Научная статья на тему 'Особенности финансово-бюджетного обособления структурных подразделений промышленных предприятий'

Особенности финансово-бюджетного обособления структурных подразделений промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article comprises the special features of isolation of manufacturing divisions of industrial enterprises. The at-tention is paid to the role of entrepreneurship in making of manufacturing divisions budgets. The model of construction of market structures self-organization is presented and described.

Текст научной работы на тему «Особенности финансово-бюджетного обособления структурных подразделений промышленных предприятий»

Единый налог на вмененный доход как один из особых режимов...

• В сфере общественного питания ожидается снижение налоговой нагрузки.

При расчете ЕНВД учитываются корректирующие коэффициенты, один из которых (К1) связан с кадастровой стоимостью земли. Пока этот коэффициент принят равным 1,0. Но после утверждения кадастровой оценки К1 может быть понижающим, что может привести к снижению налоговой нагрузки.

Систему налогообложения, где действует особый режим налогообложения, в соответствии с которым размер налоговой базы устанавливается государством, а не на основе фактических результатов финансовой деятельности налогоплательщика, нельзя назвать идеальной. Существовать подобные режимы могут только лишь в чрезвычайной финансовой ситуации, в условиях системного экономического и финансового кризиса. Поэтому по мере выравнивания экономической ситуации в стране этот налог должен быть отменен.

УДК 658.012

А.Е. Миллер

Омский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ОБОСОБЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

This article comprises the special features of isolation of manufacturing divisions of industrial enterprises. The attention is paid to the role of entrepreneurship in making of manufacturing divisions budgets. The model of construction of market structures self-organization is presented and described.

В современных условиях на предпринимательство, внедряемое на предприятиях, стали возлагать большие надежды, которые связаны с возможностью создания высокодоходных производств, отличающихся гибкостью управленческих форм и внедрением наукоемких технологий.

Изменения факторов внешней среды и условий, в которых работают предприятия, приводят к тому, что многие из них в настоящее время переходят от старой ориентации с приоритетами технического оснащения производства, централизованного управления, закрытой корпоративной культуры (что свойственно предприятиям командной экономики) к маркетинговой ориентации на нужды, потребности и запросы потребителя, децентрализованное управление и открытую корпоративную культуру. Кроме того, сегодня «чисто экономические» подходы и старые технические расчетные модели, ориентированные на рост производительности труда, давно устарели, и приоритеты сместились в сторону ориентации продуктивной деятельности предприятий с точки зрения повышения конкурентоспособности и внедрения в новые сегменты рынка. Сохранить и упрочить свои конкурентные позиции предприятия могут лишь в случае, если они оптимизируют собственные системообразующие параметры конкурентных преимуществ на внешних рынках, используя многочисленные факторы внутрифирменного предпринимательства, осуществляя различные стратегии и работая с учетом не только экономических, но и других аспектов производства.

В настоящее время как в теоретических, так и прикладных исследованиях уделяется внимание не столько предпринимательству вообще, как одному из эффективных способов ведения хозяйственных дел на достаточно самостоятельной и независимой основе, сколько предпринимательству в единстве со стратегией интрапренерства как одного из возможных способов управления с целью успешного ведения дел в одном или нескольких структурных подразделениях промышленного предприятия. Как правило, эти процессы сегодня связывают с эффектом так называемой правильно осуществленной децентрализации управления предприятием.

Крупные предприятия традиционно организованы по функциональному признаку. Поэтому они достаточно часто испытывали затруднения, когда нужно было вовремя отреагировать на изменения, происходящие на внешних рынках, успеть оптимизировать противоречащие друг другу функциональные потребности. Отсюда и возникает идея финансово-бюджетного обособления различных функциональных подразделений, которая придает им как формальный, так и неформальный статус предпринимательских структур. Можно говорить о том, что в последние годы крупные предприятия сталкиваются с постоянно нарастающей тенденцией к дальнейшей децентрализации управления. Это неизбежно приводит к размыванию иерархичности и к самостоятельности предпринимательских структур.

© А.Е. Миллер, 2003

103

А.Е. Миллер

Присущие им гибкость и инновационная активность способствуют усилению вертикальной и горизонтальной интеграции посредством заключения субконтрактов. Высокая интенсивность такого рода предпринимательства и инновационной деятельности в сфере мелкого и среднего предпринимательства вносит серьезный вклад в общее развитие экономики, дает пример для интрапренерского подражания крупным предприятиям.

Наконец, если говорить о сущности интрапренерства как проблемы децентрализации управления предприятий в переходный период от плановой экономики к рыночной, то, как показал отечественный опыт, необходима глубокая проработка самих основ такой децентрализации и централизации всех производственных подразделений. Главная задача реформирования предприятий связана с необходимостью активизации и наращивания их потенциала при одновременном преодолении хаотичности внутреннего состояния и внешней деятельности, повышении предсказуемости их функционирования. Ряд проблем рыночных взаимодействий между предприятиями может быть в значительной степени разрешен при помощи усиления интеграционной структуры промышленности, расширения простора для предпринимательской деятельности, включая интрапренерскую. Существовавшая структура промышленности создавалась в условиях централизованной плановой системы. Недостаточная степень вертикальной интеграции компенсировалась излишней централизацией управления. В ходе последующих экономических реформ доминирующим стал процесс дробления крупных предприятий путем выделения цехов, отделов в самостоятельные единицы. Этот процесс поддерживался приватизационным и антимонопольным законодательством. Экономическое положение крупных предприятий систематически ухудшалось. Однако именно крупные промышленные предприятия являются ключевыми элементами экономики.

В результате известных процессов рыночных преобразований в России степень интеграции стала не соответствовать технологической структуре промышленного производства. Перспективы возрождения высокотехнологичной и конкурентоспособной промышленности связаны с мерами, стимулирующими эффективную интеграцию предприятий, причем под контролем государства. В ходе реализации первоочередных мер по реформированию институциональной структуры промышленности в каждой отрасли должны быть выделены особые производства - предприятия-интрапренеры, предприятия, способные обеспечить спрос на ключевую продукцию смежных отраслей и производить продукцию современного мирового уровня.

Поскольку явление интрапренерства может возникнуть в любом подразделении предприятия, то часто рекомендуется скорейшая разработка механизма его идентификации и осуществления. Степень самостоятельности вновь создаваемых хозяйственных единиц может быть различна. В простейших случаях дело ограничивается установлением хозрасчетных отношений, внутренним кредитом или чековыми расчетами. Наибольшей же самостоятельностью обладают, как правило, франчайзинговые фирмы (система льготного предпринимательства), дочерние филиалы и компании и фактически независимые филиалы транснациональных компаний.

Известно, что в крупных российских концернах и корпорациях необходимость многочисленных согласований, бюрократическая волокита являются существенными препятствиями на пути разработки и внедрения новой продукции, услуг, технологических процессов. На таких предприятиях делаются лишь отдельные попытки устранения стоящих на пути ускорения технического прогресса организационных препятствий, но они не носят кардинального характера; инициатива интрапренеров не получает пока серьезной поддержки. Для поступательного развития отечественной промышленности в условиях острой мировой конкуренции необходимо, чтобы в каждой отрасли промышленности было представлено определенное количество предприятий, способных по технологическим и иным характеристикам обеспечить восприятие, закрепление и развитие технологических новшеств. В последние годы на многих, в особенности на крупных и средних, российских предприятиях активизировались центробежные процессы, перевод отдельных подразделений на полный хозяйственный расчет. Разрушение технологически обоснованных производственных связей оказывается гибельным, причем не только для отделяемого производства, но и для «материнского» предприятия.

На наш взгляд, само интрапренерство имеет, по меньшей мере, две стороны - структурную («жесткую») и поведенческую («мягкую»). Первая из них включает организационную разработку совместных планов, проектирование структуры и любые другие компоненты, в том числе финансовые, которые люди могут иерархически упорядочить. На многих предприятиях отсутствуют жесткие механизмы финансирования мероприятий, не включенных в план-бюджет. Однако целый ряд производств, особенно в наукоемких отраслях, начали расширять свои исследовательские бюджеты с целью организационного обеспечения фондами и другими ресурсами интрапренерства. Поведенческая сторона интрапренерства охватывает практически все параметры корпоративной и организационной культур всех

104

Особенности финансово-бюджетного обособления структурных...

стилей управления и состояния того морально-психологического климата, который предполагает создание достаточно гибкой внутрипроизводственной организации для проведения продуктивной работы, направленной на создание конкурентоспособной продукции предприятия. В этом плане, к примеру, очевидной необходимостью является разработка новых подходов к коллективному труду. Интрапренерство существенно меняет характер коллективного труда, делает его более содержательным и производительным, поскольку сосредотачивается на реальных целях предприятия по созданию и освоению новых или улучшенных изделий, услуг, технических и других процессов. Необходимость сокращения издержек требует централизации оперативного внутрипроизводственного управления, ликвидации излишних дублирующих друг друга функциональных элементов типа многочисленных локальных бухгалтерий в каждом производственном подразделении. Как правило, следует стремиться к консолидации оперативного управления при демократизации принятия стратегических решений. Это не означает, однако, повсеместного внедрения «жестких» организационных структур управления на предприятиях. Для предприятия конъюнктурного и маркетингового типов необходима гибкая внутренняя организационная структура, позволяющая динамично реагировать на изменение рыночных факторов. Для предприятий нужно рекомендовать создание специальных подразделений по разработке стратегии развития. Их главная цель - интегрирование всех видов имеющейся и поступающей информации, обеспечивающей разработку различных стратегий предприятия. Существование таких подразделений играет консолидирующую роль в жизни предприятия. Целесообразно также создание в организационной структуре предприятий специальных подразделений по управлению риском.

Ключевой методологический подход к анализу предложенных проблем, как нам представляется, может быть основан на научной идее Р.П. Рамелта, который, опираясь на теорию ренты Рикардо, Парето и Маршалла, выдвинул теорию предпринимательской ренты. Разделяя идею Й. Шумпетера в определении предпринимателя как того, кто по-новому соединяет и использует ресурсы, Р.П. Рамелт представляет интрапренерство как создание новых предприятий, таких, которые вносят какие-либо элементы нового и не дублируют в точности деятельность уже существующих предприятий. Такое предпринимательство заключается в формировании новой производственной деятельности, стимулы к инновации которой зависят от неопределенности появления производственных ресурсов, а также идей, способных в той или иной степени обеспечить возникающую при этом социальную значимость производства.

Часто теоретики-экономисты определяют предпринимательство достаточно безлико: как функцию, необходимую для успешного экономического развития, будь то образование новых предприятий или несение риска, осуществление инноваций или экономия трансакционных издержек. В этой интерпретации предпринимательство выступает либо как подчиненный «четвертый организационный фактор производства» (наряду с другими, такими, как земля, капитал и рабочая сила), либо как автономный регулятивный механизм. Фигура самого предпринимателя остается расплывчатой, а предпринимательская функция реализуется с изрядной долей автоматизма. В противовес функциональному подходу существует структурный подход, позволяющий рассматривать предпринимателей как социальный слой (иногда эти подходы различают как «функциональный» и «индикативный»). В эмпирических исследованиях обычно к этому слою относят создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственных структур. К ним примыкает периферия в виде массовых групп самостоятельных работников-индивидуалов, которые, однако, к собственно предпринимателям уже не относятся. Сами предприниматели и представители интрапренерства тоже образуют совокупность разнородных групп. Отсюда задача - определить предпринимательство как внутреннее, так и внешнее, во всех ключевых его аспектах, определить как экономическую, так и социальную его функции, как психологический, так и социальный тип. Поскольку набор этих переменных можно бесконечно продолжать, то относительно развития современных идей интрапренерства возможно предложить различные концептуальные решения, поэтому рассмотрим один из вариантов интрапренерства - интеграционноматематическую модель на основе современных идей синергетики и с учетом того, что при проведении моделирования на предприятии использовалась совокупность следующих видов стратегий интрапренерства: функционального, структурного, интеграционного, социального и информационного.

Тем не менее нельзя не отметить, что важнейшей стратегией предприятия, использующего интрапренерство, является стратегия интеграции (вертикальной, горизонтальной, диагональной). При этом в модели нельзя не учесть, что деятельность любого предприятия протекает в условиях взаимодействия с множеством рыночных и институциональных социально-экономических агентов. К таким агентам относятся: предприятия - поставщики сырья и материалов; предприятия - поставщики оборудования; посреднические предприятия; предприятия - потребители продукции; предприятия, заинтересованные в приобретении или аренде движимого и недвижимого имущества данного предприятия; предприятия-

105

А.Е. Миллер

инвесторы; предприятия, заинтересованные в кредитовании собственного производства; индивидуальные потребители продукции и товаров народного потребления, производимых на данном предприятии; предприятия, предлагающие новые технологии или новые виды продукции для организации производства; предприятия-конкуренты, производящие аналогичную продукцию; предприятия - потенциальные конкуренты, способные организовать у себя производство аналогичной продукции; другие физические и юридические лица, а также их группы, желающие иметь дело с данным предприятием.

Все множество экономических объектов, оказывающих существенное влияние на деятельность предприятия, можно разделить на две группы. В первую входят те из них, для которых результат их влияния зависит главным образом от принимаемых решений, во вторую - «агенты влияния», решения которых не имеют адресного характера. Так, если некоторое предприятие, изготавливающее оборудование для организации-поставщика, подняло цены на свою продукцию, это вызовет повышение цен по всей восходящей цепочке и в конечном счете серьезно изменит ситуацию на предприятии. К таким же случаям относятся разработка новых технологических процессов, форм и методов организации труда и т. д., а также формирование потребительских предпочтений на рынке производимых предприятием товаров широкого потребления.

В наиболее общем выражении задача любого предприятия в данной области состоит в том, чтобы оказывать эффективное влияние на процессы принятия решений всеми указанными экономическими агентами в своих интересах - получить в итоге интрапренерскую (предпринимательскую) ренту.

Чтобы описать и классифицировать имеющиеся здесь возможности, необходимо перечислить составные части ситуаций принятия решений. Условия принятия решения включают следующие составляющие: совокупность исходных данных, описывающих текущее состояние проблемы; множество альтернатив; критерии сравнения альтернатив по степени реализации целей предприятия, где принимаются решения; индивидуальные качества лиц, принимающих решение; ресурсы, выделяемые для принятия решений. Для принятия нужного решения, предприятие может влиять либо на объективные исходные данные, либо на субъективные предпочтения лиц, принимающих решения, либо на процесс их принятия.

Направления деятельности предприятия по установлению связей с другими предприятиями в модели классифицируются следующим образом: коммуникация - влияние на общественное мнение с помощью информационной деятельности; лоббирование - использование активов, ресурсов и связей предприятия для воздействия на процесс принятия решений на других предприятиях; интеграция -создание условий взаимодействия предприятий, при которых их интересы и цели из разнонаправленных становятся однонаправленными; под интеграцией понимается установление таких взаимоотношений между предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующего и интегрируемого предприятий.

Рассмотрим схемы товарных потоков: «Ресурсы» —» «Предприятия-производители комплектующих изделий» —» «Предприятия-производители конечной продукции» —» «Рынок» (см. рис. 1, 2).

На каждом из переходов: «Ресурсы» —» «Предприятия-производители комплектующих изделий»; «Предприятия-производители комплектующих изделий» —> «Предприятия-производители конечной продукции»; «Предприятия-производители конечной продукции» —> «Рынок» - цены на продукцию устанавливаются инцидентом перехода, то есть соответственно собственниками ресурсов; предприятиями-производителями комплектующих изделий; предприятиями-производителями конечной продукции.

Спрос на продукцию на каждом из переходов в данной модели зависит и обратно пропорционален цене продукции. Управление ценообразованием на предприятиях в модели возможно по следующим сценариям:

- цены устанавливаются независимо от спроса и предложения изделий;

- цены корректируются на величину, пропорциональную разности между спросом и предложением изделия на переходе, соответствующем реализации изделия;

- цены корректируются на величину, пропорциональную разности между спросом и предложением изделия на переходе, соответствующем рынку.

Будем считать, что предприятия-производители принимают решение о формировании цен в соответствии с соотношением в форме Джона фон Неймана:

р(Е - А) гГ < с — ограничения, характеризуемые вектором коэффициентов затрат труда (плата за трудовые ресурсы);

(р, г) > ф— ограничения, характеризуемые положительностью цен;

pl< ry —» max - максимизация разности выпуска в ценовом выражении затрат на приобретение ресурсов,

106

Особенности финансово-бюджетного обособления структурных...

где А - обобщенная матрица коэффициентов прямых затрат (m1 • m1);

Е - единичная матрица (m1 • m1);

с - вектор коэффициентов затрат труда (1 • m1): с = ср, ..., om1);

F- вектор выпуска продукции (m1 • 1): F = F1, ..., Fm1);

Г - обобщенная матрица объемов ресурсов, необходимых для выпуска единицы продукции

Ст2• т2);

у- вектор имеющихся в наличии объемов ресурса (т2’ 1): у= ур, ..., ут2)Т;

р - вектор приведенных цен на продукцию предприятия (7 • mi): р = рр , , рт1); (0 < р, < 1);

(1 </' </Иі);

г - вектор приведенных цен на ресурсы (7 • т2): г= гр, г2 ..., Гщ); (0 < гг < 1); (1< і < т2).

Fbi = (Bud(^,P, ' ) V;2.

Bud = Fbl Pi - расчет бюджета /-то подразделения (предприятия, интегрированного в производ-

ство);

Bud = Fbp- расчет бюджета предприятий для всего множества /;

IfFb i> Fj Then Bud, = Fbi Pi — перерасчет по объему спроса на 7-ю продукцию;

р, і = р. + К/л (1<Ъ, - Ft) - цены на шаге / / изменяются по отношению к ценам на шаге t про-

порционально разности между спросом и объемом выпущенной продукции;

Bud = Xpx + Хс - распределение бюджета на приобретение продукции (от предприятий, производящих комплектующие изделия) и оплату трудовых ресурсов;

F = (I - A) X - уравнение межотраслевого баланса Леонтьева.

ресурсы предприятия-

производители комплектных изделий

предприятия-производители конечной продукции

Движение продукции

*•

Рис. 1. Пример самоорганизации рынка с предприятиями, не использующими возможности интрапренерства

рынок

107

А.Е. Миллер

ресурсы предприятия-

производители комплектных изделий

предприятия- рынок

производители конечной продукции

Движение продукции

Рис. 2. Пример самоорганизации рынка с предприятиями, не использующими возможности интрапренерства, и одним предприятием, использующим его возможности

Основное преимущество предприятия, использующего возможности интрапренерства, по отношению к предприятиям-конкурентам в данной модели, не использующим эти возможности, заключается в том, что цены (бюджеты подразделений) на внутренних переходах «производство комплектующих изделий» —» «производство конечной продукции (для рынка)» формируются внутри предприятия по информации о разности между спросом и предложением изделия на переходе, соответствующем рынку, а не на переходе «производство комплектующих изделий» —> «производство конечной продукции (для рынка)».

Использование этого преимущества позволяет экономить на оценивании информации о спросе и предложении на рынке, снизить цены на продукцию и увеличить поступления в бюджет предприятия.

Предприятия-производители комплектующих изделий.

Предприятие 1 (предприятие с наименьшими компонентами матрицы А, наименьшим потреблением с и наименьшими ценамир): Аи = 0,1; с = 0,1; р = 2; К р = 0; і =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средними компонентами матрицы А, средним потреблением с и средними ценамир): Аи = 0,2; с = 0,2; р = 3; К р = 0; /' =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с наибольшими компонентами матрицы А, наибольшим потреблением с и наибольшими ценамир): Аи = 0,3; с = 0,3; р = 4; К р = 0; і =(1,2,3).

Вариант моделирования с постоянными ценами.

В данном варианте предполагается, что все предприятия устанавливают цены по своему усмотрению и не изменяют цен при изменениях спроса.

Предприятия-производители сборочных изделий.

Предприятие 1 (предприятие с наименьшими компонентами матрицы А, наименьшим потреблением с и наименьшими ценамир): А,, = 0,1; с = 0.1: р = 8: К р = 0: і =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средними компонентами матрицы А, средним потреблением с и средними ценамир): Аи = 0,2; с = 0,2; р = 10; К/? = 0; і =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с наибольшими компонентами матрицы А, наибольшим потреблением с и наибольшими ценамир): А,, = 0,3; с = 0,3; р = 12: К р = 0: і =(1,2,3).

108

Особенности финансово-бюджетного обособления структурных...

Из результатов следует, что в условиях исходных данных моделирования рассматриваемого варианта самоорганизации рынка с предприятиями, не использующими возможности интрапренерства, и одним предприятием, их использующим, наибольший доход получит предприятие, установившее наибольшие цены на свою продукцию.

Предприятия-производители комплектующих изделий.

Вариант моделирования с постоянными ценами. В данном варианте предполагается, что все предприятия устанавливают цены по своему усмотрению и не изменяют цен при изменениях спроса.

Предприятие 1 (предприятие с наименьшими компонентами матрицы А, наименьшим потреблением с и наименьшими ценамир): Ац = 0,1; с = 0,1; р = 2; К р= 0; / =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средними компонентами матрицы А, средним потреблением с и средними ценамир): Аи = 0,2; с = 0,2; р= 3; К р= 0; і =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с наибольшими компонентами матрицы А, наибольшим потреблением с и наибольшими ценамир): Аи= 0,3; с = 0,3; р= 4; К/?= 0; / =(1,2,3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия-производители сборочных изделий.

Предприятие 1 (предприятие с наименьшими компонентами матрицы А, наименьшим потреблением с и наименьшими ценамир): Ац = 0,1; с = 0,1; р= 8; К р= 0; / =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средними компонентами матрицы А, средним потреблением с и средними ценамир): Аи = 0,2; с = 0,2; р= 10; К/?= 0; і =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с наибольшими компонентами матрицы А, наибольшим потреблением с и наибольшими ценамир): Ац = 0,3; с = 0,3; р= 12: К р = 0: і =(1,2,3).

Из результатов следует, что в условиях исходных данных моделирования этого рассматриваемого варианта наибольший доход получит предприятие, установившее наибольшие цены на свою продукцию.

Вариант моделирования с управляемыми ценами.

В данном варианте предполагается, что все предприятия изменяют цены в зависимости от изменения спроса.

Предприятия-производители комплектующих изделий.

Предприятие 1 (предприятие с наименьшим коэффициентом К р)\

Аи = 0,1; с = 0,1; р= 3; К р= 0,0001; і =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средним коэффициентом К р)\

Аи = 0,1; с = 0,1; р=3;Кр= 0,0003; і =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с наибольшим коэффициентом К р):

Ап = 0,1; с = 0,1; р= 3; Кр= 0,001; і =(1,2,3).

Предприятия-производители сборочных изделий.

Предприятие 1 (предприятие с наименьшим коэффициентом К р):

Агг = 0,1; с = 0,1; р= 10; К р= 0,0001; і =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средним коэффициентом К р):

Ап = 0,1; с = 0,1; р= 10; К /о= 0,0003; 7 =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с наибольшим коэффициентом К р)\

Аи = 0,1; с = 0,1; р= 10; Кр= 0,001; і =(1,2,3).

Из результатов следует, что в условиях исходных данных моделирования этого рассматриваемого варианта наибольший доход получит предприятие, имеющее возможность гибко управлять ценами на свою продукцию в зависимости от спроса на эту продукцию.

Вариант моделирования двух предприятий с управляемыми ценами и одним предприятием с постоянными ценами.

В данном варианте предполагается, что два предприятия изменяют цены в зависимости от изменения спроса и одно их не изменяет.

Предприятия-производители комплектующих изделий.

Предприятие 1 (предприятие с наименьшим коэффициентом К р)\

Аи = 0,1; с = 0,1; р= 3; К р= 0,0001; і =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средним коэффициентом К р):

Аи = 0,1; с = 0,1; р = 3; К р = 0,0003; / =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с постоянными ценами):

Аи = 0,1; с = 0,1; р = 3; Кр= 0; / =(1,2,3).

109

А.Е. Миллер

Предприятия-производители сборочных изделий.

Предприятие 1 (предприятие с наименьшим коэффициентом К р)\

Ац = 0,1; с = ОД; /0= 10; Кр =0,0001;/ =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средним коэффициентом К р)\

Агг = 0,1; с = 0,1; р= 10; Кр =0,0003;/ =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с постоянными ценами):

Аи = 0,1; с = 0,1; р= 10; Кр = 0; і =(1,2,3).

Из результатов следует, что в условиях исходных данных моделирования этого варианта наименьший доход получит предприятие, установившее постоянные цены на свою продукцию.

Итак, результаты моделирования поведения рыночных агентов показывают, что процесс накопления бюджета предприятия эффективен, если предприятие использует информацию о спросе и предложении на всех участках сети от производства ресурсов до продажи конечной продукции (на рынке). То есть предприятия и их бюджеты, связанные интрапренерскими отношениями друг с другом, будут иметь значительные преимущества в рыночной среде: получать и эффективно использовать достаточно высокую интрапренерскую (предпринимательскую) ренту по сравнению с другими предприятиями.

УДК 336.5.012

Л.А. Родина

Омский государственный университет

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

The given article contains an information about the new approaches to shaping information maintenance of administrative activity. For search of an optimum data base of information maintenance of management the method of a simulation modeling is used.

Тотальная мировая информатизация всех сфер человеческой деятельности, тенденции к созданию единого информационного пространства и появление возможностей для технической реализации данной идеи привели к тому, что можно сформулировать терминологической комбинацией «убывающая информационная полезность». Это характеризует ситуацию, когда имеется множество информационных единиц по альтернативным вариантам действий. Но при наличии множества альтернативных вариантов можно с полной уверенностью судить об отсутствии единого оптимального варианта. Особенно данная проблема касается сфер, в рамках которых деятельность носит ярко выраженный информационный характер. Речь идет прежде всего об управленческой деятельности.

Информационное обеспечение процесса управления по своей сути первоначально имеет сложную структуру. В связи с глобальными изменениями процессов движения информации следует обратить внимание на тот факт, что и сама управленческая деятельность приобретает принципиально новые черты. Следовательно, структура информации для центрального момента в управлении - принятия управленческих решений - также приобретает новые качества. В связи с этим по-новому расставляются акценты при формулировке основных принципов управления. Тихая управленческая революция конца двадцатого столетия плавно переходит в жесткую конкурентную борьбу за основной товар на рынке - информацию. Основные принципы управления начала третьего тысячелетия в соответствии с переходом в информационное общество приобрели качественно новое содержание.

Лояльность к персоналу на современном этапе означает не столько корректное, доброжелательное отношение к подчиненным, а прежде всего построение гибкой системы коммуникаций. Межличностные взаимосвязи базируются и на психологической, и на информационной основе.

Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента является гарантом честного, прогнозируемого бизнеса. Но в то же время ответственность становится основным критерием принятия решения о возможности делегирования или отказа от него.

© Л.А. Родина, 2003

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.