Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансы / финансовые стратегии / цифровизация / E-commerce / цифровые технологии / finance / financial strategies / digitalization / E-commerce / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.К. Жихарев

Одним из ключевых трендов современного развития стала цифровизация, затрагивающая многие сферы жизни современного общества. Повсеместное распространение цифровых технологий способствует совершенствованию системы финансового управления организациями, в том числе за счет модернизации финансовых стратегий. В ходе исследования определено, что инструментами эффективного управления выступают разработка и реализация финансовой стратегии организации, ориентированной на современные условия экономической среды, а также учет специфики отрасли и применяемой бизнес-модели. Цифровизация открывает новые возможности для повышения оперативности и управляемости бизнеса, но при этом создает определенные проблемы, связанные с новыми рисками и угрозами, которые должны быть учтены при формировании финансовых стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE FINANCIAL STRATEGY OF THE ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Digitalization has become one of the key trends in modern development, affecting many areas of modern society. The ubiquity of digital technologies contributes to the improvement of the financial management system of organizations, including through the modernization of financial strategies. In the course of the study, it was determined that the instruments of effective management are the development and implementation of an organization's financial strategy focused on modern conditions of the economic environment, as well as taking into account the specifics of the industry and the applied business model. Digitalization opens up new opportunities to increase the efficiency and manageability of business, but at the same time creates certain problems associated with new risks and threats that must be taken into account when forming financial strategies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

И.К. Жихарев, аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-180-182

Аннотация. Одним из ключевых трендов современного развития стала цифровизация, затрагивающая многие сферы жизни современного общества. Повсеместное распространение цифровых технологий способствует совершенствованию системы финансового управления организациями, в том числе за счет модернизации финансовых стратегий. В ходе исследования определено, что инструментами эффективного управления выступают разработка и реализация финансовой стратегии организации, ориентированной на современные условия экономической среды, а также учет специфики отрасли и применяемой бизнес-модели. Цифровизация открывает новые возможности для повышения оперативности и управляемости бизнеса, но при этом создает определенные проблемы, связанные с новыми рисками и угрозами, которые должны быть учтены при формировании финансовых стратегий.

Ключевые слова: финансы; финансовые стратегии; цифровизация; E-commerce; цифровые технологии.

Динамичный и подвижный характер отечественной бизнес-среды объективно требует стратегического подхода к управлению финансами. Финансовая стратегия, являясь неотъемлемой частью корпоративной стратегии, согласовывает финансовые цели с общими задачами долгосрочного развития организации. Прежде всего, успешное формирование финансовой стратегии требует полной интеграции с корпоративной стратегией, таким образом, финансовые цели должны отражать более широкие цели организаций, обеспечивая синергию между принятием финансовых решений и общим направлением бизнеса.

Организации, которые рассматривают финансовую стратегию как неотъемлемую часть своего общего стратегического планирования, имеют больше возможностей ориентироваться в условиях неопределенности, извлекать выгоду из открывающихся возможностей и добиваться устойчивого успеха в постоянно меняющейся бизнес-среде. Ужесточение конкуренции на рынках, риски наступления кризисов и потрясений, политические, социально-экономические, экологические и правовые изменения - все это повышает значимость и актуальность разработки новых подхо-

дов к управлению финансами как основного (ключевого) ресурса, необходимого для стабильного функционирования и развития каждого хозяйствующего субъекта.

Потребность управления финансами обусловлена тем, что вопросы развития и совершенствования финансовой стратегии становятся все более острыми и, по сути, охватывают всю деятельность участников экономических отношений. Финансовая стратегия в новой экономической реальности играет ключевую роль при выборе целей, задач и решений для обеспечения эффективного стратегического управления организациями, поскольку именно критические финансовые факторы (риски, ограничения, возможности, угрозы) являются основой для определения их эффективной деятельности в современном мире.

Содержание категории «стратегия» в интерпретации различных авторов имеет общую основу: стратегия носит целенаправленный, долгосрочный характер, но единого мнения по определению методической базы не сформировано. При этом в качестве ключевых характеристик понятия «стратегия» можно выделить комплексный подход, системность, упорядоченность, ориентированность на долгосрочный пе-

риод. С учетом этого финансовая стратегия может быть определена как план действий, связанный с риском и неопределенностью, целью которого является эффективное развитие организации в рамках сформированной миссии, долгосрочных финансовых целей, разработанной корпоративной и деловых стратегий организации, представляющий собой финансовое обеспечение ее деятельности посредством формирования, координации, распределения и использования финансовых ресурсов. Тем самым финансовая стратегия объединяет различные финансовые рынки и инструменты, включая структуру капитала, инвестиционные решения, управление рисками и ликвидностью, для оптимизации финансовых показателей и повышения общей стоимости организации [1].

Формирование финансовой стратегии находится под влиянием широкого комплекса факторов. При этом многогранность исследуемого феномена позволяет выделить широкий набор критериев для классификации финансовых стратегий, в том числе: по возможности регулирования; по отношению к среде организации; по степени воздействия; по субъектам регулирования процессов формирования и реализации и др. [2]. Каждая из указанных классификационных групп имеет свое влияние на формирование финансовой стратегии предприятия, однако ранжирование факторов, влияющих на формирование финансовой стратегии, представляет значительную сложность.

Существенное влияние на формирование и реализацию финансовых стратегий, по нашему мнению, имеют глобальные тренды, проявляющиеся в сфере экономической деятельности. Одним из них, безусловно, является цифровизация, или цифровая трансформация бизнеса. В настоящее время цифровая экономика уже не рассматривается как сценарий развития будущего. По сути, она стала неотъемлемым атрибутом современных экономических систем, что не может не сказаться на развитии технологий и инструментария финансового управления на всех уровнях функционирования. Тенденции развития рынка, необходимость повышения конку-

рентоспособности и эффективности вынуждают коммерческие организации участвовать в процессах цифровизации, перестраивая соответствующим образом применяемые технологии управления, в том числе в области финансов.

Автоматизация процессов финансового управления, несомненно, является ключом к перспективному развитию организации, успешному ведению конкурентной борьбы, а также повышению управляемости и прозрачности ее деятельности в целом. Цифровизация сегодня стала ключом к планомерной, системной, квалифицированной синергии экономических субъектов, приводящей, к более совершенному и чистому виду финансового управления, через оптимизацию транзакций, сокращение издержек, персонализацию потребления, совместную деятельность, активную глубокую предсказательную аналитику и т.д.

Вместе с тем цифровая трансформация финансового управления организаций включает в себя не только положительные, но и отрицательные для организации стороны. Так, согласно исследованиям KPMG, превалирующая часть российских организаций, вовлеченных в процесс циф-ровизации, оказалась не подготовлена к сложным механизмам данного процесса. Это внешне проявлялось в отсутствии комплексного подхода в разработке программы цифровизации, приводящему к стихийным решениям, в попытке адаптироваться к цифровой среде. По мнению ученых, именно незрелость бизнес-процессов, а также отсутствие квалифицированных специалистов, являлось причиной торможения полномасштабной циф-ровизации [3].

Существенное влияние на процессы формирования и реализации финансовой стратегии организации оказывает ее отраслевая принадлежность. Так, например, организации отрасли E-commerce из-за подвижного рынка активно применяются различные инновационные технологии, такие, как искусственный интеллект, автоматизация процессов, аналитика данных и мобильные приложения, которые помогают улучшить качество обслуживания

клиентов, оптимизировать процессы и повысить эффективность бизнеса. Проведенный анализ позволяет помимо всего прочего обозначить существенное различие концептуальной модели осуществления бизнеса отрасли E-commerce и привычных моделей операционной деятельности коммерческих организаций реального сектора экономики.

Таким образом, проведение дальнейших исследований особенностей разработки и

виях цифровой трансформации позволит выявить пути наиболее эффективного, сбалансированного, комплексного развития системы финансового управления с учетом отраслевой специфики, а также воздействия комплекса внутренних и внешних факторов, что послужит основой для обеспечения стабильного и устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов и прежде всего - коммерческих организаций.

реализации финансовых стратегий в усло-

Библиографический список

1. Гришков, С.И. Финансовая стратегия российских E-commerce корпораций: определение и ключевые компоненты / С.И. Гришков // Вестник евразийской науки. - 2023. - Т. 15. - № s4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://esj.today/PDF/07FAVN423.pdf.

2. Прутцкова С.В. Классификация факторов, влияющих на формирование финансовой стратегии предприятия / С.В. Прутцкова, А.Н. Егорова // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2020. - №4 (29). - С. 34-36.

3. Иршенко, В.С. Совершенствование системы финансового управления коммерческих организаций в условиях цифровизации / В.С. Иршенко, Е.Б. Федотова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-2. - С. 28-33.

FEATURES OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE FINANCIAL

STRATEGY OF THE ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

I.K. Zhikharev, Postgraduate Student Moscow University of Finance and Law MFUA (Russia, Moscow)

Abstract. Digitalization has become one of the key trends in modern development, affecting many areas of modern society. The ubiquity of digital technologies contributes to the improvement of the financial management system of organizations, including through the modernization of financial strategies. In the course of the study, it was determined that the instruments of effective management are the development and implementation of an organization's financial strategy focused on modern conditions of the economic environment, as well as taking into account the specifics of the industry and the applied business model. Digitalization opens up new opportunities to increase the efficiency and manageability of business, but at the same time creates certain problems associated with new risks and threats that must be taken into account when forming financial strategies.

Keywords: finance; financial strategies; digitalization; E-commerce; digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.