ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Ю.В. ПОЛЫНСКИЙ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В статье представлены антропометрические измерения и результаты контрольного тестирования школьников, занимающихся физической культурой и спортом. В работе участвовали 65 детей 11-16 лет. Определяли 13 показателей физического развития, ЧСС в покое и проводили 8 тестов на различные физические качества. Показано, что период учебы в 5-6 классах является сенситивным для развития быстроты и скоростно-силовых качеств. С другой стороны, в период обучения в 7-8 классах также наблюдаются существенные изменения продольных и поперечных размеров отдельных звеньев опорнодвигательного аппарата. Эти данные обозначают продолжительность периодов благоприятного развития сначала скоростно-силовых качеств (5-7 класс), а затем - целенаправленного развития выносливости (7-9 классы). На основании результатов анализа полученных данных делается вывод о целесообразности преимущественного развития выносливости и скоростно-силовых качеств юных спортсменов на этапе начальной
специализации.
Ключевые слова: юные спортсмены, этапы многолетней подготовки, этап начальной специализации, контрольные тесты, линейные и поперечные размеры звеньев тела.
Abstract
In this paper, anthropometric measurements and control testing results for children pursued in physical culture and sports are presented. 65 children (11-16 years) are participated in study. 13 parameters of maturity. Heart rate in rest and 8 fitness test parameters were determined. It is shown, that 5-6 grades period is sensitive for development of speed and speed-power capacities. From the other hand, in 7-8 grade period, body measurement (linear longitudinal and crosslongitudinal) of some body segments are also changes dramatically. These data allow to suggest the length of development periods, first for speed-power capacities (5-7 grades), then mainly for endurance (7-9 grades). Based upon analysis results, authors suggest that it is reasonable to preferentially develop endurance and speed-power capacities during period of initial sports specialization.
Key words: young athletes, periods of multiyear training, period of initial sports specialization, control tests, linear body measures.
Введение
Вопросы спортивной подготовки юных спортсменов многие годы привлекают внимание спортивных специалистов [1, 5, 6]. Несмотря на достигнутые значительные успехи [6], в современной практике работы с юными спортсменами нередки случаи форсирования интенсивности тренировочных нагрузок, особенно на этапах начальной специализации и углубленной тренировки 1-2 годов обучения.
Экспериментальная проверка гипотезы о том, что нарушение «принципа своевременности» на этапах многолетней подготовки юных спортсменов приводит к преждевременному форсированию специализированных нагрузок, могла бы подтвердить или опровергнуть данное утверждение, исходя из закономерностей возрастного развития. Необходимость проверки этой гипотезы и определила актуальность данного исследования.
Материалы и методы
В 2009 г. были обследованы 65 мальчиков и подростков в возрасте 11-16 лет - учащихся 5-9 классов обще-
образовательной школы. Количество учащихся пятых классов составило 16 чел., шестых - 12, седьмых - 15, восьмых - 12 и девятых - 10 чел. Большая часть обследованных учащихся занималась в спортивных секциях по различным видам спорта (43 чел.), остальные занимались физической культурой (23 чел.).
В качестве маркеров физического развития измеряли 13 показателей: длину тела, массу тела, обхватные размеры (грудной клетки, плеча, предплечья, бедра и голени), ширину отдельных звеньев тела и суставов (голени, плеча, таза, локтя, колена), длину ноги. Измерение показателей осуществлялось с применением калипе-ра, толстотного циркуля и измерительной гибкой ленты.
Показателем функционального состояния сердечнососудистой системы детей и подростков являлась частота сердечных сокращений в покое, которую измеряли с помощью тонометра.
Уровень развития физических (двигательных) качеств оценивали по результатам восьми тестов: бег на 1000 и 30 м (с высокого старта), прыжок в длину с места, отжимание от пола в течение 1 мин, челноч-
ный бег 10X5 м, пятикратный прыжок с ноги на ногу с места, подъемы туловища из положения лежа на спине в положение сидя в течение 30 с, метание мяча весом 150 г на дальность.
Таким образом, измеряли 22 показателя. Статистическая обработка результатов измерений производилась с помощью программы 81аЙ81!ка версии 6.0 в операционной среде Windows ХР. При проверке статистических гипотез и оценке достоверности различий средних значе-
ний измеренных показателей применяли непараметрический Т-критерий Вилкоксона для несвязанных выборок испытуемых; анализ главных компонент факторов производили с помощью уагішах-метода.
Результаты и их обсуждение
В табл. 1 отражены статистические характеристики для всей группы участников контрольных испытаний.
Таблица 1
Статистические характеристики полной выборки испытуемых
№ п/п Изучаемые характеристики Х 5 m
1. Возраст, лет 13,6 1,5 10,7 0,18
2. Длина тела, см 160,9 11,1 6,9 1,38
3. Масса тела, кг 49,9 11,2 22,5 1,39
4. Обхват грудной клетки, см 77,9 11,8 15,2 1,47
5. Обхват плеча, см 23,8 3,0 12,6 0,37
6. Обхват предплечья, см 22,9 2,3 9,9 0,28
7. Обхват бедра, см 46,7 5,0 10,7 0,62
8. Ширина голени, см 33,1 3,9 11,7 0,48
9. Ширина плеч, см 34,1 3,2 9,3 0,39
10. Ширина таза, см 24,7 2,2 9,0 0,28
11. Ширина локтя, см 6,0 0,8 13,6 0,10
12. Ширина колена, см 9,3 0,8 8,6 0,10
13. Длина ноги, см 94,9 7,8 8,3 0,97
14. ЧСС в покое, уд./мин 82,6 12,3 15,0 1,53
15. Результат в беге на 1000 м, с 291,1 51,5 17,7 6,39
16. Результат в беге на 30 м, с 5,8 0,8 13,8 0,10
17. Результат прыжка в длину с места, см 178,6 44,7 25,0 5,54
18. Отжимание в упоре лежа, количество раз 33,9 11,9 35,0 1,47
19. Результат в челночном беге 10x5 м, с 15,4 1,7 10,8 0,21
20. Результат 5-кратного прыжка с места, м 9,8 1,0 10,5 0,13
21. Сгибание туловища из положения лежа на спине, количество раз 27,2 6,6 24,3 0,82
22. Результат в метании мяча весом 150 г, м 42,2 9,6 22,9 1,20
Примечание. Использованы следующие обозначения: X - средняя величина, а - среднеквадратическое отклонение от средней, СУ - коэффициент вариации признака, т - ошибка средней.
Следует выделить ряд важных признаков, вариативность которых существенна (например, признаки № 3, 14, 17, 18, 21) и может оказать нежелательное влияние на результаты измерений. Наиболее высокие значения СУ, возможно, объясняются неоднородным составом группы, в которую вошли учащиеся с неодинаковыми
темпами возрастного развития и уровнем физической и функциональной подготовленности.
Поэтому вся группа обследованных учащихся была разделена на возрастные диапазоны для устранения этих влияний в соответствии с классами обучения (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение показателей развития и физической подготовленности детей и подростков,
обучающихся в различных классах
Изучаемые характеристики Классы обучения
5 6 7 8 9
Возраст, лет 11,8±0,5 12,8±0,2 13,6±0,5 14,9±0,4 15,7±0,3
Длина тела, см 152±8,4 156±9,5 160±9,9 171±6,6 171±4,6
Окончание табл. 2
Изучаемые характеристики Классы обучения
5 6 7 8 9
Масса тела, кг 41,1±7,7 46,1±9,8 51,5±12,8 56,8±7,1 57,8±8,5
Обхват грудной клетки, см 72,5±6,5 78,0±7,2 79,6±7,9 76,4±22,3 85,5±5,4
Обхват плеча, см 22,0±2,5 23,1±2,9 24,2±3,4 25,0±2,2 25,4±3,0
Обхват предплечья, см 21,4±1,9 22,1±2,2 23,0±1,9 24,4±2,0 24,3±2,1
Обхват бедра, см 44,0±3,4 45,8±5,9 47,3±5,9 48,6±3,8 49,1±4,2
Ширина голени, см 30,9±2,6 32,5±4,4 33,7±3,9 34,1±4,1 35,5±3,1
Ширина плеч, см 32,3±2,0 32,6±2,1 34,8±3,7 36,7±3,0 34,6±2,7
Ширина таза, см 23,1±1,7 24,0±2,3 25,0±2,3 26,2±1,7 26,1±1,4
Ширина локтя, см 5,8±0,8 6,0±0,6 6,1±1,1 6,1±1,0 6,1±0,5
Ширина колена, см 8,8±0,8 9,1±0,8 9,3±0,9 9,5±0,6 9,7±0,6
Длина ноги, см 88,4±5,4 91,8±5,7 93,8±6,2 101±6,8 103±4,0
ЧСС в покое, уд./мин 83,4±7,9 82,1±13,7 88,5±9,9 84,4±13,4 71±12,5
Результат в беге на 1000 м, с 303±48,8 299±54,5 288±39,8 304±65,3 252±36,2
Результат в беге на 30 м, с 6,8±0,8 5,7±0,5 5,5±0,3 5,3±0,3 5,2±0,4
Результат прыжка в длину с места, см 165±14,6 151±64,9 185±18,1 210±25,7 186±67,7
Отжимание в упоре лежа, количество раз 29,3±13,1 35,3±15,9 34,2±9,6 36,6±9,0 35,8±10,4
Результат в челночном беге 10x5 м, с 16,4±0,4 14,9±2,7 15,0±1,1 15,3±1,7 15,2±1,5
Результат 5-кратного прыжка с места, м 8,5±0,7 9,9±0,7 10,0±0,6 10,5±0,8 10,4±0,6
Сгибание туловища из положения лежа на спине, количество раз 25±8,7 29±5,9 26±5,3 30±7,0 27±3,7
Результат в метании мяча весом 150 г, м 35,6±11,8 41,5±7,1 43,3±6,6 50,0±8,1 42,5±7,5
Данные табл. 2 в целом отражают закономерности возрастного развития, например, по динамике длины и массы тела, а также по окружности грудной клетки, обхвату бедра, ширине коленного сустава, длине ноги. В период обучения в 8-9 классах, в завершающей фазе пубертатного периода, отмечается снижение таких
показателей, как обхват грудной клетки, ширина плеч, результаты в беге на выносливость и в прыжке в длину с места. В соответствии с этими данными ниже приведена статистическая оценка различий изучаемых показателей (табл. 3).
Таблица 3
Достоверность различий характеристик развития и физической подготовленности юных спортсменов по годам обучения
Изучаемые характеристики Сравниваемые пары классов обучения
5-6 6-7 7-8 8-9
Возраст, лет < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,05
Длина тела, см >0,05 > 0,05 < 0,01 > 0,05
Масса тела, кг >0,05 > 0,05 < 0,01 > 0,05
Обхват грудной клетки, см < 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05
Обхват плеча, см > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Обхват предплечья, см > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Обхват бедра, см > 0,05 > 0,05 >0,05 > 0,05
Ширина голени, см > 0,05 > 0,05 >0,05 > 0,05
Ширина плеч, см > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05
Ширина таза, см > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05
Ширина локтя, см > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Ширина колена, см > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05
Длина ноги, см > 0,05 > 0,05 < 0,01 > 0,05
ЧСС в покое, уд./мин > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Результат в беге на 1000 м, с > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05
Результат в беге на 30 м, с < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Окончание табл. 3
Изучаемые характеристики Сравниваемые пары классов обучения
5-6 6-7 7-8 8-9
Результат прыжка в длину с места, см > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05
Отжимание в упоре лежа, количество раз > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Результат в челночном беге 10x5 м, с < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Результат 5-кратного прыжка с места, м < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Сгибание туловища из положения лежа на спине, количество раз > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Результат в метании мяча весом 150 г, м < 0,05 < 0,05 >0,05 < 0,05
Данные табл. 3 показывают, что период учебы в 5-6 классах является сенситивным для развития быстроты и скоростно-силовых качеств (признаки № 16, 19, 20, 22 - см. табл. 1). С другой стороны, в период обучения в 7-8 классах также наблюдаются существенные изменения продольных и поперечных размеров отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата (признаки № 2, 3, 9, 10, 12, 13). Эти данные обозначают продолжительность периодов благоприятного развития сначала скоростно-силовых качеств (5-7 классы), а затем - целенаправленного развития выносливости (7-9 классы).
П.В. Квашук и Е.А. Ширковец [2] считают, что поэтапный анализ факторов влияния на динамику функционального состояния юных спортсменов позволяет оптимизировать тренировочные нагрузки в ходе многолетней спортивной подготовки.
Исходя из того, что изучаемый возрастной период является одним из наиболее ответственных в многолетней подготовке юных спортсменов, был проведен факторный анализ матрицы показателей нашей выборки детей и подростков. Результаты анализа приведены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты анализа факторов, определяющих уровень физической подготовленности школьников-спортсменов 5-9 классов
Изучаемые характеристики Ф а к т о р ы
фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5
Возраст, лет 0,4455 0,3309 0,2909 0,5517 0,1886
Длина тела, см 0,7095 0,1914 0,0841 0,3444 0,4557
Масса тела, кг 0,9463 0,1168 0,0366 0,2055 0,0905
Обхват грудной клетки, см 0,6757 0,0770 0,0598 -0,1027 -0,0928
Обхват плеча, см 0,9149 0,0750 0,0048 0,0778 -0,1691
Обхват предплечья, см 0,8825 0,0990 0,0881 0,2566 -0,0009
Обхват бедра, см 0,9272 0,0450 0,0219 0,0284 -0,1444
Ширина голени, см 0,8823 0,1157 -0,0677 0,1064 -0,0177
Ширина плеч, см 0,7566 0,0873 -0,0380 0,2003 0,1839
Ширина таза, см 0,8531 0,1588 0,0580 0,1394 0,1437
Ширина локтя, см 0,6808 0,0003 -0,2618 -0,1690 0,3367
Ширина колена, см 0,8171 0,0114 -0,1044 0,1354 0,1134
Длина ноги, см 0,6408 0,1237 0,0682 0,4223 0,4525
ЧСС в покое, уд./мин -0,0743 -0,0620 -0,8529 0,1212 -0,1852
Результат в беге на 1000 м, с 0,1257 -0,1535 -0,2457 -0,0117 -0,7683
Результат в беге на 30 м, с -0,2367 -0,7528 -0,1389 -0,2639 -0,1043
Результат прыжка в длину с места, см 0,1147 -0,0294 -0,1483 0,8144 -0,0623
Отжимание в упоре лежа, количество раз -0,2441 0,5010 0,5301 0,1214 0,1329
Результат в челночном беге 10x5 м, с -0,0327 -0,7276 -0,0561 0,1277 0,0744
Результат 5-кратного прыжка с места, м 0,3605 0,6053 0,0749 0,4570 0,2741
Сгибание туловища из положения лежа на спине, количество раз -0,0034 0,5896 -0,4057 -0,0214 0,4079
Результат в метании мяча весом 150 г, м 0,2804 0,5620 0,0706 -0,0137 0,4663
Суммарная нагрузка фактора 8,5094 2,6501 1,4867 1,8330 1,8166
Вклад в дисперсию выборки, % 0,3868 0,1205 0,0676 0,0833 0,0826
Данные табл. 4 показывают, что ведущим фактором в исследуемый возрастной период являются ростовые процессы и развитие морфофункциональных структур организма (фактор 1). Вариации наиболее значимых признаков развития (№ 2, 3, 4-10, 12) объясняют 38,7% общей дисперсии выборки; об этом свидетельствуют значительные факторные нагрузки, значения которых составляют 0,710-0,946. Фактор 2 составили характеристики быстроты и скоростно-силовой подготовленности, вариация которых объясняет 12% всех вариаций. Функциональное состояние юных спортсменов нередко оценивается показателем ЧСС в покое (фактор 3 с величиной вклада в обобщенную дисперсию 6,8%). Одинаковый вклад в общую дисперсию выборки вносят вариации скоростно-силовых характеристик и выносливости - по 8,3% (факторы 4 и 5).
Группой авторов [4] показано, что динамика характеристик физического развития детей и подростков в данном возрастном диапазоне имеет сходные тенденции и проявляются примерно одинаково у подростков. Однако преимуществом в темпах приростов ведущих признаков развития и физических качеств обладают юные спортсмены, которые систематически занимаются физическими упражнениями, в отличие от учащихся с пассивным ограниченным уровнем двигательной активности.
Из этих данных следует, что развитие скоростносиловых качеств и выносливости на исследуемом этапе многолетней подготовки требует особого внимания. При этом необходимо планировать большие циклы трени-
ровочных нагрузок таким образом, чтобы достигнутый уровень физических качеств впоследствии был реализован в условиях специфической мышечной работы [3].
Выводы
1. Полученные результаты позволяют заключить, что морфофункциональные изменения у юных спортсменов в возрасте 11-16 лет характеризуют мощные влияния физиологических перестроек жизненно важных функций в организме и зависят от темпов полового созревания. Это согласуется с известными представлениями о возрастных закономерностях развития и динамике физической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации.
2. Динамика «линейных» изменений тела и маркеры развития, а также заметные изменения поперечных размеров звеньев опорно-двигательного аппарата в наибольшей степени проявляются в 7-8 классах школы. Возрастные особенности биологических процессов в этот период указывают на необходимость обоснованного применения нагрузок, развивающих выносливость и скоростно-силовые качества на этапе начальной специализации. Приоритетной является аэробная компонента мышечных нагрузок в годичных тренировочных циклах.
3. На последующем этапе углубленной тренировки специализированные тренировочные средства целесообразно использовать в необходимом объеме после завершения перестройки физиологических функций организма юных спортсменов.
Литература
1. Булгакова Н.Ж. Научно-методические основы подготовки спортивного резерва / Н.Ж. Булгакова // Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва: XVI Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти Маины Яковлевны Набатниковой (г. Москва, 5-7 октября 1999 г.). - С. 18-20.
2. Квашук П.В. Критерии специальной работоспособности юных спортсменов / П.В. Квашук, Е.А. Шир-ковец // Актуальные проблемы подготовки спортивного резерва: материалы XVII Всероссийской научнопрактической конференции (г. Москва, 19-20 мая 2011 г.). - М.: ВНИИФК; ООО «Паритет», 2011. -С. 151-152.
3. Корженевский А.Н. Информативность комплексного контроля для определения ведущих факторов подготовленности спортсменов различной квалификации /
А.Н. Корженевский // Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва: XVI Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти Маины Яковлевны Набатниковой (г. Москва, 5-7 октября 1999 г.). - С. 173-174.
4. Лаптев А.И. Физическое состояние школьников-подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа / А.И. Лаптев, А.Ю. Казаков,
B.С. Кухарев // Физическая культура и спорт в современном обществе: сб. статей / отв. ред. В.С. Беляев,
C.И. Филимонова. - М.: МГПУ, 2011. - С. 66-69.
5. Тимакова Т.С. Спортивный отбор в системном видении проблемы / Т.С. Тимакова // Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва: XVI Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти Маины Яковлевны Набатниковой (г. Москва, 5-7 октября 1999 г.). -С. 133-135.
6. Филин В.П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта / В.П. Филин // Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва: XVI Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти Маины Яковлевны Набатниковой (г. Москва, 5-7 октября 1999 г.). - С. 97-99.
References
1. Bulgakova NJ. Scientific and methodical bases for sports reserve preparation // Aktualnye problemy sover-
shenstvovaniya podgotovki sportivnogo rezerva: XVI Vserossijskaya nauchnaya konferenciya posvaschennaya pa-
myati M.Y. Nabatnikovoi (Moskva, 5-7 oktyabrya 1999). -P. 18-20.
2. Kvashuk P.V. Criteria for special working capacity of young athletes // Aktualnye problemy sovershenstvovani-ya podgotovki sportivnogo rezerva: XVII Vserossijskaya nauchnaya konferenciya (Moskva, 19-20 maya 2011). -P. 151-152.
3. Korzhenevsky A.N. Informativity of complex control for determination of leading factors in training of different level athletes // Aktualnye problemy sovershenstvovaniya podgotovki sportivnogo rezerva: XVI Vserossijskaya nauch-naya konferenciya posvaschennaya pamyati M.Y. Nabatniko-voi (Moskva, 5-7 oktyabrya 1999). - P. 173-174.
4. Laptev A.I. et al. Physical condition of adolescents studying in different education institutions // Fizicheskaya
kultura v sovremennom obschestve: collection of papers / ed. by V.S. Belyaev, S.I. Filimonova. - M.: MGPU, 2011. -P. 66-69.
5. Timakova T.S. Sports selection in perspective view of the problem // Aktualnye problemy sovershenstvova-niya podgotovki sportivnogo rezerva: XVI Vserossijs-kaya nauchnaya konferenciya posvaschennaya pamyati M.Y. Nabatnikovoi (Moskva, 5-7 oktyabrya 1999). -P. 133-135.
6 Filin V.P. Formation and developments perspectives of young sports theory and methodics // Aktualnye prob-lemy sovershenstvovaniya podgotovki sportivnogo rezerva: XVI Vserossijskaya nauchnaya konferenciya posvaschen-naya pamyati M.Y. Nabatnikovoi (Moskva, 5-7 oktyabrya 1999). - P. 97-99.