больных в большинстве случаев доминирует бред преследования (55,6%; р<0,05) и бред материального ущерба (26,7%). В галлюцинаторных переживаниях пациентов технические средства, такие как взрывчатые вещества, встречались в 2 раза чаще (54,5%), чем средства слежения (27,3%).
Проявления феномена Кандинского-Клерамбо встречались у 6,6% пациентов. В равной степени наблюдались (33,3%) слуховые и зрительные псевдогаллюцинации, феномен сенсорного автоматизма. В структуре эмоциональных расстройств при алкогольном делирии доминирует эмоциональная лабильность (97,8%).
У работающих вахтовым методом при алкогольном делирии чаще наблюдалось выраженное психомоторное возбуждение (60%, р<0,05). Выход из психоза, преимущественно литический, наблюдался у работающих вахтовым методом в 55,6% случаев (р<0,05). Средняя длительность психотического состояния при алкогольном делирии составила 3,67±1,1 суток. Продолжительнее протекает алкогольный делирий у лиц, работающих вахтовым методом в условиях приближенных к полярной ночи (4,06±1,98 суток), чем в условиях, приближенных к полярному дню (3,42±1,35 суток). Выводы:
Тяжесть и течение алкогольного делирия у работающих вахтовым методом обусловлены: частой сменой природно-климатических факторов, тяжестью и неустроенностью командировочных условий, семейной нестабильностью или неорганизованностью, невысоким образовательным цензом, алиментарным фактором, употреблением суррогатов алкоголя, особенно при проживании в сельской местности и пути следования, отсутствием постоянного медицинского наблюдения. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ профилактики и лечения лиц исследованной социальной группы, так как оказание эффективной медицинской помощи населению регионов, обслуживающих нефте- и газодобывающие предприятия, является одной из важнейших задач.
Литература:
1. Авцын А.П., Марачев А.Г. Проявление адаптации и дезадаптации у жителей Крайнего Севера // Физи-ол.человека. - 1975. - № 4. - С. 587-600.
2. Агаджанян Н.А. Адаптационные особенности рабочих-буровиков Арктического шельфа // Проблемы охраны здоровья и социальные аспекты освоения газовых и нефтяных месторождений в Арктических регионах. - Надым, 1993. - С. 23.
3. Барбараш Н.А., Двуреченская Г.Я. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986. - С. 251-304.
4. Хаснулин В.И., Непомнящих Г.И., Хаснулина А.В., Надточний В.А. // Основы коррекции дезадаптив-ных расстройств у жителей Ханты-Мансийского автономного округа. - Новосибирск, 1997. - С. 13-21.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕДА РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Р.М. Логутенко
Тюменская ОКПБ
Бредовыми идеями E. Bleuler называл, те неправильные представления, которые создались не на почве недостаточной логики, а на почве внутренней потребности («потребность бреда» по Kraepeliny). Внутренние потребности могут быть только аффективные. Бредовые идеи, поэтому, определенно направлены в соответствии с аффектами больного и в подавляющем большинстве не могут быть исправлены последующим опытом и обучением, по крайней мере, до тех пор, пока длится состояние, вызвавшее их [1].
Пациент охвачен религиозными ложными представлениями. Иногда они возникают в рамках традиционных религиозных систем, скажем представления о Втором Пришествии, Антихристе или овладении дьяволом. Это могут быть и совершенно новые религиозные системы или смесь представлений из различных религий, в частности восточных, например идеи реинкарнации или нирваны.
Религиозный бред может сочетаться с мега-ломаническим бредом величия (если пациент считает себя религиозным лидером); бредом виновности, если мнимое преступление является по убеждению больного, грехом, за который он должен нести кару Господа, или бредом воздействия, например при убежденности в охваченности дьяволом. Одним из форм бреда религиозного содержания является мессианский бред и бред греховности [2]. Мессианский бред — больные считают себя посланцами бога, пророками, мессиями, освободителями человечества от греха, призванными осуществить на Земле идеи любви, добра и справедливости. Бред греховности — убеждение больных в том, что они нарушили заповеди Бога, осквернили святыни, не устояли перед соблазнами Сатаны, отступили от данных ранее обетов. Антагонистический или манихейский бред (манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани; в основе его лежат представления о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия) — происходящее рассматривается больными как выражение борьбы враждебных и доброжелательных им сил. В центре этой борьбы, имеющей обычно глобальное значение, находится личность больного. Религиозный бред должен выходить за рамки представлений, принятых в культурном и религиозном окружении пациента.
2010 Тюменский медицинский журнал
Цель исследования: выявить клинический патоморфоз религиозных бредовых расстройств при шизофрении, изучить особенности их возникновения.
Материалы и методы: Исследование проводилось на базе амбулаторно - поликлинической службы Тюменской областной клинической психиатрической больницы. Было обследовано 140 пациентов страдающих шизофренией, находящихся на диспансерном наблюдении, из них 69 женщин и 71 мужчина в возрасте от 19 до 77 лет, средний возраст 42 года.
В работе использовались клинический, кли-нико-психопатологический, экспериментально -психологический, статистический методы. Проводился анализ данных психического статуса. Диагностическая оценка, клиническая систематика изучаемых расстройств осуществлялась в соответствии с критериями МКБ-10.
Результаты и обсуждение.
Религиозные переживания больных шизофренией, отражают характер религиозного культурного круга, в котором они живут, проявляются большей частью в обманах чувств, прежде всего в голосах, зрительных галлюцинациях и бредовых идеях. Рассматривая шизофренические бредовые идеи с бесчисленным количеством форм, исключительно редко обнаруживается ясно выдержанная логическая система. Описание пациентами своих религиозных переживаний совершенно неубедительны [3]. Огромные противоречия на каждом шагу в переживаниях пациента. Часто даже не делается попыток привести отдельные бредовые идеи к общей концепции. Везде неожиданно обрывается нить логической связи и возникает противоречие между бредовыми идеями и действиями. Водитель, считающий себя Богом или Иисусом и слышащий неземные голоса, вполне может годами и десятилетиями спокойно продолжать выполнять свою работу, не проявляя никаких признаков своих бредовых идей [4]. Особенно это бывает в тех случаях, когда острая стадия процесса миновала и имеется остаточное состояние.
Во всех исследуемых случаях, безусловно, речь идет о бредовых идеях, о нарушении суждений, о ложных предпосылках не соответствующих действительности. Рассматривая структуру бреда - его содержание может быть позитивным и негативным.
Позитивное содержание бреда включает в себя следующие типы.
Гиперболизация когнитивных способностей:
- всеведение (в частности обладание тайной);
- всемогущество (в частности, обладание экстрасенсорными способностями, телепатией, влияние на окружающие процессы природы);
- всезнание (решающие пророчества о конце света, приходе Антихриста на Землю).
Гиперболизация физических способностей:
- необыкновенная физическая сила (Я силен, как Самсон, и мне нет равных; моя сила от Бога).
Гиперболизация личности по отношению к окружающему миру:
- роль Бога, Иисуса Христа, великого пророка и т.д.
В спектре негативных качеств наблюдается симметричная картина.
Редукция когнитивных способностей:
- отсутствие или резкое снижение памяти, отнятие мыслей, как воздействие злых духов.
Редукция физических способностей:
- наличие тяжелой болезни, как кары от Бога за грехи.
Редукция личности по отношению к окружающему миру:
- наличие греховности, черной кармы за прошлые жизни, вина перед всем человечеством и т.д. [5].
Важным началом становления сверхценных идей и бреда религиозного содержания являются суеверия. Суеверие - явление, весьма широко распространенное как у здоровых людей, так и среди душевнобольных. Имеются в виду вера в приметы, ворожбу, сновидения, прорицания, ясновидение, в силу приемов магии, обширный список которых можно найти у Ф. Рабле и к которым наше время добавило немало новых. Суеверия здоровых лиц является одним из наиболее ярких приемов живучести архаических традиций, чем-то вроде реликта первобытного мышления, духовной окаменелости, включенной в процессы дисциплинарного мышления. Мистические верования распространяются путем психического заражения. Они могут быть также проявлением психического заболевания. В последнем случае вера в существование оккультных явлений возникает у лиц, нередко высокообразованных, ранее свободных от мистики, внезапно, обычно на фоне общего психического сдвига, характеризующегося тревожно - депрессивным аффектом, неясными и тягостными предчувствиями, беспокойством, другими нарушениями, входящими в структуру бредового настроения. Многообразие форм возникающих при этом поверий безгранично - любое случайное событие может расцениваться как признак надвигающейся катастрофы или ее причина. Как правило, больные располагают собственным реквизитом примет и поверий, хотя могут их заимствовать и у окружающих. По выходе из болезненного состояния наклонность к мистической интерпретации нередко исчезает и рассматривается с реалистических позиций, появляется критическое отношение к заболеванию. В основе возникновения суеверий лежит способ рассуждений по принципу: после этого, значит, вследствие этого. Иными словами, причинно-
Тюменский медицинский журнал № 1, 2310
следственные отношения между явлениями подменяются отношениями синкретизма или смежности: какое-либо событие ставится в зависимость от другого лишь на том основании, что оно имело место после него [6, 7].
Осмысливая с психиатрической точки зрения такие понятия как суеверие, религиозная вера и бред, Т. Наепе1 дифференцирует эти понятия. Суеверные личности используют проективные механизмы для установления связи между двумя событиями. Суеверие может быть понято как нарцисстическая попытка компенсации у личности, потерявшей доверие к себе под воздействием страха экзистенциальной угрозы. Религиозная вера есть, прежде всего, обязательство перед ультимативным смыслом жизни, пронизанная надеждой. Эмоциональным субстратом подлинной веры является базовая (основная) надежда. Подлинная религиозная вера характеризуется ортопраксией - практическим соответствием поведения убеждениям, приложимостью их к повседневным действиям. Вера не является чем-то застывшим, статичным, ее интегратив-ность подвержена изменениям, вследствие окружающих факторов. Бред, в свою очередь, является расстройством мышления, выражающегося в виде абсолютной убежденности. Бредовая личность не сомневается, ложная вера не подвергается сомнению. Между верой и суеверием существуют переходные стадии. Суеверие является отправной точкой для бредовых идей, однако должно быть дифференцировано от них. Одним из критериев является то, что суеверная личность ощущает себя безопасной в своем мире, в то время как личность в бреду представляет угрозу разрушения безопасности: собственной и общественной [8].
Каждый из обследуемых нами в стадии ремиссии процессуального заболевания достаточно обстоятельно отражал суть суеверий, в которые он свято верил. В период обострения суеверия приобретали яркую картину бреда религиозного содержания. Данные результаты дают возможность взглянуть с другой стороны на процесс формирования религиозного бреда.
Вывод: обнаруженное структурное единство бредовых текстов дает возможность скорректировать рабочие определение религиозного бреда. Религиозный бред - это совокупность произведенных психотическим больным связанных текстов, в которых больной наделяет «особыми качествами» либо себя самого, либо кого-то или что-то, из окружающего мира, при этом религиозный бред должен выходить за рамки представлений, принятых в культурном и религиозном окружении пациента. В связи ростом различных конфессий и множества религиозных и оккультных концепций и влиянием на общество, данная проблема требует более обстоятельного и детального изучения.
Литература:
1. Bleuler E.. Руководство по психиатрии. - М., 1920. - С. 7278.
2. Salver J.L., Rabin J. Нейрональные субстраты религиозного опыта // Журнал нейропсихиатрии и клинической неврологии. - 1997. - Часть 9, № 3, спец: нейропсихиатрия лимби-ческих и подкорковых расстройств.— С. 498 - 510.
3. Шнайдер К. К введению в религиозную психопатологию // Независимый психиатрический журнал. - 1999. - № 1. - С. 23-24.
4. Зислин И., Спивак И. Иерусалимские этюды // Независимый психиатрический журнал. - 1999. - № 4. - С. 45-51.
5. Зислин И.М., Куперман В.Б., Егоров А.Ю. К вопросу о классификации бреда (попытка структурно-семантического анализа) // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. -№ 3. - С. 97-105.
6. Полищук Ю.И. Состояние мистического экстаза в социально-психиатрическом аспекте // Социальная и клиническая психиатрия. - 19999. - № 2. - С. 52-56.
7. Жмуров В.А. Психиатрия. Психология и психопатология мышления и речи. - М.:М, 1994. - 128 с.
8. Haenel T. Aberglaube, Glaube, Wahn. Shweizer Aachiv fur Neurologie, Neurosurgery, und Psychiatrie. - 1983. - Vol. 133, № 2. - Р. 295-310.
ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИ МЕТАСТАТИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У БОЛЬНЫХ РАКОМ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
М.В. Никитина
Тюменский ООД
Рак молочной железы (РМЖ) занимает ведущее место среди опухолей у женщин. Одним из грозных осложнений опухолевого процесса являются метастатическое поражение головного мозга.
Метастазы РМЖ локализуются преимущественно в мозжечке и нейрогипофизе. С патофизиологических позиций это объясняют особенностями ретроградного венозного кровотока из грудной клетки в полость черепа или же особо благоприятными условиями для клеток рака молочной железы, существующими в мозжечке и гипофизе.
Данные литературы и наши собственные клинические наблюдения свидетельствуют о том, что секундарные изменения в ЦНС могут проявляться самыми различными симптомами, среди которых преобладают: головная боль, внутричерепная гипертензия, нарушения двигательной активности и др. Психопатологические расстройства являются обязательным спутником этих нарушений. Клинически доминируют симптомы астении, различной выраженности мне-стические нарушения (Солнцева Ю.В., 2008; 2009 и др.). Депрессивные расстройства, как правило, носят не выраженный характер. Сами пациентки редко предъявляют жалобы на снижение настроения, указывая при опросе преимущественно жалобы соматического круга. В
аа , 2010 Тюменский медицинский журнал