Научная статья на тему 'Особенности формирования и осуществления национальной энергетической политики НКР'

Особенности формирования и осуществления национальной энергетической политики НКР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Ключевые слова
Нагорно-Карабахская Республика / энергетика / безопасность / независимость / экспорт

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ваге Давтян, Армен Арутюнян, Лиана Самвелян

Проанализирована модель национальной энергетической политики НагорноКарабахской Республики. Дан краткий анализ предпосылок формирования энергетической безопасности НКР, обоснована необходимость выхода республики на полное самообеспечение электроэнергией. Отмечены основные преимущества энергосистемы НКР, а также наиболее перспективные направления развития отрасли. Выявлено, что энергетический комплекс играет ключевую роль в укреплении суверенитета НКР, а также в институциональном строительстве и международном позиционировании республики. Определен экспортный потенциал НКР, а также указаны основные пути его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ԼՂՀ ԱԶԳԱՅԻՆ ԷՆԵՐԳԵՏԻԿԱԿԱՆ ՔԱՂԱՔԱԿԱՆՈՒԹՅԱՆ ՁԵՎԱՎՈՐՄԱՆ ԵՎ ԻՐԱԿԱՆԱՑՄԱՆ ԱՌԱՆՁՆԱՀԱՏԿՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԸ

Հոդվածում վերլուծվել է Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետության ազգային էներգետիկական քաղաքականության մոդելը։ Տրվել է ԼՂՀ էներգետիկ անվտանգության ձևավորման նախադրյալների համառոտ վերլուծությունը, հիմնավորվել է էլեկտրաէներգիայի լիակատար ինքնապահովման անցնելու անհրաժեշտությունը հանրապետության համար։ Ներկայացվել են ԼՂՀ էներգահամակարգի հիմնական առավելությունները, ինչպես նաև ճյուղի զարգացման առավել հեռանկարային ուղղությունները։ Նշվում է, որ էներգետիկական համալիրն առանցքային դեր է խաղում ԼՂՀ ինքնիշխանության ամրապնդման գործում, ինչպես նաև հանրապետության ինստիտուցիոնալ կայացման և միջազգային հարթակում ներկայանալու առումներով։ Որոշվել է ԼՂՀ արտահանական պոտենցիալը, նշվել են դրա իրագործման հիմնական ուղիները։

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и осуществления национальной энергетической политики НКР»

 УДК 338.23:620.9

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НКР1

Ваге Давтян, Армен Арутюнян*, Лиана Самвелян*

Ключевые слова: Нагорно-Карабахская Республика, энергетика, безопасность, независимость, экспорт.

Проблемы суверенитета и государственного строительства напрямую сопряжены с проблемами экономической безопасности НКР и особенно таких ее стратегических составляющих, как энергетика и транспорт. Комплексное развитие системы энергетической и транспортной безопасности является бесспорным предусловием полноценного функционирования государства. Это системообразующие отрасли экономики, имеющие важное значение как для внутреннего развития, так и для международного позиционирования. Очевидно, что степень суверенности государства напрямую влияет на его вовлечение в систему стратегических коммуникаций, особенно при осуществлении экспортно-импортных операций или привлечении иностранных кредитов для развития указанных отраслей.

С другой стороны, коммуникационная ограниченность НКР сказывается на обеспечении экономической безопасности, а следовательно, негативно влияет на функционирование государственных институтов. Последнее делает государство более уязвимым, так как препятствует полноценному развитию внутренних инфраструктур в соответствии с международными нормами и, как следствие, повышению уровня безопасности

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Государственного комитета по науке МОН РА в рамках научного проекта № 16YR-5F072.

' Кандидат политических наук, доцент Российско-Армянского университета, руководитель исследовательской группы.

" Старший преподаватель кафедры политологии Российско-Армянского университета. Магистрант Американского университета Армении.

при их эксплуатации. Таким образом, можно констатировать, что уровень суверенности и наличие эффективных стратегических инфраструктур в НКР являются взаимообуславливающими явлениями, и их параллельное развитие может положительно сказаться на уровне не только экономической, но и национальной безопасности НКР и, следовательно, усилить ее суверенность. Такой подход вполне вписывается в базовый, на наш взгляд, тезис о том, что признание суверенитета НКР со стороны международного сообщества во многом должно быть следствием внутреннего устойчивого развития республики - как институционального, так и экономического. В этом контексте возможности становления НКР в качестве энергетически самодостаточного государства (с учетом имеющихся богатых гидроэнергетических ресурсов), а также перспективы развития энерготранспортных инфраструктур с Республикой Армения могут стать локомотивом обеспечения экономической безопасности НКР и, соответственно, сформировать достойное представление о ней в международном политическом дискурсе.

Предпосылки формирования национальной энергетической политики НКР

Насчитывающая более 90 лет энергетическая отрасль Нагорно-Карабахской республики прошла весьма сложный путь развития. В 1923г. в районе Арменаван г.Степанакерта с помощью дизельного генератора мощностью 35 кВт была зажжена первая электрическая лампа, а уже в 1930г. на реке Кар-Кар построена первая гидроэлектростанция (ГЭС) мощностью 480 кВт. Эти два события, по сути, легли в основу формирования энергетической системы Нагорного Карабаха. Затем последовало установление дизельных электростанций малой мощности в Степанакерте и областных центрах.

В 1940г. близ села Матагис на реке Тар-Тар были начаты работы по сооружению малой ГЭС, запущенной в 1947г. и обеспечивающей электроэнергией также г.Мирбашир (с 1991г. - Тертер) Азербайджанской ССР. В 1954г. были сданы в эксплуатацию воздушная линия электропередач Агдам-Степанакерт (35 кВ), а также трансформаторная станция, которая обеспечила поставки электроэнергии в Степанакерт, Шуши и близле-

жащие населенные пункты. Была также построена подстанция, обеспечивающая сначала электроэнергией лишь Аскеран, а затем и близлежащие села через воздушную линию (10 кВ).

В 1955г. в Гадрутской районе на реке Ишханагет были начаты работы по возведению сразу трех малых ГЭС: в 1957г. были сданы в эксплуатацию малые ГЭС Туми и Таглар мощностью 55 и 50 кВт соответственно, а в 1958г. - малая Тогская ГЭС мощностью 80 кВт1.

Однако на начальном этапе развития энергетической системы Нагорного Карабаха существующие инфраструктуры функционировали независимо друг от друга и не обладали мощностями, необходимыми для масштабной электрификации. Стало очевидно, что развитие промышленности, а также сельского хозяйства невозможно без комплексного энергетического развития, в связи с чем уже к концу 1950-х годов было начато бурное строительство новых энергетических инфраструктур. Выделим лишь некоторые, наиболее значимые события из истории энергетики Нагорного Карабаха, ставшими, на наш взгляд, системообразующими для дальнейшего развития энергосистемы.

Только за 1959-1963гг. были построены ряд трансформаторных подстанций в следующих районах:

В Мартунийском районе, трансформаторные подстанции «Марту-ни» (110/35/10кВ) и «Кармир Шука» (35/10 кВ), а в дальнейшем - подстанция «Геврогаван» со своими воздушными линиями электропередач (10 кВ).

В Гадрутском районе, трансформаторные подстанции «Гад-рут» (35/10 кВ), «Старый Таглар» (35/10 кВ) и «Аракял» (35/10 кВ) со своими воздушными линиями электропередач (10 кВ).

В Мартакертском районе, трансформаторные подстанции «Ки-чан» (110/10 кВ), «Мартакерт» (35/10 кВ), в дальнейшем - «Матагис» (35/10 кВ), «Кармираван» (35/10 кВ), «Левон Арх» (35/10 кВ) со своими двумя воздушными линиями электропередач (35 кВ и 10 кВ соответственно).

В Аскеранском районе: трансформаторная подстанция «Аскеран» (35/10 кВ) со своими воздушными линиями электропередач (10 кВ).

1 «Արցախէևերգո» ՓԲԸ պաշտոնական կայք // www.artsakhenergo.am (официальный сайт ЗАО «Арцахэнерго», на арм.яз.).

В 1964г. была сдана в эксплуатацию воздушная линия электропередач Агдам-Степанакерт-Шуши-Лачин-Шинуайр (110 кВ), параллельно были построены подстанции «Степанакерт» (110/35/10 кВ), «Шуши» (110/10 кВ), «Лисагор» (110/10 кВ) и «Бердзор» (110/35/10 кВ) со своими воздушными линиями (35 и 10 кВ). Реализация всех этих крупных инфраструктурных проектов позволила заложить основы для стабильного функционирования энергетической системы Нагорного Карабаха как в указанный период, так и после обретения независимости. (По сути, именно на базе созданной с 1959 по 1965 годы системы были сформированы «Степанакертские электросети», переименованные в ЗАО «Арцахэнерго») в 2005г.

В 1976г. была сдана в эксплуатацию возведенная на р. Тар-Тар гидроэлектростанция мощностью 2x25 МВт. Электроэнергия, производимая на данной ГЭС, стала доступной для Степанакерта лишь в 1992 г., когда была проведена воздушная линия электропередач Тар-Тар ГЭС - Степанакерт с необходимыми подстанциями (напр., «Гатерк» и «Ванк»)1.

Параллельно с гидроэнергетикой развивалось также газотранспортное хозяйство НКР. Впервые участок по снабжению жидким газом был сформирован в Степанакерте в 1960г., приобретя спустя 10 лет статус производственной организации. В результате динамичного развития отрасли уже в 1979г. Нагорный Карабах был полностью обеспечен жидким газом. Что касается его масштабной газификации природным газом, то данный процесс был начат в 1976г. с г. Степанакерта. В 1992г. вследствие военных действий газоснабжение было полностью приостановлено: более 80% газораспределительных станций оказались в аварийном состоянии. Лишь в 1997г. в НКР было возобновлено газоснабжение. Однако этому предшествовала большая работа по определению главного хозяйствующего субъекта, ответственного за газотранспортную систему республики. Так, еще в 1993г., согласно решению Государственного комитета по обороне, областная компания по производству газа г. Степанакерта была реорганизована в производственное предприятие «Арцахгаз», получившее в 1999г. юридический статус акционерного общества закрытого типа с единственным учредителем в лице правительства НКР. В настоящее время в составе компании

1 Там же.

«Арцахгаз» действуют семь производственно-эксплуатационных участков: в Степанакерте, Шуши, Мартакерте, Мартуни, Гадруте, Тоге и Хачене. Обращаясь к конкретным показателям, отметим, что сегодня газификация НКР составляет 67,1%, из которых 93% городов и 43,1% сел1.

Трансформаторные подстанции НКР 2

Таблица

N Название Мощность Описание

1 ГЭС «Тар-Тар» 110 кВ 1 x 63000 кВА

2 «Степанакерт» 110 кВ 2 x 25000 кВА

3 «Шуши» 110 кВ 1 x 16000 кВА + 1 x 25000 кВА

4 «Атерк» 110 кВ 1 x 6300 кВА + 1 x 10000 кВА

5 «Банк» 110 кВ 1 x 6300 кВА

6 «Бердзор» 110 кВ 1 x 5600 кВА

7 «Метаксагорц» 35 кВ 1 x 6300 кВА + 1 x 10000 кВА

8 «Берд» 35 кВ 1 x 4000 кВА + 1 x 5600 кВА

9 «Иванян» 35 кВ 1 x 4000 кВА

10 «Врежаван» 35 кВ 1 x 1000 кВА

11 «Схнах» 35 кВ 1 x 1600 кВА

12 «Мартуни» 35 кВ 1 x 6300 кВА + 1 x 10000 кВА

13 «Кармир шука» 35 кВ 1 x 1600 кВА + 1 x 2500 кВА

14 «Гадрут» 35 кВ 2 x 4000 кВА

15 «Цакури» 35 кВ 1 x 1800 кВА +1 x 2500 кВА

16 «Аракял» 35 кВ 1 x 1800 кВА

17 «Мартакерт» 35 кВ 2 x 6300 кВА

18 «Магавуз» 35 кВ 1 x 2500 кВА + 1 x 4000 кВА

19 «Гетаван» 35 кВ 1 x 6300 кВА

20 «Ерицаванк» 35 кВ 1 x 2500 кВА

21 «Ковкасакан» 35 кВ 1 x 2500 кВА

22 «Дицмайри» 35 кВ 1 x 1600 кВА

23 «Дрмбон» 35 кВ 1 x 6300 кВА

24 «Трги-1» 35 кВ 1 x 4000 кВА

25 «Сюник-1» 35 кВ 1 x 4000 кВА

1 «Արցախգազ» ՓԲԸ պաշտոնական կայք // artsakhgaz.am (официальный сатй ЗАО «Арцахгаз», на арм.яз).

2 Таблица составлена по данным ЗАО «АрцахЭнерго».

В целом можно констатировать, что в советский период были заложены основы устойчивого развития энергосистемы Нагорного Карабаха, что прежде всего выражается в наличии необходимых инфраструктур, на основе которых фактически была выстроена вся система энергетической безопасности республики в годы независимости. Достаточно отметить, что в настоящее время в НКР действуют 6 трансформаторных подстанций мощностью 110 кВ и 19 подстанций мощностью 35 кВ (см. таблицу).

Наличие указанной инфраструктуры с учетом богатых водных ресурсов, а также сложившаяся геополитическая ситуация, сводящаяся преимущественно к коммуникационной ограниченности, фактически легли в основу базового принципа национальной энергетической политики НКР - обеспечение энергетической независимости. Последнее, как уже было отмечено, может быть рассмотрено в качестве базового компонента укрепления суверенитета НКР с непосредственным влиянием на уровень государственного строительства. И хотя представленные инфраструктурные мощности в целом достались независимой республике в изношенном виде, однако осуществление в послевоенный период крупных капиталовложений и последовательная политика, нацеленная на повышение уровня энергетической безопасности, позволяют говорить о сформированной в годы советской власти энергосистеме в качестве базовой основы энергетического развития республики в будущем.

Энергетическая независимость как базовый принцип новой энергостратегии

Ключевым вызовом энергетической безопасности НКР в настоящее время является выход на полное самообеспечение с целью достижения энергетической независимости республики. Как было показано выше, для этого в НКР есть все необходимые предпосылки.

Основываясь на богатом опыте, накопленном в течение последних 40 лет, в настоящее время в НКР осуществляется строительство гидроэнергетических инфраструктур, призванных вывести республику на полное самообеспечение электроэнергией. В настоящее время установленная мощность гидроэнергосистемы НКР составляет 71,7 МВт, из которых:

ГЭС «Сарсанг» - 50 МВт,

ГЭС «Трги-1» - 3 МВт,

ГЭС «Трги-2» - 5.9 МВт,

ГЭС «Трги-3» - 5 МВт,

ГЭС «Матагис-1» - 4.8 МВт,

ГЭС «Матагис-2» - 3 МВт.

При имеющихся мощностях еще в 2013г. НКР обеспечивала до 85% своего внутреннего потребления электроэнергии, при этом данный показатель еще в 2005-2010гг. колебался в пределах 40-50%1. С целью выхода на полное самообеспечение в НКР активно ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с перспективой возведения новых гидроэнергетических объектов. В целом за последние 10 лет в НКР было возведено 13 ГЭС, что позволило увеличить объемы производства электроэнергии более чем в 6 раз и выйти на уровень самообеспечения по электроэнергии, задействовав в сфере энергетики более 2000 человек2. По данным ОАО «АрцахГЭС», в течение последних 6-и лет гидроэнергосистема НКР демонстрирует устойчивый рост производственных показателей:

2011г. -104.2 млн. кВт/ч,

2012 г. -133.2 млн. кВт/ч,

2013 г. -142.6 млн. кВт/ч,

2014 г. -166.4 млн. кВт/ч,

2015 г. -140.3 млн. кВт/ч,

2016 г. -191.8 млн. кВт/ч3

Согласно целевой программе «Освоение водных ресурсов НКР», спрос на электроэнергию в республике в ближайшей перспективе должен составить 300 млн. кВт.ч, а согласно некоторым оценкам, уже к 2018 г. данный показатель достигнет 500 млн. кВт.ч4. В связи с этим прогнозом

1 «Излишки» электроэнергии, вырабатываемой в Арцахе, прежде всего будут экспортироваться в Армению // armenpress.am/arm/news/716221/izlishki-elektroenergii-viyrabatiyvaemogo-v-arcakhe-prezhde.html.

2 Министр НКР: за последние 10 лет построено 13 ГЭС // nkr-news.com/arcakh/ministr-ekono-miki-nagorno-karabahskoj-respubliki-za-desyat-let-postroeno-13-gidroelektrostantsij.html.

3 «Արցած ՀԷԿ» ԲԲԸ պաշտոնական կայք // artsakhhek.am (официальная страница ЗАО «Арцах ГЭС», на арм.яз.).

4 Աղավնո գետի վրա կկառուցվի երեք նոր ՀԷԿ-եր // artsakhpress.am/arm/news/5709/axavno-geti-vra-kkarucvi--ereq-nor-hek-er.html (На реке Агавно будут построены три новые ГЭС, на арм.яз.)

предполагается строительство ряда малых ГЭС, которые будут призваны обеспечить возрастающий спрос и создать необходимую почву для достижения энергетической независимости НКР. Так, в стадии строительства находится малая ГЭС «Трги-4» мощностью 0,76 МВт и возможностью среднегодовой выдачи 3,46 млн. кВт.ч. После сдачи «Трги-4» в эксплуатацию гидроэлектростанции «Трги-2», «Трги-2» и «Трги-3» ежегодно будут выдавать дополнительные 11.94 кВт.ч электроэнергии. Также возводится малая ГЭС «Лев-1» с установленной мощностью 7.0 МВт и среднегодовой выдачей 37.0 кВт.ч. Предполагается, что после сдачи указанных ГЭС в эксплуатацию общая установленная мощность гидроэнергостанций НКР составит 79,46 МВт1.

Очевидно, что эффективное использование водных ресурсов, особенно горных рек, позволит осуществить указанную программу. Отметим, что с целью всестороннего развития энергосистемы НКР, в том числе институционального, в 2007г. в соответствии с решением правительства было создано ОАО «АрцахГЭС» с последующим осуществлением, по сути, беспрецедентной инвестиционной программы, предполагающей, помимо всего прочего, выход компании на IPO (Initial Public Offering -первоначальное публичное предложение акций). Так, население Арцаха, а также Армении и представители армянской диаспоры получили возможность прямого участия в деле становления и развития энергетической системы НКР.

В целом общий потенциал республики позволяет говорить о ежегодной выработке до 700 млн. кВт.ч электроэнергии, что в настоящее время вдвое больше внутренних потребностей. В свою очередь, подобная энергоизбыточность свидетельствует о высоком экспортном потенциале НКР, реализация которого зависит не столько от технико-экономических, сколько от политических проблем. Не обладая ввиду своего политического статуса возможностью напрямую экспортировать электроэнергию в соседние страны (например, в Иран или Грузию), НКР стремится к интеграции в энергетические рынки региона через Республику Армения. По

1 «Արցած ՀԷԿ» ԲԲԸ պաշտոնական կայք // artsakhhek.am/?page_id=125 (официальная страница ЗАО «Арцах ГЭС», на арм.яз.).

предварительным подсчетам, экспорт в объеме 150 млн. кВт.ч электроэнергии может обеспечить для экономики НКР прибыль размером порядка 2-2,5 млрд. драмов РА1. В связи с этим особую значимость приобретает осуществление проектных работ по проведению второй воздушной высоковольтной линии Араджазор-Карвачар-Зод, связывающей НКР с Республикой Армения2.

Выводы

Таким образом, энергетическая система НКР сегодня в состоянии обеспечить выход на самообеспечение и тем самым воплотить в жизнь основную идею, заложенную в основу национальной энергетической политики - достижение энергетической независимости. Для этого имеются все необходимые ресурсные и инфраструктурные предпосылки. Модель энергетического развития НКР, по сути, эффективна и перспективна в трех базовых аспектах:

1. Энергосистема НКР выступает в качестве локомотива ее экономики, демонстрирующей весьма внушительные темпы развития. Достаточно отметить, что экономический рост в НКР по итогам 2015 г. составил 9,1%, чему в значительной степени способствовали активность в сфере строительства энергетических инфраструктур и рост энергопотребления.

2. Энергетика НКР, будучи одной из наиболее развитых отраслей экономики НКР, вместе с тем оказывает определенное влияние на институциональное развитие республики. Речь, прежде всего, идет о том, что ключом к экономическому росту является эффективно организованная экономика, обеспечиваемая системой институтов -государственных и гражданских. В этом смысле энергетика является своего рода системообразующим фактором, который стимулирует институциональное развитие в НКР. В качестве наиболее успеш-

1 «Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետության ջրային պաշարների յուրացում» կառավարության նպատակային ծրագիր / Ստեփանակերտ, 2008 (Целевая программа правительства «Освоение водных ресурсов Нагорно-Карабахской Республики / Степанакерт, 2008, на арм.яз.).

2 ԼՂՀ կառավարության 2012-2017 թթ. գործունեության ծրագիր / Ստեփանակերտ, 2012 (Программа деятельности правительства НКР 2012-2017гг. / Степанакерт, на арм.яз.).

ного примера здесь может выступать публичное выставление акций ОАО «АрцахГЭС» (IPO), что, безусловно, придает новое качество государственным финансовым и экономическим институтам НКР.

3. Экономическое развитие является, пожалуй, самым главным вызовом для НКР, стремящейся к статусу признанной республики. Именно демонстрация высокого уровня функционирования государственных и гражданских институтов, а также обеспечение динамичного экономического развития являются теми базовыми предпосылками, которые могут позволить непризнанному государству претендовать на международное признание и всестороннюю интеграцию в международные отношения. В этом контексте укрепление энергетической безопасности с обеспечением энергетической независимости и самодостаточности является наиболее ключевым вызовом для НКР.

Март, 2017г.

Источники и литература

1. «Արցախէներգո» ՓԲԸ պաշտոնական կա]ք // www.artsakhenergo.am.

2. «Արցախգազ» ՓԲԸ պաշտոնական կայք // artsakhgaz.am.

3. Արցախն ավելացած էլեկտրաէներգիան առաջին հերթին կարտահանի Հայաստան // armenpress.am/arm/news/716221/izlishki-elektroenergii-viyrabatiyvaemogo-v-arcakhe-prezhde.html

4. Министр НКР: за последние 10 лет построено 13 ГЭС // nkr-news.com/arcakh/ ministr-ekonomiki-nagorno-karabahskoj-respubliki-za-desyat-let-postroeno-13-gidroelektrostantsij.html.

5. «Արցած ՀԷԿ» ԲԲԸ պաշտոնական կայք // artsakhhek.am.

6. Աղավնո գետի վրա կկառուցվի երեք նոր ՀէԿ-եր // artsakhpress.am/arm/ news/5709/axavno-geti-vra-kkarucvi--ereq-nor-hek-er.html .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. «Արցած ՀԷԿ» ԲԲԸ պաշտոնական կայք // artsakhhek.am/?page_id=125.

8. «Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետության ջրային պաշարների յուրացում» կառավարության նպատակային ծրագիր / Ստեփանակերտ, 2008.

9. ԼՂՀ կառավարության 2012-2017 թթ. գործունեության ծրագիր / Ստեփանակերտ, 2012.

ԼՂՀ ԱԶԳԱՅԻՆ ԷՆԵՐԳԵՏԻԿԱԿԱՆ ՔԱՂԱՔԱԿԱՆՈՒԹՅԱՆ ՁԵՎԱՎՈՐՄԱՆ ԵՎ ԻՐԱԿԱՆԱՑՄԱՆ ԱՌԱՆՁՆԱՀԱՏԿՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԸ

Վահե Դավթյան, Արմեն Հայաւթյունյան, Լիանա Սամվեյյան

Ամփոփագիր

Հոդվածում վերլուծվել է Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետության ազգային էներգետիկական քաղաքականության մոդելը: Տրվել է ԼՂՀ էներգետիկ անվտանգության ձևավորման նախադրյալների համառոտ վերլուծությունը, հիմնավորվել է էլեկտրաէներգիայի լիակատար ինքնապահովման անցնելու անհրաժեշտությունը հանրապետության համար: Ներկայացվել են ԼՂՀ էներգահամակարգի հիմնական առավելությունները, ինչպես նաև ճյուղի զարգացման առավել հեռանկարային ուղղությունները: Նշվում է, որ էներգետիկական համալիրն առանցքային դեր է խաղում ԼՂՀ ինքնիշխանության ամրապնդման գործում, ինչպես նաև հանրապետության ինստիտուցիոնալ կայացման և միջազգային հարթակում ներկայանալու առումներով: Որոշվել է ԼՂՀ արտահանական պոտենցիալը, նշվել են դրա իրագործման հիմնական ուղիները:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НКР

Вате Давтян, Армен Арутюнян, Лиана Самвелян

Резюме

Проанализирована модель национальной энергетической политики НагорноКарабахской Республики. Дан краткий анализ предпосылок формирования энергетической безопасности НКР, обоснована необходимость выхода республики на полное самообеспечение электроэнергией. Отмечены основные преимущества энергосистемы НКР, а также наиболее перспективные направления развития отрасли. Выявлено, что энергетический комплекс играет ключевую роль в укреплении суверенитета НКР, а также в институциональном строительстве и международном позиционировании республики. Определен экспортный потенциал НКР, а также указаны основные пути его реализации.

PECULIARITIES OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL ENERGY POLICY OF THE NAGORNO-KARABAKH REPUBLIC

Vahe Davtyan, Armen Harutyunyan, Liana Samvelyan

Resume

The model of the national energy policy of the Nagorno-Karabakh Republic is analyzed. A brief analysis of the preconditions for the formation of the energy security of the NKR is given; the necessity of the republic's shift to complete self-sufficiency in electric power is justified. The main advantages of the NKR power system are identified; the most promising areas of the industry development are outlined. It is found out that the energy complex plays a key role in strengthening the sovereignty of the NKR, as well as in the institutional build-up and international positioning of the republic. The export potential of the NKR is determined, as well as the main ways of its implementation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.