Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания студентов и курсантов под влиянием интеграционных процессов в сферах образования и экономики'

Особенности физического воспитания студентов и курсантов под влиянием интеграционных процессов в сферах образования и экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / студент / курсант / подготовка / интеграция образовательного пространства / учебная дисциплина «Физическая культура» / physical upbringing / student / cadet / training / the integration of educational environment / “Physical Culture” discipline

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янович Юрий Адамович, Масловская Юлия Ивановна, Кудина Людмила Владимировна

Одной из особенностей интеграционных процессов в сферах образования и экономики является увеличение количества международных образовательных программ для обучающихся, проектов по обмену трудовыми ресурсами, связанных с вопросами миграции. Анализ источников научной информации свидетельствует об актуализации физического воспитания (в контексте указанных обстоятельств), педагогических технологий, позволяющих формировать у будущих выпускников конкурентные качества, а также объективных методов наблюдения за их физическим состоянием, мониторинга здоровья, работоспособности, динамики показателей адаптационного потенциала – основообразующих компонентов профессионально-прикладной физической подготовленности, на которую оказывают существенное влияние такие факторы, как изменения режима активности, временных поясов и климатических условий. Материалы и методы исследования. В статье сквозь призму интеграционных процессов, происходящих в образовательном и экономическом пространстве, рассмотрены некоторые вопросы физического воспитания студенческой молодежи Республики Беларусь и зарубежных стран. Использованы теоретические методы исследования: анализ научной и методической литературы, документации, результатов завершенной научно-исследовательской работы, выполненной кафедрой физического воспитания и спорта Белорусского государственного университета (2016-2020). Результаты. Выявлены основные особенности физического воспитания студенческой молодежи Республики Беларусь и зарубежных стран. Одной из отличительных черт является реальное использование последними интеграционных процессов в образовательном и экономическом пространстве как подхода к совершенствованию физического воспитания обучающихся в частности и маркетинговой стратегии учреждения образования в целом. Заключение. В условиях интеграции экономического и образовательного пространства возрастает роль инновационной, творческой и образовательной составляющих учебной дисциплины «Физическая культура». В контексте указанных интеграционных процессов повышается необходимость регулярного, активного и успешного участия студентов и курсантов в спортивно-массовых мероприятиях, упрочнения их мотивации к самосовершенствованию, приобретению и передаче социального опыта, полученного в физкультурно-спортивной деятельности и предусматривающего партнерство, командное взаимодействие, конкуренцию. Необходимо совершенствование методик педагогического контроля показателей, характеризующих адаптационный потенциал организма обучающегося в процессе подготовки к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янович Юрий Адамович, Масловская Юлия Ивановна, Кудина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of physical upbringing among students and cadets under the influence of integration processes in the spheres of education and economy

Abstract: One of the features of the integration processes in the spheres of education and economy is the amount of international educational programs increase for students, projects for the exchange of labor resources related to migration issues. The analysis of scientific information sources proves the actualization of physical education (in the context of the mentioned circumstances), pedagogical technologies that make it possible to form future graduates’ competitive qualities, as well as objective methods of observation over their physical condition, health, working capacity, dynamics of adaptive potential indices. These are the fundamental components of professional-applied physical fitness. It is significantly influenced by such factors as activity mode changes, time zones and climatic conditions. Materials and Research Methods. Through the prism of integration processes, which happen in educational and economic environment, we consider some questions of students physical upbringing in the Republic of Belarus and foreign countries. We used theoretical research methods: information sources and methodical literature, documents, the results of the finished scientific work analysis fulfilled by physical upbringing and sport department at Belorussian State University (20162020). Results. We revealed the main characteristics of physical upbringing among students of the Republic of Belarus and foreign countries. One of the distinctive features is a real use of integration processes in education and economy as an approach to students’ physical upbringing development in particular marketing strategy of the educational establishment in general. Conclusion. In terms of economic and educational spheres integration the role of innovation, creative and educational parts of “Physical culture” educational subject increases. In the context of the mentioned integration processes increases the need for a regular, active and successful participation of students and cadets in sports mass events, their motivation strengthening for self-development, social experience gaining and transfer, which was received in physical culture sports activity and provided partnership, team interaction and competition. It is necessary to improve the methodologies of pedagogical control over the indices, which characterize adaptive potential of the organism of a student in the process of training for professional activity.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания студентов и курсантов под влиянием интеграционных процессов в сферах образования и экономики»

УДК 796.011 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-62-69

Особенности физического воспитания студентов и курсантов под влиянием интеграционных процессов в сферах образования и

экономики

Янович Ю.А. *, Масловская Ю.И., Кудина Л.В.

Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь ORCID: 0000-0003-2243-0194, yanovich@tut.by* ORCID: 0000-0003-3777-5048, julia.maslovskaya@gmail.com ORCID: 0000-0002-1735-867X, lyudmila.kudina@mail.ru

Аннотация: Одной из особенностей интеграционных процессов в сферах образования и экономики является увеличение количества международных образовательных программ для обучающихся, проектов по обмену трудовыми ресурсами, связанных с вопросами миграции. Анализ источников научной информации свидетельствует об актуализации физического воспитания (в контексте указанных обстоятельств), педагогических технологий, позволяющих формировать у будущих выпускников конкурентные качества, а также объективных методов наблюдения за их физическим состоянием, мониторинга здоровья, работоспособности, динамики показателей адаптационного потенциала - основообразующих компонентов профессионально-прикладной физической подготовленности, на которую оказывают существенное влияние такие факторы, как изменения режима активности, временных поясов и климатических условий. Материалы и методы исследования. В статье сквозь призму интеграционных процессов, происходящих в образовательном и экономическом пространстве, рассмотрены некоторые вопросы физического воспитания студенческой молодежи Республики Беларусь и зарубежных стран. Использованы теоретические методы исследования: анализ научной и методической литературы, документации, результатов завершенной научно-исследовательской работы, выполненной кафедрой физического воспитания и спорта Белорусского государственного университета (2016-2020). Результаты. Выявлены основные особенности физического воспитания студенческой молодежи Республики Беларусь и зарубежных стран. Одной из отличительных черт является реальное использование последними интеграционных процессов в образовательном и экономическом пространстве как подхода к совершенствованию физического воспитания обучающихся в частности и маркетинговой стратегии учреждения образования в целом. Заключение. В условиях интеграции экономического и образовательного пространства возрастает роль инновационной, творческой и образовательной составляющих учебной дисциплины «Физическая культура». В контексте указанных интеграционных процессов повышается необходимость регулярного, активного и успешного участия студентов и курсантов в спортивно-массовых мероприятиях, упрочнения их мотивации к самосовершенствованию, приобретению и передаче социального опыта, полученного в физкультурно-спортивной деятельности и предусматривающего партнерство, командное взаимодействие, конкуренцию. Необходимо совершенствование методик педагогического контроля показателей, характеризующих адаптационный потенциал организма обучающегося в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Ключевые слова: физическое воспитание, студент, курсант, подготовка, интеграция образовательного пространства, учебная дисциплина «Физическая культура».

Для цитирования: Янович Ю.А.*, Масловская Ю.И., Кудина Л.В. Особенности физического воспитания студентов и курсантов под влиянием интеграционных процессов в сферах образования и экономики. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; i6(2):62-69. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-62-69

The characteristics of physical upbringing among students and cadets under the influence of integration processes in the spheres of education

and economy

Yurij A. Yanovich*, Yuliya I. Maslovskaya, Ludmila V. Kudina

Belorussian State University Minsk, the Republic of Belarus ORCID: 0000-0003-2243-0194, yanovich@tut.by* ORCID: 0000-0003-3777-5048, julia.maslovskaya@gmail.com ORCID: 0000-0002-1735-867X, lyudmila.kudina@mail.ru

Abstract: One of the features of the integration processes in the spheres of education and economy is the amount of international educational programs increase for students, projects for the exchange of labor resources related to migration issues. The analysis of scientific information sources proves the actualization of physical education (in the context of the mentioned circumstances), pedagogical technologies that make it possible to form future graduates' competitive qualities, as well as objective methods of observation over their physical condition, health, working capacity, dynamics of adaptive potential indices. These are the fundamental components of professional-applied physical fitness. It is significantly influenced by such factors as activity mode changes, time zones and climatic conditions. Materials and Research Methods. Through the prism of integration processes, which happen in educational and economic environment, we consider some questions of students physical upbringing in the Republic of Belarus and foreign countries. We used theoretical research methods: information sources and methodical literature, documents, the results of the finished scientific work analysis fulfilled by physical upbringing and sport department at Belorussian State University (20162020). Results. We revealed the main characteristics of physical upbringing among students of the Republic of Belarus and foreign countries. One of the distinctive features is a real use of integration processes in education and economy as an approach to students' physical upbringing development in particular marketing strategy of the educational establishment in general. Conclusion. In terms of economic and educational spheres integration the role of innovation, creative and educational parts of "Physical culture" educational subject increases. In the context of the mentioned integration processes increases the need for a regular, active and successful participation of students and cadets in sports mass events, their motivation strengthening for self-development, social experience gaining and transfer, which was received in physical culture-sports activity and provided partnership, team interaction and competition. It is necessary to improve the methodologies of pedagogical control over the indices, which characterize adaptive potential of the organism of a student in the process of training for professional activity. Keywords: physical upbringing, student, cadet, training, the integration of educational environment, "Physical Culture" discipline

For citation: Yurij A. Yanovich*, Yuliya I. Maslovskaya, Ludmila V. Kudina. The characteristics of physical upbringing among students and cadets under the influence of integration processes in the spheres of education and economy. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 62-69. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-62-69

ВВЕДЕНИЕ

Одним из аспектов социально-экономических преобразований в мировом сообществе является активное международное сотрудничество в сферах экономики и образования, необходимым условием для которого становится интеграция образовательного и экономического пространства [1].

Учитывая широкое признание образовательной системы нашего государства, сложившейся еще в советский период, и те шаги, которые осуществляются сегодня по ее совершенствованию, многие страны с готовностью участвуют в международном обмене

образовательными ресурсами и командируют в Беларусь своих студентов, охотно принимая у себя белорусских. Другие государства, не имея столь развитой образовательной системы, направляют свою молодежь в наши университеты на платную форму получения образования по интересующим актуальным гражданским и военным специальностям, начиная с подготовительных факультетов и заканчивая магистратурой, аспирантурой и др.

Принимая во внимание различное геополитическое положение стран-партнеров, особенности климатических условий, характера питания, национальных традиций, религиозных убеждений, семейного и физического

воспитания, общее физкультурное образование студентов и курсантов должно строиться с учетом перечисленных факторов, а также с учетом вероятных социально-экономических преобразований, союзов, трудовой миграции, роста совместных программ и проектов, требующих регулярного перемещения специалистов из одной страны в другую.

Это означает, что зримо возрастает роль объективных методов наблюдения за физическим состоянием студентов, круглогодичного мониторинга их здоровья и физической работоспособности,

профессионально-прикладной физической подготовки. Повышается актуальность разработок теории и практики климатической адаптации, приспособления к новым временным поясам, изменениям режима физической активности, доступных форм физической

подготовки и т. д.

Проблемы повышения качества общего физкультурного образования и укрепления здоровья студентов сегодня должны решаться на научной основе с использованием отечественного и зарубежного опыта, а также достижений, имеющихся в профессиональном спорте, где вопросы акклиматизации, медицинского обеспечения, физической подготовки к предстоящим поездкам за рубеж в значительной мере проработаны [2-6].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Получение теоретических знаний и развитие адаптационных способностей организма, осуществляемые в системе физического воспитания, сегодня еще больше актуализируются, если молодой специалист переезжает из привычных условий жизнедеятельности и вынужден трудиться (продолжать обучение) в новых для себя обстоятельствах.

В соответствии с изложенным целевой направленностью проведенного исследования было выявление особенностей физического воспитания студентов и курсантов под влиянием интеграционных процессов, происходящих в образовательной и экономической сферах.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- определить первостепенные научные и практические проблемы, возникающие в физическом воспитании, в сфере современного физкультурного образования и профессионально-прикладной физической подготовки студентов и курсантов в условиях интеграции экономического и образовательного пространства;

- установить критерии, по которым следует оценивать качество учебного и воспитательного процессов по физической культуре в контексте указанных интеграционных процессов;

- провести анализ отечественного и зарубежного опыта организации физического воспитания студентов и др.

Для исследования использованы теоретические методы: анализ педагогической литературы, документации, процесса практической деятельности; результатов завершенной научно-исследовательской работы (НИР), выполненной кафедрой физического воспитания и спорта (КФВиС) Белорусского государственного университета (БГУ) в период с 2016 по 2020 годы, и другие.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Процессы интеграции, происходящие сегодня в образовательном и трудовом пространстве, предъявляют дополнительные требования к адаптационному потенциалу человеческого организма, вынуждают молодежь больше задумываться о ресурсах своего здоровья. Поэтому учреждения высшего образования (УВО), в частности кафедры физического воспитания и спорта, а также военные факультеты должны учитывать складывающиеся тенденции и заботиться об укреплении здоровья отечественных и иностранных студентов, курсантов, готовить их к трудовой деятельности, в том числе за границей. Труд, военная служба в международном сообществе становятся все более естественными, доступными в связи с созданием совместных предприятий и воинских объединений, участием в международных проектах и миротворческих миссиях, налаживанием добрососедского

сотрудничества, экономической интеграцией государств и прочее. Например, выпускники военного факультета БГУ могут быть направлены с консультативными миссиями в некоторые страны, при соблюдении определенных условий могут служить по контракту в Российской Федерации, а специалисты гражданских специальностей, закончившие БГУ, работают практически на всех континентах.

Вместе с тем специфика задач, стоящих перед преподавателями физической культуры, работающими на различных факультетах, офицерами, отвечающими за физическую подготовку курсантов, требует поиска различных подходов в организации общего физкультурного образования, проведении целенаправленных практических занятий, тестирования, а также расстановки акцентов в развитии адаптационных способностей и профессионально необходимых физических качеств.

Анализ научной и методической литературы показал, что особенности физического воспитания студентов и курсантов в условиях интеграции экономического и образовательного пространства недостаточно изучены. В то же время многие специалисты признают важность последовательных и целенаправленных исследований,

организованных для повышения эффективности учебного и спортивно-тренировочного процессов, находят невозможным прогресс в физическом воспитании студентов и курсантов без учета интеграционных проявлений в сфере образования.

В странах Западной Европы считают занятия физической культурой важными для студенческой молодежи. Эта учебная дисциплина находится на центральных позициях в учебных планах всех без исключения общеобразовательных школ и учреждений высшего образования [7].

Сегодня в Российской Федерации, Польше, Украине, странах Балтии и в Республике Беларусь заметно активизировался научный поиск в области спортивной и оздоровительной деятельности, проводится множество конференций, семинаров, курсов

повышения квалификации, мастер-классов. Издаются все более насыщенные научной информацией сборники трудов, журналы, учебники, монографии. Эта деятельность получает активную поддержку органов власти, хорошо понимающих экономическую, социальную и политическую значимость научно-исследовательской работы.

Учитывая схожесть задач

физкультурного образования студентов в этих странах, социальных проблем, возникающих вследствие нарастающей гиподинамии, ученые охотно проводят совместные исследования, осуществляют международные социально ориентированные проекты. Это подтверждается многочисленными научными и межгосударственными программами, программами Евросоюза, впервые открывшими нишу для гуманитарных наук. Очевидно, что развиваемые педагогические технологии и методики оздоровления студентов, их подготовки к предстоящему профессиональному труду могут носитьинтернациональныйхарактер,внедряться в разные системы образования. Поэтому международный обмен образовательными технологиями представляет ценность для любой страны, а ее собственные достижения в области изучения физических возможностей человека, развития его адаптационного потенциала, повышения жизненной энергии и работоспособности становятся объектами охраняемой интеллектуальной собственности, коммерческой основой для сотрудничества и участия в программах.

В центре внимания научного актива кафедры физического воспитания и спорта БГУ находятся проблемы формирования физической культуры личности, повышения качества образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура», совершенствования педагогических технологий, создания программно-технических средств мониторинга здоровья и физической работоспособности спортсменов, повышения мотивации студентов к физкультурно-спортивной активности и т. д.

Анализ результатов теоретических и

эмпирических исследований, проведенных профессорско-преподавательским составом КФВиС за истекшие пять лет, а также научно-методической литературы и интернет-источников показал, что поиск путей приобщения будущих специалистов с высшим образованием к ценностям физической культуры,осмыслениесовременныхприоритетов общества, развивающегося в условиях интеграции экономического и образовательного пространства, и места физической культуры и спорта в нем сегодня особенно актуальны.

В завершенной НИР отмечены приоритеты и результаты образовательного процесса на основе междисциплинарного взаимодействия наук. Применение

междисциплинарного подхода в

образовательном процессе студентов и курсантов БГУ способствует улучшению методического обеспечения и более полному освоению дисциплины «Физическая культура» и дисциплин в области других изучаемых наук, а также повышению интереса к ним обучающихся [8].

В контексте интегративных процессов образовательного и экономического пространства выделены принципы

эффективного физического воспитания обучающихся, содействующие подготовке будущих специалистов, способных

конкурировать после трудоустройства на территории и за пределами Республики Беларусь: принципы игрового и соревновательного методов [9], профессионально-прикладной направленности, интеграции спортивного и общеподготовительного направлений учебной дисциплины «Физическая культура». В их основе: активное освоение вида спорта по выбору, повышение спортивной подготовленности и динамика спортивных результатов, участие в соревновательной деятельности как обязательном компоненте образовательного процесса [10].

Исходя из квинтэссенции отмеченных принципов эффективного физического воспитания обучающихся, одним из критериев, по которым следует оценивать качество

учебного и воспитательного процесса по физической культуре в контексте указанных интеграционных процессов, является «... значение параметра, характеризующего активность участия в физкультурно-спортивных мероприятиях, предусматривающих

соперничество и проявление стремления к самосовершенствованию» [11].

Анализ педагогической литературы и наиболее значимых результатов исследовательской деятельности КФВиС БГУ показал, что в современном обществе, развивающемся в условиях интеграции образовательного и экономического пространства, физическая культура является одним из ведущих компонентов социализации студенческой молодежи (в УВО и в предстоящей профессиональной деятельности). В качестве основных факторов отмечаются благоприятные условия для повышения уровня физической подготовленности, здоровья занимающихся физической культурой (спортом), приобретения опыта коллективного взаимодействия, коммуникативной включенности и других социально и профессионально значимых качеств личности [7-13,14,15,16].

Ряд участников исследования отмечают назревающую необходимость в разработке нового направления физического воспитания студентов - социально-коррекционного, в контексте которого здоровый образ жизни как взаимодействующий компонент будет соответствовать общепринятым нормам социального бытия. В условиях интеграции образовательного и экономического пространства социально-коррекционное

направление физического воспитания будет способствовать приобщению современной студенческой молодежи к адекватному двигательному режиму, что компенсирует недостаток активной мышечной деятельности, окажетсодействиевустранениифункциональной детренированности [12].

В ходе исследования выявлена эффективность учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов основного и подготовительного

отделений, разработанной КФВиС БГУ на основе использования модульно-компетентностного подхода, которая позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс с акцентом в контексте интеграции образовательного и экономического пространства на приобретение студентамипрактическогоопытафизкультурной, спортивной, оздоровительной деятельности с целью применения его в последующей жизнедеятельности для решения личностно-профессиональных задач. Эффективность подтверждена положительной динамикой показателей физической подготовленности и функционального состояния студентов 1-3-х курсов основного и подготовительного учебных отделений БГУ (р<0,05), установленной по результатам мониторинга за трехлетний период [13].

Вместе с тем обнаружена необходимость уделять повышенное внимание качеству учебного процесса в специальном учебном отделении, в котором занимаются студенты с ослабленным здоровьем и хроническими заболеваниями, а также в спортивном учебном отделении, занимаясь в котором студенты и курсанты подвержены повышенным физическим нагрузкам. Для первых необходимо глубже прорабатывать нормы физических нагрузок и комплексы упражнений, соответствующих медицинским диагнозам. Для вторых - грамотно комбинировать объемы спортивной, интеллектуальной работы, а также успеваемость, чтобы найти компромисс в подготовке к соревнованиям и предстоящей профессиональной деятельности.

На основе анализа источников научной информации выявлен ряд особенностей организации физического воспитания студенческой молодежи зарубежных стран в контексте интеграционных процессов, происходящих в образовательном и экономическом пространстве:

- в университетах организованы кафедры физического воспитания, отделы спорта и рекреации (массового спорта) и спортивные клубы;

- в экономически высокоразвитых

странах (США, Япония, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Канада, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия и др.) у студентов больше возможностей для реализации разновекторных интересов. Доступно более 100 спортивных курсов (дайвинг, конный спорт, боевые искусства, чирлидинг, гольф, регби, крикет, бейсбол, фехтование, танцевальные виды спорта, спортивное рыболовство и многие другие);

- учреждения образования самостоятельно определяют программы физического воспитания для обучающихся;

- по окончании некоторых образовательно-спортивных курсов выпускник получает сертификат и возможность трудоустройства как один из результатов реализации подхода к совершенствованию физического воспитания студентов в контексте интеграционных процессов в образовательном и экономическом пространстве;

- привлечение спонсоров, участие в турнирах на платной основе и другие проявления реализации указанного подхода позволяют университетам извлекать огромный доход из соревнований, проводимых среди студентов различных учреждений образования, устанавливать спортивную стипендию участникам университетских сборных команд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ показал, что наиболее заметными отличиями между отечественным процессом физического воспитания студенческой молодежи и иностранным являются: недостаточные инновационная, творческая и образовательная составляющие учебной дисциплины «Физическая культура», отсутствие

университетских сборных команд по ряду наиболее популярных в мире среди студентов видов спорта.

Несмотря на недостаточную

материально-техническую базу для полноценной организации физического воспитания студенческой молодежи многих УВО, особенно небольших городов нашей республики, в

настоящее время выбор вида спорта становится разнообразнее.

Одним из критериев оценивания качества физического воспитания в УВО, на организацию которого оказывают влияние интеграционные процессы, происходящие в образовательной и экономической сферах, является активное и успешное участие студентов и курсантов в спортивно-массовых мероприятиях.

Основные особенности физического воспитания студентов и курсантов в условиях интеграции экономического и образовательного пространства проявляются в необходимости повышения мотивации к самосовершенствованию, приобретению и передаче социального опыта, в том числе основанного на активной включенности обучающихся в физкультурно-спортивную деятельность, предусматривающую

конкуренцию, партнерство, командное взаимодействие, а также в необходимости совершенствования педагогического контроля изменений, происходящих в физическом и функциональном состоянии и отражающих динамику показателей адаптационного потенциала будущего специалиста с высшим образованием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Енин Ю.И. Формирование единого научно-образовательного и производственного пространства в условиях евразийской экономической интеграции. Евразийская экономическая интеграция. 2012; 2 (15): 43-50.

2. Акопян А.О. Оптимизация адаптации спортсменов в условиях централизованной подготовки. Вестник спортивной науки. 201; 4: 12-15.

3. Португалов С.Н. Программы спортивного питания в эргогенном обеспечении спортсменов. М.: Советский спорт, 2012; 48 с.

4. Garrett A.T. Effectiveness of short-term heat acclimation for highly trained athletes. Eur JAppl Physiol. 2012; Vol. 112. № 5: 1827-1837.

5. Иорданская Ф.А. Минеральный обмен в системе мониторинга функциональной подготовленности высококвалифицированных спортсменов. М.: Советский спорт, 2014; 96 с.

6. Eckel-Mahan K. Metabolism and the Circadian Clock Converge. Physiol Rev. 2013; Vol. 93. № 1: 107-135.

7. Хожемпо, С.В., Куликов В.М., Атрощенко А.П. Физическое воспитание учащихся и студентов в зарубежных странах. Вопросы физического воспитания студентов вузов : сб. науч. ст. Минск : БГУ, 2018; Вып. 13: 5-27.

8. Богданчик Н.В. Междисциплинарные подходы к преподаванию физической культуры будущим специалистам в области химических наук. Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 1-2 нояб. 2018 г. Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. А. Коледа (гл. ред.) [ и др.]. Минск: БГУ, 2018: 6771.

9. Масловская Ю.И. О сущности и признаках соревновательного метода в физическом воспитании. Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Фыалогш. Журналютыка. Педагогта. 2014; 3: 75-78.

10. Янович Ю.А., Коледа В.А. Принципы эффективного физического воспитания студентов в контексте интеграции образовательного и экономического пространства. Мир спорта. 2020; 2 (79): 89-92.

11. Коричко Ю.В., Пащенко Л.Г. Индивидуализация физкультурно-спортивных занятий в вузе с применением средств гимнастики. Теория и практика физической культуры. 2020; 12 (990): 46-48.

12. Коледа В.А., Куликов В.М., Новицкая В.И. Мониторинг физической активности студентов как основа оценки качества общего физкультурного образования. Вышэйшая школа. 2019; 5: 14-17.

13. Янович Ю.А. Эффективность программного обеспечения по дисциплине «Физическая культура» на основе модульно-компетентностного подхода. Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. онлайн-конф., Респ. Беларусь, Минск, 28 янв. 2021 г. Минск: БГУ, 2021: 239-243.

14. АнисимоваА.Ю.Концептуальные основы физического воспитания в высших учебных заведениях нашей страны. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.2018; 13(3): 100-106. DOI10.14526/2070-4798-2018-13-3-100-106.

15. Biddle S.J.H., Atkin A., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: A review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology. 2011; 4(1): 25-49.

16. Cavill N., Bauman A. Changing the activity: Do mass media campaigns have a role? way people think about health-enhancing physical Journal of Sports Sciences. 2004; 22(8): 771-790.

Статья поступила в редакцию: 18.05.2021

Янович Юрий Адамович - кандидат педагогических наук, доцент; Белорусский государственный университет, кафедра физического воспитания и спорта, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Октябрьская, 8а, e-mail: yanovich@tut.by

Масловская Юлия Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта; Белорусский государственный университет, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Октябрьская, 8а, e-mail: julia.maslovskaya@gmail.com КудинаЛюдмилаВладимировна - старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта; Белорусский государственный университет, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Октябрьская, 8а, e-mail: lyudmila.kudina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.