Т. М. Кольцова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКОНОПИСИ АРХАНГЕЛЬСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XVI-XVIII ВВ.
Искусство Архангельского края — значительное и самобытное явление русской культуры. Тесная взаимосвязь с творчеством крупных художественных центров помогла заложить основы северной иконописи уже в конце XV в., обрести ей самостоятельность и пережить подлинный расцвет в XVI—XVIII вв. Благодаря особенностям историко-культурного развития региона искусство самой отдаленной от центра северной провинции поражает своей масштабностью и разнообразием. Искусство иконописи Архангельского края было искусством контрастов. Для живописи характерно соседство архаики и классики, высокого профессионализма и незамысловатого ремесла. Это объясняется тем, что на Севере превалировала крестьянская иконопись, утвердившаяся благодаря особому укладу жизни и специфическим социальным условиям. В XVIII в. значение северной культуры состояло еще и в том, что она продолжала хранить и развивать древнерусские традиции, постепенно слабеющие в центральных областях России.
T. Kol'tsova
PECULIARITIES OF ICON PAINTING FORMATION IN THE ARKHANGELSK REGION IN THE LATE 16th-18th CENTURIES
The art of the Arkhangelsk region is a significant and original phenomenon of the Russian culture. Close interrelation with creative work of the large art centers helped to lay down the foundations of the northern icon painting as early as in the late 15th century, to make it independent and to reach real blossoming in the 16 th—18th centuries. Owing to peculiarities of historical and cultural development of the region, the art of the most remote northern province amazes by its large scale and variety. The icon painting of the Arkhangelsk region was the art of contrasts. The combination of archaic character and classics, high professionalism and simple handicraft is characteristic of the northern painting. It results from the fact that in the North the predominant art was peasant icon painting, which strengthened itself due to a special way of life and specific social conditions. In the 18 th century the significance of the northern culture laid also in the fact that it continued to preserve and develop the Ancient Russian traditions, which were gradually weakening in central regions of Russia.
Особенности формирования иконописи Архангельского края в конце ХУ1—ХУШ вв.
Русский Север — хранитель памятников древней народной культуры, где они создавались на протяжении нескольких столетий в условиях стабильности, патриархального уклада жизни и непрерывности художественных традиций. Даже в наше время на Севере еще обнаруживаются многие неизвестные памятники прошлого. Сложение разных факторов обеспечило своеобразие культуры этого обширного региона. Следует учитывать особенности заселения территории, социальный состав жителей, формы землевладения, традиционные занятия населения и хозяйственные связи. На территории Архангельского края мы имеем живую модель художественных процессов, протекавших и в других районах Руси, завершившихся во второй половине XVIII в. Широкий срез массового искусства с привлечением большого числа новых произведений имеет большое значение не только для познания культуры северной провинции, но и для характеристики общерусского художественного процесса.
Живопись этого региона в ХШ—ХУШ вв. относится к числу наименее изученных явлений отечественной культуры. В то же время коллекции «северных писем» в музеях страны довольно значительны, но часто обезличены из-за утраты сведений об источнике поступления. Открытие икон с четким происхождением дает возможность описать их и в дальнейшем использовать как базу образцовых произведений для сравнения и атрибуции. Иконное наследие северных городов и монастырей отличается большим стилистическим разнообразием. После открытия значительной части произведений назрела необходимость выявления и изучения искусства отдельных центров северной иконописи. Сегодня уже определена специфика искусства Обоне-жья и вологодских земель. Иконы, созданные на обширных северных территориях, принято объединять термином «северные письма». Одна из актуальных задач — соотнести этот устоявшийся термин с традициями и стилистическими особенностями
искусства той или иной территории, с наследием ведущих школ (особенно Новгорода и Ростова); проследить хронологическую последовательность, а также степень влияния этих школ на местную культуру. Необычайно важным представляется выявление и определение роли артелей иконописцев, а иногда и отдельных мастеров в формировании стилистических особенностей искусства северных центров. Наряду с профессиональным творчеством, на Севере сформировалась уникальная среда крестьянской иконописи, где ремесло живописцев опиралось на устойчивые архаичные традиции.
Иконное наследие Русского Севера труднодоступно для изучения из-за разрозненности и разбросанности произведений по обширной территории. Значительные коллекции северной живописи рассредоточены сейчас по различным музеям, церквям и частным собраниям Архангельской и Мурманской областей, Карелии. Коллекции «северных писем» значительны и в центральных музеях страны. Многие иконы находятся под поздними записями или потемневшей олифой и, тем не менее, нуждаются хотя бы в предварительной атрибуции. Аварийное состояние живописи в некоторых северных церквях и даже гибель их значительной части в последние десятилетия делают выявление и исследование памятников особенно актуальным.
Искусство Русского Севера формировалось в особых исторических условиях. Северные земли осваивались выходцами из Новгорода и центральных районов Руси. Это определило ориентацию искусства Севера в XШ—XVI вв. на художественную культуру таких крупных средневековых центров, как Ростов, Новгород и Москва, о чем свидетельствует целый ряд произведений. В ХШ—ХУШ вв. на Севере работали местные иконописцы и даже целые артели мастеров. Необходимость уточнения и локализации северного наследия поднималась в трудах некоторых ученых (Г. И. Вздор-нов, А. С. Косцова, М. А. Реформатская,
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Технико-технологические особенности северной иконописи пока остаются малоизученными. Большинство северных икон написано на сосновых досках, реже — на еловых. Толщина досок к концу XVII — началу XVIII в. увеличивается, иконы становятся довольно массивными. В это же время для крепления наиболее крупных досок появляются дополнительные шпонки — типа «ласточкин хвост». Иконы XVII—XVIII вв. покрывает плотная и грубая паволока, иногда она ложится только по местам стыковки досок. Грунты на иконах неоднородные. Можно отметить особенность грунтов на иконах Поонежья, Каргополья, где использовался довольно толстый, рыхлый и нестойкий гипсовый левкас.
На Севере строились, как правило, деревянные храмы, каменные были редкостью. Практика показывает, что лучше сохранились иконы, которые происходят из деревянных не отапливаемых храмов, где сезонные перепады температуры и влажности были менее заметны. Большинство северных икон XVI—XVII вв. дошли до нас под частичными или сплошными записями, слоем загрязнений и потемневшей олифы. Они нередко имеют многослойные поновления или сплошные записи, как икона «Вознесение» из с. Лядины Карго-польского района (АОМИИ). В 1767 г. по
распоряжению Холмогорского духовного правления были поновлены иконы в церквах епархии. Назначили иконописцев, которые выполняли эти работы: Е. Либеров-ского, Я. Никонова, А. Мехрякова и других мастеров. «Оперхалые» иконы поновлялись на средства приходов. Поздним обновлениям подверглись иконы Холмогорских, Важских, Поморских волостей. В меньшей степени — иконы Онежских волостей.
Искусство иконописи Архангельского края было искусством контрастов. Для живописи характерно соседство архаики и классики, высокого профессионализма и незамысловатого ремесла. Это объясняется тем, что на Севере превалировала крестьянская иконопись, утвердившаяся благодаря особому укладу жизни и специфическим социальным условиям. На всех этапах развития народное искусство существовало параллельно с монастырской живописью и творчеством мастеров, работавших в крупных посадах и городах. Удельный вес крестьянской составляющей искусства Архангельского края был несравненно выше, чем на вологодских землях. В XVIII в. значение северной культуры состояло еще и в том, что она продолжала хранить и развивать древнерусские традиции, постепенно слабеющие в центральных областях России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Реформатская М. А. Северные письма. — М., 1968; Вздорнов Г. В. О «Северных письмах» // Советское искусстовознание-80: Сб. ст. — Вып. 1. — М., 1981.
2 Смирнова Э. С. Живопись Обонежья. — Л., 1967.
3 Рыбаков А. АА. Вологодская икона. — М., 1995.
4 Кольцова Т. М. Иконы Северного Поонежья. — М., 2005.
5 Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Опыт биобиблиографического словаря. — Архангельск, 1998. - С. 50, 58, 87.
6 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 57. Л. 59 об-60 об.
7 Кольцова Т. М. Указ. соч. С. 82-87.