Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / индивидуальный стиль / педагогическая деятельность / профессиональная зрелость / преподаватель вуза / развитие / формирование / adaptation / individual style / pedagogical activity / professional maturity / university teacher / development / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буховцева Ольга Васильевна, Вэй Мяомяо

Статья посвящена анализу особенностей формирования индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателей вузов. Описывается значимость деятельности преподавателя вуза в современных условиях. Перечислены педагогические функции, влияющие на индивидуальный стиль преподавателя. Дано определение понятию «индивидуальный стиль педагогической деятельности». Представлена модель индивидуального стиля педагогической деятельности с точки зрения функционального подхода. Выделены основные периоды профессионального становления преподавателя вуза. Подробно раскрыт период адаптации начинающих преподавателей вузов. Приведены особенности и содержание процесса адаптации начинающих педагогов. Даны составляющие успешной адаптации начинающего преподавателя вуза. Уделено особое внимание саморегуляции, как важному аспекту индивидуального стиля педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буховцева Ольга Васильевна, Вэй Мяомяо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the features of the formation of the individual style of pedagogical activity of university teachers. The significance of the activity of a university teacher in modern conditions is described. The pedagogical functions that influence the individual style of the teacher are listed. The definition of the concept "individual style of pedagogical activity" is given. The model of the individual style of pedagogical activity is presented from the point of view of the functional approach. The main periods of professional development of a university teacher are highlighted. The period of adaptation of novice university teachers is disclosed in detail. The features and content of the process of adaptation of novice teachers are given. The components of successful adaptation of a novice university teacher are given. Special attention is paid to self-regulation as an important aspect of the individual style of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ»

проектно-ориентированного подхода по управлению университетами, которая раньше, в основном, использовалась для развития УВО и коммерциализации их научной деятельности. Таким образом, проекты должны быть неотъемлемой частью современных УВО в разных аспектах.

Литература:

1. Гавриков, А.Л. Стратегическое управление университетом как потребность нового времени / А.Л. Гавриков // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №4. - С. 30-35

2. Гавриков, А.Л. Образование взрослых в XXI веке: Новая роль университетов в его развитии / А.Л. Гавриков, Н.П. Литвинова. - М.: Наука, 2011. - 170 с.

3. Гончарова, Н.А. Проектный подход к понятию «образовательная услуга» / Н.А. Гончарова, М.П. Логинов // Вестник Гуманитарного университета. - 2014. -№ 4 (7). - С. 112-115

4. Домрачева, С.А. Обучение преподавателей вуза проектно-ориентированному подходу как одно из условий развития современного вуза / С.А. Домрачева // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 3 (27). -С. 20-24

5. Каширцева, А.Ю. Упреждающее управление экономическими системами на основе имитационного моделирования / А.Ю. Каширцева, В.А. Дудко // Вестник БУПК. -2019. - Вып. 4. - С. 143-150

6. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта: монография / М.В. Кларин. - М.: Луч, 2018. - 640 с.

7. Кононенко, И.В. Оптимизация содержания проекта по критериям прибыль, время, стоимость, качество, риски / И.В. Кононенко // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2012. - № 1/10(55). - С. 13-15

8. Логинов, О.В. Проектно-ориентированное управление образовательной деятельностью ВУЗов: дис... канд. тех. наук. 05.13.22 / О.В. Логинов, Одесса, 2016. - 186 с.

9. Романова, И.Б. Образовательные проекты в вузе / И.Б. Романова // Интеграция образования. - 2013. - № 1. -С. 43-47

10. Свечкарев, В.П. Технология проактивного противодействия экстремизму / В.П. Свечкарев // Инженерный вестник Дона. -2014. - №4. - С. 63-67

11. Селезнев, В.А. Проектно-ориентированная система повышения квалификации педагогов / В.А. Селезнев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2018. - № 3 (36). - С. 51-59

12. Филимонова, Н.М. Проактивное управление инвестиционно-инновационными проектами как механизм повышения конкурентоспособности региона / Н.М. Филимонова, С.М. Башарина, Е.С. Никишина // Экономика и управление. -2019. -№4 (20). - С. 49-54

13. Чечель, И.Д. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства: электронный учебник / И.Д. Чечель, И.Д. Грабарь, Л.И. Монахова. - [электронный ресурс]. - URL: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/

14. Bushuev, S. Information technologies for project management competences development on the basis of global trends / S. Bushuev, B. Kozur 11 Information technology and learning tools. - Yol. 68. - №6. - 2018. - P. 218-234

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Буховцева Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан); аспирант Вэй Мяомяо

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей формирования индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателей вузов. Описывается значимость деятельности преподавателя вуза в современных условиях. Перечислены педагогические функции, влияющие на индивидуальный стиль преподавателя. Дано определение понятию «индивидуальный стиль педагогической деятельности». Представлена модель индивидуального стиля педагогической деятельности с точки зрения функционального подхода. Выделены основные периоды профессионального становления преподавателя вуза. Подробно раскрыт период адаптации начинающих преподавателей вузов. Приведены особенности и содержание процесса адаптации начинающих педагогов. Даны составляющие успешной адаптации начинающего преподавателя вуза. Уделено особое внимание саморегуляции, как важному аспекту индивидуального стиля педагогической деятельности.

Ключевые слова: адаптация, индивидуальный стиль, педагогическая деятельность, профессиональная зрелость, преподаватель вуза, развитие, формирование.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the features of the formation of the individual style of pedagogical activity of university teachers. The significance of the activity of a university teacher in modern conditions is described. The pedagogical functions that influence the individual style of the teacher are listed. The definition of the concept "individual style of pedagogical activity" is given. The model of the individual style of pedagogical activity is presented from the point of view of the functional approach. The main periods of professional development of a university teacher are highlighted. The period of adaptation of novice university teachers is disclosed in detail. The features and content of the process of adaptation of novice teachers are given. The components of successful adaptation of a novice university teacher are given. Special attention is paid to self-regulation as an important aspect of the individual style of pedagogical activity.

Key words: adaptation, individual style, pedagogical activity, professional maturity, university teacher, development, formation.

Введение. Современный процесс образования в вузах сопровождается множеством вызовов: быстрое развитие науки и технологии, изменение потребностей общества, интенсивная глобализация и т.д. В данном контексте роль преподавателя значительно усложнилась. Если ранее основной задачей вузовского обучения была передача знаний, то сегодня одной из ключевых целей преподавателя вуза является создание условий для формирования у студентов критического мышления, гибкости в принятии решений, готовности к непрерывному образованию. Данный процесс подразумевает не столько

передачу информации, сколько создание уникального педагогического пространства, в котором каждый студент сможет реализовать свой потенциал. Для этого каждому преподавателю необходимо формировать индивидуальный стиль, позволяющий быстро и эффективно достичь поставленных образовательных целей.

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях современного образовательного процесса преподаватели вузов остро ощущают необходимость разработки и использования собственных методик и подходов, отличающихся от традиционных. Определение своего уникального стиля педагогической деятельности может стать ключом к более эффективной работе с современными студентами, позволяя максимально реализовать образовательный и творческий потенциал.

В методической литературе накоплен значительный опыт анализа исследований индивидуального стиля деятельности в общем и педагогического, в частности. Индивидуальный стиль деятельности рассматривался с точки зрения интегративного (Е.А. Климов, Т.М. Хрусталева и др.), деятельностного (Л.А. Вяткина, B.C. Мерлин, Е.А. Климов и др.), дифференциально-психофизиологического (Н.В. Блохина, Н.И. Петрова и др.), личностно-ориентированного (Дж. Келли, М.Н. Берулава, Н.И. Чуприкова и др.) подходов. При этом представители каждого из подходов отмечали значимость функций педагогической деятельности в процессе становления преподавателя вуза [1,3].

Изложение основного материала статьи. К педагогическим функциям, влияющим на индивидуальный стиль преподавателя, относятся: конструктивная; организационная; коммуникативная; гностическая. В соответствии с вышесказанным, определим индивидуальный стиль педагогической деятельности (ИСПД) как способность субъекта выполнять функционал, требуемый в сфере педагогической деятельности (рис.1). Схематично представим модель ИСПД с точки зрения функционального подхода.

Рисунок 1. Модель ИСПД с точки зрения функционального подхода

Как отмечает Л.Н. Макарова, под ИСПД также многими специалистами понимается «интегральная динамическая характеристика личности, которая является открытой и саморегулируемой системой взаимосвязанных действий субъекта, характеризующая особенности взаимодействия преподавателя и студентов в процессе педагогической деятельности» [3,С. 17].

Такая характеристика развивается у педагога вуза поэтапно и зависит во многом от личностных качеств, психологической структуры личности, а также тех способов и приемов, которые выбирает преподаватель с целью успешного выполнения функций педагогической деятельности.

Процесс становления преподавателя вуза проходит поэтапно и является важным показателем его успешности. Одним из ключевых достижений является приобретение высокого уровня педагогического мастерства, развитие педагогической культуры, профессиональных качеств, которые формируют индивидуальный стиль профессиональной деятельности у конкретного педагога. Данные приобретения позволяют преподавателю принимать обоснованные и целесообразные решения в своей деятельности и эффективно взаимодействовать со студентами и коллегами. Кроме того, совокупность названных достижений способствует постоянному самосовершенствованию и адаптации к изменяющимся требованиям и вызовам современной педагогической практики.

Выделим основные периоды профессионального становления преподавателя вуза:

- адаптация;

- развитие;

- профессиональная зрелость.

Один из важнейших периодов профессионального становления начинающего преподавателя является адаптация, которая представляет собой процесс приспособления и интеграции в образовательную и профессиональную среду высшей школы.

Адаптация начинающих преподавателей вузов - это период, в течение которого молодой преподаватель привыкает к новой профессиональной роли, осваивает важные аспекты педагогической деятельности, включается в учебное и научное сообщество вуза. Адаптационный период может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет и включает в себя несколько этапов.

1. Ориентационный (ознакомительный) этап. Изучение основ внутреннего регламента и корпоративной культуры вуза. Знакомство с коллегами, студентами, администрацией. Освоение базовых технологий и методик преподавания, используемых в вузе.

2. Этап активного освоения (деятельностной активности). Разработка учебных программ и методических материалов. Участие в учебной, научной и внеучебной деятельности вуза, совершенствование педагогических навыков через взаимодействие со студентами и коллегами, прохождение педагогической стажировки, курсов повышения квалификации.

3. Этап стабилизации (устойчивости). Укрепление позиции в научном сообществе, планирование долгосрочной карьеры в академической сфере.

4. Рефлексивный этап (интроспективный). Анализ достигнутых успехов и проблем в профессиональной деятельности, поиск путей дальнейшего профессионального и личностного роста [2].

Ключевые особенности данного этапа и их содержание отражены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности и содержание процесса адаптации начинающих педагогов вуза

Особенности Описание

Профессиональная компетентность развитие дополнительных педагогических навыков, таких как планирование учебного процесса, оценка знаний студентов, организация интерактивных занятий и др.

Владение педагогическими технологиями освоение разнообразных методов обучения, подходов к мотивации студентов, техник работы с различными типами личностей и стилей обучения.

Взаимодействие с коллегами умение взаимодействовать с коллегами, делиться опытом, участвовать в обсуждении методических вопросов, а также внедрять передовые практики в свою работу.

Научно-исследовательская деятельность овладение навыками научно-исследовательской деятельности, написание научных статей, участие в конференциях, привлечение грантов и т.д.

Профессиональная идентичность понимание своей роли в образовательном процессе, определение своих профессиональных ценностей и убеждений.

Профессиональная идентичность овладение инструментами электронного обучения, использование онлайн-платформ, создание видеолекций и других цифровых ресурсов.

Профессиональное развитие стремление к постоянному совершенствованию своих навыков, изучению новых методик, участию в тренингах и семинарах.

Для успешной адаптации начинающего преподавателя вуза важны: поддержка со стороны опытных коллег и администрации вуза; регулярная обратная связь и самоанализ своей деятельности; открытость новым методам и технологиям преподавания; желание развиваться и учиться на своих ошибках [2].

В целом, этап адаптации преподавателей вузов - это комплексный процесс, который включает как технические и педагогические аспекты, так и формирование профессиональной идентичности, а также интеграцию в образовательное сообщество.

Как отмечает Е.Ю. Морозова, на этапе профессионального становления преподавателя вуза происходит наиболее активное формирование ИСПД. Целью этапа развития является стремление к постоянному совершенствованию профессиональных компетенций начинающего преподавателя [4].

Этап профессиональной зрелости у начинающих педагогов вузов представляет собой ключевой этап их становления, когда они приобретают глубокие знания, навыки и компетенции, необходимые для успешного преподавания и научной работы на университетском уровне. Данный этап характеризуется рядом особенностей, которые способствуют формированию высококвалифицированных кадров вуза.

ИСПД на этапе профессиональной зрелости считается уже практически сформированным, однако у преподавателя появляется возможность развить разные аспекты своего индивидуального стиля преподавания за счет повышения методической компетентности, способности к наставничеству и руководству, а также активного взаимодействия с коллегами, учеными из других университетов.

Выводы. Таким образом, ИСПД преподавателя вуза выступает в качестве интегральной модели, учитывающей взаимосвязь различных факторов, таких как педагогические методы, подходы и стили, личностные особенности преподавателя, а также особенности и потребности студентов. Она представляет собой динамическую систему, способную к изменениям и приспособлению в соответствии с развивающимися требованиями и контекстом образовательной среды [1,5].

Важным аспектом ИСПД является саморегуляция, то есть способность преподавателя осознанно контролировать и направлять свою деятельность, адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и эффективно реагировать на потребности и особенности каждого студента. Эта способность преподавателя к саморегуляции позволяет ему поддерживать гармоничное и продуктивное взаимодействие со студентами.

Литература:

1. Кожина, М.Н. Формирование индивидуального стиля преподавания учителя вуза / М.Н. Кожина, Т.В. Колосова // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. - 2016. - №23. - С. 110-113

2. Колесникова, O.A. Формирование педагогического стиля преподавателя вуза в условиях современного образования / O.A. Колесникова // Инновационные технологии в образовании. - 2019. - №2(38). - С. 150-155

3. Макарова, Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности и мышление преподавателя вуза: вопрос соотношения / Л.Н. Макарова // Гаудеамус. - 2014. - №1 (23). - С. 15-21

4. Морозова, Е.Ю. Формирование стиля педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях инновационного образования / Е.Ю. Морозова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика -2018.-№(2).-С. 83-92

5. Пахомова, Е.В. Формирование индивидуального стиля преподавания учителя высшей школы в контексте профессионального развития / Е.В. Пахомова // Вестник Казанского технологического университета. - 2015. - 22(15). -С. 231-235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.