О.Н. ЗАЙЦЕВА, старший преподаватель кафедры общих математических дисциплин Орловского государственного университета Тел. 89192656318; oksana_nzn@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены вопросы формирования информационно-коммуникационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов, проведена классификация различных форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, информационно-коммуникационные технологии, внеаудиторная самостоятельная работа.
Проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов приобретает все большую актуальность в современном информационном обществе, обладающем разнообразными средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Согласно одному из направлений, обозначенных в «Концепции модернизации российского образования», формирование у обучающихся определенного набора компетенций является необходимым для обеспечения профессиональной мобильности, владения современными средствами получения, обработки и использования информации [2]. Информационно-коммуникационная компетентность выделяется как важнейшая часть профессионализма в современном информационном обществе. В процессе профессиональной подготовки студенты должны получить представление об информационных ресурсах, уметь вести поиск в электронных каталогах и базах данных, правильно определять сферу своих информационных потребностей.
Информационно-коммуникационная компетентность как педагогическая категория является частью профессиональной компетентности будущего специалиста. Роль информационно-коммуникационной компетентности в образовании поднимается в многочисленных работах исследователей, таких как Акуленко В.Л., Архипова А.И., Бурмакина В.Ф., Горюнова М.А., Зайцева О.Б., Лобанов H.H., Роберт И.В., Шилова О.Н. и ряда других.
Так, М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова [3] определяют информационно-коммуникационную компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Е.В. Мельник понятие «информационно-коммуникационная компетентность» трактует как «комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с исполь-
_ зованием средств ИКТ» [4].
© О.Н. Зайцева
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
В нашем понимании суть понятия «информационно-коммуникационная компетентность» включает в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей; готовность к саморазвитию в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее по тексту - ИКТ), что является необходимым условием для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональной деятельности.
Для достижения эффективности образовательного процесса могут использоваться образовательные средства информационно-коммуникационных технологий, место и функции которых рассмотрены в работах Габай Т.В., Кинелева В.Г., Полат Е.С., Сергеевой Т.А., Талызиной Н.Ф., Тихомирова О.К. и др.
Далее в статье под образовательными средствами ИКТ мы будем понимать аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.
Исследователи представляют различные классификации образовательных средств ИКТ по ряду параметров, например, по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по формам применения ИКТ в образовательном процессе, по типу информации, по форме взаимодействия с обучающимся.
В современной педагогической науке по решаемым педагогическим задачам принято выделять средства, обеспечивающие базовую подготовку, куда входят электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний; средства практической подготовки, в их числе задачники, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры; комплексные средства, включающие дистанционные учебные курсы; вспомогательные средства, к которым можно отнести различного рода энциклопедии, словари, хрестоматии, мультимедийные учебные занятия.
По функциям в организации образовательного процесса средства информационно-коммуникационных технологий подразделяются на информационно-обучающие, включающие электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные про-
граммы, информационные системы; поисковые, например каталоги, поисковые системы; интерактивные, такие как электронная почта, электронные телеконференции и др.
По формам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе выделяют аудиторные и внеаудиторные образовательные средства.
В зависимости от типа информации образовательные ресурсы подразделяются на электронные и информационные с текстовой информацией, это учебники, учебные пособия, задачники, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, учебно-методические материалы; на электронные и информационные с визуальной информацией, в том числе коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, а также статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы; на электронные и информационные с аудио- и видеоинформацией, с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
По форме взаимодействия с обучающимся образовательные средства ИКТ классифицируются на «offline» - технология асинхронного режима связи, куда входят электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации, и «online» - технология синхронного режима связи (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети).
В результате использования разнообразных образовательных средств формируется информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС), которая способствует внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс.
Под информационно-коммуникационной образовательной средой С.В. Зенкина понимает «комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию средств информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и выступающих как средство построения личностно ориентированной педагогической системы» [1, с. 24]. Такого понимания информационно-коммуникационной образовательной среды мы придерживаемся в данной статье.
Таким образом, на первое место в образовательном процессе помещается обучающийся, деятель-
ность же преподавателя в этой ситуации приобретает характер наставничества. Создание такой образовательной среды обеспечивает развитие активной жизненной позиции обучающихся, их самоопределения.
Полагаем, что информационно-коммуникационная образовательная среда является тем самым фундаментом, который лежит в основе формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся, давая им возможность не только приобрести необходимые компетенции, но и успешно реализовывать их в ходе образовательного процесса.
С целью формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов разработанное в настоящее время третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в базовой части математического и естественно-научного цикла содержит такие дисциплины, как «Информатика» или «Информационные технологии». Данные курсы призваны сформировать у бакалавров следующие общекультурные компетенции:
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях [5].
Цель указанных курсов обусловлена стратегией развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих специалистов.
В связи с этим особую значимость в области информационных технологий приобретает самостоятельная работа, которая в настоящее время занимает не менее 50% учебного времени, третье поколение федеральных государственных обра-
зовательных стандартов высшего профессионального образования сохраняет тенденцию к увеличению ее доли в образовательном процессе.
Внеаудиторную самостоятельную работу студентов целесообразно рассматривать как одну из форм организации учебного процесса в вузе. Это планируемая учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, выполняемая во внеаудиторное время под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.
Современные информационные технологии играют ключевую роль при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов: они открывают студентам доступ к новым источникам информации, дают возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных. Одним из средств организации самостоятельной работы студентов является использование Интернет-технологий, поскольку образовательные Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности. К новым формам самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий можно отнести: виртуальное портфолио, мультимедийные проекты, web-сайты и т.д.
В ходе самостоятельной работы с целью повышения наглядности эффективно использование электронных учебников по различным дисциплинам, состоящих из теоретической части, учебно-тренировочной, информационно-поисковой, информационной визуализации. Электронный учебник, несомненно, помогает улучшить дидактические условия электронного методического сопровождения учебного процесса.
Основным направлением информатизации самостоятельной работы студентов является создание и применение мультимедийных ресурсов, которые объединяют возможности текста, звука, графики, фотографии, анимации, видео в цифровом представлении, тем самым становятся шире возможности визуализации, имитации, демонстрации объектов и процессов.
В рамках внеаудиторной самостоятельной работы эффективным является создание программных продуктов в виде электронных презентаций, выполненных в MS Power Point. Электронные
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
презентации представляют различные слайды, на которых дается текстовая, графическая, иллюстративная информация. Для создания информационной целостности программные продукты можно оснащать гипертекстом, содержащим ссылки на другие материалы и объекты.
Например, студентам факультета естественных наук было предложено написание рефератов и докладов по некоторым темам химии, в частности «Распространение фосфора в природе». Результатом такого вида учебной деятельности стало представление информации на бумажном носителе и в электронном виде на диске вместе с электронной презентацией, отражающей краткое содержание работы. Обучающиеся должны были защитить свою тему исследования, опираясь на материалы своих презентаций, выполненных в MS Power Point. Основные задачи использования презентации заключаются в приобретении навыков грамотного использования ресурсов сети Интернет при подготовке к занятиям; приобретении навыков работы с Power Point; овладении навыками самостоятельного изучения дисциплины; получении навыков презентации проекта перед аудиторией. Как показывает практика, презентации восполняют недостаточность образного представления при изложении материала. В результате зрительного восприятия у студентов появляется понимание неизвестного ему объекта изучения и возможность углубления в сущность изучаемого.
В ходе защиты имела место учебная дискуссия между студентами и преподавателем, было задано множество вопросов по теме исследований, которые позволили выявить степень подготовленности докладчика и уровень его знаний в предметной области и в области информационных технологий.
Нужно отметить, что выполнение заданий в электронном виде способствует формированию информационной и коммуникационной компетенций, поскольку обучающийся черпает знания не только из традиционных источников информации, но и с помощью современных информационных технологий, в частности Интернет. При этом роль информационных и коммуникационных технологий значительна, так как способствует выведению обучающихся на более высокий уровень владения знаниями по предмету и дальнейшее использование их в последующей профессиональной деятельности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что использование информационных технологий в современном обществе играет основополагающую роль при решении разнообразных профессиональных и учебных задач. Применение средств ИКТ при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов позволяет усовершенствовать образовательную деятельность, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности и, как следствие, обеспечивает реализацию социального заказа в соответствии с современными требованиями.
Библиографический список
1. Зенкина C.B. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2007.
2. Концепция модернизации российского образования. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393.
3. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? [Текст] // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - C. 95-100.
4. Мельник E.B. Содержание коммуникативной компетентности педагога. [Текст] // Психология и школа: науч.-практ. журн. - 2004. - № 4.
5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 22 декабря 2009 г. № 788.
O.N. ZAJTSEVA
FEATURES OF FORMATION INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE IN THE COURSE OF OUT-OF-CLASS WORK OF STUDENTS
In article questions of formation of information-communication competence in the course of out-of-
class independent work of students are considered, classification of various forms of use of information-
communication technologies in educational process is spent.
Key words: it is information-communication Competence, information-communication technologies,
out-of-class independent work.
—---