Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-10 ЛЕТ Г. КРАСНОДАРА'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-10 ЛЕТ Г. КРАСНОДАРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ 6-10 ЛЕТ / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / ГОРОД КРАСНОДАР / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексанянц Г.Д., Кудряшова Ю.А., Половникова М.Г., Прохорцева А.С., Харитонов А.И.

Актуальность. Основная задача современного образования - повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье школьников. Наряду с контролем проведения занятий по физической культуре необходимо осуществлять обязательный мониторинг физического развития обучающихся. В настоящее время обсуждается проблема развития нового направления широкомасштабного тестирования в образовании, посвященного мониторингу физического развития и физической подготовленности школьников и юных спортсменов. Результаты исследования будут учитываться при построении общероссийской системы оценки качества образования. Цель работы: изучить уровень физического развития мальчиков и девочек 6-10 лет г. Краснодара. Методы исследования: Обследовано 525 учащихся средних общеобразовательных учреждений г. Краснодара 6-10 лет, не занимающихся спортом. Для оценки морфологических характеристик измеряли длину, массу тела, диаметры дистальных частей, обхватные размеры тела, величину кожно-жировых складок, жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Рассчитывали индекс массы тела (ИМТ). Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы оценивали по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД сист., АД диаст.) Результаты исследования. Исследование уровня физического развития мальчиков и девочек 6-10 лет г. Краснодара выявило особенности формирования морфологических и функциональных показателей детей 6-10 лет. При сравнении с результатами исследований десятилетней давности, выявлено увеличение весо-ростовых показателей современных детей 6-10 лет г. Краснодара наряду с уменьшением функционального показателя внешнего дыхания - ЖЕЛ. Заключение. Выявленные особенности морфофункциональных и физиологических показателей могут быть использованы в образовательных и спортивно-оздоровительных учреждениях, служить научной основой при разработке медико-педагогических программ укрепления здоровья детей. Включение материалов исследования в учебный процесс позволит повысить профессиональную компетентность студентов биологических факультетов и вузов физической культуры в области детской физиологии спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексанянц Г.Д., Кудряшова Ю.А., Половникова М.Г., Прохорцева А.С., Харитонов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF BOYS AND GIRLS 6-10 YEARS OF KRASNODAR

Relevance. The main task of modern education is to increase the level of physical fitness and improve the health of schoolchildren. Along with the control of physical education classes, it is necessary to carry out mandatory monitoring of the physical development of students. Currently, the problem of developing a new direction of large-scale testing in education, dedicated to monitoring the physical development and physical fitness of schoolchildren and young athletes, is being discussed. The results of the study will be taken into account when building an all-Russian system for assessing the quality of education. The purpose of the work: to study the level of physical development of boys and girls 6-10 years old in Krasnodar. Research methods: 525 schoolchildren of secondary educational institutions of Krasnodar 6-10 years old who are not involved in sports were examined. To assess the morphological characteristics, length, body weight, diameters of distal parts, body circumference, the size of skin and fat folds, the vital capacity of the lungs (GEL) were measured. Body mass index (BMI) was calculated. Functional indicators of the cardiovascular system were assessed by heart rate contractions (heart rate) and blood pressure (blood pressure system. Results of the study. A study of the level of physical development of boys and girls 6-10 years old in Krasnodar revealed the features of the formation of morphological and functional indicators of children 6-10 years old. When comparing with the results of studies 10 years ago, an increase in weight and growth indicators of modern children 6-10 years old in Krasnodar along with a decrease in the functional indicator of external respiration - GEL - was revealed. Conclusion. The identified features of morphofunctional and physiological indicators can be used in educational and sports and recreational institutions, serve as a scientific basis for the development of medical and pedagogical programs to strengthen the health of children. The inclusion of research materials in the educational process will increase the professional competence of students of biological faculties and universities of physical culture in the field of children's physiology of sports.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-10 ЛЕТ Г. КРАСНОДАРА»

УДК: 796.011.1

РО! 10.53742/1999-6799/3_2022_61_67

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-10 ЛЕТ Г. КРАСНОДАРА

Г.Д. Алексанянц, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры анатомии и спортивной медицины,

Ю.А. Кудряшова, доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и спортивной медицины,

М.Г. Половникова, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и спортивной медицины, А.С. Прохорцева, старший преподаватель, аспирант кафедры анатомии и спортивной медицины, А.И. Харитонов, аспирант кафедры анатомии и спортивной медицины.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: ykudrashova@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность. Основная задача современного образования - повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье школьников. Наряду с контролем проведения занятий по физической культуре необходимо осуществлять обязательный мониторинг физического развития обучающихся. В настоящее время обсуждается проблема развития нового направления широкомасштабного тестирования в образовании, посвященного мониторингу физического развития и физической подготовленности школьников и юных спортсменов. Результаты исследования будут учитываться при построении общероссийской системы оценки качества образования.

Цель работы: изучить уровень физического развития мальчиков и девочек 6-10 лет г. Краснодара.

Методы исследования: Обследовано 525 учащихся средних общеобразовательных учреждений г. Краснодара 6-10 лет, не занимающихся спортом. Для оценки морфологических характеристик измеряли длину, массу тела, диаметры дистальных частей, обхватные размеры тела, величину кож-но-жировых складок, жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Рассчитывали индекс массы тела (ИМТ). Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы оценивали по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД сист., АД диаст.)

Результаты исследования. Исследование уровня физического развития мальчиков и девочек 6-10 лет г. Краснодара выявило особенности формирования морфологических и функциональных показателей детей 6-10 лет. При сравнении с результатами исследований десятилетней давности, выявлено увеличение весо-ро-стовых показателей современных детей 6-10 лет г. Краснодара наряду с уменьшением функционального показателя внешнего дыхания - ЖЕЛ.

Заключение. Выявленные особенности морфофункциональ-ных и физиологических показателей могут быть использованы в образовательных и спортивно-оздоровительных учреждениях, служить научной основой при разработке медико-педагогических программ укрепления здоровья детей. Включение материалов исследования в учебный процесс позволит повысить профессиональную компетентность студентов биологических факультетов и вузов физической культуры в области детской физиологии спорта.

Ключевые слова: мониторинг физического развития, дети 6-10 лет, мальчики, девочки, город Краснодар, школьники.

Для цитирования: Алексанянц Г.Д., Кудряшова Ю.А. Половникова М.Г., Прохорцева А.С., Харитонов А.И. Особенности физического развития мальчиков и девочек 6-10 лет г. Краснодара // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - №3. - С. 61-67.

For citation: Aleksanyants G., Kudryashova Yu., Polovnikova M., Prokhortseva A., Kharitonov A. Features of physical development of boys and girls 6-10 years of Krasnodar. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 3, pp. 61-67 (in Russian).

Одна из основных задач современного образования - повысить уровень физической подготовленности, сохранить и укрепить здоровье школьников. В связи с чем, для оптимального дозирования нагрузок, при проведении занятий по физической культуре, необходимо осуществлять обязательный мониторинг физического развития обучающихся. В последние годы обсуждается проблема развития нового направления широкомасштабного тестирования в образовании, посвященного мониторингу физического развития и физической подготовленности школьников и юных спортсменов. Результаты исследования будут учитываться при построении общероссийской системы оценки качества образования. В настоящее время многие авторы исследуют проблемы физического, психического здоровья и физической подготовленности школьников [2-6, 9, 10, 13-15, 18-24 и др.]. Большинство из них изучают в своих работах только отдельные параметры физического и функционального состояния детей [2, 5-8, 11, 12, 14, 16, 17 и др.]. Таким образом, мониторинг уровня здоровья и физического развития, изучение закономерностей морфологических и физиологических механизмов, обеспечивающих улучшение функциональных возможностей организма школьников является актуальной проблемой. Обследование большого количества детей позволит сформировать возрастные и гендерные нормативы для школьников каждого региона Российской федерации, что позволит определить оптимальный набор средств, методов и режима физической нагрузки с целью повышения функциональных возможностей организма ребенка.

Цель работы: изучить уровень физического развития мальчиков и девочек 6-10 лет г.Краснодара.

Обследовано 525 учащихся средних общеобразовательных учреждений г. Краснодара 6 -10 лет, из них: 254 мальчика и 271 девочка. Обследуемые дети не имели хронических заболеваний и не занимались спортом. Антропометрические и функциональные показатели измеряли в медицинском кабинете. Обследование проводилось в утренние часы натощак, температура в помещении составляла 18-22 градуса. Для оценки морфологических характеристик измеряли длину, массу тела, диаметры дистальных частей, обхватные размеры тела, величину кожно-жировых складок. Рассчитывали индекс массы тела (ИМТ). Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряли методом спирометрии [1]. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) и показатели артериального давления (АД систолическое, АД диастолическое) определяли при помощи автоматического тонометра. Материал обработан с применением компьютерной статистической программы «BIOSTAT».

Обследование физического развития детей 6-10 лет разного пола, проживающих в городе Краснодаре выявило, что большинство исследуемых показателей соответствуют данным прошлых исследований детей г. Краснодара [4, 13, 15] (таблицы 1-2). Однако, по ряду показателей выявлены различия с результатами исследований прошлых лет. Показатели длины тела у обследуемых детей 6, 9 и 10 лет выше по сравнению с детьми этого же возраста г. Краснодара, обследуемыми в прошлых исследованиях. Так, по данным Ю.А. Зузик (1999) длина тела у мальчиков и девочек 6 лет г. Краснодара в среднем составляла 114-119,5 см, согласно настоящему исследованию - 125,7 - 129 см. По данным И.С. Матвеевой (2017) длина тела у мальчиков 9 лет - 131,1 см, у девочек - 134,7 см, у мальчиков 10 лет - 135,4 см, у девочек - 138,1см, согласно настоящему исследованию длина тела у мальчиков 9 лет - 148,2 см, у девочек -138,4 см, у мальчиков 10 лет - 145,9 см, у девочек - 145,4 см. Также выявлено, что масса тела у обследуемых детей 9 и 10 лет превышала значения сверстников г. Краснодара, обследуемых в 2017 году. Так, по данным И.С. Матвеевой (2017) масса тела мальчиков 9 лет - 30,7 кг, девочек - 32,8 кг, мальчиков 10 лет - 33,1 кг, девочек -35,5 кг, согласно настоящему исследованию масса тела мальчиков 9 лет - 41,6 кг, девочек - 31,3 кг, мальчиков 10 лет - 42 кг, девочек - 37,5 кг.

Выявлено, что у современных детей жизненная емкость легких (ЖЕЛ) меньше по сравнению с показателями детей этого же возраста г. Краснодара, обследуемыми в прошлых исследованиях. Так, по данным Ю.А. Зузик (1999) ЖЕЛ у девочек и мальчиков 6 лет г. Краснодара в среднем составляла 1200-1350 мл, согласно настоящему исследованию - 822,7-868,7 мл. По данным И.С. Матвеевой (2017) ЖЕЛ у мальчиков 9 лет - 2113,4 мл, у девочек - 2003,5 мл, у мальчиков 10 лет - 2630,2 мл, у девочек - 2321,6 мл, согласно настоящему исследованию ЖЕЛ у мальчиков 9 лет - 1296,2 мл, у девочек

- 1253,5 мл, у мальчиков 10 лет - 1426,5 см, у девочек

- 1315,5 мл.

Таким образом, согласно полученным данным можно констатировать факт увеличения весо-ростовых показателей современных детей наряду с уменьшением функционального показателя внешнего дыхания - ЖЕЛ.

Анализ возрастных изменений показателей физического развития детей 6-10 лет разного пола, проживающих в городе Краснодаре выявил достоверное (р<0,05) увеличение большинства антропометрических и функциональных показателей с возрастом (таблицы 1-2). Так, у мальчиков значения длины и массы тела достоверно увеличивались с 6 до 9 лет. После 9 лет изменения были недостоверны, что объясняется некоторым замедлением ростовых процессов после «полуростового скачка» в 5-7 лет. При этом, индекс массы тела у мальчиков достоверно увеличивался только с 6 до 7 лет и с 8 до 9 лет. Показатели ЖЕЛ имели достоверно большие значения у мальчиков с 6 до 7 лет, с 8 до 9 лет и с 9 до 10лет.

Таблица 1

Антропометрические и функциональные показатели мальчиков 6-10 лет г. Краснодара (М±б)

Показатели Вснрвсг

6 лет 1 лет 5 лет 9 лет 10 лет

Длина тела (см) шдаздт»* 14

Мыса тела (жг) 41,57*3,ев'"

Индекс мпссы гг.па 16,01*1, 141* 18,3*2,»™

ЖЕЛ (ыж) ОДТШНДО" 1 1070^3*34,95" ЮВ 7,ЯВУ,3711 i 1295,23* 153,1 2111с 142б£Э*1«Д 411и

ЧСС (в- мин) lUJa2l215fi1M1 ЮДОДО** 79,3412, Й*'1'*

АД ЕНЙХ-Гмм.рт.ст.) мдти,^ Ю^ЗЫЛ.ЦЦ111

АД АКТ-Смм.гт.ехЛ бТрбИ&Р 69.79b4.6ff1 72,Ой*3,75|Ш 49,ЯЗ+Зр79,1и4

Обхмтные размери тела (ш)

Грудной ллеткн (пауза) АТТШ-пШ 66.66*4.59"* 73,26+3,54|и 72.16+5,59'"

ГК на иш 64,34+2,37** ыяюм™ 70,33+4,37'** 77,71+3.33,и 7Ы+5,32|и

ПС на ЪЬЩеде 60,36*2,63^ 60,32+4,57*" 65,34+4,03|1!* 72,21*3,59'° 70,Я6+5,£2»'

Плкчл 19.24*1 ,¿6! М.ЗВ±1.7А'Ш 23,37±2,31'11 12,8Й±3,3Ш

Предал с1 ил плым™ 21,(Ю+2,91И 21,02+2,35»'

Ьедя 32.41 ±2,.!2Ш* J6.7ati.fl11" 3в.46ь3.24'^ ■И,1?±4.24ш 44,1±5,26ш

Годенн ?? -К, 2а .об+аг27,м 29,34+2,74"* 33,77+3.46'° 33,2 9+4,35'"

Коино-иироиьк склплки (чм)

Н« СПИ НС под .палаткой 3,44*1,47* 8,46*1,64" 9,4 Ш^Р 10,39*1,Ов'1

Но- грулрг 7,83*2,0 Iй 7,013,02" 8,84±3,74и 9,65*1,11ш

КЙ жнлоге 8,76+3,49- 3,33*2,03" 10,26+3,23'» 9,35+3,57'

Пл трщнкн 10,75*3,7™ 11,46*2,39"* 12.63±3,311141 15,43+4,44'" 1й]06+3]65,и

На^нцстсс 5,&+3,93* ^39+£,26" 3,49+2.19'»

На предплечье 4,7.5±1,42>" 5,93+2,03И 7,3?+£,24*в 7^2,04'"

На бедре иДОДО« 12,64+3,76" 13,75+3,56"

Н1годемн 6,21+1,4*" тдацр 7,25*1,71'*

Кплшининп и млсси ТСЛР (%)

Мшиши 37.3 5*5.91"« 42.03+5.47" 42,82+4,95 " 41,86*5 ¿6"

Жкроыл м^сел 1^01 19,75*3,1 Б' 30,67+3,141»

Примечание: 1-достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 6 лет

2 - достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 7лет

3 - достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 8лет

4 - достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 9лет

5 - достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 10лет

Таблица 2

Антропометрические и функциональные показатели девочек 6-10 лет г. Краснодара (М±б)

Пемкигенн

& лет 7 лет 5 лет 5 лет 10 лет

Длингн. щ."1.! Лий ЩДОВД** 110.3Sb6.il™ 135,2*8,74"« 138,4*5,54"» *

М-лсс а гс л а (кг) 23.26*2,03 29ДОДО

Индекс массы тела Е6,2К±2,2Я|( ЫДОВД2* (Т^Ш/И11"

ЖЕ:Л {ил) 822,77^122,15" * ] 128к1?±2бзчя" и 875.47±13?,93 ш* 1253,51*256,3 1315,52^317,7

ЧСС {и мнк) вд&ьО!|Ы

ЛД^ия- {*рм р7.ст.1 МДОДО"* L02.Wt3.1i"' ]М,Й6±2,5,Н

АДдщгг. {мм □т.ст.'! «37*3.63« б5.6£М.7в* Й4,7±4,Й4|М 6Йь05хЗ;?2,н

Й^ИТЧНЙ рп-тмеры гаа (сн)

1 рудной кихш (шуш) бодании** б5,71±5,74|ьк вдэнут»

ГК ил в^зоке бЗ^Ы].«11« 66.74t6.Ii"" 76д02±7,«|Ш

ГКм 59,2 б*],«™ Й1,71±*,84"" ДОВДЧ11*

Плеча 18,2*1,01^'

11рслплпьч 17,57±1,82И 17,бз±1.га'* 17,13+1,^ 19,54±2,33^

Бедра ЗЭДОЗДО" 40,05**,И)™

Г(нт¥1ри 24,Й4± 37ДЦ* гыы 2Й,92± 29, а&±

ЕСожко-лироше «сладки (.им 1

На спине под ПОМТКфв ЩШЗьДО" ИДИДО"

На животе ИЛ^И.Тб"* 11.81*3,35'» 1107*3*22™

ЕЬ фНЦЛК И.47*1,83" 12>Н±2Л2» |¿,29*3,42'"

На бицепсе 6,№1

На предплечье ^13*3,17'» ДОДО» ЗДОЦМ" ■б.^Ы.бТ1-1"1

Н^ЙйЧр! 10.74*1,5 Iй* 11.56*1,5,И 14,15*2,7511 14.47*4,7б] 15,97*3,7"

На геленк тлы^ ДОи»11 7,1*1,55'м

К«ы1[0р[41ггы мвссы г5лл {%}

МмиКЧНН МКС» 3i.96t4.3F 34,3+2,8? зв,гагг4Г71*

Жнрошя 1нх1 гр.о^г.й?" з 1,04*1,5?'*

Примечание: 1-достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 6 лет

2 - достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 7лет

3 - достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 8лет

4 - достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 9лет

5 - достоверные различия (р<0,05)с показателями детей 10лет

Анализ возрастных изменений функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у мальчиков выявил, что ЧСС достоверно уменьшалась у детей более старшего возраста во всех возрастных группах. Значения систолического артериального давления у мальчиков достоверно увеличивались в периоды с 6 до 7 лет и с 8 до 9 лет. Достоверное увеличение диа-столического давления у мальчиков отмечалось только после 8 лет.

Обхватные размеры грудной клетки у мальчиков достоверно увеличивались с 7 до 9 лет. Обхваты плеча, бедра и голени достоверно увеличивались с 6 до 9 лет, обхват предплечья - с 7 до 9 лет.

Достоверные различия в размерах кожно-жировых складок у мальчиков выявлены в основном между показателями самых маленьких детей (6, 7 лет) и детей старших возрастных групп (9, 10 лет), что объясняется высокой вариабельностью значений толщины подкожно-жировой клетчатки у детей всех возрастных групп.

Мышечный компонент массы тела у мальчиков достоверно увеличивался с 6 до 7 лет и с 8 до10 лет, жировой компонент - с 6 до 7 лет.

У девочек 6-10 лет г. Краснодара достоверные возрастные изменения антропометрических и функциональных показателей выявлены в несколько меньших возрастных диапазонах, по сравнению с мальчиками. Достоверные изменения у девочек выявлены по показателям: длина тела, АД диаст. - с 7 до 10 лет, масса тела и ИМТ - с 6 до 7 лет и с 9 до10 лет, ЖЕЛ, ОГК (пауза) - с 6 до 9 лет, ЧСС и АД сист. с 6 до 8 и с 9 до 10 лет, ОГК (на вдохе), (на выдохе) - с 6 до 10 лет, мышечная масса - с 9 до 10лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исследование уровня физического развития мальчиков и девочек 6-10 лет г. Краснодара выявило особенности формирования морфологических и функциональных показателей детей 6-10 лет. При сравнении с результатами исследований прошлых лет, выявлено увеличение весо-ростовых показателей современных детей 6-10 лет г. Краснодара наряду с уменьшением функционального показателя внешнего дыхания - ЖЕЛ.

Определение актуальных особенностей морфо-функциональных показателей детей 6-10 г. Краснодара может быть использовано для оптимизации оценки физической подготовленности детей данного возраста.

Полученные новые сведения о закономерностях развития и проявлений морфофункциональных характеристик и свойств у детей 6-10 лет. г. Краснодара могут быть использованы в соответствующих научных лабораториях для построения морфо-функциональных моделей детей 6-10 Краснодарского края. Выявленные особенности морфофункциональных и физиологических показателей могут быть использованы в образовательных и спортивно-оздоровительных учреждениях, служить научной основой при разработке медико-педагогических программ укрепления здоровья детей.

Включение материалов исследования в учебный процесс позволит повысить профессиональную ком-

петентность студентов биологических факультетов и вузов физической культуры в области детской физиологии спорта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексанянц Г.Д. Возрастная и спортивная морфология: учеб.-метод. пособие / Г.Д. Алексанянц, В.В. Абушкевич, Т.Г. Гричанова, Ю.А. Кудряшова, О.В Ма-якова, О.А. Медведева, Л.Ю. Тимофеева, Д.Б. Тлехас, А.М. Филенко. - Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - 2-е изд.

- 138 с.

2. Агейкин А.В. Оценка компонентного состава тела детей-спортсменов 11-12 лет, занимающихся карате Кёкусинкай в г. Пенза / А.В. Агейкин // Молодой ученый. - 2014. - № 12. - С. 381-383.

3. Аршинник С.П. Состояние и динамика основных компонентов физической подготовленности современных школьников / С.П. Аршинник, Т.А. Банникова, А.П. Тарасенко, В.И. Тхорев // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2009. - № 4. - С. 89-95.

4. Банникова Т.А. Результаты мониторинга физического состояния учащихся города Краснодара в 2005-2006 учебном году / Т.А. Банникова, Ю.К. Чернышенко. -Краснодар, 2006. - 213 с.

5. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.

6. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации /А.А. Баранов, В.Р.Кучма // Сборник материалов. Вып. VI. - М.: ПедиатрЪ, 2013.

- 192 с.

7. Воронина Г.А. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста / Г.А. Воронина.

- Киров: ВГГУ, 2009. - С. 27-29.

8. Гребенникова В.В. Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста в крупном промышленном центре / В.В. Гребенникова // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 2003. -78-82 с.

9. Гришин А.В. Результаты мониторинга физического здоровья детей 7-17 лет в Уральском Федеральном округе (результаты 2002-2003 гг.) / А.В. Гришин, Д.С. Речапов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 4. - С. 13-15.

10. Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза, ее значение для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 211-223.

11. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма / В.А. Доскин, Х. Келлер, Н.М. Мура-енко, Р.В. Тонкова-Ямпольская. - М.: Медицина, 1997.

- 288 с.

12. Егоров Г.Е. Классификация видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена и некоторые рекомендации по рациональной ориентации детей в спорте / Г.Е. Егоров // В сб.: Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. - Новокузнецк, 1983. - С. 10-107.

13. Зузик Ю.А. Особенности физического и функционального развития детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: дис. ... канд. биол. наук. - Краснодар: КГАФК, 1999. - 172с.

14. Иванков Ч.Т. Повышение эффективности физического воспитания учащихся на основе спортивного каратэ / Ч.Т. Иванков, А.В. Сафошин // Человек, здоровье в изменяющемся мире: Тез.науч.-практ. конф.

- Коломна, 1994. - С. 176-177.

15. Матвеева И.С. Физическая подготовка школьников 9-11 лет на основе комплексного учета их морфо-функционального статуса: дис. ... канд. биол. наук. -Краснодар: КГАФК, 2017. - 233с.

16. Павлова О.И. Спорт - сфера воспитания силы духа и ключ к формированию психологии победителя / О.И. Павлова // Теория и практика физической культуры.

- Казань, 2009. - С. 87

17. Ситдиков Ф.Г. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников / Ф.Г. Ситдиков, Г.Х. Самигулин // Физиология человека. - М., 2000. - С. 167-169.

18. Carter J.E.L., Heath B.H. Somatotyping - development and applications. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1990.

19. Delaney J.R., Brodie D.A. Effects of Sport-term Psychological Stress on the Time and Frequency Domains of Heart - Rate Variability // Percept. Mot. Skills. 2000. Vol. 91. No. 2. P. 515-524.

20. Heath B.H., Carter J.E.L. A modified somatotype method // Am. J. Phys. Anthropol. - 1967. - Vol. 27, № 1. - P. 57-74.

21. Ishida R., Okada M. Spectrum analysis of heart rate variability for the assessment of training effects // Rinsho. Byori. 1997. №7. P. 685-688.

22. Kalinina I., Dyakova Y., Polovnikova M., Kudryashova Y., Zub M. Morphotypological characteristics of primary school children engaged in karate Kyokushin // BIO Web of Conferences 26, 2020.

23. Rajkumar R.V. Endomorphy dominance among nonath-lete population in all the ranges of body mass index // Int. J. Physiother. Res. - 2015. - Vol. 3. - P. 1068-1074.

24. Toth T. Somatotypes in sport / T. Toth, M. Michalikova, L. Bednarcikova, J. Zivcak, P. Kneppo// ActaMechanicaetA-utomatica. - 2014. - Vol. 8, № 1. - P. 27-32.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF BOYS AND GIRLS 6-10 YEARS OF KRASNODAR

G. Aleksanyants, Doctor of Medical Science, Professor, Professor of the Department of Anatomy and Sports Medicine,

Yu. Kudryashova, Associate Professor, Candidate of Biological Science, Associate Professor of the Department of Anatomy and Sports Medicine,

M. Polovnikova, Candidate of Biological Science, Associate Professor of the Department of Anatomy and Sports Medicine,

A. Prokhortseva, Senior Lecturer, Postgraduate Student of the Department of Anatomy and Sports Medicine,

A. Kharitonov, postgraduate student of the Department of Anatomy and Sports Medicine.

Federal State Budgetary Establishment of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture,

Sports and Tourism», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budenniy str., 161, e-mail: ykudrashova@mail.ru.

Annotation.

Relevance. The main task of modern education is to increase the level of physical fitness and improve the health of schoolchildren. Along with the control of physical education classes, it is necessary to carry out mandatory monitoring of the physical development of students. Currently, the problem of developing a new direction of large-scale testing in education, dedicated to monitoring the physical development and physical fitness of schoolchildren and young athletes, is being discussed. The results of the study will be taken into account when building an all-Russian system for assessing the quality of education.

The purpose of the work: to study the level of physical development of boys and girls 6-10 years old in Krasnodar.

Research methods: 525 schoolchildren of secondary educational institutions of Krasnodar 6-10 years old who are not involved in sports were examined. To assess the morphological characteristics, length, body weight, diameters of distal parts, body circumference, the size of skin and fat folds, the vital capacity of the lungs (GEL) were measured. Body mass index (BMI) was calculated. Functional indicators of the cardiovascular system were assessed by heart rate contractions (heart rate) and blood pressure (blood pressure system.

Results of the study. A study of the level of physical development of boys and girls 6-10 years old in Krasnodar revealed the features of the formation of morphological and functional indicators of children 6-10 years old. When comparing with the results of studies 10 years ago, an increase in

weight and growth indicators of modern children 6-10 years old in Krasnodar along with a decrease in the functional indicator of external respiration - GEL - was revealed.

Conclusion. The identified features of morphofunctional and physiological indicators can be used in educational and sports and recreational institutions, serve as a scientific basis for the development of medical and pedagogical programs to strengthen the health of children. The inclusion of research materials in the educational process will increase the professional competence of students of biological faculties and universities of physical culture in the field of children's physiology of sports.

Key words: monitoring of physical development, children 6-10 years old, boys, girls, the city of Krasnodar, schoolchildren.

References:

1. Aleksanyants G.D., Abushkevich V.V., Grichanova T.G., Kudryashova Yu.A., Mayakova O.V., Medvedev O.A., Timofeeva L.Yu., Tlekhas D.B., Filenko A.M. Vozrastnaya i sportivnaya morfologiya [Age and sports morphology]. Krasnodar: KGUFKST, 2018, 2nd ed., 138 p.

2. Ageikin A.V. Assessment of the component composition of the body of children-athletes aged 11-12 years old, engaged in Kyokushinkai karate in Penza. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2014, no. 12, pp. 381-383. (in Russian).

3. Arshinnik S.P., Bannikova T.A., Tarasenko A.P., Tkhorev V.I. State and dynamics of the main components of physical fitness of modern schoolchildren. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport -Science and Practice], 2009, no. 4, pp. 89-95. (in Russian).

4. Bannikova T.A., Chernyshenko Yu.K. Rezul'taty monitoringa fizicheskogo sostoyaniya uchashchihsya goroda Krasnodara v 2005-2006 uchebnom godu [The results of monitoring the physical condition of students in the city of Krasnodar in the 2005-2006 academic year]. Krasnodar, 2006, 213 p.

5. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblin N.A. Fizicheskoe raz-vitie detej i podrostkov na rubezhe tysyacheletij [Physical development of children and adolescents at the turn of the millennium]. Moscow: Publisher Scientific Center for Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences, 2008, 216 p.

6. Baranov A.A., Kuchma V.R. Physical development of children and adolescents of the Russian Federation. Sbornik materialov [Collection of Materials]. Issue. VI. M.: Pediatr, 2013, 192 p. (in Russian).

7. Voronina G.A. Dvigatel'naya aktivnost' i razvitie detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Motor activity and development of children of primary school age]. Kirov: VGGU, 2009, pp. 27-29.

8. Grebennikova V.V. Morphofunctional Features of Children of Primary School Age in a Large Industrial Center. Sibirskij medicinskij zhurnal [Siberian Medical Journal]. Irkutsk, 2003, pp. 78-82. (in Russian).

9. Grishin A.V., Rechapov D.S. The results of monitoring the physical health of children 7-17 years old in the Ural Federal District (results of 2002-2003). Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2005, no. 4, pp. 13-15. (in Russian).

10. Guzhalovsky A.A. Problema «kriticheskih» periodov on-togeneza, ee znachenie dlya teorii i praktiki fizicheskogo vospitaniya [The problem of "critical" periods of ontogenesis, its significance for the theory and practice of physical education]. Moscow: Physical culture and sport, 1984, pp. 211-223.

11. Doskin V.A., Keller H., Muraenko N.M., Tonkova-Yampol-skaya R.V. Morfofunkcional'nye konstanty detskogo orga-nizma [Morphofunctional constants of the child's body]. Moscow: Medicine, 1997, 288 p.

12. Egorov G.E. Classification of sports according to the nature of their influence on the athlete's musculoskeletal system and some recommendations for the rational orientation of children in sports. V sb.: Aktual'nye voprosy travmatologii i ortopedii [In: Topical Issues of Traumatology and Orthopedics]. Novokuznetsk, 1983, pp. 10-107. (in Russian).

13. Zuzik Yu.A. Peculiarities of physical and functional development of preschool children in various motor modes. Candidate's thesis. Krasnodar: KGAFC, 1999, 172p. (in Russian).

14. Ivankov Ch.T., Safoshin A.V. Improving the efficiency of physical education of students on the basis of sports karate. CHelovek, zdorov'e v izmenyayushchemsya mire: Tez. nauch.-prakt. konf. [Man, Health in a Changing World: Tez.Scient.-Pract. Conf.]. Kolomna, 1994, pp. 176-177. (in Russian).

15. Matveeva I.S. Physical training of schoolchildren aged 9-11 years on the basis of a comprehensive accounting of their morphofunctional status. Candidate's thesis. Krasnodar: KGAFC, 2017, 233 p. (in Russian).

16. Pavlova O.I. Sport - the sphere of education of fortitude and the key to the formation of the psychology of the winner. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. Kazan, 2009, 87 p.

17. Sitdikov F.G., Samigulin G.Kh. Age features of the weekly dynamics of the functional state of the body of younger schoolchildren. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. Moscow, 2000, pp. 167-169. (in Russian).

18. Carter J.E.L., Heath B.H. Somatotyping - development and applications. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1990.

19. Delaney J.R., Brodie D.A. Effects of Sport-term Psychological Stress on the Time and Frequency Domains of Heart - Rate Variability. Percept. Mot. Skills. 2000, vol. 91, no. 2, p. 515-524.

20. Heath B.H., Carter J.E.L. A modified somatotype method. Am. J Phys. Anthropol. 1967, vol. 27, no. 1, pp. 57-74.

21. Ishida R., Okada M. Spectrum analysis of heart rate variability for the assessment of training effects. Rinsho. Byori. 1997, no. 7, pp. 685-688.

22. Kalinina I., Dyakova Y., Polovnikova M., Kudryashova Y., Zub M. Morphotypological characteristics of primary school children engaged in karate Kyokushin. BIO Web of Conferences 26, 2020.

23. Rajkumar R.V. Endomorphy dominance among nonath-lete population in all the ranges of body mass index. Int. J Physiother. Res. 2015, vol. 3, pp. 1068-1074.

24. Toth T. Somatotypes in sport / T. Toth, M. Michalikova, L. Bednarcikova, J. Zivcak, P. Kneppo. ActaMechanicaetA-utomatica. 2014, vol. 8, no. 1, pp. 27-32.

Поступила / Received 13.07.2022

Принята в печать / Accepted 29.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.