень развития инфраструктуры рынка, предпринимательства. Существенные отличия наблюдаются в развитии коммерческих структур, внешнеэкономической деятельности. На инвестиционную политику регионального АПК влияет целая серия внешних и внутренних факторов (рис.).

Внешние

Социальные

Экономические

Политические

Уровень научно-методического обеспечения

Нормативно-правовое обеспечение

Эквивалентность товарообмена

Внутренние

Организационно-управленческие

Финансово-ресурсные

Программы развития отраслей и сфер АПК

Организационная структура управления

Производственно-технологическое

Финансовое обеспечение

Рис. Схема взаимодействия факторов в рамках инвестиционной политики регионального АПК

В настоящее время внешняя среда для инвестирования сельского хозяйства формируется политическими факторами. Среди таких факторов — аграрная политика, которая устанавливает направления инвестиционных потоков. Пользуясь правом свободного экономического развития, отдельными регионами разрабатываются свои модели экономического поведения. В частности, многие регионы, у которых развитый аграрный сектор, добиваются высоких закупочных цен, используют бартер в поставках продукции [3].

Следовательно, для того чтобы успешно развивалась экономика, необходим высокий уровень инвестиционной активности, который ещё является критерием эффективности и необратимости происходящих экономических преобразований. В обязанности государства входит обеспечение стабильных правовых условий для внутренних и внешних инвесторов, унификация регионального законодательства. Необходим поворот финансов в сторону реальной экономики, обеспечение инвесторам гарантий и страхование от разного рода рисков, одновременно с ликвидацией пробелов в законодательстве.

Экономические факторы связаны с объединением уровня и темпов инфляции или дефляции, уровня занятости населения в аграрной экономике, налоговой политики и налоговых ставок, а также проводимой в стране амортизационной политики, эквивалентности обмена и соблюдения паритета цен между смежными отраслями и производствами.

В период перехода директивной экономики к рыночной более четко стали проявляться особенности сельского хозяйства как отрасли, которые, как правило, не проявляются при стабильной экономике, но которые необходимо учитывать в системе управления. Сельское хозяйство наиболее остро чувствует сильные отрицательные последствия инфляционной динамики. Это связано с тем, что у сельского хозяйства очень длинный производственный цикл, особенно в земледелии, для которого ярко выражена сезонность производства, неустойчивость конечных результатов [10, 26].

Вышеизложенные факторы объективны и устанавливают характер инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, а региональная инвестиционная политика корректируется, учитывая действия этих факторов.

При этом для любого предприятия процесс инвестирования заключается в получении желаемых результатов. Это понятно из самой сути инвестиционного проекта: он реализуется для того, чтобы получить дополнительную прибыль, завоевать место или заполнить нишу на рынке, решить социальные проблемы и т. д., другими словами, каждый ресурс должен расходо-

ваться с расчетом на конкретный результат.

Д.С. Алексанов и В.М. Кошелев дают достаточно полное, по нашему мнению, определение: инвестиционный проект — это комплекс организационных, технических и инвестиционных мероприятий, которые взаимосвязаны, скоординированы и направлены на то, чтобы в ограниченный период времени или при ограниченных ресурсах достичь конкретной цели [1].

Б.А. Колтынюк считает, что инвестиционный проект (англ. investment project) — это план вложения капитала с целью получения прибыли [12]. В отечественной литературе понятие «инвестиционный проект» трактуется в двух смыслах:

- инвестиционный проект — это деятельность, мероприятие, которое предполагает осуществление комплекса каких-либо действий, с помощью которого достигаются определенные цели;

- инвестиционный проект — это система, состоящая из определенного набора организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, который необходим для того, чтобы осуществить какие-либо действия или описать какие-либо действия.

Исходя из целей инвестиционного проекта, реальные инвестиции можно соединить в следующие основные группы:

- инвестиции, направленные на сохранение продукции на рынке;

- инвестиции, связанные с расширением объемов производства и улучшением качества продукции;

- инвестиции, направленные на выпуск новой продукции;

- инвестиции, связанные с решением социальных и экономических задач.

По мнению В.Т. Водянникова и Д.Ю. Судника в инвестиционном цикле следует выделить нескольких фаз. Ниже приведены фазы инвестиционного цикла проекта, которые включают стадии, содержащие консультирование, проектирование и производство.

Прединвестиционная фаза заключается в осуществлении нескольких параллельных видов деятельности, которые зачастую могут распространяться и на инвестиционную фазу. Следует детально проработать инвестиционную идею на стадиях предварительного технико-экономического обоснования (далее — ПТЭО) и технико-экономического обоснования (далее — ТЭО).

ПТЭО (ТЭО) — это комплекс расчетно-аналитических документов, в которых должны содержаться исходные данные и основные оценочные показатели, применяя которые, рассчитывают эффективность будущего инвестиционного проекта. В них должна входить оценка инвестиционных возможностей, предпроектная проработка инженерно-конструкторских, технологических, организационных, управленческих решений, выбор альтернативных материалов.

Структура ПТЭО и ТЭО должна быть одинаковой. При анализе инвестиционных проектов в АПК оформление ТЭО базируется, учитывая следующие аспекты экономической оценки, а именно: технико-технологический; финансовый11; экономический12; эффективность в проекте13; маркетинговый; организационно-институциональный14; социальный; экологический; зоотехнический.

В конце прединвестиционной фазы разрабатывается стратегический план, бизнес-план и принимаются решения об инвестировании проекта. В условиях рынка для предприятий, которые хотят получить статус акционерных обществ и предприятий, которые хотят получить желаемые инвестиции для своего развития, бизнес-план имеет первостепенное значение. Анализируя и оценивая бизнес-план и другие факторы, потенциальные инвесторы приходят к окончательному решению о внедрении необходимых инвестиций.

Инвестиционная фаза. Инвестиционная фаза реализации проекта состоит из широкого спектра работ проектного и консультационного характера и прежде всего в области инвестиционного менеджмента. В инвестиционной фазе формируются правовая, финансовая и организационная основа, позволяющая достигать поставленную цель и решать поставленные задачи. К одному из важных вопросов в данном конкретном случае можно отнести тщательную проработку рынка на предмет приобретения высококачественного оборудования, технологий,

11 Эффективность использования хозяйственных ресурсов.

12 Условия принятия проекта, микро- и макроэкономическая среда, анализ рисков.

13 Выгоду собственника и инвестора.

14 Организационная, правовая, политическая, административные сферы эксплуатации объекта.

земли по реальным, не завышенным ценам. Также в инвестиционной фазе реализации проекта находят решение вопросы, касающиеся сроков и стоимости строительства тех зданий и сооружений, которые являются базой, на которой будет реализован определенный инвестиционный проект.

Эксплуатационная (оперативная) фаза. Для этой фазы проекта характерно начало производства продукции или оказания услуг и соответствующие поступления всех видов ресурсов.

В период этой фазы важно выявить момент, при котором денежные поступления от проекта уже не могут быть непосредственно связаны с первоначальными инвестициями («инвестиционный предел»)15.

Общий критерий продолжительности цикла инвестиционных проектов заключен в величине вызываемых ими денежных доходов с точки зрения инвесторов16.

Краткое описание инвестиционной и эксплуатационной фаз инвестиционного проекта, безусловно, носит упрощенный характер. В действительности возникают такие аспекты, которые в стратегическом плане или бизнес-плане не были предусмотрены, но они существенно повлияли на эффективность реализуемого проекта. В связи с этим следует подчеркнуть весьма большую роль качества выполняемых работ в прединвестиционной фазе. В итоге от качества пре-динвестиционных исследований и анализа зависит успех или неудача при реализации проектов [4, 6].

При выборе инвестиционных проектов в АПК необходимо учитывать ряд факторов. Поскольку окупаемость капитальных вложений в сельское хозяйство достаточно велика, то на первом этапе реализации проекта следует ориентироваться на капитальные вложения в перерабатывающую промышленность. При этом возможны закупки сырья на свободном рынке. Следовательно, при выборе будущей производственной программы следует учитывать долю сырья в той или иной перерабатывающей отрасли. Те виды продукции, в которых стоимость сырья превышает розничную цену на готовую продукцию или не обеспечивает компенсации производственно-сбытовых затрат, исключается из дальнейшего рассмотрения.

Затем осуществляется анализ технологий, позволяющих обеспечить требуемую рентабельность производства. Кроме того, отрасли АПК обладают инвестиционной непривлекательностью. Это связано с тем, что у сельскохозяйственного производства низкая рентабельность, недостаточно собственных оборотных средств, отсутствует ликвидное залоговое имущество, ограничен ассортимент натуральной сельскохозяйственной продукции и есть трудности ее доставки к местам реализации без количественных и качественных потерь. Как следствие, указанные отрасли не могут гарантировать высокой бюджетной эффективности, из-за чего вопрос рассмотрения и утверждения проектов на уровне региональных органов власти сталкивается с рядом препятствий [5].

Министерства Российской Федерации (Минпромнауки, Минэкономразвития, Минатом России и др.) проводят конкурсы высокоэффективных инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в форме кредитования, безвозвратного финансирования, государственных гарантий и др. Опытная экспертиза подобных проектов выявила типовые ошибки, которые допускаются в процессе подготовки этих проектов.

Такие ошибки можно сгруппировать: ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта; ошибки, которые допускаются при выборе методики расчетов по проекту; ошибки, которые допускаются в процессе проведения финансово-экономических расчетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта. В этой группе наиболее распространена ошибка, связанная с непроработанностью маркетинговой стратегии предприятия. Это связано с тем, что недостаточно исследован рынок и конкуренция, что приводит к существенному завышению объемов реализации продукции во многих проектах в сравнении с реально возможными. Часто, для того чтобы обеспечить плановые объемы реализации, у предприятия должно быть монопольное положение на рынке запланированного продукта (обеспечить рыночную долю в 50-80%). Однако план маркетинга не разрабатывает мероприя-

15 Например, при установке нового оборудования пределом будет являться срок полного морального или физического износа.

16 Как правило, устанавливаемые сроки циклов инвестиционных проектов соответствуют сложившимся в данном секторе экономики периодам окупаемости или возвратности долгосрочных вложений.

тия, связанные с завоеванием и удержанием подобной рыночной позиции. Помимо этого, проводя расчеты по проекту, не учитывают риск 2-3-кратного сокращения объемов реализации продукции: его не закладывают в норму дисконтирования, не проводят сценарные расчеты, не оценивают восприимчивость проекта к изменениям исходных данных его реализации и др.

Ошибки, которые допускаются в процессе выбора методики проведения расчетов по проекту. Такие ошибки допускаются в тех проектах, которые посвящены реструктуризации или реорганизации предприятия (группы предприятий), а также проекты организации производства нового продукта в многопродуктовых организациях. Главная ошибка таких проектов заключается в том, что применяются не приростной или сопоставительный методы, метод чистых оценок эффективности деятельности предприятия. В таких проектах вместо результата реализации проекта ставится планируемый совокупный результат деятельности предприятия. В проектах реструктуризации и реорганизации возникают сложности при оценке результата реализации проекта (прироста дохода или экономии на затратах в результате внедрения проектных мероприятий) поэтому разработчиками в проектах в составе поступлений указывается запланированная выручка предприятия, а не реальный экономический эффект. В проектах, связанных с организацией производства нового продукта, наиболее распространенная ошибка заключена в том, что в качестве доходов по проекту рассматривают не выручку от реализации данного конкретного продукта, а валовую выручку предприятия. При этом лишь затраты на освоение производства продукта в рамках проекта рассматриваются как инвестиционные затраты. Результатом такого несоответствия является завышение показателей эффективности реализации проекта.

Ошибки, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов по проекту. В процессе проведения финансово-экономических расчетов по проекту ошибки допускаются не из-за расчета показателей эффективности, а из-за определения начальных условий его реализации:

1. Наиболее распространенная ошибка расчетного характера связана с неправильным определением состава инвестиционных (единовременных) затрат по проекту17.

2. Ошибки, которые допускаются при оценке источников финансирования и управления

18

задолженностью по проекту .

3. Ошибки, которые допускаются в процессе расчета амортизационных отчислений по про-

19

екту .

Вышеизложенные недостатки заметно искажают результаты реализации проекта. В ходе проведении экспертизы, пересчитывая проект и устраняя перечисленные ошибки, можно получить негативные результаты, на основе которых проект, который первоначально оценили как высокоэффективный, может быть признан невыгодным для вложения средств [17].

Учитывая практику разработки инвестиционных проектов в АПК, целесообразно их разрабатывать в рамках интегрированных структур, поскольку это потенциальные инвесторы, которые имеют значительные денежные средства. Кроме того, это формирует систему взаимного доверия и поддержку предприятий, в основе которой не административные принципы, а эко-

17 Разработчики проектов отождествляют инвестиционные затраты с капитальными вложениями (капитальным строительством, приобретением технологического оборудования) и, как правило, не включают в их состав прирост потребности в оборотном капитале, затраты, связанные с организацией сбытовой сети, подбором и подготовкой персонала, расходы на проведение НИОКР и другие составляющие, традиционно относимые к инвестициям (хотя финансируемые по перечисленным статьям мероприятия и предусмотрены другими разделами бизнес-плана проекта). Исключение данных статей инвестиционных затрат из расчетов можно объяснить условиями проводимых инвестиционных конкурсов, согласно которым размер государственной поддержки определяется в процентах от капитальных вложений, в связи с чем разработчики не акцентируют внимания на прочих затратах. Однако инвестиционные затраты, не носящие капитального характера, также требуют финансирования, и, не учитывая их, авторы существенно занижают потребность проекта в источниках финансирования.

К числу ошибок данной группы относятся: превышение инвестиционными затратами суммарного размера привлекаемых источников финансирования проекта (включая реинвестируемую прибыль).

19 Реализация инвестиционного проекта, как правило, не связана с вводом в действие полностью новых предприятий. Практически каждый проект предполагает использование ранее введенных зданий и сооружений, частично — ранее введенного оборудования. Несмотря на это, при разработке инвестиционного проекта в составе затрат не учитывается амортизация ранее введенных основных фондов, что ведет к завышению прибыли, получаемой от реализации проекта; амортизация вновь приобретаемых (вводимых) основных фондов рассчитывается, исходя из цены приобретения, а не исходя из балансовой (первоначальной) стоимости. Данная методическая ошибка приводит к тому, что в первоначальную стоимость основных фондов включается налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении объекта основных средств, и не включается стоимость доставки, установки и пускона-ладки оборудования.

номическая заинтересованность в конечных результатах всех участников интеграции [21].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инвестиционные ресурсы всегда ограничены и требуют целенаправленного расходования, поэтому целесообразное их использование — это необходимый фактор стабилизации и подъема экономики. Все это предопределяет необходимость того, что государство должно вмешиваться в инвестиционные процессы, особенно в агропромышленном комплексе, и в разработки действенной и эффективной системы управления инвестиционными процессами на макро- и микроуровне.

В то же время инвестиционная политика любого предприятия, практическую основу которой составляет разработка и реализация конкретных инвестиционных проектов, находится под влиянием целой серии внешних и внутренних региональных факторов (политических, экономических, организационно-управленческих и др.). При этом инвестиционный проект необходимо рассматривать как комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. В сфере АПК реализация инвестиционных проектов обусловлена рядом трудностей, вызванных его спецификой: низкая рентабельность, ограниченность ассортимента натуральной сельскохозяйственной продукции и т. д.

Литература

1. Алексанов, Д. С. Экономическая оценка инвестиций /Д.С. Алексанов, В.М. Кошелев. — М. : Колос-Пресс, 2002.

2. Баутин, В. М. Саморазвитие сельских территорий — важная составляющая продовольственной безопасности страны : методология построения системы / В.М. Баутин, В.В. Лазовский, В.П. Чайка. — М. : Росинформагротех, 2004.

3. Буробкин, М. И. Экономический механизм формирования и использования инвестиций в агропромышленном производстве региона (на примере Курской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук.: 08. 00. 05 /Буробкин Михаил Иванович. — М., 2003.

4. Вайнштейн, С. Ю. Инвестиционное проектирование : учеб. пособие / С.Ю. Вайнштейн //М-во образования Рос. Федерации; Новосиб. гос. акад. экономики и упр. — Новосибирск : Новосиб., 2000.

5. Водянников, В. Т. Бизнес-планирование на предприятиях АПК: учеб. пособие / В.Т. Водяников. — М. : МГАУ, 1998.

6. Водянников, В. Т. Экономическая оценка инвестиций в агропромышленном комплексе : учеб. пособие /

B.Т. Водянников, Д.Ю. Судник. — М. : ЮРКНИГА, 2004.

7. Гриценко, М. П. Проблемы организации агробизнеса в регионе : материалы междунар. очно-заочной науч.-практической конф., 22 апр. 2005 ; под ред. М.П. Гриценко ; отв. ред. и др. — Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2005. — С. 22-27.

8. Дохолян, С. В. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального воспроизводства / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С.135-159.

9. Дохолян, С. В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона / С.В. Дохолян, В.З., Петросянц // Проблемы развития АПК региона. 2012. № 3. С. 121-130.

10. Дохолян, С. В. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства / С.В. Дохолян, Д.Г. Эмиргамзаев //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3.

C. 168-185.

11. Ильин, С. Ю. Влияние инвестиций на повышение эффективности использования основных производственных фондов / С.Ю.Ильин // Стабилизация экономического развития Российской Федерации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Пенза, 2002. С. 28-32.

12. Колтынюк, Б. А. Инвестиционные проекты : учебник /БА.Колтюнюк. — СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000.

13. Комаров, В. Кредитование инвестиционных проектов предприятий АПК / В. Комаров // Экономика сел. хоз-ва России. 2004. № 2. С. 30.

14. Костяев, А. И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы /А. И. Костяев. — 2-е изд., стереотип. —Екатеринбург : Урал. гос. с.-х. акад., 2003.

15. Лось, В. Н. Интеллектуальная и информационная поддержка инвестиционного процесса в Омском регионе / В.Н. Лось // Регион России. 1998. № 3. С. 7-9.

16. Мищенко, В. В. Экономика региона : учеб. пособие / В.В.Мищенко //М-во образования Рос. Федерации; Алтайск. гос. ун-т. — Барнаул : Изд-во Алтайск. ун-та, 2003.

17. Оценка эффективности инвестиционных проектов в современной экономике (теория и методология) ; под ред. В.Р. Атояна. — Саратов : СарГТУ, 2003.

18. Петриков, А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и нормативно-правовое обеспечение аграрного сектора экономики /А. Петриков //АПК: экономика и упр. 2006. № 5. С. 6-7.

19. Пименов, Г. Г. Классификация и управление инвестиционными рисками / Г.Г. Пименов // Труды / Куб. гос. аграр. ун-т. — Краснодар, 1999. Вып. 376 (404). С. 189-194.

20. Сергеева, И. А. Механизмы инвестирования интеграционных процессов в АПК / ИА.Сергеева, А.Ю. Сергеев //Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 2006. № 4. С. 49-52.

21. Стукач, В. Ф. Региональная инфраструктура АПК : учеб. пособие / В.Ф.Стукач. — Омск : Изд-во

ОмГАУ, 2003.

22. Сучков, А. И. Практика государственного регулирования аграрного сектора в Новосибирской области в 1996-2002 гг. /А.И. Сучков //Развитие регионального АПК, межрегиональных и внешнепродукто-вых связей. — Новосибирск, 2003. С. 91-93.

23. Ткачев, А. Н., Пименов, Г. Г., Трубилин, А. И. Инвестиционное управление агропромышленным производством /А.Н.Ткачев, Г.Г. Пименов, А.И.Трубилин. — Краснодар : ООО «Полиграфика», 2001.

24. Фролова, Н. К. Основы укрепления финансов в регионах : учеб. пособие / Н.К. Фролова. — Омск : Изд-во ОмГАУ, 2005.

25. Эминова, Э. М. Государственное регулирование устойчивого развития аграрно-промышленного комплекса региона (на примере Республики Дагестан) : дис. ... канд. экон. наук // Дагестанский государственный университет. —Махачкала, 2009.

26. Эминова, Э. М. Механизм формирования стратегических приоритетов развития пищевой промышленности / Э.М. Эминова, А.М. Абдулатипова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 11. С. 44-54.

27. Эминова, Э. М. Особенности государственного регулирования и управления АПК на региональном уровне / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов, Э.М. Эминова // Экономика и предпринимательство. 2014. №12. С. 235-242.

References:

1. Alexan, D. S. Economic evaluation of investments / D. S. Alexan, V. M. Koshelev. — M. : Kolos-Press, 2002.

2. Bautin, V. M. Self-development of rural areas is important be-ting the country's food security : methodology for the system / V. M. Bautin, V. V. Lazovskiy, V. P. Chaika. — M. : Rosinformagrotech, 2004.

3. Burobkin, M. I. Economic mechanism of formation and use of investment in agricultural production of region (on example of Kursk region) : author. dis. kand. Ekon. Sciences.: 08. 00. 05 / Burobin Mikhail Ivanovich. — M., 2003.

4. Weinstein, S. Yu Investment planning : proc. manual / S. J. Weinstein // M-education Grew. Federation No-vosib. GOS. Akad. economy and UPR. — Novosibirsk: Novosib., 2000.

5. Vodyannikov, V. T. Business planning for agricultural enterprises : textbook. guide / V. T. Crowberry. — M. : MGAU, 1998.

6. Vodyannikov, V. T. Economic evaluation of investment in agriculture : proc. manual / T. V. Vodyannikov, V. Sudnik. — M. : YURKNIGA, 2004.

7. Gritsenko, M. P. problems of the organization of agribusiness in the region : materials of Intern. part-time]. -practical Conf. 22 APR. 2005 ; under the editorship of M. P. Gritsenko ; resp. ed. etc. — Barnaul: publishing house of Altai state University, 2005. — P. 22-27.

8. Dokholyan, S. V. development of the resource potential of agro-industrial complex in the system of regional reproduction / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov // Regional problems of transformation of the economy. 2011. No. 4. P. 135-159.

9. Dokholyan, S. V. System approach to the formation of the concept of development of agricultural complex of the region / S. V. Dokholyan, V. Z. Petrosyants // problems of development of agribusiness in the region. 2012. No. 3. S. 121-130.

10. Dokholyan, S. V. Strategic directions of sustainable high-efficient agricultural production / S. V. Dokholyan, D. G. Amurgushev // Regional problems of transformation of the economy. 2012. No. 3. S. 168-185.

11. Ilyin, S. Y. the Impact of investments on improving the efficiency offixed assets / S. Yu. Ilyin // the stabilization of the economic development of the Russian Federation : materials of vseros. scientific.-pract. Conf. — Penza, 2002. S. 28-32.

12. Koltynyuk, B. A. Investment projects : textbook / B. A. Koltuniuk. — SPb. : Publishing house of V. A. Mi-khailov, 2000.

13. Komarov, V. financing of investment projects of agricultural enterprises / Vladimir Komarov // economy of the villages. khoz-VA Russia. 2004. No. 2. 30.

14. Kostyaev A. I. Regional agroeconomic research and development: methodology and methods / A. I. kosty-aev. — 2nd ed. stereotype. —Ekaterinburg : Ural. state agricultural Acad., 2003.

15. Moose, V. N. Intellectual and information support of investment process in the Omsk region / V. N. Moose // The Region Of Russia. 1998. No. 3. P. 7-9.

16. Mischenko, B. B. regional Economy : textbook. the allowance / V. Mishchenko // M-education Grew. Federation; Altaysk. state University — Barnaul: Izd-vo Tomsk. University press, 2003.

17. Evaluation of investment projects efficiency in modern economies (theory and methodology) ; under the editorship of V. R. Atoyan. — Saratov : Irgtu, 2003.

18. Petrikov, A. the Priority national project AIC Development"and normative-legal support of agrarian sector of economy/A. Petrikov //AIC: Economics and control. 2006. No. 5. S. 6-7.

19. Pimenov, G. G. Classification and management of investment figure-kami / G. G. Pimenov / / / KUB. GOS. Agrar. Univ. of Illinois — Krasnodar, 1999. Vol. 376 (404). P. 189-194.

20. Sergeeva, I. A. Mechanisms of investment integration processes in AIC /1. A. Sergeeva, A. Sergeev, Y. // Economics of agricultural and Rev. enterprises. 2006. No. 4. P. 49-52.

21. Snitch, V. F. Regional infrastructure, agriculture : proc. manual / V. F. Stukach. — Omsk : publishing house of Omgau, 2003.

22. Suchkov, A. I., the Practice of state regulation of agrarian sector in Novosibirsk region in 1996-2002 / Suchkov A. I. // Development of regional agriculture, interregional and vneshnepoliticheskikh ties. — Novosibirsk, 2003. S. 91-93.

23. Tkachev, A. N., Pimenov, G. G., Trubilin A. I. Investment management of agricultural production / A. N.

Tkachev, G. G. Pimenov, A. I. Trubilin. — Krasnodar : LLC Poligrafika,"2001.

24. Frolova, N. C. basics of strengthening of Finance in the regions : proc. aid / N. To. Frolova. — Omsk : publishing house of Omgau, 2005.

25. Eminova, E. M. State regulation of sustainable development of agrarian and industrial complex of region (on example of Republic Dagestan) : dis. kand. Ekon. of science, Dagestan state University. —Makhachkala, 2009.

26. Eminova, E. M. the Mechanism offormation of strategic priorities of development of the food industry / by E. M. Eminova, A. M. Abdulatipov // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 11. P. 4454.

27. Eminova, E. M. Peculiarities of state regulation and management of agriculture at the regional level / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov, E. M. Eminova // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 12. P. 235-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.