Научная статья на тему 'Особенности физического развития современных подростков с позиции риск-подхода'

Особенности физического развития современных подростков с позиции риск-подхода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рзянкина М. Ф., Бережанская Е. В., Чернышева Н. В., Моховикова О. В., Кунцевич С. А.

Достоверно показана роль медико-социальных факторов, влияющих на формирование физического развития и его отклонения в популяции современных подростков. К ним относятся: профессия и образование родителей, количество детей в семье, наличие вредных привычек у родителей и подростков, психологическая обстановка в семье, здоровье родителей, особенности питания подростков, материальное благополучие и профиль обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рзянкина М. Ф., Бережанская Е. В., Чернышева Н. В., Моховикова О. В., Кунцевич С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK APPROACH ASSESSMENT OF ADOLESCENTS'' PHYSICAL DEVELOPMENT

Medical and social factors turned out to be importantly influential on physical development and its deviations in adolescents. These factors are: parents level of education and occupation, number of children in a family, harmful habits in parents and adolescents, psychological atmosphere in a family, adolescents nutrition patterns, financial position of a family, education specification.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития современных подростков с позиции риск-подхода»

зывает неоднотипное влияние па антропометрические показатели и состояние здоровья потомства.

Выводы

1. Грипп А (H3N2) у женщин в период беременности оказывает негативное влияние на физическое развитие и состояние здоровья новорожденных.

2. При гриппозной инфекции у матерей в I триместре гестации у их потомства отмечаются: снижение оценки по шкале Апгар, массы тела, массо-ростового коэффициента; увеличение размеров грудной клетки, ППЦНС, врожденной гипотрофии, СЗВУР и тяжелой асфиксии.

3. Грипп у матерей во II триместре беременности приводит к увеличению у новорожденных размеров грудной клетки и головы, а также к рождению детей с признаками ВУИ.

4. При гриппозной инфекции у матерей в III триместре гестации у их детей отмечаются более низкие показатели оценки состояния здоровья но шкале Апгар на 1 мин после рождения. Наблюдается увеличение массо-ростового коэффициента, окружности грудной клетки и головы. В структуре заболеваемости доминируют асфиксия и ВУИ. Появляются клинические признаки СДР, карди-опатии и субарахноидального кровоизлияния.

Литература

I. Дорошенко Е.М. // Профилактика гриппа и других ОРЗ у детей: Сб. науч. трудов ВНИИ гриппа. Л., 1984. С.131-141.

2. Калинина H.A., Дорошенко Е.М. // Этиология и патогенез гриппа и ОРЗ: Сб. науч. работ ВНИИ гриппа. Л., 1981. С.120-123.

3. Канторович P.A., Володина Н.И., Еникее-ва Э.Ф. // Этиология и специфическая профилактика гриппа. Л., 1982. Т.59. С.47-51.

4. Мирчинк Е.П., Зуев В.А. // Вестник АМН СССР. 1973. №2. С.43-46.

5. Мирчинк Е.П., Зуев В.А. // Вопросы виру-сол. 1992. Т.37, № 5-6. С.226-229.

6. Овечко-Филлипова Л.Н. Клиническая и вирусологическая характеристика новорожденных, родившихся у матерей с острыми респираторными вирусными заболеваниями: Автореф. дис.... канд. мед. наук. М., 1973. 20 с.

7. Ритова В. В. Роль вирусов в перинатальной и постнатальной патологии человека. М: Медицина, 1976. 256 с.

8. Урбах Ю.В. Математическая статистика для биологов и медиков. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 324 с.

9. Karkinen - Jaaskelainen M., Saxen L. // Amer. J. Obst. Gynecol. 1974. Vol.118, No 6. P.815-818.

10. Monif G.R.G., Sowards D.L., Eitzman D.V. // Amer. J. Obst. Gynecol. 1972. Vol.114, No 2. P.239-242.

11. Muñoz F.M., Campbell J.R., Atmar R.L. et al. // Pediatr Infect Dis. 1999. Vol.18, No 9. P.811-815.

12. Yawn D.H., Pyeatte J.C., Joseph J.M. et al. // J. Amer. Med. Ass. 1971. Vol.216, No 6. P. 1022-1023.

УДК 618.919 - 053.6 (571.620)

М.Ф. Рзянкина, Е.В.. Бережанская, Н.В. Чернышева, О.В. Моховикова, С.А. Кунцевич, А.Н. Букреева

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИИ РИСК-ПОДХОДА

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Физическое развитие является основным показателем состояния здоровья ребенка, детского коллектива, детей страны в целом. Его уровень служит важным социально-гигиеническим показателем, особенно при динамическом слежении за состоянием здоровья в условиях реформирования

общественно-политической жизни страны и социального расслоения общества [1-3, 9].

Существенные изменения, произошедшие I важнейшем компоненте состояния здоровья подростков г. Хабаровска, физическом развитии, явились основанием для рассмотрения этого по-

казателя в качестве определяющего во взаимосвязи с влиянием различных факторов риска.

Цель работы — определить наиболее значимые факторы риска, влияющие на отклонения в физическом развитии подростков 15-17 лет.

Материалы и методы

На основании проведенного социологического опроса подростков 15-17 лет с помощью общепринятых методов исследования определялись основные показатели физического развития [7] и анализировалось влияние факторов риска на него. Достоверность полученных результатов определяли по критерию соответствия %2 [8].

Результаты и обсуждения

При изучении зависимости уровня физического развития от образовательного ценза родителей нами установлено, что наименьший процент обследованных имели нормальное физическое развитие в семьях с низким образовательным уровнем (81,4% подростков, р<0,05). В семьях, где родители имели среднее и высшее образование, нормальное физическое развитие у подростков встречалось практически с одинаковой частотой — 82,5 и 82,6% соответственно.

Что касается отклонений, то максимальное число подростков с замедленным физическим развитием наблюдалось в семьях, где родители не имели образования (11,6%; р<0,05), превышая аналогичные показали в семьях родителей со средним образованием в 2,5 раза, а с высшим в 5,8 раза.

Мозаичная картина получена нами при оценке физического развития в соответствии с профессиональной ориентацией родителей (матери): максимально высокий процент подростков, имеющих нормальное физическое развитие, наблюдался в семьях, где матери были предпринимателями (92,4%) и служащими (87%).

В среде родителей-рабочих нормальное физическое развитие у подростков отмечалось в 83,1% случаев, замедленное — в 15,0% и ускоренное — в 11,1%. При этом количество подростков с замедленным физическим развитием было максимальным в этой группе (р<0,05). Что касается подростков из семей родителей-руководителей, то в этой группе нормальное физическое развитие встречалось реже — всего в 81,8%, в то время как ускоренный темп развития регистрировался с максимальной частотой (14,7%; р<0,05).

Следовательно, полученные достоверные результаты подтверждают данные литературы о зависимости влияния образовательного ценза и профессии родителей на уровень физического развития подростков. На уровень физического развития подростков влияет также наличие у родителей хронических заболеваний, которые провоцируют небрежное отношение к здоровью их детей.

Нами установлено, что при наличии у матери хронического заболевания или заболеваний, нормальный уровень физического развития у подростков составляет 76,8%, в то время как в семьях, где матери здоровы, — 85,5% (р<0,01). Отклоне-

Резюме

Достоверно показана роль медико-социальных факторов, влияющих на формирование физического разви тия и его отклонения в популяции современных подростков. К ним относятся: профессия и образование родителей, количество детей в семье, наличие вредных привычек у родителей и подростков, психологическая обстановка в семье, здоровье родителей, особенности питания подростков, материальное благополучие и профиль обучения.

M.F. Rzyankina, E.V. Berezhanskaya, N.V. Tchernishova, O.V. Mokhovikova, S.V. Kunzevich, A.N. Bukreeva

RISK APPROACH ASSESSMENT OF ADOLESCENTS' PHYSICAL DEVELOPMENT

Far Eastern State medical University, Khabarovsk Summary

Medical and social factors turned out to be importantly influential on physical development and its deviations in adolescents. These factors are: parents level of education and occupation, number of children in a family, harmful habits in parents and adolescents, psychological atmosphere in a family, adolescents nutrition patterns, financial position of a family, education specification.

ния в виде замедления темпов физического развития отмечались в 4 раза чаще у подростков, матери которых имели хроническую патологию (8,0 и 2% соответственно, р<0,01).

Очень важен для физического развития, благополучия подростка психологический климат в семье, хорошие взаимоотношения между родителями, между родителями и подростками.

На основании проведенных исследований нами установлено, что нормальное физическое развитие, в зависимости от домашней обстановки (благополучной и конфликтной), встречалось у подростков практически с одинаковой частотой — в 82,9 и 83,8%. Однако частота отклонений в виде замедления темпов физического развития в 2,7 раза чаще наблюдалась у подростков, воспитывающихся в конфликтной домашней обстановке (р<0,05). Ускоренное же физическое развитие, наоборот, в 1,5 раза чаще регистрировалось при благополучной домашней обстановке.

Что касается влияния вредных привычек родителей и самих подростков на уровень физического развития, то нами установлена высокая степень достоверности отклонений в физическом развитии при воздействии алкоголя и курения (р<0,001). Так, в семьях, где курят родители, нормальное физическое развитие отмечалось у 85% подростков, у курящих подростков — в 70,4%, а у подростков, не подверженных влиянию вредных факторов, — в 90,7% случаев. Аналогичная зависимость отмечалась и в отношении влияния алкоголя. В семьях, где родители употребляют алкоголь, нормальное физическое развитие отмечено лишь у 84,6% подростков. Подростки же, употребляющие

алкоголь, имеют нормальное физическое развитие в 89,1% случаев.

Учитывая материальное положение семей, мы установили, что в бедных и малообеспеченных семьях нормальный уровень развития имели лишь 74,9% подростков, в то время как в семьях среднего достатка - 89,6% (р<0,001). Что касается отклонений, то замедленный темп физического развития у подростков в малообеспеченных семьях встречался в 5,3 раза чаще, чем в семьях среднего достатка (р<0,001). В обеспеченных же семьях уменьшение количества подростков с нормальным физическим развитием (до 71,9%) было связано с ускорением темпов развития, которое отмечалось у каждого четвертого подростка, и в 3 раза превышало аналогичные отклонения в семьях среднего достатка.

Таким образом, существует тесная связь между уровнем физического развития и величиной дохода семьи. Различия качества жизни разных социально-экономических групп населения определяют различия в физическом развитии подростков. Недостаточный уровень доходов значительной части населения г. Хабаровска не покрывает расходов на качественное и сбалансированное питание, что способствует формированию замедленных темпов физического развития, и как следствие, уменьшение количества подростков, имеющих нормальное физическое развитие. Вышеизложенное подтверждает аналогичные тенденции изменения уровня физического развития в зависимости от количества детей в семье.

Анализ полученных данных наглядно показывает, что с увеличением числа детей в семье уменьшается процент подростков, имеющих нормальное физическое развитие (I ребенок — 83,9%, 2 детей - 79,3%, 3 детей - 78,8%; р<0,05), и увеличивается число подростков с замедленными темпами развития (4,2%; 4,5% и 8,3%; р<0,05). Наиболее ярко демонстрирует роль питания в развитии подростка анализ зависимости уровня физического развития и его отклонений от регулярности питания.

Так, подростки, питающиеся регулярно, чаще имели нормальное физическое развитие, чем подростки группы сравнения (85,0 и 81,6%; р<0,05), в то время как замедленные темпы физического развития регистрировались у последних в 2,8 раза чаще (р<0,05).

В связи с изменением питания подростов, в котором стали преобладать углеводосодержащие продукты, с нарушением регулярности приема пищи, произошли изменения в структуре заболеваний эндокринной системы и нарушений обмена веществ, возрастает количество детей с дефицитом массы тела.

В настоящее время неотъемлемой частью системы школьного образования является обилие школ нового вида с углубленным содержанием обучения — гимназии, лицеи, колледжи, количество которых неуклонно растет. Обучение детей в учебных заведениях нового типа имеет ряд несомненных достоинств, однако и таит определенную опасность,

поскольку экспериментаторский характер обучения далеко не всегда учитывает его последствий для здоровья детей и подростков [1, 4, 5].

Нормальное физическое развитие отмечалось практически с одинаковой частотой у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и гимназии (86,4 и 86% соответственно). У лицеистов же нормальное физическое развитие регистрировалось в 1,2 раза реже (71,3%, р<0,001), чем у подростков общеобразовательной школы, а отклонения в физическом развитии в виде ускорения в 2,6 раза чаще, чем у учащихся общеобразовательной школы, и в 2,2 раза, чем у гимназистов (р<0,001). Достоверность полученных результатов позволяет сделать вывод о влиянии профиля учебного заведения на уровень физического развития подростков.

Таким образом, отрицательные тенденции физического развития подростков в большей степени определяются социально обусловленными факторами, часть из которых управляемые. Следовательно, амбулаторно-поликлиническая служба должна соответствовать выявленным специфическим потребностям и образу жизни современных подростков.

Выводы

1. Достоверно доказана роль медико-социальных факторов, влияющих на формирование физического развития и его отклонений в популяции современных подростков. К ним относятся: профессия и образование родителей, количество детей в семье, наличие вредных привычек у родителей и подростков, психологическая обстановка в семье, здоровье родителей, особенности питания подростков, материальное благополучие и профиль обучения.

2. Диагностика среды развития является главным направлением в профилактической педиат рии. Все значимые факторы непосредственног окружения должны быть оценены и организован в направлении их оптимальности. Субоптималь ность среды должна быть компенсирована совмес тными усилиями семьи, медицинских работнико На помощь им обязаны приходить социальны институты (система образования, государств средства массовой информации) и фонды (к правительственные, так и общественные).

Литература

1. Журавлева И.В. Здоровье подростков: с циологический анализ. М.: Изд-во Института с циологии РАН, 2002. С.41-45.

2. Баранов A.A. // Рос. педиатр, журн. 200 №2. С.53-54.

3. Здоровье детей России / Под ред. А.А.Ба нова. М., 1999.

4. Кучма В.Р., Раенгулов Б.М. Физическ. развитие, состояние здоровья и образ жизни д( тей Приполярья. М.: НЦЗД РАМН, 1999. 200

5. Максимова Т.М. Современное состояв тенденции и перспективные оценки здоровья к селения. М., 2002. С.61-75.

6. Рзянкина М.Ф., Дьяченко В.Г. Методика оценки физического развития детей Хабаровского края. Хабаровск, 2002. 13 с.

7. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М„ 1959. 75 с.

8. Гланц Стентон. Клиническая эпидемиология. М., 1999.

9. Ямпольская Ю.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в по-пуляционном мониторинге. М., 1999. С.68-71.

□ □□

УДК 616.991 - 099.1/. 13 + 303.4 - 053.6 (571.620) М.Ф. Рзянкина, В.М. Лучанинова

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Дальневосточный государственный медицинский университет, г Хабаровск; Владивостокский государственный медицинский университет, г. Владивосток

Распространенность среди подростков таких вредных привычек, как курение, употребление алкогольных напитков и наркотически действующих веществ, является серьезной угрозой здоровью и благополучию общества. В связи с этим задача профилактики распространения среди детей и подростков вредных привычек требует безотлагательного вмешательства [1, 2, 5, 6].

Цель работы — выявить факторы риска, влияющие на формирование рационального самосох-ранительного поведения подростков.

Материалы и методы

С помощью специально разработанной анкеты проведено социологическое исследование - анкетирование 823 подростков — учащихся образовательных учреждений г. Хабаровска. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием методов параметрического и непараметрического анализа [4]. Оценка достоверности различия сравниваемых групп определялась по критерию соответствия у} [8].

Результаты и обсуждения

Согласно полученным результатам, примерно каждый третий юноша и девушка ответили, что никогда не курили. При этом у девушек в семьях медико-демографического риска показатели были в 1,2 раза ниже, чем у сверстниц группы сравнения (р<0,01). Пробовали курить, но сейчас не курят в среднем 46% подростков из полных и 41% из неполных семей. Постоянные курильщики преобладают в группе девушек из семей медико-демографического риска (11,5%), что в 2,5 раза больше в сравнении со сверстницами из полных семей (р<0,01). Группа "регулярно" курящих мальчиков

Резюме

На основании проведенного социологического исследования 823 подростков 15-17 лет выявлены достоверные факторы риска приобщения их к психоактивным веществам (ПАВ): принадлежность подростков к женскому полу, нарушение структуры и функции семьи, ее социальный статус.

M.F. Rzyankina, V.M. Luchaninova

PECULIARITIES OF DEVIATION BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk, Vladivostok State Medical University, Vladivostok

Summary

Sociological study of 823 adolescents in the age group from 15 to 17 has revealed reliable risk factors leading to psychoactive substances abuse: female gender, structural and functional disorders in a family, family social status.

практически одинакова в полных и неполных семьях и составляет 8,1 и 8,9% соответственно.

Анализ возраста начала курения свидетельствует о том, что наиболее активно респонденты начинают курить в возрасте 14-15 лет. При этом приобщение к курению идет различными темпами: первые "пробы" приходятся на 7-летний возраст каждого десятого опрошенного юноши из неполной и девушки из полной семей, в последующем идет плавное нарастание показателей до 15 лет, причем наиболее активно первый опыт курения приобретают девушки из семей медико-демографического риска (р<0,001). Юноши и девушки из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.