УДК 336.61
DOI 10.25688/2312-6647.2021.28.2.8
З. Ш. Мустафина
Особенности финансовой логистики в российских учреждениях среднего профессионального образования
Финансовая модель среднего профессионального образования (далее — СПО) определяет способность обеспечивать соответствие нормативным требованиям к качеству образования. Финансовая логистика в учреждениях СПО имеет особенности, присущие организациям общественного сектора: значительная доля бюджетных источников финансирования, ограниченность объема привлекаемых финансовых средств, зависимость объемов от значений корректировочных коэффициентов и численности обучающихся, асинхронность потоков услуг и финансирования.
Ключевые слова: учреждения СПО; финансовая логистика; финансовые потоки учреждений СПО; финансовая модель учреждений СПО.
В современных условиях важной составной частью человеческого капитала страны, обеспечивающей ее экономический рост, является достаточная численность квалифицированных рабочих кадров, которые соответствуют быстро меняющимся запросам отраслей, формирующих аналогичные требования к образовательной системе. Доля специалистов среднего звена в составе производительных сил РФ составляет до 85 % [6: с. 29], что дополнительно актуализирует интерес к проблеме их обучения. Реформирование системы СПО осуществляется в условиях дефицита ресурсов и неустойчивой взаимосвязи участников рынка труда. При этом существует много нерешенных задач в области финансирования учреждений, поскольку оно во многом определяет качество образования и степень его соответствия современным требованиям, в частности актуальной является направление финансовой логистики для конкретных учреждений и образовательных организаций.
Для понимания особенностей финансовой логистики учреждений СПО рассмотрим основные понятия.
Логистика в общенаучном смысле исследует закономерности управления процессами движения материальных потоков, а также связанными с ними потоками информации, финансов, кадров и пр. В частности, финансовая логистика занимается управлением финансовыми потоками в контуре логистического цикла (это временной интервал от приема заказа на продукцию или услугу до их доставки конкретному потребителю), тесно связанными с материальными потоками. Критериями эффективности финансовой логистики могут быть
© Мустафина З. Ш., 2021
сокращение трансакционных затрат по привлечению финансовых ресурсов, сокращение длительности логистического цикла, высвобождение финансовых ресурсов и их использование [1].
Параметрами финансовых потоков выступают объем, время и направленность. Применительно к сфере СПО эти параметры можно охарактеризовать следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Параметры финансовых потоков организаций СПО
Параметр Особенности в условиях организации СПО
Объем финансовых средств (потребность в средствах) Нормативно-подушевой расчет объема финансирования (с учетом корректировочных коэффициентов)
Время (синхронность с другими логистическими потоками) Потоки создания и предоставления услуг — регулярные. Финансовые потоки — дискретные (периодические перечисления бюджетной субсидии, платы за обучение)
Направленность Входящие: - доходы, получаемые от платных образовательных и иных услуг; - бюджетные ассигнования. Исходящие: - платежи поставщиками ресурсов (включая оплату подрядных работ); - оплата труда персонала; - платежи налога на прибыль (при наличии)
Исследования логистических финансовых потоков учреждений СПО имеют дополнительную актуальность на фоне масштабной трансформации сектора СПО в период последних десятилетий. Изменения коснулись и системы финансирования в связи с передачей обязательств по финансированию организаций СПО с федерального уровня на региональный. Специфика финансовой логистики в сфере среднего профессионального образования исходит из общих особенностей самой системы СПО, где основным логистическим потоком является не материальный, а сервисный — предоставление образовательных, воспитательных и других присущих учреждению СПО услуг.
Финансовые потоки учреждений СПО менялись в соответствии с эволюцией финансирования системы СПО. В СССР система СПО отличалась тем, что министерства и ведомства осуществляли властные административно-распорядительные полномочия в отношении принадлежащих им учреждений СПО. Сюда относилось установление плановых показателей набора студентов, назначение руководителей, финансирование деятельности на основе установленных статей расходов. Действующая практика шефства предполагала оказание подшефным учреждениям СПО финансовой помощи, безвозмездной передачи учебно-производственного оборудования, инструментов и др. Студенты СПО проходили практические занятия и производственную практику на базовых предприятиях при непосредственном участии мастеров-наставников [8: с. 5].
В 90-е годы XX века, с отменой институтов централизованного планирования, приобретением предприятий самостоятельности в ведении хозяйственной деятельности, финансовая поддержка учреждений СПО со стороны предприятий прекратилась. Теперь учреждения СПО должны были формировать специалистов на основании сигналов рынка. Однако российские предприятия, не имеющие опыта работы в условиях рыночной экономики, еще не способны были формировать четкие требования к системе СПО. В сложившейся ситуации передача учреждений СПО на региональный уровень предполагала обеспечение связи с работодателями как с конечными потребителями услуг, оказываемых организациями СПО, интеграции последних с рынком.
Передача учреждений СПО на региональный уровень повлекла перераспределение расходов бюджетов разных уровней (см. рис. 1).
зоо
250
200
7.
100
50
о
2000 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 2019
Рис. 1. Динамика расходов на СПО в период 2000-2019 гг.1
На рисунке 1 виден значительный рост доли расходов региональных бюджетов на среднее профессиональное образование. Расходы из федерального бюджета приобрели форму финансирования через государственные целевые программы. На рисунке 2 приведена структура доходов учреждений СПО.
Очевидно, что основной объем доходов организаций СПО складывается по-прежнему из бюджетных ассигнований.
В настоящее время многие организации СПО восстановили различные формы партнерства с предприятиями и организациями. Колледжи, как и в период существования СССР, получили доступ к базам практик на предприятиях,
1 Официальный сайт Казначейства России. URL: https://roskazna.gov.ru/ (дата обращения: 10.01.2021).
Рис. 2. Структура доходов учреждений СПО [2: с. 117]
начали использовать опыт мастеров-наставников при обучении студентов. Однако в части финансирования взаимодействие очень слабое. По данным Института статистических исследований и экономики знаний университета ВШЭ, доля средств организаций в общем объеме доходов учреждений СПО в 2015 г. составила около 4 %, в 2017 г. — чуть более 3 % [2: с. 29].
Предприятия не заинтересованы в финансировании деятельности организаций СПО. Основной причиной отсутствия мотивации предприятий в финансировании учреждений СПО является риск перетока кадров на другие предприятия. Молодой специалист, даже если обучался по договору с конкретным предприятием, всегда может найти возможность перейти на другую, более высокооплачиваемую работу. Другой причиной, сдерживающей рост объемов финансирования, является низкий уровень материально-технического обеспечения учреждений СПО, не подходящий для подготовки и переподготовки специалистов в контексте развития современных технологий. В сравнении с данной действительностью можно привести положительный зарубежный опыт защиты инвестиций предприятий в подготовку кадров в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, который пока в России не получил распространения.
Средства населения также занимают небольшую долю в финансировании учреждений СПО. По разным оценкам, 60 % населения не располагают достаточными доходами, чтобы оплачивать образование своих детей. По договорам
оказания платных услуг обучается только 2,8 % студентов, что составляет около 11-13 % доходов бюджетных учреждений [5: с. 30].
Изменение порядка бюджетного финансирования и смена уровня бюджета внесли свои коррективы в систему финансирования учреждений СПО, в результате субъектами Федерации расходы на систему СПО постепенно уменьшались. Главной причиной этого стало общее ухудшение экономической ситуации в субъектах Российской Федерации, дефицит их бюджетов.
Другая причина состоит в том, что в порядке финансирования учреждений СПО используется принцип нормативного подушевого финансирования, но расчет нормативов предполагает наличие различных корректировочных коэффициентов, на которые влияют территориальное расположение учреждения СПО, используемые формы обучения, необходимое оборудование, наличие студентов с ограниченными возможностями здоровья и другие показатели.
В результате, по итогам исследования НИУ ВШЭ реальных расходов организаций СПО, выявлено среднее недофинансирование уже объявленных государственных стандартов и ориентиров в размере 1,5-2 % ВВП [7]. Руководителям организаций СПО приходится постоянно искать дополнительные источники средств. Негосударственный колледж не сталкивается с подобной проблемой, получая оплату за обучение от своих студентов. Если же у колледжа сохранилась часть бюджетного финансирования, руководство ищет сложные пути. Дополнительные внебюджетные средства могут быть получены от деятельности по оказанию платных образовательных услуг, обучения второй и последующим специальностям, курсовой подготовке, консультирования, проведения семинаров, тренингов и др. Однако доля таких расходов, в соответствии с рисунком 2, не превышает 1,5 % в общем объеме доходов [2: с. 117].
Подверглась изменениям и модель распределения расходов учреждений СПО. Так, в соответствии с майскими указами 2012 г. увеличилась доля расходов на оплату труда работников, однако это произошло в ущерб остальным статьям расходов. Более всего снизились расходы на модернизацию и обновление учебно-лабораторной и учебно-производственной баз. Соответственно, учреждения СПО, и в особенности технических направлений, которым необходимо сложное лабораторное оборудование, дорогостоящие расходные материалы, стали испытывать трудности в осуществлении модернизации и обновлении материально-технической базы.
Результаты Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации 2019 г. свидетельствуют о неравномерности процесса модернизации материально-технической базы. Так, более 19 % учреждений СПО обновили свою материально-техническую базу наполовину. При этом около 28 % учреждений СПО совсем не проводили мероприятий по обновлению материально-технической базы, что привело к различию обеспечения оборудованием студентов в разных регионах. Разброс весьма существенен: от 13 тыс. руб. в СевероКавказском ФО до 34,1 тыс. руб. в Центральном ФО [4: с. 19].
По линии федерального бюджета в рамках проекта «Молодые профессионалы» в 2018 г. на оснащение учреждений СПО высокими технологиями предоставлено более 2,5 млрд руб. Кроме этого, в ходе реализации национального проекта «Образование» на технологическое оснащение колледжей, до 2024 г. будет выделено свыше 50 млрд руб. В итоге 62 организациям СПО вручены гранты на модернизацию и обновление материально-технического обеспечения, 58 % учреждений СПО использовали для этих целей бюджетные средства, 43 % — внебюджетные средства, в том числе безвозмездную помощь предприятий. Но доля нового оборудования, переданного предприятиями, моложе пяти лет, составила всего 0,5 % [3].
Таким образом, сложившаяся ситуация дает возможность функционировать учреждениям СПО, но не развиваться в свете современных требований стандартов WorldSkills и профессиональных стандартов. При этом эффективная организация финансовых потоков учреждений СПО может позволить наращивать объемы финансирования на привлечение дополнительных источников, партнерства с бизнес-сообществом, сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. С учетом изложенного требуется разработка и принятие акцессорных законодательных и организационно-управленческих решений в части формирования эффективных моделей финансирования системы среднего профессионального образования в Российской Федерации.
Литература
1. Александров О. А. Логистика: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 216 с.
2. Индикаторы образования: 2020: стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с.
3. О реализации государственной политики в сфере образования: доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Правительство России: официальный сайт. URL: http:// government.ru/info/20354/ (дата обращения: 12.01.2021).
4. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2019 году. М.: МИРЭА Российский технологический университет, 2019. 39 с.
5. Образование в цифрах: 2020: кр. стат. сб. / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.
6. Труд и занятость в России: 2019: стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России); ред. кол.: К. Э. Лайкам и др. M.: Росстат, 2019. 135 с.
7. Туринский процесс 2018-2020 Российская Федерация: отчет. [Электронный ресурс] // The European Training Foundation = Европейский фонд образования (ЕФО). URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2020-06/trpreport_2019_russia_ru.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
8. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству / И. В. Абанкина, Ф. Ф. Дудырев, И. Д. Фрумин, А. И. Шабалин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 28 с. (Современная аналитика образования. 2017. № 8 (16).
Literatura
1. Aleksandrov O. A. Logistika: ucheb. posobie. M.: INFRA-M, 2018. 216 s.
2. Indikatory' obrazovaniya: 2020: stat. sb. / N. V. Bondarenko, D. R. Borodina, L. M. Goxberg i dr.; Nac. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». M.: NIU VSHE', 2020. 496 s.
3. O realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya: doklad Pravitel'stva Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii. [E'lektronny'j resurs] // Pravitel'stvo Rossii: oficial'ny'j sajt. URL: http://government.ru/info/20354/ (data obrashheniya: 12.01.2021).
4. O rezul'tatax monitoringa kachestva podgotovki kadrov v 2019 godu. M.: MIRE'A Rossijskij texnologicheskij universitet, 2019. 39 s.
5. Obrazovanie v cifrax: 2020: kr. stat. sb. / L. M. Goxberg, O. K. Ozerova, E. V. Sautina, N. B. Shugal'; Nac. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». M.: NIU VSHE', 2020. 120 s.
6. Trud i zanyatost' v Rossii: 2019: stat. sb. / Gos. kom. Ros. Federacii po statistike (Goskomstat Rossii); red. kol.: K. E'. Lajkam i dr. M.: Rosstat, 2019. 135 c.
7. Turinskij process 2018-2020 Rossijskaya Federaciya: otchet. [E'lektronny'j resurs] // The European Training Foundation = Evropejskij fond obrazovaniya (EFO). URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2020-06/trpreport_2019_russia_ru.pdf (data obrashheniya: 12.01.2021).
8. E'volyuciya finansirovaniya sistemy' SPO: na puti k chastno-gosudarstvennomu partnerstvu / I. V. Abankina, F. F. Dudy'rev, I. D. Frumin, A. I. Shabalin; Nac. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki», Institut obrazovaniya. M.: NIU VSHE', 2017. 28 s. (Sovre-mennaya analitika obrazovaniya. 2017. № 8 (16)).
Z. Sh. Mustafina
Features of Financial Logistics in Russian Institutions of Secondary Vocational Education
The financial model of secondary professional education institutions determines the ability to meet regulatory requirements for the quality of education. Financial logistics in secondary professional education institutions has features inherent in public sector organizations: a significant share of budgetary sources of funding, a limited amount of attracted funds, the dependence of volumes on the values of adjustment factors and the number of students, asynchronous flows of services and funding.
Keywords: secondary vocational education; financial logistics; financial flows of open source institutions; financial model of open source institutions.