Научная статья на тему 'Особенности формирования и оценки системы ключевых показателей KPI деятельности фитнес-клуба'

Особенности формирования и оценки системы ключевых показателей KPI деятельности фитнес-клуба Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KPI / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова Александра Владимировна

В данной статье рассматривается метод ключевых показателей эффективности (KPI) как инструмент мотивации персонала. Подвергаются рассмотрению важнейшие этапы внедрения данного метода на предприятии. Производится анализ основных преимуществ и недостатков методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и оценки системы ключевых показателей KPI деятельности фитнес-клуба»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ KPI ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИТНЕС-КЛУБА

Сафронова Александра Владимировна, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

E-mail: saf-alexandra@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается метод ключевых показателей эффективности (KPI) как инструмент мотивации персонала. • Подвергаются рассмотрению важнейшие этапы внедрения данного метода на предприятии. Производится анализ основных преимуществ и недостатков методики.

Ключевые слова: KPI, ключевые показатели эффективности, мотивация, система оплаты труда, достижение целей организации.

Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators) -оценочная методика в деятельности определенной организаций, сконцентрированная на формировании показателей, оказывающей содействие в достижении целей. Применение метода KPI позволит компании оценить как своё положение на конкретном рынке, так и рассмотреть внутренние механизмы ее функционирования. [1]

Поскольку система KPI (Key Performance Indicators) присутствует в России довольно недавно очевидно, что она в сознании российских менеджеров утвердилась не прочно.

Основной целью KPI - это помощь менеджерам высшего и среднего звена в оценке эффективности деятельности своих подчиненных в достижении целей компании. Данная система дает возможность каждому сотруднику определить свои задачи и обязанности, а также четко выполнять их беспрекословно, неукоснительно и своевременно. Благодаря методу KPI руководство располагает данными, опираясь на которые, можно провести оценку работы каждого сотрудника за определенный промежуток времени. То есть, при помощи KPI, в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

распоряжении работодателя находятся данные о персональных характеристиках сотрудника, и это позволяет ему проводить грамотную, эффективную, правильную кадровую политику, а, в свою очередь, работник располагает информацией о системах поощрений и бонусах за выполненную работу.

Главным преимуществом системы, которая базируется на базе ключевых показателей, является то, что она универсальна. Она ориентирована на повышение заинтересованности персонала в результатах функционирования компании. Важно при разработке системы учитывать специфику

деятельности для каждой организации.

Прозрачность системы является еще одним ее преимуществом. То есть сотрудник мотивирован, нацелен на результат, при этом с критериями, по которой будет оцениваться его трудовая деятельность, он ознакомлен и они ясны для него.

Кроме того преимуществом системы является то, что можно

реализовать, как на примере деятельности всей компании, так и в ее отдельных подразделениях и для работников. Данная система выстраивает на предприятии через ключевые показатели мотивационную и эффективную систему оплаты труда. На рисунке 1 представлены виды ключевых показателей.

Целевые показатели

Процессные показатели

Проектные показатели

Показатели внешней среды

• отражают степень приближенности к поставленной цели

•свидетельствуютоб эффективности процесса. Они позволяют оценить, можно ли выполнить определенный процесс быстрее либо сократить расходы без последствий для качества.

•данные показатели связаны с конкретными целями проекта. Свидетельствуют об эффективности выполнения всего проекта и его отдельных частей

• на данные показатели невозможно непосредственно влиять. Однако они должны у1читываться, к примеру, при разработке целевых показателей. В числе внешних КР1 можно отметить колебания стоимости, сложившийся уровень цены на рынке

Рис. 1 Виды ключевых показателей

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

К перечисленным выше показателям предъявляются следующие требования:

- показатели обязаны быть определены и конкретизированы;

- показатели и цели обязательно должны быть достижимы;

- значение показателя должно колебаться в зависимости от человека, на которого ориентирована оценка;

- показатели и целью организации должны быть связаны напрямую.

В большинстве случаев при составлении списка возможных КР1 проблем не возникает, в силу того, что менеджерам прекрасно необходимые параметры, опираясь на которые следует производить деятельность компании, подразделения, сотрудника.

Процесс разработки КР1 следует проводить, соблюдая ряд стадий:

1. Предпроектные работы. Они включают в себя:

- получение одобрения и возможную поддержку со стороны руководства организации;

- инициацию, планирование и прогнозирование рабочего проекта;

- организация рабочей группы;

- осуществление проведения предпроектного методического исследования.

2. Методическое обеспечение системы КР1:

- совершенствование организационной структуры;

- прогнозирование нынешних организационных процессов посредством внедрение показателей эффективности;

- создание на основе КР1 процессов управления организацией;

- разработка нормативно-методической документации.

3. Формирование информационной системы КР1 и обучение пользователей.

4. Завершение проекта. [3]

Внутренний бизнес-аналитик должен разрабатывать, сопоставлять и сравнивать показатели эффективности, в силу того, что необходимо предоставлять точные данные.

Важно не только разработать и сформировать системы КР1, но и грамотно их применить. Зачастую именно на этапе внедрения и применения КР1 ее разработчики встречаются с проблемой сопротивления к изменениям у персонала.

С уверенностью можно констатировать, что система КР1 приемлема для всевозможных специальностей. Практически отсутствуют те отрасли деятельности, применить к которой КР1 нельзя было бы. Обязательно будет существовать критерии оценки эффективности профессиональной деятельности, и соответственно измерители.

Ключевые показатели деятельности работы фитнес-клуба можно разбить на

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

соответствующие блоки: финансы, продажи и маркетинг, дополнительные услуги фитнеса, персонал и ресурсы, а также бизнес-процессы. В таблице 1 представлены ключевые финансовые показатели работы фитнес-клуба.

К дополнительным услугам фитнес клуба относится: проведение персональных тренировок, занятий в мини-группах, прокат полотенец, услуги салона красоты и эстетистов по телу и др. Отслеживание динамики данных показателей может показать эффективность работы как всего фитнес-клуба в целом, так и в его отдельных подразделениях.

Таблица 1

Ключевые финансовые показатели работы фитнес-клуба

КР1 Единица измерения Механика расчета

Валовая выручка рубль = карты + дополнительные услуги + прочие доходы

Чистая прибыль рубль = валовая выручка - валовые издержки

Валовой доход от продажи карт рубль = сумма дохода от заключенных контрактов вне зависимости от механизма расчета по ним

Валовой доход от продажи дополнительных услуг рубль = сумма доходов от дополнительных фитнес и прочих услуг, бара, мероприятий и детского клуба

Доля дохода от дополнительных услуг в общей структуре доходов % = валовой доход от дополнительных услуг/ валовая выручка

Средневзвешенная стоимость карты рубль = средняя стоимость различных контрактов более 3 месяцев в перерасчете на год

Следующими ключевыми показателями деятельность фитнес-клуба являются продажи и маркетинг, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ключевые показатели продаж и маркетинга в работе фитнес-клуба

КР1 Единица измерения Механика расчета

Доля клиентов, купивших годовые % = количество проданных годовых карт за

контракты, в общем количестве но- период/ количество проданных карт за период

вых клиентов

Коэффициент продлений карт/ Доля % = количество фактических продлений кон-

повторных покупок карт трактов за период/ количество плановых продлений за период

Расходы на привлечение нового кли- рубль = маркетинговые инвестиции на привлечение/

ента количество контрактов

Рентабельность инвестиций % = прибыль/ маркетинговые инвестиции

Коэффициент рекомендаций % = количество клиентов, привлеченных по рекомендации/ общее количество новых клиентов

Коэффициент рекламаций % = количество рекламаций/ клиентская база

Коэффициент возвратов карт % = количество возвратов карт/ клиентская база

*

420

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

При отслеживании динамики вышеприведенных показателей следует обратить внимание на долю клиентов, купивших годовые контракты, в общем количестве новых клиентов, поскольку именно продажи годовых клубных карт является наиболее выгодным предложением, как для клиентов, так и для компании, и приносит фитнес-клубу наибольшую выручку. Показатель коэффициент продлений карт/доля повторных покупок карт будет напрямую зависеть от показателя коэффициента рекламаций, так как положительные рекламации от действующих клиентов гарантируют клубу дальнейшую покупку клубных карт этими клиентами. В свою очередь, коэффициент рекламаций может напрямую влиять на коэффициент рекомендаций - положительные рекламации привлекут новых клиентов и наоборот.

В таблице 3 представлены ключевые показатели дополнительных услуг фитнеса в работе фитнес-клуба.

Таблице 3

Ключевые показатели дополнительных услуг фитнеса в работе фитнес-клуба

КР1 Единица измерения Механика расчета

Средний чек клиента в клубе рубль = валовой доход от продажи дополнительных услуг/ активная клиентская база

Среднее "время жизни" клиента в клубе час = время, которое клиенты проводят в клубе за период/ количество посещений за период

Доля клиентов, прошедших вводную персональную тренировку % = количество клиентов, прошедших вводную персональную тренировку / клиентская база взрослые

Доля клиентов, пользующихся персональным тренингом % = количество клиентов, пользующихся персональным тренингом / клиентская база взрослые (дети)

Доля клиентов, посещающих групповые программы % = количество клиентов, посещающих групповые программы / клиентская база взрослые (дети)

Доля уроков с высоким рейтингом % = количество уроков групповых программ с высоким рейтингом/ количество уроков групповых программ

Для фитнес-клуба важным показателем эффективности деятельности департамента фитнеса является средний чек клиента в клубе. Данный показатель складывается от покупки клиента различных услуг: персональные тренировки, посещение солярия, аренда шкафчиков в раздевалках и т.д. Показатель доля клиентов, прошедших вводную персональную тренировку является составляющим в показателе доли клиентов, пользующихся персональным тренингом. О высокой посещаемости тех или иных групповых программ говорит нам показатель доли уроков с высоким рейтингом

Благодаря системе КР1 организация будет иметь возможность вознаградить

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

сотрудника за достижение им необходимых результатов, являющихся элементами стратегического управления.

Литература:

1. Ветлужских Е.Н. Стратегическая карта, системный подход и КР1. Инструменты для руководителя / Е.Н. Ветлужских - М.: Изд-во: Альпина Паблишер, 2008. - 208 с.

2.Клочков А.К. КР1 и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / А.К. Клочков - М.: Изд-во: ЭКСМО, 2011. - 103 с.

3. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе КР1. - М.: Инфра-М, 2013. - 255 с.

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

422

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.