Научная статья на тему 'Особенности формирования инновационного спроса в инновационном кластере'

Особенности формирования инновационного спроса в инновационном кластере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРЫ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО СПРОСА / СПРОС НА ИННОВАЦИИ / INNOVATIVE CLUSTER / CLUSTERS / FEATURES OF INNOVATIVE DEMAND DEVELOPMENT / DEMAND FOR INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимова Екатерина Леонидовна, Прокин Валерий Васильевич

Рассмотрены ключевые аспекты формирования инновационного спроса в рамках кластера. Отмечаются особенности функционирования кластеров в рыночной экономике. Показана универсальность кластерного подхода к изучению инновационного спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of innovative demand development in innovative cluster

The paper is focused on the key aspects of developing innovative demand within cluster. Features of the clustors' functioning in market economy are outlined. Universal character of the cluster approach to the study of innovative demand is described.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инновационного спроса в инновационном кластере»

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА

УДК 001.895

Е.Л. Анисимова, В.В. Прокин

Пермский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО СПРОСА В ИННОВАЦИОННОМ КЛАСТЕРЕ

Рассмотрены ключевые аспекты формирования инновационного спроса в рамках кластера. Отмечаются особенности функционирования кластеров в рыночной экономике. Показана универсальность кластерного подхода к изучению инновационного спроса.

Ключевые слова: инновационный кластер, кластеры, особенности формирования инновационного спроса, спрос на инновации.

В процесс глобализации большую роль в экономическом развитии стал играть фактор научно-технического прогресса (НТП). Традиционно развитие отечественной экономики сопровождалось созданием значительного научнотехнического потенциала. Однако в переходный период к рыночному хозяйству многочисленные конкурентные преимущества, имевшиеся в данной сфере, подверглись разрушению. Поэтому в настоящее время необходимость учета НТП как фактора экономического развития потребовала разработки новых моделей роста. Следует отметить, что модели экономического роста с учетом фактора научно-технического прогресса учитывают только фактор предложения, но игнорируют фактор спроса.

Перенасыщение рынка традиционными товарами и услугами порождает спрос на новые товары и услуги, т.е. «инновационный спрос». Возникает рынок инноваций (рис. 1).

Рис. 1. Структурные элементы рынка инноваций

Спрос на инновационный продукт, как правило, предъявляют наиболее обеспеченные группы населения, чей материальный достаток выше среднего, а потребность в традиционных благах в основном удовлетворена. Спрос обеспечивает нововведению высокую рентабельность и, соответственно, большую привлекательность для инвестиций в развитие. Высокий уровень достатка населения возможно получить только при хорошо развитой экономике. Соответственно, чем выше уровень благосостояния, тем больший спрос будет предъявлен на инновационный продукт и тем выше окажется потенциал «капитализации» инновационного продукта.

Достичь высокого развития экономики возможно при внедрении кластерных структур, так как в настоящее время обеспечить устойчивое развитие экономики и улучшение благосостояния и качества жизни населения возможно лишь на основе системного, непрерывного использования продуктов научной, научнотехнической, нововведенческой деятельности.

Мировой опыт развитых стран доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров. В последние 1015 лет формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития во многих странах мира.

Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию Майклом Портером: «кластер - сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3].

В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [1] выявление и стимулирование развития возникающих кластеров рассматривается как одно из важнейших направлений создания общенациональной системы поддержки инноваций и технологического развития, обеспечивающего прорыв России на мировые рынки.

Кластерные принципы организации производственного взаимодействия позволяют повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Степень развития и значимость источников конкурентных преимуществ определяют стадии развития конкуренции и модели экономического роста государств, регионов и предприятий.

Кластеры обеспечивают значительный импульс развития государств, позволяют им мобилизовать новый сетевой ресурс организации территорий, становятся базой конкурентоспособности экономики.

Кластерная концепция развития предпринимательства фокусируется на взаимосвязях между корпоративными структурами, инвестиционными, посредническими, научными, учебными организациями региона. Суть кластерной кон-

цепции заключается в реализации консолидированного потенциала регионов, экономическая территория которых является основой для развития, а решение проблем региональной экономики - одним из главных направлений долгосрочной стратегии государства.

Со стороны фирмы кластерную концепцию развития можно рассматривать как систему отношений между органами государственной власти региона и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров.

Результативность функционирования кластера можно оценивать со стороны фирм-участников проекта, а также со стороны последствий для экономики города, региона и государства в целом (таблица).

Синергетические эффекты, получаемые при функционировании кластера, на макро-, мезо- и микроуровне

Показатель Эффект от функционирования кластера

Государство Регион / город Фирма

Конкурентоспособ- ность Конкурентоспособность отечественных компаний и продукции на мировых рынках. Развитие экспортных возможностей и взаимоотношений Доступность рыночной информации. Развитие экспортных возможностей Доступ к сертификации по международным стандартам качества. Совершенствование производственного процесса и операций

Уровень развития связей и взаимодействия Международный. Региональный Регион / фирма. Регион / регион (обмен опытом). Регион / государство Система поставщиков. НИОКР. Фирма / регион

Человеческие ресурсы Снижение уровня безработицы за счет дополнительных рабочих мест Развитие университетов. Снижение уровня безработицы Высококвалифицированные кадры

НИОКР Развитие инновационного потенциала страны Развитие научных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков Доступ со стороны компаний к результатам НИОКР и экспертизе

Финансовые ресурсы Развитие системы банков и инвестиционных фондов Привлечение внутренних и внешних инвестиций в регион Доступность финансовых ресурсов для малых и средних компаний

Деловой климат Высокие темпы роста экономики страны Высокие темпы роста экономики региона. Благоприятный инвестиционный климат Упрощение процедуры регистрации компаний. Снижение административных барьеров

В целом различают три основных вида кластеров:

1) кластеры с регионально ограниченной формой экономической деятельности внутри родственных секторов, обычно привязанных к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

2) кластеры с вертикальными производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных фирм или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта;

3) отраслевые кластеры в различных видах производства с высоким уровнем агрегации или на еще более высоком уровне агрегации.

Города по наличию кластеров в регионе можно подразделить на бескла-стерные - не имеющие кластерных структур; монокластерные - города, имеющие один кластер в какой-либо отрасли; поликластерные - имеющие несколько кластерных структур, как крупных, так и мелких.

Необходимость создания и развития кластерных структур является обоснованной и важной при планировании развития города в долгосрочной перспективе. Кластер выгоден для всех участников. Для страны и регионов - повышение налогов, занятость, ориентированная на экспорт продукция, инновации. Для фирм -возможность кооперации, развитие НИОКР, квалифицированные специалисты. Для вузов - заказ на специалистов, поддержка научных исследований. Для человека - рабочие места, высокая заработная плата, профессиональная реализация.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [2] в качестве одной из подзадач модернизации экономики называет стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научнопроизводственных кооперационных связей и инновационных сетей.

В чем преимущества инновационных кластеров как инструментов регионального развития? Кластер - проявление самоорганизации социально-экономического пространства по всем направлениям: факторам производства, технологиям, знаниям, занятости, культурной среде и др. Создание кластеров позволяет связанно и непротиворечиво решать вопросы развития крупных корпораций, малого и среднего бизнеса, научного и кадрового обеспечения производства, развития транспортно-логистической, инновационной и финансовой инфраструктуры. Формирование конкурентоспособных кластеров позволит региональной экономике полноценно включиться в процессы сетевой глобализации и стать одной из зон опережающего экономического развития в стране.

С этих позиций кластерная политика может стать важным инструментом экономического и инновационного развития не только для развитых и «богатых» регионов, но и для менее благополучных.

Универсальность кластерного подхода позволяет применять его при решении более широкого круга задач, в частности:

- при оценке конкурентоспособности государств, регионов, отраслей;

- как инструмент общегосударственной и региональной политики;

- при разработке стратегии и программ регионального развития;

- как основу стимулирования инновационной деятельности;

- как основу взаимодействия большого, малого и среднего бизнеса;

- как инструмент повышения образовательного и квалификационного уровня занятых в регионе;

- как стимул развития региональной инфраструктуры и др.

Сложность и системность современных инновационных процессов требуют развития инновационного сотрудничества, создания взаимосвязи между фирмами в целях облегчения обмена информацией, разделения рисков и затрат, совместной адаптации к рыночной и технологической неопределенности, что и реализуется в кластере.

На основе существующих сетей контактов и общих интересов, объединяющих различные организации, фирмы и местные власти, как правило, удается достичь более тесного и гармоничного взаимодействия образования, науки и высокотехнологичной промышленности, что является ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Указанный подход предполагает создание территориальных комплексов, представляющих реальное воплощение объективной тенденции интеграции различных организаций, фирм, научных учреждений в целях повышения конкурентоспособности и развития города.

Кластер как инструмент формирования инновационного спроса носит не только универсальный, но и интегрирующий характер. Последнее заключается в комплексном решении в рамках кластерного подхода кластерных стратегий.

Говоря о кластерах, выделяют 2 стратегии, которые дополняют друг друга:

1) стратегия, направленная на повышение эффективности использования знаний в существующих кластерах;

2) стратегия, направленная на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров.

Результатом деятельности кластера в условиях стратегии, направленной на повышение эффективности использования знаний, является распространение инноваций от одного субъекта хозяйственных отношений к другому, поэтому кластеры эффективны как инновационные точки роста (рис. 2).

Согласно второй стратегии осуществляется эффективное взаимодействие субъектов кластера во внешней и внутренней среде (рис.3). Внутренняя среда представляет собой объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций, вузов и т.д.). Внешняя среда - инфраструктура смежных с кластером отраслей.

Таким образом, при эффективном взаимодействии субъектов кластера повышается инновационная составляющая деятельности, так как создается новый продукт или услуга усилиями нескольких фирм или исследовательских институтов, что позволяет ускорить их распространение по сети деловых взаимосвязей. Инновационная составляющая кластера способствует повышению конкурентоспособности продукции, снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств, стимулирует спрос и предложение на рынке инноваций (рис. 4).

Рис. 2. Распределение инноваций в кластере

Рис. 3. Взаимодействие субъектов кластера

Внутренняя среда кластера

Кластер

Внешняя среда кластера

Рис. 4. Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность региона

В России отмечается отсутствие динамично растущего спроса на инновации с учетом его разнообразия. В свою очередь изменение инновационного спроса во многом обусловлено институциональными изменениями.

Инновации являются продуктом сложного взаимодействия между различными группами экономических агентов в рамках действующей системы институтов и в этом смысле не сводятся к результатам деятельности отдельных предпринимателей. Национальная инновационная система как система институтов, участвующих в процессе создания, развития и распространения новшеств, вместе с тем ограничивает активность экономических агентов по тем или иным направлениям инновационной деятельности.

Спрос на инновационную продукцию в инновационном кластере формируется различным образом следующими группами организаций и предприятий, входящих в кластер:

а) государственными предприятиями и учреждениями, осуществляющими свою экономическую деятельность в условиях отсутствия конкурентной среды;

б) государственными предприятиями и учреждениями и фирмами, действующими в динамично изменяющейся конкурентной среде (производство вооружений и космической техники);

в) крупными предприятиями и организациями;

г) предприятиями малого и среднего бизнеса.

Существует следующий ряд особенностей формирования инновационного спроса в кластере:

1. Следует учитывать размеры страны, поскольку в малых странах численность населения недостаточна для предъявления необходимого объема спроса на новый продукт, поэтому, как правило, в этих странах фундаментальные инновационные разработки ориентированы, прежде всего, на внешний спрос.

2. Учитывается уровень развития страны. Для развивающихся стран наиболее актуальной задачей является удовлетворение традиционных потребностей, что препятствует развитию инноваций. Высокая степень насыщения рынков традиционных товаров в развитых странах способствует не просто появлению «инновационного спроса», но качественному развитию рынка инноваций.

3. «Инновационный спрос» становится одним из внешних факторов конкурентных преимуществ бизнеса. Способствует развитию как крупного, так и малого бизнеса, созданию устойчивых связей взаимодействия.

4. Взаимодействие и доступность информации позволяют совершенствовать знания.

5. Соперничество внутри кластера заставляет компании-конкуренты внедрять инновации и искать новую нишу рынка.

Следует отметить, что кластеры создают условия для вовлечения инвестиций, так как необходимые для их образования инициатива, инновации, интеграция, информация, интерес являются необходимыми составляющими для привле-

чения инвесторов. Внедрение кластерных технологий объединения предприятий способствует росту деловой активности предпринимательских структур, улучшению инвестиционного климата в регионе страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем. Благоприятный инвестиционный климат положительно отразится на предпринимательском климате, что позволит сформировать площадки для развития малого бизнеса.

Главной задачей внедрения кластерных структур является изменение психологии предпринимателей, понимания ими возможности честного, открытого и взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения ради общей экономической выгоды.

Кластер может включать в себя много или мало предприятий, а также большие и малые предприятия в разном соотношении. Он служит той «ареной», на которой осуществляется формирование предложения и спроса на инновации, а также осуществляется реальное взаимодействие между местными предпринимательскими структурами, а также между предпринимательскими структурами и другими институтами.

Таким образом, можно сделать вывод, что кластерная структура положительно влияет на формирование инновационного спроса, а именно:

- кластерные принципы организации производственного взаимодействия позволяют повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе;

- кластеры обеспечивают значительный импульс развития государств, позволяют им мобилизовать новый сетевой ресурс организации территорий, становятся базой конкурентоспособности экономики;

- кластер позволяет организовать социально-экономическое пространство по всем направлениям: факторам производства, технологиям, знаниям, занятости, культурной среде и др.;

- создание кластеров позволяет связано и непротиворечиво решать вопросы развития крупных корпораций, малого и среднего бизнеса, научного и кадрового обеспечения производства, развития транспортно-логистической, инновационной и финансовой инфраструктуры.

Список литературы

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2015 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

2. Об утверждении Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.: протокол № 1 Межведом. комиссии по науч.-иннов. политике от 15 февраля 2006 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://ric.istu.edu/statii/analitika/docs/strateg.zip

3. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. - М.: Вильямс, 2002. - 496 с.

Получено 22.04.2011

E.L. Anisimova, V.V. Prokin

Perm state technical university

FEATURES OF INNOVATIVE DEMAND DEVELOPMENT IN INNOVATIVE CLUSTER

The paper is focused on the key aspects of developing innovative demand within cluster. Features of the clustors’ functioning in market economy are outlined. Universal character of the cluster approach to the study of innovative demand is described.

Keywords: innovative cluster, clusters, features of innovative demand development, demand for innovations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.