References and Sources
1. Chudakov O.V. Letnyaya izbiratel'naya kompaniya v gorodskie dumy v Sibiri v 1917 g. // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2022. - № 2 (58).
2. Kononenko A.A. Tyumen' na pereput'e: vlast' i obshchestvo v 1917-1921 gg. - Tyumen': TyumGNGU, 2009.
3. Petrushin A. Vybory-1917 // Tyumenskij kur'er. - 2017. - 18 maya.
4. Gosudarstvennyj arhiv v g. Tobol'ske (GAT). F. I-722. Op. 1. D. 113.
5. Hramcov A.B. Gorodskoe samoupravlenie Tyumeni v 1917 g. // Fevral'skaya revolyuciya 1917 goda v Rossii: istoriya i sovremennost'. - Ekaterinburg: Ural'skij centr B.N. El'cina, 2007.
6. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva. Otd. I. SPb., 1917. № 95. St. 529. S. 805-832.
7. Dement'ev A.P. Itogi izbiratel'noj kompanii 1917 g. v gorodskie dumy Enisejskoj gubernii // V mire nauchnyh otkrytij. - 2012. - № 7.1 (31).
8. Sibirskaya torgovaya gazeta. - 1917. - № 124.
9. Byulleten' Partii Narodnoj Svobody. - 1917. - № 1. - S. 4.
10. Svobodnoe slovo. - 1917. - 29 iyunya.
11. Ocherki kul'tury povsednevnosti goroda Kurgana XIX - pervoj treti XX veka: Monografiya. - Kurgan: KurGU, 2009.
12. Moskovkin V.V. Gorodskie dumy Zaural'ya v 1917 g. // Tyumenskij istoricheskij sbornik. - Tyumen': Tyumenskij gosudarstvennyj universitet, 2014. - Vyp. XVI.
13. Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoj oblasti (GATO). F. R-1208. Op. 1. D. 2.
ХРАМЦОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, Тюменский индустриальный университет ([email protected]).
KHRAMTSOV, ALEXANDER B. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Economics and Organization of Production, Tyumen Industrial University ([email protected]).
УДК 94(47).084.3:355.35 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-90-95
МОИСЕЕВ А.Н.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТАПНЫХ ВОЙСК КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1918-1920 гг.)
Ключевые слова: части вспомогательного назначения, Этапные войска, этапный пункт, Этапный комендант, Военные комиссариаты.
В статье рассматривается процесс создания, становления и развития Этапных войск в период ведения наиболее активных боевых действий на фронтах Гражданской войны (1918-1920 гг.). Сформированные окружными военными комиссариатами по заданиям Начальника Центрального Управления Военных Сообщений этапные части выполняли задачи по обслуживанию главных родов войск в военное время. Предметом изучения стала административно-хозяйственная деятельность руководства этапными участками их взаимодействие с Военными комиссариатами всех уровней. Пристальное внимание уделяется процессу создания и становления единой этапной службы, а также особым полномочиям этапных комендантов в обеспечении всем необходимым проходящие через подконтрольный ему участок военной дороги команды. На основе изучения архивных материалов и различных источников устанавливаются особенности и значимость результатов, проводимой работы. Показаны основные проблемы, стоявшие перед Этапными войсками и Военными комиссариатами всех уровней в деле централизованной доставки воинских пополнений на фронт в ряды Красной армии.
MOISEEV, A.N.
FEATURES OF THE FORMATION OF STAGING TROOPS THE RED ARMY DURING THE RUSSIAN CIVIL WAR
(1918-1920)
Keywords: auxiliary units, Staging troops, staging post, Staging Commandant, Military commissariats.
The article examines the process of creation, formation and development of Staging Troops during the most active hostilities on the fronts of the Civil War (1918-1920). The staging units formed by the district military commissariats on the instructions of the Head of the Central Directorate of Military Communications performed tasks for servicing the main branches of the armed forces in wartime. The subject of the author's close attention was the administrative and economic activities of the management of the staging areas, their interaction with Military commissariats at all levels. Close attention is paid to the process of creating and establishing a single stage service, as well as to the special powers of the stage commandants in providing all the necessary commands passing through the section of the military road under his control. Based on the study of archival materials and various sources, the features and significance of the results of the work are established. The main problems facing the Staging troops and Military commissariats of all levels in the centralized delivery of military reinforcements to the front in the ranks of the Red Army are shown.
Переломным периодом в истории России стал Октябрьский переворот 1917 г., среди прочего остро и болезненно отразившись на внутренней жизни армии, которая на тот момент представляла собою «колоссальную организацию, могущественную по количеству захваченных ею лиц и материальных средств и в то же время в высшей степени чуткою по отношению к тем историческим толчкам, которые составляли самую природу революции» [1, с. 13]. Деградировавший аппарат императорской армии, приспособленный к военному времени, ликвидировала революционная стихия. Хотя пришедшие к власти большевики отчасти
приспособили его для своих нужд. Разразившаяся в 1918 г. Гражданская война внесла свои коррективы в планы строительства новых Вооруженных Сил Советской республики.
Исторический опыт создания армии нового типа стал предметом изучения целой плеяды исследователей. Значительная часть их работ посвящена устройству вооруженных сил и системе организации действующих войск. Аспектам формирования частей вспомогательного назначения при этом уделяется значительно меньше внимания, так как в мирное время деятельность по обслуживанию главных родов войск снижается и только в военное время их значение становится существенным. К таким воинским формированиям вооруженных сил относятся Этапные войска. В русской армии они были созданы во 2-ой половине XIX в. для охраны, обороны и обслуживания военных дорог действующей армии и выполнения других задач. В их состав включались дорожные части, пехотные подразделения и связь. Общее руководство этапными войсками при передвижении на всех этапах осуществлял Начальник этапов армии, совершающей марш [2].
Наработанный опыт использовался в период ведения активных боевых действий 1918 -1919 гг. при обеспечении частей Красной армии. Этапные войска обслуживали военные этапы, устраиваемые на военных дорогах, по которым шло пополнение, припасы и увозилось в тыл все, что обременяло подразделения (раненных, больных и пленных) [3]. Однако окончательную структуру удалось сформировать только в 1920 г. Приказом Революционного Военного Совета РСФСР № 1737 было принято «Положение об этапах и этапных войсках в военное время». Этим же приказом объявлялись также «Штат штаба этапного батальона, формируемого в военное время» и «Штат этапной роты, формируемой в военное время» [4, л. 255].
В соответствии с указанным положением, созданные для службы на военных дорогах Этапные войска выполняли задачи по обслуживанию этапных пунктов во всех отношениях (несение караульной, конвойной, хозяйственной служб и охраной этапного района), вплоть до завершения боевых действий на Дальнем Востоке в 1922 г., т. е. завершения Гражданской войны. Этапные войска состояли из отдельных этапных рот (160 чел.), сводимых, по мере надобности, в батальоны (от 2 до 6 рот). Число рот в батальоне устанавливалось в зависимости от протяженности дороги или ее участка. Нумерация сформированным подразделениям устанавливалась Центральным Управлением Военных Сообщений при Революционном Военном Совете Республики (РВСР). Командный состав набирался из строевых частей, после дополнительного обучения в специальных школах, по мере надобности учреждавшихся распоряжением Начальника Центрального Управления Военных Сообщений при РВСР. Солдаты подбирались из строевых частей из числа неспособных к строю или призывались из запаса согласно мобилизационным расписаниям. Для пополнений, в случае убыли командного состава этапных частей и на случай новых формирований их при управлениях военных сообщений каждого из фронтов устанавливался резерв подготовленных для этапной службы лиц в количестве 25-ти человек.
Формировались этапные части окружными комиссариатами по военным делам по заданиям Начальника Центрального Управления Военных Сообщений. Вопросами их снабжения и расквартирования занимались как окружные, так и губернские, уездные и волостные комиссариаты по военным делам, входящим в район фронтов и армий. Наблюдение за успешным формированием этапных частей осуществлялось Начальниками Военных Сообщений фронтов по принадлежности. В случае нарушения сроков формирования или недопоставки имущества для обмундирования командир роты (батальона) докладывал по телефону непосредственно в Окружной Комиссариат по военным делам и Начальнику Центрального Управления Военных Сообщений при Революционном Военном Совете Республики. Туда же телеграфировали в случаях срыва сроков передвижения по установленному маршруту [4, л. 272 об.].
По прибытии на фронт этапные роты и батальоны поступали в непосредственное подчинение Начальников Этапно-Транспортных Отделов соответствующих управлений и распределялись ими по расчету открываемых этапов. Каждая рота обслуживала лишь один этапный пункт. Размещались эти особые пункты один от другого на расстоянии одного перехода по ходу грунтовых и шоссейных дорог преимущественно в крупных населенных пунктах. На железных дорогах учреждались главным образом на больших узловых станциях, в пунктах соединения железных дорог с грунтовыми военными дорогами, а также в местах расположения штабов. На водных путях - в пунктах посадок на суда и высадок войск, а также погрузок и разгрузок тяжестей. При особенно сложных условиях перехода (трудность пути, ненастная погода
и проч.) устраивались временные промежуточные этапы для отдыха. На грунтовых дорогах при определенных условиях (при доведении этапных рот до полного штатного состава и снабжении всем положенным имуществом) открывали до 2-х смежных этапов, с присвоением одному из них литерной нумерации. Этапы и этапные участки открывались распоряжением Начальников Военных Сообщений (НачВОСО) фронтов и армий, при этом штабы батальонов и рот переименовывались в Управления Начальников военных дорог или этапных участков и этапов, сохраняя свою нумерацию. В заведывание этапом вступал командир роты со званием Этапного коменданта. Если военная дорога делилась на этапные участки, то этапами, расположенными на каждом из участков, руководил командир этапного батальона с названием Начальника Этапного участка этой дороги, если не делилась, то должность командира батальона называлась Начальник военной дороги.
Для объединения деятельности участков этой дороги, распоряжением Начальника Этапно-Транспортного Отдела управления Начальника Военных Сообщений фронта, назначали особое лицо, со званием Начальника К-ой военной дороги. При нем формировался штаб по штату Управления Начальника этапного участка и производилось снабжение всем необходимым имуществом для оборудования этапных пунктов и этапных военно-лечебных заведений: лазаретным и медицинским; вооружением, снаряжением и обмундированием на общих основаниях, установленных для пехотных частей. Все предметы снабжения, необходимые для этапных частей и пунктов, принимались командирами этапных рот и батальонов, по принадлежности, установленным порядком. Материальная отчетность по ним велась на общих основаниях. Периодически Начальником Центрального Управления Военных Сообщений для проверки правильности ведения отчетности и в целях установления на всех фронтах единой организации этапной службы, разрешения на местах возникающих вопросов на места командировались специалисты из числа служащих по этапной части в Центральном Управлении Военных Сообщений.
Расквартирование этапных частей по месту дислокации обеспечивал Этапный комендант, занимавший по мере действительной надобности, нужные для устройства этапа помещения, руководствуясь при этом заключением врачебно-санитарного обследования. Если таковых не было производился ремонт и приспособление существующих зданий, или же строились бараки, землянки, отапливаемые в холодное время года. В первую очередь отбирались помещения наиболее всего пригодные под устройство приемных покоев для оказания первоначальной помощи и призрения заболевших, в оставшихся свободных жилых зданиях помещения отводились в следующей степенности:
1) для полевых казначейств,
2) для полевых почтово-телеграфных учреждений,
3) для различных штабов и управлений и, наконец,
4) для квартир служащих [4, л. 275 об.].
Проходящие через этап команды размещались на постой к местным жителям лишь в крайних случаях, если можно было не опасаться враждебного отношения к войскам.
Далее комендант организовывал обустройство кухонь и хлебопекарен, обеспечивая их котлами, посудою и прочими принадлежностями, для довольствия горячей пищей всех проходящих маршевых и нештатных воинских команд, не имеющих своего хозяйства, и отвечал за их надлежащее санитарное содержание. Тяжелейшим бременем на Этапного коменданта ложилась обязанность по сбору продовольствия и фуража в районе этапа для пополнения этапного магазина. Принимались все меры к тому, чтобы проходящие части, команды и отдельные лица были обеспечены в полной мере доброкачественной водой. На этапном пункте, в зависимости от пропускной способности, должен был находиться двухнедельный запас продовольствия, фуража, дров (или другого топлива в зависимости от местных условий) и соломы для подстилки, для безостановочного снабжения ими проходящих маршевых и нештатных команд [4, л. 275].
Для отпуска необходимого довольствия и содержания, производившегося по норме, установленной Начальниками Этапно-Транспортных Отделов, в распоряжении коменданта находились следующие авансы:
а) кормовой аванс;
б) аванс на фуражное довольствие пересыльных лошадей;
в) аванс на выдачу содержания в счет выслуженного жалованья;
г) аванс на наем обывательских подвод;
д) аванс на довольствие военнопленных;
е) аванс на заготовление дров и подстилочной принадлежности;
ж) аванс на ремонт помещений и для хозяйственных надобностей [4, л. 275 об.].
Ему предоставлялось право из отпускаемого аванса расходовать до 10 000 рублей в один раз на производство хозяйственным способом необходимых исправлений и ремонтных работ для кухонь, пекарен, навесов, бараков и других приспособлений, устраиваемых на этапах для удобства проходящих команд. О всех произведённых на основании этой статьи расходах представлялся доклад Начальнику участка, согласно установленной общевойсковой отчётности. В случае надобности, проезжающие в армию или обратно военнослужащие снабжались на этапном пункте деньгами в счёт выслуженного содержания, из особой суммы, отпускаемой для этой цели авансом, по предъявлении аттестатов. Деньги выдавались под расписку получателей на основании предъявляемых ими документов, которые по изъятии их Этапным комендантом заменялись новыми за его подписью с отметками о произведённой выдаче. Находящиеся в командировках также могли получить все виды довольствия у коменданта в случае не нахождения в этом районе их прямого начальства [4, л. 278 об.].
В соответствии с инструкциями на этапных пунктах получали содержание и препровождение не только нештатные, маршевые команды, пересыльные солдаты, но и арестованные, подсудимые, военнопленные, неприятельские дезертиры и т. п. [4, л. 276]. Для безопасного продвижения по военной дороге, входившей в зону ответственности определённого этапа, военные части отправлялись не иначе, как вооружёнными. Малые команды, команды, составленные исключительно из людей безоружных, и, в особенности, из одиночных пересыльных солдат, отставших от своих команд, выписанных из врачебных заведений и проч. во избежание их напрасной задержки на этапах, присоединялись к проходящим вооруженным командам, следующим по тому направлению. Коменданту предоставлялось право привлекать для начальства над этими командами и ведения их по назначению, одиночных лиц командного состава, следующих через этап в ту же сторону. Данное правило действовало и в отношении обозов, транспортов и всего прочего для того чтобы исключить возможность истощения местных запасов и затруднений по размещению их. Этапные коменданты следили за тем, чтобы проходящие через отрезок подконтрольной военной дороги всякого рода команды не отклонялись от направления, указанного им маршрутами, и располагались в местах, для сего назначенных, оказывая им содействие и помощь всеми, находящимся в распоряжении средствами. В случае надобности назначались проводники и конвой. При угрозе явной опасности, вносились изменения в первоначально выданные маршруты или же команды, транспорты, обозы и проч. задерживались впредь до возможности дальнейшей оправки. Обо всех этих случаях комендант немедленно докладывал своему начальству и уведомлял комендантов соседних этапов [4, л. 279 об.].
При остановке на этапе, все военные начальники, а также все отдельно следующие лица всех ведомств, обязаны были лично явиться к Этапному коменданту. Причём лицам, пользующимся правами начальников отдельных частей и выше, могли сообщить о своём прибытии записками. Без законной причины и соответствующего разрешения коменданта никто не мог находиться во вверенном ему районе, уклоняясь тем от службы. Раненные и больные тотчас по выздоровлении отправлялись в свои части. Для их перевозки задействовались обывательские подводы, в чем местные Советы и Ревкомы (Революционные комитеты) обязаны были оказывать полное содействие, и никто без ведома коменданта не имел права взимать от населения предназначенных для этой цели транспорт [4, л. 277].
Следовавшие по определённому участку военной дороги строевые части находились в зоне непосредственной ответственности руководства этого этапа. Этапный комендант лично или через своего помощника осведомлялся о их нуждах, обеспечивая всем необходимым, сообщая о состоянии путей и предупреждая о тех затруднениях, какие могут быть встречены при предстоящем им движении. На этапном пункте выявлялись заболевшие и слабые военнослужащие. Острозаразные и подозрительные изолировались в приёмном покое, а затем переправлялись в ближайшие военно-лечебные заведения. В период Гражданской войны свирепствовали сыпной, брюшной, возвратный тиф, холера и если число заразившихся превышало
15 % от наличного состава, то вся команда, после доклада НачВОСО, в особо срочном порядке помещалась в ближайший карантин. От проходящих войсковых частей принималось оружие, боевые припасы, собранные на полях сражения, которые те, по каким-либо причинам не могли оставить при себе, а также заболевшие лошади. Это вооружение переправлялось на специальные артсклады, а животные, по мере возможности, в места, указанные для этого [4, л. 277 об.].
Силами этапных частей поддерживались в исправности пути сообщения, телеграфные линии, делалось все возможное для безостановочного и своевременного хода почты. В случаях особой необходимости, как то распутица, внезапная порча путей или других тому подобных обстоятельств, привлекалось для ручной переноски местное население. Посредством патрулей, разъездов или подвижных колонн, состоящих в распоряжении коменданта, обеспечивался строгий военный порядок в районе, пресекались всевозможные враждебные покушения со стороны неприятеля или местных жителей. Принимались все меры для охраны учреждений, находящихся на этапном пункте. Для предупреждения шпионства, особенному наблюдению подлежали путешественники, приезжие, странствующие торговцы и прочие лица, род занятий, которых сопряжён с разъездами, а также гостиницы, постоялые дворы и т. п. заведения. Все подозрительные личности, не имеющие осёдлости в этом районе определялись как лазутчики, их так же, как и мародёров брали под стражу и переправляли в Особый Отдел Армии, донося о них Начальнику Участка. С задержанными дезертирами поступали согласно, особых получаемых указаний. Ограждали обывателей от насилия и грабежа. Принимали все меры по обезоруживанию населения, если следовали на то распоряжения.
Заботясь о сохранении добрых отношений между жителями и военнослужащими, Этапный комендант разбирал различные жалобы обоих сторон, пользуясь правами начальника гарнизона, за исключением тех, городов, где не было назначенных особых комендантов. В отношении подведомственных войск на коменданта этапа возлагались права командира отдельной части. Никто из лиц не вправе был препятствовать приведению в исполнение его распоряжений, основанных на законе или отказывать в помощи и содействии для восстановления нарушенного порядка. Виновные в неисполнении сего подлежали строгой ответственности [4, л. 78].
В своей работе Этапный комендант опирался на своего заместителя (помощника) и на канцелярию, во главе с делопроизводителем. Инструкциями предписывались чёткие требования по их размещению. Под управление этапа выбиралось удобно-доступное здание, как правило, на площади или на одной из главных улиц города, или селения, так чтоб не представлялось затруднений к выстраиванию вблизи его воинских команд или частей. Управление этапным пунктом обозначалось вывеской и флагом, а ночью сверх того, двумя белыми фонарями. У въезда в этапный пункт ставились указатели, освещаемые в ночное время и обозначающие направление, в коем находится управление этапа. У въезда в населённый пункт выставлялась доска с его названием, а на разветвлениях дорог между этапами - указатели с названиями ближайших этапов или селений и расстоянии до них. На каждом этапе находились в постоянной готовности:
1) одна или несколько (смотря по важности пункта) квартир, отведённых и в зимнее время останавливаемых, для немедленного помещения проезжающих по делам службы;
2) не менее двух обывательских подвод для заболевающих, и сверх того, такое число подвод для проезжающих лиц, какое будет указано Начальником участка, или какое сам Этапный Комендант признает нужным;
3) потребное, в зависимости от обстоятельств, число проводников [4, л. 279].
Как можно ближе к Управлению этапом выбиралось и приспосабливалось помещение для содержания под стражею арестованных и для караула при них. По возможности приводились в надлежащие состояние дороги, прилегающие к перечисленным объектам.
В этапном пункте и ближайших окрестностях его, входящих в данный район, принимались самые строгие меры к постоянному содержанию в должной исправности и чистоте улиц, площадей, мостов и т. д. и к устранению всего, могущего оказаться вредным в санитарном отношении. Особое внимание уделялось на тщательное зарывание трупов павших животных и отбросов на бойнях, а равно и на надлежащее устройство отхожих мест и своевременную их засыпку, дезинфекцию и очистку. На рынках, подконтрольного района осуществлялся надзор за торговлей съестными припасами. В отношении санитарного устройства этапа действовали особые инструкции, разработанные Главным Военно-Санитарным Управлением по соглашению с
Центральным Управлением Военных Сообщений и другими заинтересованными управлениями, утверждённые Начальником Главного Военно-санитарного Управления [4, л. 279 об.].
С окончанием Гражданской войны этапные войска расформировали, а обслуживаемые ими дороги закрыли, личный состав уволили на общих основаниях. Материально ответственные лица сдавали имущество, оборудование этапных частей и этапных военно-врачебных заведений в ведение Окружных Комиссариатов по военным делам, при этом распоряжением Начальников Военных Сообщений фронтов назначались комиссии, которые сортировали сдаваемое имущество на две категории: а) годное к употреблению; б) негодное к употреблению. Состояние активов фиксировалось в подробных актах и предоставлялись в Окружные Комиссариаты по военным делам. Имущество первой категории переходило в ведение комиссариатов, второй - продавалось с аукциона, а вырученные за него деньги поступали в казну. Все дела, документы и книги этапных частей отправлялись в архив Окружных Комиссариатов по военным делам [4, л. 280].
Таким образом, Этапные войска в годы Гражданской войны сыграли значительную роль в деле централизованной доставки воинских пополнений на фронт в ряды Красной армии. Сформированная система применения и функционирования этого вспомогательного рода войск, позволила планово и организованно осуществлять маршрутизацию, следовавших через этапный участок войсковых частей, маршевых и нештатных команд, командировочных военнослужащих, пересыльных солдат и д. р., их сопровождение и обеспечение. Тесное взаимодействие подразделений Этапных войск, обслуживающих определенный участок с Военными комиссариатами, соответствующих уровней сделало безопасным не только движение, но и пребывание в зоне ответственности определенного этапа воинских подразделений, маршевых команд, пересыльные солдаты и т. д., а также снизило на треть дезертирство красноармейцев.
Литература и источники
1. СамуйловВ. И. Устройство вооруженных сил республики: Лекции, чит. В. И. Самуйловым на ускоренном курсе Акад. Ген. штаба Раб.-крест. Красной армии в 1918-1919 учеб.г. - Пг. : Воен. тип., 1919. - 131 с.
2. Этапные войска: Министерство обороны Российской Федерации // Электронный ресурс. https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=12088@morfDictionary. (Дата обращения: 23.11.2023 г.).
3. Приказ Р. В. С. Р. 1919 г. № 243 // Сборник приказов Революционного военного совета Союза Советских Социалистических Республик. Пг.-М.: [б. и.], 1918-1934.
4. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 11. Оп. 5. Д. 729.
References and Sources
1. Samujlov V. I. Ustrojstvo vooruzhennyh sil respubliki: Lekcii, chit. V. I. Samujlovym na uskorennom kurse Akad. Gen. shtaba Rab.-krest. Krasnoj armii v 1918-1919 ucheb.g. - Pg. : Voen. tip., 1919. - 131 s.
2. Etapnye vojska: Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii // Elektronnyj resurs .https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=12088@morfDictionary. (Data obrashcheniya: 23.11. 2023 g.).
3. Prikaz R. V. S. R. 1919 g. N° 243 // Sbornik prikazov Revolyucionnogo voennogo soveta Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik. Pg.-M.: [b. i.], 1918-1934.
4. Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv (RGVA). F. 11. Op. 5. D. 729.
МОИСЕЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат военных наук, доцент, 1-я кафедра тактики и общевоенных дисциплин, филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани ([email protected]).
MOISEEV, ANDREY N. - Ph.D. in Military Sciences, Associate Professor, 1 st Department of Tactics and General Military Disciplines, branch of the Air Force Educational Training Center "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" in Syzran ([email protected]).
УДК 94(47).084:373«1920/1924» Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-3-95-103
ЯХУТЛЬ Ю.А.
ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА И МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КУБАНО-ЧЕРНОМОРСКОЙ ОБЛАСТИ 1920-1924
ГГ.)
Ключевые слова: советская школа, единая трудовая школа, учащиеся, учитель, школьное образование, Кубано-Черноморская область.
На материалах Кубано-Черноморья в статье рассматривается школьная политика начала 1920-х гг., которая была одной из приоритетных для правительства Советской России. Показано, что реализация всеобщего образования детей потребовал перестройки структуры дореволюционной школы. Инициатором реформ выступило правительство большевиков, что способствовало формированию монополии государства в народном образовании, основанной на новых идеологических принципах. Отмечается, что, помимо проблем финансового обеспечения и слабости материальной базы, к числу основных трудностей относилась нехватка кадров, которые не отвечали требованиям единой трудовой школы. По мнению областной