Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермакова Е.Г.

В данной статье рассматриваются особенности физической подготовки для студентов специальной медицинской группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата. Для решения этой проблемы разрабатываются специальные комплексные занятия, рекомендуется оптимальный характер интенсивности предлагаемой нагрузки. Также, для таких студентов создаются специальные подготовительные группы, где проводят занятия по соответствующим методикам. Проведено исследование с целью выявления эффективности влияния специального комплекса физических упражнений на студентов СМГ. В заключении сделаны выводы, даны некоторые рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермакова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

This article discusses the features of physical training for students of a special medical group with a disease of the musculoskeletal system. To solve this problem, special comprehensive classes are being developed, the optimal nature of the intensity of the proposed load is recommended. Also, special preparatory groups are created for such students, where classes are conducted according to appropriate methods. A study was conducted to identify the effectiveness of the influence of a special set of physical exercises on SMG students. In conclusion, conclusions are drawn, some recommendations are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Е.Г. Ермакова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-1-100-103

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности физической подготовки для студентов специальной медицинской группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата. Для решения этой проблемы разрабатываются специальные комплексные занятия, рекомендуется оптимальный характер интенсивности предлагаемой нагрузки. Также, для таких студентов создаются специальные подготовительные группы, где проводят занятия по соответствующим методикам. Проведено исследование с целью выявления эффективности влияния специального комплекса физических упражнений на студентов СМГ. В заключении сделаны выводы, даны некоторые рекомендации.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, здоровье, физические упражнения, студенты медицинской группы.

На сегодняшний день немалая часть студентов имеет проблемы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Задачей статьи является грамотное формирование физической культуры личности, способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления физического здоровья. Для студентов специальной медицинской группы основной целью является формирование комплексных процессов, коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основными целями физического воспитания студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: укрепление здоровья, помощь в правильном физическом развитии организма студентов; улучшение и поддержание умственной и физической работоспособности и психоэмоциональной устойчивости; освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств; обучение правилам самостоятельного подбора, составления и выполнения комплекса упражнений специальной утренней гигиенической гимнастики. Для выполнения всех поставленных задач необходимо придерживаться следующих принципов: систематичности и последовательности; доступности и вариативности;

оптимальности нагрузки. При разработке комплекса упражнений для специальной медицинской группы преподаватель физической культуры должен учитывать особенности влияния занятий на организм учащегося, уметь подобрать необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, уметь оценивать эффективность их влияния на организм. Во время занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, практикуются физические упражнения, которые соответствуют функциональным возможностям организма. Уровень нагрузки внимательно подбирается и контролируется. Субмаксимальные и максимальные нагрузки в данных группах не применяются [1].

В процессе улучшения общего состояния организма изменяются и его реакции на нагрузку. Для того чтобы упражнения вызывали физическую реакцию, нужно постепенно увеличивать нагрузку. Оценка воздействия физической нагрузки на организм проявляется по уровню утомляемости, изменению пульса и АД. Для этого производится измерение ЧСС перед занятием и через 5 минут после него. Помимо этого, во время занятий преподаватель находится в непосредственном контакте со студентом и оценивает субъективные по-

казатели. В процессе физической подготовки необходимо правильно оценивать нагрузки, в первую очередь с общей функциональной способностью организма и особенностями заболевания [2]. Пример-

Таблица

Целью исследования является выявление эффективности влияния комплекса физических упражнений на студентов СМГ. Задачи исследования: разработать примерный комплекс упражнений, провести эксперимент и проверить влияние комплекса на общее состояние здоровья у студентов. Методы исследования: педагогический эксперимент, пульсометрия.

Организация и результаты исследования: В эксперименте участвовала группа студентов Пермского государственного

ные комплексы упражнений, применяемые на занятиях физической культурой для СМГ, связанных с опорно-двигательным аппаратом, предоставлены в таблице.

аграрно-технологического университета имени Д.Н. Прянишникова. К данной группе отнесены студенты, имеющие заболевание опорно-двигательного аппарата, с диагнозом артроз. Занятия проводились по специально разработанному комплексу упражнений. В начале занятий проводились упражнения средней интенсивности, повышающие ЧСС на 25-30% ее исходного уровня [3].

Далее шли упражнения высокой интенсивности, повышающие ЧСС на 40-45% и

Упражнения Повторения

Для студентов со сколиозом

1. Вытяжение позвоночника: и.п. лежа на спине, пятками тянемся вниз, 3-5 раз по 10-15 сек

головой - вверх.

2. Велосипед: и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Делать ногами 2-3 подхода по 30-40 сек

движения, похожие на езду на велосипеде. Важно: двигать ногами не над

животом, а ниже, ближе к полу.

3. Ножницы: и.п. лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища. 2-3 подхода по 30-40 сек

Ногами выполняем скрестные вертикальные и горизонтальные махи.

4. Удержание: и.п. на животе, голова на тыльной части ладоней, ноги 3-5 подходов с перерывом 5-

вытянуты. Поднимаем верхнюю часть туловища и одновременно поднимаем 10 сек

ноги, прогибаясь в пояснице.

5. Приседания: и.п. стоя, руки разводим в стороны. Сохраняя такое по- 5-12 повторений в среднем

ложение, встаем на носки, затем приседаем, потом повторяем в том же по- темпе

рядке.

Для студентов с кифозом

1. Махи ногами: и.п. лежа на спине, выполнить мах ногой вверх (не 10-15 раз

выше 45 градусов), затем постепенно вернуть ногу в исходное положение.

2. Круговые движения: и.п. лежа на спине, выполнять прямой ногой 8-10 раз

круговые движения против часовой стрелки, постепенно увеличивая ампли-

туду. 8-12 раз

3. Поднятие ноги к туловищу: и.п. лежа на спине, поднять ногу вверх,

затем согнуть ее в колене и привести к туловищу. Важно: следить, чтобы

вторая нога не отрывалась от пола. Затем, разгибая ногу, постепенно вернуть

ее в и.п. 8-10 раз

4. Поднятие обоих ног: и.п. лежа на спине, ноги на ширине плеч. Под-

нять обе ноги вверх (под углом 45 градусов) и развести их в стороны по пря-

мой линии. Затем соединить их и вернуть в и.п.

Для студентов с артрозом 5 раз каждую ногу

1. Сгибание ноги в колене: и.п. лежа на спине согнуть колено, держать

стопу на расстоянии 10-15 см от пола. Держать по 5 сек 10-12 раз

2. Сгибание-разгибание: и.п. лежа на спине поднять ноги вверх, пооче-

редно сгибать и разгибать ноги в коленях. 20-40 раз

3. И.п. лежа на животе поочередно тянуться пяткой к ягодице. Важно:

не отрывать бедра от пола. 10-15 раз

4. И.п. сидя с прямой спиной сгибайте ноги с умеренной амплитудой.

Упражнение можно выполнять с небольшим грузом. Выполнять упражнение

как можно чаще.

измерялся пульс через 5 минут после занятия. На рисунке представлены результаты измерения пульса (в течение 1 минуты) участвующих в эксперименте студентов, обозначенных цифрами от 1 до 10. Кон-

трольные измерения до начала занятий, во время упражнений средней и высокой интенсивности, и также через 5-10 минут после.

60 80 100 пульс кол-во уд/мин

Рис. Результаты измерения пульса (в течение 1 минуты) участвующих в эксперименте

студентов

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы, что комплекс разработан в правильном режиме, и физическая нагрузка на организм распределена, верно. По учащению и восстановлению сердечного ритма можно заметить, что упражнения положительно влияют на организм данной группы. Нагрузка рассчитана правильно с учетом персонального подхода к обучающимся.

Таким образом, можно сделать заклю-

новная функция организма человека, которую необходимо постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности. Использование правильных методов и форм организации занятий со студентами, чье состояние здоровья ослаблено, не только способствует его укреплению, повышению умственной и физической работоспособности, но и помогает формированию здоровья личности.

чение, что двигательная функция - это ос-

Библиографический список

1. Ванда, Е. С. Физическая культура студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие / Е. С. Ванда, Т. А. Глазько; Белорус. гос. мед. н-т, Каф. физ. воспитания и спорта. - Минск: БГМУ, 2016. - 152 с.

2. Огурцова А.О. Влияние физкультуры на опорно-двигательный аппарат. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/587732.

3. Пулина В.В. Физическое воспитание студентов специального медицинского отделения в вузе: учеб.-метод. пособие / В. В. Пулина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 79 с.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH DISEASES OF THE

MUSCULOSKELETAL SYSTEM

E.G. Ermakova, Senior Lecturer

Perm State Agro-Technological University named after academician D. N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. This article discusses the features ofphysical training for students of a special medical group with a disease of the musculoskeletal system. To solve this problem, special comprehensive classes are being developed, the optimal nature of the intensity of the proposed load is recommended. Also, special preparatory groups are created for such students, where classes are conducted according to appropriate methods. A study was conducted to identify the effectiveness of the influence of a special set of physical exercises on SMG students. In conclusion, conclusions are drawn, some recommendations are given.

Keywords: musculoskeletal system, health, physical exercises, medical group students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.