Научная статья на тему 'Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого бизнеса'

Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1089
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS / ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелин В. Е.

В статье рассматриваются особенности учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности малых организаций, выделены законодательные и нормативные документы, которыми должны руководствоваться организации при составлении отчетности, обозначены проблемы связанные с формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS FOR SMALL BUSINESSES

In the article the features of accounting and formation of accounting (financial) statements of small organizations dedicated legislative and regulatory instruments that should guide organizations about the reporting of the identified problems associated with the formation of the accounting (financial) statements.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого бизнеса»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

В.Е. Забелин, студент

Научный руководитель: М.В. Беллендир, старший преподаватель Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности малых организаций, выделены законодательные и нормативные документы, которыми должны руководствоваться организации при составлении отчетности, обозначены проблемы связанные с формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность, организации малого бизнеса.

Малый бизнес - это вид предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенно обозначенных нормах. Они могут быть установлены законом, органами государственной власти, или другими представительными организациями.

Малое предпринимательство сегодня представляет собой одну из важнейших частей рыночной экономики. Действующая практика организации бизнеса показывает количественное преобладание субъектов малого предпринимательства перед крупным и средним бизнесом. Объясняется это, прежде всего тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для ростаэкономики и выхода России из экономического кризиса.

Как известно, что с 2013 года с вступления в силу Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение учета и составление отчетности стало обязательным для всех организаций без исключения.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается - систематизированная информация о финансовом состоянии экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, целью, которой является представление

широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения организации.

Пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности - это юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Все пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, по отношению к экономическому субъекту делятся на внутренних и внешних, по экономической заинтересованности на заинтересованных и не заинтересованных.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации : потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующим следующим условиям:

1. Доля участия других лиц - для организаций. Субъектами малого предпринимательства считаются предприятия, если доля участия в уставном капитале:

1.1. Организаций Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных

объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

1.2. Иностранных организаций не более 49%;

1.3 Одной или нескольких организаций, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 49%.

2. Средняя численность работников - за предшествующий календарный год не

должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий и 15 для микропредприятий.

3. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) - выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать 800 миллионов рублей, предельный размер балансовой стоимости активов до сих пор не определен. (Если в течении 3 календарных лет подряд один из 2 или 3 пунктов будет превышен, то субъект перестает считаться малым предприятием).

Следует отметить, что величина долевого участия в 1.3 и 1.4 пунктах была увеличена с 25% до 49%, что в свою очередь способствует улучшению финансовой устойчивости организации и расширению ее финансовых возможностей.

Так же эти два выше указанные пункта не распространяются на хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых связана с практическим применением результатов интеллектуальной деятельности. участники проекта «Сколково», юридические лица которые оказывают государственную инновационной деятельности, юридические лица являющиеся открытыми акционерными обществами, юридические лица являющиеся государственными корпорациями.

Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерскую (финансовую) отчетность являются:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ

2. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

Российской Федерации, утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н

4. ПБУ 4/99: Бухгалтерская отчетность организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. №43н

5. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

- в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Следует обратить внимание, что для поддержки малого бизнеса существует упрощенная система налогообложения. Данная система направлена на упрощение ведения бухгалтерского учета организации малого бизнеса, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, так же использование данной системы заменяет часть уплачиваемых налогов организацией в бюджет.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ для применения упрощенной системы налогообложения, организации малого бизнеса должны соответствовать следующим ограничениям:

- средняя численность персонала за налоговый (отчетный) период должна не превышать более 100 человек.

- выручка д по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должны превышать 45 млн. рублей.

- балансовая стоимость амортизируемых основных средств организации, не должна превышать 100 миллионов рублей.

- доля непосредственного участия других организаций в уставном капитале компании - не более 25%.

- организации, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения: ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, производители подакцизных товаров, организации занимающиеся игорным бизнесом и так далее.

Применение упрощенной системы налогообложения предполагает два режима налогообложения, из которых можно выбрать только один: объект «доходы», либо объект «доходы минус расходы».

При составлении бухгалтерской отчетности организации малого предпринимательства по сравнению с другими хозяйствующими субъектами могут : отражать меньший объем информации; не предоставлять информацию по сегментам; не раскрывать данные по прекращаемой деятельности; отражать события, произошедшие после отчетной даты, исходя из требования рациональности.

Обозначим основной комплекс проблем, связанных с формированием отчетности в организациях малого бизнеса:

1. Одной из основных проблем ведения бухгалтерского учета в организациях малого бизнеса является ведение двоенного учета, то есть бухгалтерского и налогового. Это значительно усложняет работу из-за различий обязательных требований бухгалтерского и налогового законодательства.

2. Недостаточное отражение в отчетности специфических показателей. Бухгалтерская отчетность организаций малого бизнеса формируется с целью наглядного представления результатов деятельности организации заинтересованным пользователям. Однако, состав и содержание применяемых на сегодняшний день форм бухгалтерской (финансовой) отчетности не позволяет сделать это представление достаточно информативным, наглядным и достоверным, а значит, требует усовершенствования.

3. Так же существуют проблемы в области законодательства, на уровне малого бизнеса. Многие положения, предусматривающие ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении субъектов малого бизнеса устарели, либо недостаточно четко прописаны, так же имеют очень большой объем документов. В связи с этим представляется необходимым, чтобы все правила, стандарты ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности были изложены в одном нормативном документе.

В заключение можно отметить, что организациями малого бизнеса в настоящее время формируется отчетность, показатели которой могут выступать в качестве информации, позволяющей детально исследовать деятельность данных субъектов хозяйствования, и в последующем стать базой для принятия управленческих решений.

Библиографический список

1. Мирошниченко, Т.А. Бухгалтерский финансовый учет и отчетность (продвинутый уровень): учебник // Т.А. Мирошниченко, И.М. Бортникова, О.А. Зубарева. -п. Персиановский: изд-во ДонГАУ, 2015. - 288 с.

2. Зобова Е.П. Бухгалтерская отчетность для малых предприятий: особенности и представления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alt-x-narod.ru/3usn/0313bu.htm.

3. Нечитайло А.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: учебник, 2013. - 356 с.

4. Виноходова Г.А. Развитие малого и среднего предпринимательства России в контексте с мировым опытом [Текст] / Г.А. Виноходова, Е.А. Кравченко // Вестник Донского государственного аграрного университета, 2015. - № 1 (15.2). - С. 43-54

FEATURES OF FORMATION OF ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS

FOR SMALL BUSINESSES

V.E. Zabelin, student

Supervisor: M. V. Bellendir, senior lecturer

Novosibirsk state university of economics and management

(Russia, Novosibirsk)

Abstract. In the article the features of accounting and formation of accounting (financial) statements of small organizations dedicated legislative and regulatory instruments that should guide organizations about the reporting of the identified problems associated with the formation of the accounting (financial) statements.

Keywords: accounting (financial) statements, small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.