Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА'

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭМПАТИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ / ПОЛ / PSYCHOLOGY / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / EMPATHY / ADOLESCENCE / TEENAGERS / GENDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гармонова А.Е.

Статья посвящена исследованию особенностей эмпатии у девушек и юношей подросткового возраста. Эмпатия позволяет видеть состояние собеседника, чувствовать его переживания. Принято считать, что между мужчинами и женщинами существуют различия в специфике общения с другими людьми, а подростковый возраст - наиболее яркий период взаимодействий человека в социальной среде. При понимании свойств эмпатии на этом этапе можно корректировать их для более успешной коммуникации подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMPATHY IN ADOLESCENTS OF DIFFERENT GENDER

The article is devoted to the study of the features of empathy in adolescent girls and boys. Empathy allows you to see the state of the interlocutor, to feel his experiences. It is believed that between men and women there are differences in the specifics of communication with other people, and adolescence - the most vivid period of human interaction in the social environment. If you understand the properties of empathy at this stage, you can adjust them for more successful communication of the teenager.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА»

www.nalog.ru/rn02/

4. Кулешова В. П. Становление и развитие налогового контроля в РФ // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №12 ч. 2. - С. 178 - 181.

5. Галиев Т. А., Кулешова В. П., Сибоготуллина Л. Р. Налоговый контроль в системе взаимоотношений государства и налогоплательщиков -предприятий: Уфа. - БГАУ. - 2008. - 168 с.

УДК 159.9

Гармонова А.Е. студент магистратуры 1 курса факультет «Психологии» Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт-Петербург ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА

Аннотация:

Статья посвящена исследованию особенностей эмпатии у девушек и юношей подросткового возраста. Эмпатия позволяет видеть состояние собеседника, чувствовать его переживания. Принято считать, что между мужчинами и женщинами существуют различия в специфике общения с другими людьми, а подростковый возраст - наиболее яркий период взаимодействий человека в социальной среде. При понимании свойств эмпатии на этом этапе можно корректировать их для более успешной коммуникации подростка.

Ключевые слова: психология, психология развития, эмпатия, подростковый возраст, подростки, пол.

Garmonova A.E. master's student 1 course, faculty of Psychology Saint Petersburg State University Russia, St. Petersburg FEATURES OF EMPATHY IN ADOLESCENTS OF DIFFERENT

GENDER

Abstract:

The article is devoted to the study of the features of empathy in adolescent girls and boys. Empathy allows you to see the state of the interlocutor, to feel his experiences. It is believed that between men and women there are differences in the specifics of communication with other people, and adolescence - the most vivid period of human interaction in the social environment. If you understand the properties of empathy at this stage, you can adjust them for more successful communication of the teenager.

Key words: psychology, developmental psychology, empathy, adolescence, teenagers, gender.

Человек становится личностью в процессе взаимодействия с социальной средой в результате воспитания, получения образования, усвоения культуры общества. Для успешной и плавно протекающей социализации необходимо такое психологическое свойство, как эмпатия. Человеку крайне трудно обрести близких людей, стать социально активным и включенным в повседневную жизнь без развитой эмпатии.

Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Термин ввел Э.Титченер [4].

В подростковом возрасте ведущая деятельность - общение со сверстниками. Именно развитое сочувствие учеников формирует высоконравственные качества, в ходе которых дети превращаются в полноценную личность, усваивают и активно воссоздают социальный опыт -при общении с родителями, сверстниками и педагогами.

Возникает необходимость целенаправленной психологической деятельности по повышению уровня эмпатии уже в подростковом возрасте, поскольку его показатели значительно влияют на процесс социализации и развитие личности человека на каждом возрастном этапе.

Принято думать, что существуют половые отличия в сфере эмпатии и эмоциональности. Считается, что женщины более восприимчивы к чувствам окружающих, чем мужчины. И в подростковом возрасте различия между девушками и юношами начинают ощутимо проявляться.

С целью изучения особенностей эмпатии у подростков разного пола было проведено эмпирическое исследование. Базой исследования является МОУ СОШ №14. Сбор данных проводился в течение классного часа по расписанию уроков. В исследовании приняли участие учащиеся 7-8 классов в количестве 56 человек, из которых 26 - юноши (46%) и 30 девушек (54%). Для достижения поставленной цели были использованы методы тестирования: 1) Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»; 2) Методика диагностики эмпатии И.М. Юсупова. В качестве метода математического анализа был выбран и-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования по методике В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Показатели результатов исследования по методике В.В.

Бойко «Диагностика уровня эмпатии».

В результате диагностики по методике измерения эмпатии И.М. Юсупова можно сделать следующие выводы.

В количественном соотношении преобладает средний уровень эмпатии, характерный для 55% юношей и 49% девушек. Такие испытуемые готовы в нужный момент проявить сочувствие к человеку, который в этом нуждается, но не стремятся всецело проникнуться его состоянием. Подростки испытывают постоянную эмоциональную связь со сверстниками в общении. Однако для подростка не менее важен собственный внутренний мир, что и отражается в среднем уровне эмпатии.

Далее идут испытуемые с высоким уровнем эмпатии - 30,5% девушек и 18% юношей, что свидетельствует о глубоком и точном понимании другого человека, мысленном воссоздании его переживаний, ощущении их как собственных. Также о такте, облегчающем принятие правильных решений без навязывания своего мнения или своих интересов.

Меньше всего испытуемых с очень низким уровнем эмпатии у девушек 2% - слепота, безразличие к чувствам других, отсутствие понимания позиции собеседника. И очень высоким у юношей - 5%. Такой человек максимально полезен для того, кто находится рядом, проникает в чувства другого, слышит всё, что собеседник пытается донести.

На рисунке 2 отражены результаты по методике И.М. Юсупова.

Рисунок 2. Результаты исследования по методике диагностики эмпатии И.М. Юсупова.

Из рисунка мы можем увидеть различия уровня эмпатии у девушек и юношей по двум шкалам: «Эмпатия с детьми» и «Эмпатия с героями художественных произведений». Так, эмпатия с детьми у девушек имеет более выраженное значение, что говорит о принятии испытуемыми позиции ребенка, о способности увидеть мир его глазами. Возможно, играет роль тот факт, что девочки чаще примеряют на себя роли нянь и сиделок с детьми. Эмпатия с героями художественных произведений у парней выше, они глубже улавливают характер и причины поведения героя, способны сильнее идентифицировать себя с ним, увлекаться историей произведения и проникать в сущность действующих лиц.

Существует две группы испытуемых подросткового возраста. Первая -девушки и вторая - молодые люди. Так, уровень значимости «р» уровня эмпатии был высчитан и соотнесен с уровнем значимости 0,05.

Выдвинем две гипотезы: 1) НО: Не существует различий по уровню эмпатии у девушек и юношей подросткового возраста. 2) Н1: Существуют различия по уровню эмпатии у девушек и юношей подросткового возраста.

Уровень значимости р < 0,05, следовательно, уровень признака в сравниваемых группах находится в зоне значимости. Итак, подтвердилась гипотеза Н1.

Таким образом, существуют различия по уровню эмпатии у девушек и юношей подросткового возраста. Также, были описаны особенности различий при сравнении результатов тестирования. Перспективы дальнейшего исследования возможны в более детальном изучении эмпатии в юношеском и взрослом возрасте. Очень важно изучать эмпатию у старшего поколения - родителей подростков. Ведь установки и модели поведения дети приобретают в своих семьях.

Использованные источники:

1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / Т. П. Авдулова. - Москва: Академия, 2014. - 329 с.

2. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. - 262 с.

3. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск : Бестпринт, 2009. - 76 с.

4. Словарь практического психолога. С. Ю. Головин. — М.: АСТ, Харвест. 1998.

УДК 338.27

Гемодеева Э.Р. студент

Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет

Россия, г. Уфа

ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»: ОТ СТРЕМИТЕЛЬНОГО РОСТА К КАЧЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ

Аннотация: В статье рассматривается экономическое положение Китая, который вступил в стадию перехода от стремительного роста к качественному развитию. А также особое внимание уделено новым экономическим достижениям, последствиям экономических преобразований, основным целям дальнейшего развития, а также рациональным подходам к достижению поставленных целей.

Ключевые слова: «новая реальность», качественное развитие, структурные изменения, экономические преобразования.

Gemodeeva E.R., student Ufa State Petroleum Technological University

Russia, Ufa

TRENDS OF CHINA'S ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE "NEW REALITY": FROM RAPID GROWTH TO QUALITATIVE

DEVELOPMENT.

Abstract: the article deals with the economic situation of China, which has entered the stage of transition from rapid growth to quality development. Special attention is paid to new economic achievements, the consequences of economic reforms, the main goals of further development, as well as rational approaches to achieving the goals.

Key words: "new reality", qualitative development, structural changes, economic transformations.

Во втором десятилетии XXI века экономическое развитие Китая в значительной степени шло по пути, который отличался от предыдущих десятилетий, его экономика вступила в стадию, широко известную как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.