Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИЯ (ВЕРОВАНИЕ) / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ (ОБЩНОСТЬ) / RELIGIOUS IDENTITY / RELIGION (BELIEF) / MODERN TEENAGERS / IDENTITY (COMMUNITY)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимошенко А.В., Данилова М.А.

В данной статье рассматривается понятие религиозной идентичности человека и современных подростков , имеющий смысл и основания религиозного единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF IDENTITY IN ADOLESCENCE

This article discusses the concept of religious human identity and modern adolescents having meaning and foundations of religious unity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

автономное профессиональное образовательное учреждение «Уссурийский колледж технологии и управления»: Уссурийск, 2013. - 8 с.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.:АРКТИ, 2005.

5. Седова Н.В. Здоровьесберегающие технологии в школе/ Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Народное образование. Педагогика, 2009. - с. 56-63. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-shkole (дата обращения: 29.01.2019).

УДК 740.1

Тимошенко А.В. студентка 5курса факультет психологии Данилова М.А., к. п. н.

старший

преподаватель кафедры психологии Крымского инженерно-

педагогического университета Россия, Республика Крым, г. Симферополь. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. В данной статье рассматривается понятие религиозной идентичности человека и современных подростков , имеющий смысл и основания религиозного единства.

Ключевые слова: религиозная идентичность, религия (верование), современные подростки, идентичность (общность).

Timoshenko 5th year student, faculty of psychology Danilova, PhD in psychology, senior lecturer of the Department of psychology of the Crimean engineering

pedagogical University. Russia, Republic of Crimea, Simferopol. FEATURES OF THE FORMATION OF IDENTITY IN ADOLESCENCE. Annotation. This article discusses the concept of religious human identity and modern adolescents having meaning and foundations of religious unity.

Key words: religious identity, religion (belief), modern teenagers, identity (community).

Постановка проблемы. В современном мире вопрос о религии становится все более актуальным. В силу интенсификации новых явлений, в

первую очередь глобализации, значимо меняется ситуация с определением религиозной идентичности. Ее становление происходит в условиях разнонаправленных тенденций:

1. Мы имеем дело с реальностью глобализации в ее различных сферах(культуре)значительно осложняющей поиск национальной и религиозной идентичности в новых условиях.

2. Усиливается тенденция роста этнорелигиозного сознания в различных его формах.

Но вопрос определения идентичности остается открытым полем для исследований. Проблема идентичности, в ее различных аспектах(виды, динамики, структуры и т.д.)является одной из основных в современной психологической науке.

Основное изложение материала: Религиозная идентичность это разновидность социальной идентичности личности. Социальная идентичность - самоопределение в терминах отнесения себя к определённой социальной группе, осознание себя как элемента социального мира.

Под религиозностью понимается социально-психологическое свойство личности, субъективное отражение и интерпретация, степень принятия элементов религии, проявляющиеся в сознании и поведении. Это многоплановое свойство, оно, согласно аналитическому подходу, имеет структуру, включающую пять компонентов. Когнитивный компонент, как наиболее значимый, (знания, верования, убеждения); эмоциональный (чувства и эмоции, связанные с верой); поведенческий (культовое и внекультовое поведение: обряды, ритуалы); идентификационный (осознание человеком своей принадлежности к определённой конфессии и вере) и нормативно-ценностный. Религиозность целостна компоненты, тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Религиозная вера представляет особую форму социального познания, где играют роль эмоции и чувства. Религиозная вера интегрирует в себе когнитивный и эмоциональный компоненты религиозности

Религиозность описывается через количественные и качественные характеристики: уровень, характер, направленность (внешняя, внутренняя).

Основная гипотеза исследования:

Религиозная идентичность- это противоречивый, сложный, триединый процесс(результат):

1) Осознанного отождествления субъектом себя с трансцендентным.

2) Становление личностных характеристик и ценностных ориентаций личности, создающих особое отношение к окружающему миру и людям, оставляя отпечаток на поведении.

3) Отождествление себя с определенной религиозной общиной, понятия ее обрядов, ценностей , символов и учения.

Религия-это форма отражения человеком объективной действительности, которая представляет собой особую ,специфическую

картину мира , предполагающую за человеком возможность взаимодействия с высшей силой путем выполнения каких либо ритуалов и, благодаря этому , возможность воздействий на мир.

Религиозная идентичность старших подростков проявляется в итоге как результат сравнения личностью себя с окружающей действительностью, при которой происходит приобретение не только личностных новообразований, но и утрата определенных качеств, которые так же становятся несовместимыми с религиозностью.

В среде психосоциального стресса религиозность несет адаптивную функцию, возникает как ресурс личности в процессе совладания с различными трудными ситуациями.

Так же религиозная идентичность возникает под воздействием религии и религиозного мировоззрения на личность, вызывает ее изменения в личностных характеристиках и в ценностных ориентациях. Истинное вероисповедание сопряжено и обусловлено определенными личностными и характерологическими качествами. Ее психологические механизмы - это самоопределение, самосовершенствование, самоанализ (функционируют под воздействием неоднозначных сил самоорганизации личности и организованности церковной системы).

Религиозная идентичность старших подростков облегчает адаптацию в социальной среде, но ограничивает жизненный выбор; позволяет способствовать психологической безопасности личности, а в крайних деструктивных формах ее разрушает.

Отношение к верованию является главным составляющимся сознания человека, от

особенностей этого отношения немалой степени зависит общение, поведение, деятельность, взаимодействие личности, групп, раскрывающихся в обществе. Радикализация религиозного чувства и сознания всегда является неизменным следствием глубинных кризисов в области духовной, политической и социально-экономической жизни общества.

В нынешнем поколении ценностные ориентиры размыты ,а человеку нужна всегда сверх-идея, ради которого он бы смог многим пожертвовать, на протяжении всего жизненного пути, тратя на это свои жизненные силы и ресурсы. Сверх-идея в общественном сознании имеющий близкий смысл к религиозному чувству , обладающий непостижимостью и верой в невероятные возможности человека.

Экономическая мотивация поведения человека, в основании которого находится принцип методического ультраиндивидуализма, возникает для нашего разума и не выражает ни духовных глубин души народа, ни масштабных задач.

Решение задач религиозной общности старших подростков в социальной психологии отмечает «физический баланс» от начала существования отечественной культуры и воздействует на все аспекты жизни человека и развития общества.

Обретение человеком нового качества ,религиозной идентичности и сознания, сравнения себя с верующим или с группой верующих людей-является проблемой для социально-психологического знания.

Акцентровать внимание нужно на рассмотрение влияния того или иного вероисповедания на личность современного человека и образа религиозного человека на примере современной молодежи. Важно то, что нужно учитывать единый комплекс социально-психологических характеристик, определяющих отношение человека к религии, одной из базовых категорий нравственности и духовности, так кат это отношение во многом создаются особенности социального поведения личности в группе и ее социализацию.

Бывает и социальный запрос важности изучения поведения религиозных старших подростков: религиозное сознание податливо и гибко, а так же быстрее поддается воздействию с целью внушения каких либо установок. Такова проблема психологической устойчивости личности. Именно с этим в целях создания новых форм в общественном сознании, несомненно, будет проводиться значительно быстрее и легче из-за религиозного сознания в силу снижения уровня критического отношения старших подростков к окружающему миру. Значительно и то, что религиозная идентичность - это как система общественных представлений об устройстве мира, со времен своего происхождения несла и несет адаптивную функцию, что придает ее существованию определенный смысл.

Проявление религиозной идентичности в результате отождествления личностью себя с окружающей действительностью, при которой происходит приобретение не только личностных новообразований, но и утрата некоторых качеств, которые становятся несовместимыми с вероисповеданием. В условиях психосоциального стресса религиозность несет адаптивную функцию, выступает как ресурс личности в процессе совладания с различными трудными ситуациями. Так же религиозная идентичность возникает под воздействием вероисповедания и религиозного мировоззрения на личность, вызывает ее изменению, меняет ценностные ориентации и личностные характеристики. Она типологизируется, истинная религиозная идентичность обусловлена и сопряжена определенными характерологическими и личностными качествами. Ее психологические механизмы это самосовершенствование, самоопределение, самоанализ, функционируют под воздействием амбивалентных сил самоорганизации личности и организационной церковной системы.

Религиозная идентичность старших подростков облегчает адаптацию в обществе, но ограничивает жизненный выбор, способствует безопасности личности, а в крайних формах ее разрушает.

Известно, что социализация- это процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, в котором он находиться или проживает. Значение религии весьма велико на протяжении всей истории человечества. Значительную роль она играла на ранних этапах общественного развития во

всех социальных процессах, начиная от возрастных стадиях и заканчивая решением вопросов правления и власти.

Вывод. Религиозность подростов в настоящее время характеризуется повышением уровня, поверхностностью, синкретичностью религиозного сознания, совпадением религиозной и этнической идентичности, неоднородностью внутри себя групп верующих и неверующих.

Однако в контексте формирования религиозного самосознания подростка значимым представляется тот факт, что поиск смысла существования и оснований для веры может носить как адаптивный, так и дезадаптивный характер. В частности, включение подростков в различные субкультурные группы, психокульты и секты происходит, в том числе, за счет предложения им готовых ответов на экзистенциальные вопросы, решить которые собственными ресурсами они не всегда способны. Опыт консультирования таких подростков и студентов показывает, что они воспитывались в семьях, где отношение к религии было либо активно отвергающим (обесценивающим), либо диффузным, т.е. смешанным и непостоянным. В результате у подростка формировалось ошибочное или неполное представление о вере, религии и нормах поведения, что, в свою очередь, сказывалось на снижении чувства безопасности и актуализации потребности в группировании и обретении «смысла» как способа регуляции своим состоянием и поведением. Этот «смысл» и предлагали различные деструктивные организации, психокульты или субкультуры, основанные на фанатизме. Ситуация осложняется тем, что современное поколение подростков и студентов - эти дети тех, кто воспитывался в нерелигиозных традициях, и во многих семьях формирование отношения к религии происходило одновременно у взрослых и детей. И если в других сферах мнение или отношение взрослого могло сыграть формирующую роль, то в отношении религии и веры такое влияние было затруднительным.

Использованные источники:

1.Баёв П.А. Проблема типологии феномена религиозности. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. -№14. - С. 10-14.

2.Жуков А.В. Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 129-136.

3.Кобзева Н.А. Религиозность студенческой молодежи в трансформирующейся России: социологический анализ: Автореф. дис. канд. социол. наук. - М., 2006.

4.Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян. - М.: 2008. - 128 с.

5.Сучкова О.В. Методика изучения социально-психологического свойства личности "религиозность". // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2008. - №3.

л

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.