Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
558
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна

В статье рассматриваются проблемы подростков, имеющих нарушения пищевого поведения, представлены основные результаты изучения особенностей эмоционально-волевой сферы детей, описаны результаты проведенной коррекционной работы. Лишний вес может порождать у детей и подростков неуверенность в себе, повышать риск возникновения заболеваний эндокринной системы, вызывать нарушения репродуктивной функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS WITH EATING DISORDERS

The article discusses the problems of adolescents with eating disorders, presents the main results of studying the characteristics of children’s emotional-volitional sphere, describes the results of the correction work. Overweight can lead to self-doubt in children and adolescents, increase the risk of endocrine system diseases, and cause reproductive disorders.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-48-54

ББК 88.4

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS WITH EATING DISORDERS

Платонова Зинаида Николаевна

Доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии Северо-Восточного федерального университета им М. К. Аммосова, Якутск, Россия, кандидат психологических наук E-mail: zplatonova@mail.ru

Platonova Zinaida N.

Assistant Professor at the Department of Psychology and Social Studies, Institute of Psychology, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia, PhD in Psychology E-mail: zplatonova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подростков, имеющих нарушения пищевого поведения, представлены основные результаты изучения особенностей эмоционально-волевой сферы детей, описаны результаты проведенной коррекционной работы. Лишний вес может порождать у детей и подростков неуверенность в себе, повышать риск возникновения заболеваний эндокринной системы, вызывать нарушения репродуктивной функции.

Abstract. The article discusses the problems of adolescents with eating disorders, presents the main results of studying the characteristics of children's emotional-volitional sphere, describes the results of the correction work. Overweight can lead to self-doubt in children and adolescents, increase the risk of endocrine system diseases, and cause reproductive disorders.

Ключевые слова: мотивация, пищевое поведение, тревожность, эмоционально-волевая сфера.

Keywords: motivation, eating behavior, anxiety, emotional-volitional sphere.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Платонова З. Н., 2021

Введение

В последнее время стали обретать актуальность вопросы нарушений пищевого поведения людей не только в РФ, но и в целом по планете. Дело в том, что очень быстро растет количество людей с лишним весом или, наоборот, желанием похудеть, что может вызвать анорексию.

Эту проблему в разные годы изучали и медики, и психологи: Э. А. Бухарова, А. В. Вахмистров, Т. Г. Вознесенская, М. А. Гаврилов, М. М. Гинзбург, А. Н. Дорожевец, Е. К. Кислова, М. В. Коркина, Е. С. Креславский, И. Г. Малкина-Пых, В. Д. Менделевич, Ш. Р. Минабутди-нов, В. А. Ротов, О. А. Скугаревский, Х. Томэ, М. А. Цивилько, С. Ю. Циркин и др.

Исследователи пришли к мнению, что пищевое поведение - это ценностное отношение к пище и ее приему, своеобразный стереотип питания как в повседневных условиях, так и в чрезвычайной ситуации. У человека развивается поведение, ориентированное на образ своего тела, и, соответственно, деятельность по формированию образов [1]. Выражаясь иначе, каждый отдельно взятый человек имеет собственное пищевое поведение с присущими лишь ему установками, формами поведения, привычками и эмоциями относительно потребляемой пищи.

Поскольку человек может иметь неправильное представление о пользе или вреде пищи, то и его пищевое поведение можно считать соответственно полезным (адекватным) или девиантным (отклоняющимся). Ученые открыли огромный спектр состояний человека, начиная от разных запретов и ограничений в питании, заканчивая банальным перееданием. Таковыми они считают анорексию, булимию, компульсивное переедание и иные нарушения [2].

Окружающая нас жизнь стремительно меняется в век высоких технологий, глобализации, цифровизации. Безусловно, претерпевает колоссальную нагрузку эмоционально-волевая сфера человека. В свою очередь, от него требуется развитие волевых качеств, для того чтобы справляться с эмоциональными нагрузками. Волевые качества нужны для того, чтобы найти себя в этом мире, самоопределиться, а для этого необходимо выдвигать адекватные цели, уточнять этапы достижения этих целей, определять особенности волевых усилий для преодоления возникающих проблем на пути к своей главной цели [3].

Возможно, потому развитие эмоционально-волевых качеств личности подростка приобретает все большую популярность в современной психологии и педагогике. Общеизвестно, что эмоции имеют значимое влияние на поведение ребенка в учебно-воспитательном процессе. Также мы знаем, что эмоционально окрашенная информация запоминается крепче и прочней, чем обычная, без окраски эмоциями (К. П. Анохин, А. Г. Асмолов, Ф. Крюгер, В. М. Розин, П. В. Симонов) [4].

Эмоции и воля являются важными чертами в характере каждого человека. Главное же предназначение их - в адекватном отражении состояния другого человека, в желании с ним общаться, начать взаимодействие. Окончательное становление эмоционально-волевой сферы происходит в подростковом возрасте, в котором ребенок наиболее раним в плане невротизации, так как именно в этот период оказывается максимальное

психологическое давление в учебе и плане личных достижений. А дети с ожирением наиболее уязвимы в плане своего недуга.

Целью данной работы являлось исследование особенностей эмоционально-волевой сферы детей, имеющих отклонения в питании, и как следствие этого - с лишним весом.

Организацией исследования явилось консультативно-поликлиническое отделение детской городской больницы, обследование проводилось в кабинете медико-социальной помощи.

Испытуемые - 50 детей: 20 мальчиков и 30 девочек в возрасте 12-17 лет.

Предметом изучения стали проявления эмоционально-волевой сферы у детей, имеющих отклонения в питании.

Методы исследования: «Дифференцированное измерение тревожности» Ч. Д. Спил-бергера; модифицированный тест М. Люшера; опросник Реана (мотивация на успех и боязнь неудачи); проективный тест Вартегга.

Результаты исследования

Испытуемые были условно разделены на 2 группы: экспериментальная и контрольная, в каждой по 25 человек. В экспериментальной группе детей диагностика проводилась после проведения коррекционной программы.

По итогам диагностики по рисуночному тесту Вартегга в экспериментальной группе (табл. 1) было выявлено 16 детей (64%) с нарушениями эмоциональной сферы и 14 детей (56%) с нарушениями в сфере логики. В контрольной группе выявлено 13 (52%) детей с нарушениями эмоциональной сферы и 12 детей (48% ) с нарушениями в сфере логики.

Таблица 1

Сводная таблица по показателям уровней нарушений, %

Рисуночный тест Вартегга Мир эмоций Мир логики

высокий уровень низкий уровень высокий уровень низкий уровень

Экспериментальная группа 64 24 56 32

Контрольная группа 52 32 48 36

Уровень тревожности подростков изучался по методике Спилбергера - Ханина, в результате исследования были выявлены показатели ситуативной и личностной тревожности (табл. 2).

По этим показателям можно увидеть, что в экспериментальной группе личностная и ситуативная тревожность мало определены. Такие показатели свидетельствуют о низкой тревожности у детей с ожирением, что может проявляться в их характере как инфантильность, низкая самокритичность.

Исследуемый уровень мотивации оказался также разным (табл. 3): в экспериментальной группе выше мотивация на неудачу - у 17 детей (68%); в контрольной группе -у 12 детей (48%). Дети чаще думают о чем-то плохом, нежели о хорошем, мало верят в

Таблица 2

Уровни ситуативной и личностной тревожности, %

Тест Спилбергера -Ханина Личностная тревожность Ситуативная тревожность

высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень

Экспериментальная группа (25 детей) 40 60 0 68 32 0

Контрольная группа (25 детей) 32 56 12 48 44 8

себя, боятся за что-то отвечать. И, как следствие, в успех верят лишь 3 ребенка (12%) в экспериментальной группе и 11 детей (44%) в контрольной группе.

Таблица 3

Данные исследования мотивации успеха и неудачи, %

Опросник Реана Мотивация на неудачу Мотивация на успех Мотивация не проявляется

Экспериментальная группа (25 детей) 68 12 20

Контрольная группа (25 детей) 48 44 8

Критерий и Манна - Уитни подтверждает нулевую гипотезу. Если у детей эмоционально-волевая сфера развита слабо, то это может повлиять на эмоциональное отношение и к себе, и к миру, и тогда оно будет носить ситуативный характер. Асимптотическое значение больше 0,05 по всем выбранным методикам. Такой показатель может объясняться малым объемом выборки и сжатым периодом проведения коррекционной работы.

В программе коррекции по проблемам эмоционально-волевой сферы у подростков с нарушениями пищевого поведения были поставлены следующие цели:

• развитие навыков рефлексии, соответствующей возрасту (осознание своих чувств, отношение к себе и своим возможностям);

• развитие произвольности (умение управлять собственными отрицательными эмоциями, выбор вариантов действий на пути к успеху, сравнение полезных и неполезных видов поведения и деятельности, управление своим поведением, режимом и планами);

• развитие Я-концепции (принятие себя, уважение к себе, позитивные эмоции от переживания своих достижений, определение имеющегося уровня притязаний, повышение желания быть успешным);

• работа с навыками общения в обществе (принятие другого, ограничение пространства общения);

• упражнения по снятию напряжения в мышцах, снижение эмоционального возбуждения.

Для достижения выдвинутых целей ставились задачи:

• актуализация активности участников на развитие взаимодействия и сотрудничества;

• снятие психоэмоционального напряжения;

• помощь другим в обретении навыков самоанализа своих поступков и взаимодействия с другими;

• развитие самоконтроля;

• настрой участников на желательность изменения своих навыков общения; умение правильно понимать собственные эмоции и эмоции других;

• формирование у подростков следующих проявлений воли: умение брать ответственность на себя, инициативность, упорство в достижении целей, чувство «Мы» как умение быть одним из группы, готовность прийти на помощь другим, включение навыков движения детей как основы для развития их пространства движений;

• изучение «секретов и тайн» своего организма, упражнения, повышающие адаптационные возможности.

Участниками были приняты некоторые «законы» для работы в группе:

• открытость в общении;

• инициативность в работе (но если не хочешь говорить, промолчи);

• «секретность» происходящего в группе: то есть забывать, о чем говорили на занятиях, после их окончания;

• необходимость выслушать каждого до конца, не отвлекаясь;

• соблюдение формата работы: в начале занятия приветствие всех, аплодисменты за удачное высказывание, выражение благодарности в конце занятия.

Можно заключить, что коррекционная программа помогла дальнейшему развитию у подростков волевых качеств: умению брать ответственность на себя, инициативности, упорству в достижении целей, навыков помощи сверстникам; развитию основ аутогенной тренировки, умения противостоять стрессу.

Проведенные игровые упражнения также помогли подросткам войти в ситуации и найти выход из них, как будто это происходило в реальной жизни. Такие занятия расширяют жизненный опыт детей, готовят их психологически к проживанию разных ролей в жизни, учат преодолевать имеющиеся страхи и возможные комплексы.

По-настоящему оживили коррекционные занятия игры-разминки, предназначенные для снижения повышенного эмоционального тонуса, различных зажимов в теле, улучшения нестабильности эмоциональных состояний. Игры соответствовали психологическим особенностям детей.

Мы пришли к мнению, что для формирования постоянного уверенного поведения и применения навыков самоконтроля в жизненной практике требуется регулярность проведения коррекционной работы. Нами использовался комплекс занятий, направленных на снижение тревожности, желание снизить нервно-психическое напряжение для дальнейшей коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы подростков.

Мы убедились в том, что тревожность у подростков с проблемами питания не является личностной, а проявляется ситуативно. В тревожном состоянии такие подростки не видят иного выхода из напряженного состояния, как поесть. Естественно,

речь здесь идет о переедании, а не просто о нормированном принятии пищи. Такое пищевое поведение носит разрушающий, то есть деструктивный характер.

Далее хочется отметить проявившуюся положительную динамику в поведении у детей: проявлений уверенного поведения, рассказов о планах на будущее, дети стали проявлять некоторые навыки самоконтроля, умение вести диалог, наблюдалось желание быть независимым, принимать участие во всех играх, отсутствие боязни возникающих проблем. Также были отмечены проявления оптимистичности, изменения пищевого поведения.

Работа с подростками, страдающими ожирением, будет более эффективной в тандеме с рядом специалистов из других сфер: диетологом, специалистами по лечебной физкультуре, медиками разных профилей.

В ходе проведенной работы с подростками, имеющими проблемы с питанием, были выявлены и психологический, и физиологический аспекты проблемы. Как оказалось, для возниконовения лишнего веса есть масса причин. А последствий пищевого нарушения еще больше: низкая самооценка, неуверенность в себе, появления проблем в работе эндокринной системы, репродуктивной функции. Мы считаем, что определение причин, из-за которых страдают эмоции и волевые качества личности у подростков, является на сегодня весьма злободневной задачей.

На сегодня нет внятных ответов на вопросы, какие причины являются катализатором отклонений и когда следует проводить профилактику появившихся проблем в пищевом поведении, а также выявлять ресурсы психики, которые могут поддержать нормальный вес тела. Подростку с ожирением нужна конкретная помощь для того, чтобы освоить новые для себя варианты образа жизни и усвоить иные привычки приема пищи, тем самым смягчая пагубное для психики воздействие отвергнутости в обществе, которое может привести к ложному чувству вины и стыда у полных людей.

Список литературы

1. Франц А. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. СПб.: Ин-т обще-гуманитар. исслед., 2017.

2. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.

3. Марилов В. В. Общая психопатология. СПб.: Питер, 2013. 569 с.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2005.

5. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога. М.: Академия, 2014. 413 с.

6. Иванов Д. В., Хохрина А. А. Образ тела у подростков с нарушениями пищевого поведения // Вестник ГУУ, 2019.

References

1. Frants A. Psikhosomaticheskaya meditsina. Printsipy i primenenie. St. Petersburg: In-t obshchegumanitar. issled., 2017.

2. Ilyin E. P. Psikhologiya voli. St. Petersburg: Piter, 2000.

3. Marilov V. V. Obshchaya psikhopatologiya. St. Petersburg: Piter, 2013. 569 p.

4. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti. Moscow, 2005.

5. Malkina-Pykh I. G. Psikhosomatika: spravochnik prakticheskogo psikhologa. Moscow: Akademiya, 2014. 413 p.

6. Ivanov D. V., Khokhrina A. A. Obraz tela u podrostkov s narusheniyami pishchevogo povedeniya. Vestnik GUU, 2019.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3

Статья поступила в редакцию 02.12.2020 The article was received on 02.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.