Научная статья на тему 'Особенности формирования и использования экономического потенциала некоммерческих организаций (на примере организаций потребительской кооперации)'

Особенности формирования и использования экономического потенциала некоммерческих организаций (на примере организаций потребительской кооперации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ECONOMICAL POTENTIAL / PECULIARITIES OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION / CONSUMER COOPERATION ORGANIZATIONS / NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бунеева Раиса Ильинична

Научно обоснованный подход к формированию экономического потенциала некоммерческих организаций необходим для объективного отражения их вклада в социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Многогранная социально-экономическая деятельность (как, например, участие в нормализации потребительского рынка, решении продовольственной проблемы и социальном переустройстве села) потребительской кооперации объясняет ее роль в формировании экономического потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бунеева Раиса Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economical Potential and its Formation and Implementation Peculiarities in the Non-Profit Organizations (Consumer Cooperation Organizations as an Example)

The paper dwells on the scientific research towards formation of the economical potential in the non-profit organizations. The author analyzes implementation peculiarities of the economical potential, talking as an example consumer cooperation organizations and its role in the formation of the economical potential of the whole country, draws conclusions of the consumer market stabilization and regional social development.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и использования экономического потенциала некоммерческих организаций (на примере организаций потребительской кооперации)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 6

Р.И. Бунеева1,

канд. экон. наук, доцент, директор Липецкого кооперативного института

(филиала) Белгородского университета потребительской кооперации

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(на примере организаций потребительской кооперации)

Научно обоснованный подход к формированию экономического потенциала некоммерческих организаций необходим для объективного отражения их вклада в социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Многогранная социально-экономическая деятельность (как, например, участие в нормализации потребительского рынка, решении продовольственной проблемы и социальном переустройстве села) потребительской кооперации объясняет ее роль в формировании экономического потенциала страны.

Ключевые слова: экономический потенциал, некоммерческие организации, социальная система.

The paper dwells on the scientific research towards formation of the economical potential in the non-profit organizations. The author analyzes implementation peculiarities of the economical potential, talking as an example consumer cooperation organizations and its role in the formation of the economical potential of the whole country, draws conclusions of the consumer market stabilization and regional social development.

Key words: economical potential, peculiarities of the formation and implementation, consumer cooperation organizations, non-profit organizations.

Потребительская кооперация России представляет собой хозяйственную структуру, созданную для удовлетворения потребностей пайщиков, более справедливое распределение доходов, развитие демократических форм управления. Потребительскую кооперацию отличают от других субъектов рынка кооперативная самобытность, т.е. ее статус некоммерческой, социально ориентированной общественной системы, кооперативная идеология, культура, менталитет, принципы и ценности, кооперативные преимущества. Все многообразие видов деятельности потребительской кооперации консолидирует единство цели, ради которой она существует, что является принципиальной основой для взаимосвязанного экономического изучения этой системы как единого целого.

Степень достижения цели предопределяется имеющимися возможностями: некоммерческие организации, достигшие различных уровней развития, обладают неодинаковым потенциалом для осуществления своей деятельности. Это означает, что их экономический

1 Бунеева Раиса Ильинична, тел.: +7 (4742) 72-42-81.

потенциал имеет первостепенное значение для оценки реализации социальных функций. Так, например, научно обоснованная оценка экономического потенциала потребительской кооперации необходима для объективного отражения вклада системы в социально-экономическое развитие села. За столь продолжительный период развития система потребительской кооперации в интересах достижения основной своей цели превратилась в значимый социально-экономический институт отечественной экономики.

Сущность и содержание экономического потенциала с учетом специфических особенностей его формирования и использования в организациях потребительской кооперации состоит в том, что он представляет собой обобщенную, интегральную, количественно-качественную характеристику возможностей и способностей организации в сфере использования имущественного, трудового и социального потенциала, которые соответственно могут быть реализованы в предстоящем периоде и имеются в наличии на данном этапе развития.

Схематично основные составляющие, особенности формирования и реализации экономического потенциала организаций потребительской кооперации представлены на рисунке.

Имущественный потенциал потребительской кооперации представляет собой способность имеющихся реальных активов обеспечить функционирование ее деятельности для достижения основной и сопутствующих целей. Поскольку реальные активы делятся на основные и оборотные, имущественный потенциал системы включает две части: основной и оборотный капитал.

В целом в системе потребительской кооперации формирование оборотного капитала имеет ряд особенностей. Удельный вес оборотного капитала в общей стоимости имущества намного выше, чем в других отраслях экономики. Подавляющая часть оборотных активов размещена в фондах обращения, а значительно меньшая часть — в оборотных производственных фондах. Характерной особенностью состава и структуры оборотного капитала системы потребительской кооперации является то, что большая его часть авансирована в запасы товарно-материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, тары и т.п.), т.е. находится в товарной форме, а меньшая часть — в денежной форме. Также особенностью состава и структуры оборотного капитала системы является преобладание нормируемых средств над ненор-мируемыми. Однако в некоторых отраслях ненормируемые оборотные активы составляют значительный удельный вес (например, в отрасли общественного питания и хлебопечения — около третьей части, в транспортной области — более половины)2.

2 См.: Снитко Л.Т. Теоретико-методологические основы ресурсного обеспечения деятельности организации потребительской кооперации и стратегия его развития: Монография. Белгород, 2004.

Экономический потенциал организаций потребительской кооперации -

интегральные возможности и способности системы, объединенные определенными принципами и структурой управления, реализовывать свои интересы при наличии соответствующих ресурсов

Л

Ж

ж

Имущественный потенциал

- основной капитал

- оборотный капитал

Ж

Трудовой потенциал

- рабочая сила

- трудовые ресурсы

И

Социальный потенциал

- личностный

- административный

к

Интересы потребительской кооперации

обеспечение перехода экономики на модель устойчивого развития и эффективного использования экономического потенциала, четкое функционирование и развитие инфраструктуры села ^ обеспечение повышения уровня и качества жизни сельского населения и искоренения бедности

к

Особенности экономического потенциала организаций потребительской кооперации

Конкурентные преимущества

как системы хозяйствующих

субъектов:

- организационное единство;

- наличие собственной развитой инфраструктуры;

- гарантированный рынок сбыта;

- гарантированный рынок закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья;

- гарантированный рынок кредитов за счет использования заемных средств населения;

- многоотраслевой характер деятельности;

- высокий кадровый потенциал

Особенности формирования экономического потенциала:

- вступительные и паевые взносы;

- возможность вовлечения незадействованных ресурсов путем диверсификации деятельности;

- возможность привлечения денежных средств населения в качестве заемных;

- возможность воспроизводства трудового потенциала в собственной системе образования;

- формирование товарных ресурсов посредством сдачи сельскохозяйственной продукции и сырья

. . населением

О о

Особенности использования экономического потенциала:

- высокая доля оборотного капитала;

- отвлечение средств на социальные цели;

- наличие неделимого фонда;

- наличие законсервированных и сданных в аренду объектов;

- расширение сети «магазин -приемозаготовительный пункт»;

- постоянство кадров, состоящих из пайщиков;

- необходимость создания новых рабочих мест

в целях решения проблемы занятости

Особенности формирования и использования экономического потенциала организаций потребительской кооперации

Еще одной особенностью формирования оборотного капитала кооперативных организаций является привлечение займов населения и возможность отнесения затрат по их привлечению на издержки обращения.

Таким образом, формирование основных фондов и оборотных средств, составляющих имущественный потенциал потребительской кооперации, осуществляется за счет: вступительных и паевых взносов пайщиков; прибыли; амортизационных отчислений; заемных

и привлеченных денежных средств населения; формирования централизованного фонда регулирования оборотного капитала; средств, полученных в порядке государственной поддержки.

В кооперативном секторе экономики эти процессы имеют определенную специфику. Во-первых, потребительские кооперативы по определению и по нормам Гражданского кодекса РФ не имеют в качестве основной цели функционирования получение прибыли, поэтому этим экономическим субъектам не присуще распределение дивидендов. Во-вторых, существует мнение, что потребительские кооперативы должны реализовать товары пайщикам по ценам ниже рыночных. В этом случае возникает проблема не распределения прибыли, а компенсации затрат, в том числе по привлеченным средствам, так как источник этой компенсации в условиях заниженных цен отсутствует. Другое проявление этой проблемы состоит в предоставлении товарного кредита населению: многие кооперативные организации, выполняя свою социальную функцию, дают товарный кредит сельскому населению.

Большое значение в формировании экономического потенциала организаций потребительской кооперации имеет трудовой потенциал. Важной особенностью трудового потенциала потребительской кооперации является то, что часть пайщиков является работниками кооперативных организаций, следовательно, они больше информированы о возможностях потребительской кооперации и понимают, что от реализации ими своих способностей зависит качество удовлетворения их же потребностей. Осуществляя свою деятельность в сельской местности и являясь социально ориентированной системой, потребительская кооперация выполняет функции работодателя, поэтому изменение численности занятых в кооперативных организациях отражается не только на трудовом потенциале системы, но и на социальной стабильности в регионе.

В этой связи наиболее актуальной для организаций потребительской кооперации является проблема социального потенциала, которая пока не нашла полного и адекватного отражения в научной литературе. Социальный потенциал организаций потребительской кооперации, порожденный индивидуальными особенностями функционирования этой системы, при определенных условиях порождает синергетический эффект, значительно усиливающий их экономический потенциал. Вместе с тем данный процесс может происходить в организации только при наличии эффективной системы управления персоналом, обеспечивающей необходимые условия его создания и развития. Результатом реализации всего комплекса возможностей выступают новые способности, которые синтезируются не только простым сложением его компонентов.

С учетом вышесказанного, а именно специфики формирования и использования экономического потенциала организациями потребительской кооперации, можно выделить совокупность факторов, воздействующих на социальный потенциал. К ним относятся: усиление дифференциации населения по уровню денежных доходов, что способствует перемещению квалифицированных трудовых ресурсов из сельской местности в город, в отрасли с более высоким уровнем заработной платы; изменение структуры потребления, обеспечивающей выбор товаров и услуг; усиление конкуренции со стороны организаций других форм собственности; совокупность ряда субъективных условий формирования и реализации социального потенциала кооперативных организаций, связанных с возможностями работников системы потребительской кооперации, социальной структурой коллектива и социальной средой, ускоряющей или же, наоборот, тормозящей процесс развития социального потенциала.

Кроме того, способность организаций потребительской кооперации к формированию социальных механизмов, обеспечивающих повышение благосостояния и качества жизни участников этой системы, может быть реализована только в том случае, если их деятельность, связанная с выполнением социальной миссии, будет органично встроена в систему социальной политики государства. Последний фактор выступает в качестве важнейшей задачи, способствующей реализации социального потенциала организаций потребительской кооперации.

Из выделенных выше положений, раскрывающих особенности формирования и использования экономического потенциала на примере организаций потребительской кооперации, следует, что в целом экономический потенциал некоммерческих организаций выступает в качестве:

— показателя интегральных возможностей и способностей некоммерческих организаций;

— количественно-качественной характеристики достигнутого социально-экономического развития;

— средства удовлетворения материальных и иных потребностей обслуживаемого населения;

— критерия оптимальности использования имеющихся ресурсов.

Таким образом, потребительская кооперация как некоммерческая организация является социально ориентированной системой и характеризуется большим количеством связей между составляющими элементами ее экономического потенциала. Она призвана осуществлять торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность в целях выполнения своей основной — социальной — миссии, заключающейся в решении социальных проблем 54

села. Это способствует улучшению социального развития, под которым подразумевается совокупность условий жизнедеятельности, отражающих уровень жизни людей. Комплекс таких условий охватывает нормы труда, его оплату, мотивацию, удовлетворенность трудом, пенсионное обеспечение, использование нерабочего времени, охрану здоровья, отдых, продолжительность жизни, уровень и качество потребляемых материальных и духовных благ, их соответствие изменяющимся потребностям, получение образования.

Выявление особенностей формирования и использования экономического потенциала на примере организаций потребительской кооперации приводит к выводу, что составляющие элементы экономического потенциала некоммерческих организаций могут рассматриваться по отраслевому и вещественно-материальному признакам, по источникам формирования. При этом каждая из составляющих экономического потенциала будет иметь свои особенности функционирования. Для этого, на наш взгляд, недостаточно теоретического исследования сущности экономического потенциала и его составных элементов, систематизации методических подходов к его оценке, необходимо также оценить текущее состояние экономического потенциала, на основании чего выделить те характеристики некоммерческих организаций, которые позволят определить его положение в будущем с учетом динамики социально-экономических отношений.

Список литературы

Вместе ради будущего: 170 лет потребительской кооперации России / Под ред. В.Ф. Ермакова. М., 2001.

Исаенко Е.В. Теоретические аспекты устойчивого развития потребительской кооперации: Монография. Белгород, 2002.

Клименко О.И. Эффективность социального управления в системе потребительской кооперации: Монография. Белгород, 2000.

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ; от 28.04.2000 № 54-ФЗ; от 21.03.2002 № 31-Ф3).

Снитко Л.Т. Теоретико-методологические основы ресурсного обеспечения деятельности организации потребительской кооперации и стратегия его развития: Монография. Белгород, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.