Научная статья на тему 'Особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов и их отражение в речевой деятельности'

Особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов и их отражение в речевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
767
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / EMOTIONAL SPHERE / СИТУАТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / SITUATIONAL AND PERSONAL ANXIETY / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / SYNDROME OF EMOTIONAL BURN-OUT / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / ТЕКСТ-ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF SPEECH OPERATIONS / SPEECH THERAPIST TEACHERS / TEST-UTTERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леева Анна Николаевна, Фомина Наталья Александровна

Статья посвящена раскрытию особенностей эмоциональной сферы учителей, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, и их проявлений в речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леева Анна Николаевна, Фомина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Emotional Sphere in Speech Therapist Teachers and their Reflection in Language Action

The article is devoted to disclosing the features of the emotional sphere of teachers working with children with speech disorders and their manifestations in speech activity.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов и их отражение в речевой деятельности»

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Н. Леева, Н.А. Фомина

Кафедра психологии личности, специальной психологии

и коррекционной педагогики Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390000

Статья посвящена раскрытию особенностей эмоциональной сферы учителей, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, и их проявлений в речевой деятельности.

Ключевые слова: учителя-логопеды, эмоциональная сфера, ситуативная и личностная тревожность, синдром эмоционального выгорания, речевая деятельность, текст-высказывание, психологические компоненты речевых действий

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Качество жизни таких детей во многом зависит от специалистов, работающих с ними. Особая роль в их обучении и воспитании отводится учителю-логопеду, работа которого направлена на устранение недостатков в развитии речи.

Необходимым условием успешного педагогического процесса при работе с данной категорией детей является определенный уровень не только профессиональной, но и личностной готовности педагогов к работе с ними, которая, являясь многомерным образованием, определяется такими его психологическими качествами, как истинно педагогическая направленность на развитие личности ребенка, ответственность, общительность, рефлексия, идентификация, эмпатия, толерантность [5], эмоциональная устойчивость, положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой. Как видим, результативность профессиональной деятельности учителей-логопедов во многом зависит от состояния и особенностей их эмоциональной сферы. При этом их труд, осуществляемый в процессе интенсивного межличностного взаимодействия с учениками, их родителями, коллегами и другими специалистами, сопряжен с высокой эмоциональной нагрузкой [8] и часто затрудняется уровнем развития и состоянием детей с ограниченными возможностями здоровья, неадекватной оценкой близкими этого состояния, проблемами установления контакта с детьми и их семьей, долгим ожиданием результатов своей деятельности и т.д. [1].

В связи с этим одной из характеристик эмоциональной сферы педагогов является тревожность как субъективная форма отражения и оценки ситуаций педагогического взаимодействия и осознания себя в профессиональной деятельности, которая оказывает важнейшее влияние на показатели удовлетворенности профессией как ведущего фактора стрессоустойчивости учителя. Кроме того, постоянное эмоциональное напряжение, ежедневные психические перегрузки, высокая ответ-

ственность, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением обуславливают риск возникновения у педагогов эмоционального выгорания.

Эти особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов, как и другие их психические свойства, отражаются в речевой деятельности, которая является средством (инструментом) осуществления общения в процессе профессиональной деятельности педагогов, определяющим ее успешность.

В данной статье представлены особенности эмоциональной сферы (уровень тревожности и выраженность синдрома эмоционального выгорания) 100 учителей-логопедов г. Рязани различного возраста, которые проявляются в психологических характеристиках их речевых действий.

С помощью шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина у педагогов была определена самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности как устойчивой характеристики.

Среднее значение показателя реактивной тревожности педагогов — 38,7, а личностной — 44, 3. При этом у 18% учителей-логопедов был выявлен высокий (от 46 до 63 баллов) уровень реактивной тревожности, требующий работы над снижением субъективной значимости для них разнообразных ситуаций, перенесения акцента на осмысливание деятельности и формирования чувства уверенности в успехе; у 66% — умеренный ее уровень (от 31 до 45 баллов), не требующий специфического коррекционного воздействия; у 16% — низкий уровень (от 11 до 30 баллов), свидетельствующий о желании видеть себя спокойным и уравновешенным, а также о необходимости повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Высокие показатели (от 46 до 58 баллов) личностной тревожности, которая может блокировать личностную активность, затрудняет правильное восприятие и оценку межличностных отношений, негативно влияя на процесс установления и развития взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения и поэтому требует повышения саморегуляции в рамках профессиональной деятельности, были отмечены у половины (50%) педагогов. Умеренная личностная тревожность (от 31 до 45 баллов) была выявлена у 48%, и низкая (18—20 баллов) — лишь у 2% из них. Как видим, личностная тревожность учителей-логопедов как устойчивая характеристика превышает реактивную.

С помощью методики В.В. Бойко у педагогов была исследована сформиро-ванность симптомов фаз эмоционального выгорания: тревожного напряжения, ре-зистенции и истощения.

Как видно из табл. 1, наиболее выраженным симптомом фазы тревожное напряжение является переживание психотравмирующих обстоятельств профессиональной деятельности, которое сложилось у 30% и складывается у 28% респондентов. Треть учителей-логопедов переживают тревогу и депрессию, связанные с профессиональной деятельностью в осложненных обстоятельствах (они сложились у 9% и складываются у 23%). При этом неудовлетворенность собой и недовольство избранной профессией, должностью, развивающиеся при невозможности конструктивно разрешить ситуацию, большинству из обследованных педагогов

не свойственны (не сложились у 84%, складываются лишь у 14%, сложились только у 2%), как и чувство «загнанности в клетку», безысходности от переживания «давящих» психотравмирующих обстоятельств (оно отсутствует у 92%, складывается лишь у 7%, и его уже ощущают только 1%). Сумма баллов всех симптомов (28) указывает на то, что тревожное напряжение в целом не сформировано.

Таблица 1

Выраженность тревожного напряжения у учителей-логопедов (%)

Симптом

переживание неудовлетворенность загнанность в клетку тревога

психотравмирующих собой и депрессия

обстоятельств

Сло- Скла- Не Сло- Скла- Не Сло- Скла- Не Сло- Скла- Не

жился дыва- сло- жился дыва- сло- жился дыва- сло- жился дыва- сло-

ется жился ется жился ется жился ется жился

30 28 42 2 14 84 1 7 92 9 23 68

Анализ выраженности симптомов фазы резистенция (формирование защиты) показал, что 2/3 (70%) учителей-логопедов неадекватно избирательно эмоционально реагируют в случае ограничения эмоциональной отдачи: 42% из них перестали улавливать разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием и еще 28% начинают это делать. Вторым по выраженности симптомом этой фазы эмоционального выгорания у педагогов является редукция профессиональных обязанностей, обнаруживающаяся в попытках более половины (56%) из них сократить деятельность, требующую эмоциональных затрат: она сформировалась у 41%, еще у 12% из них формируется. Почти у половины (44%) учителей-логопедов расширена сфера экономии эмоций, сокращено общение во внерабочее время с друзьями и близкими из-за усталости от контактов на работе. У трети из них выявлена эмоционально-нравственная дезориентация: эмоции недостаточно стимулируют их нравственные чувства, они проявляют недостаточно внимания к детям и даже грубость (табл. 2).

Таблица 2

Выраженность фазы резистенции у учителей-логопедов (%)

Симптом

неадекватное эмоционально- расширение редукция сферы

избирательное нравственная сферы экономии профессиональных

эмоциональное дезориентация эмоций обязанностей

реагирование

Сло- Скла Не Сло- Скла Не Сло- Скла Не Сло- Скла Не

жил- ды- сло- жил- ды- сло- жил- ды- сло- жил- ды- сло-

ся вает- жил- ся вает- жил- ся вает- жил- ся вает- жил-

ся ся ся ся ся ся ся ся

42 28 30 14 19 67 22 22 56 41 12 47

Сумма средних показателей шкал этой фазы (44,6 баллов) свидетельствует о ее формировании у учителей-логопедов.

В табл. 3 представлена выраженность у педагогов симптомов истощения, характеризующегося падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы, при которых формируется эмоциональная защита.

Таблица 3

Выраженность фазы истощения у учителей-логопедов (%)

Симптом

эмоциональный эмоциональная личностная психосоматические

дефицит отстраненность отстраненность и психовегетативные

нарушения

Сло- Скла Не Сло- Скла Не Сло- Скла Не Сло- Скла Не

жил- ды- сло- жил- ды- сло- жил- ды- сло- жил- ды- сло-

ся вает- жил- ся вает- жил- ся вает- жил- ся вает- жил-

ся ся ся ся ся ся ся ся

3 33 64 1 24 75 3 24 73 8 36 56

Наиболее выражен почти у половины (44%) педагогов симптом психосоматических и психовегетативных нарушений на уровне психического и физического самочувствия (сформирован у 8% и формируется еще у 36% из них). У трети выявлены эмоциональный дефицит, ощущение невозможности оказать эмоциональную помощь людям (сложился у 3%, складывается еще у 33%). При этом большинству педагогов не свойственны эмоциональная отстраненность, т.е. исключение эмоций из профессиональной деятельности (не сформирована у 75%, сложилась лишь у 1%) и личностная отстраненность, проявляющаяся в полной или частичной утрате интереса к субъектам профессиональной деятельности (не сформирована у 73%, а характерна только для 3%). Однако вызывает тревогу то, что у четверти (24%) из них формируются оба эти симптома, которые, без сомнения, затрудняют их профессиональную деятельность и личностное развитие. Общая сумма резистен-ции учителей-логопедов составляет 28,1 балла и свидетельствует о ее невысокой выраженности.

В процессе корреляционного анализа особенностей эмоциональной сферы учителей-логопедов было установлено, что ситуативная тревожность положительно связана с «чувством загнанности в клетку»: при нажиме психотравмирующих обстоятельств усиливается их тревожное напряжение. Личностная тревожность проявляется в тревожно-депрессивной симптоматике, мощном энергетическом напряжении, чувстве неудовлетворенности собой и профессией.

Таким образом, большинство учителей-логопедов неадекватно избирательно эмоционально реагируют в случае ограничения эмоциональной отдачи. Половине педагогов свойственны повышенная личностная тревожность, затрудняющая межличностное взаимодействие, переживание психотравмирующих обстоятельств профессиональной деятельности, редукция профессиональных обязанностей, сокращение деятельности, требующей эмоциональных затрат, еще почти половине — психосоматические и психовегетативные нарушения на уровне психического и физического самочувствия, расширение сферы экономии эмоций, сокращение

общения во внерабочее время с друзьями и близкими из-за усталости от контактов на работе. Треть учителей переживают тревогу и депрессию, связанные с профессиональной деятельностью в осложненных обстоятельствах, эмоциональный дефицит, ощущение невозможности оказать эмоциональную помощь людям и характеризуются эмоционально-нравственной дезориентацией, недостаточным вниманием к детям и даже грубостью. У четверти педагогов формируется эмоциональная и личностная отстраненность, т.е. исключение эмоций из профессиональной деятельности, полная или частичная утрата интереса к окружающим людям. Все это говорит о нарастании их сопротивления стрессу и необходимости психопрофилактической работы с ними по осознанию своего эмоционального состояния и овладению приемами саморегуляции с целью преодоления начальных симптомов стресса на работе, а при необходимости — восстановлению эмоциональных ресурсов, а также требует устранения условий, создающих чрезмерное эмоциональное напряжение педагогов.

С помощью методики многоуровневого поликомпонентного анализа текста как продукта индивидуальной речевой деятельности Н.А. Фоминой [7; 8], позволяющей исследовать лингвистические (языковые, речевые, содержательно-смысловые) и психологические (мотивационные, когнитивные, регуляторные, эмоциональные и др.) особенности языковой личности в их единстве и взаимосвязях, нами были исследованы проявления особенностей эмоциональной сферы учителей-логопедов в их речи.

В данной статье представлены особенности эмоционального компонента речевых действий педагогов, отражающегося в эмоциональной насыщенности и окрашенности текстов, а также в употреблении смысловых категорий оценоч-ности и размерности.

Общая эмоциональная насыщенность текстов-высказываний учителей-логопедов на личностно значимую для них тему «Учитель» невысока: в среднем эмоционально окрашенные слова и фразы («Учитель — это звучит гордо! ...господи, сколько же надо мастерства, выдержки, сил!», «очень жаль, что такого педагога не было в школе у моей дочери», «...первые дни мне было просто страшно посещать школу») составляют только 3,9%, категории размерности — 2,8%, оценочности — 1,6% от объема текстов (табл. 4).

Таблица 4

Эмоциональные характеристики речевых действий учителей-логопедов

Объем текстов Эмоциональная насыщенность Эмоциональная окрашенность Оценочность Размерность

положительные эмоции отрицательные эмоции

192, 4 слова 3, 9% от объема 90% 10% 1, 6% от объема 2,8% от объема

Это свидетельствует об их сдержанности в проявлении переживаний, возможно, экономии эмоций и эмоциональной отстраненности, о которых мы говорили выше.

Эмоции передавались с помощью смысловых категорий состояния («как хорошо нам было с ней», «учитель своим примером и любовью ведет нас вперед», «сразу почувствовали то тепло, которое от нее исходило», «нежный запах духов и мела»), цитат («и лучатся любовью глаза» (Р. Рождественский)), «дать детям радость труда, радость успеха в учении» (В.А. Сухомлинский), эпиграфов («любимый учитель, родной человек, будь самым счастливым на свете», «чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь» (В.О. Ключевский)).

При этом большинство (90%) эмоций в высказываниях учителей-логопедов были стеническими, что подтвердило отсутствие у большей части логопедов депрессии, неудовлетворенности собой, чувства «загнанности в клетку». Астенические переживания, встречающиеся к текстах немногих педагогов, были связаны с негативными примерами педагогического воздействия («дальше я выслушала такое в свой адрес, что, наверное, никогда не забуду», «она могла унизить ученика за нерешенный пример при всем классе»), а также тревогой по поводу обесценивания профессии учителя в наши дни («трудно быть учителем в нашем обществе», хотя присутствовала и надежда авторов на лучшее будущее («хочется верить, что таких учителей не останется у нас... все будут добрыми и отзывчивыми», «вспоминая всех этих удивительных людей, не хочется думать о плохом», «я надеюсь, что статус учителя опять повысится в глазах детей», «мы все преодолеем, переживем и будем стараться, чтобы достойное звание „учитель " не потеряло своей значимости»). Большее количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок в текстах педагогов, описывающих астенические эмоции, по сравнению с другими высказываними, может указывать на снижение самоконтроля учителей при негативных переживаниях.

Размерность и количество предметов, явлений, событий выражались количественными («в школе № 71», «работа учителя — 24 часа в сутки», «один ученик ей об этом сказал»), порядковыми («познакомились мы 1 сентября в 1993 году», «третье место жительства»), местоименными числительными («сколько знаний и житейской мудрости»); указательными местоимениями («у всего класса упала успеваемость», «знал ситуацию в каждой семье»), наречиями и прилагательными («больше всего нам нравилось», «прошло очень много лет», «это очень тяжело сделать», «самый сплоченный коллектив», «стало намного интересней»). Оценоч-ность в основном носила предметно-ориентированный характер («быть Учителем с большой буквы», «это профессия нелегкая», «труд учителя стал еще тяжелее», «быть учителем благородно», «переоценить труд логопеда невозможно») или отражала эмоционально-оценочное отношение («Виктор Иванович замечательный учитель, про таких людей говорят: „От Бога"», «материал был преподнесен так доступно»).

С помощью корреляционного анализа было выявлено, что категории оценоч-ности в высказываниях педагогов отрицательно связаны с такими симптомами эмоционального выгорания, как личностная отстраненность и психовегетативные нарушения. Оценка и осмысление ими педагогической профессии, ее важности, трудностей, серьезных требований к современному учителю помогает бороться

с вышеназванными симптомами. Небольшая эмоциональность высказываний, сглаживание неприятных переживаний отражают особенности тревожности.

Таким образом, особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов находят отражение их речи как средстве осуществления профессионального общения, от которого во многом зависит эффективность их профессиональной деятельности по коррекции различных речевых нарушений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агапова А.Ю., Фомина Н.А. Особенности общительности и лингвистические характеристики речевой деятельности менеджеров и педагогов // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2009. — № 3. — Т. 15. — С. 123—129. [Agapova A. U., Fomina N.A. Osobennosti obshchitelnosti I lingvisticheskie haracteristiki rechevoy deyatelnosti menedzherov I pedagogov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Necrasova. Seriya: Pedagogica. Psyhologiya. Sotsialnaya rabota. Uve-nologiya. Sotsiokinetika. — 2009. — № 3. — T. 15. — S. 123—129.]

[2] Бейлинсон Л.С. Профессиональная речь логопеда: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. [Baylinson L.S. Professionalnaya rech logopeda: Uchebno-metodicheskoye posobiye. — M.: TTS Sfera, 2005. — 160 s.]

[3] Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с. [Vodopyanova N.E. Starchenkova E.S. Syndrom vygo-raniya: diagnostika i profilaktika. 2-e izd. — SPb.: Piter, 2009. — 336 s.]

[4] Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции / Под ред. В.М. Смирнова и А.И. Трохачева. — Л.: Наука, 1974. — 258 с. [Deryabin V.S. Chuvstva, vlecheniya, emotsii / Pod red. i s predis-loviyem V.M. Smirnova i A.E. Trohachyova. — L.: Nauka, 1974. — 258 s.]

[5] Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. — Ярославль, 2005. [Orel V.E. Strukturno-funktsionalnaya organizatsiya i genesis psihicheskogo vygoraniya: Avtoref. Diss. ... dokt. psykhol. nauk. — Yaroslavl, 2005.]

[6] Толмачева Г.А. Формирование готовности учителей к обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе: монография. — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2006. — 100 с. [Tolmacheva G.A. Formirovaniye gotovnosti uchiteley k obucheniu detey s zaderzhkoy psyhicheskogovrazvitiya v obshcheobrazovatelnoy shkole: monografiya. — Ryazan: RGU imeni S.A. Esenina, 2006. — 100 s.]

[7] Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности: Монография. — Рязань: Узорочье, 2002. — 362 с. [Fomina N.A. Svoystva lichosti I osobennosti rechevoy deyatelnosti: Monografiya. Razan: Uzorochye, 2002. — 362 s.]

[8] Фомина Н.А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 2002. — 404 с. [Fomina N.A. Individualno-tipicheskie osobennosti svoystv lichosti I ih proyavleniya v rechi: Diss. ... d-ra psihol nauk. M., 2002. — 404 s.]

[9] Фомина Н.А., Агапова А.Ю. Общительность и психологические компоненты речевых действий менеджеров и педагогов // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Философия, педагогика, психология. — 2009. — № 5. — С. 167—174. [Fomina N.A., Agapova A.U. Obshchitelnost I psyhologicheskie komponenty rechevyh deystviy menedzherov I pedagogov // Nauchno-metodicheskiy zhurnal «Vestnik Tumenskogo gosudarstvennogo universiteta». Seriya: Filosofiya. Pedagogika, psyhologiya. — 2009. — № 5. — S. 167—174.]

[10] Фомина Н.А., Агапова А.Ю. Возможности речевой диагностики общительности как профессионально важного свойства личности менеджеров и педагогов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. [Fomina N.A., Agapova A. U. Vozmozhnosti rechevoy diagnostiki obshchiteknosti kak professionalno vazhnogo svoystva lichnosti menedzhe-rov I pedagogov // Vestnik RUDN. — Seriya: Psyhologiya I pedagogika. — 2009.]

[11] Фомина Н.А., Леева А.Н. Эмоциональное выгорание учителей-логопедов в процессе профессиональной деятельности // Психолого-педагогический поиск. — № 2. — 2012. — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина. — С.165—172. [Fomina N.A., Leyeva A.N. Emotsionalnoye vygoraniye uchiteley-logopedov v protsesse professionalnoy deyatelnosti // Psyhologo-pedago-gicheskiy poisk. — 2012. — № 2. — Ryazan: RGU imeni S.A. Esenina. — S. 165—172.]

[12] Фомина Н.А., Леева А.Н. Общительность и выраженность в речи особенностей эмоционально-волевой сферы личности учителей-логопедов // Психолингвистика. — 2012. — № 10. — Украина: Переяслав-Хмельницкий. — С. 120—129. [Fomina N.A., Leyeva A.N. Obshchitelnost I vyrazhennost v rechi osobennostey emotsionalno-volevoy sfery lichnosti uchi-teley logopedov // Psyholingvistika. — 2012. — № 10. — Ukrina: Pereyaslav-Hmelnitskiy. — S. 120—129.]

[13] Фомина Н.А., Леева А.Н. Особенности общительности и эмоциональной сферы учителей-логопедов // Российский научный журнал. Серия «История. Педагогика. Психология. Философия. Право». — 2013. — № 5 (36). — С. 61—66. [Fomina N.A., Leyeva A.N. Oso-bennosti obshchitelnosti I emotsionalnoy sfery uchiteley-logopedov // Rossiyskiy naucniy zhurnal. Seriya «Istoriya. Pedagogika. Psykhologiya. Filosofiya. Pravo». — 2013. — № 5 (36). — S. 61—66.]

[15] Фомина Н.А., Мирчетич М.А. Лингвистические характеристики текстов и психологические особенности речевых действий студентов с преобладанием 2-й сигнальной системы // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика. — 2014. — № 1. — С. 60—67. [Fomina N.A., Mirchetich M.A. Lingvisticheskiye harakteristiki tekstov I psyhologicheskiye osobennosti rechevyh deystviy studentov s preobladaniem 2-y signalnoy sistemy // Vestnik RUDN. Seriya «Psykhologiya i pedagogika». — 2014. — № 1. — S. 60—67.]

[ 16] Шабанова Т.Л. Тревожность и способы ее регуляции в профессиональной деятельности учителя: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 1998. [Shabanova T.L. Trevozhnost I sposoby eyo regulyatsii v professionalnoy deyatelnosti uchitela: Avoref. Diss. ... kand. psykhol. nauk. — Nizhniy Novgorod, 1998.]

FEATURES OF EMOTIONAL SPHERE IN SPEECH THERAPIST TEACHERS AND THEIR REFLECTION

IN LANGUAGE ACTION

A.N. Leyeva, N.A. Fomina

Psychology of Personality, Special Psychology and Correctional Pedagogics Chair The S.A. Eyesenin Ryazan State University Svobody str., 46, Ryazan, Russia, 390000

The article is devoted to disclosing the features of the emotional sphere of teachers working with children with speech disorders and their manifestations in speech activity.

Key words: speech therapist teachers, emotional sphere, situational and personal anxiety, syndrome of emotional burn-out, speech activity, test-utterance, psychological components of speech operations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.