Научная статья на тему 'Особенности эмоционального развития подростков с эссенциальной артериальной гипертензией'

Особенности эмоционального развития подростков с эссенциальной артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
ЭССЕНЦИАЛЬНАЯ АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ПОДРОСТКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ESSENTIAL ARTERIAL HYPERTENSIA / TEENAGERS / EMOTIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Жанна Владимировна, Колесникова Любовь Ильинична, Долгих Владимир Валентинович, Ильин Владимир Петрович, Поляков Владимир Матвеевич

Проведено исследование эмоциональной сферы группы подростков в возрасте от 14 до 17 лет с установленным диагнозом артериальной гипертензии. На основании выполненного исследования выявлено, что эмоциональная сфера у подростков с ЭАГхарактеризовалась повышенной тревожностью в сочетании с эмоциональной лабильностью, склонностью к депрессивным и аффективным реакциям. Этот комплекс эмоциональных изменений у подростков с ЭАГ свидетельствует об отсутствии постоянного доминирования тех или иных эмоциональных состояний, повышенной эмоциональной лабильности, усилении эмоционального реагирования и снижении контроля эмоциональных процессов, что может указывать на наличие постоянного стрессового воздействия. Сниженная способность адаптации к меняющимся социально-психологическим факторам служит закрепляющим звеном в формировании синдрома эссенциальной гипертензии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прохорова Жанна Владимировна, Колесникова Любовь Ильинична, Долгих Владимир Валентинович, Ильин Владимир Петрович, Поляков Владимир Матвеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF TEENAGERS WITH AN ESSENTIAL ARTERIAL HYPERTENSIA

The study of the emotional sphere of the teenager group at age of 14-17 years with arterial hypertensia was taken. On the basis of the executed research it is revealed that the emotional sphere at teenagers with essential arterial hypertensia was characterised by the raised uneasiness in a combination with emotional lability, propensity to depressive and affective reactions. This complex of emotional changes at teenagers with essential arterial hypertensia testifies absence of constant domination of those or other emotional conditions, the raised emotional lability, strengthening of emotional reaction and decrease in the control of emotional processes that can specify in presence of constant stressful influence. The lowered ability of adaptation to varying social and psychological factors serves as a fixing link in syndrome of essential to a hypertensia.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального развития подростков с эссенциальной артериальной гипертензией»

УДК 616.12-008.331.1/612.821

Ж.В. Прохорова, Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.П. Ильин, В.М. Поляков

особенности эмоционального развития подростков с зссЕнцидльной артериальной гипертензией

Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (Иркутск)

Проведено исследование эмоциональной сферы группы подростков в возрасте от 14 до 17 лет с установленным, диагнозом, артериальной гипертензии. На основании выполненного исследования выявлено, что эмоциональная, сфера у подростков с ЭАГ характеризовалась повышенной тревожностью в сочетании с эмоциональной лабильностью, склонностью к депрессивным, и. аффективным, реакциям. Этот, комплекс эмоциональных изменений у подростков с ЭАГ свидетельствует, об отсутствии постоянного доминирования тех или иных эмоциональных состояний, повышенной эмоциональной лабильности, усилении эмоционального реагирования и. снижении контроля, эмоциональных процессов, что может, указывать на наличие постоянного стрессового воздействия. Сниженная, способность адаптации к меняющимся, социально-психологическим, факторам, служит, закрепляющим, звеном в формировании, синдрома эссенциальной гипертензии.

Ключевые слова: эссенциальная артериальная гипертензия, подростки, эмоциональная сфера

FEATURES OF EMOTiONAL DEVELOPMENT OF TEENAGERS WiTH AN ESSENTiAL ARTERiAL HYPERTENSiA

Zh.V. Prokhorova, L.I. Kolesnikova, V.V. Dolgikh, V.P. Iljin, V.M. Polyakov

Scientific Centre of Family Health problems and Human Reproduction SB RAMS (Irkutsk)

The study of the emotional sphere of the teenager group at age of 14—17 years with arterial hypertensia was taken. On the basis of the executed, research, it is revealed, that the emotional sphere at teenagers with, essential arterial hypertensia was characterised, by the raised, uneasiness in a combination, with, emotional lability, propensity to depressive and affective reactions. This complex of emotional changes at teenagers with, essential arterial hypertensia testifies absence of constant domination, of those or other emotional conditions, the raised emotional lability, strengthening of emotional reaction and. decrease in the control of emotional processes that can specify in presence of constant stressful influence. The lowered ability of adaptation, to varying social and psychological factors serves as a fixing link in syndrome of essential to a hypertensia.

Key words: essential arterial hypertensia, teenagers, emotional sphere

введение

Актуальность изучения ЭАГ в детском и подростковом возрасте определяется ее широкой распространенностью. В связи с этим, в программах социального развития всех стран мира борьба с заболеваниями системы кровообращения определяется как важнейшая медико-биологическая и государственная проблема.

Возраст начала многих, считавшихся ранее свойственными только взрослым, заболеваний ССС значительно снизился, изменилась клиническая картина и прогноз ряда патологических состояний. Это в полной мере касается АГ, истоки которой, как общепризнанно в настоящее время, лежат в детском и подростковом возрасте. Катамне-стические наблюдения, проведенные отечественными исследователями, показали, что уровень АД остается повышенным у 33 — 42 % подростков, их них у 17 — 25 % АГ приобретает прогрессирующее течение с формированием в дальнейшем гипертонической болезни. Таким образом, практически у каждого третьего ребенка, имеющего повышение уровня АД, в онтогенезе имеет место прогрессирующее течение ЭАГ [2, 5, 7]. Все вышеизложенное обосновывает необходимость всестороннего изучения механизмов формирования ЭАГ в онтогенетическом аспекте для разработки современных методов диагностики и реабилитации [4].

материалы и методы исследования

В условиях клиники ГУ НЦ медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН было обследовано 185 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, в том числе 125 мальчиков и 60 девочек. Критериями включения в настоящее исследование являлись: наличие у ребенка лабильного или стабильного повышения АД по результатам суточного мониторирования (СМАД) — индекс времени гипертензии более 25 %; отсутствие ренопаренхиматозных, реноваскулярных, эндокринных заболеваний, а также врожденных аномалий сосудов и васкулитов; наличие добровольного информированного согласия больного или его родителей на участие в исследовании. В контрольную группу вошло 60 практически здоровых подростка того же возраста (34 мальчика и 26 девочек).

Психоэмоциональные изменения у подростков контрольной и основной группы исследовались с помощью психодиагностических методов, которые включали в себя многофакторный личностный опросник БР1 (Форма В), цветовые выборы М. Люшера, шкалу тревожности Спилберга — Ханина, шкалы проявлений тревоги Л. Теу1ог, шкалу уровня депрессии Бека, опросник агрессивности и враждебности Баса — Дарки, методику исследования самооценки Дембо — Рубинштейна [1, 3, 6]. Все полученные результаты были ранжированы по 4-балльной шкале. Статистический анализ полученных материалов

проводили с использованием пакета прикладных программ STATISTICA 6.1 (StatSoft, USA), различия считались значимыми на уровне p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

При сравнительном изучении психоэмоциональных особенностей детей подросткового возраста контрольной и основной группы, нами выявлены различия в эмоциональном статусе, которые были связаны с повышенной тревожностью, выраженной эмоциональной лабильностью, агрессивностью и усилением депрессивных реакций у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией.

Так, по всем применяемым методикам у подростков с ЭАГ выявлялся высокий уровень тревожности (87 %), в то же время в контрольной группе преобладал умеренный уровень тревожности (77 %) (рис. 1).

Интересно, что разделение пациентов по половому признаку показало, что более высокий уровень тревожности отмечался у мальчиков-подростков (82,96 %) с ЭАГ. Они отличались большей раздражительностью и склонностью к эмоциональному напряжению. У девочек с ЭАГ также преобладали более высокие показатели тревожности (71,54 %), чем у здоровых девочек (19 %), однако эти показатели у девочек основной группы сопровождались скованностью, чрезмерной скромностью, демонстративным избеганием.

Таким образом, среди подростков с ЭАГ преобладали высокотревожные индивиды, которым был свойственен неустойчиво-импульсивный тип реагирования на внешние эмоционально-значимые для них воздействия и ожидание возможных неудач без видимых причин.

Выраженная эмоциональная лабильность в 2 раза чаще встречалась у подростков с ЭАГ. Умеренный уровень лабильности был свойственен подросткам контрольной группы и относительно редко встречался у подростков с ЭАГ (рис. 2). Повышенная эмоциональная лабильность чаще встречалась у девочек-подростков с ЭАГ — 75,8 % по сравнению

с 36,2 % девочек контрольной группы. У девочек с ЭАГ чаще отмечались повышенная утомляемость, раздражительность, частая смена настроения и склонность к ипохондрии.

Большое число подростков с ЭАГ (37,5 %) демонстрируют также и высокий уровень агрессивных реакций. Повышенная агрессивность была больше свойственна мальчикам с ЭАГ, достигая 65,8 % от всех обследуемых, в то время как у девочек этот показатель был заметно ниже (40,4 %). При этом различия между основной и контрольной группой по этому показателю оказались на высоком уровне статистической значимости (рис. 3). Эти данные подтверждают представления о разных уровнях агрессивности у мальчиков и девочек, которые вероятно детерминируются не только биологическими факторами, но и особенностью гендерных ролей. Мальчики с ЭАГ, после проявления агрессивных действий, в меньшей степени испытывают вину и тревогу, девочки же, напротив, обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться против них самих. Проявив агрессию, они скорее реагировали на нее чувством вины и страха. Более того, девочки рассматривают агрессию как экспрессию, как выражение эмоционального напряжения при гневе. Девочки с ЭАГ по сравнению с нормой, достоверно чаще демонстрируют агрессию в форме подозрительности, раздражительности, обиды и физической агрессии. В качестве основного способа разрешения конфликта, девочки основной группы неслучайно чаще избирают соперничество и избегание, в то время как их здоровые ровесницы предпочитают сотрудничество. По результатам теста Басса — Дарки девочки-подростки основной группы более склонны к открытому агрессивному поведению, чем девочки контрольной группы. Мальчики же относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального вознаграждения. У мальчиков с ЭАГ со временем возможна трансформация агрессии в жизненные установки, которые могут негативно сказаться на поведении, что, в свою

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

87

-13-

77

-22-

Основная

□ Умеренный

Контрольная 1 Высокий

80

70

60

50

40

30

20

10

0

72,88*

ххххххх

ххххххх

ххххххх

ххххххх

Основная

67

33

Контрольная

El Умеренная 0 Выраженная

Рис. 1. Уровень тревожности у здоровых и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией.

Рис. 2. Эмоциональная лабильность у здоровых и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией.

ШУмеренный □ Выраженный

Рис. 3. Уровень агрессивности у здоровых и подростков с Рис. 4. Уровень депрессивных реакций у здоровых и подрост-

эссенциальной артериальной гипертензией. ков с эссенциальной артериальной гипертензией.

очередь, неизбежно отразится на социальной адаптации подростков и их дальнейшей судьбе.

При изучении депрессивных реакций отмечалась их значительное повышение и распространенность в обеих обследованных группах подростков (рис. 4). Однако тенденция к формированию выраженных депрессивных состояний прослеживалась только у подростков с ЭАГ (17,9 %). Следует подчеркнуть многогранность и нестабильность депрессивных симптомов, которые могут проявляться в разном соотношении тоскливого и тревожного компонентов. Эпизоды грусти, безразличия, скуки, тоскливости или угрюмости сочетаются с беспокойством, тревожностью и раздражительностью Чаще всего «масками» депрессии у подростков с ЭАГ являлись различные нарушения сна: трудности засыпания, раннее пробуждение или повышенная сонливость. Кроме того, имели место нарушения аппетита, повышенная утомляемость и раздражительность, хронический болевой синдром разной локализации (чаще всего кардиалгии, головные боли, боли в спине), вегетативные расстройства (приступы сердцебиения, одышки, головокружения). Некоторые подростки демонстрировали скрытую депрессию.

При анализе проявлений депрессивных реакций у подростков с ЭАГ в зависимости от пола был выявлен факт более частого возникновения их у девочек. При этом у них нередко возникали приступы плача или отмечалась постоянная слезливость. Иногда, напротив, пациентки не могли выражать свое эмоциональное состояние плачем, несмотря на имевшееся у них чувство отчаяния и тоски. У мальчиков депрессивная симптоматика носила маскирующий характер, выражаясь в агрессивном поведении и склонности к протестным реакциям.

Особого внимания заслуживает результат изучения са ооценки у исследуемых пациентов, которая в значительной степени зависит от эмоционального развития подростков и является важным регулятором поведения. Пациенты с ЭАГ в отличие от подростков контрольной группы достоверно

ниже оценивали свои возможности и качества. Адекватная самооценка была свойственна только трети подростков с ЭАГ, тогда как в контрольной группе она отмечалась у 65 % обследованных. Для детей с ЭАГ более характерной оказалась заниженная самооценка (50 %), в то время как завышенную самооценку показали только 19 % из них (рис. 5). Таким образом, подростки основной группы с низкой самооценкой были склонны к пассивности, внушению и чрезмерно чувствительны к критике, считая ее подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимали комплименты. Низкая самооценка у этой группы подростков могла становиться причиной их постоянного одиночества. Это может свидетельствовать о большом значении адекватности самооценки в эмоциональном развитии ребенка.

Можно было также предположить, что формирование внутренней структуры эмоциональной сферы у подростков с ЭАГ будет иметь ряд особенностей в зависимости от пола. Проведенный нами корреляционный анализ подтвердил это. Так,

”70

60

50

40

30

20

10

0

Основная Контрольная

О Заниженная □ Завышенная Ш Адекватная

Рис. 5. Особенности самооценки у здоровых и подростков с ЭАГ.

у девочек с ЭАГ выявлялась связь выраженности депрессивных реакций с уровнем агрессивности (г = 0,40; р < 0,05). Очевидно, спад жизненной активности, утрата перспективы, переживание своей несостоятельности стимулируют агрессивные реакции. Агрессивность в данном случае носит дефицитарный характер (подавленная, нереализованная, с дефицитом соответствующих поведенческих навыков). У мальчиков с ЭАГ корреляционные связи в эмоциональной сфере оказались более разнообразными и имели иной характер. На первый план выступала положительная связь агрессивности с уровнем самооценки (г = 0,29; р < 0,05), т.е. более активное агрессивное поведение повышало самооценку мальчиков-подростков. Завышенная самооценка, в свою очередь, стимулировала агрессивное поведение, которое становилось формирующим, что способствовало снижению эмоциональной лабильности. Это отражалось в значимой отрицательной корреляционной связи между уровнем агрессивности и эмоциональной лабильностью (г = —0,23; р < 0,05). Снижение эмоциональной активности у мальчиков в этом случае неизбежно должно было приводить к изменению доминирующего поведения и усилению отрицательных реакций. Поэтому усиление астенизации было связано у мальчиков с появлением выраженных депрессивных реакций (г = 0,22; р < 0,05). При стрессовых нагрузках замедляются темпы психических процессов, что приводит к ответной реакции в виде депрессивных реакций, при этом снижается жизненная активность, влияющая на вегетативные функции. Это в свою очередь является обязательным симптомом каждого астенического состояния. Тесная связь между депрессивными реакциями и рядом определенных астенических состояний характеризует астенодепрессивный синдром и начало психосоматического заболевания.

Таким образом, описанные эмоциональные особенности развития подростков с ЭАГ, способствовали сужению диапазона реагирования на адаптацию к внешним условиям и изменениям внутреннего состояния и способствовали развитию заболевания в сочетании с другими неблагоприятными воздействиями.

выводы

1. Эмоциональная сфера у подростков с ЭАГ характеризовалась повышенной тревожностью

в сочетании с эмоциональной лабильностью, склонностью к депрессивным и аффективным реакциям.

2. Комплекс эмоциональных изменений свидетельствует об отсутствии постоянного доминирования тех или иных эмоциональных состояний, повышенной эмоциональной лабильности, усилении эмоционального реагирования и снижении контроля эмоциональных процессов, что может указывать на наличие постоянного патогенного воздействия.

3. Указанные психоэмоциональные факторы риска целеобразно рассматривать и учитывать при создании и разработке программ профилактики, реабилитации подростков с эссенциальной артериальной гипертензией.

литература

1. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2007. — 950 с.

2. Левина Л.И. Артериальная гипертензия у подростков / Л.И. Левина, Л.В. Щеглова, П.А. Мо-чалов // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. — 2007. — № 2. — С. 50 — 53.

3. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — 2-е изд., доп. и переработ. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 704 с.

4. Первичко Е.С. Методология синдромного анализа А.Р. Лурия и возможности исследования психосоматических явлений (на материале эссен-циальной артериальной гипертензии) / Е.С. Пер-вичко, О.Д. Остроумова, З.М. Барышникова // А.Р. Лурия и психология 21 века: 2-я Междунар. конф., посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия. — М., 2002. — 108 с.

5. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков / А.Г. Автандилов, А.А. Александров, О.А. Кисляк и др. — М., 2004. — 44 с.

6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.

7. Щербатых Ю.В. Влияние личностных особенностей на величину артериального давления у студентов в норме и в условиях эмоционального стресса / Ю.В. Щербатых // Артериальная гипертензия. — 2000. — Т. 6, № 2. — С. 74 — 77.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прохорова Жанна Владимировна, младший научный сотрудник лаборатории психо-нейросоматической патологии УРАМН НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН; 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16; тел./факс 8 (3952) 20-76-36, 8 (3952) 20-73-67, e-mail: [email protected]

Колесникова Любовь Ильинична, член.-корр. РАМН, профессор, директор УРАМН НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН; 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16; тел./факс 8 (3952) 20-76-36, 8 (3952) 20-73-67, e-mail: [email protected]

Долгих Владимир Валентинович, д.м.н., профессор, зам. директора УРАМН ПЗСРЧ СО РАМН; 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16; тел./факс: 8 (3952) 20-76-36, 8 (3952) 20-73-67, 8 (3952) 24-68-21, e-mail: [email protected] Ильин Владимир Петрович, д.б.н., профессор, руководитель лаборатории эпидемиологии, моделирования и прогнозирования УРАМН НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН; 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16; тел./факс 8 (3952) 20-76-36, 8 (3952) 20-73-67, e-mail: [email protected]

Поляков Владимир Матвеевич, к. пед. н., зав. лабораторией психо-нейросоматической патологии УРАМН ПЗСРЧ СО РАМН; 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16; тел./факс: 8 (3952) 20-76-36, 8 (3952) 20-73-67, 8 (3952) 24-68-21, e-mail:

[email protected]; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.