Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста средствами гимнастики'

Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ГИМНАСТИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ОСАНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тутушкина Валерия Газизяновна

Статья посвящена вопросам физического воспитания детей младшего школьного возраста средствами гимнастики. Обозначена значимость физического воспитания, физической культуры и гимнастики в жизни человека. Особое внимание развитию физического воспитания детей младшего школьного возраста уделяли такие педагоги как З.И. Кузнецова, Н.И. Новикова, Т.С. Лисицкая, А.П. Матвеев. В статье дана характеристика психолого-педагогическому портрету младшего школьного возраста. В работе обозначены задачи физического воспитания, решаемые в данном возрасте, к которым относятся: общее укрепление здоровья, улучшение осанки, гармоничное физическое развитие, развитие координационных и кондиционных способностей, воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к окружающим, смелости в выполнении физических нагрузок, выработка представлений о спорте и применяемых в нем инвентарях. В статье представлен комплекс упражнений для укрепления опорно-двигательного аппарата, осанки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тутушкина Валерия Газизяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста средствами гимнастики»

Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста средствами гимнастики

Тутушкина Валерия Газизяновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ГСЭД по курсу «Физическая культура», Трехгорный технологический институт -филиал Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (ТТИ НИЯУ МИФИ), valeria.tutushkina@yandex.ru

Статья посвящена вопросам физического воспитания детей младшего школьного возраста средствами гимнастики. Обозначена значимость физического воспитания, физической культуры и гимнастики в жизни человека. Особое внимание развитию физического воспитания детей младшего школьного возраста уделяли такие педагоги как З.И. Кузнецова, Н.И. Новикова, Т.С. Лисицкая, А.П. Матвеев. В статье дана характеристика психолого-педагогическому портрету младшего школьного возраста.

В работе обозначены задачи физического воспитания, решаемые в данном возрасте, к которым относятся: общее укрепление здоровья, улучшение осанки, гармоничное физическое развитие, развитие координационных и кондиционных способностей, воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к окружающим, смелости в выполнении физических нагрузок, выработка представлений о спорте и применяемых в нем инвентарях. В статье представлен комплекс упражнений для укрепления опорно-двигательного аппарата, осанки. Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, гимнастика, младший школьный возраст, опорно-двигательный аппарат, осанка.

Недостаточно закалять душу ребенка; столь же необходимо закалять его мышцы.

Мишель де Монтень

Много ли зависит от воспитания и развития ребенка? Вопрос скорее риторический, ведь от этих процессов зависит вся жизнь человека. Воспитание будущего полноценного члена общества, гармоничное психическое и физическое развитие являются сложными процессами в становлении личности. Важно с малых лет воспитывать в подрастающем поколении любовь к здоровому образу жизни, физической культуре, спорту и гимнастике, ведь они являются ключом долголетия и успеха.

Как правило, здоровый человек более трудоспособен, жизнерадостен и активен. В связи с этим приоритетным направлением, а также стратегической задачей развитого государства и общества в целом должно стать формирование потребности у семьи и детей в здоровом образе жизни.

Младший школьный возраст является зенитом детства. Специалисты педагогических наук по-разному оценивают и определяют периодизацию младшего школьного возраста. Основным периодом является возраст от 6-7 до 9-10 лет. В этом возрасте завершается анатомо-физиологическое созревание систем, способствующих двигательной активности ребенка. Данный период характеризуется сравнительно равномерным формированием опорно-двигательного аппарата, однако интенсивность роста определенных размерных сегментов его различна. К примеру, длина тела в этом возрасте увеличивается в большей степени, чем его масса.

В этом возрасте происходит смена стиля жизни, появляется приобщение к определенным социальным группам. Ребенок примеряет на себе различные роли и образцы поведения. Открывает для себя первый в его жизни социальный институт -школу. Школа выступает для ребенка основной моделью социального мира. В школе он знакомится с «миром взрослых», приобретает знания, накапливает опыт, у ребенка появляется определенный социальный статус. Меняются восприятие

со ^

0

сч

ю

01

своего места в системе отношений, интересы, ценности, уклад жизни в целом.

В этот период школьник «впитывает как губка». Очень важно в младшем школьном возрасте прививать любовь к физической культуре, следить за его здоровьем. На этом этапе у детей младшего школьного возраста появляется школьный режим. Высокая двигательная активность дошкольного возраста сменяется на уроки в школе, требующие сидячего образа жизни, что предполагает физическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, осанку, зрение. Объем двигательной активности детей младшего школьного возраста по сравнению с дошкольным периодом сокращается на 50%.

У детей данного возраста требуется равномерно развивать все физические качества. Активная мышечная деятельность способствует стимулированию вегетативных функций, влияющих на обмен веществ организма, а также формирование всех органов и систем человека. Гимнастика выступает универсальным средством физического воспитания, способствующая активной мышечной деятельности. [5]

Методика гимнастических упражнений весьма разнообразна. К ним относятся всевозможные вольные, общеразвивающие, нетрудные акробатические упражнения, упражнения связанные с гимнастическими снарядами, а также активно-подвижные игры и танцы. [3] Данные упражнения способствуют развитию основных двигательных качеств, способствуют формированию жизненно-важных двигательных навыков, совершенствуют координацию движений, являются залогом правильной осанки. Гимнастика выступает основой государственных программ по физическому воспитанию дошкольников и школьников.

По мнению ряда специалистов педагогической мысли, а именно Е.В. Бирюк и Т.С. Лисицкой, к особенностям положительных качеств гимнастики относятся следующие составляющие:

- произвольное перемещение детей по площадке, содержащее в себе элементы танцев, балет, мимику, пластику, элементы без и с предметами, а также элементы упрощенной акробатики;

- гимнастика - есть искусство владения собственным телом в естественных условиях;

- гимнастика способствует развитию двигательной памяти и вниманию;

- физическое воспитание средствами гимнастики школьника эффективно влиять на его эстетическое воспитание;

- музыкальное сопровождение может являться дополнением к гимнастическим упражнениям. Музыкальный такт способствует творческому началу, гимнастические движения приобретают эмоциональную окраску, возникает танец. У детей может появится понимание музыки, двигательная активность поспособствует осмыслить форму и содержание музыкальной композиции. Характер движений подстраивается под музыку. [3]

Для детей младшего школьного возраста рекомендованы следующие упражнения гимнастики: бег, медленная и быстрая ходьба, лазанье по раз-

личным препятствиям (наклонно поставленная скамейка, гимнастическая стенка, лестница), пе-релезание через препятствие высотой до 1 метра, работа с мячом (бросание, ловля, переноска), метание в цель, упражнения связанные с удержанием равновесия, прыжки в длину, прыжки в высоту до 80 сантиметров, акробатические упражнения такие как: кувырки, перекаты, упражнение мостик, стойки на лопатках и прочее. Все виды упражнений необходимо делать под присмотром и с особой осторожностью учитывая физиологические особенности детей. [1]

При обучении детям нужно объяснять, рассказывать, показывать на личном примере, соблюдать меры безопасности. Стараться объяснять доступно для понимания, лаконично и просто. Объяснять нужно конкретное действие, упражнение, по возможности акцентировать для каких целей проводятся занятия. [4]

Дети младшего школьного возраста склонны к копированию и подражанию. Обучая детей, будет целесообразно использовать методы показа и имитации. Необходимо дать конкретные указания к упражнениям, мотивировать и целеустремлять школьников: в беге уложиться во время, в прыжках прыгать как можно выше и дальше, попадать в цель, хвалить за хорошо исполненное акробатическое движение. Дети должны понимать упражнения, им должно нравится. Однако, нужно помнить, что в этом возрасте школьники быстро устают, но кратковременный отдых снова позволяет им осуществлять двигательные действия. Следовательно, гимнастические упражнения должны быть не слишком длительные и чередоваться с паузами для передышки.

Для становления подвижных навыков упражнения нужно повторять по 6-8 раз за каждое занятие и стараться заниматься в постоянных условиях (учитывается темп и исходные условия упражнения).

Как и дошкольники, дети младшего школьного возраста склонны к играм. Фантазирование и игра позволяют им легче осваивать двигательные действия упражнений. В связи с этим рекомендуется упражнения проводить в играх или приближать к форме игры.

К основным задачам физического воспитания детей младшего школьного возраста средствами гимнастики относятся:

- укрепление иммунной системы и здоровья в целом;

- развитие потребности в поддержании высокого уровня умственной и физической работоспособности;

- самоорганизация здорового образа жизни;

- повышение общего уровня физической подготовленности;

- совершенствование психомоторных функций;

- создание условий необходимых в реализации творческих способностей школьника.

Нарушение осанки детей школьного возраста является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата. Прежде всего,

осанка зависит от слаженной работы мышц, костной системы, нервно-мышечного и связочно-суставного аппаратов, правильности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Плохое физическое развитие школьника приводит к нарушению осанки. В свою очередь неправильная осанка затрудняет работу внутренних органов, что может привести к дальнейшему ухудшению физического состояния.

Для профилактики нарушений осанки применяются в первую очередь упражнения по формированию правильной осанки, а также симметричные и ассиметричные упражнения с разгрузкой позвоночника. Разрабатывая комплекс физических упражнений, учитывают виды нарушений осанки.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных принимаемых положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие упражнения, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц незначительны. К таким относятся упражнения, выполняемые с положений лежа на спине, на животе, стоя на коленях и четвереньках, у стены, с предметами, упражнения на удержание равновесия, различные упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса. [2]

К упражнениям по профилактики укрепления осанки относятся:

1. В положении стоя на голове ребенок держит предмет, книгу, либо мешочек с крупой весом от 200 до 300 граммов. Нужно попытаться пройти по комнате вокруг стола, дивана не уронив предмет с головы. В этом же положении сесть на стул, встать на колени, пройтись по лестнице.

2. Исходным положением ребенка будет лежа на животе, руки разведены в стороны. На счет раз ребенок как можно больше прогибается, поднимает туловище, ноги, руки, тянет голову вверх; на счет два ребенок держит принятое положение в течение нескольких секунд; на счет три принимает исходное положение.

3. Упражнение с гимнастической скамьей. Ребенку необходимо встать поперек гимнастической скамьи, ноги вместе, руки врозь и начинать переносить тяжесть тела вперед и назад. Нужно попробовать повторить упражнение с предметом на голове.

4. Упражнения позволяющие укреплять мышцы плечевого пояса. В положении стоя, ноги по ширине плеч положить ладошки на лопатки, локти окажутся вверху, постараться развести руки в стороны так, чтобы лопатки касались друг друга. Кисти рук сцепить за спиной - правая сверху над лопаткой, левая рука внизу под лопаткой, поменять несколько раз положение рук. Можно выполнять данные упражнения, перекладывая из руки в руку какие-либо предметы.

5. Упражнения по укреплению брюшного пресса также полезны для профилактики осанки. Упражнение «велосипед» можно выполнять как в лежачем, так и в сидячем положениях. Упражнение «ножницы» делается лежа с поднятием попеременно ног.

6. Упражнения с подтягиваниями и упражнения поднятия ног до угла 90 градусов на турнике, перекладине.

В упражнения можно вносить корректировки и добавлять свое разнообразие элементов для формирования правильной осанки. Не следует стремиться делать все упражнения разом. Перетренировка и перенапряжение могут принести вред. Упражнения можно проводить в комплексе с утренней гимнастикой. Также это может быть физкультминутка, выполняя в течение дня по одному упражнению из каждой группы. [2]

Таким образом, физическое воспитание направлено на общее гармоническое развитие всего организма, становление мускулатуры, укрепление внутренних органов и биологических систем, улучшение способностей по координации движений, быстроте, силе, выносливости, гибкости, исправление недостатков телосложения и осанки школьников. Известный французский поэт Альфред де Мюссе сказал: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

Литература

1. Золотова М.Ю., Маскаева Т.Ю. Веселая гимнастика для младших школьников / Физическая культура в школе. - 2012. - № 1.

2. Куркова Л.Б. Профилактика осанки у детей / Адаптивная физическая культура. - 2002. - № 2.

3. Лисицкая Т.С. Гимнастика. Принципы и методика произвольных упражнений / Т.С. Лисицкая. Гос. центр. институт физической культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1977. - 279 с.

4. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: учебник для студентов высш. учеб. заведений / П.К. Петров. - М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008 - 479 с.

Features of physical education of children of younger school

age by means of gymnastics Tutushkina V.G.

National research nuclear University "MEPhl" The article is devoted to the issues of physical education of children of primary school age by means of gymnastics. The significance of physical education, physical culture and gymnastics in a person's life is indicated. Special attention was paid to the development of physical education of children of primary school age by such teachers as Z.I. Kuznetsova, N.I. Novikova, T.S. Lisitskaya, A.P. Matveyev. The article describes the psychological and pedagogical portrait of primary school age. The work identifies the tasks of physical education that are solved at this age, which include: general health promotion, improvement of posture, harmonious physical development, development of coordination and conditioning abilities, education of discipline, friendly attitude to others, courage in performing physical exercises, developing ideas about sports and inventories used in them. The article presents a set of exercises to strengthen the musculoskeletal system, posture. Keywords: physical education, health, gymnastics, primary school

age, musculoskeletal system, posture. References

1. Zolotova M.Yu., Maskaeva T.Yu. Fun gymnastics for younger students / Physical education in school. - 2012. - № 1.

2. Kurkova L.B. Prevention of posture in children / Adaptive physical

education. - 2002. - № 2.

3. Lisitskaya TS Gymnastics. Principles and methods of arbitrary

exercises / TS. Lisitskaya. State Centre. Institute of Physical Culture. - M .: GTSOLIFK, 1977. - 279 p.

4. Petrov, P.K. Methods of teaching gymnastics at school: a textbook for students of higher. studies. institutions / P.K. Petrov. - M .: VLADOS, 2000. - 448 p.

5. Kholodov Zh.K. Theory and methods of physical education and

sport: a manual for universities / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - M .: Academy, 2008 - 479 p.

00

0

C4

10

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.