Научная статья на тему 'Особенности эмоционального статуса и социализации у детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы, воспитывающихся в домах ребенка'

Особенности эмоционального статуса и социализации у детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы, воспитывающихся в домах ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
100
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Долотова Н. В., Филькина О. М., Кочерова О. Ю., Пыхтина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального статуса и социализации у детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы, воспитывающихся в домах ребенка»



ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАХ РЕБЕНКА

Н.В. Долотова, О.М. Филькина, О.Ю. Кочерова, H.A. Пыхтина ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Росмедтехнологий»

Ежегодно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лишение ребенка родительского общения и пребывание в условиях деприва-ции не обеспечивает удовлетворения основных потребностей, что приводит к нарушению его здоровья и развития [2]. Кроме того, происходит увеличение числа детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС) [5], в связи с этим большое внимание уделяется изучению особенностей здоровья и развития детей с данной патологией. Перинатальные поражения ЦНС в значительной степени определяют ход постнатального развития ребенка. Проведенные ранее исследования [1,4] показали, что эти дети отличаются по темпам и уровню физического, нервно-психического развития, заболеваемости. Среди воспитанников домов ребенка у 82 % определяются перинатальные поражения ЦНС [5]. Специфические условия дома ребенка, такие как бедность впечатлений, дефицит общения с взрослыми, постоянное нахождение в коллективе, приводит к усугублению уже имеющейся патологии. При этом нередко страдает эмоциональная сфера и адаптация ребенка к жизни в обществе. Приведенные выше данные определили цель настоящего исследования.

Цель научного исследования - выявить особенности эмоционального статуса и социализации воспитанников домов ребенка с перинатальными поражениями ЦНС и их последствиями.

Обследовано 218 детей в возрасте от 6 мес. до 4 лет с перинатальными поражениями ЦНС и их последствиями, воспитывающихся в доме ребенка и в семье. Эмоцио-

нально-поведенческие реакции оценивали при помощи шкалы для определения эмоционального профиля детей раннего возраста (МЛ. Студеникин, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан, 1978). Определяли выраженность отрицательных эмоций, страха, гнева, познавательной деятельности, положительных эмоций, социальных контактов, двигательной активности, оценивали сон и аппетит. Суммируя баллы, получали интегральную оценку эмоционального статуса. Особенности эмоционального статуса воспитанников домов ребенка выявляли при сравнении с эмоциональным статусом детей, воспитывающихся в семье. Уровень социализации детей оценивали с помощью разработанных нами анкет. Анкета состояла из трех разделов, отражающих личностно-бытовую социализацию ребенка, отношения с окружающим миром, практические навыки. Каждый раздел содержал вопросы, выявляющие знания по следующим направлениям: одежда, мебель, еда и способы приготовления ппщи, животные, магазины, времена года, время суток, транспорт, отдых и др. Ответу на вопрос выставлялась балльная оценка. Суммируя балльные оценки по всем вопросам, получали сумму баллов по каждому разделу и общую сумму баллов по всей анкете.

При изучении эмоционально-поведенческих реакций установлено, что балльные оценки у большинства воспитанников домов ребенка достоверно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семье. Общая сумма баллов по шкале для определения эмоционально-поведенческих реакций детей раннего возраста составила 14,09 ± 1,17 у воспитанников домов ребенка и 20,2 ± 1,22 у

их сверстников из семьи (р < 0,001). У воспитанников домов ребенка определялись более выраженные отрицательные эмоции (-1,74 ±0,31 и -0,31 ±0,27 соответственно; р < 0,001), проявления гнева (-0,16 ± 0,25 и -0,05 ± 0,26), страха (-1,88 ± 0,43 и -1,12 ± 0,34). Эти дети характеризовались более низкой познавательной деятельностью, чем их сверстники из семьи (2,2 ±0,24 и 3,35 ±0,18; р< 0,001). У них также определялась более низкая выраженность положительных эмоций (4,28 ±0,27 и 5,69 ±0,27; р< 0,001) и двигательной активности (0,81 ±0,41 и 2,07 ± 0,4; р< 0,05).

При анализе степени выраженности эмоционально-поведенческих реакций выявлено, что отрицательные эмоции у половины детей обеих групп носили слабо выраженный характер (у 50,6 % воспитанников домов ребенка и у 54,3 % детей, воспитывающихся в семье). Более низкие оценки отрицательных эмоций у детей, воспитывающихся в домах ребенка, были обусловлены тем, что у них в два раза чаще наблюдались сильно выраженные отрицательные эмоции (35,3 и 17,3% соответственно; р < 0,01). У каждого третьего воспитанника домов ребенка (30,6 %) выявлялись умеренно выраженные проявления гнева, тогда как у 42 % детей, воспитывающихся в семье, проявления гнева были слабо выражены. Более низкие оценки проявлений страха у воспитанников домов ребенка были обусловлены тем, что у них в 1,7 раза чаще диагностировались умеренно выраженные реакции страха и в 5,9 раза чаще - сильно выраженные реакции страха. У 1,2% детей домов ребенка наблюдались очень частые приступы страха. В группе сверстников из семьи у большинства детей выявлялись слабо выраженные реакции страха, сильно выраженных и частых приступов страха не наблюдалось.

Более низкие балльные оценки положительных эмоций у воспитанников домов ребенка были обусловлены тем, что у них в

2,1 раза чаще определялись слабо выраженные положительные эмоции (р< 0,05) и в 2,5 раза реже - выраженные положительные эмоции (р < 0,002). У 1,2 % детей, воспитывающихся в домах ребенка, положительные эмоции вообще отсутствовали.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, характеризовались более низкой познавательной деятельностью, чем их сверстники из семьи. У каждого третьего ребенка определялась сниженная познавательная деятельность и лишь у каждого шестого воспитанника -умеренно выраженная. В отличие от детей, воспитывающихся в доме ребенка, у их сверстников, воспитывающихся в семье, в 1,6 раза реже определялась сниженная познавательная деятельность и в 1,5 раза чаще - умеренно выраженная. 6,1 % детей, воспитывающихся в семье, характеризовались способностью долго играть, интересом к новым предметам и людям, т. е. высоким уровнем познавательной деятельности, тогда как в доме ребенка таких детей не было.

У детей, воспитывающихся в домах ребенка, определялось снижение двигательной активности, тогда как в группе сверстников из семьи она чаще была повышенной.

Балльные оценки, характеризующие аппетит, у воспитанников домов ребенка оказались достоверно выше, чем у детей из семьи (5,54 ± 0,14 и 4,48 ± 0,2 соответственно; р< 0,001). Это обусловлено тем, что среди детей из семьи в три раза чаще диагностировались отклонения аппетита в сторону его снижения и отсутствовали дети с повышенным аппетитом, тогда как в домах ребенка повышенный аппетит отмечался у 2,4 % детей. Как показал анализ питания, сбалансированность пищи по белкам, жирам, углеводам и общая калорийность у воспитанников домов ребенка и детей, посещающих детские дошкольные учреждения, не различались.

При анализе социальных контактов выявлено, что 35,3 % воспитанников домов ребенка легко вступали в контакт со знакомым и

незнакомым человеком, но при этом чаще всего контакт был поверхностным и кратковременным. Среди детей из семьи доля детей, легко вступающих в контакт с окружающими людьми, была практически такой же (32,1 %), однако эти контакты были более продолжительными. 21,2 % воспитанников домов ребенка и 44,4 % детей, воспитывающихся в семье, характеризовались как сдержанно вступающие в контакт, что обусловлено возрастными особенностями. 22,4% воспитанников домов ребенка вообще не проявляли интереса к контактам, тогда как в группе их сверстников из семьи таких детей было достоверно меньше (5,0 %; р < 0,001).

При анализе балльных оценок сна и засыпания выявлено, что у 47,1 % воспитанников домов ребенка и у 45,7 % детей, воспитывающихся в семье, нарушений сна не было, и сон характеризовался как спокойный. У 8,3 % воспитанников домов ребенка и у 8,7 % детей из семьи выявлялись различные нарушения сна, причем у детей домов ребенка, чаще отмечался сон с плачем, тогда как в группе сверстников из семьи - беспокойный сон. У 38,8 % детей домов ребенка и 37,0 % детей из семьи выявлялись различные нарушения засыпания. Одновременное нарушение сна и засыпания выявлялось в 3,8 раза чаще у воспитанников домов ребенка (4,6 и 1,2 %).

Важным показателем здоровья ребенка является уровень социализации. Оценка со-

циализации детей 3-4 лет с последствиями перинатальных поражений ЦНС, воспитывающихся в домах ребенка и в семье, проводилась по разработанным нами анкетам. Определение уровня социализации показало более низкий ее уровень у воспитанников домов ребенка. Общая сумма баллов по всем вопросам анкеты у воспитанников домов ребенка составляла 49,82 ±3,35 балла, что в 1,9 раза меньше, чем в группе детей, воспитывающихся в семье (96,92 ±6,36; р< 0,001). Общий показатель, отражающий личностно-бытовую социализацию детей из дома ребенка, составил 22,32 ± 2,04 балла, что в 2,2 раза меньше, чем в группе сверстников из семьи (48,63 ± 3,82; р< 0,001). Показатель, отражающий отношения с окружающим миром, у воспитанников домов ребенка был в 2,6 раза меньше, чем у детей из семьи (10,86 ±0,87 и 28,13 ±2,59 балла; р < 0,001). Сформированность навыков самообслуживания у воспитанников домов ребенка также оказалась достоверно ниже, чем у сверстников из семьи (16,64 ±0,82 и 20,17 ±0,73 балла соответственно; р < 0,01). По всем вопросам анкеты воспитанники домов ребенка давали более скудные ответы. Они знают свое имя и фамилию, но нередко неправильно называют возраст, имя воспитателя и няни. Наиболее затруднительными для детей домов ребенка были вопросы о магазинах, времени года и суток, транспорте, домашних животных, праздниках (см. таблицу).

Средние балльные оценки по некоторым вопросам анкеты детей 3-4 лет с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в разных условиях

Направление знаний Дети, воспитывающиеся в доме ребенка (п = 22) Дети, воспитывающиеся в семье (п = 24)

Одежда 4,27 ± 0,43 8,79 ± 1,06

Животные 3,41 ± 0,32 7,58 ± 0,66

Времена года, время суток 1,55 ±0,3 4,33 ± 0,55

Транспорт 2,18 ±0,22 6,54 ± 0,75

Магазины 0,05 ± 0,05 2,5 ± 0,33

Праздники 0,14 ±0,07 1,58 ±0,12

Театр, музей, кинотеатр 0 2,71 ±0,59

июнь № б /183/

зжео

25

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, плохо знают время дня и его последовательность, времена года и их последовательность, какие существуют способы приготовления пищи, часто называют только один вид транспорта (автобус), не знают, что в транспорте нужно покупать билет, что такое светофор. Воспитанники домов ребенка не знают, что продают в магазинах, что такое деньги и для чего они нужны. На вопрос «Был ли ты в театре, музее, кино?» все дети ответили отрицательно.

Таким образом, воспитанники домов ребенка характеризовались низким эмоциональным статусом (за счет большей выраженности отрицательных эмоций, гнева и страха, низкой познавательной деятельности, недостатка положительных эмоций) и низким уровнем социализации по сравнению со сверстниками из семьи. Все это в дальнейшем может привести к трудностям при социальной адаптации этих детей в новом коллективе, в том числе при поступлении в школу. В связи с этим одной из основных задач деятельности государственных учреждений по воспитанию детей-сирот должно быть обеспечение адекватной комплексной реабилитации этих детей. По мнению Е.Т. Лильина [3], комплексная реабилитация прежде всего должна быть направлена на восстановление личности и ее полноценной жизни в условиях социума.

Комплекс реабилитационных мероприятий для детей с перинатальными поражениями ЦНС и их последствиями в раннем и дошкольном возрасте должен включать медикаментозную терапию, физиотерапию, рефлексотерапию, фитотерапию, ЛФК (кинезо-терапию), массаж, логопедические занятия, психологическую коррекцию (с использованием сенсорных, модульных комнат), закаливание. Учитывая выше описанные особенности эмоциональной сферы и социализации этих детей, дополнительно необходимо назначать мероприятия, направленные на

уменьшение сенсорной депривации, оптимизацию эмоционального тонуса, психомоторного развития, социальной адаптации.

Выявленный низкий эмоциональный статус воспитанников домов ребенка обосновывает необходимость включать в реабилитационные мероприятия творческие занятия, способствующие эмоциональному развитию и подчеркивающие индивидуальность ребенка, что крайне важно для детей, постоянно проживающих в коллективе и находящихся в условиях депривации. К таким мероприятиям относятся: музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, организация праздников (дней рождения), выходы в театры, зоопарки, экскурсии по городу, поездки в транспорте, увеличение социальных контактов.

Существенная роль в условиях закрытого учреждения должна отводиться использованию красивого яркого интерьера, красивой одежды и обуви, ярких разнообразных игрушек и т. д.

Организация отделений (кабинетов) социальной адаптации, а также проведение всех выше перечисленных мероприятий способствуют лучшей социализации этих детей,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьячкова М.Г. и др. Особенности здоровья и развития детей, воспитывающихся в домах ребенка //Российский педиатрический журнал. 2004. Кв 3. С. 57-58.

2. Лещенко М.В., Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л. Состояние здоровья и развития воспитанников домов ребенка //Российский педиатрический журнал. 2000. № 1. С. 48-49.

3. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабили-тология (избранные очерки), М., 1999.

4. Никитина Н.П. Комплексная оценка здоровья, диагностика и коррекция его нарушений у детей, воспитывающихся в доме ребенка: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Иваново, 1997. 21 с.

5. О состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.): Доклад. М.: Минздрав России, 2003. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.