кланаческая псахологая, псахотерапая и псахоаналаз
УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА РАБОТЫ
Васильева И. В.12, Григорьев П. Е.1,3 1 Кафедра общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», проезд 9 Мая, 5, Тюмень, 625007, Россия 2 Кафедра кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД, ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ»,
ул.Амурская, 75, Тюмень, 625049, Россия 3 Кафедра медицинской физики и информатики, Физико-технический институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», бульвар Ленина 5/7, Симферополь, 294006, Россия
Для корреспонденции: Григорьев Павел Евгеньевич, доктор биологических наук, заведующий кафедрой медицинской физики и информатики, Физико-технический институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», E-mail: [email protected]
Information about authors:
Vasilieva I. V. http://orcid.org/0000-0003-0740-7260 Grigoriev P. E. http://orcid.org./0000-0001-7390-9109
For correspondence: Pavel E. Grigoriev, Dr. Sci. Biol., Head of the department of medical physics and informatics, Physical and Technical Institute, Vernadsky CFU, E-mail: [email protected]
Резюме. Цель статьи состояла в исследовании влияния сцепленного фактора стажа и возраста на формирование эмоционального выгорания медицинских работников. В качестве методик оценки использовался опросник В. В. Бойко и опросник К. Маслач. Показана связь параметров эмоционального выгорания со сцепленным фактором стажа и возраста для медицинских работников. В исследовании участвовал коллектив врачей консультативно-диагностической поликлиники, 34 человека, распределенные по трем группам в зависимости от стажа и возраста. Полученные данные были обработаны методом однофакторного дисперсионного анализа. Полученные результаты, указывают на то, что существует специфика выраженности симптоматики эмоционального выгорания в зависимости от сцепленного фактора «возраст/стаж». Наиболее адаптивна и сохранна группа сотрудников в возрасте 35-45 лет, со стажем от 7 до 15 лет, для них характерны только симптомы, связанные с экономным расходованием эмоций: избирательное эмоциональное реагирование, экономия эмоций и эмоциональный дефицит. Уязвимыми для стресс-факторов оказываются молодые специалисты, вследствие необходимости накопления профессиональной квалификации, им свойственен симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Но еще более уязвимыми являются специалисты более зрелого возраста, которые, несмотря на освоенность профессиональных умений, имеют сниженные адаптационные возможности и подвержены высоким рискам развития эмоционального выгорания по всем его симптомам. Соответственно, профилактика эмоционального выгорания должна строиться по выявленным «целевым мишеням»: для начинающих - это интериоризация морально-этических норм профессии, разбор сложных ситуаций и кейсов. Для средней возрастной группы - обучение способам восполнения эмоциональных ресурсов. Для старшей группы - это восстанавливающие мероприятия, ориентированные на всю симптоматику эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, врачи, стаж, возраст.
FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT OF PHYSICIANS DEPENDING ON WORK EXPERIENCE
1,2 Vasilieva I. V.,1,3 Grigoriev P. E. 1 Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen, Russia. 2 Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen, Russia. 3 Physical and Technical Institute, Vernadsky CFU, Simferopol, Russia.
Summary. The purpose of the article was to investigate the influence of a linked factor of work experience and age on the formation of emotional burnout in physicians. As a method of evaluation, the V. V. Boyko C. Maslach. Questionnaires were used. The relationship between the parameters of emotional burnout and the linked factor "age-experience" for medical workers was shown. The study involved a team of physicians consultative diagnostic clinic, 34 people, divided into three groups, depending on the length of service and age. The data obtained was processed by ANOVA. The obtained results indicate that there is a specificity of the symptomatology of emotional burnout depending on the linked factor "age / experience". The most adaptive and safe is a group of employees aged 35-45 years, with experience from 7 to 15 years, they are characterized only by symptoms associated with the economy of emotions: selective emotional response, saving emotions and emotional deficit. Vulnerable to stress factors were young professionals, mostly due to the need to accumulate professional qualifications; they are characterized by a symptom of emotional and moral disorientation. But even more vulnerable to the emotional burnout were specialists with most work experience and age who, despite the mastery of professional skills, have reduced adaptive capabilities and are at high risk of developing emotional burnout for all of its symptoms. Accordingly, the prevention of emotional burnout should be based on the identified "target targets": for beginners, it is the internalization of the moral and ethical standards of the profession, the analysis of complex situations and cases. For the average age group - studying methods of replenishing emotional resources. For the older group, these are restorative trainings aimed at reducing of all the symptomatology of emotional burnout.
Key words: emotional burnout, physicians, experience, age.
Введение. Феномен эмоционального выгорания наиболее распространен среди представителей профессий типа «человек - человек» [1], и, по мнению С. П. Безносова [2], еще более травматичным оказывается взаимодействие в системе «человек - не нормальный человек». Пациенты медицинских учреждений в данном контексте являются людьми с особыми потребностями, отличающимися от среднего типичного человека, поскольку требуют особого отношения от медицинского персонала, вследствие переносимых страданий и снижения собственных адаптационных возможностей. Эти особенности как бы перекладываются на медицинский персонал, от специалистов ожидается помощь в восстановлении нормального функционирования жизнедеятельности организма пациента, но при этом адаптационные функции пациента также оказываются зависящими от медперсонала. Специалисты несут фактически двойную адаптационную нагрузку: за себя и за пациентов [3]. Исследования эмоционального выгорания медицинских работников разного профиля и разного уровня квалификации достаточно обширны. Показано, что эмоциональное выгорание связано с развитием профессиональной деформации [4, 5, 6, 7], которая приводит к совершению врачебных ошибок [8], преступлений, связанных с медицинской деятельностью [9]. Доминирующая симптоматика эмоционального выгорания среди медицинских работников проявляется в астенизации и уходе от стресса в болезнь [10]; редукции профессиональных обязанностей, неадекватном эмоциональном реагировании, расширении сферы экономии эмоций [11].
Особое внимание уделяется формированию эмоционального выгорания в связи с вну-трипрофессиональной дифференциацией [12]. Закономерно высокий риск развития эмоционального выгорания характерен для тех медицинских работников, чья деятельность связана с оказанием экстренной медицинской помощи, в условиях дефицита времени на принятие решения в борьбе за жизнь и здоровье пациента, это анестезиологи [13; 14], специалисты станций скорой медицинской помощи [15; 16]. Не менее травматичным как фактор формирования эмоционального выгорания оказывается взаимодействие с психически больными пациентами [17; 18].
Помимо особенностей профессиональной деятельности в качестве предпосылок формирования эмоционального выгорания выступают также личностные особенности медицинских работников: снижение стремления к осуществлению контактов с другими людьми, вследствие неумения их устанавливать; раздражительность и сниженные моральные качества [19]; деструктивные копинг-стратегии - конфронтация, избегание, дистанцирование [11]; нарушения процесса самоактуализации личности [20]. Можно сделать предположение, что изначально, люди, обладающие соответствующим набором личностных характеристик, будут сильнее подвержены эмоциональному выгоранию. Однако если специалист может быть отобран на соответствующую должность по своим личностным характеристикам, и часть факторов риска эмоционального выгорания, таким образом, может быть снята, то фактор стажа и связанного с ним фактора возраста, отражающих процесс профессионализации, не устранимы. С одной стороны, с увеличением времени выполнения профессиональной деятельности, специалист все лучше разбирается в профессиональной сфере. С другой, с течением профессионализации, различные факторы
формирования эмоционального выгорания (особенности пациентов, характер их заболеваний, ургентность вмешательства) истощают психические ресурсы совладания медицинских работников. Для врачей-анестезиологов показана следующая динамика формирования эмоционального выгорания в соответствии со стажем: студенты старших курсов и интерны обладают оптимальными характеристиками психоэмоционального статуса, с течением времени наблюдается нарастание неблагоприятных психоэмоциональных и психофизиологических реакций и их максимальная выраженность характерна для врачей со стажем более 20 лет [21]. В целом аналогичные данные, но недифференцированно относительно уровней профессионализации получены [22], с увеличением стажа растет выраженность симптомов эмоционального выгорания.
Мы полагаем, что связь стажа работы в медицинской сфере с параметрами эмоционального выгорания не столь однозначна. Во-первых, стаж работы в медицинской сфере всегда очень тесно связан с возрастом, поскольку подготовка медицинского работника требует длительного обучения и последующей специализации на практике. Во-вторых, переход из других сфер деятельности в медицинскую, почти не встречается (тогда как наоборот, часто). Поэтому мы может полагать с высокой вероятностью, что стаж и возраст являются сцепленными факторами в отношении медицинских работников и стаж относится именно к работе в сфере здавоохранения.
Материал и методы. Исследование проводилось на базе консультативно-диагностической поликлиники, в нем принимали участие 34 врача, из них 2 мужчин и 32 женщины, в возрасте от 26 до 55 лет. Поскольку в выборке преобладают значимо испытуемые женского пола, то анализом половых различий мы пренебрегли. С другой стороны, возможно, в последующих исследованиях следует отдельно провести анализ половых различий эмоционального выгорания при наличии репрезентативной выборки сотрудников-мужчин.
Для оценки эмоционального выгорания использовались следующие методики:
1) методика диагностики профессионального выгорания (МВ1) К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой [23];
2) методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко [24].
Использование двух аналогичных методик было обусловлено тем, что методика К. Мас-лач дает информацию о выраженности синдромов эмоционального выгорания в совокупности, тогда как методика В. В. Бойко позволяет оценить выраженность симптомов, складывающих соответствующий синдром. Адекватность использования обеих этих методик обусловлена тем, что они обе выстроены в соответствии с трехфакторной моделью эмоционального выгорания: истощение - редукция - деперсонализация.
Выборка формировалась следующим образом: группа 1 - испытуемые 26-35 лет обладали опытом от 1 до 7 лет (8 человек); группа 2 - испытуемые 35-45 лет со стажем от 7 до 15 лет (12 человек); группа 3 - испытуемые 45-55 лет, со стажем в медицинской деятельности от 15 до 25 лет (14 человек).
Полученные данные были обработаны следующим образом. После положительного результата проверки на нормальность распределения критерием Шапиро-Уилка, в качестве описательных статистик были использованы среднее арифметическое и ошибка среднего, а в качестве основного метода анализа данных - однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) с последующими межгрупповыми попарными сравнениями с помощью апостериорного критерия Ньюмена-Кейлса [25].
Результаты.
Таблица.
Связь показателей эмоционального выгорания с уровнями показателя «стаж-возраст» медицинских работников.
показатели эмоционального выгорания а п е е н стандартная ошибка 2 О й р - значимые межгруп-
С ^ & 3 р и < & повые различия по критерию Ньюмена-Кейлса
1 33,38 2,94 р12=0,01719
эмоциональное истощение 2 24,33 2,40 р=0,00124 р12=0,01719; р23=0,00248
3 37,57 2,22 р32=0,00248
деперсонализация 1 17,63 1,50 р=0,01326
2 16,17 1,23 р23=0,02354
3 21,29 1,13 р32=0,02354
редукция 1 24,25 2,94 р=0,41524 нет значимых различий
2 25,83 2,40
3 21,50 2,22
переживание травмы 1 9,75 1,62 р<10-5 р13=0,00013
2 8,25 1,32 р23=0,00012
3 21,93 1,22 р31=0,00013; р32=0,00012
неудовлетворенность собой 1 13,63 1,70 р=0,00002 р13=0,00021
2 13,58 1,38 р23=0,00033
3 23,00 1,28 р31=0,00021; р32=0,00033
загнанность в клетку 1 17,38 1,56 р=0,00048 р13=0,01536
2 14,67 1,28 р23=0,00117
3 22,29 1,18 р31=0,01536; р32=0,00117
тревога, депрессия 1 11,63 1,06 р<10-5 р12=0,00888; р13=0,00013
2 8,00 0,87 р21=0,00888; р23=0,00012
3 21,07 0,80 р31=0,00013; р32=0,00012
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 1 12,75 1,49 р=0,00002 р12=0,00285; р13=0,00012
2 18,67 1,21 р21=0,00285; Р13=0,01955
3 23,14 1,12 р31=0,00012; р32=0,01955
эмоционально-нравственная дезориентация 1 19,38 1,29 р<10-5 р12=0,00012
2 10,08 1,05 р21=0,00012; р32=0,00013
3 19,21 0,97 р32=0,00013
экономия эмоций 1 12,00 1,35 р=0,00026 р12=0,00019; р13=0,01937
2 20,08 1,10 р21=0,00019; р23=0,02105
3 16,07 1,02 р31=0,00013; р32=0,02105
редукция профессиональных обязанностей 1 20,00 1,22 р=0,37060 нет значимых различий
2 22,00 1,00
3 22,00 0,92
эмоциональный дефицит 1 15,63 1,43 р<10-5 р12=0,00014
2 24,83 1,17 р21=0,00014; р23=0,00012
3 13,14 1,08 р32=0,00012
эмоциональная отстраненность 1 10,38 1,17 р<10-5 р13=0,00013
2 10,08 0,96 Р13=0,00012
3 19,00 0,89 р31=0,00013; р32=0,00012
личностная отстраненность 1 14,88 1,66 р=0,00051 р13=0,04322
2 11,00 1,35 р13=0,00107
3 19,14 1,25 р31=0,04322; р32=0,00107
психосоматические и психовегетативные нарушения 1 10,50 1,14 р<10-5 р13=0,00013
2 9,67 0,93 р23=0,00012
3 20,57 0,86 р31=0,00013; р32=0,00012
Обсуждение. Параметры эмоционального истощения в целом и деперсонализации в частности обостренно выражены у начинающих профессиональный путь и тех, кто проработал в медицине большую часть своего жизненного пути. Возможно, что жалобы на снижение физическое здоровье и ухудшение эмоционального самочувствия, неадекватное эмоциональное реагирование на пациентов и коллег для начинающих связаны с тем, что они еще находятся в поиске и выработке оптимальных способов соотнесения своих возможностей с требованиями профессиональной среды; тогда как у «стажистов» данные проявления связаны скорее с истощением адаптационных ресурсов, утратой эффективности наработанных моделей поведения в связи с динамичными изменениями социо-профессиональных условий. Обращает на себя внимание тот факт, что целом, истощение, редукция и деперсонализация как синдромы в данной выборке уже сложились, важно понять какие подгруппы испытуемых и с какими особенностями вносят максимальный вклад в картину эмоциональ-
ного выгорания.
Согласно представлениям о структуре эмоционального выгорания В. В. Бойко [24], в структуре синдрома «напряжение» наблюдаются все сформированные симптомы, причем максимальная выраженность характерна для группы «стажистов»: ярко переживаются ощущение неудовлетворенности собой, невозможности поиска выхода из трудной ситуации, переживание профессиональных задач и условий как травмирующих, тревожные и депрессивные реакции. Общая характеристика динамики этих симптомов: складывающийся в группе начинающих, нивелировавшийся в группе среднего возраста и стажа и сложившийся, ярко выраженный в группе «стажистов». Только для симптома «загнанность в клетку» уже в группе начинающих сотрудников характерны высокие показатели: сотрудники заявляют о беспомощности в попытке решить стрессогенные профессиональные задачи.
В структуре синдрома «резистенция» совершенно не столь однозначная динамика выраженности симптомов. В рамках симптома «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» уже в подгруппе начинающих уже неблагоприятные повышаются проявления, для средней и старшей возрастной группы, по нарастанию - это уже ярко выраженные особенности, проявляющиеся в удовлетворении потребностей и интересов пациентов, коллег только тогда когда есть у сотрудника на это желание и настроение. Симптом «эмоционально-нравственная дезориентация» демонстрирует совершенно иную динамику. Здесь средняя по возрасту и стажу группа адаптивна и адекватно выстраивает свое поведение и отношения в профессиональных ситуациях, тогда как начинающие и «стажисты» заявляют о том, явно нарушают принятые этические нормы. Симптом «экономия эмоций» в средней и старшей возрастной группе - это сложившийся симптом, ярко проявляющийся в черствости, равнодушии к переживаниям других людей, нежелании и невозможности эмоционально включаться в их ситуации. Отличительной особенностью этого симптома является то, что он ярче всего проявляется в группе среднего возраста/стажа. Вероятно, это механизм обеспечения сохранности индивидуальных ресурсов. Не смотря на то, что по показателям симптома «редукция профессиональных обязанностей» не выявлено значимых различий между группами стажа/возраста, тем не менее, средние показатели указывают на то, что уже с самого начала профессиональной деятельности обязанности редуцируются. Устанавливается устойчивое состояние их редуцированности, характерное и для среднего и для старшего периода возраста/стажа. Это проявляется в стремлении облегчить свои действия максимально, снизить необходимость эмоционального, личностного взаимодействия, например: уменьшается время и включенность опроса пациента, сбор анамнеза сокращается до самого минимума, вместо развернутой клинической беседы - направления на анализы, вместо развернутого инструктирования по приему лекарственных препаратов - только выписанные рецепты.
В структуре синдрома «истощение» также не типичная динамика симптомов. Симптом «эмоциональный дефицит» ярко проявлен именно в средней группе возраста/стажа, выражается в самоощущении врачей как неспособность понять и прочувствовать пациентов и коллег, вследствие этого учащаются обиды, раздражительность. Симптом «эмоциональная отстраненность» формируется относительно поздно, только у сотрудников-«стажистов», что проявляется в равнодушном отношении к пациентам, проживании времени жизни на работе отстраненно, невключенно в процесс, со стремлением как можно быстрее его прожить и перейти к более приятным делам. Симптом «личностной отстраненности» также максимально выражен у «стажистов», что проявляется восприятии себя и других людей (коллег и пациентов) в качестве «бездушных механизмов», которые только препятствуют спокойной жизни. Такая установка приводит к выхолащиванию общения, делает его фатическим, поверхностным, ориентированным исключительно на достижение собственных целей в ущерб другому. Для начинающих и группы среднего возраста/стажа этот симптом только складывается, но для старшей группы он является ярко проявленным. Симптом «психосоматические и вегетативные нарушения» резкий рост дает именно в старшей группе, что проявляется в кардиосимптомах, нарушениях сна, снижении фона настроения.
Заключение. Системный анализ выраженности синдромов и симптомов эмоционального выгорания показывает, что наиболее страдающая группа сотрудников медицинских учреждений - это люди в возрасте 45-55 лет, проработавшие свыше 15 лет в сфере здравоохранения.
Наиболее адаптивна и сохранна группа врачей в возрасте 35-45 лет, со стажем от 7 до 15 лет, для них характерны только симптомы, связанные с экономным расходованием эмоций: избирательное эмоциональное реагирование, экономия эмоций и эмоциональный
дефицит.
Начинающие свою профессиональную деятельность в медицинской сфере врачи (возраст 26-35, стаж от 1 до 7 лет) имеют выраженный симптом эмоционально-нравственной дезориентации.
Полученные данные указывают на преимущественные направления профилактической работы в отношении эмоционального выгорания врачей. Для начинающих - это, прежде всего, интериоризация морально-этических норм профессии, разбор сложных ситуаций и кейсов. Для средней возрастной группы - обучение способам восполнения эмоциональных ресурсов. Для старшей группы - это восстанавливающие мероприятия, ориентированные на всю симптоматику эмоционального выгорания.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Библиография
1. Лужецкая А. М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «Человек - человек». СПЖ. 2005;21:150-153.
2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. Спб.: Речь, 2004.
3. Бабанов С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. Трудный пациент. 2009;7(12):42-46.
4. Бакумов П.А., Волчанский М. Е., Зернюкова Е. А., Гречкина Е. Р., Ковальская Е. Н. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников и профессиональная деформация личности. Вестник ВолГМУ. 2014;51(3):108-110.
5. Бердяева И.А., Войт Л. Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Дальневосточный медицинский журнал. 2012;2:117-120.
6. Бодагова Е.А., Говорин Н. В. Психическое здоровье врачей разного профиля. Социальная и клиническая психиатрия. 2013;1:21-26.
7. Болучевская В.В., Будников М. Ю. Эмоциональное выгорание врачей как актуальная психологическая и медицинская проблема. Вестник ВолГМУ. 2012;42(2):6-9.
8. Кобякова О.С., Деев И. А., Куликов Е. С., Пименов И.Д., Хомяков К. В. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь? Социальные аспекты здоровья населения. 2016;1:5.
9. Огнерубов Н. А. Синдром эмоционального выгорания как детерминанта преступности в сфере медицинской деятельности. Социально-экономические явления и процессы. 2013;47(1):245-247.
10. Балахонов А.В., Белов В. Г., Пятибрат Е. Д., Пятибрат А. О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии. Вестник СПбГУ. Серия 11. Медицина. 2009;3:57-71.
11. Костакова И. В. Взаимосвязь факторов эмоционального поведения личности и риска возникновения эмоционального выгорания у медицинских работников. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016;27(4):44-47.
12. Никишина В.Б., Молчанова Л. Н. Состояния выгорания медицинских работников в контексте вну-трипрофессиональной дифференциации // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2011;24:986-993.
13. Васильев В.Ю., Пушкаренко И. А. Причины развития «эмоционального выгорания» у анестезиологов-реаниматологов. Общая реаниматология. 2011;7(2):66. DOI:10.15360/1813-9779-2011-2-66.
14. Мамась А.Н., Косаревская Т. Е. Исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов. Новости хирургии. 2010;6:75-81.
15. Карамова Л.М., Нафиков Р.Г. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников станции скорой медицинской помощи. Вестник РГМУ. 2013:5-6:133-135
16. Ткаченко Е.Н., Аджиенко В.Л., Попов А. С. Синдром эмоционального выгорания у врачей скорой медицинской помощи (на примере малого города). Вестник ВолГМУ. 2012: 41(1): 41-43.
17. Боева А.В., Руженков В. А., Москвитина У. С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров. Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2013;154(11):6-12.
18. Петрова Е.В., Семенова Н. В., Алехин А. Н. Закономерности развития и особенности синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер психиатрических учреждений. Вестник ТГПУ. 2011;12:194-199.
19. Орел В.Е., Большакова Т. В. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников. Экология человека. 2005;3:40-43.
20. Залевский Г.В., Галажинский Э. В., Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий). СПЖ. 2001;14-15:68-71.
21. Мальцева Л.А., Саланжий А. Н. Механизмы формирования стресса у врачей-анестезиологов соответственно стажу работы по специальности. МНС. 2013;53(6):63-66.
22. Лукьянов В. В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): Сб. науч. ст. под ред. В. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007, с. 100-102.
23. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. СПб.: Из-во С.-Петерб. ун-та, 2011.
24. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008.
25. Stanton A Glantz. Primer of Biostatistics. Seventh Edition. New York: McGraw Hill, 2012.
References
1. Luzhetskaya A. M. Osobennosti proyavleniya sindroma emotsional'nogo vygoraniya u predstaviteley razlichnykh professiy sistemy «Chelovek - chelovek». SPZH. 2005;21:150-153. (In Russian)
2. Beznosov S. P. Professional'naya deformatsiya lichnosti. Spb.: Rech', 2004. (In Russian)
3. BabanovS. A. Professional'nyye faktory i stress: sindrom emotsional'nogo vygoraniya. Trudnyy patsiyent. 2009;7(12):42-46. (In Russian)
4. Bakumov P.A., Volchanskiy M. Ye., Zernyukova Ye.A., Grechkina Ye.R., Koval'skaya Ye. N. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya u meditsinskikh rabotnikov i professional'naya deformatsiya lichnosti. Vestnik VolGMU. 2014;51(3):108-110. (In Russian)
5. Berdyayeva I.A., Voyt L. N. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya u vrachey razlichnykh spetsial'nostey. Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal. 2012;2:117-120. (In Russian)
6. Bodagova Ye.A., Govorin N. V. Psikhicheskoye zdorov'ye vrachey raznogo profilya. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya. 2013;1:21-26. (In Russian)
7. Boluchevskaya V.V., Budnikov M.YU. Emotsional'noye vygoraniye vrachey kak aktual'naya psikhologicheskaya i meditsinskaya problema. Vestnik VolGMU. 2012;42(2):6-9. (In Russian)
8. Kobyakova O.S., Deyev I. A., Kulikov Ye.S., Pimenov I. D., Khomyakov K. V. Emotsional'noye vygoraniye u vrachey i meditsinskiye oshibki. Yest' li svyaz'? Sotsial'nyye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2016;1:5. (In Russian)
9. OgnerubovN. A. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya kak determinanta prestupnosti v sfere meditsinskoy deyatel'nosti. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2013;47(1):245-247. (In Russian)
10. BalakhonovA.V., Belov V. G., Pyatibrat Ye.D., Pyatibrat A. O. Emotsional'noye vygoraniye u meditsinskikh rabotnikov kak predposylka astenizatsii i psikhosomaticheskoy patologii. Vestnik SPbGU. Seriya 11. Meditsina. 2009;3:57-71. (In Russian)
11. Kostakova I. V. Vzaimosvyaz' faktorov emotsional'nogo povedeniya lichnosti i riska vozniknoveniya emotsional'nogo vygoraniya u meditsinskikh rabotnikov. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2016;27(4):44-47. (In Russian)
12. Nikishina V.B., Molchanova L. N. Sostoyaniya vygoraniya meditsinskikh rabotnikov v kontekste vnutriprofessional'noy differentsiatsii // Izvestiya PGU im. V. G. Belinskogo. 2011;24:986-993. (In Russian)
13. Vasil'yev V.YU., Pushkkarenko I. A. Prichiny razvitiya «emotsional'nogo vygoraniya» u anesteziologov-reanimatologov. Obshchaya reanimatologiya. 2011;7(2):66. D0I:10.15360/1813-9779-2011-2-66. (In Russian)
14. Mamas' A.N., Kosarevskaya T. Ye. Issledovaniye sindroma emotsional'nogo vygoraniya u vrachey anesteziologov-reanimatologov. Novosti khirurgii. 2010;6:75-81. (In Russian)
15. Karamova L.M., Nafikov R. G. Sindrom professional'nogo vygoraniya u meditsinskikh rabotnikov stantsii skoroy meditsinskoy pomoshchi. Vestnik RGMU. 2013:5-6:133-135. (In Russian)
16. Tkachenko Ye.N., Adzhiyenko V. L., Popov A. S. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya u vrachey skoroy meditsinskoy pomoshchi (na primere malogo goroda). Vestnik VolGMU. 2012: 41(1): 41-43. (In Russian)
17. Boyeva A. V., Ruzhenkov V. A., Moskvitina U. S. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya u vrachey-psikhiatrov. Nauchnyye vedomosti BelGU. Seriya: Meditsina. Farmatsiya. 2013;154(11):6-12. (In Russian)
18. Petrova Ye.V., Semenova N. V., Alekhin A. N. Zakonomernosti razvitiya i osobennosti sindroma emotsional'nogo vygoraniya u vrachey i meditsinskikh sester psikhiatricheskikh uchrezhdeniy. Vestnik TGPU. 2011;12:194-199. (In Russian)
19. Orel V. Ye., Bol'shakova T. V. Lichnostnyye determinanty vozniknoveniya sindroma psikhicheskogo vygoraniya u meditsinskikh rabotnikov. Ekologiya cheloveka. 2005;3:40-43. (In Russian)
20. Zalevskiy G.V., Galazhinskiy E. V., Umnyashkina S. V. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya kak problema samoaktualizatsii lichnosti (v sfere pomogayushchikh professiy). SPZH. 2001;14-15:68-71. (In Russian)
21. Mal'tseva L.A., Salanzhiy A. N. Mekhanizmy formirovaniya stressa u vrachey-anesteziologov sootvetstvenno stazhu raboty po spetsial'nosti. MNS. 2013;53(6):63-66. (In Russian)
22. Luk'yanov V. V. Empatiya, professional'nyy stazh i osobennosti sindroma emotsional'nogo vygoraniya u psikhiatrov-narkologov. Problemy issledovaniya sindroma «vygoraniya» i puti yego korrektsii u spetsialistov «pomogayushchikh» professiy (v meditsinskoy, psikhologicheskoy i pedagogicheskoy praktike): Sb. nauch. st. pod red. V. V. Luk>yanova, S. A. Podsadnogo. Kursk: KGU, 2007, c. 100-102. (In Russian)
23. Vodop'yanova N. Ye. Profilaktika i korrektsiya sindroma vygoraniya: metodologiya, teoriya, praktika. SPb.: Iz-vo S.-Peterb. un-ta, 2011. (In Russian)
24. Boyko V. V. Psikhoenergetika SPb.: Piter, 2008. (In Russian)
25. Stanton A Glantz. Primer of Biostatistics. Seventh Edition. New York: McGraw Hill 2012.