Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО / РЕЛИГИЯ / ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ / ПРАГМАТИЗМ / ВЫГОДА / СТРАТАГЕМНОСТЬ / СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ / КУЛЬТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хандархаева Виктория Викторовна

В статье рассматриваются особенности формирования древних религиозных верований. И. Н. Яблоковым применяются разные методы к подходу объяснения слова «религия». Он выделил аспекты, которые раскрывает данный термин. Автор статьи анализирует в учениях таких философов, как Маркс и Энгельс, Д. Юма, Фейербах, И. Н. Яблоков, их различные интерпретации к понятию слова «религия». По мнению автора, поклонение небесам в Китае имеет древнюю историю. Китайцы прагматично подходили к вопросам развития сельскохозяйственной культуры. Характерная черта расчетливости у китайцев выявлялась в поклонении сверхъестественным силам. Автор описывает в статье археологические находки в Дахе и Мяодигоу культур Яншао, Даленгоу и Лянчжу, которые являются доказательством представления картины мира древних китайцев о божествах. Применение астрономии и метеорологии явились важной основой для прогресса в земледелии древнего Китая. Далее в статье описываются природные явления, как Солнце, Луна, звезды, ветер, дождь, снег и другие. Древние китайцы не философствовали о богах и божествах, а осуществляли практическую деятельность. Автор подмечает, что китайский народ ценит в их жизни то, что является им выгодным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF ANCIENT RELIGIOUS BELIEFS

The article discusses the peculiarities of the formation of ancient religious beliefs. I. N. Yablokov applies different approaches to explain the word "religion". He identified the aspects that reveal this term. We have analyzed the teachings of such philosophers as Marx and Engels, D. Hume, Feuerbach, I.N. Yablokov, their various interpretations of the concept of "religion". In our view, the worship of heaven in China has an ancient history. The Chinese took a pragmatic approach to the development of agriculture. A characteristic feature of prudence among the Chinese was revealed in the worship of supernatural forces. In the article we have described the archaeological finds of the Yangshao, Dalengou and Liangzhu cultures in Dahe and Miaodigou, which proves the representations of the ancient Chinese worldview about deities. The progress in agriculture in ancient China was a result of the appeal to astronomy and meteorology. The article also describes natural phenomena such as the Sun, Moon, stars, wind, rain, snow and others. The ancient Chinese did not philosophize about gods and deities, but carried out practical activities. We note that the Chinese people appreciate the benefit in their lives.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ»

Научная статья УДК 1+316.75

DOI: 10.18101/1994-0866-2022-4-57-65

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

© Хандархаева Виктория Викторовна

старший преподаватель,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

аспирант,

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения

Российской академии наук

Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6

khandarkhaeva@,yandex. т

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования древних религиозных верований. И. Н. Яблоковым применяются разные методы к подходу объяснения слова «религия». Он выделил аспекты, которые раскрывает данный термин. Автор статьи анализирует в учениях таких философов, как Маркс и Энгельс, Д. Юма, Фейербах, И. Н. Яблоков, их различные интерпретации к понятию слова «религия». По мнению автора, поклонение небесам в Китае имеет древнюю историю. Китайцы прагматично подходили к вопросам развития сельскохозяйственной культуры. Характерная черта расчетливости у китайцев выявлялась в поклонении сверхъестественным силам. Автор описывает в статье археологические находки в Дахе и Мяодигоу культур Яншао, Даленгоу и Лянчжу, которые являются доказательством представления картины мира древних китайцев о божествах. Применение астрономии и метеорологии явились важной основой для прогресса в земледелии древнего Китая. Далее в статье описываются природные явления, как Солнце, Луна, звезды, ветер, дождь, снег и другие. Древние китайцы не филоcoфcтвовали о бoгах и божествах, а ocущеcтвляли прaктичеcкую деятельшсть. Автор подмечает, что китайский народ ценит в их жизни то, что является им выгодным.

Ключевые слова: религиозные верования, первобытное общество, религия, обожествление природных явлений, прагматизм, выгода, стратагемность, сверхъестественные явления, культы.

Для цитирования

Хандархаева В. В. Особенности формирования древних религиозных верований // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 4. С. 57-65.

В мире существует множество религиозных верований и воззрений. И. Н. Яблоков выявил целый ряд подходов к объяснению данного термит. Во-первых, с точки зрения предмета теологии он раскрыл термин «религия», анализируя работы таких философов, как Ф. Шлейермахер, Э. Трельч, Р. Отто и др. С позиции философии Яблоков затронул Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля. Учения

Г. Спенсера, О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма Яблоков затронул для исследования этого термина со стороны дисциплины социологии; а с позиции этнологии это работы Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера, Р.Р. Маретта, Л. Леви-Брюля и др. В общей и социальной психологии И. Н. Яблоков изучил труды В. Вундта,

У. Джемса, Т. Рибо, Д. А. Леуба, Э. Д. Старбека, З. Фрейда для религиозных точек соприкосновения в их учениях [9, с. 204]. И. Н. Яблоков использует следующие методы к подходу объяснения термина религии: дескриптивный, генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, феномено-лого-герменевтический, диалектический и др. Существующих характеристик определений к термину «религия» И. Н. Яблоков сформулировал около 250, которые содержат мировоззренческие и методологические принципы [9, с. 204].

Слово «религия» при переводе с латыни на русский язык имеет следующие значения — «совестливость», «набожность», где проявляется отношение человека к соблюдению нравственных обязанностей. В другом же случае при переводе с латинского языка затрагивается тема связи с предками и выполнение религиозных практик и действий — «почитание», «культ», «предмет культа». Религия — культурный феномен, возникший на определенном историческом этапе развития человеческого общества и относящийся к социальной идеологии того или иного государства. Главной особенностью является проявление таинственной силы или сущности со сверхъестественными способностями за пределами реального мира. Эта тайна властвует над всеми вещами и обладает абсолютной силой, управляет естественной эволюцией и определяет судьбу, люди при этом испытывают благоговейный трепет и поклонение тайне.

На греческом языке «религия» имеет два значения: ионийское и аттическое. В первом случае религия рассматривается в аспекте приверженности и соблюдения культовых положений. В последнем же то, что предалось забвению, которое впоследствии вернулось, и, следовательно, стало носить в своем обозначении слово «религия» [17].

Философские работы Дэвида Юма, которые касаются темы религии, являются одними из наиболее важных в исследовании. Д. Юм поднимал вопросы о возникновении религии и ее основании в человеческом разуме [8, с. 143]. Юм придерживался концепции проявления и существования Бога и веры [8, с. 143]. Во втором вопросе он затрагивает принцип о появлении предмета религии из человеческой природы и подмечает своеобразные сложности. По Д. Юму, представления, которые касаются веры в существование незримой разумной силы, часто встречались в истории человечества. Эти идеи не отличались единообразием. С другой стороны, существовали и такие этносы, у которых отсутствовали религиозные чувства, следовательно, логично выявляется, что вряд ли найдутся народы, у которых в точности сходились бы религиозные чувства и воззрения. Идея незримой разумной силы не проявляется интуицией или первичными природными переживаниями и эмоциями, которые обеспечивают начало любви к себе, любви к потомству, чувства признательности, воздаяния и др. [11, с. 45].

Следовательно, этот комплекс всеобщий у каждого этноса, у которого свой идентичный объект, к достижению которого отдельный народ неизменно стре-

мится [8, с. 149]. Религия — это система, которая включает в себя ряд таких частей: сознание народностей, культовые отношения, деятельность в религиозной системе, организации для формирования ориентации в религиозной сфере.

Существует несколько версий о происхождении слова «religio». Первый вариант этимологии «religio» связан с римским ученым, философом, государственным деятелем Цицероном (106-43 гг. до н. э.), применившим это слово от глагольной части речи на латыни «religere», что означает в переводе: 1) созерцать; 2) связывать; 3) бояться; 4) возвращаться; 5) обдумывать; 6) снова читать. Так, Цицерон наделил слово «религия» такими свойствами, как боязненность перед Богом и страх перед Всевышним Творцом.

Другой вариант происхождения данного термина «religio» связывают с древнеримским писателем Лактацию (250-325 гг.). Он полагал, что термин «религия» появился на латыни от глагольной части речи «religare», которая обозначает «привязывать» или «связывать». Лактаций полагал, что религия — это соединение человека с Богом в служении, повиновении через святость и праведность. Согласно Лактацию, религия — это то, что соединяет личность с Богом; то, что заставляет человека находиться у Бога в служении, повиновении; через благочестие и святость. Вариант Лактации термина «религия» укрепился больше всего в мире1.

Марксистско-ленинское учение рассматривает данный термин как сознание высшей формы, которая показывает причины ее пребывания на разных стадиях общественной эволюции.

В энциклопедическом словаре «религия» объясняется такими значениями, как «благочестие, святость» [15] или, другими словами, это чувства истинности, праведности и священности. O. Петрученко описывал религию в латинорусском словаре: «совестливое отношение к чему-либо» [16], добросовестное внутреннее чувство в человеке. Он дает следующее объяснение слову «религия»: 1) совестливость, которая находится во внутреннем чувстве; 2) деликатная добросовестность, аккуратность; 3) совестливое отношение к чему-нибудь священному (например, религиозное чувство, религиозная мнительность); 4) сомнение, сознание виновности во лжи, поселить в человеке недоумение.

По И. Н. Яблокову, религия — это отображение реальности, которая содержит в себе природные действия и качества, признаки общества и характеристики индивида. Религия включает в себя разумные факты об отражаемом. Принимая эти факты, религия их обрабатывает и формирует в общее людей, человеческое общество, природу [10, с. 510]. Религиозная трактовка мира является способом усвоения миром, постижения разных смыслов окружающей обстановки с целью создания разумных смыслов действия. Религиозные учения обеспечивают значение обыденной жизни. И. Н. Яблоков считает, что религия устанавливает иерархически организованную структуру норм, где некоторые виды деятельности разрешены, а другие запрещены, выявляются действия с этической стороны по от-

1 Религия. Основные религиозные течения. URL: https://helperia.ru/a/religija (дата обращения: 01.10.2022). Текст: электронный.

ношению к миру [11, с. 148]. Религия является мотивационной силой, стимулом действия в социуме и ориентирована на освоение миром. Яблоков акцентирует, что религия требует осмысления людьми себя как метод практического освоения реальности, призывая к обеспечению превосходства людей над разными условиями обыденной жизни.

В процессе развития и эволюции древних людей сформировались сначала верования, обрядовые и культовые практики, впоследствии появилась политика [10, с. 514; 515]. Известно, что первой формой освоения древних людей окружающего мира является синкретическая форма и нравственную ее сторону выстроила мифология.

Мифология включает в себя «знания и умения, нормы и образы, верования и ритуалы, мимесис и песню-пляску, орнамент и т. д.» [13]. В последующем разделились и выделились такие слои духовной культуры, как философия, религия, политика, наука, мораль, искусство и др. По И. Н. Яблокову, «государство как главный субъект политической власти» [13] находится в центре политической сферы и занимается использованием различных инструментов и орудий для применения сил». Он считает религию отдельной областью духовной жизни и рассматривает ее применительно к обществу как некую подструктуру, которая имеет свои части и отношения. Л. Фейербах считал по этому поводу, что основным в религии является чувство зависимости [12, с. 242].

Причина появления политики в религии объясняется действием инструментов принуждения, авторитарного влияния, использования силы государства [10, с. 510; 511; 513]. На ранних ступенях развития истории человечества религиозного человека обнаружилось чувство зависимости, проявившееся без причастности духовного откровения, завязанное с явлениями природы и сверхъестественной силы, в последующем человек видоизменился в политическое существо [10, с. 527; 528]. Фейербах описывает человека как беспомощного раба природы. Если этот беспомощный человек был поражен отблеском солнца, то раб политический — светом и властью лиц императорского звания, что падал перед ними ниц, как перед сверхъестественной силой [5, с. 456; 458].

Наиболее первыми считаются образы о племенных божествах в период становления древних общин, которые проявлялись в хозяйствах первых земледельцев, скотоводов, охотников, рыболовов и собирателей. Всех членов племени связывало одно — божество их племени. Оно отделяло племена друг от друга и имело право управлять жизнедеятельностью в клане. Но первостепенная работа этого божества была в защите племени и в реализации роли воинственного божества для своего клана. Итак, образовывались племенные союзы и маленькие государства из государств. Среди этих государств самое сильное божество племени считали межплеменным или единым в государстве. Это божество управляло подчиненными — слабыми божествами остальных кланов. Впоследствии возникло многобожие — политеизм. При расслоении общества и распределении видов деятельности, формировании народов и управленческой власти в некоторых государствах появилось единобожие — монотеизм [12, с. 243; 244].

По И. Н. Яблокову, религия применяет следующие виды деятельности: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, интегрирующая, дезинтегрирующая, легимитирующая, разлегимитирующая и др. [13]. Религия могла объединить и разъединить, придавала законную силу порядкам в социуме, вносила святость, информировала о нечестивости, противоречащей слову Божиему. Существовали религиозные структуры, которые обеспечивали курсы и направления, разрабатывали религиозные положения и политические программы, нормы и права организаций, принципы государственного устройства и др. Религия оказывала свое влияние на политику и проповедовала в человеческом сообществе терпимое отношение, и даже чрезмерную больную преданность религии и отрицала противоречия, конфликты, религиозное непринятие [13]. Так, через религию можно ослабить или усилить взаимоотношения, разжечь противоречивые отношения, укрепить неравенство людей в государстве [13]. Следовательно, религия — это важный инструмент в управлении государством.

Картина религиозных верований в Китае специфична и многообразна. Религиозные верования в Китае тесно сплетаются с предметом философии. Так, конфуцианство и даосизм представляют собой философские учения, включающие в себя одновременно и религиозный аспект. Эти принципы обладают большой ценностью в Китае, суть которых заключается в достижении цели «мягким» путем. Стратагемность является исключительно отличительной чертой менталитета китайцев. Традиционность применения принципа стратагемности жителями Поднебесной восходит к древности Китая в период формирования религиозных верований. Формирование религиозных верований в Китае выражалось через язык средства общения — коммуникативных и осознанных управляющих функций. Природные явления вызывали и удивление, и страх у древних людей [7, с. 33].

Происхождение поклонения небесам имеет очень древнюю историю в Китае. Были разработаны тайшаньские жертвоприношения небесам1. В древние времена культурные обмены между народами еще не были сформированы, и некоторые из них были разделены на громадные территории, а другие даже континентами. В Китае поклонение небесам было связано с развитием сельскохозяйственной культуры. Солнце в религиозных верованиях китайцев имеет прямую

связь с ростом урожая и природных явлений, и поклонение культу Солнца было в целом развито в период земледелия. Использование астрономических и метеорологических знаний является важной основой для развития и прогресса культуры земледелия в Древнем Китае. Зависимость от земли и астрономии является неизменным предметом для изучения культа небесных тел и божества Земли (^ иЪ) у жителей Поднебесной2. В китайских различных источниках описывается,

1 URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1711045462419779238&wfr=spider& for=pc (дата обращения: 02.09.2022). Текст: электронный.

2 Ж ®ТФЯ & . URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id= 1622535502492770481&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 29.09.22). Текст: электронный.

что поклонение Солнцу (ЖШ) и Луне (Лй) в Древнем Китае совершалось еще в период культуры Яншао Например, узоры птиц и жаб на фаянсовой

посуде из руин Мяодигоу (ШЙЙ) были одним из способов поклонения небесам. Китайцы символизировали Солнце и Луну, представляя их божествами. Изображение птицы-солнца в этих фаянсовых изделиях такое же, как и в культуре Да-ленгоу и культуре Лянчжу (Ж^^^), и указывает на то, что кон-

цепция обожествления Солнца (ЖШ) была широко распространена в Древнем Китае1. В практике поклонения звездам (ЖШ^Ш) проявлялась цель у древних китайцев, чтобы вылечить людей от болезней, продлить им жизнь и смягчить злых духов. Керамические изделия, украшенные узорами созвездий, были найдены в руинах деревни Дахе (ЖМ). Узор созвездий состоял из трех или более точек, соединенных прямыми и кривыми линиями. Это изображение очень похоже с образом хвоста Большой Медведицы (^Ь—Ж). Феномен жертвоприношения звездам (^|ЕЖШ) был обнаружен у народа наси (Щ М) в районе Миньинь в Лицзяне (НН?1), применявшего в своих церемониях поклонение небесным телам2. Трепет и уважение к окружающим природным явлениям заставили древних китайцев через отражение природных сил и природных объектов осуществлять поклонение самой матери-природе. Обожествляя Солнце, Луну, звезды (0Л ЖШ), ветер (Д^), дождь (^Ш), снег (ШШ) и даже знаменитые горы и реки (^ РЦЖЛ1), древние китайцы поклонялись и молились о защите и покровительстве, полагая, что они являются сверхъестественной силой ^Лм).

Китайцы считали важным то, что является выгодным в их жизни. В древности они проживали в скудных условиях [14]. Юань Кэ (ШЗД) по этому поводу писал: «Природа была скудной. Поэтому они очень рано научились обрабатывать землю. Это требовало больших усилий. Поэтому они занимались в основном практической деятельностью, а не занимались размышлениями о фантастическом» [7, с. 5]. Здесь проявляется отличительная черта в менталитете китайцев — их прагматизм и рационализм.

Например, в китайском мифе Паньгу о сотворении мира выявляется идея о прагматизме и расчетливости китайцев, что все в этом мире осуществляется через труд и работу. У древних китайцев не было времени на философствование, они трудились над практическими задачами. В мифе Паньгу, когда герой взял долото и топор, начал отделять долотом и рубить топором небо от земли, отражается любовь к труду и к деятельности китайцев. В мифе Чжи Нюй богиня обучая древних людей видам искусства и ремесел, показала, как применить их с пользой в этой жизни [6, с. 46; 47].

1 ISf ФЯ Ж . URL: https ://baij iahao .baidu. com/s?id= 1622535502492770481&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 29.09.22). Текст: электронный.

2 Там же.

Прагматичность китайцев проявляется в древнекитайской пословице: «Наступает праздник Цинмин, пора сеять тыкву и бобы» [2]. Рациональным и практичным китайцам очень важен залог богатого урожая. Уже более две тысячи пятьсот лет Цинмин является одним из важных дней в Поднебесной, по-

тому что в этот период проводят праздник жертвоприношения предкам. Цинмин в переводе с китайского на русский язык означает «чистый свет» или «светлые дни». В древности китайцы считали, что в эти дни окружающая природа становится чище и ярче. Это не только прекрасное время для начала земледельческих работ, но и для традиционного праздника, где было принято приносить жертвоприношения предкам. По китайским обычаям, за несколько дней до Цинмин жители начинали отмечать Праздник холодной пищи. Сезон Цинмин приходится в один день с 4-го по 6-е апреля. В период Чуньцю 770-476 до н. э. принц

царства Цзинь Вэнь-гун умирал в изгнании от голода. Верный оружено-

сец Цзие Цзытуй (^^Ш) спас своего хозяина похлебкой из куска собственного бедра.

Принц, вернув себе престол и власть, послал людей за Цзие Цзытуем, но тот стал отшельником в горах Мяньшань (^Ш) и не захотел возвращаться в суетный мир. Чтобы выкурить его из укрытия в чаще был подожжен лес, где он скрывался со своей матерью. Но слуга предпочел смерть мирской суете и погиб в огне вместе со своей матерью. Верный Цзие Цзытуй умер под мертвой ивой со своей старой матерью на спине и оставил свои последние слова: «Нарежьте мясо и служите правителю от всего сердца, надеюсь, что господин всегда будет чист» (« ^М^^.ШМ^^^^ВД»)1. В ужасе от содеянного принц Вэнь-гун приказал похоронить своего слугу с почестями в горах Мяньшань. Принц построил храм в его честь и установил обычай — каждый год в годовщину смерти Цзие Цзытуя в каждом доме гасили огонь в очагах [4, с. 77]. Раньше торжественные весенние жертвоприношения предкам в Китае проводили в Праздник холодной пищи, а Цинмин был только лишь названием природного сезона. В династии Тан

был издан указ о переносе исполнения всех обрядов поминовения предков на день наступления сезона Цинмин. Так Цинмин приобрел еще и значение дня поминовения усопших. С тех пор именно в этот день китайцы семьями с фруктами и поминальными хлебцами приходят к могилам родственников, убирают их и украшают ветками ивы или тополя, выражают свое горе от утраты любимых родных людей.

Л. С. Васильев считал, что в Китае в приоритете стояли социальные, политические и этические вопросы в обществе. В отличие от Китая в религиозной системе других стран рассматривали первоначально культ сверхъестественного и поклонение высшему божеству [1, с. 37]. В идее китайцев в осуществлении и реализации практических задач и желании улучшить, упорядочить жизнь в соответствии с мировоззрением древних мудрецов о совершенном государстве про-

1 iи Щ ^ ЙЖ Ш . URL: https://tieba.baidu.com/p/6091137148 (дата обращения: 29.08.2022). Текст: электронный.

являются рациональность, прагматичность и расчетливость как характерная черта менталитета жителей Поднебесной. Прагматичность и рациональность китайцев видны в их обращении к богам и духам, в которых они ценили их помощь. Древние китайцы акцент ставили на практический рациональный труд и на ценности настоящей жизни.

Таким образом, существует множество методов и подходов в объяснении термина «религия». Религия — это система, включающая в себя следующие части: сознание народа, культовые отношения, деятельность в религиозной системе, организации для формирования ориентации в религии. В процессе эволюции религиозных верований в первобытном обществе сформировались обрядовые и культовые практики. Культы, связанные o сотворении мира в древнем Китае не играли первостепенную роль, как, те культы, которые развивали и учили китайцев практическим видам работ. Это было связано c тем, что китайцы во всем стремились к практичности и выгоде в этой жизни. Китайцы пытались через практику жертвоприношений и почитание культов обратить события в выгодном для них направлении, стремились выявить воздействие сверхъестественных сил на окружающий мир.

Литература

1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. Москва: Восточная литература, 2001. С. 37. Текст: непосредственный.

2. Гао Мо. Китай — огромный зерносклад // Китай. 2020. № 5(175). Май. С. 26-27. Текст: непосредственный.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. 328 с. Текст: непосредственный.

4. Сезон Цинмин. Калейдоскоп // Китай. 2020. № 5(175). Май. С. 77. Текст: непосредственный.

5. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Москва, 1955. Т. 2. С. 456-458. Текст: непосредственный.

6. Хандархаева В. В. Расчетливость, прагматичность в древних религиозных верованиях китайцев // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. № 2. С. 46-47. Текст: непосредственный.

7. Юань Кэ. Чжунго гудай шэньхуа (Мифы Древнего Китая). Пекин, 1957. С. 5-33. Текст: непосредственный.

8. Юм Д. Малые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. Москва: Профит Стайл, 2007. С. 143-149. Текст: непосредственный.

9. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии // Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Сер. Философия, этика, религиоведение. 2011. Т. 29, № 1. 204 с. Текст: непосредственный.

10. Яблоков И. Н. Религия и политика // Политология: курс лекций (Лекция 23) / под редакцией М. Н. Марченко. Москва, 2003. С. 510-528. Текст: непосредственный.

11. Яблоков И. Н. Религиоведение. Москва: Гярдарики, 2004. С. 45-148. Текст: непосредственный.

12. Яблоков И. Н. Философия религии. Актуальные проблемы. Москва, 2007. С. 242-244. Текст: непосредственный.

13. Яблоков И. Н. Религия и политика. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». URL: https://cyberleninka.rU/article/n/religiya-i-politika-1 (дата обращения: 28.07.2022). Текст: электронный.

14. Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Политиздат, 1991. 387 с. Текст: непосредственный.

15. Латинско-русский словарь / под редакцией О. Петрученко. 9-е изд., перераб. Москва: Товарищество, 1914. 546 с.

16. Янгутов Л. Е. О добуддийских религиозных верованиях Китая // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2014. № 6(1). С. 11. Текст: непосредственный.

17. tmrnrn «шшз» ^«адж "ттъ", ^Фптштт. url:

https://view.inews.qq.com/a/20200608A0ASXS00 (дата обращения: 10.08.2022). Текст: электронный.

18. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. Москва, 1995. 394 с.

Статья поступила в редакцию 18.11.2022; одобрена после рецензирования 23.11.2022; принята к публикации 29.11.2022.

FEATURES OF THE FORMATION OF ANCIENT RELIGIOUS BELIEFS

Viktoria V. Khandarkhayeva Senior Lecturer,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

Research Assistant,

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS 6 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 640047, Russia khandarkhaeva@yandex. ru

Abstract. The article discusses the peculiarities of the formation of ancient religious beliefs. I. N. Yablokov applies different approaches to explain the word "religion". He identified the aspects that reveal this term. We have analyzed the teachings of such philosophers as Marx and Engels, D. Hume, Feuerbach, I.N. Yablokov, their various interpretations of the concept of "religion". In our view, the worship of heaven in China has an ancient history. The Chinese took a pragmatic approach to the development of agriculture. A characteristic feature of prudence among the Chinese was revealed in the worship of supernatural forces. In the article we have described the archaeological finds of the Yangshao, Dalengou and Liangzhu cultures in Dahe and Miaodigou, which proves the representations of the ancient Chinese worldview about deities. The progress in agriculture in ancient China was a result of the appeal to astronomy and meteorology. The article also describes natural phenomena such as the Sun, Moon, stars, wind, rain, snow and others. The ancient Chinese did not philosophize about gods and deities, but carried out practical activities. We note that the Chinese people appreciate the benefit in their lives.

Keywords: religious beliefs, primitive society, religion, deification of natural phenomena, pragmatism, benefit, stratagemicity, supernatural phenomena, cults.

For citation

Khandarkhayeva V. V. Features of the Formation of Ancient Religious Beliefs. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 4: 57-65 (In Russ.).

The article was submitted 18.11.2022; approved after reviewing 23.11.2022; accepted for publication 29.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.