Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СМЯГЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СМЯГЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / АРХИТЕКТУРА ВЫБОРА / КОНТРЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Анна Владимировна

Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что в современном мировом, в том числе российском, правопорядке преобразовывается особый механизм «антикризисное регулирование», который в условиях пандемии стал неоднородным, с перманентной конвергенцией норм частного и публичного права. Исходя из того, что антикризисное регулирование преимущественно является частью политики государства в той или иной сфере, предлагается понимать, что сам по себе эпидемиологический кризис является исходной точкой для других кризисных явлений (финансового, демографического и других кризисов), недопущение или снижение влияния которых представляет собой важнейшую задачу любого государства. Рассмотрены соответствующие аспекты антикризисного регулирования. Проанализированы категории контрциклического и проциклического регулирования, исследованы вопросы бюджетно-налоговой политики. Уделено внимание поведенческой экономике и роли государства в ее функционировании. Отмечено, что направления расходования бюджетных средств так или иначе зависят от поведенческой экономики, которая не всегда является управляемой. Дан анализ понятия «архитектура выбора» в аспекте «подталкивающего» механизма принятия решений, в котором особая роль отводится государству. Подчеркнута возрастающая значимость финансовых программ для поддержки субъектов малого бизнеса или граждан, желающих стать индивидуальными предпринимателями, самозанятыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS IN THE CONTEXT OF MITIGATING ECONOMIC CONSEQUENCES IN THE FIGHT AGAINST THE COVID-19 PANDEMIC

The relevance of this study is due to the fact that in the modern world, including Russian, law and order, a special mechanism of “anti-crisis regulation” is being transformed, which in the context of a pandemic has become heterogeneous, with a permanent convergence of the norms of private and public law. Proceeding from the fact that anti-crisis regulation is predominantly part of the state policy in a particular area, it is proposed to understand that the epidemiological crisis itself is the starting point for other crisis phenomena (financial, demographic and other crises), the prevention or reduction of the impact of which is the most important task of any state. We consider the relevant aspects of crisis management. We analyze the categories of countercyclical and pro-cyclical regulation, investigated the issues of fiscal policy. We pay attention to behavioral economics and the role of the state in its functioning. We note that the directions of spending budget funds in one way or another depend on the behavioral economy, which is not always manageable. We provide an analysis of the concept of “choice architecture” in the aspect of a “push” decision-making mechanism, in which a special role is assigned to the state. We emphasize the growing importance of financial programs to support small businesses or citizens wishing to become individual entrepreneurs, self-employed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СМЯГЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2021. Т. 5. № 20 http://joumals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law.html

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2021, vol. 5, no. 20 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng.html

ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

© Савина А.В., 2021

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 346.6

DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-20-670-677

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СМЯГЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19

А.В. Савина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392036, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 anna.savina56@mail.ru

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что в современном мировом, в том числе российском, правопорядке преобразовывается особый механизм «антикризисное регулирование», который в условиях пандемии стал неоднородным, с перманентной конвергенцией норм частного и публичного права. Исходя из того, что антикризисное регулирование преимущественно является частью политики государства в той или иной сфере, предлагается понимать, что сам по себе эпидемиологический кризис является исходной точкой для других кризисных явлений (финансового, демографического и других кризисов), недопущение или снижение влияния которых представляет собой важнейшую задачу любого государства. Рассмотрены соответствующие аспекты антикризисного регулирования. Проанализированы категории контрциклического и проциклического регулирования, исследованы вопросы бюджетно-налоговой политики. Уделено внимание поведенческой экономике и роли государства в ее функционировании. Отмечено, что направления расходования бюджетных средств так или иначе зависят от поведенческой экономики, которая не всегда является управляемой. Дан анализ понятия «архитектура выбора» в аспекте «подталкивающего» механизма принятия решений, в котором особая роль отводится государству. Подчеркнута возрастающая значимость финансовых программ для поддержки субъектов малого бизнеса или

граждан, желающих стать индивидуальными предпринимателями, самозанятыми.

Ключевые слова: антикризисное регулирование, бюджетная политика, поведенческая экономика, архитектура выбора, контрциклическое регулирование, проциклическое регулирование

Социоюридические и экономические явления нового времени вызывают особый интерес ввиду стремительного развития цифровых технологий с параллельным возникновением очаговых кризисов. Пожалуй, сложно спорить о том, имеется ли здесь скрытая связь предпо-пределяющего характера, в котором одно порождает другое. Как бы то ни было, государство в этих процессах занимает центральное место.

Конечно, волеизъявления граждан, их интересы и потребности сыграли важную роль в становление рыночной экономики: свободной, динамичной, в чем-то непредсказуемой. Дж.М. Кейнс усомнился в способности рыночного механизма достигать и поддерживать состояние равновесия при экономической свободе и отсутствии государственного вмешательства в развитие рыночных отношений, говоря о низкой способности саморегулирования рыночного механизма на фоне кризисов [1]. Одним из признаков рыночной экономики считается свободное взаимодействие ее участников, например, производителей и потребителей. И с ростом уровня электронной коммерции такая свобода тоже стремительно расширила свои горизонты. Однако пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в экономические процессы и вынудила государства предпринимать ограничительные меры, направленные на борьбу с вирусом. Так, одной из мер стало непреднамеренное замедление экономических процессов из-за введения «локдаунов». В целях эффективной митигации негативных последствий краткосрочных шоков деловой активности инструментарий бюджетной политики в России содержит ряд дополнительных встроенных контрциклических механизмов.

Министерством финансов РФ были опубликованы «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в которой отмечается такая антикризисная мера, как проведение контрциклической бюджетной политики. В документе отмечено, что проведение бюджетной политики в соответствии с бюджетными правилами позволяет более эффективно сосредоточить нефтяные ценовые показатели, меняющиеся в короткий промежуток времени, а также обеспечить устойчи-

вое состояние государственных финансов и экономики в целом в условиях внезапно возникающих «шоков».

На случай непредвиденных обстоятельств бюджетная политика использует стабилизирующие механизмы путем увеличения расходов в пределах размера резервного фонда. Вместе с тем используется контрциклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот)»1.

В толковом словаре Д.Н. Ушакова «контр (латин. contra)» означает первую часть сложных слов, означающую противоположный или встречный процесс, противодействие тому, что выражено во второй части слова, напр. контрпретензия, контрудар, контрразведка, контрреволюция [2].

Словарь финансовых и банковских терминов раскрывает понятия «контрциклическое и проциклическое регулирование», которые представляют собой два типа денежно-кредитной политики, проводимой государством в конкретной экономической ситуации для достижения определенных целей.

Контрциклическое регулирование проявляется в том, что Банком России разрабатывается и предлагается к реализации денежно-кредитная политика, помогающая избежать кризисных явлений в экономике либо свести к минимуму негативные последствия от них. В данном типе регулирования предполагается выдвижение дифференцированных требований к собственным средствам финансовых учреждений, а также к нормативам в зависимости от стадии кредитного цикла.

В свою очередь, проциклическое регулирование предполагает, что финансовый регулятор осуществляет денежно-кредитную политику без учета цикличности развития экономики. В таких условиях банковская система государства может подвергаться различным шоковым воздействиям и находиться в упадке в разгар кризиса2.

Экономическая активность, которой свойственны колебания (так называемые «циклы»), имеет большую значимость при осуществлении государственной политики.

1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Доступ СПС «Консультант-Плюс».

2 Словарь финансовых и банковских терминов. URL: http://finuslugi.ru (дата обращения: 02.09.2021).

Думается, для более детального понимания значения контрциклического регулирования необходимо обратиться к институту кредитования. Д.В. Бураков, исследуя контрциклическое регулирование кредитных отношений, отмечает, что «меры контрциклического регулирования должны учитывать циклическое развитие кредитных отношений и носить контрциклический характер в части учета специфики каждой фазы цикла (в рамках количественных и качественных индикаторов, закладываемых в основу инструмента мониторинга и регулирования). Одним из наиболее важных принципов при формировании контрциклической политики в области движения ссужаемой стоимости является учет специфики национальной экономики и кредитной системы» [3, с. 124].

Говоря о макроуровне, по мнению отдельных ученых, основными макроэкономическими целями бюджетно-налоговой политики являются ее устойчивость, контрцикличность, поддержка долгосрочного экономического роста и инклюзивность. Отмечается, что роль политики бюджетных расходов является ключевой, поскольку именно изменение объема и структуры расходов бюджета непосредственно влияет на макроэкономические процессы [4, с. 9].

Можно предположить, что направления расходования бюджетных средств так или иначе зависят от поведенческой экономики, которая не всегда является управляемой.

Следует отметить, что сам термин «поведенческая экономика» в последнее время стал популярным в ряде контекстов. Если говорить о поведенческой экономике не в контексте маркетинга, который в некотором роде использует систему «подталкивания» потребителей к товарам или услугам, а в контексте общегосударственного значения, неком динамичном феномене этого явления, то можно отметить, что вопрос потребительского поведения, так или иначе, связан с вопросом государственного управления и бюджетной политики.

Ученые, изучающие поведенческую экономику, отмечают, что «улучшая и изменяя среду, в которой люди принимают решения (так называемую архитектуру выбора), на людей можно влиять, чтобы они делали более разумный выбор. Архитектура выбора может быть использована для создания среды, в которой легче сделать оптимальный выбор в отношении здоровья и сложнее выбрать неоптимальные» [5]. Думается, что именно государство своими «подталкивающими моделями» оказывает мощное влияние на направление поведения людей таким образом, чтобы оно отвечало их долгосрочным интересам.

Учитывая, что основными задачами антикризисного управления с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией стали: повышение устойчивости системы здравоохранения и экономики в целом к эпидемиологическим шокам; создание условий для быстрого восстановления деловой активности по мере смягчения «карантинных» ограничений, можно предположить, что со стороны государства требуется не только осуществление своевременной поддержки отраслей, которые потерпели финансовые потери, наряду с поддержкой доходов наиболее уязвимых граждан (в том числе безработных и семей с детьми), но и формирование в обществе такой поведенческой модели, чтобы граждане могли ею пользоваться для своего финансового блага. Конечно, здесь важна роль информационного просвещения населения, так называемая «ведущая нить», подталкивающая граждан к занятиям той или иной деятельностью.

В этой связи вновь возрастает значимость финансовых программ для поддержки субъектов малого бизнеса или граждан, желающих стать индивидуальными предпринимателями, самозанятыми для открытия своего дела.

Поэтому дискреционная налогово-бюджетная политика, проявляемая в самостоятельных действиях государства, сознательным образом меняющего величину государственных расходов или налоговых доходов с целью уменьшения дефицита бюджета и содействия экономическому росту, приобретает особую цель - свести к минимуму негативные последствия пандемии и максимально снизить нагрузку на участников экономических отношений, пострадавших от вводимых «карантинных ограничений».

Так, хотелось бы надеяться, что в процессе развития новых общественных отношений постпандемийного времени государству удастся создать универсальную модель поведенческой экономики, а также безошибочно определить факторы, влияющие на нее для дальнейшего прогнозирования и недопущения масштабных кризисных явлений.

Список литературы

1. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЗАО «Бизнеском», 2013. 402 с.

2. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель: АСТ, 2000. Т. 4. 1499 с.

3. Бураков Д.В. Контрциклическое регулирование кредита: поведенческий аспект // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2011. № 2. С. 123-127.

4. Астапов К.Л., Мусаев Р.А., Малахов А.А. Оценка эффективности политики бюджетных расходов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 9-24.

5. Stellinga B., de Hoog J., van Riel A., de Vries C. Introduction // Money and Debt: The Public Role of Banks. Cham: Springer International Publishing. 2021. P. 1-16. https://doi.org/10.1007/978-3-030-70250-2_1 (accessed: 02.09.2021).

Статья поступила в редакцию 04.10.2021 г. Одобрена после рецензирования 17.11.2021 г. Принята к публикации 24.11.2021 г.

Информация об авторе

Савина Анна Владимировна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права Института права и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-2107-8769, anna.savina56@mail.ru

Для цитирования

Савина А.В. Особенности финансово-правового регулирования общественных отношений в условиях смягчения экономических последствий в борьбе с пандемией COVID-19 // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 20. С. 670-677. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-20-670-677

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-20-670-677

FEATURES OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS IN THE CONTEXT OF MITIGATING ECONOMIC CONSEQUENCES IN THE FIGHT AGAINST THE COVID-19 PANDEMIC

Anna V. Savina

Derzhavin Tambov State University

33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation anna.savina56@mail.ru

Abstract. The relevance of this study is due to the fact that in the modern world, including Russian, law and order, a special mechanism of "anti-crisis regulation" is being transformed, which in the context of a pandemic has become heterogeneous, with a permanent convergence of the norms of private and public law. Proceeding from the fact that anti-crisis regulation is predominantly part of the state policy in a particular area, it is proposed to understand that the epidemiological crisis itself is the starting point for other crisis phenomena (financial, demographic and other crises), the prevention or reduction of the impact of which is the most important task of any state. We consider the relevant aspects of crisis management. We analyze the catego-

ries of countercyclical and pro-cyclical regulation, investigated the issues of fiscal policy. We pay attention to behavioral economics and the role of the state in its functioning. We note that the directions of spending budget funds in one way or another depend on the behavioral economy, which is not always manageable. We provide an analysis of the concept of "choice architecture" in the aspect of a "push" decision-making mechanism, in which a special role is assigned to the state. We emphasize the growing importance of financial programs to support small businesses or citizens wishing to become individual entrepreneurs, self-employed.

Keywords: anti-crisis regulation, budget policy, behavioral economics, choice architecture, countercyclical regulation, procyclical regulation

References

1. Keyns D.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [General Theory of Employment, Interest and Money]. Moscow, CJSC "Bizneskom" Publ., 2013, 402 p. (In Russian).

2. Ushakov D.N. (ed.). Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Explanatory Dictionary of the Russian Language: in 4 vols.]. Moscow, Astrel: AST Publ., 2000, vol. 4, 1499 p. (In Russian).

3. Burakov D.V. Kontrtsiklicheskoye regulirovaniye kredita: povedencheskiy aspekt [Countercyclical credit regulation: a behavioral aspect]. Ekonomika i upravleniye vXXI veke: tendentsii razvitiya [Economy and Management in the XXI Century: Development Trends], 2011, no. 2, pp. 123-127. (In Russian).

4. Astapov K.L., Musayev R.A., Malakhov A.A. Otsenka effektivnosti politiki byudzhet-nykh raskhodov [Evaluating the effectiveness of the budget expenditure policy]. Fi-nansovyy zhurnal - Financial Journal, 2020, vol. 12, no. 6, pp. 9-24. (In Russian).

5. Stellinga B., de Hoog J., van Riel A., de Vries C. Introduction. Money and Debt: The Public Role of Banks. Cham, Springer International Publishing, 2021, pp. 1-16. https://doi.org/10.1007/978-3-030-70250-2_1 (accessed 02.09.2021).

The article was submitted 04.10.2021

Approved after reviewing 17.11.2021

Accepted for publication 24.11.2021

Information about the author

Anna V. Savina, Candidate of Law, Lecturer of Civil Law Department of Law and National

Security Institute, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation,

ORCID: 0000-0002-2107-8769, anna.savina56@mail.ru

For citation

Savina A.V. Osobennosti finansovo-pravovogo regulirovaniya obshchestvennykh otnoshe-niy v usloviyakh smyagcheniya ekonomicheskikh posledstviy v bor'be s pandemiyey COVID-19 [Features of financial and legal regulation of public relations in the context of mitigating economic consequences in the fight against the COVID-19 pandemic]. Ak-

tual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 20, pp. 670-677. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-20-670-677 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Работа доступна по лицензии

Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0

Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.