Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИЗРАИЛЕ НА СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИЗРАИЛЕ НА СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА / САНКЦИИ / ИНФЛЯЦИЯ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Е.Ю.

Страны мира за годы своего развития накопили значительный опыт по преодолению тяжелых последствий экономического развития. Анализ применения различных подходов в финансовой сфере по выходу из кризисных явлений может быть полезным и в новых российских условиях даже несмотря на то, что санкции против России беспрецедентны с различных точек зрения. Очевидно, что опыта преодоления столь беспрецедентных санкций в мире мало, поэтому представляет интерес изучение опыта других стран по выходу из экономических кризисов и успешных результатах по трансформации экономики и формированию принципиально новой структуры экономики и финансовой системы, которые позволили им занять важное место в мировой экономике. С этой точки зрения представляет интерес финансовое и денежно-кредитное регулирование, которое осуществлялось в Израиле по мере формирования государством новой структуры экономики. Стабильность цен была важным вопросом для экономики Израиля, поскольку посредством стабильности цен обеспечивался устойчивый рост экономики и эффективное размещение ресурсов. Конкурентоспособность страны на мировом рынке невозможна при высоких темпах инфляции. Банк Израиля переходил к режиму таргетирования инфляции поэтапно, применяя в переходный период и таргетирование валютного курса, и таргетирование инфляции. Использование Израилем именно гибкого варианта таргетирования инфляции зарекомендовало себя в качестве эффективного режима по контролю за ценовой стабильностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCIAL AND MONETARY REGULATION IN ISRAEL AT THE STAGE OF FORMATION OF A NEW ECONOMIC STRUCTURE

Over the years of their development, the countries of the world have accumulated considerable experience in overcoming the severe consequences of economic development. An analysis of the application of various approaches in the financial sphere to overcome crisis phenomena can be useful in the new Russian conditions, even though sanctions against Russia are unprecedented from various points of view. It is obvious that there is little experience in overcoming such unprecedented sanctions in the world, so it is of interest to study the experience of other countries in overcoming economic crises and successful results in transforming the economy and forming a fundamentally new structure of the economy and financial system, which allowed them to take an important place in the world economy. From this point of view, financial and monetary regulation, which was carried out in Israel as the state formed a new structure of the economy, is of interest. Price stability was an important issue for the Israeli economy, because through price stability, sustainable economic growth and efficient allocation of resources were ensured. The country's competitiveness in the world market is impossible with high rates of inflation. The Bank of Israel switched to the inflation targeting regime in stages, applying both exchange rate targeting and inflation targeting during the transition period. Israel's use of a flexible inflation targeting option has proven to be an effective regime for controlling price stability.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИЗРАИЛЕ НА СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ»

Особенности финансового и денежно-кредитного регулирования в Израиле на стадии формирования новой структуры экономики

Соколова Елена Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования, научный сотрудник Института финансовых исследований Финансового университета при Правительстве РФ, EYSokolova@fa.ru

Страны мира за годы своего развития накопили значительный опыт по преодолению тяжелых последствий экономического развития. Анализ применения различных подходов в финансовой сфере по выходу из кризисных явлений может быть полезным и в новых российских условиях даже несмотря на то, что санкции против России беспрецедентны с различных точек зрения. Очевидно, что опыта преодоления столь беспрецедентных санкций в мире мало, поэтому представляет интерес изучение опыта других стран по выходу из экономических кризисов и успешных результатах по трансформации экономики и формированию принципиально новой структуры экономики и финансовой системы, которые позволили им занять важное место в мировой экономике. С этой точки зрения представляет интерес финансовое и денежно-кредитное регулирование, которое осуществлялось в Израиле по мере формирования государством новой структуры экономики. Стабильность цен была важным вопросом для экономики Израиля, поскольку посредством стабильности цен обеспечивался устойчивый рост экономики и эффективное размещение ресурсов. Конкурентоспособность страны на мировом рынке невозможна при высоких темпах инфляции. Банк Израиля переходил к режиму таргетирования инфляции поэтапно, применяя в переходный период и таргетирование валютного курса, и таргетирование инфляции. Использование Израилем именно гибкого варианта таргетирования инфляции зарекомендовало себя в качестве эффективного режима по контролю за ценовой стабильностью.

Ключевые слова: денежно-кредитное регулирование, таргетирова-ние инфляции, таргетирование валютного курса, санкции, инфляция, процентная ставка, финансовые рынки.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуни-верситета на 2023 г.

Многочисленные и различные кризисные периоды способствовали накоплению странами обширного опыта по преодолению тяжелых последствий для экономического развития. Анализ применения различных подходов в финансовой сфере по выходу из кризисных явлений может представлять интерес и в новых российских условиях даже несмотря на то, что санкции против России беспрецедентны с различных точек зрения. Очевидно, что опыта преодоления столь беспрецедентных санкций в мире мало, поэтому представляет интерес изучение опыта других стран по выходу из экономических кризисов и успешных результатах по трансформации экономики и формированию принципиально новой структуры экономики и финансовой системы, которые позволили им занять важное место в мировой экономике. С этой точки зрения рассмотрим особенности финансового и денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в Израиле по мере формирования государством новой структуры экономики.

Израиль по индексу человеческого развития ООН относится к «очень высоко развитым странам» [1]. Израиль обладает современной инфраструктурой и развитой высокотехнологичной промышленностью, уровень конкурентоспособности которых находится на одном уровне с США. С 2010 г. Израиль является членом ОЭСР и в ее рейтинге наиболее эффективных экономик за 2022 г. занимал 4 место. По итогам 2022 г. он продемонстрировал более высокие результаты, нежели другие страны ОЭСР. Экспорт технологических услуг, таких как программные решения для разработок и исследований, программное обеспечение, превышает экспорт товаров за 2021 и 2022 г. (51% против 49% соответственно). В целом за 2022 г. экспорт превысил 160 млрд долл. США. Крупнейшие торговые партнеры Израиля - это европейские страны (38%), США (35%) и азиатские страны (24%). Темпы инфляции на конец 2022 г. в Израиле составили 5,3%, что является самым высоким уровнем с 2008 г., однако ниже, чем темпы инфляции за аналогичный период в большинстве развитых стран (в среднем, годовая инфляция в 19 развитых странах находилась на уровне 10%). Банк Израиля отреагировал на повышение темпов инфляции увеличением процентной ставки с 2,75% до 3,25% [2].

Израиль является молодым государством по сравнению с большинством стран мира. Провозгласив свою независимость в 1948 г., страна начала путь «догоняющего развития». В реальности же, с помощью имеющихся мировых разработок в промышленности и экономике, Израиль пошел по пути ускоренной индустриализации и построения постиндустриального экономического уклада. В первые десятилетия существования израильского государства основным критерием успешности экономической политики принято было считать темпы экономического роста и обеспечение полной занятости, воздействие на совокупный спрос [3].

С середины 1970-х гг. после войны 1973 г. и энергетического кризиса, снизилась эффективность государственной экономической политики. Отмечались дефицит платежного баланса, рост внешней задолженности и темпов инфляции, снижение роста экономики страны. На первое место вышла борьба с дефицитом во внешней торговле и высокой инфля-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

м см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

цией. Правительство стремилось обеспечить сокращение безработицы, что с учетом перечисленных выше явлений, сказывалось на замедлении темпов экономического роста. Требовалась разработка нового механизма государственного регулирования для обеспечения эффективной работы экономики Израиля. Поэтому с начала 1980-х гг. правительство проводило структурную перестройку экономики в целях повышения темпов ВВП и конкурентоспособности страны.

В 1985 г. была утверждена новая программа стабилизации экономики Израиля, которая имела направленность на сокращение бюджетного и внешнеторгового дефицитов, борьбу с гиперинфляцией и снижения доли участия государства в экономическом регулировании.

Темпы инфляции в 1984 г. составляли 445%. В связи с необходимостью их снижения, было принято решение провести одновременное резкое повышение цен, их замораживание на установленном уровне, дополнив это заморозкой заработной платы. Данные шаги способствовали снижению инфляции с середины 80-ых гг. до показателей 16 - 20%. Для того, чтобы стабилизировать курс израильского шекеля, была проведена деноминация и ввод в обращение «нового израильского шекеля» в соотношении 1:1000, его девальвация на 19% и установление валютного коридора. Несколько ослаблены были меры по контролю за капиталом, введенные в результате банковского кризиса 1983 г., когда были национализированы крупные банки. Вместе с жесткой денежно-кредитной политикой, принятые меры положительно повлияли на повышение темпов экономического роста Израиля и доверие к его национальной валюте [4].

Дальнейшим шагом структурной перестройки экономики стала разработка долгосрочной программы макроэкономического развития Израиля (конец 1980-х - начало 1990-х гг.). Программа включала следующие меры:

- сокращение государственного участия в предпринимательской деятельности и повышение конкурентоспособности экономики;

- применение принципов международного управления;

- стимулирование притока иностранного капитала в Израиль путем перехода к режиму свободного плавания шекеля;

- снятие барьеров во внешней торговле [5].

Реализация перечисленных мер повлияла на улучшение

инвестиционного климата и повышение притока иностранных инвестиций в страну.

Важным этапом стало проведение приватизации. В течение 90-ых гг. в Израиле были отданы в частные руки десятки организаций, и это изменило структуру экономики Израиля, а также изменило и рычаги влияния в стране. Претворяя в жизнь экономические реформы, Израиль следовал условиям Маастрихтского соглашения, которое учитывало важность влияния глобализации экономики на экономику Израиля. Различные международные организации считают, что исполнение принципов данного соглашения способствуют упрочению экономики конкретной страны. Тем не менее, соблюдение Израилем Маастрихтских принципов без учета реального положения в стране, вылилось в то, что по мере возрастания кризиса, регуляторы утратили возможность управления экономикой посредством налогово-бюджетных инструментов. В связи с этим, за управление экономикой страны стал ответственен Банк Израиля, имеющий в распоряжении методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.

Главной задачей Банка Израиля, так же, как и в период гиперинфляции в начале 80-х гг., являлась борьба с инфляцией. Он проводил жесткую ДКП, устанавливая высокую процентную ставку, что отрицательно сказывалось на функционировании компаний малого и среднего бизнеса, лишая их возможности банковского кредитования по приемлемым для них ставкам.

Отсутствие должной координации между Минфином и Банком Израиля в 90-х гг., и особенно в первые кризисные годы, привело к диспропорциям между обменными курсами, процентными ставками, индексом цен, решить которые ведомства оказались на тот момент не способны. Тем не менее, денежно-кредитная политика Банка Израиля, проводимая им с целью борьбы с гиперинфляцией, режим таргетирования инфляции, а также применение метода «диагональной связки» для установления валютного курса заслуживают особого внимания.

Стабильность цен была важным вопросом для экономики Израиля, поскольку посредством стабильности цен обеспечивался устойчивый рост экономики и эффективное размещение ресурсов. Конкурентоспособность страны на мировом рынке невозможна при высоких темпах инфляции.

Банк Израиля переходил к режиму таргетирования инфляции поэтапно в период с 1992 по 1997 гг. В 1992 г. правительство выбрало цель по инфляции, и Банк Израиля осуществлял таргетирование и валютного курса, и инфляции, отдавая приоритет новому режиму. Постепенно инфляция сменилась дез-инфляцией, годовой прирост цен снизился с 12% до нуля. Затем Банк Израиля, достигнув ценовой стабильности и постепенно переходя к свободному плаванию валютного курса, продолжил таргетировать инфляцию. На этом этапе страна столкнулась с двумя кризисами - 2001 - 2003 гг. и мировым финансовым кризисом 2008 г.

Что касается первого этапа, то в то время достижению ценовой стабильности препятствовал опережающий рост заработной платы. Работающее население Израиля увеличилось в связи с крупной волной эмиграции из СССР, что отрицательно повлияло на размер реальной заработной платы и способствовало росту уровня безработицы (11,2%) [6]. В это же время правительство приступило к сокращению дефицита бюджета.

В 1991 г. Банк Израиля перешел к режиму валютного коридора с ежегодным изменением центрального паритета. Предусматривалось повышение паритета на 9% (примерная разница прогнозируемой инфляцией в Израиле и мире). Изначально ширина коридора была принята с отклонением в 5% в ту или другую сторону, но позднее, в 1995 г., в целях поддержания политики либерализации рынка капитала, коридор был расширен до 7%. По мере приближения курса шекеля к верхней границе коридора, Банк Израиля для корректировки курса мог провести валютную интервенцию на рынке. Дополнительным фактором снижения темпов инфляции являлось снижение цен на экспорт из США в следствие повышения курса американского доллара.

В 1980-х гг. была начата либерализация рынка капитала, которая продолжилась и в период 1991-1992 гг. Существовавшие ограничения на перевод капитала за рубеж были сняты, снижены нормативы обязательных резервов для банков, отменены ограничения на фондовом рынке по вложению не менее 92% средств пенсионных фондов и страховых компаний в государственные облигации. В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования Банк Израиля стал использовать процентную ставку и аукционы по предоставлению ликвидности. В 1993 г. инфляция снова начала расти и существенно отклонилась от таргета. Регуляторы не учли приехавшую в Израиль новую рабочую силу и ее влияние на рост потребительского спроса. Также отрицательно сказалась и недостаточная фискальная политика. Учитывая перечисленные факторы, Банк Израиля пришел к выводу, что далее для корректировки инфляции становится неэффективно использовать валютный курс в качестве таргета.

Таким образом, в 1994 г. Банк Израиля все больше меняет режим денежно-кредитной политики с таргетирования валют-

ного курса на режим таргетирования инфляции. Конечной целью ДКП объявляется ценовая стабильность, добиваться которой регулятор был намерен путем изменения процентной ставки. Таргетирование валютного курса стало указываться второстепенной целью путем применения косвенных методов регулирования.

После опубликования бюджета на предстоящий год, с учетом мнения Банка Израиля, правительство определяло цель по инфляции. Банк Израиля устанавливал свою процентную ставку с учетом определенной ранее цели по инфляции, используя уравнение Тейлора, определяющее процентную ставку с учетом инфляционного таргета и долгосрочного прироста ВВП. Рост темпов инфляции способствовал тому, что с 1994 г. Банк Израиля стал придерживаться жесткой монетарной политики, повысив в 1995 г. процентную ставку с 10 до 18%. Дальнейшее повышение ставок на финансовом рынке и отсутствие ограничений на движение капитала привлекло в Израиль иностранные инвестиции, увеличился объем иностранных кредитов и депозитов в иностранной валюте в банках. Курс шекеля же опустился к нижней границе коридора. Инфляция в 1995 г. находилась на уровне таргета 8%, но поскольку начался конфликт целей, то регулятору пришлось снизить процентную ставку. Таким образом, борьба с инфляцией была приостановлена. Тот факт, что рынок не рассматривал волатильность курса шекеля в качестве риска, стал подталкивать Банк Израиля к постепенному переходу к режиму свободного плавания курса. Коридор в начале 1997 г. расширили на 28%, отменив центральный паритет, что позволяло курсу колебаться в увеличенных границах без интервенций со стороны регулятора. То есть, акценты все более смещались к таргети-рованию инфляции. На 1998 г. цель по инфляции была установлена в диапазоне от 7 до 10%, а к 2001 г., ориентируясь на средний показатель развитых стран, - 4,5% [7]. Достичь долгосрочной цели регулятор намеревался путем жесткой денежно-кредитной политики. В целом, переход к режиму таргетирова-ния инфляции осуществлялся Центральным банком Израиля в течение 5 лет с 1992 по 1997 гг.

Условия, складывающиеся при проведении новой государственной экономической политики, помогли существенному снижению инфляции. Снижение цен на импорт сырья, общее замедление темпов инфляции в странах мира сказывалось на снижении инфляции в Израиле. С прекращением мирного процесса и началом второй интифады в конце 2000г. существенно сократились инвестиции, повышение уровня безработицы снизило потребительский спрос [8].

С середины 90-х гг. Банк Израиля изменил применяемые инструменты денежно-кредитной политики. В целях абсорба-ции излишней ликвидности с рынка, регулятор отошел от кредитования банков посредством дисконтного окна и в основном привлекал депозиты, увеличению объемов которых способствовала высокая процентная ставка Банка Израиля. В результате объем предоставленных банкам кредитов по отношению к денежной базе уменьшился в 1997 г. в 3 раза до 10%, а объем депозитов вырос до 166%.

В 1997 г. Банк Израиля приступил к смягчению политики обязательных резервов, понизив ставки по отчислениям для банков до уровня ставок в банках развитых стран, которая на тот период была равна 6%. Это способствовало увеличению ресурсов коммерческих банков и сказалось на повышении банковского кредитования. Индекс отношения банковского кредита к ВВП повысился с 65% в 1994 г. до 78% в 1998 г.

В связи со снижением резервных требований и ростом денежной массы Центральный Банк вводит новый инструмент абсорбации ликвидности - операции по продаже краткосрочных векселей - МАКАМ. Постепенно такие операции с вексе-

лями стали основным инструментом монетарного регулирования, объем проданных векселей в 1997 г. составлял 144% денежной базы.

Жесткая ДКП Банка Израиля помогла снизить темпы инфляции, и до середины 1998 г. инфляция не превышала целевой диапазон. Разразившийся азиатский кризис и дефолт России повлияли на снижение спроса на израильскую валюту и способствовали его обесценению. Снизив перед кризисом процентную ставку, регулятор вынужден был снова ее повысить на 4 процентных пункта, способствовав замедлению инфляции в 1999 г. до 1,3%, а в 2000 г. инфляция составила 0%.

В период 2001- 2003 гг. в Израиле наблюдался экономический спад, рост безработицы и снижение уровня жизни. Несмотря на это, Банк Израиля не пересматривал своих решений по процентной ставке. Регулятор понизил процентную ставку в 2001 г. до 3,8% в результате соглашения с правительством об отмене потолка на выпуск векселей МАКАМ [9]. В результате упразднения потолка на выпуск векселей Банк Израиля стал полностью независим в использовании инструментов монетарного регулирования.

В 2002 г. по причине повысившихся инфляционных ожиданий, роста стоимости нефти и дефицита бюджета инфляция выросла до 6,5%, превысив установленный для нее диапазон. Регулятор вновь перешел к ужесточению ДКП, увеличив процентную ставку до 9,5% и сохранял ее на этом уровне до середины 2003 г. Отметим, что подобные действия Банка Израиля способствовали усугублению кризисных явлений. Потребительский спрос на внутреннем рынке практически отсутствовал, способствуя замедлению темпов инфляции, в результате чего за 2003 г. темпы инфляции составили -1,9%, отклонившись вниз от цели. Таким образом, инфляция ушла от контроля Банка Израиля и перешла в дефляцию.

В начале 2004 г. процентная ставка Банка Израиля была снижена до 4,1%. Наблюдалось восстановление экономической активности, ВВП за 2004 г. вырос до 6,9% с 0,8% в 2003 г. К концу 2003 г. процентная ставка была равна 3,9%. Создание благоприятных условий для сохранения стабильности цен происходило в том числе и за счет программы министерства финансов по снижению дефицита бюджета. На протяжении 2005 г. ставка регулятора не изменялась, только в конце 2005 г. была понижена до 3,7%.

Дополнительным фактором, который влиял на понижение Банком Израиля процентной ставки, являлось стремление к сокращению разницы между ставкой израильского регулятора и ФРС США. Постепенно спрэд между процентными ставками уменьшился к 2005 г. до 1%, что способствовало полному упразднению валютного коридора и переходу к плавающему курсу шекеля. Вскоре после этого регулятором были введены новые инструменты рефинансирования, такие как аукционы РЕПО с векселями МАКАМ, депозиты в израильских шекелях и суточные кредиты. Стратегия Банка Израиля на фоне мирового кризиса 2007-2009 гг. ставила целью не допустить негативного внешнего влияния на внутренний рынок страны. Экономическое положение в 2007 г. в Израиле было стабильным, снижались темпы безработицы, в 7,3 раза повысился ВВП. Регулятор однократно снизил процентную ставку на 1 пункт до 4%. Поскольку в 2008 г. ситуация была изменчива, Банк Израиля как повышал, так и понижал ставку [10].

В начале осени 2008 г. началось падение котировок акций израильских компаний на мировых биржах. Ухудшение показателей на кредитном рынке и рынке капитала перешло на реальный сектор экономики, вызвав рецессию и снижение инфляционных ожиданий. Самым существенным оказалось падение экспорта - более чем на 30% по причине снижения спроса на внешних рынках. Увеличилась безработица, однако ВВП сохранялся положительным, прирост составил 4%.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

fO CN О

cs

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

Банк Израиля определил пакет антикризисных мер, основанных на смягчении монетарной политики, способствующей экономическому росту. Регулятор производил несколько снижений процентной ставки, в результате она остановилась на уровне 2,5%. С целью стабилизации курса национальной валюты Банк Израиля вновь начал выходить на рынок с валютными интервенциями. Когда в 2009 г. израильский шекель начал укрепляться, регулятор также продолжал интервенции. По мере снижения процентной ставки возрастал объем выданных коммерческими банками кредитов [11]. Процентная ставка Банка Израиля в 2009 г. достигла своего минимума в 0,5%, после чего было решено приступить к ежедневным операциям на открытом рынке по покупке государственных облигаций. Облигации приобретались на вторичном рынке на сумму 48 млн долл. США в день. За весь срок Банк Израиля купил облигаций на сумму 4,7 трлн долл. США.

Следует сказать, что финансовый рынок Израиля восстанавливался быстрее, чем рынки развивающихся и особенно развитых стран [12]. Постепенно улучшались индексы ценных бумаг, уменьшились риски на кредитном рынке и выросла доступность заемных средств. С положительными ожиданиями экономических агентов начали расти и инфляционные ожидания населения и бизнеса. Поэтому летом 2009 г. регулятор стал завершать антикризисные меры и возвращаться к контролю цели по инфляции, повысив процентную ставку в конце 2009 г. до размера 1%.

Основными факторами довольно быстрого посткризисного восстановления израильской экономики можно назвать стабильную экономическую ситуацию в стране до начала кризиса, и эффективные меры по борьбе с кризисом, основой которых стала мягкая ДКП. Каких-либо мер со стороны бюджетно-налоговой политики Израиль не разрабатывал и не применял. Только используя процентную ставку, валютные интервенции и операции на открытом рынке по покупке государственных облигаций, Израиль преодолел финансовый кризис.

Поэтапное повышение процентной ставки продолжилось Банком Израиля и далее, к началу 2011 г. ставка выросла до 2%. Разница между процентными ставками в Израиле и в развитых странах, которые сохраняли еще более низкие ставки, привлекала иностранный капитал на финансовый рынок Израиля, и, следовательно, регулятору было необходимо поддерживать курс шекеля, для чего он выходил на рынок с валютными интервенциями. Инфляция за 2010 г. составила 2,7%, что не нарушало цели. Новый закон о Банке Израиля, который был принят в 2010 г. декларирует главную цель регулятора -поддержание долгосрочной ценовой стабильности. Наряду с этим, Банк Израиля должен оказывать содействие правительству в достижении ориентиров экономического роста, занятости и снижению неравенства граждан, если выполнение этих задач не помешает ему выполнять главную цель.

Ценовая стабильность в долгосрочной перспективе должна обеспечивать соблюдение целевого ориентира по инфляции в границах от 1 до 3% на два года. Тем самым принят гибкий режим таргетирования инфляции, при котором разрешается некоторое отклонение от целевого диапазона, при условии, что Банк Израиля в разумный срок обеспечит возврат инфляции в установленные рамки. В условиях такого гибкого режима, регулятор наделяется независимостью при определении приоритетов в зависимости от ситуации в экономике, но он должен соблюдать главную цель по обеспечению долгосрочной стабильности цен. Помимо банков, закон распространил рефинансирование и на небанковские кредитные организации, тем самым Банк Израиля получил дополнительный инструмент контроля финансовой системы.

На перестройку управления финансовой системой страны Израилю потребовалось довольно продолжительное время.

По причине того, что при оценке темпов инфляции и способов их минимизации не принимались во внимание немонетарные факторы, оказалось затруднительно соблюдать целевой ориентир инфляции. Значительные изменения затронули применяемые методы и инструменты монетарного регулирования. От прямых методов стали отходить, отдавая предпочтение косвенным, при этом увеличился набор применяемых косвенных инструментов. Существенно повысилось значение процентной ставки Банки Израиля как инструмента процентной политики. Использование Израилем именно гибкого варианта таргетирования инфляции зарекомендовало себя в качестве эффективного режима по контролю за ценовой стабильностью. Прозрачность и открытость регулятора в рамках данного режима способствует повышению доверия общественности к действиям монетарных властей, а оценка уровня инфляционных ожиданий вносит вклад в усиление сигналов трансмиссионного механизма.

Таким образом, опыт денежно-кредитного и финансового регулирования экономики Израиля, показывает, что важна координация усилий по регулированию экономики между Министерством Финансов и Центральным банком. Главная цель монетарного регулирования - обуздание инфляционных процессов в целях стабилизации цен, но при этом таргетирование инфляции должно осуществляться достаточно гибко, с оглядкой на общую ситуацию в экономике и на финансовом рынке.

Литература

1. оОн. Доклад о человеческом развитии 2021/2022 https://ubo.ru/wp-

content/uploads/2023/01/human_development_report_2021_202 2.pdf?ysclid=lgng68g4u793923154 (дата обраще-ния:19.04.2023).

2. Wrobel Sh. Israel's inflation accelerated to 5,3% in November, led by surge in housing costs. - December 15, 2022. -https://www.timesofisrael.com/israels-inflation-accelerated-to-5-3-in-november-led-by-surge-in-housing-costs/ (дата обращения: 19.04.2023).

3. Федорченко А.В. Экономика переселенческого общества (израильская модель) / А.В. Федорченко; М.: ИИИиВБ и ИВ РАН. - Москва,1998. - 373С.

4. Марьясис Д.А. Макроэкономическое планирование в Израиле // Восточная аналитика. - 2016. - №3. - С.83-95.

5. Д.А. Марьясис. Израиль в системе международных экономических отношений, 1985 - 2000 гг. // Диссертация на соискание ^пени к.э.н. -Москва, 2006. - 255 С.

6. Feldman M., Shenker N. Central Bureau of Statistics. Quality of Employment in Israel, 2001-2010Israel, 2010 https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.12/2 011/Israel_country_report.pdf (дата обращения: 19.04.2023).

7. Levitan N, Sussman N. Disinflation Process in Israel in the Past Decade // The Israel economy6 1985-1998: from government intervention to market economics/edited by Avi Ben-Bassat. -Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, 2002.- p.140.

8. Bank of Israel. Inflation Report 1997 https://www.boi.org.il/en/communication-and-publications/regular-publications/monetary-policy-reports/inflation-report-1997/ (дата обращения: 19.04.2023).

9. Федорченко А.В., Малахов Ф.В. Таргетирование инфляции: израильский вариант // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - №1. - С.135-143.

10. Bank of Israel. Annual Report 2008. https://www.boi.org.il/en/communication-and-publications/regular-publications/bank-of-israel-annual-report/bank-of-israel-annual-report-2008/ (дата обращения: 20.04.2023).

11. Bank of Israel. Israel's banking system 2009. https://www.boi.org.il/en/communication-and-publications/regular-

publications/israels-banking-system/israels-banking-system-annual-survey-2009/ (дата обращения:20.04.2023).

12. The world turned upside down // The Economist. - 2010, April 15.

Features of financial and monetary regulation in Israel at the stage of formation

of a new economic structure Sokolova E.Y.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

Over the years of their development, the countries of the world have accumulated considerable experience in overcoming the severe consequences of economic development. An analysis of the application of various approaches in the financial sphere to overcome crisis phenomena can be useful in the new Russian conditions, even though sanctions against Russia are unprecedented from various points of view. It is obvious that there is little experience in overcoming such unprecedented sanctions in the world, so it is of interest to study the experience of other countries in overcoming economic crises and successful results in transforming the economy and forming a fundamentally new structure of the economy and financial system, which allowed them to take an important place in the world economy. From this point of view, financial and monetary regulation, which was carried out in Israel as the state formed a new structure of the economy, is of interest. Price stability was an important issue for the Israeli economy, because through price stability, sustainable economic growth and efficient allocation of resources were ensured. The country's competitiveness in the world market is impossible with high rates of inflation. The Bank of Israel switched to the inflation targeting regime in stages, applying both exchange rate targeting and inflation targeting during the transition period. Israel's use of a flexible inflation targeting option has proven to be an effective regime for controlling price stability. Keywords: monetary regulation, inflation targeting, exchange rate targeting, sanctions, inflation, interest rate, financial markets.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. UN. Human Education Report 2021/2022 https://ubo.ru/wp-content/uploads/2023/01/human_development_report_2021_2022.pdf?ysclid=l gng68g4u793923154 (date of application: 04/19/2023).

2. Vrobel Sh. Inflation in Israel accelerated to 5.3% in November, helped by a sharp rise in housing prices. - December 15, 2022. -https://www.timesofisrael.com/israels-inflation-accelerated-to-5-3-in-november-led-by-surge-in-housing-costs / (accessed: 04/19/2023).

3. Fedorchenko A.V. Economics of the resettlement society (the Israeli model) / A.V. Fedorchenko; M.: IIIVB and IV RAS. - Moscow, 1998. - 373S.

4. Maryasis D.A. Macroeconomic planning in Israel // Eastern Analytics. - 2016. -No.3. - pp.83-95.

5. D.A. Maryasis. Israel in the system of international relations, 1985 - 2000. // Dissertation for the degree of Candidate of Scientific Sciences -Moscow, 2006. - 255 p.

6. Feldman M., Schenker N. Central Statistical Bureau. The quality of employment in Israel, 2001-2010. Israel, 2010 https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.12/2011/Israel_co untry_report.pdf (accessed: 04/19/2023).

7. Levitan N., Sussman N. The process of disinflation in Israel over the past decade // The Economy of Israel6 1985-1998: From state Intervention to a Market Economy/edited by Avi Ben-Bassat. - Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, 2002. - p.140.

8. Bank of Israel. Inflation Report for 1997 https://www.boi.org.il/en/communication-and-publications/regular-publications/monetary-policy-reports/inflation-report-1997 / (accessed: 04/19/2023).

9. Fedorchenko A.V., Malakhov F.V. Inflation targeting: the Israeli version // Bulletin of MGIMO University. - 2013. - No. 1. - pp. 135-143.

10. Bank of Israel. Annual report for 2008. https://www.boi.org.il/en/communication-and-publications/regular-publications/bank-of-israel-annual-report/bank-of-israel-annual-report-2008 / (accessed: 04/20/2023).

11. Bank of Israel. Banking system of Israel, 2009. https://www.boi.org.il/en/communication-and-publications/regular-publications/israels-banking-system/israels-banking-system-annual-survey-2009 / (date of request:04/20/2023).

12. The world has turned upside down // The Economist. - 2010, April 15.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.