Научная статья на тему 'Особенности финансирования российских футбольных клубов: основные проблемы и методы их решения'

Особенности финансирования российских футбольных клубов: основные проблемы и методы их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2591
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российский футбол / финансирование / футбольный клуб / финансовый «фэйр-плей» / государственные компании / COVID-19 / Russian football / financing / football club / financial fair-play / state companies / COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдрашев Нурсултан Нуртуганович

После чемпионата мира 2018 года интерес российских болельщиков к футболу продолжает расти. Несмотря на это, больше половины российских футбольных клубов являются убыточными. Причиной этому является несовершенная модель финансирования профессионального футбола в нашей стране. К основным проблемам финансирования российских клубов можно отнести высокий уровень зависимости от государственных компаний и региональных бюджетов, исторически сложившееся отношение к футбольным клубам как к социальному явлению, а не как к коммерческой организации, отсутствие четко определенных стандартов бухгалтерского учета, непрозрачность финансовой отчетности, недостаточно развитая инфраструктура и невысокая посещаемость матчей. Кроме того, в российской экономике в последние пять лет наблюдается спад. Уменьшение доходов граждан, колебания курсов валют и невысокие результаты, которые показывают команды в соревнованиях, привели к тому, что стадионы не заполняются даже наполовину. В качестве научной базы были использованы публикации отечественных и зарубежных исследователей, интернет-источники, статистические отчеты и другие ресурсы. В статье дается сравнение российских клубов с европейскими, которые за десять лет превратились из убыточных в коммерчески успешные; определяется, какую роль в этом сыграло введение правил финансового «фэйр-плей»; приводится краткий обзор изменений, затронувших российский футбол в ходе пандемии COVID-19. В результате предлагаются меры, которые, при условии их применения в комплексе, смогут помочь российским футбольным клубам преодолеть кризис и сформировать новую коммерческую модель финансирования клубов: сокращение доли государственных средств, разработка долгосрочной стратегии, повышение коммерческой привлекательности клуба, разработка системы оценки эффективности и результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Russian Football Clubs Financing: Key Problems and Possible Solutions

After the World Cup 2018, the interest of Russian fans in football continues to grow. Despite this, more than a half of Russian football clubs remain unprofitable. The reason for this is the imperfect model of the professional football financing in our country. The main problems of the Russian clubs financing are the high level of dependence on the state-owned companies and regional budgets, the historical attitude to football as a social phenomenon, not as a commercial organization, the lack of clearly defined accounting standards, the lack of financial transparency, underdeveloped infrastructure and low match attendance. In addition, for the last few years the Russian economy had been in decline. The decline in the incomes of the citizen, currency fluctuations, and poor results obtained by teams in competitions have led to the stadiums being only half full. The articles of domestic and foreign researchers, Internet sources, statistical reports and other resources were used as a scientific base. In this work, we compare Russian clubs with European ones, explaining how the latter have gone from unprofitable to commercially successful organizations in the last ten years. What impact has the introduction of the rules of Financial Fair Play have on this? A brief overview of the changes in Russian football brought by the COVID-19 pandemic is provided. As a result, the measures that, if applied as a single set, can help Russian football clubs overcome the crisis and create a new commercial model for financing clubs are offered: reducing the share of governmental funds, developing a long-term strategy, increasing the club’s commercial attractiveness, developing a system for evaluating the effectiveness and efficiency.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования российских футбольных клубов: основные проблемы и методы их решения»

Экономические вопросы управления

Абдрашев Н.Н.

Особенности финансирования российских футбольных клубов: основные проблемы и методы их решения

Абдрашев Нурсултан Нуртуганович — аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 6234-9180

Аннотация

После чемпионата мира 2018 года интерес российских болельщиков к футболу продолжает расти. Несмотря на это, больше половины российских футбольных клубов являются убыточными. Причиной этому является несовершенная модель финансирования профессионального футбола в нашей стране. К основным проблемам финансирования российских клубов можно отнести высокий уровень зависимости от государственных компаний и региональных бюджетов, исторически сложившееся отношение к футбольным клубам как к социальному явлению, а не как к коммерческой организации, отсутствие четко определенных стандартов бухгалтерского учета, непрозрачность финансовой отчетности, недостаточно развитая инфраструктура и невысокая посещаемость матчей. Кроме того, в российской экономике в последние пять лет наблюдается спад. Уменьшение доходов граждан, колебания курсов валют и невысокие результаты, которые показывают команды в соревнованиях, привели к тому, что стадионы не заполняются даже наполовину. В качестве научной базы были использованы публикации отечественных и зарубежных исследователей, интернет-источники, статистические отчеты и другие ресурсы. В статье дается сравнение российских клубов с европейскими, которые за десять лет превратились из убыточных в коммерчески успешные; определяется, какую роль в этом сыграло введение правил финансового «фэйр-плей»; приводится краткий обзор изменений, затронувших российский футбол в ходе пандемии COVID-19. В результате предлагаются меры, которые, при условии их применения в комплексе, смогут помочь российским футбольным клубам преодолеть кризис и сформировать новую коммерческую модель финансирования клубов: сокращение доли государственных средств, разработка долгосрочной стратегии, повышение коммерческой привлекательности клуба, разработка системы оценки эффективности и результативности.

Ключевые слова

Российский футбол, финансирование, футбольный клуб, финансовый «фэйр-плей», государственные компании, COVID-19.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10081 Введение

В последние пять лет российские футбольные клубы не показывают значительных темпов роста выручки. Структура доходов отечественных клубов является недиверсифицированной и несбалансированной, что приводит к высокой зависимости от основного спонсора, в роли которого часто выступает государственная компания либо региональные власти. Целью настоящего исследования является выявление системных ошибок финансирования российского футбола и описание комплекса мер для их устранения. Задачи исследования — провести анализ моделей финансирования отечественного футбола в сравнении с европейским и перечислить меры, которые

следует предпринять для выхода из сложившейся ситуации. В работе были использованы такие методы исследования, как логический, сравнительный анализ и экспертный опрос.

Основные проблемы финансирования российского футбола и их причины

31 мая 2019 г. Российский футбольный союз (РФС) впервые в истории своего существования опубликовал данные о том, из каких источников получают и на что тратят деньги отечественные футбольные клубы1. Это было связано с решением УЕФА, который в 2018 г. ужесточил правила финансового «фэйр-плей» и обязал футбольные клубы делать финансовую отчетность достоянием публики2. И, хотя в публикации РФС не указывались точные суммы, а лишь основные статьи доходов и расходов в процентном отношении к общему итогу, этот документ подтвердил то, о чем много писали в последние годы: российская модель финансирования футбольных клубов радикально отличается от европейской — и не в лучшую сторону [Солнцев и др. 2015; Осокин 2017].

По данным PwC, совокупные доходы Российской Премьер-Лиги (РПЛ) в сезоне 2018/19 составили 59,4 млрд руб.3 По курсу на 01.05.20204 это составляет около 752 млн евро — меньше, чем выручка ФК «Барселона» (Испания) за тот же период. Причем всего 3,28 млрд руб. (~41,5 млн евро) было получено за счет реализации билетов и абонементов на матчи, которые в этом сезоне посетило немногим более 4 млн человек5.

Для сравнения: двадцать ведущих клубов Европы получают от реализации билетов и абонементов примерно 16% от общей суммы доходов, а оставшееся почти поровну делится между продажами прав на трансляцию матчей и коммерческой деятельностью (рекламные контракты, реализация клубной атрибутики, доходы от продажи имени, сдачи в аренду стадиона для проведения мероприятий и т.д.) (Рисунок 1). Такая структура называется диверсифицированной [Поротькин 2016].

1 Футбольные власти впервые раскрыли финансы российских клубов. Отчетность показала высокую долю поступлений от титульных спонсоров и региональных бюджетов // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/06/2019/5cf67daf9a7947d8b8a55af2 (дата обращения: 10.04.2020).

2 UEFA Club Licensing and Financial Fair Play Regulations. Edition 2018 // UEFA [Электронный ресурс]. URL: https://www.uefa.com/MultimediaFiles/Download/Tech/uefaorg/General/02/56/20/15/2562015 DOWNL OAD.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

3 Комплексное исследование экономики российского футбола. Сезон 2019/20 // PwC [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/rossiyskaya-premyer-liga-sezon-2019-2020.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

4 Данные приводятся по: Курсы валют ЦБ РФ, устанавливаемые ежедневно // Audit-it [Электронный ресурс]. URL: https://www.audit-it.ru/currency/daily curs.php (дата обращения: 01.05.2020).

5 Комплексное исследование экономики российского футбола. Сезон 2019/20 // PwC [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/rossiyskaya-premyer-liga-sezon-2019-2020.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

70*

ео* 4S%

50*

¡10* -

30*

20* 1А<Ъ. --

IS* тать " 1 Т1

10*

О* Места 1-S Места€-10 Места 11-1S Места 1Б-20

И Матчи И Трансляции | Коммерчешсая деятельность

Рисунок 1. Распределение средних показателей выручки от проведения матчей, продажи прав на трансляцию и коммерческой деятельности среди 20 ведущих

клубов Европы6

В Европе на футбольный клуб смотрят как на коммерческое предприятие, деятельность которого должна приносить прибыль. Пять клубов, заработавшие больше всех в прошлом сезоне («Барселона», «Реал Мадрид» (оба представляют Испанию), «Манчестер Юнайтед» (Англия), «Бавария Мюнхен» (Германия) и ПСЖ (Франция), суммарная выручка 3,6 млрд евро), получили 49% своих доходов от коммерческой деятельности7. Благодаря гибкой адаптации к изменениям на рынке, «Барселона» смогла увеличить свою выручку на 22%, или 150,4 млн евро8. Чтобы уменьшить зависимость клуба от продажи вещательных прав, руководство взяло лицензирование и реализацию атрибутики в свои руки, вследствие чего «Барселона» стала первой, кто преодолел отметку в 800 млн евро, и впервые поднялась на самое высокое место в рейтинге9.

Выросли доходы от продажи прав на трансляции матчей УЕФА, среди потенциальных покупателей появились новые компании. Так, матчи Английской Премьер-лиги в прошлом году транслировал Amazon. Кроме него, покупкой прав заинтересовались Facebook, Apple, Netflix и Google. Прогнозируют, что доля показа

6 Источник: Рейтинг самых богатых футбольных клубов — 2020 // Deloitte [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/consumer-business/articles/2020/deloitte-football-money-league-2020.html (дата обращения: 12.04.2020).

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

матчей через интернет-площадки будет стремительно расти, а это значит, что национальные лиги смогут сами контролировать распространение своего контента.

Многие клубы открывают региональные отделения по всему миру, тем самым увеличивая свой географический охват, и приглашают игроков разных национальностей, которые смогут привлечь дополнительную аудиторию у себя на родине. Активно внедряются новые технологии: например, все более широкое распространение получают СЯМ-системы, позволяющие собирать статистику о предпочтениях каждого зрителя, его покупках и посещении матчей. «Атлетико» (Испания) и «Боруссия» (Германия) стали первопроходцами, внедрив рекламу с динамическим контентом на бортах своих стадионов10.

Финансирование российского футбола устроено иначе. Большую часть доходов составляют поступления от крупных государственных компаний или из бюджетных средств [Осокин 2017]. В то время как в Европе владельцы клубов ставят перед собой задачу увеличения продаж, в России развитие футбола традиционно является частью социальной политики государства — считается, что занятия спортом способствуют повышению продолжительности и качества жизни граждан, а профессиональные спортивные команды являются важным средством мотивации для всего остального населения [Поротькин 2017].

Если мы посмотрим на структуру выручки российских футбольных клубов за последние пять лет, то увидим, что, хотя доходы от продажи билетов и абонементов на матчи выросли почти вдвое, они все еще едва превышают отметку в 8%. Очень небольшая доля доходов приходится также на телетрансляции — 4%. Это подтверждает точку зрения российских исследователей о том, что интерес зрителей к футболу остается низким [Поротькин 2016]. Зато поступления от спонсоров составляют почти половину всех доходов футбольных клубов (Рисунок 2).

10 Рейтинг самых богатых футбольных клубов — 2020 // Deloitte [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/consumer-business/articles/2020/deloitte-football-moneY-league-2020.html (дата обращения: 12.04.2020).

123

3,5%

4,1%

3,5%

4,6%

4,0%

4,4%

4,7%

21,3%

4,5%

8,6%

14,7%

4,7%

6,7%

13,8%

7,7%

7,6%

15,1%

В,0%

11,4%

12,6%

43,2%

45,4%

44,G%

51,9%

47,4%

23,0%

2014

22,6%

2015

27,4%

2016

13,0%

2017

16,5%

2016

Медиапрааа ' (внутренний чемпионат)

Поступления отУЕФА

. Спонсорскиеи прочие коммерческие доходы

■ Дохоцы от билетов и метчевы* мероприятий

I Целевые ' поступления

Прочие доходы

Рисунок 2. Структура общих доходов клубов РПЛ, % от общей суммы11

По данным УЕФА, более половины (51%) всех клубов высших дивизионов Европы контролируются частными владельцами. В отдельных лигах (например, Англии, Италии, Франции) эта доля достигает 100% [Солнцев 2020]. Европейские клубы обычно устроены либо как частная компания, либо как открытое акционерное общество (ОАО), либо как ассоциация. Примером частных компаний могут служить некоторые клубы Английской Премьер-лиги и итальянской Серии А: владельцем «Милана» (Италия) является Сильвио Берлускони, а «Челси» (Англия) — Роман Абрамович. Том Хикс и Джордж Джиллет делят пополам «Ливерпуль» (Англия). Владелец редко входит в состав совета директоров, однако может принимать решения, касающиеся инвестиций и покупки игроков ^е^, Weintgaertner 2011]. Например, в 2010 г. Роман Абрамович принял решение не продлять контракт с Михаэлем Баллаком12. Владелец несет связанные с такими решениями финансовые риски.

11 Источник: Комплексное исследование экономики российского футбола. Сезон 2019/20 // PwC [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/rossiYskaYa-premYer-liga-sezon-2019-2020.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

12 Баллак: решение о моём уходе принял Абрамович // Чемпионате [Электронный ресурс]. URL: https://www.championat.com/football/news-515766-ballak-reshenie-o-moiom-ukhode-prinial-abramovich.html (дата обращения: 15.04.2020).

В качестве примера ОАО можно привести туринский «Ювентус» (Италия). Стоит отметить, что 63% всех его акций принадлежат компании Exor, которая образовалась из холдингов Джованни Аньелли. Еще 11% принадлежат Lindsell Train Investment Trust Ltd, а оставшиеся акции находятся в руках «Фонда миноритарных акционеров», в котором состоит около 40 тыс. чел.13 Когда большая часть акций сосредоточена в руках одного человека или компании, миноритарные акционеры оказывают ничтожное влияние на инвестиционные решения или общую стратегию [Dietl, Weintgaertner 2011]. Однако в случае принятия руководством неудачных решений денежные потери понесут все акционеры. Очевидно, что в этом случае главной целью владельцев клуба является максимизация прибыли.

И наконец, клуб может быть организован как членская ассоциация. Испанские клубы «Барселона» и «Реал Мадрид», которые в последние годы вырвались в лидеры по уровню доходов, а также немецкий «Шальке» представляют собой некоммерческие организации. Все важные решения принимаются на регулярных встречах членов ассоциации, большинство которых являются поклонниками клуба. Для принятия решений выбирают президента клуба и членов управленческой группы. Каждый имеет право голоса; продажа прав третьим лицам является незаконной. Концентрация прав в руках одного человека маловероятна, так как количество членов ассоциации очень велико. В этом случае клуб нацелен на максимизацию спортивных результатов [Dietl, Weintgaertner 2011].

Российские же клубы чаще всего управляются так: некая холдинговая структура вкладывает средства ради «высоких целей». О прибыли речь не идет, скорее это дает владельцу определенный статус — раз у человека есть футбольный клуб, значит, это человек очень богатый и уважаемый. Иногда мы видим и такой вариант: некий предприниматель вкладывает средства с целью получения высоких спортивных результатов, не дожидается их, разочаровывается и уходит, вследствие чего клуб переживает не лучшие времена [Багатырова 2014].

6 российских клубов находятся в собственности государства [Солнцев 2020]. В текущем сезоне в РПЛ участвует 16 команд, из которых только одна полностью финансируется на частные средства. Это ФК «Краснодар», владельцу которого, Сергею Галицкому, принадлежит не только клуб, но и стадион и детско-юношеская академия (последние были созданы под его руководством и благодаря его вложениям).

13 Capitale sociale e azionariato // Juventus Football Club [Электронный ресурс]. URL: https://www.juventus.com/it/club/investitori/azionariato-titolo/azionariato-corrente?appview=true (дата обращения: 16.04.2020).

Еще три клуба — участников «главного московского дерби», ЦСКА и «Спартак», а также «Рубин» — можно назвать условно частными. ЦСКА задолжал средства «Внешэкономбанку», профинансировавшему строительство нового стадиона. В 2013 г. клубу был выдан заем в 280 млн долларов под залог 24,8% акций, а в мае следующего года, согласно отчету владельца клуба Bluecastle Enterprises Limited, залог увеличился до 76,4%. По состоянию на конец 2018 г. долг клуба составил 229 млн евро [Солнцев 2020]. В декабре 2019 г. глава корпорации Игорь Шувалов объявил, что три четверти акций ЦСКА перешли к ВЭБ в счет погашения долга14.

Что касается «Спартака», то в конце 2018 г. у клуба появилось два новых акционера: ООО «Спорт-холдинг» и АО «Капитальные активы», которые принадлежат президенту и совладельцу компании «Лукойл» — В. Алекперову и Л. Федуну соответственно. В сумме они владеют 70% всех акций. Имя третьего акционера, россиянина, которому принадлежат оставшиеся 30% акций клуба, не раскрывается [Солнцев 2020].

Владельцем «Рубина» является Р. Сайманов, но инфраструктура клуба принадлежит правительству Республики Татарстан. Финансируется клуб на средства спонсоров, близких к правительству [Солнцев 2020].

И.В. Солнцев заключает, что «ключевой проблемой в финансах отечественных клубов является низкая диверсификация выручки и зависимость от одной статьи дохода — поступлений от спонсоров, которые часто аффилированы с основным акционером и в той или иной форме оперируют бюджетными деньгами или средствами госкорпораций. По данным отчета РФС за 2018 г., в среднем на эту статью у клубов РПЛ приходится почти 80% всей выручки. Лучший показатель — 23% у ПФК ЦСКА, при этом из данных РФС следует, что в сумме все статьи дохода дают 70% клуба (то есть происхождение еще 30% неизвестно)» [Там же, 123].

Финансирование футбола из местных бюджетов и государственных компаний порождает сразу две большие проблемы. Первая заключается в том, что клубы получают очень разное количество средств. Например, бюджет победителя прошлого сезона, ФК «Зенит», составлял 12,5 млрд руб., а доходы клуба «Тамбов», по самым смелым оценкам, не превысили отметку в 650 млн руб. (чуть более половины этой суммы было получено из областного бюджета, остальное — из пожертвований спонсора). Если у столичных клубов поступления стабильно высоки, то клубы на периферии постоянно

14 ВЭБ получил ЦСКА. Что важно знать о самой крупной футбольной сделке // Спорт РБК [Электронный ресурс]. URL: https://sportrbc.m/news/5df3a8f39a7947646b0a03db?mid=NaN (дата обращения: 28.05.2020).

126

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пребывают в шатком положении, вынуждены постоянно думать, как обеспечить приток средств для непрерывного существования. Бюджеты российских клубов, выступающих в РПЛ, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Бюджет топ-16 российских футбольных клубов в сезоне 2019/2015

Место Клуб Бюджет 2019/20, млрд руб. Спонсоры

1 «Зенит» 12,5 «Газпром» и его дочерние компании, минимум 50% принадлежит государству

2 «Спартак» 11 ООО «Спорт-холдинг», АО «Капитальные активы» (принадлежат почти в равных долях президенту «Лукойла» В. Алекперову и совладельцу «Лукойла» Л. Федуну), частная инвестиционная компания ИФД «КапиталЪ», банк «Открытие»

3 «Локомотив» 5,75 Государственная компания ОАО «РЖД»

4 «Краснодар» 5,5 Сергей Галицкий и титульные спонсоры

5 ЦСКА 4,3 ВЭБ, «Аэрофлот», «Россети», ООО «Хендэ Мотор СНГ», топливная компания ЕКА и др.

6 «Динамо» 4 Банк ВТБ (приобрели контрольный пакет акций за 1 рубль)

7 «Ростов» 2,4 «ТНС энерго Ростов-на-Дону», ТМК, НЗНП, Ростовская область

8 «Арсенал» (Тула) 2,1 «Ростех», «Роснефть», НПО «Сплав», КБП, Алишер Усманов

9 «Ахмат» 2 Общественная организация «Фонд имени Ахмата Кадырова», Московский индустриальный банк, холдинг «SAT & Co» (Казахстан)

10 «Рубин» 2 Частная группа компаний «ТАИФ», банк «Ак Барс», «Казаньоргсинтез»

11 «Крылья Советов» 1,6 «Пари матч», Самарская область

12 «Сочи» 1,1-1,5 Борис Ротенберг

13 «Уфа» 1 Республика Башкортостан

14 «Оренбург» 1 ООО «Газпром добыча Оренбург»

15 «Урал» 1 Частные компании СКБ-Банк, ТМК, группа «Синара», Свердловская область

16 «Тамбов» 600-650 «Пари матч», Тамбовская область

15 Составлено автором на основе: Бюджеты клубов РПЛ 2019/20. Кто и сколько тратит на российский футбол? // Соккер.ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.soccer.ru/blogs/record/1133734/malkom-zenit (дата обращения: 20.04.2020).

Большинство отечественных клубов использует стратегию максимизации побед при мягких бюджетных ограничениях. Такая стратегия означает сильную зависимость клуба от основного спонсора [Осокин 2018]. В случае, если спонсор испытывает денежные затруднения или, не видя отдачи от своих вложений, примет решение прекратить финансирование, клуб столкнется с серьезными проблемами. Показателен пример махачкалинского ФК «Анжи», владельцем которого в 2011 г. стал бизнесмен Сулейман Керимов. За два года он увеличил бюджет клуба с 50 до 180 млн долларов: были приглашены «звездные» игроки — Виллиан, Это'О, Карлос, Жирков, а также тренер Гус Хиддинк. Под руководством Керимова был построен новый стадион «Анжи-Арена» вместимостью 30 тыс. зрителей. Уровень выступлений команды вырос, она дошла до стадии плей-офф в Лиге Европы. Однако в 2013 году Керимов оказался фигурантом уголовного расследования, вследствие чего не смог продолжать вкладывать средства, и клуб оказался на грани выживания16 [Осокин 2018]. «Анжи», в свою очередь, потерявший место в лиге по спортивному принципу, вернулся в нее после ликвидации «Амкара», с трудом закончил сезон 2018/2019 и оказался в третьей российской лиге — ПФЛ — в силу нехватки денег на второй дивизион [Солнцев 2020, 124].

Все это напрямую подводит нас ко второй проблеме. При зарплате игроков и тренеров, сопоставимой с таковой в топовых клубах Европы, российский футбол значительно уступает европейскому в зрелищности. Обильные вливания со стороны спонсоров вовсе не гарантируют блестящих выступлений даже в РПЛ, не говоря уже о соревнованиях более высокого уровня. Как следствие, интерес к футболу со стороны граждан, особенно в регионах, долгое время оставался невысоким. Согласно данным ВЦИОМ, в 2017 г. всего 16% россиян отнесли себя к футбольным болельщикам, 32% отметили, что следят за матчами периодически, тогда как 52% опрошенных сказали, что вообще равнодушны к этому виду спорта [Поротькин 2017]. Более того, 70% россиян считали, что российский футбол становится все менее зрелищным.

При этом, однако, согласно исследованию компании «Яндекс», россияне ежедневно задают около 3 млн запросов на спортивную тематику, причем самым популярным видом спорта является футбол. 18 млн запросов было сделано о матчах РПЛ и ФНЛ с июля 2015 по апрель 2017 г. [Мухамадиев 2018].

16 Чем был «Анжи» задержанного Керимова? Вспоминаем историю одного шумного проекта // Советский спорт [Электронный ресурс]. URL: https://www.sovsport.ru/football/articles/1012579-chem-bYl-anzhi-zaderzhannogo-kerimova-liubov-k-futbolu-ili-politicheskii-proekt (дата обращения: 20.04.2020).

Если взглянуть на данные PwC, за последние пять лет четко прослеживается следующая тенденция: все больше болельщиков приходит на матчи именитых столичных клубов и все меньше посещает матчи периферийных. Так, матчи топ-5 клубов в прошлом сезоне были заполнены на две трети, тогда как у остальных коэффициент заполняемости стадионов варьировался от 15 до 55%.

Это, в свою очередь, приводит к тому, что бизнесмены не считают футбол сколько-нибудь привлекательным для инвестиций. Для сравнения: в Европе, даже несмотря на гораздо большую распространенность телетрансляций, стадионы почти всегда заполнены зрителями. Это привлекает спонсоров, заинтересованных в том, чтобы рекламу их товара или услуги увидело как можно большее количество людей. В России же рекламу показывать практически некому.

Слабо развито и медийное сопровождение матчей. В то время как европейские клубы стараются идти в ногу со временем и придумывают все больше интересных решений для постоянного удержания внимания зрителей — мобильные приложения для отслеживания новостей и статистики, специальные игры для погружения в историю клуба, интерактивные сайты, разнообразные средства, благодаря которым зрители могут пообщаться с любимыми игроками и заглянуть «за кулисы» (социальные сети, аккаунты в Periscope и пр.), отечественные клубы никак не могут понять, что зритель и есть главный потребитель спортивно-зрелищных услуг, привычки и потребности которого надлежит внимательно изучать. В 2018 г. РПЛ провела ребрендинг, сайты клубов стали выглядеть более привлекательно: были добавлены новые графические элементы для освещения матчей в реальном времени, изменился язык, который стал «ближе к зрителю», стал публиковаться развлекательный материал, который может заинтересовать широкую публику, а не только верных болельщиков17. Тем не менее цифры говорят сами за себя: суммарное количество человек, следящих за событиями вокруг ФК «Зенит», лучше всех клубов РПЛ представленного в соцсетях, составляет чуть меньше 4 млн человек18.

17 Комплексное исследование экономики российского футбола. Сезон 2019/20 // PwC [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/rossiyskaya-premyer-liga-sezon-2019-2020.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

18 Рейтинг в соцсетях. Популярнейшие клубы РПЛ // Соккер.ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.soccer.ru/blogs/record/1123887/zenit-spartak (дата обращения: 20.04.2020).

При этом, например, у ФК «Барселона» 103,3 млн подписчиков в «Фейсбуке», 81,7 млн — в «Инстаграме», 35,5 млн — в «Твиттере» и 5,7 млн — в «Ютубе». Кроме того, 140,3 млн человек читает инстаграм Лионеля Месси19. А ведь любимый зрителями игрок является «магнитом» для крупных спонсоров — к примеру, компаний, создающих спортивную обувь и одежду, продукты, которые можно употреблять во время матча (чипсы, пиво и т.д.).

Добавим сюда периодически вспыхивающие скандалы вокруг «договорных» матчей и некрасивого поведения спортсменов, которые негативно сказываются на репутации клуба. В отечественном футболе (и спорте в целом), по всей видимости, пока не уяснили, что бурное развитие информационных технологий привело к сокращению дистанции между «звездами» и публикой. Все находятся у всех на глазах. Одно неосторожное высказывание мгновенно расходится по соцсетям, порождает активные обсуждения и может стоить человеку репутации.

Следует отметить и несовершенство инфраструктуры. Согласно данным PwC, только 4 стадиона находятся в собственности клуба, а это означает необходимость совершения дополнительных усилий и временных затрат по налаживанию контактов с третьими сторонами. Немногие стадионы в РФ оборудованы по последнему слову техники, и не все на 100% отвечают требованиям удобства и безопасности зрителей20.

Многие клубы вынуждены арендовать стадион для тренировок и матчей. Например, ФК «Тамбов» играет в Саранске, на стадионе «Мордовии», тогда как сама «Мордовия» использует старый стадион. Ее долг за аренду составляет 44,5 млн рублей. «Рубин», хотя и является владельцем нового стадиона, построенного к чемпионату мира 2018 года, вынужден часть матчей играть на старом стадионе, так как на «Ак Барс Арена» проходят соревнования по другим видам спорта, после которых требуется менять газон. Это каждый раз обходится клубу в 100 млн рублей. При этом средняя посещаемость клуба медленно растет (на конец 2019 г. она составляла 1750013 чел.) [Солнцев 2020].

У отечественных клубов есть еще одна глубоко укоренившаяся проблема: непрозрачность финансовой отчетности. Владельцы всеми силами стараются не публиковать информацию о доходах и расходах. Вплоть до середины 2018 г. данные в

19 Рейтинг самых богатых футбольных клубов — 2020 // Deloitte [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/consumer-business/articles/2020/deloitte-football-moneY-league-2020.html (дата обращения: 12.04.2020).

20 Комплексное исследование экономики российского футбола. Сезон 2019/20 // PwC [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/rossiYskaYa-premYer-liga-sezon-2019-2020.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

открытом доступе были крайне скудными. И неудивительно: ведь бесконтрольное вливание спонсорских средств приводит к тому, что российские клубы не отвечают правилам финансового «фэйр-плей» (ФФП) (англ. fair play — «честная игра»). Эти правила УЕФА ввел с 2009 г., с тех пор ежегодно уточняя и дополняя отдельные пункты. Вот ключевые моменты, на которые следует обратить внимание всем клубам, желающим участвовать в еврокубках:

- разница между релевантными доходами и расходами не должна превышать 5 млн евро в течение 3 лет (правило самоокупаемости);

- допускается убыток в 30 млн евро при условии, что акционеры целенаправленно вложат 25 млн евро;

- прозрачная финансовая отчетность;

- зарплаты футболистов не должны превышать 70% бюджета клуба;

- если более 30% доходов клуба обеспечивается одной или несколькими компаниями, принадлежащими одному владельцу, то деятельность такого клуба подлежит особо тщательной проверке со стороны аудиторов21.

Цель введения ФФП — уравнять возможности богатых и бедных клубов, что должно обострить конкуренцию и способствовать как зрелищности спорта, так и большей эффективности клубов как коммерческих предприятий.

Не все исследователи согласны с тем, что введение новых правил оказывает заявленный эффект. «Основную проблему представляет единый подход к лицензированию вне зависимости от изначальных условий, в которых находится та или иная национальная ассоциация. При этом для каждой страны (клуба) характерна страновая специфика: разные стандарты отчетности, разная культура с точки зрения соблюдения финансовых правил и, наконец, разные экономические условия [Солнцев 2020, 130]. В работе 2019 г. [Caglio et al.] утверждается, что общий эффект на футбольную индустрию нельзя однозначно расценить как положительный. Авторы отмечают, что футбольный клуб отличается от других коммерческих предприятий высокой эмоциональной вовлеченностью акционеров, что, в свою очередь, приводит к сложным формам взаимозависимости в экономическом, политическом и социальном контексте. Проанализировав данные о доходах и расходах 150 европейских клубов и

21 UEFA Club Licensing and Fair Play Regulations. Edition 2018 // UEFA [Электронный ресурс]. URL: https://www.uefa.com/MultimediaFiles/Download/Tech/uefaorg/General/02/56/20/15/2562015 DOWNL OAD.pdf (дата обращения: 27.05.2020).

произведя расчеты, они пришли к выводу, что введение правила безубыточности положительно повлияло на доходы ведущих клубов. В частности, выросли доходы от спонсоров, продажи атрибутики и прав на трансляцию, а также от трансферов. В то же время на продажи билетов оно повлияло меньше. Введение ФФП не привело к статистически значимому увеличению финансовой стабильности клубов и не повлияло на баланс сил в европейском футболе.

Т. Пеетерс и С. Шимански спорят с основным аргументом сторонников введения ФФП — по их словам, покупка игроков в надежде на первое место в таблице без оглядки на окупаемость привела многие европейские клубы к финансовой неустойчивости. Авторы обращают внимание на то, что на потерю клубом финансовой стабильности чаще влияют внешние факторы, а также неудачное выступление команды в сезоне [Peeters, Szymanski 2014].

Р. Галлахер и Б. Куинн отмечают, что футбол сильно зависит от случайных факторов, поэтому спрогнозировать финансовые показатели даже на год вперед достаточно сложно. Количество забитых голов не всегда объективно отображает уровень игры команды на поле, а инвестиции в футбол иногда напоминают лотерею. С одной стороны, правило безубыточности позволяет акционерам не тратить больше, чем они могут позволить, а с другой — негативно влияет на зрелищность, что, в свою очередь, ведет к разочарованию инвесторов и оттоку средств [Gallagher, Quinn 2020].

Как нетрудно заметить, российские футбольные клубы не отвечают ни одному из условий ФФП. Бесконтрольное вливание средств убивает мотивацию к поиску альтернативных источников дохода и развития коммерческой составляющей и способствует процветанию коррупции [Осокин 2018]. Несоответствие правилам строго карается УЕФА — клуб может быть отстранен от соревнований на определенный период или вынужден будет заплатить штраф. К 2016 г. российские клубы 7 раз попадали под дисциплинарные санкции УЕФА из-за нарушения правила самоокупаемости. Например, «Динамо» в 2015 г. заключило соглашение с ПАО «Банк ВТБ», за что лишилось права выступать в Лиге Европы: в результате этой сделки убытки клуба за 3 года составили 302 млн евро [Осокин 2018]. 7 российских клубов в РПЛ являются убыточными [Солнцев, Кудиш 2018]. Это больше половины от общего числа команд (всего их в РПЛ выступает 16). Примерно такое же соотношение между коммерчески успешными и не выходящими на самоокупаемость клубами наблюдалось в Европе до введения правил ФФП в 2010 г. [Grabar, Sonin 2018]

«Министр спорта после претензий к российским клубам со стороны УЕФА за несоблюдение правил и принципов финансового «фейр-плей» поставил перед Российским футбольным союзом задачу способствовать распространению в РПЛ ответственного отношения руководства клубов к условиям участия в международных клубных сезонах» [Жукова, Мугулов 2020, 52]. Футбольным клубам, выступающим в РПЛ, которые обязаны выполнять правила и критерии финансового «фейр-плей», предстоит серьезная перестройка финансовой политики, так как несоблюдение правил чревато штрафами, недопуском к кубковым сезонам УЕФА и отрицательно влияет на имидж клубов. В сложившейся ситуации нужна целевая программа клубов РПЛ по развитию альтернативных источников доходов с одной стороны, с другой — жесткий национальный контроль соблюдения клубами РПЛ правил и принципов ФФП [Там же, 61].

Отсутствие четких стандартов ведения финансовой отчетности при частом переходе спортсменов из клуба в клуб, равно как и неразвитость футболометрии, делают невозможным отслеживать эффективность вложения средств. Это тоже мешает выстраивать долгосрочные отношения со спонсорами [Поротькин 2016].

Единственным клубом, который публикует финансовую отчетность по международным стандартам МФСО и GAAP, является ЦСКА. Остальные клубы ограничиваются публикацией данных, отвечающих российским стандартам РСБУ. Это приводит к значительным расхождениям в оценке их стоимости. Для примера: выручка ЦСКА по российскому стандарту составила 2827 млн руб., прибыль — 17,9 млн., а согласно отчетности компании-владельца (Bluecastle Enterprises Limited), — 3973 и 1796 млн руб. соответственно [Солнцев 2020].

Помимо погрешности за счет колебаний курсов валют, а также разницы в учете (не все клубы отображают на балансе трансферные операции; часто расходы на покупку игрока записываются в расходы будущих периодов; амортизационные расходы не детализируются), стоит учитывать, что футбольный клуб может быть устроен как группа предприятий, каждое из которых ведет свой учет. Часть стадионов отображается на балансе сторонних компаний. Так, ООО «Стадион «Спартак» в 2018 г. выручил 589 млн руб. и 1835 млн руб. чистой прибыли. Кроме того, в России финансовый год совпадает с календарным годом, а сезон длится с сентября по май [Солнцев 2020].

Несмотря на то что после проведения чемпионата мира в 2018 году интерес со стороны болельщиков несколько оживился и клубы стали делать определенные шаги в сторону коммерциализации своей деятельности, они по-прежнему не способны себя

133

окупить [Воробьев и др. 2018]. Наиболее положительные финансовые результаты показывает ФК «Зенит». В последние 7 лет его выручка стабильно росла и в 2019 г. достигла 11,31 млрд руб. Чистая прибыль клуба — 547 млн руб. На втором месте — «Локомотив» с выручкой в 6,14 млрд руб. и убытком в 133 млн. Тройку лидеров замыкает «Спартак»: в этом сезоне он выручил 5,4 млрд руб., а его убыток составил 803,6 млн руб.22

Среди плюсов хочется отметить рост уровня доходов от участия в еврокубках. Отчасти это произошло благодаря увеличению количества призовых денег, отчасти — благодаря более высокому уровню игры, который демонстрируют российские клубы в соревнованиях. Средняя посещаемость матча РПЛ выросла на 20% и составила 16,8 тыс. человек. Рост посещаемости стал возможен благодаря новым стадионам, построенным к чемпионату мира. Например, ФК «Ростов» после переезда на «Ростов-Арену», построенную перед турниром 2018 года, вышел на второе место по посещаемости с показателем в 31 тыс. чел. Благодаря введению в эксплуатацию нового вместительного стадиона «Газпром-арена» матчи ФК «Зенит» в сезоне 2016/2017 посетило на 40% больше зрителей, чем в предыдущем сезоне, когда команда играла на стадионе «Петровский», в три раза меньшем по размеру [Солнцев, Кудиш 2018].

Российский футбол в условиях пандемии

Вопреки представлениям многих болельщиков глобальный экономический спад, спровоцированный эпидемией COVID-19, ударил не только по зависящим от коммерческой деятельности европейским футбольным клубам. Это неудивительно: в периоды экономической нестабильности ряд проектов перестает получать финансирование в первую очередь, и спорт относится именно к ним [Зарова, Солнцев 2016].

Так, бизнес Леонида Федуна, совладельца «Спартака» и вице-президента, а также основного акционера ПАО «Лукойл», пострадал из-за нефтяного кризиса. Что касается ЦСКА, вечного соперника «красно-белых», то, как уже говорилось, 75% его акций принадлежат государственной корпорации ВЭБ, должность главы наблюдательного совета которой в настоящий момент занимает председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Ранее, в конце 2019 г., президент РФ В.В. Путин высказал идею о создании фонда поддержки профессионального футбола. Не вполне понятно, в какой форме это предполагалось реализовывать: как 100% финансирование

22 «Зенит» занял первое место по выручке и прибыли среди российских клубов // DP.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.ru/a/2020/05/30/Zenit zanjal pervoe mest (дата обращения: 30.05.2020).

или же как помощь профессиональным футбольным клубам, испытывающим нехватку средств [Солнцев 2020]. Однако в связи с напряженной экономической ситуацией в стране у правительства в данный момент нет возможности выделять крупные суммы на обеспечение футбольной индустрии.

Официальный спонсор ЦСКА — компания «Аэрофлот» — терпит огромные убытки в связи с прекращением перелетов и тоже не в состоянии материально поддерживать клуб. Ряд клубов — среди них не только упомянутые «Спартак» и ЦСКА, но также «Зенит», «Динамо», «Рубин» и «Крылья советов» — пытаются оптимизировать

23

затраты путем сокращения зарплат игрокам и тренерам23.

Среди региональных клубов первой жертвой стал ФК «Луч» из Владивостока. 1 апреля было официально объявлено о его роспуске24. Средства, которые выделялись на его финансирование из областного бюджета, пойдут на борьбу с эпидемией. Позже было объявлено, что группа компаний ТАИФ планирует урезать помощь казанскому «Рубину» на 70%25.

Роман Орещук, в прошлом спортивный директор «Динамо», прогнозирует, что в ближайшие два-три года в российском футболе будет наблюдаться существенный спад. Мы увидим сокращение неоправданно завышенных зарплат и отток перспективных молодых игроков в европейские клубы. Будет расти профессиональный уровень подрастающей смены, ведь теперь, чтобы зарабатывать приличные деньги, придется стараться и работать над собой. Стоимость футболистов упадет примерно на треть в течение следующего года, но постепенно вернется на прежний уровень. Хорошим решением, на взгляд Р. Орещука, будет введение системы небольших зарплат и высоких премиальных: это будет мотивировать футболистов работать на результат. Мы увидим меньше дорогостоящих легионеров (падение курса рубля сделает их покупку гораздо менее выгодной, чем раньше), а спрос на недорогих скандинавских и балканских игроков, наоборот, увеличится. Вырастет разрыв между топовыми и периферийными

23 Министр спорта РФ — о сокращениях зарплат в клубах: «Профессиональные лиги не входят в компетенцию министерства» // Матч-тв [Электронный ресурс]. URL: https://matchtv.ru/football/matchtvnews NI1178653 Ministr sporta RF o sokrashhenijah zarplat v kl ubah Professionalnyje ligi ne vkhodat v kompetenciju Ministerstva (дата обращения: 03.05.2020).

24 «Луч» из Владивостока снимется с ФНЛ. Клуб остался без денег из-за коронавируса // Чемпионат [Электронный ресурс]. URL: https://www.championat.com/football/article-4008487-luch-iz-vladivostoka-snimetsia-s-fnl-klub-ostalsia-bez-deneg-iz-za-koronavirusa.html (дата обращения: 03.05.2020).

25 «Рубин» останется конкурентоспособным в РПЛ, потеряв 70% финансирования // Спорт день за днем [Электронный ресурс]. URL: https://www.sportsdaily.ru/articles/rubin-ostanetsya-konkurentosposobnym-v-rpl-poteryav-70-finansirovaniya (дата обращения: 04.05.2020).

клубами, так как у первых, несмотря на кризис, все-таки есть финансовая «подушка», отсутствующая у вторых26.

Сколько еще клубов последует за «Лучом» и «Рубином», в данный момент сказать сложно. Тем не менее очевидно, что выживут наиболее боеспособные клубы, а те, которые испытывали проблемы и до эпидемии, могут быть распущены.

Возможные решения проблем

Для решения описанных проблем представляется целесообразным принять следующие меры:

1. Необходимо сократить долю средств, поступающих от государственных компаний и местных бюджетов. Клубам следует использовать стратегию максимизации побед при условии жестких бюджетных ограничений и разработать четкие критерии ведения финансовой отчетности. В этом случае им будет доступен призовой фонд УЕФА, и постепенно сформируется связь между финансовыми вложениями и спортивными результатами, что сделает клубы привлекательными для частных инвесторов.

2. Каждый клуб должен выработать долгосрочную стратегию развития. Для этого потребуется провести маркетинговое исследование рынка, выявить реальных и потенциальных потребителей, узнать их потребности и запросы. Далее нужно будет изучить конкурентов и сопоставить себя с ними по ряду критериев. На основании полученных данных можно будет выстроить маркетинговую стратегию и создать план ее реализации. Это будет способствовать переводу деятельности клуба на коммерческие рельсы.

3. Требуется усовершенствовать систему привлечения и воспитания перспективных молодых футболистов, ввести единые требования к системе подготовки спортсменов и обеспечить призовые выплаты тренерам юношеских академий за достижение высоких результатов. Здесь хочется отметить пример ФК «Спартак», который в 2018 г. совместно с «Лигой спорта» запустил проект по открытию юниорских школ в странах СНГ. В этих школах будет использоваться адаптированная методика тренировки, также они будут получать технологическую помощь от клуба27. Это похвальное начинание, и хочется надеяться, что другие клубы последуют примеру «красно-белых».

26 «Мы должны пересмотреть отношение к спортсменам»: Орещук о последствиях Covid-19 для футбола России и будущем Кокорина // Russian.rt.com [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/sport/article/740251-oreschuk-dinamo-koronavirus-futbol-kokorin (дата обращения: 07.05.2020).

27 Комплексное исследование экономики российского футбола. Сезон 2019/20 // PwC [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/rossiYskaYa-premYer-liga-sezon-2019-2020.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

Как известно из европейской практики, самые высокие результаты показывают те клубы, которые смогли воспитать новые кадры на смену. Они не только смогут выступать за клуб, но и принесут значительную прибыль в случае перехода в европейские клубы [Тельных 2018]. Можно взять пример с английского «Фулхэма», чьи тренеры посещают школы, расположенные неподалеку от стадиона, и проводят там гостевые уроки физкультуры, чтобы таким образом выявить перспективных молодых игроков.

4. Следует разработать системы лояльности для удержания уже имеющихся болельщиков, чтобы им было интересно ходить на стадионы. Клубам стоит как можно лучше изучить свою аудиторию, четко представлять, как и на что их зрители тратят деньги, и на основании полученных сведений придумать, как мотивировать их покупать еще. Казанский «Рубин» первым в РФ придумал использовать многофункциональную карту с РауРаББ. Этой картой можно расплачиваться за покупки (билеты, абонементы, атрибутика), на ней накапливаются скидочные баллы, которые можно использовать в дальнейшем. Для прохода на стадион достаточно поднести карту к турникету. Отличный пример подает «Локомотив», внедривший у себя интересную систему клубных карт со скидками и акциями. На стадионе «Локомотива» есть не только УГР-зона, но также отдельные сектора для юных болельщиков, студентов и болельщиков, которые пришли с семьей. Для болельщиков действуют также специальные предложения от спонсора клуба — компании РЖД.

Можно взять пример с клубов Английской Премьер-лиги, которые ввели у себя систему динамического ценообразования. Допустим, за несколько недель до матча можно будет купить билеты по более низкой цене, чем незадолго до начала. Благодаря этому болельщики с низким уровнем дохода смогут посещать матчи любимой команды.

5. Стоит подумать о привлечении подрастающих болельщиков. Например, бельгийский «Генк» предлагает бесплатные абонементы для детей до 12 лет — достаточно заполнить анкету на сайте. Благодаря этому можно будет отслеживать предпочтения болельщика с самого начала и предлагать ему специальные предложения с учетом его вкусов. А так как юный болельщик не сможет прийти на матч без сопровождения взрослых, клуб получит доход от продажи билетов или абонемента его родителю или опекуну [Солнцев 2015].

Отлично себя зарекомендовали специальные зрелищные мероприятия, экскурсии по стадиону и клубному музею, вечеринки по случаю дня рождения, которые устраиваются для юных болельщиков, которые впервые вступают в клуб [Солнцев 2015].

137

Повышению лояльности и привлечению новых зрителей способствуют разнообразные призы и акции — например, лотереи среди держателей абонементов, победители которой получают атрибутику с автографами игроков, атрибутику из лимитированных коллекций, разговор по скайпу с любимым игроком и т.д. [Солнцев 2015].

6. Клубам необходимо больше обращать внимание на изменения, которые происходят в мире, и помнить о том, что интернет сделал нас всех видимыми для других. Следует проводить работу с футболистами, обучать их дружелюбному и приветливому общению со зрителями, цивилизованному разрешению неизбежных конфликтов и спокойной реакции на недовольство со стороны поклонников. Игроки являются «лицом» клуба, и по их поступкам и высказываниям будут судить всех, кто имеет к этому клубу отношение. Необходимо проявлять уважение и толерантность к представителям разных национальностей и культур, ведь игрок из далекой страны, который «приживется» у вас в клубе, обеспечит дополнительную аудиторию из своих соотечественников и поможет привлечь инвесторов.

7. Необходимо создать современное, живое, интересное медийное сопровождение всех событий клуба, разработать приложения, благодаря которым зрители всегда будут в курсе всех новостей, регулярно писать увлекательные тексты, которые будут провоцировать зрителей на обсуждение и тем самым повышать уровень их вовлеченности в дела клуба.

8. Нужно улучшить инфраструктуру, сделать стадионы удобными и безопасными, внедрить новейшие технологии для привлечения публики на матчи, придумать, как использовать стадионы для получения доходов не только от футбола, но также от сдачи его в аренду для проведения мероприятий. Наилучшим решением будет собственный стадион, встроенный в группу зданий, обслуживающих различные потребности посетителей. Например, вокруг стадиона должны находиться кафе, рестораны, парковки, банкоматы, детские площадки, рекреационные заведения, пункты медицинской помощи и т.д.

9. И наконец, важным подспорьем для коммерциализации российского футбола станет разработка сбалансированной системы показателей для оценки эффективности и результативности футбольного клуба. По словам И.В. Солнцева, такая система учитывает интересы как акционеров и болельщиков, так и государства. Акционеры заинтересованы в увеличении стоимости клуба, рассчитать которую можно только на основании четких показателей. Болельщики в первую очередь хотят, чтобы футбол был

зрелищным, а любимая команда занимала высокое место в турнирной таблице. Это косвенно зависит от финансовых возможностей клуба и отчасти также его определяет. Государство «сможет снять с себя финансовое бремя по содержанию профессиональных клубов», а также решить за счет спорта ряд социальных задач [Солнцев 2018, 87]. Заключение

В настоящий момент развитие российского клубного футбола ограничено рядом таких застарелых проблем, как большая зависимость от спонсоров, которыми часто выступают государственные организации, отсутствие мотивации к участию в еврокубках, непрозрачность финансовой отчетности, слабая поддержка академий детского и юношеского футбола. Пандемия COVID-19 объективно приближает реорганизацию клубов, которые уже какое-то время испытывали проблемы с финансированием, и временно снизит доходы ведущих клубов. Для решения этих проблем следует произвести полную перестройку системы управления клубами: провести маркетинговые исследования, разработать четкие долгосрочные стратегии развития для каждого клуба и планы их реализации. Надлежит лучше узнать аудиторию каждого клуба, разработать гибкие системы лояльности, улучшить инфраструктуру, внедрить новейшие технологии и придумать, чем можно привлечь спонсоров. Кроме того, следует улучшить соответствие российских клубов принципам ФФП.

Список литературы:

Багатырова А.Б. Антикризисное управление футбольным клубом // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2014. № 3. С. 117-133.

Воробьев А.И., Солнцев И.В., Осокин H.A. Анализ международного опыта развития футбола и его применение в России с учетом подготовки к чемпионату мира по футболу ФИФА-2018. М.: ИНФРА-М, 2017.

Жукова О.В., Мугулов Р.М. Анализ коммерческой деятельности клубов Российской футбольной Премьер-Лиги // Актуальные проблемы развития современного футбола: теория и методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг. Материалы совместной конференции кафедры «Менеджмента и экономики спорта им. В.В. Кузина» и кафедры «Теория и методика Футбола» ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ». 22 апреля 2019 г. / под общ. ред. О.В. Жуковой 2019. М.: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)». С. 52-62.

Зарова Е.В., Солнцев И.В. Эконометрические модели в исследовании влияния спортивной индустрии на социально-экономическое развитие региона (на примере республики Мордовия) // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. № 4(88). С. 131-144. Мухамадиев Д. С. Социокультурный потенциал футбольного клуба // Управление устойчивым развитием. 2018. № 2(15). С. 54-57.

Осокин Н.А. Максимизация прибыли или побед. Оптимальная стратегия управления ФК в РФ // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 2(107). С. 86-91. Поротькин Е.С. Спонсорство как источник финансирования профессиональных футбольных клубов // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 4. С. 88-96.

Поротькин Е.С. Спортивная и социальная эффективность расходования средств профессиональными футбольными клубами // Вестник Самарского муниципального института управления. 2017. № 3. С. 83-90.

Солнцев И.В. Зарубежная практика внедрения программ лояльности для футбольных болельщиков // Практический маркетинг. 2015. № 9(223). С. 42-48. Солнцев И.В. Повышение финансовой устойчивости российских футбольных клубов // Экономический журнал ВШЭ. 2020. № 1. С. 117-145. DOI: 10.17323/1813-8691-2020-241-117-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Солнцев И.В. Разработка унифицированного подхода к оценке стоимости футбольных клубов // Корпоративные финансы. 2018. Т. 12. № 1. С. 77-90.

Солнцев И.В., Кудиш А.С. Оценка стоимости спортивного клуба на примере футбольного

клуба «Зенит» // Имущественные отношения в РФ. 2018. № 11(206). С. 52-64.

Солнцев И.В., Пименов С.А. Применение правил финансового «фэйр-плэй»: зарубежный

опыт и российская практика // Финансы и кредит. 2015. № 41. С. 35-49.

Тельных Д.А. Анализ взаимосвязи финансовой поддержки футбольных клубов и их

результативности в Премьер-лиге России // Наука и практика регионов. 2018. № 3.

С. 122-126.

Caglio A., Laffitte S., Masciandaro S., Ottaviano G. Does Financial Fair Play Matter? The Real Effects of UEFA Regulation for European Football Clubs // BAFFI CAREFIN Working Papers. No. 19119. September 2019. URL: https://ideas.repec.org/p/baf/cbafwp/cbafwp 19119.html (дата обращения: 05.04.2020).

DietlH.M., Weingaertner Ch. The Effect of Professional Football Clubs' Legal Structure on Sponsoring Revenue // Working papers of University of Zurich, Institute for Strategy and

Business Economics (ISU). 2011. No. 141. URL: https://ssrn.com/abstract=2493130 (дата обращения: 05.04.2020).

Gallagher R., Quinn B. Regulatory Own Goals: The Unintended Consequences of Economic

Regulation in Professional Football // European Sport Management Quarterly. 2020. Vol. 20.

Is. 2. P. 151-170. DOI: https://doi.org/10.1080/16184742.2019.1588344.

Grabar V., Sonin K. Financial Restrictions and Competitive Balance in Sports Leagues // CEPR

Discussion Papers. August 2018. URL: https://ssrn.com/abstract=3242351 (дата обращения:

05.04.2020).

Peeters Th., Szymanski S. Financial Fair Play in European Football // Economic Policy. 2014. Vol. 29. Is. 78. P. 343-390. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-0327.12031.

Дата поступления: 03.06.2020

Abdrashev N.N.

Features of Russian Football Clubs Financing: Key Problems and Possible

Solutions

Nursultan N. Abdrashev — postgraduate student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract

After the World Cup 2018, the interest of Russian fans in football continues to grow. Despite this, more than a half of Russian football clubs remain unprofitable. The reason for this is the imperfect model of the professional football financing in our country. The main problems of the Russian clubs financing are the high level of dependence on the state-owned companies and regional budgets, the historical attitude to football as a social phenomenon, not as a commercial organization, the lack of clearly defined accounting standards, the lack of financial transparency, underdeveloped infrastructure and low match attendance. In addition, for the last few years the Russian economy had been in decline. The decline in the incomes of the citizen, currency fluctuations, and poor results obtained by teams in competitions have led to the stadiums being only half full. The articles of domestic and foreign researchers, Internet sources, statistical reports and other resources were used as a scientific base. In this work, we compare Russian clubs with European ones, explaining how the latter have gone from unprofitable to commercially successful organizations in the last ten years. What impact has the introduction of the rules of Financial Fair Play have on this? A brief overview of the changes in Russian football brought by the COVID-19 pandemic is provided. As a result, the measures that, if applied as a single set, can help Russian football clubs overcome the crisis and create a new commercial model for financing clubs are offered: reducing the share of governmental funds, developing a long-term strategy, increasing the club's commercial attractiveness, developing a system for evaluating the effectiveness and efficiency.

Keywords

Russian football, financing, football club, financial fair-play, state companies, COVID-19. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10081

References:

Bagatyrova A.B. (2014) Crisis Management of the Football Club. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravleniye (gosudarstvo i obshchestvo). No. 3. P. 117-133. Caglio A., Laffitte S., Masciandaro S., Ottaviano G. (2019) Does Financial Fair Play Matter? The Real Effects of UEFA Regulation for European Football Clubs. BAFFICAREFIN Working Papers. No. 19119. Available: https://ideas. repec.org/p/baf/ cbafwp/cbafwp19119. html (accessed: 05.04.2020).

Dietl H.M., Weingaertner Ch. (2011) The Effect of Professional Football Clubs' Legal Structure on Sponsoring Revenue. Working papers of University of Zurich, Institute for Strategy and Business Economics (ISU). No. 141.

Available: https://ssrn.com/abstract=2493130 (accessed: 05.04.2020).

Gallagher R., Quinn B. (2020) Regulatory Own Goals: The Unintended Consequences of Economic Regulation in Professional Football. European Sport Management Quarterly. Vol. 20. Is. 2. P. 151-170. DOI: https://doi.org/10.1080/16184742.2019.1588344. Grabar V., Sonin K. (2018) Financial Restrictions and Competitive Balance in Sports Leagues. CEPR Discussion Papers. Available: https://ssrn.com/abstract=3242351 (accessed: 05.04.2020).

Mukhamadiev D.S. (2018) Sociocultural Potential of Football Club. Upravleniye ustoychivym razvitiyem. No. 2(15). P. 54-57.

Osokin N.A. (2018) Win Vs. Profit Maximization: Optimal Strategy for Managing Organizational Performance of Russian Football Clubs. Strategicheskiye resheniya i risk-menedzhment. No. 2(107). P. 86-91.

Peeters Th., Szymanski S. (2014) Financial Fair Play in European Football. Economic Policy.

Vol. 29. Is. 78. P. 343-390. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-0327.12031.

Porotkin E.S. (2016) Sponsorship as a Source of Financing of Professional Football Clubs.

Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya. No. 4. P. 88-96.

Porotkin E.S. (2017) Sport and Social Performance of Expenditure by Professional Football

Clubs. Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya. No. 3. P. 83-90.

Solntsev I.V. (2015) Analyzing Foreign Experience in the Field of Loyalty Programs

Developed for Football Fans. Prakticheskiy marketing. No. 9(223). P. 42-48.

Solntsev I.V. (2018) Developing a unified approach for evaluation of football clubs.

Korporativnyye finansy. Vol. 12. No. 1. P. 77-90.

Solntsev I.V. (2020) Improving the Financial Sustainability of Russian Football Clubs. Ekonomicheskiy zhurnal VShE. No. 1. P. 117-145. DOI: 10.17323/1813-8691-2020-24-1-117145.

Solntsev I.V., Kudish A.S. (2018) Evaluation of Sports Club on the Example of Football Club "Zenit". Imushchestvennyye otnosheniya v RF. No. 11(206). P. 52-64.

Solntsev I.V., Pimenov S.A. (2015) Applying the Financial Fair-Play Rules: Foreign Experience and Russian Practice. Finansy i kredit. No. 41. P. 35-49.

Telnykh D.A. (2018) Analysis of the Relationship Between Financial Support of Football Clubs and Their Impact in the Premier League of Russia. Nauka i praktika regionov. No. 3. P. 122126.

Vorob'yev A.I., Solntsev I.V., Osokin H.A. (2017) Analiz mezhdunarodnogo opyta razvitiya futbola i egoprimeneniye v Rossii s uchetompodgotovki k chempionatu mirapofutbolu FIFA-2018 [Analysis of foreign football development practices and their application in Russia in line with the preparation for the 2018 FIFA World Cup]. Moscow: INFRA-M. Zarova E.V., Solntsev I.V. (2016) Econometric Models in Researching the Impact of Sports Industry on Social and Economic Development of the Region (Illustrated by the Republic of Mordovia). Vestnik REU im. G.V. Plekhanova. No. 4(88). P. 131-144.

Zhukova O.V., Mugulov R.M. (2019) Analysis of Commercial Activity of Clubs of the Russian Football Prime League. Aktual'nyye problemy razvitiya sovremennogo futbola: teoriya i metodiki sportivnykh trenirovok, menedzhment i marketing. Materialy sovmestnoy konferentsii kafedry «Menedzhmenta i ekonomiki sporta im. V.V. Kuzina» i kafedry «Teoriya i metodika Futbola» FGBOU VO «RGUFKSMiT». 22 aprelya 2019 g. O.V. Zhukova (ed.). P. 52-62.

Received: 03.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.